РАБОТА УЧИТЕЛЯ ПО BOCПИТАНИЮ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы воспитания сознательной дисциплины у младших школьников 9
1.1 Понятие сознательной дисциплины в психолого-педагогической
литературе 9
1.2 Особенности процесса воспитания сознательной дисциплины у
младших школьников 24
Выводы по 1 главе 32
Глава 2 Экспериментальная работа по воспитанию сознательной дисциплины у младших школьников 33
2.1 Организация экспериментальной работы по воспитанию
сознательной дисциплины у младших школьников 33
2.2 Модель процесса воспитания сознательной дисциплины у
младших школьников 42
Выводы по 2 главе 57
Глава 3 Анализ результатов экспериментальной работы 59
3.1 Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 59
3.2 Анализ результатов формирующего этапа эксперимента 68
Выводы по 3 главе 76
Заключение 77
Библиографический список 82
Приложения
Глава 1 Теоретические основы воспитания сознательной дисциплины у младших школьников 9
1.1 Понятие сознательной дисциплины в психолого-педагогической
литературе 9
1.2 Особенности процесса воспитания сознательной дисциплины у
младших школьников 24
Выводы по 1 главе 32
Глава 2 Экспериментальная работа по воспитанию сознательной дисциплины у младших школьников 33
2.1 Организация экспериментальной работы по воспитанию
сознательной дисциплины у младших школьников 33
2.2 Модель процесса воспитания сознательной дисциплины у
младших школьников 42
Выводы по 2 главе 57
Глава 3 Анализ результатов экспериментальной работы 59
3.1 Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 59
3.2 Анализ результатов формирующего этапа эксперимента 68
Выводы по 3 главе 76
Заключение 77
Библиографический список 82
Приложения
Актуальность исследования проблемы воспитания сознательной дисциплины обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, тем, что любое общество, особенно находящееся в ситуации существенных перемен, заинтересовано в соблюдении норм и правил поведения, способов регулирования отношений, благодаря которым обеспечивается общественная и личностная определенность, внутренняя регуляция и индивидуальная активность. Во-вторых, тем, что дисциплина - одно из основных требований современного этапа развития российского общества к человеку, специалисту в условиях роста технической оснащенности быта, промышленности, умножения технологических процессов, взаимодействия человека и машины. В- третьих, тем, что осознание дисциплинарных моментов, обретение опыта сознательного их использования в жизни является важным элементом процесса профессионального самоопределения учащихся младших классов к условиям социализации детей, определяет успешность их дальнейшего роста и развития и карьеры.
Вопросы воспитания сознательной и дисциплинированной личности рассматривались в работах многих авторов (В.Е. Гмурман, В.А. Крутецкий, Б.Т. Лихачев, Н.О. Лукин, А.С. Макаренко, Э.И. Моносзон, Л.Е. Раскин). Различные аспекты начального образования нашли свое отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых (А.С. Макаренко, И.Ю. Кулагина, К.Д. Ушинский, М.В. Ломоносов, Ж.Ж. Руссо, Ф. Фребель, В.А. Сухомлинский, Ш. Амонашвили). В них охарактеризованы сущность и пути формирования сознательной дисциплины у разных категорий детей, раскрыт опыт и уроки деятельности начальной школы, дано описание обучения и воспитания в них, обращено внимание на место отдельных средств, приемов, методов в решении задач образовательного характера. В то же время в рамках анализа системы воспитательной работы с младшими школьниками на современном этапе развития начального образования вопросам теории и методики формирования у них сознательной дисциплины не уделялось достаточного внимания. Проведенный нами анализ функционирования начальной ступени образования указывает на проблемное поле воспитания сознательной дисциплины у младших школьников и раскрывается в форме следующих противоречий:
- между постоянно растущими требованиями, которые предъявляются педагогами к уровню сознательной дисциплины младшего школьника и отсутствием критериев и уровней сформированности сознательной дисциплины младших школьников;
- объективной необходимостью воспитания сознательной дисциплины у младших школьников и отсутствием модели воспитания данного качества у младших школьников.
Указанные противоречия определили проблему исследования: как обеспечить эффективность процесса воспитания сознательной дисциплины у младших школьников?
Объект исследования - процесс воспитания сознательной дисциплины у учащихся младших классов.
Предмет исследования - модель воспитания сознательной дисциплины у младших школьников.
