ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ
СТОИМОСТЬ 6
1.1. История возникновения налога на добавленную стоимость 6
1.2. Сущность и понятие налога на добавленную стоимость: плательщики,
объект налогообложения 10
1.3. Роль налога на добавленную стоимость в формировании доходной
части Федерального бюджета РФ 17
2. ПРАКТИКА ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
В АО «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКАЯ ТЕПЛОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ» 23
2.1. Место налога на добавленную стоимость в налоговой нагрузке АО
«Набережночелнинская теплосетевая компания» 23
2.2. Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в АО
«Набережночелнинская теплосетевая компания» 29
2.3. Совершенствование расчетов по налогу на добавленную стоимость в
АО «Набережночелнинская теплосетевая компания» 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.
В результате применения НДС конечный потребитель товара, работы или услуги уплачивает продавцу налог со всей стоимости приобретаемого им блага, однако в бюджет эта сумма начинает поступать ранее конечной реализации, так как налог со своей части стоимости, «добавленной» к стоимости приобретённых сырья, работ и (или) услуг, необходимых для производства, уплачивает в бюджет каждый, кто участвует в производстве товара, работы или услуги на различных стадиях.
Налоговая ставка НДС в России составляет 18% и применяется по умолчанию, если операция не входит в перечень облагаемых по ставке 10% или в перечень со ставкой 0%.
В России налог на добавленную стоимость был введен со 2 января 1992 г. Законом РФ от 6 декабря 1991 г. «О налоге на добавленную стоимость». Первоначально, в погоне за ростом доходов бюджета, ставки НДС были установлены на чрезвычайно высоком уровне. В момент введения она была утверждена в размере 28%.
Порядок обложения налогом на добавленную стоимость определяется в соответствии с главой 21 Налогового кодекса РФ.
Благодаря налогам государство формирует финансовую политику государства, пополняет казну, и от того как пополняется бюджет зависит устойчивость и благополучие государства.
НДС - один из важнейших федеральных налогов. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров.
НДС самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему РФ.
Его традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара.
НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
За период существования налога на добавленную стоимость действующий механизм его исчисления и взимания претерпел существенные изменения. В связи с этим у налогоплательщиков возникает множество вопросов по толкованию и разъяснению порядка обложения данным налогом. Это обстоятельство подтверждает актуальность выбранной тематики исследования.
Целью дипломной работы является изучение взимания налога на добавленную стоимость в организации АО «Набережночелнинская теплосетевая компания».
Исходя из цели работы были сформулированы задачи исследования:
- изучение теоретических основ налога на добавленную стоимость в Российской Федерации, обоснование сущности налога, его развитие, а также роль налога в формировании доходной части Федерального бюджета РФ;
- рассмотрение взимания налога на добавленную стоимость на примере АО «Набережночелнинская теплосетевая компания», анализ системы его налогообложения, и обоснование порядка взимания налога на добавленную стоимость;
- совершенствование системы взимания налога на добавленную стоимость.
Взимание НДС как косвенного налога направлено, прежде всего, на решение фискальных задач государства. Во многих зарубежных странах он использовался для покрытия бюджетных дефицитов, так как увеличение налоговых ставок по прямым налогам, как правило, приводит к замедлению процесса накопления капитала и к снижению деловой активности. Но НДС отводится определенная роль в регулировании экономических и социальных процессов в стране.
Предметом дипломной работы выступает налог на добавленную стоимость.
Объектом дипломной работы выступает АО «Набережночелнинская теплосетевая компания».
Основная специализация АО «Набережночелнинская теплосетевая компания» - сдача в аренду ОАО «Генерирующая компания» теплосетевых комплексов в г. Набережные Челны и в г. Нижнекамске.
Приоритетными направлениями деятельности Общества являются:
1) выполнение обязательств по заключенным договорам аренды имущества;
2) своевременное и качественное предоставление всех видов
отчетности в государственные органы;
3) своевременное и качественное проведение корпоративных
процедур.
Теоретическую и методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам налогообложения.
В работе была использована налоговая отчетность предприятия АО «Набережночелнинская теплосетевая компания» за период 2014, 2015 гг.
