Здоровьесберегающая программа по тхэквондо как средство коррекции психоэмоционального состояния подростков
|
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты психоэмоционального состояния подростков и возможности тхэквондо для коррекции психоэмоционального состояния 8
1.1 Возможности тхэквондо для коррекции психоэмоционального состояния подростков 8
1.2. Особенности психоэмоционального состояния подростков 14
Выводы по 1 главе 22
ГЛАВА 2. Организация исследовательской работы по коррекции психоэмоциональной сферы подростков с использованием программы по тхэквондо 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Комплексная программа коррекции психоэмоционального состояния
подростков с использованием тхэквондо 27
Выводы по 2 главе 42
Глава 3. Результаты экспериментальной работы по оценке эффективности коррекции психоэмоционального состояния подростков с использованием программы по тхэквандо 44
3.1. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 44
Выводы по 3 главе 58
Заключение
Список литературы
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты психоэмоционального состояния подростков и возможности тхэквондо для коррекции психоэмоционального состояния 8
1.1 Возможности тхэквондо для коррекции психоэмоционального состояния подростков 8
1.2. Особенности психоэмоционального состояния подростков 14
Выводы по 1 главе 22
ГЛАВА 2. Организация исследовательской работы по коррекции психоэмоциональной сферы подростков с использованием программы по тхэквондо 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Комплексная программа коррекции психоэмоционального состояния
подростков с использованием тхэквондо 27
Выводы по 2 главе 42
Глава 3. Результаты экспериментальной работы по оценке эффективности коррекции психоэмоционального состояния подростков с использованием программы по тхэквандо 44
3.1. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 44
Выводы по 3 главе 58
Заключение
Список литературы
В развивающемся демократическом обществе России формируется потребность в новом типе личности, ориентированной на приоритет собственного здоровья [83]. Здоровье современного индивида зависит от биологических и социальных факторов. От нормального физического развития, функционирования органов и систем человека зависит способность их организма сохранять устойчивость к экзогенным факторам, адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды. Здоровье имеет и экономическую составляющую, особенно актуальную в период экономической нестабильности [75; 82]. Поэтому проблема укрепления здоровья носит стратегический характер для государства и общества в целом.
На психическое и физическое здоровье любого индивида влияют условия, а для обучающихся школьного возраста, прежде всего, условиями жизни в школе. Достижение социально-психологической адаптации ребенка в условиях образовательной деятельности школы возможно посредством реализации здоровьесберегающих проектов обеспечивается достижение реализации ключевой цели - повышение уровня соматического и психического здоровья детей разных возрастных групп, что в конечном счете положительно отражается качестве образовательной деятельности школьников [58, 68].
Подростковый возраст является сенситивным, чувствительным к воздействию негативных факторов окружающей среды. Известно, что особенности формирования организма в подростковом возрасте тесно связаны с изменением состояния психоэмоциональной сферы. Состояние психоэмоциональной сферы подростков требует значительного внимания со стороны педагогов и родителей.
В связи, с чем, проблема создания адекватных условий образования в контексте здоровьесбережения на современном этапе модернизации российской образовательной системы приобретает особую актуальность.
Основополагающие позиции в вопросе здоровьесбережения в условиях школьного обучения заложены в работах отечественной педагогики К.Д. Ушинского, А.С. Сухомлинского П.Ф. Лесгафта, П.П. Блонского и многих других предполагающие создание в школе условий для воспитания в ребенке здорового образа жизни, посредством развития нравственного, физического и гигиенического воспитания [60].
В то же время, несмотря на значительное количество теоретико-прикладных научных исследований в сфере здоровьесбережения школьников, предпринимаемых практических мер, направленных на охрану здоровья учащейся молодежи, отмечается постоянный рост факторов, негативно влияющих на здоровье подростков.