Цель исследования - научное обоснование, разработка и реализация модели воспитания сознательной дисциплины у младших школьников.
Гипотеза исследования - воспитание сознательной дисциплины у младших школьников будет более эффективным, если:
- будут охарактеризованы особенности процесса воспитания сознательной дисциплины у младшего школьника;
- реализуется разработанная, научно-обоснованная и
экспериментально проверенная модель процесса воспитания сознательной дисциплины у младших школьников;
- разработан критериально-оценочный аппарат сформированности сознательной дисциплины у младших школьников.
Для достижения цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить понятие «сознательная дисциплина» в психолого-педагогической литературе
2. Определить особенности процесса воспитания сознательной дисциплины у младшего школьника.
3. Разработать и научно обосновать модель процесса воспитания сознательной дисциплины у младшего школьника.
4. Определить компоненты, критерии и уровни сформированности сознательной дисциплины младшего школьника.
5. Диагностировать уровень сформированности сознательной дисциплины у младших школьников.
6. Экспериментально проверить эффективность модели процесса воспитания сознательной дисциплины у младших школьников.
Для решения поставленных задач и проверки исходных научных предположений использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретических (анализ психолого-педагогической литературы, контент-анализ, сравнительно-сопоставительный, моделирование педагогического процесса) и эмпирических (включенное наблюдение, тестирование, анализ собственного и обобщение педагогического опыта, экспериментальная работа). Для обработки полученных данных установления закономерностей применялись статистические (ранжирование) и математические методы.
Сензитивным периодом воспитания сознательной дисциплины выступает младший школьный возраст, поскольку именно здесь появляется важнейшее новообразование, оказывающее существенное влияние на воспитание сознательной дисциплины; закладываются основы нравственности; идет сознательное освоение социальной среды и способов деятельности (М.М. Безруких, М.Н. Волокитина, Л.Л. Высотина, Т.Я. Долгая,
В.В. Зеньковский, A.A. Люблинская, А. В. Мудрик, Н.Ф. Талызина, Д.И. Фельдштейн, С.Г. Якобсон).
Разработка проблемы воспитания сознательной дисциплины у младших школьников опирается на существующие исследования проблемы в ее общепедагогическом (В. Е. Гмурман, Т. Д. Лейченком, Н. С. Лукин, И. С. Марьенко, Э. И. Моносзон, Г. И. Щукина) и психологическом аспектах (Б.А. Бенедиктов, В. А. Крутецкий, JI. В. Рувинский, 3. С. Сырищева и др.).
В последнее время в работах A.B. Барабанщикова, В.И. Белова, В.И. Вайцекуаскене, О.Н. Майкиной, P.A. Фрадкиной, Т.И. Шамовой получил освещение аспект взаимосвязи воспитания сознательной дисциплины с психическим (волевым) становлением личности.
Базой исследования явилась муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 имени Голендухина А.Н. города Челябинска.
Диссертационное исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе (2015-2016 гг.) теоретико-проектировочном - осуществлялся анализ историко-философской, психолого-педагогической и методической литературы, а также диссертационных работ, сопряженных с проблемой данного исследования, анализировались существующие подходы к решению проблемы воспитания сознательной дисциплины у младших школьников. На данном этапе был разработан понятийный аппарат исследования, сформулирована рабочая гипотеза; были выявлены возможности воспитания сознательной дисциплины младших школьников, разрабатывалась модель воспитания сознательной дисциплины у младших школьников в учебно-воспитательном процессе, выделялись педагогические условия, обеспечивающие эффективность исследуемого процесса.
На втором этапе (2016—2017 гг.) - опытно-экспериментальном - проводился педагогический эксперимент по реализации разработанной модели воспитания сознательной дисциплины у младших школьников; уточнялись исходные теоретические положения исследования, выявлялись особенности воспитания сознательной дисциплины у младших школьников, Были определены и обоснованы компоненты, критерии и уровни сформированности сознательной дисциплины младших школьников, проведен констатирующий и формирующий эксперименты.
На третьем этапе (2017-2018 гг.) - обобщающем - проводился контрольный эксперимент, а также осуществлялось теоретическое осмысление и интерпретация экспериментальных данных, устанавливалась эффективность разработанной модели процесса воспитания сознательной дисциплины у младших школьников, обрабатывались результаты, формулировались выводы и оформлялись материалы диссертационной работы.