Правовой основой работы выступает, прежде всего, Налоговый кодекс Российской Федерации, а именно часть вторая, глава 21 «Налог на добавленную стоимость», а также информационной основой - работы таких авторов, как: Фрейтак Н.К., Пансков В.Г., Цибизова О.Ф. и другие источники, а также средства массовой информации, статьи и сайты в сети Интернет, в частности сайт Министерства финансов РФ, сайт Федеральной налоговой службы РФ.
Подводя итоги дипломной работы, можно сделать следующие выводы:
НДС - косвенный налог на реализованные товары, выполненные, оказанные услуги, влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. Представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства - от сырья до предметов потребления.
Налог на добавленную стоимость широко используется и в мировой практике. НДС обеспечивает высокие государственные доходы, ему свойственны нейтральность и эффективность.
Налоговая система, построенная на базе НДС, обеспечивает высокую стабильность поступлений в бюджет и незначительную зависимость его от характера экономической конъюнктуры. Этот вид налога составляет устойчивую и широкую базу формирования бюджета, любое незначительное повышение его ставок существенно увеличивает поступления в бюджет.
НДС обладает такими качествами, как универсальность и абсолютная объективность, он практически не влияет на относительные конкурентные позиции секторов экономики. НДС имеет преимущества как для государства, так и для налогоплательщика. Во-первых, от него труднее уклониться. Во- вторых, с ним связано меньше экономических нарушений. В-третьих, он в большей степени повышает заинтересованность в росте доходов. К тому же для налогоплательщиков предпочтительнее рост налогообложения расходов, чем доходов.
Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Объектом налогообложения признаются следующие операции:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;
2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
В зависимости от установленных ставок НДС можно выделить следующие виды налоговой базы - налоговая база по операциям, облагаемым:
- нулевой ставкой;
- 10% - ной ставкой;
- 18% - ной ставкой.
Практика учета расчетов с бюджетом по НДС была показана на материалах АО «Набережночелнинская теплосетевая компания». В течение 2014, 2015 годов Общество предоставляло в аренду ОАО «Генерирующая компания» теплосетевой комплекс в г. Набережные Челны и в г. Нижнекамске.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма налога и увеличенная на суммы восстановленного налога. Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную и увеличенную на суммы восстановленного налога, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, подлежит возмещению налогоплательщику.
Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах.
Учет налога на добавленную стоимость ведется на счетах 19 «Налог на до¬бавленную стоимость по приобретенным ценностям» по соответствующим суб¬счетам, 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчете «Расчеты по налогу на до¬бавленную стоимость».
Также в работе были рассмотрены пути совершенствование учета расчетов с бюджетом по НДС на предприятии, предусматривающие:
1) учет изменений налогового законодательства по исчислению и уплате НДС;
2) соблюдение требований оформления счетов - фактур и книг покупок и продаж;
3) постановку налогового планирования.
В дипломной работе рассматривалась практика взимания налога на добавленную стоимость на примере организации АО «Набережночелнинская теплосетевая компания».
Исходя из проведенной работы, можно сделать краткие выводы.
Мы видим, что АО «Набережночелнинская теплосетевая компания» ведет правильное исчисление и уплату НДС в бюджет.
Анализируя формирования налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость, на примере конкретной организации АО «Набережночелнинская теплосетевая компания», можно выделить следующие особенности.
На рассматриваемом предприятии объектом налогообложения является реализация товаров, работ и услуг. Налоговая база для Общества формируется согласно ведению следующих регистров налогового учета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137:
- книги покупок;
- книги продаж.
Счета-фактуры по приобретенным и реализованным товарам, продукции, работам и услугам, имущественным правам составляются и регистрируются в книгах покупок и продаж в бухгалтерии Общества при совершении операций, признаваемых объектами, как облагаемыми налогом на добавленную стоимость, так и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).
К вычету в организации принимаются суммы НДС по приобретаемым товарам, работам и услугам у поставщиков, используемых в дальнейшем для облагаемых НДС операций. Данные о принимаемых к вычету сумм налога формируются в книге покупок.
