Эффективность использования компьютерных программ в коррекции нарушений речевого развития у дошкольников с ЗПР
|
Введение
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 10
1.1 Психо-речевое развитие детей с ЗПР
1.2 Особенности восприятия и воспроизведения звукослоговой
структуры слова у детей с ЗПР 20
1.3 Применение компьютерных программ в коррекции речевых
нарушений у дошкольников ЗПР 29
Выводы по первой главе 35
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 38
2.1 Цели, задачи и организация исследования. Характеристика экспериментальных групп
2.2 Методика коррекции речевых нарушений у дошкольников
ЗПР с использованием компьютерных программ 52
2.3 Оценка эффективности методики коррекции речевых нарушений
у дошкольников ЗПР с использованием
компьютерных программ 62
Выводы по второй главе 65
Заключение 67
Список используемой литературы 71
Приложение 78
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 10
1.1 Психо-речевое развитие детей с ЗПР
1.2 Особенности восприятия и воспроизведения звукослоговой
структуры слова у детей с ЗПР 20
1.3 Применение компьютерных программ в коррекции речевых
нарушений у дошкольников ЗПР 29
Выводы по первой главе 35
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 38
2.1 Цели, задачи и организация исследования. Характеристика экспериментальных групп
2.2 Методика коррекции речевых нарушений у дошкольников
ЗПР с использованием компьютерных программ 52
2.3 Оценка эффективности методики коррекции речевых нарушений
у дошкольников ЗПР с использованием
компьютерных программ 62
Выводы по второй главе 65
Заключение 67
Список используемой литературы 71
Приложение 78
Актуальность исследования: одним из основных направлений работы любого дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей коммуникативной компетентности как способности решать вербальными средствами актуальные для них жизненные задачи в бытовой, учебной и культурной жизни.
Далеко не у всех детей средства вербальной коммуникации формируются спонтанно, многим из них требуется логопедическая помощь, в рамках которой проводится целенаправленная работа по формированию лексических, грамматических и фонетико-фонематических средств речевого общения.
Наиболее ярко выраженные трудности формирования средств речевого общения проявляются при недоразвитии речи, которое наблюдается и рассматривается в качестве основного симптома или одного из симптомов таких распространенных форм нарушенного развития ребенка, как задержка психического развития (ЗПР).
Изначально исследования речи детей рассматриваемых категорий в основном ограничивались изучением внешних проявлений их речевых трудностей. Перенос психолингвистических идей в логопедическую науку и практику породил целый пласт исследований, в которых речевая продукция детей с ЗПР стала подвергаться анализу не только в аспекте ее внешних проявлений, но и с точки зрения глубинных механизмов понимания и порождения речи. В настоящее время проведено большое количество специальных исследований в области изучения речи детей дошкольного возраста с ЗПР. Исследователи отмечают, что такие дети испытывают специфические трудности в овладении родным языком как средством общения, обусловленные дефицитом лексических, грамматических и фонетико-фонематических средств, что влечет за собой выраженные недостатки языкового оформления высказывания, а также развертывания и внешней репрезентации смысловой программы Г.В. Бабина, Г.С. Гуменная, Г.И. Жаренкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Л.В. Лопатина, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Л.Б. Халилова, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская.
Результаты исследований речи дошкольников с ЗПР освещаются в работах многих авторов. Характеризуя речь детей данной категории, специалисты также отмечают нарушения формирования средств речевого общения, которые проявляются в речи в виде характерных лексических, грамматических и фонетико-фонематических ошибок. Рассматривая речевое развитие ребенка с ЗПР в тесной взаимосвязи с когнитивным развитием, специалисты обращают особое внимание на обилие в его речи смысловых ошибок, выделяя «семантический дефект» в качестве ведущего звена в структуре речевого нарушения. Трудности усвоения семантической структуры слова, отмечаемые у детей с ЗПР, неизбежно вызывают у них и трудности структурно-семантического оформления высказывания Н.Ю. Борякова, Е.А. Екжанова, Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, В.И. Лубовский, Е.С. Слепович, Е.Ф. Соботович, Е.А. Стребелева, С.Г. Шевченко, Л.В.
Яссман.
Эффективность методов логопедической коррекции связано, прежде всего, с четкой внутригрупповой дифференциацией дошкольников с ЗПР, выявлением их индивидуально-типологических особенностей (для проведения фронтальной работы и построения микропрограмм развития и коррекции), а также подготовкой учителей-логопедов к проведению коррекционно-развивающей работы с учетом современных требований общей и специальной дошкольной педагогики.