Достоверность и обоснованность результатов определяется междисциплинарным анализом проблемы, выбором и реализацией комплекса методов, соответствующим целям исследования, мониторингом полученных данных, обработкой материалов опытно-экспериментальной работы, методами математической статистики с использованием вычислительной техники, воспроизводимостью результатов исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
- осуществлен анализ феномена воспитания сознательной дисциплины как компонента личной культуры человека, неотъемлемой составляющей процесса его социализации;
- охарактеризован процесс воспитания сознательной дисциплины в новых социально-экономических условиях и применительно к ученикам младшего школьного возраста;
- теоретически обоснована и разработана модель воспитания сознательной дисциплины у младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе его результаты могут быть использованы при составлении воспитательных программ для начальной школы.
Апробация исследования: результаты выпускной квалификационной работы были отражены в следующих публикациях: «Работа учителя по воспитанию сознательной дисциплины у младших школьников», «Имидж учителя как составляющая процесса воспитания сознательной дисциплины у младших школьников», «Особенности воспитания сознательной дисциплины у младших школьников».
Вопросы воспитания сознательной и дисциплинированной личности рассматривались в работах многих авторов (В.Е. Гмурман, В.А. Крутецкий, Б.Т. Лихачев, Н.О. Лукин, А.С. Макаренко, Э.И. Моносзон, Л.Е. Раскин). Различные аспекты начального образования нашли свое отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых (А.С. Макаренко, И.Ю. Кулагина, К.Д. Ушинский, М.В. Ломоносов, Ж.Ж. Руссо, Ф. Фребель, В.А. Сухомлинский, Ш. Амонашвили). В них охарактеризованы сущность и пути формирования сознательной дисциплины у разных категорий детей, раскрыт опыт и уроки деятельности начальной школы, дано описание обучения и воспитания в них, обращено внимание на место отдельных средств, приемов, методов в решении задач образовательного характера. В то же время в рамках анализа системы воспитательной работы с младшими школьниками на современном этапе развития начального образования вопросам теории и методики формирования у них сознательной дисциплины не уделялось достаточного внимания. Проведенный нами анализ функционирования начальной ступени образования указывает на проблемное поле воспитания сознательной дисциплины у младших школьников и раскрывается в форме следующих противоречий:
- между постоянно растущими требованиями, которые предъявляются педагогами к уровню сознательной дисциплины младшего школьника и отсутствием критериев и уровней сформированности сознательной дисциплины младших школьников;
- объективной необходимостью воспитания сознательной дисциплины у младших школьников и отсутствием модели воспитания данного качества у младших школьников.
Указанные противоречия определили проблему исследования: как обеспечить эффективность процесса воспитания сознательной дисциплины у младших школьников?
Объект исследования - процесс воспитания сознательной дисциплины у учащихся младших классов.
Предмет исследования - модель воспитания сознательной дисциплины у младших школьников.
Цель исследования - научное обоснование, разработка и реализация модели воспитания сознательной дисциплины у младших школьников.
Гипотеза исследования - воспитание сознательной дисциплины у младших школьников будет более эффективным, если:
- будут охарактеризованы особенности процесса воспитания сознательной дисциплины у младшего школьника;
- реализуется разработанная, научно-обоснованная и
экспериментально проверенная модель процесса воспитания сознательной дисциплины у младших школьников;
- разработан критериально-оценочный аппарат сформированности сознательной дисциплины у младших школьников.
Для достижения цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить понятие «сознательная дисциплина» в психолого-педагогической литературе
2. Определить особенности процесса воспитания сознательной дисциплины у младшего школьника.
3. Разработать и научно обосновать модель процесса воспитания сознательной дисциплины у младшего школьника.
4. Определить компоненты, критерии и уровни сформированности сознательной дисциплины младшего школьника.
5. Диагностировать уровень сформированности сознательной дисциплины у младших школьников.
6. Экспериментально проверить эффективность модели процесса воспитания сознательной дисциплины у младших школьников.
Для решения поставленных задач и проверки исходных научных предположений использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретических (анализ психолого-педагогической литературы, контент-анализ, сравнительно-сопоставительный, моделирование педагогического процесса) и эмпирических (включенное наблюдение, тестирование, анализ собственного и обобщение педагогического опыта, экспериментальная работа). Для обработки полученных данных установления закономерностей применялись статистические (ранжирование) и математические методы.