Реализация учебно-воспитательной работы школы по формированию навыков здорового образа жизни успешна при реализации не только в рамках урочной системы, но прежде все при организации внеурочной деятельности [11]. Важное направление отводится спортивно-оздоровительной деятельности внеурочных мероприятий в школах. Данный вид деятельности направлен на формирование привычек здорового образа жизни и выработку у обучающихся правильных двигательных действий, помогает обучающимся проникнуться интересом к физической культуре, выявить, способствует популяризации массового спорта; развивает индивидуальные возможности, способствует самореализации и самоуверенности, развивают межличностные контакты чувство сопричастности, сплочённости укрепляют дружбу школьников, укреплению здоровья, развитию физических качеств у школьников, содействует гармоническому физическому развитию подростков [3, 25, 28, 40].
При всех реально существующих возможностях педагогического содействия здоровьесбережению личности сегодня потенциал его как педагогического феномена изучен, но не реализован. Таким образом, возникает необходимость теоретически обоснованного построения педагогической концепции содействия здоровьесбережению личности в условия педагогического образования.
Таким образом, возникает противоречие между требованием сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования у них потребности в здоровом образе жизни, с одной стороны и недостаточным использованием возможностей внеурочной деятельности спортивной направленности, психоэмоциональным состоянием подростков и недостаточным количеством интересных современных адаптированных программ коррекции психоэмоционального состояния.
Цель исследования. Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность коррекционной программы по тхэквондо для коррекции психоэмоционального состояния у подростков.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого- педагогической литературы и охарактеризовать особенности психоэмоционального состояния подростков.
2. Теоретически обосновать возможности использования единоборства тхэквондо для коррекции психоэмоционального состояния подростков.
3. Разработать программу с использованием тхэквондо для коррекции психоэмоционального состояния подростков.
4. Оценить эффективность программы с использованием тхэквондо для коррекции психоэмоционального состояния подростков.
Гипотеза: Психоэмоциональное состояние подростков возможно улучшить если включить в образовательную среду коррекционную программу, включающую тхэквондо.
Методологической основой работы стали концептуальные положения отечественной и зарубежной педагогики и психологии об особенностях формирования личности подростков. Проблемой развития личности подростка и становления личности в процессе обучения занимались JI.C. Выготский, Т.В.Драгунова, М.Кле, B.C. Мухина, Ж.Пиаже, К.Н. Поливанова, A.M. Прихожан, JLA. Регуш, Д.И. Фельдштейн, В.Э. Чудновский, Д.Б. Эльконин и др.
Проблемы психофизиологического состояния и особенностях развития подростков представлены в работах Н. А. Агаджанян, О. А. Хомченко, И. И. Макарова Э.М. Казина,Р.И. Айзмана, О., Н.А.Белоусовой, Д.З. Шибковой и др. Проблемами развития тхэквондо как вида единоборств занимались Г. Г. Наталов, Ю. А. Шулик, Е.Ю. Ключников, Абаев Н.В., Лепехов СЮ.
Практическая значимость Разработанная программа по тхэквондо не требует специального оборудования, укладывается в САНПИН для образовательных учреждений и может быть использована в образовательных учреждениях для подростков с целью коррекции психоэмоционального состояния.
База исследования. Экспериментальная работа организована на базе МБОУ "СОШ № 19 города Челябинска
Наше исследование состояло из следующих этапов:
1) в ноябре 2016 г. - июне 2017 г. изучалась степень рассмотрения данной
проблемы в специальной психолого-педагогической литературе, рассматривались и анализировались основные понятия, формулировались методологические положения исследования, разрабатывалась методика проведения исследовательской работы, подбирался методический инструментарий. Проведен констатирующий эксперимент. Отобраны подростки с отклонениями в психоэмоциональной сфере. Сформирована исследуемая группа обучающихся. В группу вошли 57 человек, по гендерному типу 28 мальчиков и 29 девочек.