Возросшие требования к образованию детей с речевыми нарушениями определяют необходимость модернизации содержания образования с позиций применения современных педагогических технологий, в том числе: коммуникативно - деятельностного, личностно-ориентированного подхода к обучению Л.А. Головчиц, Т.С. Зыкова, М.И. Никитина, Л.П. Носкова, Г.Н. Пенин, Е.Г. Речицкая, И.А. Шаповал; информационно-компьютерных технологий (ИКТ) Т.И. Галишникова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина, С.В. Сацевич.
Однако в исследованиях, имеющих непосредственное отношение к детям с речевыми нарушениями, возможности коррекции речи средствами информационно - компьютерных технологий изучены недостаточно. Не изучено, в частности, влияние применения обучающих компьютерных программ на коррекцию речевого развития; не определены психолого-педагогические условия, способствующие развитию речи у детей дошкольного возраста ЗПР с речевыми нарушениями средствами информационно - компьютерных технологий.
Таким образом, актуальность исследования определяется противоречием между значимостью коррекции развития речи у дошкольников с ЗПР с речевыми проблемами как одной из важных задач процесса обучения, востребованностью знаний и речевых умений средствами информационно-компьютерных технологий, и их недостаточной разработанностью.
Это позволило определить проблему исследования, которая заключается в выявлении специфики речевых трудностей у детей дошкольного возраста с ЗПР и определении коррекционно-педагогических мероприятий, обеспечивающих формирование средств речевого общения у детей данной категории с использованием компьютерных программ. В рамках данной проблемы определена тема исследования: «Эффективность использования компьютерных программ в коррекции нарушений речевого развития у дошкольников с ЗПР».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить использование компьютерных программ в коррекции нарушений речевого развития у дошкольников с задержкой психического развития.
Объект исследования — дошкольники с задержкой психического развития с нарушениями речевого развития.
Предмет исследования — содержание логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития дошкольников с ЗПР с использованием компьютерных программ.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
□ на основе изучения и обобщения современных теоретических и методологических исследований речи в области логопедии, психологии, лингвистики, психолингвистики, лингводидактики определить научно - методологические подходы к анализу речевой продукции у детей дошкольного возраста с ЗПР и содержанию логопедической работы по формированию средств речевого общения у детей обозначенных категорий;
□ выявить специфические трудности формирования средств речевого общения у детей дошкольного возраста с ЗПР;
□ разработать методику логопедической работы по формированию средств речевого общения у детей дошкольного возраста с ЗПР с использованием компьютерных программ;
□ экспериментально подтвердить эффективность предлагаемой методики.
Гипотеза исследования. На процесс коррекции нарушений речевого развития у дошкольников с ЗПР будет оказывать эффективное воздействие сочетание классических методов логопедической коррекции и использование компьютерных программ.
Оказание детям с ЗПР логопедической помощи с использование компьютерных программ, позволит существенно повысить эффективность коррекционно-развивающей работы по формированию у них средств речевого общения.
Для решения задач данного исследования было выбрано комплексное применение теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных объекту и предмету исследования: анализ литературных источников по проблеме исследования; анализ медикопсихолого-педагогической документации; наблюдение за детьми;
беседы с родителями, специалистами и воспитателями дошкольных образовательных учреждений; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; количественный и качественный анализ полученных данных по результатам экспериментов; обработка полученных результатов с применением математических и статистических методов (методы описательной статистики и непараметрические методы).
Теоретико-методологической базой исследования послужил комплекс положений ряда смежных наук: положения психологии о соотношении мышления, языка и речи, взаимосвязи речи с другими психическими процессами Т.Г. Богданова, JI.C. Выготский, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, Д. Слобин ; положения психолингвистики о речевой деятельности как сложном, иерархически организованном процессе В.А. Артемов, В.И. Бельтюков, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Залевская, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, В.Ф. Петренко, Е.В. Тарасов, Л.Б. Халилова; положения онтолингвистики о закономерностях усвоения ребенком родного языка Н.В. Гагарина, М.Б. Елисеева, Т.С. Лаврова, Е.К. Лимбах, Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович, Н.М. Юрьева; научно - методические подходы к использованию информационно-компьютерных технологий в коррекционно-образовательном процессе Р.Ф. Абдеев, В. П. Беспалько, Ю. Б. Зеленская, Е. И. Машбиц, О. И. Кукушкина, И. А. Филатова.
