Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эффективность использования компьютерных программ в коррекции нарушений речевого развития у дошкольников с ЗПР

Работа №81922

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы85
Год сдачи2019
Стоимость4945 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
273
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 10
1.1 Психо-речевое развитие детей с ЗПР
1.2 Особенности восприятия и воспроизведения звукослоговой
структуры слова у детей с ЗПР 20
1.3 Применение компьютерных программ в коррекции речевых
нарушений у дошкольников ЗПР 29
Выводы по первой главе 35
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 38
2.1 Цели, задачи и организация исследования. Характеристика экспериментальных групп
2.2 Методика коррекции речевых нарушений у дошкольников
ЗПР с использованием компьютерных программ 52
2.3 Оценка эффективности методики коррекции речевых нарушений
у дошкольников ЗПР с использованием
компьютерных программ 62
Выводы по второй главе 65
Заключение 67
Список используемой литературы 71
Приложение 78


Актуальность исследования: одним из основных направлений работы любого дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей коммуникативной компетентности как способности решать вербальными средствами актуальные для них жизненные задачи в бытовой, учебной и культурной жизни.
Далеко не у всех детей средства вербальной коммуникации формируются спонтанно, многим из них требуется логопедическая помощь, в рамках которой проводится целенаправленная работа по формированию лексических, грамматических и фонетико-фонематических средств речевого общения.
Наиболее ярко выраженные трудности формирования средств речевого общения проявляются при недоразвитии речи, которое наблюдается и рассматривается в качестве основного симптома или одного из симптомов таких распространенных форм нарушенного развития ребенка, как задержка психического развития (ЗПР).
Изначально исследования речи детей рассматриваемых категорий в основном ограничивались изучением внешних проявлений их речевых трудностей. Перенос психолингвистических идей в логопедическую науку и практику породил целый пласт исследований, в которых речевая продукция детей с ЗПР стала подвергаться анализу не только в аспекте ее внешних проявлений, но и с точки зрения глубинных механизмов понимания и порождения речи. В настоящее время проведено большое количество специальных исследований в области изучения речи детей дошкольного возраста с ЗПР. Исследователи отмечают, что такие дети испытывают специфические трудности в овладении родным языком как средством общения, обусловленные дефицитом лексических, грамматических и фонетико-фонематических средств, что влечет за собой выраженные недостатки языкового оформления высказывания, а также развертывания и внешней репрезентации смысловой программы Г.В. Бабина, Г.С. Гуменная, Г.И. Жаренкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Л.В. Лопатина, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Л.Б. Халилова, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская.
Результаты исследований речи дошкольников с ЗПР освещаются в работах многих авторов. Характеризуя речь детей данной категории, специалисты также отмечают нарушения формирования средств речевого общения, которые проявляются в речи в виде характерных лексических, грамматических и фонетико-фонематических ошибок. Рассматривая речевое развитие ребенка с ЗПР в тесной взаимосвязи с когнитивным развитием, специалисты обращают особое внимание на обилие в его речи смысловых ошибок, выделяя «семантический дефект» в качестве ведущего звена в структуре речевого нарушения. Трудности усвоения семантической структуры слова, отмечаемые у детей с ЗПР, неизбежно вызывают у них и трудности структурно-семантического оформления высказывания Н.Ю. Борякова, Е.А. Екжанова, Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, В.И. Лубовский, Е.С. Слепович, Е.Ф. Соботович, Е.А. Стребелева, С.Г. Шевченко, Л.В.
Яссман.
Эффективность методов логопедической коррекции связано, прежде всего, с четкой внутригрупповой дифференциацией дошкольников с ЗПР, выявлением их индивидуально-типологических особенностей (для проведения фронтальной работы и построения микропрограмм развития и коррекции), а также подготовкой учителей-логопедов к проведению коррекционно-развивающей работы с учетом современных требований общей и специальной дошкольной педагогики.
Возросшие требования к образованию детей с речевыми нарушениями определяют необходимость модернизации содержания образования с позиций применения современных педагогических технологий, в том числе: коммуникативно - деятельностного, личностно-ориентированного подхода к обучению Л.А. Головчиц, Т.С. Зыкова, М.И. Никитина, Л.П. Носкова, Г.Н. Пенин, Е.Г. Речицкая, И.А. Шаповал; информационно-компьютерных технологий (ИКТ) Т.И. Галишникова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина, С.В. Сацевич.