2) в октябре-декабре 2017 г. было проработано содержание формирующего этапа работы, а также была создана программа по тхэквандо для коррекции психоэмоциональной сферы подростков. Программа реализовывалась в МБОУ "СОШ № 19 г Челябинска" с сентября 2017 г. - май 2018 г. в рамках формирующего этапа эксперимента.
3) на третьем оценили психоэмоциональное состояние подростков после коррекционной программы.
4) на четвертом этапе проводились обработка и анализ собственных результатов педагогического эксперимента, оформление результатов исследования, формулировались выводы.
В нашем исследовании мы применяли следующие методики:
1. Тест САН.
2. Опросный лист Спилбергера-Ханина.
3. Методика оценки эмоциональной напряженности Г.Ш. Габреевой.
Родители и обучающиеся ознакомлены с целью и методами обследования психоэмоционального состояния, было получено согласие непосредственно самих участников, преподавателей и родителей.
С помощью методики САН исследовали функциональное состояние подростков. В тесте САН обобщенными характеристиками выступают «самочувствие», в интегративной форме отражающее физиологическое состояние организма, «активность потенциал психической жизнедеятельности, и «настроение» как интегративный показатель эмоционального уровня благополучия.
Тревожность в доступной литературе определена как состояние и свойство личности. Тревожность бывает личностной и ситуативной (Реактивной). Тест Спилбергера-Ханина является методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность, состоит из высказываний, относящихся к тревожности как состоянию
Для оценки эмоциональной напряженности и выявления общего эмоционального состояния подростка, психической напряженности, не сформированности системы самоуправления использовали методику Г.Ш. Габреевой. С помощью данной методики можно выявить влияние тревожности на успешность учебной деятельности
Статистическая обработка результатов проведена с использование программы Microsoft Excel. Для оценки статистической достоверности использовался f- критерий Фишера
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, включающего 54 источника. Работа изложена на 76 страницах, содержит 13 таблиц и 13 рисунков.
На психическое и физическое здоровье любого индивида влияют условия, а для обучающихся школьного возраста, прежде всего, условиями жизни в школе. Достижение социально-психологической адаптации ребенка в условиях образовательной деятельности школы возможно посредством реализации здоровьесберегающих проектов обеспечивается достижение реализации ключевой цели - повышение уровня соматического и психического здоровья детей разных возрастных групп, что в конечном счете положительно отражается качестве образовательной деятельности школьников [58, 68].
Подростковый возраст является сенситивным, чувствительным к воздействию негативных факторов окружающей среды. Известно, что особенности формирования организма в подростковом возрасте тесно связаны с изменением состояния психоэмоциональной сферы. Состояние психоэмоциональной сферы подростков требует значительного внимания со стороны педагогов и родителей.
В связи, с чем, проблема создания адекватных условий образования в контексте здоровьесбережения на современном этапе модернизации российской образовательной системы приобретает особую актуальность.
Основополагающие позиции в вопросе здоровьесбережения в условиях школьного обучения заложены в работах отечественной педагогики К.Д. Ушинского, А.С. Сухомлинского П.Ф. Лесгафта, П.П. Блонского и многих других предполагающие создание в школе условий для воспитания в ребенке здорового образа жизни, посредством развития нравственного, физического и гигиенического воспитания [60].
В то же время, несмотря на значительное количество теоретико-прикладных научных исследований в сфере здоровьесбережения школьников, предпринимаемых практических мер, направленных на охрану здоровья учащейся молодежи, отмечается постоянный рост факторов, негативно влияющих на здоровье подростков.
Реализация учебно-воспитательной работы школы по формированию навыков здорового образа жизни успешна при реализации не только в рамках урочной системы, но прежде все при организации внеурочной деятельности [11]. Важное направление отводится спортивно-оздоровительной деятельности внеурочных мероприятий в школах. Данный вид деятельности направлен на формирование привычек здорового образа жизни и выработку у обучающихся правильных двигательных действий, помогает обучающимся проникнуться интересом к физической культуре, выявить, способствует популяризации массового спорта; развивает индивидуальные возможности, способствует самореализации и самоуверенности, развивают межличностные контакты чувство сопричастности, сплочённости укрепляют дружбу школьников, укреплению здоровья, развитию физических качеств у школьников, содействует гармоническому физическому развитию подростков [3, 25, 28, 40].