База исследования: МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №156» г. Магнитогорска Челябинской области.
Научная новизна исследования: научно обосновано содержание логопедической работы по преодолению недоразвития речи старших дошкольников с ЗПР с использованием информационно-компьютерных технологий. В основе затруднений в усвоении родного языка у детей с ЗПР лежит когнитивная недостаточность, вследствие которой в первую очередь страдает смысловая организация речи.
Разработана и научно обоснована методика коррекции речевых нарушений у дошкольников ЗПР с использованием компьютерных программ.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
дополнены и уточнены существующие научные представления о структуре речевого нарушения у дошкольников с ЗПР в частности, об особенностях формирования у них лексических, грамматических и фонетико-фонематических средств речевого общения.
Раскрыт сущностный подход к формированию средств речевого общения у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи, в рамках которого определены принципы и содержание дифференцированной логопедической работы по формированию средств речевого общения у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Практическая значимость работы: разработана методика логопедической работы по формированию средств речевого общения у детей дошкольного возраста с ЗПР с использованием информационно-компьютерных технологий, которая может быть использована в практике дошкольной логопедии, что представляется весьма актуальным в свете развития процессов интеграции и инклюзии.
Материалы исследования также могут быть использованы в работе учителей-дефектологов, педагогов-психологов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а также в качестве рекомендаций для родителей, воспитывающих таких детей. Результаты исследования могут найти применение в лекционных курсах по специальности «Логопедия», в процессе реализации профессионально-образовательных программ подготовки бакалавров и магистров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», а также в системе переподготовки и повышения квалификации учителей дефектологов, учителей-логопедов, воспитателей и других специалистов.
Структура исследования - исследование включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы
Далеко не у всех детей средства вербальной коммуникации формируются спонтанно, многим из них требуется логопедическая помощь, в рамках которой проводится целенаправленная работа по формированию лексических, грамматических и фонетико-фонематических средств речевого общения.
Наиболее ярко выраженные трудности формирования средств речевого общения проявляются при недоразвитии речи, которое наблюдается и рассматривается в качестве основного симптома или одного из симптомов таких распространенных форм нарушенного развития ребенка, как задержка психического развития (ЗПР).
Изначально исследования речи детей рассматриваемых категорий в основном ограничивались изучением внешних проявлений их речевых трудностей. Перенос психолингвистических идей в логопедическую науку и практику породил целый пласт исследований, в которых речевая продукция детей с ЗПР стала подвергаться анализу не только в аспекте ее внешних проявлений, но и с точки зрения глубинных механизмов понимания и порождения речи. В настоящее время проведено большое количество специальных исследований в области изучения речи детей дошкольного возраста с ЗПР. Исследователи отмечают, что такие дети испытывают специфические трудности в овладении родным языком как средством общения, обусловленные дефицитом лексических, грамматических и фонетико-фонематических средств, что влечет за собой выраженные недостатки языкового оформления высказывания, а также развертывания и внешней репрезентации смысловой программы Г.В. Бабина, Г.С. Гуменная, Г.И. Жаренкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Л.В. Лопатина, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Л.Б. Халилова, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская.
Результаты исследований речи дошкольников с ЗПР освещаются в работах многих авторов. Характеризуя речь детей данной категории, специалисты также отмечают нарушения формирования средств речевого общения, которые проявляются в речи в виде характерных лексических, грамматических и фонетико-фонематических ошибок. Рассматривая речевое развитие ребенка с ЗПР в тесной взаимосвязи с когнитивным развитием, специалисты обращают особое внимание на обилие в его речи смысловых ошибок, выделяя «семантический дефект» в качестве ведущего звена в структуре речевого нарушения. Трудности усвоения семантической структуры слова, отмечаемые у детей с ЗПР, неизбежно вызывают у них и трудности структурно-семантического оформления высказывания Н.Ю. Борякова, Е.А. Екжанова, Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, В.И. Лубовский, Е.С. Слепович, Е.Ф. Соботович, Е.А. Стребелева, С.Г. Шевченко, Л.В.
Яссман.
Эффективность методов логопедической коррекции связано, прежде всего, с четкой внутригрупповой дифференциацией дошкольников с ЗПР, выявлением их индивидуально-типологических особенностей (для проведения фронтальной работы и построения микропрограмм развития и коррекции), а также подготовкой учителей-логопедов к проведению коррекционно-развивающей работы с учетом современных требований общей и специальной дошкольной педагогики.