Однако в исследованиях, имеющих непосредственное отношение к детям с речевыми нарушениями, возможности коррекции речи средствами информационно - компьютерных технологий изучены недостаточно. Не изучено, в частности, влияние применения обучающих компьютерных программ на коррекцию речевого развития; не определены психолого-педагогические условия, способствующие развитию речи у детей дошкольного возраста ЗПР с речевыми нарушениями средствами информационно - компьютерных технологий.
Таким образом, актуальность исследования определяется противоречием между значимостью коррекции развития речи у дошкольников с ЗПР с речевыми проблемами как одной из важных задач процесса обучения, востребованностью знаний и речевых умений средствами информационно-компьютерных технологий, и их недостаточной разработанностью.
Это позволило определить проблему исследования, которая заключается в выявлении специфики речевых трудностей у детей дошкольного возраста с ЗПР и определении коррекционно-педагогических мероприятий, обеспечивающих формирование средств речевого общения у детей данной категории с использованием компьютерных программ. В рамках данной проблемы определена тема исследования: «Эффективность использования компьютерных программ в коррекции нарушений речевого развития у дошкольников с ЗПР».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить использование компьютерных программ в коррекции нарушений речевого развития у дошкольников с задержкой психического развития.
Объект исследования — дошкольники с задержкой психического развития с нарушениями речевого развития.
Предмет исследования — содержание логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития дошкольников с ЗПР с использованием компьютерных программ.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
□ на основе изучения и обобщения современных теоретических и методологических исследований речи в области логопедии, психологии, лингвистики, психолингвистики, лингводидактики определить научно - методологические подходы к анализу речевой продукции у детей дошкольного возраста с ЗПР и содержанию логопедической работы по формированию средств речевого общения у детей обозначенных категорий;
□ выявить специфические трудности формирования средств речевого общения у детей дошкольного возраста с ЗПР;
□ разработать методику логопедической работы по формированию средств речевого общения у детей дошкольного возраста с ЗПР с использованием компьютерных программ;
□ экспериментально подтвердить эффективность предлагаемой методики.
Гипотеза исследования. На процесс коррекции нарушений речевого развития у дошкольников с ЗПР будет оказывать эффективное воздействие сочетание классических методов логопедической коррекции и использование компьютерных программ.
Оказание детям с ЗПР логопедической помощи с использование компьютерных программ, позволит существенно повысить эффективность коррекционно-развивающей работы по формированию у них средств речевого общения.
Для решения задач данного исследования было выбрано комплексное применение теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных объекту и предмету исследования: анализ литературных источников по проблеме исследования; анализ медикопсихолого-педагогической документации; наблюдение за детьми;
беседы с родителями, специалистами и воспитателями дошкольных образовательных учреждений; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; количественный и качественный анализ полученных данных по результатам экспериментов; обработка полученных результатов с применением математических и статистических методов (методы описательной статистики и непараметрические методы).
Теоретико-методологической базой исследования послужил комплекс положений ряда смежных наук: положения психологии о соотношении мышления, языка и речи, взаимосвязи речи с другими психическими процессами Т.Г. Богданова, JI.C. Выготский, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, Д. Слобин ; положения психолингвистики о речевой деятельности как сложном, иерархически организованном процессе В.А. Артемов, В.И. Бельтюков, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Залевская, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, В.Ф. Петренко, Е.В. Тарасов, Л.Б. Халилова; положения онтолингвистики о закономерностях усвоения ребенком родного языка Н.В. Гагарина, М.Б. Елисеева, Т.С. Лаврова, Е.К. Лимбах, Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович, Н.М. Юрьева; научно - методические подходы к использованию информационно-компьютерных технологий в коррекционно-образовательном процессе Р.Ф. Абдеев, В. П. Беспалько, Ю. Б. Зеленская, Е. И. Машбиц, О. И. Кукушкина, И. А. Филатова.
База исследования: МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №156» г. Магнитогорска Челябинской области.
Научная новизна исследования: научно обосновано содержание логопедической работы по преодолению недоразвития речи старших дошкольников с ЗПР с использованием информационно-компьютерных технологий. В основе затруднений в усвоении родного языка у детей с ЗПР лежит когнитивная недостаточность, вследствие которой в первую очередь страдает смысловая организация речи.