При всех реально существующих возможностях педагогического содействия здоровьесбережению личности сегодня потенциал его как педагогического феномена изучен, но не реализован. Таким образом, возникает необходимость теоретически обоснованного построения педагогической концепции содействия здоровьесбережению личности в условия педагогического образования.
Таким образом, возникает противоречие между требованием сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования у них потребности в здоровом образе жизни, с одной стороны и недостаточным использованием возможностей внеурочной деятельности спортивной направленности, психоэмоциональным состоянием подростков и недостаточным количеством интересных современных адаптированных программ коррекции психоэмоционального состояния.
Цель исследования. Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность коррекционной программы по тхэквондо для коррекции психоэмоционального состояния у подростков.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого- педагогической литературы и охарактеризовать особенности психоэмоционального состояния подростков.
2. Теоретически обосновать возможности использования единоборства тхэквондо для коррекции психоэмоционального состояния подростков.
3. Разработать программу с использованием тхэквондо для коррекции психоэмоционального состояния подростков.
4. Оценить эффективность программы с использованием тхэквондо для коррекции психоэмоционального состояния подростков.
Гипотеза: Психоэмоциональное состояние подростков возможно улучшить если включить в образовательную среду коррекционную программу, включающую тхэквондо.
Методологической основой работы стали концептуальные положения отечественной и зарубежной педагогики и психологии об особенностях формирования личности подростков. Проблемой развития личности подростка и становления личности в процессе обучения занимались JI.C. Выготский, Т.В.Драгунова, М.Кле, B.C. Мухина, Ж.Пиаже, К.Н. Поливанова, A.M. Прихожан, JLA. Регуш, Д.И. Фельдштейн, В.Э. Чудновский, Д.Б. Эльконин и др.
Проблемы психофизиологического состояния и особенностях развития подростков представлены в работах Н. А. Агаджанян, О. А. Хомченко, И. И. Макарова Э.М. Казина,Р.И. Айзмана, О., Н.А.Белоусовой, Д.З. Шибковой и др. Проблемами развития тхэквондо как вида единоборств занимались Г. Г. Наталов, Ю. А. Шулик, Е.Ю. Ключников, Абаев Н.В., Лепехов СЮ.
Практическая значимость Разработанная программа по тхэквондо не требует специального оборудования, укладывается в САНПИН для образовательных учреждений и может быть использована в образовательных учреждениях для подростков с целью коррекции психоэмоционального состояния.
База исследования. Экспериментальная работа организована на базе МБОУ "СОШ № 19 города Челябинска
Наше исследование состояло из следующих этапов:
1) в ноябре 2016 г. - июне 2017 г. изучалась степень рассмотрения данной
проблемы в специальной психолого-педагогической литературе, рассматривались и анализировались основные понятия, формулировались методологические положения исследования, разрабатывалась методика проведения исследовательской работы, подбирался методический инструментарий. Проведен констатирующий эксперимент. Отобраны подростки с отклонениями в психоэмоциональной сфере. Сформирована исследуемая группа обучающихся. В группу вошли 57 человек, по гендерному типу 28 мальчиков и 29 девочек.
2) в октябре-декабре 2017 г. было проработано содержание формирующего этапа работы, а также была создана программа по тхэквандо для коррекции психоэмоциональной сферы подростков. Программа реализовывалась в МБОУ "СОШ № 19 г Челябинска" с сентября 2017 г. - май 2018 г. в рамках формирующего этапа эксперимента.
3) на третьем оценили психоэмоциональное состояние подростков после коррекционной программы.
4) на четвертом этапе проводились обработка и анализ собственных результатов педагогического эксперимента, оформление результатов исследования, формулировались выводы.
