Введение 3
Глава 1 Теоретические основы воспитания сознательной дисциплины у младших школьников 9
1.1 Понятие сознательной дисциплины в психолого-педагогической
литературе 9
1.2 Особенности процесса воспитания сознательной дисциплины у
младших школьников 24
Выводы по 1 главе 32
Глава 2 Экспериментальная работа по воспитанию сознательной дисциплины у младших школьников 33
2.1 Организация экспериментальной работы по воспитанию
сознательной дисциплины у младших школьников 33
2.2 Модель процесса воспитания сознательной дисциплины у
младших школьников 42
Выводы по 2 главе 57
Глава 3 Анализ результатов экспериментальной работы 59
3.1 Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 59
3.2 Анализ результатов формирующего этапа эксперимента 68
Выводы по 3 главе 76
Заключение 77
Библиографический список 82
Приложения
Актуальность исследования проблемы воспитания сознательной дисциплины обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, тем, что любое общество, особенно находящееся в ситуации существенных перемен, заинтересовано в соблюдении норм и правил поведения, способов регулирования отношений, благодаря которым обеспечивается общественная и личностная определенность, внутренняя регуляция и индивидуальная активность. Во-вторых, тем, что дисциплина - одно из основных требований современного этапа развития российского общества к человеку, специалисту в условиях роста технической оснащенности быта, промышленности, умножения технологических процессов, взаимодействия человека и машины. В- третьих, тем, что осознание дисциплинарных моментов, обретение опыта сознательного их использования в жизни является важным элементом процесса профессионального самоопределения учащихся младших классов к условиям социализации детей, определяет успешность их дальнейшего роста и развития и карьеры.
Вопросы воспитания сознательной и дисциплинированной личности рассматривались в работах многих авторов (В.Е. Гмурман, В.А. Крутецкий, Б.Т. Лихачев, Н.О. Лукин, А.С. Макаренко, Э.И. Моносзон, Л.Е. Раскин). Различные аспекты начального образования нашли свое отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых (А.С. Макаренко, И.Ю. Кулагина, К.Д. Ушинский, М.В. Ломоносов, Ж.Ж. Руссо, Ф. Фребель, В.А. Сухомлинский, Ш. Амонашвили). В них охарактеризованы сущность и пути формирования сознательной дисциплины у разных категорий детей, раскрыт опыт и уроки деятельности начальной школы, дано описание обучения и воспитания в них, обращено внимание на место отдельных средств, приемов, методов в решении задач образовательного характера. В то же время в рамках анализа системы воспитательной работы с младшими школьниками на современном этапе развития начального образования вопросам теории и методики формирования у них сознательной дисциплины не уделялось достаточного внимания. Проведенный нами анализ функционирования начальной ступени образования указывает на проблемное поле воспитания сознательной дисциплины у младших школьников и раскрывается в форме следующих противоречий:
- между постоянно растущими требованиями, которые предъявляются педагогами к уровню сознательной дисциплины младшего школьника и отсутствием критериев и уровней сформированности сознательной дисциплины младших школьников;
- объективной необходимостью воспитания сознательной дисциплины у младших школьников и отсутствием модели воспитания данного качества у младших школьников.
Указанные противоречия определили проблему исследования: как обеспечить эффективность процесса воспитания сознательной дисциплины у младших школьников?
Объект исследования - процесс воспитания сознательной дисциплины у учащихся младших классов.
Предмет исследования - модель воспитания сознательной дисциплины у младших школьников.
Цель исследования - научное обоснование, разработка и реализация модели воспитания сознательной дисциплины у младших школьников.
Гипотеза исследования - воспитание сознательной дисциплины у младших школьников будет более эффективным, если:
- будут охарактеризованы особенности процесса воспитания сознательной дисциплины у младшего школьника;
- реализуется разработанная, научно-обоснованная и
экспериментально проверенная модель процесса воспитания сознательной дисциплины у младших школьников;
- разработан критериально-оценочный аппарат сформированности сознательной дисциплины у младших школьников.
Для достижения цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить понятие «сознательная дисциплина» в психолого-педагогической литературе
2. Определить особенности процесса воспитания сознательной дисциплины у младшего школьника.
3. Разработать и научно обосновать модель процесса воспитания сознательной дисциплины у младшего школьника.