Сензитивным периодом воспитания сознательной дисциплины выступает младший школьный возраст, поскольку именно здесь появляется важнейшее новообразование, оказывающее существенное влияние на воспитание сознательной дисциплины; закладываются основы нравственности; идет сознательное освоение социальной среды и способов деятельности (М.М. Безруких, М.Н. Волокитина, Л.Л. Высотина, Т.Я. Долгая,
В.В. Зеньковский, A.A. Люблинская, А. В. Мудрик, Н.Ф. Талызина, Д.И. Фельдштейн, С.Г. Якобсон).
Разработка проблемы воспитания сознательной дисциплины у младших школьников опирается на существующие исследования проблемы в ее общепедагогическом (В. Е. Гмурман, Т. Д. Лейченком, Н. С. Лукин, И. С. Марьенко, Э. И. Моносзон, Г. И. Щукина) и психологическом аспектах (Б.А. Бенедиктов, В. А. Крутецкий, JI. В. Рувинский, 3. С. Сырищева и др.).
В последнее время в работах A.B. Барабанщикова, В.И. Белова, В.И. Вайцекуаскене, О.Н. Майкиной, P.A. Фрадкиной, Т.И. Шамовой получил освещение аспект взаимосвязи воспитания сознательной дисциплины с психическим (волевым) становлением личности.
Базой исследования явилась муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 имени Голендухина А.Н. города Челябинска.
Диссертационное исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе (2015-2016 гг.) теоретико-проектировочном - осуществлялся анализ историко-философской, психолого-педагогической и методической литературы, а также диссертационных работ, сопряженных с проблемой данного исследования, анализировались существующие подходы к решению проблемы воспитания сознательной дисциплины у младших школьников. На данном этапе был разработан понятийный аппарат исследования, сформулирована рабочая гипотеза; были выявлены возможности воспитания сознательной дисциплины младших школьников, разрабатывалась модель воспитания сознательной дисциплины у младших школьников в учебно-воспитательном процессе, выделялись педагогические условия, обеспечивающие эффективность исследуемого процесса.
На втором этапе (2016—2017 гг.) - опытно-экспериментальном - проводился педагогический эксперимент по реализации разработанной модели воспитания сознательной дисциплины у младших школьников; уточнялись исходные теоретические положения исследования, выявлялись особенности воспитания сознательной дисциплины у младших школьников, Были определены и обоснованы компоненты, критерии и уровни сформированности сознательной дисциплины младших школьников, проведен констатирующий и формирующий эксперименты.
На третьем этапе (2017-2018 гг.) - обобщающем - проводился контрольный эксперимент, а также осуществлялось теоретическое осмысление и интерпретация экспериментальных данных, устанавливалась эффективность разработанной модели процесса воспитания сознательной дисциплины у младших школьников, обрабатывались результаты, формулировались выводы и оформлялись материалы диссертационной работы.
Достоверность и обоснованность результатов определяется междисциплинарным анализом проблемы, выбором и реализацией комплекса методов, соответствующим целям исследования, мониторингом полученных данных, обработкой материалов опытно-экспериментальной работы, методами математической статистики с использованием вычислительной техники, воспроизводимостью результатов исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
- осуществлен анализ феномена воспитания сознательной дисциплины как компонента личной культуры человека, неотъемлемой составляющей процесса его социализации;
- охарактеризован процесс воспитания сознательной дисциплины в новых социально-экономических условиях и применительно к ученикам младшего школьного возраста;
- теоретически обоснована и разработана модель воспитания сознательной дисциплины у младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе его результаты могут быть использованы при составлении воспитательных программ для начальной школы.
Апробация исследования: результаты выпускной квалификационной работы были отражены в следующих публикациях: «Работа учителя по воспитанию сознательной дисциплины у младших школьников», «Имидж учителя как составляющая процесса воспитания сознательной дисциплины у младших школьников», «Особенности воспитания сознательной дисциплины у младших школьников».
В результате проведения экспериментальной работы, придерживаясь педагогических и философских суждений и идей, мы получили нижеследующие выводы.