Разработана и научно обоснована методика коррекции речевых нарушений у дошкольников ЗПР с использованием компьютерных программ.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
дополнены и уточнены существующие научные представления о структуре речевого нарушения у дошкольников с ЗПР в частности, об особенностях формирования у них лексических, грамматических и фонетико-фонематических средств речевого общения.
Раскрыт сущностный подход к формированию средств речевого общения у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи, в рамках которого определены принципы и содержание дифференцированной логопедической работы по формированию средств речевого общения у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Практическая значимость работы: разработана методика логопедической работы по формированию средств речевого общения у детей дошкольного возраста с ЗПР с использованием информационно-компьютерных технологий, которая может быть использована в практике дошкольной логопедии, что представляется весьма актуальным в свете развития процессов интеграции и инклюзии.
Материалы исследования также могут быть использованы в работе учителей-дефектологов, педагогов-психологов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а также в качестве рекомендаций для родителей, воспитывающих таких детей. Результаты исследования могут найти применение в лекционных курсах по специальности «Логопедия», в процессе реализации профессионально-образовательных программ подготовки бакалавров и магистров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», а также в системе переподготовки и повышения квалификации учителей дефектологов, учителей-логопедов, воспитателей и других специалистов.
Структура исследования - исследование включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Настоящая работа была посвящена изучению средств речевого общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, а также разработке методики коррекции речевых нарушений у дошкольников ЗПР с использованием компьютерных программ.
Изучение и обобщение современных теоретических и методологических исследований особенностей формирования средств речевого общения у детей дошкольного возраста с ЗПР показало, что, несмотря на то, что накоплен огромный опыт в области изучения речи детей дошкольного возраста с детей с ЗПР, однако в исследованиях, имеющих непосредственное отношение к детям с речевыми нарушениями, возможности коррекции речи средствами информационно-компьютерных технологий изучены недостаточно. Не изучено, в частности, влияние применения обучающих компьютерных программ на коррекцию речевого развития; не определены психолого-педагогические условия, способствующие развитию речи у детей дошкольного возраста ЗПР с речевыми нарушениями средствами информационно-компьютерных технологий. Безусловно, такой подход недопустим в силу своей некорректности.
Проведенный анализ литературных данных определил значимость решения данной проблемы для повышения эффективности логопедической работы с детьми с ЗПР. Изучение речевой продукции детей данных категорий позволило нам выявить особенности речевого развития детей с ЗПР и внести коррективы в систему оказания этим детям логопедической помощи.
Аналитическое осмысление научных исследований языка и речи, а также вопросов, связанных с обучением языку и развитием (коррекцией) речи детей дошкольного возраста с ЗПР, позволяет сделать ряд выводов, имеющих важное методологическое значение для нашего исследования.
Речь — это неотъемлемая часть человеческой психики, включающая в себя не только систему языковых знаков, но и те экстралингвистические факторы, которые приводят эту систему в действие, делают ее живой и активной. Вместе с тем речь — это и форма существования сознания, форма обобщенного отражения действительности, орудие мышления. Поэтому большинство исследователей рассматривают речь в психолингвистическом аспекте, обращая внимание на то, что ни речевые исследования, ни процесс обучения языку нельзя рассматривать вне человека, ибо речь является отражением его личности
Подавляющее большинство специалистов в области дефектологии отмечают в качестве основной проблемы при ЗПР трудности в обучении, обусловленные недоразвитием высших психических функций: памяти, внимания, мышления, речи, а также особенностями их эмоционально-волевой сферы. Речевые нарушения детей с ЗПР, обусловлены сложностью усвоения ими родного языка как кодовой системы. В речи ребенка с ЗПР это проявляется в виде стойких специфических ошибок (лексических, грамматических, фонетических), что, безусловно, отражается на формировании связной речи.
Применение компьютерных программ в логопедической работе значительно сокращает время формирования произносительных навыков, способствует развитию звукослогового анализа и синтеза. Включение компьютерных программ в коррекционно-образовательный процесс позволит максимально дифференцировать и индивидуализировать коррекционные воздействия по преодолению недостатков речи детей с ЗПР.