В нашем исследовании мы применяли следующие методики:
1. Тест САН.
2. Опросный лист Спилбергера-Ханина.
3. Методика оценки эмоциональной напряженности Г.Ш. Габреевой.
Родители и обучающиеся ознакомлены с целью и методами обследования психоэмоционального состояния, было получено согласие непосредственно самих участников, преподавателей и родителей.
С помощью методики САН исследовали функциональное состояние подростков. В тесте САН обобщенными характеристиками выступают «самочувствие», в интегративной форме отражающее физиологическое состояние организма, «активность потенциал психической жизнедеятельности, и «настроение» как интегративный показатель эмоционального уровня благополучия.
Тревожность в доступной литературе определена как состояние и свойство личности. Тревожность бывает личностной и ситуативной (Реактивной). Тест Спилбергера-Ханина является методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность, состоит из высказываний, относящихся к тревожности как состоянию
Для оценки эмоциональной напряженности и выявления общего эмоционального состояния подростка, психической напряженности, не сформированности системы самоуправления использовали методику Г.Ш. Габреевой. С помощью данной методики можно выявить влияние тревожности на успешность учебной деятельности
Статистическая обработка результатов проведена с использование программы Microsoft Excel. Для оценки статистической достоверности использовался f- критерий Фишера
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, включающего 54 источника. Работа изложена на 76 страницах, содержит 13 таблиц и 13 рисунков.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы по тхэквондо для коррекции психоэмоционального состояния у подростков - достигнута.
Проанализируем реализацию задач исследования.
Проведен анализ психолого- педагогической литературы и охарактеризованы особенности психоэмоционального состояния подростков.
Подростковый возраст характеризуется серьезными изменениями, происходящими во всех сферах жизнедеятельности. Прежде всего это анатомо-физиологические изменения, которые спровоцированы гормональным фоном и приводят к эмоциональной неустойчивости, повышенной возбудимости, беспричинной вспыльчивости. Такое состояние может привести к депрессии и вызвать склонность к суициду.
Но вместе с тем у подростков активно развивается логическое мышление, самосознание, интерес к знаниям и тяга к самообразованию, появляется осознание гендерной роли, чувство взрослости.
Теоретически обоснованы возможности использования единоборства тхэквондо для коррекции психоэмоционального состояния подростков.
Тхэквондо как средство физической нагрузки помогает снять психоэмоциональное напряжение, научиться навыкам саморегуляции. Физические нагрузки позволяют корректировать свою внешность, к которой подростки проявляют повышенное внимание. Соревновательные элементы тхэквондо приводят к повышению самооценки, формированию навыков преодоления и волевых качеств. А формирование навыков самообороны к ощущению собственной безопасность и нивелированию подростковой агрессии.
Психоэмоциональное состояние представляет собой особую форму эмоционального реагирования и является нестабильной у подростков. Тхеквондо - доступный способ коррекции психоэмоционального состояния, как вид двигательной активности повышает уровень функционирования организма и приводит к улучшению функционирования регуляторных систем. Духовно-нравственная составляющая этого восточного единоборства позволяет скорректировать стрессорные проявления подросткового возраста.
Разработана программа с использованием тхэквондо для коррекции психоэмоционального состояния подростков.
Отличие нашей программы от предложенных ранее заключается в том, что предлагаем комплексный подход к решению проблемы психоэмоционального состояния подростков. Комплексный подход предусматривает проектирование педагогических систем с многоаспектным контекстом деятельности.
В комплексной программе учитывали следующие аспекты: получение знаний о психоэмоциональном состоянии, организация взаимодействия с родителями и сверстниками, занятия тхэквондо как видом спорта. Нами выделены следующие блоки: когнитивный, социально-адаптивный, физкультурно-оздоровительный.
Когнитивный блок программы предполагает изучение теоретического материала по проблемам подросткового возраста.