Воспитание сознательной дисциплины у учеников младших классов является проблемой, которая была и остается одной из самых важных для педагогики. Современное образование ориентировано на воспитание нового типа личности российского гражданина, обладающего высокими моральными нормами, активной жизненной позицией, а также заинтересованного в участии в общественных сферах жизнедеятельности. Учитывая это, сознательная дисциплина является важнейшим качеством, благодаря которому личность может справиться с распространенными проблемами и трудностями окружающей действительности, а воспитание этой личности должно быть максимально полезным для общества. Но необходимо иметь в виду, что сознательная дисциплина учеников, изучена недостаточно, так как социальные отношения достаточно изменчивы. Поэтому, с нашей точки зрения, выбранная тема для исследования является актуальной.
Исходя из этого, сознательную дисциплину младшего школьника мы рассматриваем как интегративное качество личности, которое включает в себя целеустремленность, организованность, ответственность, самостоятельность и проявляющееся в поступках и сознательном выполнении общественных норм и правил.
Поэтому в нашей работе сознательная дисциплина рассматривается как интегративное качество личности, которое тесно связано с умениями и привычками управлять своим поведением, подчинять его собственным правилам и требованиям со стороны коллектива и общества. Процесс воспитания сознательной дисциплины школьника младшего звена включает в себя синтез личностных переживаний и чувств, а также, конкретных знаний, раскрывающих представления о сознательной дисциплине и 77
дисциплинированности, на основе которых строятся убеждения, идеалы, определяющие характер поведения, деятельность личности.
Рассматривая сознательную дисциплину с такой точки зрения, мы можем выделили в ее структуре пять компонентов: мотивационный, оценочно-эмоциональный, когнитивный, деятельностный и волевой. В соответствии с компонентами, выявлены критерии уровня сформированности данного качества: мотивация, эмоции, оценочные суждения, знания и представления, воля, действия и поступки. Для измерения уровней сформированности сознательной дисциплины у учеников мы разработали критериально-оценочный аппарат, состоящий из критериев и показателей, которые показывают степень сформированности сознательной дисциплины младшего школьника.
Критерием мотивационного компонента является мотивация, отражающая сформированный познавательный мотив; стремление к наиболее успешному выполнению требований, предъявляемых школой; а так же умение принимать решения, основанных на принципах, убеждениях, идеях, объективной необходимости, которые предъявляет общество.
Оценочно-эмоциональный компонент, критерием которого являются эмоции и оценочные суждения, показывают о позитивных эмоциях, которые влияют на формирование стабильной нравственной позиции; способности контролировать и управлять своими эмоциями; соответствующую оценку своих и чужих действий; верную самооценку, готовность к совершенствованию.
При рассмотрении когнитивного компонента мы выделили его критерий, в роли которого выступают знания и представления о сознательной дисциплине и дисциплинированности. Он выражается в способности объединять знания и представления с нравственными ценностями (осознание важности сознательной дисциплины и дисциплинированности), с личностными и социально-значимыми нравственными качествами; в способности применять знания дисциплинарных норм в определенных ситуациях.
Волевой компонент, определяет сформированность волевых черт, умение выполнять действия в конкретный срок и не отступать от цели. Критерием данного компонента является воля.
Деятельностный компонент, критерием которого являются действия и поступки, выражается в сознательном управлении своего поведения; осознании своих поступков; сформированности внутренней уверенности личности в важности соблюдения дисциплины, осознанном стремлении к их творческому воплощению.
В совокупности компонентов (когнитивный, мотивационный, оценочно-эмоциональный, волевой и деятельностный) и уровней воспитания критериев у нас появилась возможность определить пять уровней сформированности сознательной дисциплины. Первый уровень «Элементарный» - основан на элементарном соблюдении норм и правил; второй уровень «Эмоциональный» - заключается в выполнении моральных норм поведения, которые исходят из эмоционального расположения к человеку; третий уровень «Исполнительский» - отвечает за привычное исполнение норм; четвертый уровень «Деятельностный» - подчинение дисциплине при отказе от минутных импульсивных желаний; пятый «Сознательный» - на данном уровне дисциплина выступает в роли естественной свободы личности, самодисциплинированность, сознательная дисциплина.
В результате диагностики уровня сформированности сознательной дисциплины у младших школьников на констатирующем этапе мы можем сделать вывод, что у 27% учеников уровень сформированности сознательной дисциплины не становится выше первого, 36% третьеклассников находятся на втором уровне сформированности данного качества, 21% - третий, 12% - четвертый и только 4% находятся на пятом уровне сформированности сознательной дисциплины.