Обобщая порядок расчетов АО «Набережночелнинская теплосетевая компания» с бюджетом по НДС, можем отметить, что бухгалтерия предприятия справляется со своими обязанностями в отношении исчисления данного налога, общий процесс не является трудоемким. Данное обстоятельство практически исключает возможность осуществления ошибок и применения к предприятию штрафных санкций со стороны налоговой инспекции.
1. Крылова Н.С. Налог на добавленную стоимость в России и иностранных государствах (Основные тенденции развития законодательства) / Государство и право, 2007, № 5. - 416 с.
2. Романовский М.В., Врублевский О.В. Налоги и налогообложение, 2003. - 526 с.
3. Караваева И.В. Эволюция налога на добавленную стоимость в налоговой теории и практике / Право и экономика, 2005, № 9. - 365 с.
4. Эбрилл Л., Кин М., Ж.-П. Боден, В. Саммерс. Современный НДС - М.: Весь Мир, 2003. - 486 с.
5. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учеб. для вузов. - М : МЦФЭР, 2006. - 448 с.
6. Фрейтак Н. К. НДС: нормы, действия, ситуации. - М. : ФБК Пресс, 2005. - 101 с.
7. Цибизова О. Ф. О налоге на добавленную стоимость // Налоговый вестник. - 2006 . - N 1. - 538 с.
8. Крутякова Т. НДС. Вычеты и счета-фактуры; АйСи Групп, 2012. - 288 с.
9. Шувалова Е.Б. Налоги и налогообложение, учебное пособие / Московская финансово-промышленная академия. - М., 2005. - 225 с.
10. Райзберг Б.А. Экономика и управление [Текст]: словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский; Моск. Психол.-социал. ин-т. - 2005. - 275 с.
11. Семенихин В. В. Все налоги России 2010; Эксмо, 2010. - 960 с.
12. Финансовый учет: Учебник / Под ред. В.Г. Гетьмана. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 412 с.
13. Черник Д.Г., Павлова Л.П., Дадашев А.З., Князев В.Г., Морозов В.П. Налоги и налогообложение [Текст]: Учебник / Д.Г. Чердник - М.: Инфра- М, 2011. - 270 с.
14. Шаповалова К.Р. Снижать или не снижать [Текст] / К.Р.
Шаповалова / Налоговая политика и практика. 2012. №10. - С. 25-27.
15. Налоговый кодекс РФ (часть вторая), глава 21 // Информ. - правов. система «Консультант плюс». - Версия от 01.05.2016.
16. Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст]: федеральный закон Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 01.09.2014 г.). - М.: Омега-Л, 2014. - 848 с.
17. Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ (ред. от 21.07.2014 г.) «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2014) [Электронный ресурс]: информационно-правовой портал «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=166223.
18. Федеральный закон от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ (ред. от 28.06.2014 г.)
«Об электронной подписи» [Электронный ресурс]: информационно-правовой портал «Консультант Плюс». -
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165011.
19. Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 г. № 1137 (ред. от 30.07.2014 г.) «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» [Электронный ресурс]: информационно-правовой портал «Консультант Плюс». http://base.consultant.ru/cons/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=166947.
20. Приказ Минфина РФ от 25.04.2011 г. № 50н «Об утверждении
Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.05.2011 г. № 20860)
[Электронный ресурс]: информационно-правовой портал «Консультант Плюс». http: //base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc ;base=LAW ;n=114403.
21. Практический комментарий основных изменений налогового
законодательства с 2015 года [Электронный ресурс]: информационно-правовой портал «Консультант Плюс». - Режим доступа: http: //base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=166532.
22. Житнич А. Счет-фактура придет быстрее [Электронный ресурс]: официальный сайт Российской газеты. - Режим доступа: http: //www.rg. ru/2014/12/16/schetfactura.html.
23. НДС в 2015 году [Электронный ресурс]: налоговый портал «Подати- нет». - Режим доступа: http://www.podatinet.net/2014100837577/stati/nalog-na- dobavlennuyu-stoimost-nds/nds-v-2015-godu-kakie-izmeneniya.html.
24. Сайт Министерства Финансов // www.1minfin.ru
25. Сайт Федерального казначейства РФ // www.roskasna.ru
26. Сайт Федеральной налоговой службы РФ // www.nalog.ru/