Однако эффективность применения коррекционно-логопедических программ на компьютерной основе во многом зависит от их сочетания с традиционными методами логопедической коррекции. В процессе такого специального обучения дошкольник с ЗПР исподволь, постепенно овладевает навыками пользователя компьютера, что способствует его интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.
Результаты формирующего эксперимента показали эффективность методики коррекции речевых нарушений у дошкольников ЗПР с использованием компьютерных программ и возможность ее интеграции в существующую систему оказания помощи детям данной категории.
Обобщая результаты исследования, нами были сформулированы следующие выводы:
1. В основе коммуникативных трудностей у дошкольников с ЗПР лежат трудности формирования лексических, грамматических и фонетико-фонематических средств, негативно влияющие на формирование связной речи и специфическим образом отражающиеся в ней.
2. В процессе экспериментального исследования было установлено, что, при внешней схожести речевой продукции у дошкольников с ЗПР, механизм порождения речевых ошибок различен. В основе трудностей усвоения родного языка у детей с ЗПР лежит когнитивная недостаточность, вследствие которой в первую очередь страдает смысловая организация речи.
3. В результате проведенного исследования на констатирующем этапе нами выяснено, что в исследуемых группах уровень речевого развития находится на неудовлетворительном уровне, что указывает на необходимость проведения коррекции в обеих исследуемых группах. Так же нами были получены практически идентичные результаты по развитию речи между экспериментальной и контрольной, что свидетельствует о высокой достоверности исследования.
4. Учитывая результаты констатирующего эксперимента, нами была разработана методика коррекции речевых нарушений у дошкольников ЗПР с использованием компьютерных программ которая определяет ряд условий, необходимых для их развития:
- создание ситуации успеха во время логопедического занятия;
- учет индивидуально - психологических особенностей детей данного возраста с ЗПР;
- целесообразность сочетания индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы на занятиях для реализации принципа коммуникативно-деятельностного подхода.
5. Для результативной деятельности по формированию средств речевого общения необходимо учитывать закономерности усвоения языка ребенком дошкольного возраста и особенности формирования лексических, грамматических, фонетико-фонематических навыков у детей с ЗПР.
6. Результаты контрольного эксперимента показали эффективность методики коррекции речевых нарушений у дошкольников ЗПР с использованием компьютерных программ. Совокупность традиционных методов коррекции недоразвития речи дошкольников с ЗПР в сочетании с применением компьютерных программ позволяют более эффективно улучшать развитие речи дошкольников с ЗПР.
Полученные результаты подтвердили правомерность гипотезы исследования и положений, выносимых, на защиту решены поставленные задачи, цель исследования достигнута.



1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной
цивилизации. -М.:ВЛАДОС, 1994. - 125с.
2. Ахутина, Т.В. Порождение речи: нейролингвистический анализ синтаксиса: монография / 3-издание, исправленное и дополненное. — М.:
ЛКИ, 2008. — 222 с.
3. Баряева, Л.Б. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками / под ред. Л.Б. Баряевой, И.Г. Вечкановой. — СПб.:
КАРО, 2007. — 256 с.
4. Баряева, Л.Б. Учим детей общаться. Формирование коммуникативных умений у младших дошкольников с первым уровнем речевого развития: учебно-методическое пособие / Л.Б. Баряева, Л.В. Лопатина. — СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. — 144 с.
5. Баряева, Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-
методическое пособие. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена; СОЮЗ, 2012.-479 с
6. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - Москва - Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
7. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. — М.: Гном — Пресс, 1999. — 56 с.
8. Волковская, Т.Н. Сравнительное изучение особенностей развития дошкольников с общим недоразвитием речи и дошкольников с задержкой психического развития /Т.Н. Волковская — М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им.М.А.Шолохова, 2013. — 210 с.
9. Демьянчук, Р.В. Память у детей с разными формами задержки психического развития: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.04 / Демьянчук Роман Викторович. — СПб, 2011. — 178 с.
10. Диагностика и коррекция задержки психического развития / Под ред. С.Г. Шевченко. — М.: Аркти, 2011. — 224 с.
11. Дробинская, А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. — М.: Школьная Пресса, 2013. — 96 с.
12. Екжанова, Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. --2012. -№ 1. — С. 8-16.