Проведенное исследование определило необходимость разработать модель процесса воспитания сознательной дисциплины у младших школьников.
Модель процесса воспитания сознательной дисциплины у младших школьников состоит из следующих блоков: целевой, организационно-деятельностный, технологический и оценочно-результативный. На основе модели воспитание сознательной дисциплины у младших школьников происходило в пять этапов: «Демонстрационный», «Ритуальный», «Стереотипный», «Осознанный выбор», «Самоактуализация», на которых мы формировали все компоненты исследуемого нами качества в комплексе, так как они непосредственно влияют на развитие друг друга и, главное, на воспитание сознательной дисциплины у младших школьников.
Результаты экспериментальной работы доказывает эффективность реализации модели процесса воспитания сознательной дисциплины у младших школьников.
В экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, возросло число школьников на 21%, достигшие пятого (наивысшего) уровня сформированности исследуемого качества (экспериментальная группа - 24%, контрольная - 3%),четвертого уровня - повысилось на 17% (экспериментальная группа - 30%, контрольная - 13%), на 27% уменьшилось количество младших школьников со вторым (экспериментальная группа - 8,5%, контрольная - 35,5%) и на 7% - первом уровне сформированности сознательной дисциплины (экспериментальная группа - 3%, контрольная - 10%). Заметный рост результатов в экспериментальной группе и стабильность в контрольной показывают эффективность проведенного нами эксперимента.
Следствие этого, можно сказать, что выявленная тенденция роста уровня сформированности сознательной дисциплины у большего количества третьеклассников экспериментальной группы показывает, что выдвинутая нами гипотеза об эффективности воспитания сознательной дисциплины при реализации совокупности определенных условий нашла свое подтверждение.
Наше исследование дает возможность для последующей работы в этом направлении, которая предполагает постановку новых актуальных задач:
- изучение способов воспитания сознательной дисциплины как интегративного качества детей старшего школьного возраста, которые обеспечивают тем самым преемственность следующей ступени образования;
- изучение соотношения уровня сформированности сознательной дисциплины и уровня развития коллектива учеников младших классов.
Воспитание сознательной дисциплины у учеников младших классов является проблемой, которая была и остается одной из самых важных для педагогики. Современное образование ориентировано на воспитание нового типа личности российского гражданина, обладающего высокими моральными нормами, активной жизненной позицией, а также заинтересованного в участии в общественных сферах жизнедеятельности. Учитывая это, сознательная дисциплина является важнейшим качеством, благодаря которому личность может справиться с распространенными проблемами и трудностями окружающей действительности, а воспитание этой личности должно быть максимально полезным для общества. Но необходимо иметь в виду, что сознательная дисциплина учеников, изучена недостаточно, так как социальные отношения достаточно изменчивы. Поэтому, с нашей точки зрения, выбранная тема для исследования является актуальной.
Исходя из этого, сознательную дисциплину младшего школьника мы рассматриваем как интегративное качество личности, которое включает в себя целеустремленность, организованность, ответственность, самостоятельность и проявляющееся в поступках и сознательном выполнении общественных норм и правил.
Поэтому в нашей работе сознательная дисциплина рассматривается как интегративное качество личности, которое тесно связано с умениями и привычками управлять своим поведением, подчинять его собственным правилам и требованиям со стороны коллектива и общества. Процесс воспитания сознательной дисциплины школьника младшего звена включает в себя синтез личностных переживаний и чувств, а также, конкретных знаний, раскрывающих представления о сознательной дисциплине и 77
дисциплинированности, на основе которых строятся убеждения, идеалы, определяющие характер поведения, деятельность личности.
Рассматривая сознательную дисциплину с такой точки зрения, мы можем выделили в ее структуре пять компонентов: мотивационный, оценочно-эмоциональный, когнитивный, деятельностный и волевой. В соответствии с компонентами, выявлены критерии уровня сформированности данного качества: мотивация, эмоции, оценочные суждения, знания и представления, воля, действия и поступки. Для измерения уровней сформированности сознательной дисциплины у учеников мы разработали критериально-оценочный аппарат, состоящий из критериев и показателей, которые показывают степень сформированности сознательной дисциплины младшего школьника.
Критерием мотивационного компонента является мотивация, отражающая сформированный познавательный мотив; стремление к наиболее успешному выполнению требований, предъявляемых школой; а так же умение принимать решения, основанных на принципах, убеждениях, идеях, объективной необходимости, которые предъявляет общество.