4. Определить компоненты, критерии и уровни сформированности сознательной дисциплины младшего школьника.
5. Диагностировать уровень сформированности сознательной дисциплины у младших школьников.
6. Экспериментально проверить эффективность модели процесса воспитания сознательной дисциплины у младших школьников.
Для решения поставленных задач и проверки исходных научных предположений использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретических (анализ психолого-педагогической литературы, контент-анализ, сравнительно-сопоставительный, моделирование педагогического процесса) и эмпирических (включенное наблюдение, тестирование, анализ собственного и обобщение педагогического опыта, экспериментальная работа). Для обработки полученных данных установления закономерностей применялись статистические (ранжирование) и математические методы.
Сензитивным периодом воспитания сознательной дисциплины выступает младший школьный возраст, поскольку именно здесь появляется важнейшее новообразование, оказывающее существенное влияние на воспитание сознательной дисциплины; закладываются основы нравственности; идет сознательное освоение социальной среды и способов деятельности (М.М. Безруких, М.Н. Волокитина, Л.Л. Высотина, Т.Я. Долгая,
В.В. Зеньковский, A.A. Люблинская, А. В. Мудрик, Н.Ф. Талызина, Д.И. Фельдштейн, С.Г. Якобсон).
Разработка проблемы воспитания сознательной дисциплины у младших школьников опирается на существующие исследования проблемы в ее общепедагогическом (В. Е. Гмурман, Т. Д. Лейченком, Н. С. Лукин, И. С. Марьенко, Э. И. Моносзон, Г. И. Щукина) и психологическом аспектах (Б.А. Бенедиктов, В. А. Крутецкий, JI. В. Рувинский, 3. С. Сырищева и др.).
В последнее время в работах A.B. Барабанщикова, В.И. Белова, В.И. Вайцекуаскене, О.Н. Майкиной, P.A. Фрадкиной, Т.И. Шамовой получил освещение аспект взаимосвязи воспитания сознательной дисциплины с психическим (волевым) становлением личности.
Базой исследования явилась муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 имени Голендухина А.Н. города Челябинска.
Диссертационное исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе (2015-2016 гг.) теоретико-проектировочном - осуществлялся анализ историко-философской, психолого-педагогической и методической литературы, а также диссертационных работ, сопряженных с проблемой данного исследования, анализировались существующие подходы к решению проблемы воспитания сознательной дисциплины у младших школьников. На данном этапе был разработан понятийный аппарат исследования, сформулирована рабочая гипотеза; были выявлены возможности воспитания сознательной дисциплины младших школьников, разрабатывалась модель воспитания сознательной дисциплины у младших школьников в учебно-воспитательном процессе, выделялись педагогические условия, обеспечивающие эффективность исследуемого процесса.
На втором этапе (2016—2017 гг.) - опытно-экспериментальном - проводился педагогический эксперимент по реализации разработанной модели воспитания сознательной дисциплины у младших школьников; уточнялись исходные теоретические положения исследования, выявлялись особенности воспитания сознательной дисциплины у младших школьников, Были определены и обоснованы компоненты, критерии и уровни сформированности сознательной дисциплины младших школьников, проведен констатирующий и формирующий эксперименты.
На третьем этапе (2017-2018 гг.) - обобщающем - проводился контрольный эксперимент, а также осуществлялось теоретическое осмысление и интерпретация экспериментальных данных, устанавливалась эффективность разработанной модели процесса воспитания сознательной дисциплины у младших школьников, обрабатывались результаты, формулировались выводы и оформлялись материалы диссертационной работы.
Достоверность и обоснованность результатов определяется междисциплинарным анализом проблемы, выбором и реализацией комплекса методов, соответствующим целям исследования, мониторингом полученных данных, обработкой материалов опытно-экспериментальной работы, методами математической статистики с использованием вычислительной техники, воспроизводимостью результатов исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
- осуществлен анализ феномена воспитания сознательной дисциплины как компонента личной культуры человека, неотъемлемой составляющей процесса его социализации;
- охарактеризован процесс воспитания сознательной дисциплины в новых социально-экономических условиях и применительно к ученикам младшего школьного возраста;
- теоретически обоснована и разработана модель воспитания сознательной дисциплины у младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе его результаты могут быть использованы при составлении воспитательных программ для начальной школы.