Возросшие требования к образованию детей с речевыми нарушениями определяют необходимость модернизации содержания образования с позиций применения современных педагогических технологий, в том числе: коммуникативно - деятельностного, личностно-ориентированного подхода к обучению Л.А. Головчиц, Т.С. Зыкова, М.И. Никитина, Л.П. Носкова, Г.Н. Пенин, Е.Г. Речицкая, И.А. Шаповал; информационно-компьютерных технологий (ИКТ) Т.И. Галишникова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина, С.В. Сацевич.
Однако в исследованиях, имеющих непосредственное отношение к детям с речевыми нарушениями, возможности коррекции речи средствами информационно - компьютерных технологий изучены недостаточно. Не изучено, в частности, влияние применения обучающих компьютерных программ на коррекцию речевого развития; не определены психолого-педагогические условия, способствующие развитию речи у детей дошкольного возраста ЗПР с речевыми нарушениями средствами информационно - компьютерных технологий.
Таким образом, актуальность исследования определяется противоречием между значимостью коррекции развития речи у дошкольников с ЗПР с речевыми проблемами как одной из важных задач процесса обучения, востребованностью знаний и речевых умений средствами информационно-компьютерных технологий, и их недостаточной разработанностью.
Это позволило определить проблему исследования, которая заключается в выявлении специфики речевых трудностей у детей дошкольного возраста с ЗПР и определении коррекционно-педагогических мероприятий, обеспечивающих формирование средств речевого общения у детей данной категории с использованием компьютерных программ. В рамках данной проблемы определена тема исследования: «Эффективность использования компьютерных программ в коррекции нарушений речевого развития у дошкольников с ЗПР».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить использование компьютерных программ в коррекции нарушений речевого развития у дошкольников с задержкой психического развития.
Объект исследования — дошкольники с задержкой психического развития с нарушениями речевого развития.
Предмет исследования — содержание логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития дошкольников с ЗПР с использованием компьютерных программ.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
□ на основе изучения и обобщения современных теоретических и методологических исследований речи в области логопедии, психологии, лингвистики, психолингвистики, лингводидактики определить научно - методологические подходы к анализу речевой продукции у детей дошкольного возраста с ЗПР и содержанию логопедической работы по формированию средств речевого общения у детей обозначенных категорий;
□ выявить специфические трудности формирования средств речевого общения у детей дошкольного возраста с ЗПР;
□ разработать методику логопедической работы по формированию средств речевого общения у детей дошкольного возраста с ЗПР с использованием компьютерных программ;
□ экспериментально подтвердить эффективность предлагаемой методики.
Гипотеза исследования. На процесс коррекции нарушений речевого развития у дошкольников с ЗПР будет оказывать эффективное воздействие сочетание классических методов логопедической коррекции и использование компьютерных программ.
Оказание детям с ЗПР логопедической помощи с использование компьютерных программ, позволит существенно повысить эффективность коррекционно-развивающей работы по формированию у них средств речевого общения.
Для решения задач данного исследования было выбрано комплексное применение теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных объекту и предмету исследования: анализ литературных источников по проблеме исследования; анализ медикопсихолого-педагогической документации; наблюдение за детьми;
беседы с родителями, специалистами и воспитателями дошкольных образовательных учреждений; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; количественный и качественный анализ полученных данных по результатам экспериментов; обработка полученных результатов с применением математических и статистических методов (методы описательной статистики и непараметрические методы).
Теоретико-методологической базой исследования послужил комплекс положений ряда смежных наук: положения психологии о соотношении мышления, языка и речи, взаимосвязи речи с другими психическими процессами Т.Г. Богданова, JI.C. Выготский, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, Д. Слобин ; положения психолингвистики о речевой деятельности как сложном, иерархически организованном процессе В.А. Артемов, В.И. Бельтюков, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Залевская, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, В.Ф. Петренко, Е.В. Тарасов, Л.Б. Халилова; положения онтолингвистики о закономерностях усвоения ребенком родного языка Н.В. Гагарина, М.Б. Елисеева, Т.С. Лаврова, Е.К. Лимбах, Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович, Н.М. Юрьева; научно - методические подходы к использованию информационно-компьютерных технологий в коррекционно-образовательном процессе Р.Ф. Абдеев, В. П. Беспалько, Ю. Б. Зеленская, Е. И. Машбиц, О. И. Кукушкина, И. А. Филатова.