Социально-адаптивный блок предполагает мероприятия для обучающихся и родителей. Это родительский лекторий, родительские собрания, спортивные праздники, посещение тренировок по тхэквондо и соревнований, фестиваль боевых искусств, лекции об известных мастерах боевых искусств.
Физкультурно-оздоровительный блок представляет собой систему занятий тхэквондо на начальном этап подготовки.
Оценена эффективность программы с использованием тхэквондо для коррекции психоэмоционального состояния подростков.
В нашем исследовании мы применяли следующие методики: тест САН., опросный лист Спилбергера-Ханина, методика оценки эмоциональной напряженности Г.Ш. Габреевой.
По результатам констатирующего эксперимента можно сделать выводы о характеристике психоэмоционального состояния исследуемой группы подростков.
1. Высокий уровень тревожности позволяет сделать вывод о психической напряженности и несформированности системы самоуправления: неверном предвидении, неверной оценке своих возможностей и реальных успехов в учебной деятельности, неадекватном самоконтроле.
2. Выявлены достоверные отличия в психоэмоциональном состоянии у девочек и мальчиков
3. Мальчики характеризуются низким уровнем внимания на фоне более низкого уровня тревожности, что позволяет диагностировать состояние утомления.
4. Девочки характеризуются функциональными отклонениями, которые проявляются как головные боли на фоне высокого уровня тревожности, что позволяет диагностировать нарушение адаптационных процессов.
5. Исследуемая группа подростков нуждается в коррекционной работе в процессе выполнения предлагаемой образовательной средой учебной нагрузки.
По итогам внедрения коррекционной программы по тхэквандо для коррекции психоэмоционального состояния исследуемой группы подростков отмечаем:
1. снижение уровня тревожности свидетельствует о снижении психической напряженности и становлении системы самоуправления: более адекватной оценке своих возможностей и реальных успехов в учебной деятельности, становлении самоконтроля.
2. сохраняется тенденция отличия в психоэмоциональном состоянии у девочек и мальчиков, что является гендерной особенностью.
3. у мальчиков повысился уровень внимания на фоне дальнейшего снижения уровня тревожности, что позволяет говорить о снижении уровня утомления.
4. девочки характеризуются значительным снижением функциональных отклонений, которые проявляются как головные боли на фоне тенденции снижения уровня тревожности, что позволяет сделать вывод о восстановлении адаптационных процессов.
5. исследуемая группа подростков после внедрения в коррекционные программы по тхэквандо в процессе выполнения предлагаемой образовательной средой учебной нагрузки имела стойкие тенденции к стабилизации психоэмоционального состояния, что доказывает эффективность программы.
Психоэмоциональное состояние подростков возможно улучшить если включить в образовательную среду коррекционную программу с использованием тхэквондо.
Проанализируем реализацию задач исследования.
Проведен анализ психолого- педагогической литературы и охарактеризованы особенности психоэмоционального состояния подростков.
Подростковый возраст характеризуется серьезными изменениями, происходящими во всех сферах жизнедеятельности. Прежде всего это анатомо-физиологические изменения, которые спровоцированы гормональным фоном и приводят к эмоциональной неустойчивости, повышенной возбудимости, беспричинной вспыльчивости. Такое состояние может привести к депрессии и вызвать склонность к суициду.
Но вместе с тем у подростков активно развивается логическое мышление, самосознание, интерес к знаниям и тяга к самообразованию, появляется осознание гендерной роли, чувство взрослости.
Теоретически обоснованы возможности использования единоборства тхэквондо для коррекции психоэмоционального состояния подростков.
Тхэквондо как средство физической нагрузки помогает снять психоэмоциональное напряжение, научиться навыкам саморегуляции. Физические нагрузки позволяют корректировать свою внешность, к которой подростки проявляют повышенное внимание. Соревновательные элементы тхэквондо приводят к повышению самооценки, формированию навыков преодоления и волевых качеств. А формирование навыков самообороны к ощущению собственной безопасность и нивелированию подростковой агрессии.