Апробация исследования: результаты выпускной квалификационной работы были отражены в следующих публикациях: «Работа учителя по воспитанию сознательной дисциплины у младших школьников», «Имидж учителя как составляющая процесса воспитания сознательной дисциплины у младших школьников», «Особенности воспитания сознательной дисциплины у младших школьников».
В результате проведения экспериментальной работы, придерживаясь педагогических и философских суждений и идей, мы получили нижеследующие выводы.
Воспитание сознательной дисциплины у учеников младших классов является проблемой, которая была и остается одной из самых важных для педагогики. Современное образование ориентировано на воспитание нового типа личности российского гражданина, обладающего высокими моральными нормами, активной жизненной позицией, а также заинтересованного в участии в общественных сферах жизнедеятельности. Учитывая это, сознательная дисциплина является важнейшим качеством, благодаря которому личность может справиться с распространенными проблемами и трудностями окружающей действительности, а воспитание этой личности должно быть максимально полезным для общества. Но необходимо иметь в виду, что сознательная дисциплина учеников, изучена недостаточно, так как социальные отношения достаточно изменчивы. Поэтому, с нашей точки зрения, выбранная тема для исследования является актуальной.
Исходя из этого, сознательную дисциплину младшего школьника мы рассматриваем как интегративное качество личности, которое включает в себя целеустремленность, организованность, ответственность, самостоятельность и проявляющееся в поступках и сознательном выполнении общественных норм и правил.
Поэтому в нашей работе сознательная дисциплина рассматривается как интегративное качество личности, которое тесно связано с умениями и привычками управлять своим поведением, подчинять его собственным правилам и требованиям со стороны коллектива и общества. Процесс воспитания сознательной дисциплины школьника младшего звена включает в себя синтез личностных переживаний и чувств, а также, конкретных знаний, раскрывающих представления о сознательной дисциплине и 77
дисциплинированности, на основе которых строятся убеждения, идеалы, определяющие характер поведения, деятельность личности.
Рассматривая сознательную дисциплину с такой точки зрения, мы можем выделили в ее структуре пять компонентов: мотивационный, оценочно-эмоциональный, когнитивный, деятельностный и волевой. В соответствии с компонентами, выявлены критерии уровня сформированности данного качества: мотивация, эмоции, оценочные суждения, знания и представления, воля, действия и поступки. Для измерения уровней сформированности сознательной дисциплины у учеников мы разработали критериально-оценочный аппарат, состоящий из критериев и показателей, которые показывают степень сформированности сознательной дисциплины младшего школьника.
Критерием мотивационного компонента является мотивация, отражающая сформированный познавательный мотив; стремление к наиболее успешному выполнению требований, предъявляемых школой; а так же умение принимать решения, основанных на принципах, убеждениях, идеях, объективной необходимости, которые предъявляет общество.
Оценочно-эмоциональный компонент, критерием которого являются эмоции и оценочные суждения, показывают о позитивных эмоциях, которые влияют на формирование стабильной нравственной позиции; способности контролировать и управлять своими эмоциями; соответствующую оценку своих и чужих действий; верную самооценку, готовность к совершенствованию.
При рассмотрении когнитивного компонента мы выделили его критерий, в роли которого выступают знания и представления о сознательной дисциплине и дисциплинированности. Он выражается в способности объединять знания и представления с нравственными ценностями (осознание важности сознательной дисциплины и дисциплинированности), с личностными и социально-значимыми нравственными качествами; в способности применять знания дисциплинарных норм в определенных ситуациях.
Волевой компонент, определяет сформированность волевых черт, умение выполнять действия в конкретный срок и не отступать от цели. Критерием данного компонента является воля.
Деятельностный компонент, критерием которого являются действия и поступки, выражается в сознательном управлении своего поведения; осознании своих поступков; сформированности внутренней уверенности личности в важности соблюдения дисциплины, осознанном стремлении к их творческому воплощению.