База исследования: МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №156» г. Магнитогорска Челябинской области.
Научная новизна исследования: научно обосновано содержание логопедической работы по преодолению недоразвития речи старших дошкольников с ЗПР с использованием информационно-компьютерных технологий. В основе затруднений в усвоении родного языка у детей с ЗПР лежит когнитивная недостаточность, вследствие которой в первую очередь страдает смысловая организация речи.
Разработана и научно обоснована методика коррекции речевых нарушений у дошкольников ЗПР с использованием компьютерных программ.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
дополнены и уточнены существующие научные представления о структуре речевого нарушения у дошкольников с ЗПР в частности, об особенностях формирования у них лексических, грамматических и фонетико-фонематических средств речевого общения.
Раскрыт сущностный подход к формированию средств речевого общения у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи, в рамках которого определены принципы и содержание дифференцированной логопедической работы по формированию средств речевого общения у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Практическая значимость работы: разработана методика логопедической работы по формированию средств речевого общения у детей дошкольного возраста с ЗПР с использованием информационно-компьютерных технологий, которая может быть использована в практике дошкольной логопедии, что представляется весьма актуальным в свете развития процессов интеграции и инклюзии.
Материалы исследования также могут быть использованы в работе учителей-дефектологов, педагогов-психологов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а также в качестве рекомендаций для родителей, воспитывающих таких детей. Результаты исследования могут найти применение в лекционных курсах по специальности «Логопедия», в процессе реализации профессионально-образовательных программ подготовки бакалавров и магистров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», а также в системе переподготовки и повышения квалификации учителей дефектологов, учителей-логопедов, воспитателей и других специалистов.
Структура исследования - исследование включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы
Настоящая работа была посвящена изучению средств речевого общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, а также разработке методики коррекции речевых нарушений у дошкольников ЗПР с использованием компьютерных программ.
Изучение и обобщение современных теоретических и методологических исследований особенностей формирования средств речевого общения у детей дошкольного возраста с ЗПР показало, что, несмотря на то, что накоплен огромный опыт в области изучения речи детей дошкольного возраста с детей с ЗПР, однако в исследованиях, имеющих непосредственное отношение к детям с речевыми нарушениями, возможности коррекции речи средствами информационно-компьютерных технологий изучены недостаточно. Не изучено, в частности, влияние применения обучающих компьютерных программ на коррекцию речевого развития; не определены психолого-педагогические условия, способствующие развитию речи у детей дошкольного возраста ЗПР с речевыми нарушениями средствами информационно-компьютерных технологий. Безусловно, такой подход недопустим в силу своей некорректности.
Проведенный анализ литературных данных определил значимость решения данной проблемы для повышения эффективности логопедической работы с детьми с ЗПР. Изучение речевой продукции детей данных категорий позволило нам выявить особенности речевого развития детей с ЗПР и внести коррективы в систему оказания этим детям логопедической помощи.
Аналитическое осмысление научных исследований языка и речи, а также вопросов, связанных с обучением языку и развитием (коррекцией) речи детей дошкольного возраста с ЗПР, позволяет сделать ряд выводов, имеющих важное методологическое значение для нашего исследования.
Речь — это неотъемлемая часть человеческой психики, включающая в себя не только систему языковых знаков, но и те экстралингвистические факторы, которые приводят эту систему в действие, делают ее живой и активной. Вместе с тем речь — это и форма существования сознания, форма обобщенного отражения действительности, орудие мышления. Поэтому большинство исследователей рассматривают речь в психолингвистическом аспекте, обращая внимание на то, что ни речевые исследования, ни процесс обучения языку нельзя рассматривать вне человека, ибо речь является отражением его личности
Подавляющее большинство специалистов в области дефектологии отмечают в качестве основной проблемы при ЗПР трудности в обучении, обусловленные недоразвитием высших психических функций: памяти, внимания, мышления, речи, а также особенностями их эмоционально-волевой сферы. Речевые нарушения детей с ЗПР, обусловлены сложностью усвоения ими родного языка как кодовой системы. В речи ребенка с ЗПР это проявляется в виде стойких специфических ошибок (лексических, грамматических, фонетических), что, безусловно, отражается на формировании связной речи.