Психоэмоциональное состояние представляет собой особую форму эмоционального реагирования и является нестабильной у подростков. Тхеквондо - доступный способ коррекции психоэмоционального состояния, как вид двигательной активности повышает уровень функционирования организма и приводит к улучшению функционирования регуляторных систем. Духовно-нравственная составляющая этого восточного единоборства позволяет скорректировать стрессорные проявления подросткового возраста.
Разработана программа с использованием тхэквондо для коррекции психоэмоционального состояния подростков.
Отличие нашей программы от предложенных ранее заключается в том, что предлагаем комплексный подход к решению проблемы психоэмоционального состояния подростков. Комплексный подход предусматривает проектирование педагогических систем с многоаспектным контекстом деятельности.
В комплексной программе учитывали следующие аспекты: получение знаний о психоэмоциональном состоянии, организация взаимодействия с родителями и сверстниками, занятия тхэквондо как видом спорта. Нами выделены следующие блоки: когнитивный, социально-адаптивный, физкультурно-оздоровительный.
Когнитивный блок программы предполагает изучение теоретического материала по проблемам подросткового возраста.
Социально-адаптивный блок предполагает мероприятия для обучающихся и родителей. Это родительский лекторий, родительские собрания, спортивные праздники, посещение тренировок по тхэквондо и соревнований, фестиваль боевых искусств, лекции об известных мастерах боевых искусств.
Физкультурно-оздоровительный блок представляет собой систему занятий тхэквондо на начальном этап подготовки.
Оценена эффективность программы с использованием тхэквондо для коррекции психоэмоционального состояния подростков.
В нашем исследовании мы применяли следующие методики: тест САН., опросный лист Спилбергера-Ханина, методика оценки эмоциональной напряженности Г.Ш. Габреевой.
По результатам констатирующего эксперимента можно сделать выводы о характеристике психоэмоционального состояния исследуемой группы подростков.
1. Высокий уровень тревожности позволяет сделать вывод о психической напряженности и несформированности системы самоуправления: неверном предвидении, неверной оценке своих возможностей и реальных успехов в учебной деятельности, неадекватном самоконтроле.
2. Выявлены достоверные отличия в психоэмоциональном состоянии у девочек и мальчиков
3. Мальчики характеризуются низким уровнем внимания на фоне более низкого уровня тревожности, что позволяет диагностировать состояние утомления.
4. Девочки характеризуются функциональными отклонениями, которые проявляются как головные боли на фоне высокого уровня тревожности, что позволяет диагностировать нарушение адаптационных процессов.
5. Исследуемая группа подростков нуждается в коррекционной работе в процессе выполнения предлагаемой образовательной средой учебной нагрузки.
По итогам внедрения коррекционной программы по тхэквандо для коррекции психоэмоционального состояния исследуемой группы подростков отмечаем:
1. снижение уровня тревожности свидетельствует о снижении психической напряженности и становлении системы самоуправления: более адекватной оценке своих возможностей и реальных успехов в учебной деятельности, становлении самоконтроля.
2. сохраняется тенденция отличия в психоэмоциональном состоянии у девочек и мальчиков, что является гендерной особенностью.
3. у мальчиков повысился уровень внимания на фоне дальнейшего снижения уровня тревожности, что позволяет говорить о снижении уровня утомления.
4. девочки характеризуются значительным снижением функциональных отклонений, которые проявляются как головные боли на фоне тенденции снижения уровня тревожности, что позволяет сделать вывод о восстановлении адаптационных процессов.
5. исследуемая группа подростков после внедрения в коррекционные программы по тхэквандо в процессе выполнения предлагаемой образовательной средой учебной нагрузки имела стойкие тенденции к стабилизации психоэмоционального состояния, что доказывает эффективность программы.
Психоэмоциональное состояние подростков возможно улучшить если включить в образовательную среду коррекционную программу с использованием тхэквондо.
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ТХЭКВОНДО НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016