В совокупности компонентов (когнитивный, мотивационный, оценочно-эмоциональный, волевой и деятельностный) и уровней воспитания критериев у нас появилась возможность определить пять уровней сформированности сознательной дисциплины. Первый уровень «Элементарный» - основан на элементарном соблюдении норм и правил; второй уровень «Эмоциональный» - заключается в выполнении моральных норм поведения, которые исходят из эмоционального расположения к человеку; третий уровень «Исполнительский» - отвечает за привычное исполнение норм; четвертый уровень «Деятельностный» - подчинение дисциплине при отказе от минутных импульсивных желаний; пятый «Сознательный» - на данном уровне дисциплина выступает в роли естественной свободы личности, самодисциплинированность, сознательная дисциплина.
В результате диагностики уровня сформированности сознательной дисциплины у младших школьников на констатирующем этапе мы можем сделать вывод, что у 27% учеников уровень сформированности сознательной дисциплины не становится выше первого, 36% третьеклассников находятся на втором уровне сформированности данного качества, 21% - третий, 12% - четвертый и только 4% находятся на пятом уровне сформированности сознательной дисциплины.
Проведенное исследование определило необходимость разработать модель процесса воспитания сознательной дисциплины у младших школьников.
Модель процесса воспитания сознательной дисциплины у младших школьников состоит из следующих блоков: целевой, организационно-деятельностный, технологический и оценочно-результативный. На основе модели воспитание сознательной дисциплины у младших школьников происходило в пять этапов: «Демонстрационный», «Ритуальный», «Стереотипный», «Осознанный выбор», «Самоактуализация», на которых мы формировали все компоненты исследуемого нами качества в комплексе, так как они непосредственно влияют на развитие друг друга и, главное, на воспитание сознательной дисциплины у младших школьников.
Результаты экспериментальной работы доказывает эффективность реализации модели процесса воспитания сознательной дисциплины у младших школьников.
В экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, возросло число школьников на 21%, достигшие пятого (наивысшего) уровня сформированности исследуемого качества (экспериментальная группа - 24%, контрольная - 3%),четвертого уровня - повысилось на 17% (экспериментальная группа - 30%, контрольная - 13%), на 27% уменьшилось количество младших школьников со вторым (экспериментальная группа - 8,5%, контрольная - 35,5%) и на 7% - первом уровне сформированности сознательной дисциплины (экспериментальная группа - 3%, контрольная - 10%). Заметный рост результатов в экспериментальной группе и стабильность в контрольной показывают эффективность проведенного нами эксперимента.
Следствие этого, можно сказать, что выявленная тенденция роста уровня сформированности сознательной дисциплины у большего количества третьеклассников экспериментальной группы показывает, что выдвинутая нами гипотеза об эффективности воспитания сознательной дисциплины при реализации совокупности определенных условий нашла свое подтверждение.
Наше исследование дает возможность для последующей работы в этом направлении, которая предполагает постановку новых актуальных задач:
- изучение способов воспитания сознательной дисциплины как интегративного качества детей старшего школьного возраста, которые обеспечивают тем самым преемственность следующей ступени образования;
- изучение соотношения уровня сформированности сознательной дисциплины и уровня развития коллектива учеников младших классов.
1. Абасов, 3. Формирование самоконтроля как условие становления ученика субъектом учебной деятельности Текст. / 3. Абасов // Наука и школа. - 2000. №2. - С. 25-27.
2. Абузярова, С. И. Развитие ребенка в условиях личностно-ориентированного педагогического процесса (аспект самоактуализации): Текст.: метод, пособие / С. И. Абузярова. Красноярск: Изд-во КГПУ, 1998. - 124 с.
3. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви,
свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2015. - 496 с.
2. Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева. - М.: Дашков и К, 2013. - 424 с.
4. Акляринский, Б. С. Беседы о самовоспитании Текст. / Б. С. Акляринский. М.: Просвещение, 1973. - 112 с.
5. Амонашвили, Ш. А. Психологические основы педагогического сотрудничества Текст.: кн. для учителя / Ш. А. Амонашвили. К.: Освита, 1991. — 111с.
6. Ананьев, Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания Избранные психологические труды Текст. В 2 т./ Б.Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980. - Т.2. - С. 103-128.
7. Архангельский, JI. М. Комплексный подход к теории и практике нравственного воспитания Текст. / JI. М. Архангельский // Философские науки. — 1980.-№1,- С. 19.
8. Бабанский, Ю. К. Оптимизация педагогического процесса (в вопросах и ответах) Текст. /Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник. К.: Рад. шк., 1982.