Применение компьютерных программ в логопедической работе значительно сокращает время формирования произносительных навыков, способствует развитию звукослогового анализа и синтеза. Включение компьютерных программ в коррекционно-образовательный процесс позволит максимально дифференцировать и индивидуализировать коррекционные воздействия по преодолению недостатков речи детей с ЗПР.
Однако эффективность применения коррекционно-логопедических программ на компьютерной основе во многом зависит от их сочетания с традиционными методами логопедической коррекции. В процессе такого специального обучения дошкольник с ЗПР исподволь, постепенно овладевает навыками пользователя компьютера, что способствует его интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.
Результаты формирующего эксперимента показали эффективность методики коррекции речевых нарушений у дошкольников ЗПР с использованием компьютерных программ и возможность ее интеграции в существующую систему оказания помощи детям данной категории.
Обобщая результаты исследования, нами были сформулированы следующие выводы:
1. В основе коммуникативных трудностей у дошкольников с ЗПР лежат трудности формирования лексических, грамматических и фонетико-фонематических средств, негативно влияющие на формирование связной речи и специфическим образом отражающиеся в ней.
2. В процессе экспериментального исследования было установлено, что, при внешней схожести речевой продукции у дошкольников с ЗПР, механизм порождения речевых ошибок различен. В основе трудностей усвоения родного языка у детей с ЗПР лежит когнитивная недостаточность, вследствие которой в первую очередь страдает смысловая организация речи.
3. В результате проведенного исследования на констатирующем этапе нами выяснено, что в исследуемых группах уровень речевого развития находится на неудовлетворительном уровне, что указывает на необходимость проведения коррекции в обеих исследуемых группах. Так же нами были получены практически идентичные результаты по развитию речи между экспериментальной и контрольной, что свидетельствует о высокой достоверности исследования.
4. Учитывая результаты констатирующего эксперимента, нами была разработана методика коррекции речевых нарушений у дошкольников ЗПР с использованием компьютерных программ которая определяет ряд условий, необходимых для их развития:
- создание ситуации успеха во время логопедического занятия;
- учет индивидуально - психологических особенностей детей данного возраста с ЗПР;
- целесообразность сочетания индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы на занятиях для реализации принципа коммуникативно-деятельностного подхода.
5. Для результативной деятельности по формированию средств речевого общения необходимо учитывать закономерности усвоения языка ребенком дошкольного возраста и особенности формирования лексических, грамматических, фонетико-фонематических навыков у детей с ЗПР.
6. Результаты контрольного эксперимента показали эффективность методики коррекции речевых нарушений у дошкольников ЗПР с использованием компьютерных программ. Совокупность традиционных методов коррекции недоразвития речи дошкольников с ЗПР в сочетании с применением компьютерных программ позволяют более эффективно улучшать развитие речи дошкольников с ЗПР.
Полученные результаты подтвердили правомерность гипотезы исследования и положений, выносимых, на защиту решены поставленные задачи, цель исследования достигнута.
Изучение и обобщение современных теоретических и методологических исследований особенностей формирования средств речевого общения у детей дошкольного возраста с ЗПР показало, что, несмотря на то, что накоплен огромный опыт в области изучения речи детей дошкольного возраста с детей с ЗПР, однако в исследованиях, имеющих непосредственное отношение к детям с речевыми нарушениями, возможности коррекции речи средствами информационно-компьютерных технологий изучены недостаточно. Не изучено, в частности, влияние применения обучающих компьютерных программ на коррекцию речевого развития; не определены психолого-педагогические условия, способствующие развитию речи у детей дошкольного возраста ЗПР с речевыми нарушениями средствами информационно-компьютерных технологий. Безусловно, такой подход недопустим в силу своей некорректности.
Проведенный анализ литературных данных определил значимость решения данной проблемы для повышения эффективности логопедической работы с детьми с ЗПР. Изучение речевой продукции детей данных категорий позволило нам выявить особенности речевого развития детей с ЗПР и внести коррективы в систему оказания этим детям логопедической помощи.
Аналитическое осмысление научных исследований языка и речи, а также вопросов, связанных с обучением языку и развитием (коррекцией) речи детей дошкольного возраста с ЗПР, позволяет сделать ряд выводов, имеющих важное методологическое значение для нашего исследования.