13. Журавлева, Ж.И. Формирование словесного творчества у старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи: автореф. дис. ... канд.психол.наук: 19.00.10. / Журавлева Жанна Игоревна. -- Нижний Новгород, 2011. -- 26 с.
14. Забрамная, С.Д. От диагностики к развитию. — М., 1998. — 40 с.
15. Захарова, Е.А. Психологические особенности восприятия младших школьников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи: автореф. дис. ... канд.психол.наук: 19.00.10. / Захарова Екатерина Александровна. — Нижний Новгород, 2011. — 25 с.
16. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития.—СПб.: Речь, 2007. — 168 с.
17. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. — М.: НПО МОДЕК, 2011. — 432 с.
18. Зорина, С.В. Логопедическая работа по дифференциации
грамматических форм слова у дошкольников с задержкой психического развития: дис. .канд. пед. наук: 13.00.03. / Зорина Светлана
Валентиновна. — СПб., 1998. — 254 с.
19. Иванова, О.В. Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития: дис. . канд. пед.
наук: 13.00.03. / Иванова Ольга Владимировна. — СПб. — 2013. — 322 с.
20. Китаева, Н.Н. Особенности коррекции нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников с задержкой психического развития: дис.
... канд. пед.наук: 13.00.03. / Китаева Наталья Николаевна. — СПб. — 2012. — 193 с.
21. Кондратьева, С.Ю. Обогащение математического словаря дошкольников с задержкой психического развития на модели обучения рассказыванию по картине // Дошкольная педагогика. — 2006. — №1. --С. 42-44.
22. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски.
//Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55.
23. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.
24. Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, В. Зорина — М.:
ВЛАДОС, 2013. — 304с.
25. Лебедева, П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с ЗПР: пособие для учителей и логопедов. — СПб.: КАРО, 2014. — 176 с.
26. Лебединская, К.С. Задержка психического развития //
Детская
патопсихология: Хрестоматия: Учеб. пособие для вузов / Сост., [авт. вступ. ст.] Н.Л. Белопольская. — 3-е изд., стер. -М. : Когито-Центр, 2014.
— С. 50-63.
27. Логинова, Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития.
— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. — 208 с.
28. Логопедия: учеб. для студентов дефектол. фак. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп.- М: Владос, 2014. -
— 704 с.
29. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие / Под ред. Е.А. Логиновой — СПб.: Союз, 2013. — 192 с.
30. Лубовский, В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (при
нормальном и нарушенном развитии). 2-е изд. — М.: Буки Веди, 2013. - —
200 с.
31. Лурия, А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. 2-ое изд. М.: УРСС, 2007. —— 256 с.
32. Люблинская, А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин—ов. М.: Просвещение, 1971. — 415 с.
33. Макарова, Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с
задержкой психического развития: методическое пособие. — М.:
Айриспресс, 2013. —— 160 с.
34. Мальцева, Е.В. Недостатки речи у детей с ЗПР младшего школьного возраста: автореф. дис. ... канд.пед.наук: 13.00.03./Е.В. Мальцева. — М., 1991. —— 24 с.
35. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития
(клиникопсихологическая диагностика). — М.: Компенс-центр, 1993. — 198 с.
36. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. — М.: Владос, 1997. — 304 с.
37. Матросова, Т.А. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с задержкой психического развития: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.03. / Матросова Татьяна Анатольевна.— М., 2006. —205 с.
38. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика. 1988. - 191 с.
39. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. — 4-е изд., доп. — М.:
АРКТИ, 2013. — 240 с.
40. Панченко, Т.В. Психолингвистический подход к обучению пересказу текста старших дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза / Т. В. Панченко // Гуманитарные науки в начале XXI века: межвуз. сб. науч. ст. — Вып. 3. — Якутск, 2007. — С. 85-88.
41. Петренко, В.Ф. Основы психосемантики. 2-е изд. доп. — СПб.: Питер, 2005. — 480 с.
42. Рожкова, Л.А. Особенности ориентировочной реакции как
диагностический показатель уровня сформированности
нейрофизиологических механизмов внимания и памяти у детей с нарушениями познавательной деятельности / Л.А. Рожкова // Дети с проблемами в развитии (комплексная диагностика и коррекция) / Под ред. Л.П. Григорьевой. — М.: ИКЦ «Академкнига», 2012.— С. 238¬303.