Оценочно-эмоциональный компонент, критерием которого являются эмоции и оценочные суждения, показывают о позитивных эмоциях, которые влияют на формирование стабильной нравственной позиции; способности контролировать и управлять своими эмоциями; соответствующую оценку своих и чужих действий; верную самооценку, готовность к совершенствованию.
При рассмотрении когнитивного компонента мы выделили его критерий, в роли которого выступают знания и представления о сознательной дисциплине и дисциплинированности. Он выражается в способности объединять знания и представления с нравственными ценностями (осознание важности сознательной дисциплины и дисциплинированности), с личностными и социально-значимыми нравственными качествами; в способности применять знания дисциплинарных норм в определенных ситуациях.
Волевой компонент, определяет сформированность волевых черт, умение выполнять действия в конкретный срок и не отступать от цели. Критерием данного компонента является воля.
Деятельностный компонент, критерием которого являются действия и поступки, выражается в сознательном управлении своего поведения; осознании своих поступков; сформированности внутренней уверенности личности в важности соблюдения дисциплины, осознанном стремлении к их творческому воплощению.
В совокупности компонентов (когнитивный, мотивационный, оценочно-эмоциональный, волевой и деятельностный) и уровней воспитания критериев у нас появилась возможность определить пять уровней сформированности сознательной дисциплины. Первый уровень «Элементарный» - основан на элементарном соблюдении норм и правил; второй уровень «Эмоциональный» - заключается в выполнении моральных норм поведения, которые исходят из эмоционального расположения к человеку; третий уровень «Исполнительский» - отвечает за привычное исполнение норм; четвертый уровень «Деятельностный» - подчинение дисциплине при отказе от минутных импульсивных желаний; пятый «Сознательный» - на данном уровне дисциплина выступает в роли естественной свободы личности, самодисциплинированность, сознательная дисциплина.
В результате диагностики уровня сформированности сознательной дисциплины у младших школьников на констатирующем этапе мы можем сделать вывод, что у 27% учеников уровень сформированности сознательной дисциплины не становится выше первого, 36% третьеклассников находятся на втором уровне сформированности данного качества, 21% - третий, 12% - четвертый и только 4% находятся на пятом уровне сформированности сознательной дисциплины.
Проведенное исследование определило необходимость разработать модель процесса воспитания сознательной дисциплины у младших школьников.
Модель процесса воспитания сознательной дисциплины у младших школьников состоит из следующих блоков: целевой, организационно-деятельностный, технологический и оценочно-результативный. На основе модели воспитание сознательной дисциплины у младших школьников происходило в пять этапов: «Демонстрационный», «Ритуальный», «Стереотипный», «Осознанный выбор», «Самоактуализация», на которых мы формировали все компоненты исследуемого нами качества в комплексе, так как они непосредственно влияют на развитие друг друга и, главное, на воспитание сознательной дисциплины у младших школьников.
Результаты экспериментальной работы доказывает эффективность реализации модели процесса воспитания сознательной дисциплины у младших школьников.
В экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, возросло число школьников на 21%, достигшие пятого (наивысшего) уровня сформированности исследуемого качества (экспериментальная группа - 24%, контрольная - 3%),четвертого уровня - повысилось на 17% (экспериментальная группа - 30%, контрольная - 13%), на 27% уменьшилось количество младших школьников со вторым (экспериментальная группа - 8,5%, контрольная - 35,5%) и на 7% - первом уровне сформированности сознательной дисциплины (экспериментальная группа - 3%, контрольная - 10%). Заметный рост результатов в экспериментальной группе и стабильность в контрольной показывают эффективность проведенного нами эксперимента.
Следствие этого, можно сказать, что выявленная тенденция роста уровня сформированности сознательной дисциплины у большего количества третьеклассников экспериментальной группы показывает, что выдвинутая нами гипотеза об эффективности воспитания сознательной дисциплины при реализации совокупности определенных условий нашла свое подтверждение.
Наше исследование дает возможность для последующей работы в этом направлении, которая предполагает постановку новых актуальных задач:
- изучение способов воспитания сознательной дисциплины как интегративного качества детей старшего школьного возраста, которые обеспечивают тем самым преемственность следующей ступени образования;
- изучение соотношения уровня сформированности сознательной дисциплины и уровня развития коллектива учеников младших классов.