Речь — это неотъемлемая часть человеческой психики, включающая в себя не только систему языковых знаков, но и те экстралингвистические факторы, которые приводят эту систему в действие, делают ее живой и активной. Вместе с тем речь — это и форма существования сознания, форма обобщенного отражения действительности, орудие мышления. Поэтому большинство исследователей рассматривают речь в психолингвистическом аспекте, обращая внимание на то, что ни речевые исследования, ни процесс обучения языку нельзя рассматривать вне человека, ибо речь является отражением его личности
Подавляющее большинство специалистов в области дефектологии отмечают в качестве основной проблемы при ЗПР трудности в обучении, обусловленные недоразвитием высших психических функций: памяти, внимания, мышления, речи, а также особенностями их эмоционально-волевой сферы. Речевые нарушения детей с ЗПР, обусловлены сложностью усвоения ими родного языка как кодовой системы. В речи ребенка с ЗПР это проявляется в виде стойких специфических ошибок (лексических, грамматических, фонетических), что, безусловно, отражается на формировании связной речи.
Применение компьютерных программ в логопедической работе значительно сокращает время формирования произносительных навыков, способствует развитию звукослогового анализа и синтеза. Включение компьютерных программ в коррекционно-образовательный процесс позволит максимально дифференцировать и индивидуализировать коррекционные воздействия по преодолению недостатков речи детей с ЗПР.
Однако эффективность применения коррекционно-логопедических программ на компьютерной основе во многом зависит от их сочетания с традиционными методами логопедической коррекции. В процессе такого специального обучения дошкольник с ЗПР исподволь, постепенно овладевает навыками пользователя компьютера, что способствует его интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.
Результаты формирующего эксперимента показали эффективность методики коррекции речевых нарушений у дошкольников ЗПР с использованием компьютерных программ и возможность ее интеграции в существующую систему оказания помощи детям данной категории.
Обобщая результаты исследования, нами были сформулированы следующие выводы:
1. В основе коммуникативных трудностей у дошкольников с ЗПР лежат трудности формирования лексических, грамматических и фонетико-фонематических средств, негативно влияющие на формирование связной речи и специфическим образом отражающиеся в ней.
2. В процессе экспериментального исследования было установлено, что, при внешней схожести речевой продукции у дошкольников с ЗПР, механизм порождения речевых ошибок различен. В основе трудностей усвоения родного языка у детей с ЗПР лежит когнитивная недостаточность, вследствие которой в первую очередь страдает смысловая организация речи.
3. В результате проведенного исследования на констатирующем этапе нами выяснено, что в исследуемых группах уровень речевого развития находится на неудовлетворительном уровне, что указывает на необходимость проведения коррекции в обеих исследуемых группах. Так же нами были получены практически идентичные результаты по развитию речи между экспериментальной и контрольной, что свидетельствует о высокой достоверности исследования.
4. Учитывая результаты констатирующего эксперимента, нами была разработана методика коррекции речевых нарушений у дошкольников ЗПР с использованием компьютерных программ которая определяет ряд условий, необходимых для их развития:
- создание ситуации успеха во время логопедического занятия;
- учет индивидуально - психологических особенностей детей данного возраста с ЗПР;
- целесообразность сочетания индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы на занятиях для реализации принципа коммуникативно-деятельностного подхода.
5. Для результативной деятельности по формированию средств речевого общения необходимо учитывать закономерности усвоения языка ребенком дошкольного возраста и особенности формирования лексических, грамматических, фонетико-фонематических навыков у детей с ЗПР.
6. Результаты контрольного эксперимента показали эффективность методики коррекции речевых нарушений у дошкольников ЗПР с использованием компьютерных программ. Совокупность традиционных методов коррекции недоразвития речи дошкольников с ЗПР в сочетании с применением компьютерных программ позволяют более эффективно улучшать развитие речи дошкольников с ЗПР.
Полученные результаты подтвердили правомерность гипотезы исследования и положений, выносимых, на защиту решены поставленные задачи, цель исследования достигнута.
Подобные работы
- Эффективность использования компьютерной программы в коррекции фонетико-фонематического нарушения речевого развития у детей с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2019 - Логопедическая работа по обучению рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)(Логопедическая работа с детьми с задержкой психического развития и умственной отсталостью, Казанский Инновационный Университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - Использование информационных технологий в подготовке детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития к обучению грамоте
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2019 - Коррекция дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи 3 уровня и псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Влияние подвижных игр на развитие координационных способностей у детей с ЗПР 5-7 лет
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2018 - Влияние подвижных игр на развитие координационных
способностей у детей с ЗПР 5-7 лет
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Организационно-педагогические условия развития вероятностного прогнозирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2023