43. Семаго, Н.Я. Психологические характеристики особенностей формирования базовых составляющих познавательной деятельности у детей с отклоняющимся развитием: автореф. дис. ...канд. психол. наук: 19.00.10. / Н.Я. Семаго. — М., 2011. — 23 с.
44. Смирнова, И.А. Диагностика нарушений развития речи: учебно-методическое пособие. — СПб.: Детство-пресс, 2007. — 192 с.
45. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. — М.: Классик Стиль, 2013. — С. 23-27.
46. Соколова, Е.В. Психология детей с задержкой психического развития. - -М.: ТЦ Сфера, 2011. — 320 с.
47. Стребелева, Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Книга для педагога-дефектолога / Е.А. Стребелева. — М.:
ВЛАДОС, 2005. — 180 с.
48. Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы. //Дефектология, 1997, №2, С.41.
49. Тригер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. — СПб.: Питер, 2008. — 192 с.
50. Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. — М.: Академия, 2012. — 176 с.
51. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
52. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. — 2-е изд., стереотип. — М.:
Дрофа, 2013. — 189 с.
53. Филичева, Т.Б. Развиваем речь дошкольника. Календарно-тематическое планирование и конспекты логопедических занятий / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. — М., 2012. — 157 с.
54. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного
возраста: дис. ... доктора пед.наук: 13.00.07, 13.00.03. / Филичева
Татьяна Борисовна. — М., 2010. — 148 с.
55. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие /Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. -
- 4е изд. — М.: Айрис-пресс, 2013. — 224 с.
56. Фотекова, Т.А. Состояние вербальных и невербальных функций при общем недоразвитием речи и задержке психического развития: нейропсихологический анализ: автореф. дис. ... доктора психол. наук: 19.00.04. / Фотекова Татьяна Анатольевна. — М., 2013. — 41 с.
57. Хомская, Е.Д. Нейропсихология. — 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. -
-496 с.
58. Чиркина, Г.В. Обследование звуковой стороны речи. Обследование понимания речи // Методы обследования нарушений речи у детей / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. — 4-е изд., доп. — М.: АРКТИ, 2013. — С. 5-35.
59. Чиркина, Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина. — М.: Просвещение, 2009. — 271 с.
60. Шевченко, С.Г. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения / Под ред. В.И. Лубовского. — М.: Школьная пресса, 2014. -- 120 с.
61. Шевченко, С.Г. Диагностика и коррекция задержек психического развития у детей / С.Г. Шевченко, Н.Н. Малофеев, А.О. Дробршская и др. — М.:
АРКТИ, 2014. — 182 с.
62. Шипилова, Е.В. Основы психологии детей с нарушениями речи. — Волгоград: Перемена, 2009. -- 151 с. 
63. Шипицына, Л.М. Нейропсихологические аспекты диагностики детей в процессе коррекционно-развивающего обучения // Дефектология. — 2012.
— № 5. — С. 3-10.
64. Adams, J. Clinical neuropsychology and the Study of learning disorders. — Pediatric Clinics of North America, — 1973. — №20. — P.51-60.
65. Bates, Е. Language and context: The Acquisition of Pragmatics. — N.Y.,1976.—192 p.
66. Bickerton, D. Language and species. Chicago, 1990. — 187 p.
67. Brown, R. Bellugill. Three processes in the child's acquisition of syntax. New direction in the study of language. — Cambridge, 1964. — P. 131-162.
68. Chomsky, N. Current issues in linguistic theory. — The Hague, Houton, 1964.—140 p.
69. Clark, H.H. Psychology and language. N.Y. Harcourt, Brace & Jovanovich,1977.— 94 p.
70. Gazzaniga, M.S. Language after section of the cerebral commissure / M.S. Gazzaniga, R.W. Sperry // Brain. — 1967. — Vol.90. — P.131-148.
71. Kirk, S. Psycholinguistic learning disabilities. Diagnosis and remediation/S. Kirk, W. Kirk. -- Urbana, -- 1971. -- 130 p.
72. Sperry, R. Some effects of disconnecting the cerebral hemispheres. Nobel Lecture. // Biosci Rep. -- 1982. -- May; 2(5). -- P. 265-276.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