9. A. В. Барабанщиков // Воспитание школьников. 1983. - №8. - С. 11-17.
10. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 381 с.
11. Безруких, М.М., Ефимова С.П. Знаете, ли вы своего ученика? Текст. / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. М.: Просвещение, 1991. - 176 с.
12. Безруких, М.М. Ступеньки к школе Текст: кн. для педагогов и родителей / М. М. Безруких. М.: Дрофа, 2000. - 256 с.
13. Бекузарова, Н. В. Взаимодействие семьи и школы в воспитании организованности Текст.: Духовно-исторические чтения: тез. докл. межвуз. научн.-практ. конф. Красноярск: КрасГАСА, 2000. - С. 109-111.
14. Беспалько В.П. // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения: сборник научных трудов / Ин-т дид. инноваций РАО. М., 1994.1. C. 28-31.
15. Бешенков, С.А. Моделирование и формализация [Текст] : метод. пособие / С.А. Бешенков. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. - 336 с.
16. Богданова, О. С. Методика воспитательной работы в начальных классах Текст. / О. С. Богданова, В. И. Петрова. М.: Просвещение, 1975. - 208 с.
17. Богданова О. С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками Текст.: пособие для учителя / О. С. Богданова. М.: Просвещение, 1982. - 160 с.
18. Бодалёв, А. А. О коммуникативном ядре личности Текст. / А. А. Бодалёв // Сов. педагогика. 1990. - № 5. - С. 77-81.
19. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды Текст./ под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 349 с.
20. Божович, Л. И. Что такое воля? Текст. / Л. И. Божович // Семья и школа. 1981. — №1 — С. 34-36.
21. Борытко, Н. М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / Н. М. Борытко; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 288 с. - (Профессионализм педагога).
22. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонение Текст./ Г. М. Бреслав. М., 1990. - 84 с.
23. Воронов, В.В. Педагогика школы: новый стандарт / В.В. Воронов. - М.: ПО России, 2012. - 288 с.
24. Волокитина, М. Н. Очерки психологии младших школьников Текст. / М. Н. Волокитина. М.: Учпедгиз, 1959. - 214 с.
25. Выготский, JI. С. Педагогическая психология Текст. / JI. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. М., 1991.-480 с.
26. Высотина, JI. А. Нравственное воспитание младших школьников Текст./ Л. А. Высотина. -М.: АПН РСФСР, 1960. 151 с.
27. Гагаев, П.А. Русская цивилизация и крестьянство: Педагогика соборности: Монография / П.А. Гагаев, А.А. Гагаев. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 151 с.
28. Газман, О.С. Дисциплина Текст. / О. С. Газман // Российская педагогическая энциклопедия: В 2т. Т. 1. М., 1993.
29. Галицких Е. О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников Текст.: метод, пособие. — СПб.: «Паритет», 2003.- 160 с.
30. Гамезо, М. В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития Текст. /М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Л. М. Орлова. М.: Издательство «Институт практической психологии», 1998.-256 с.
31. Гербарт, И.Г. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания. Избранные педагогические сочинения Текст. В 2 т. / И. Г. Гербарт. М., 1940. - Т.1.- 159 с.
32. Гмурман, В. Е. Дисциплина в школе Текст./ В. Е. Гмурман. М.: Учпедгиз. - 1958. - 164 с.
33. Девятых, С. Ю. Основы психологии психологические тесты и упражнения / С. Ю. Девятых. - Минск: Республиканский институт высшей школы, 2016. - 59 с.
34. Джуринский, А.Н. Сравнительная педагогика: Учебник для магистров / А.Н. Джуринский. - М.: Юрайт, 2013. - 440 с.
35. Дивногорцева, С.Ю. Теоретическая педагогика. В 2-х т. Т. 2. Теория обучения. Управление образовательными системами: Учебное пособие / С.Ю. Дивногорцева. - М.: ПСТГУ, 2012. - 262 с.
36. Ермолин, А. Воспитание свободной личности в тоталитарную эпоху: Педагогика нового времени / А. Ермолин. - М.: Альпина Паблишер,
2014. - 262 с.
37. Елькина Н.А. Модель формирования дисциплинированности
учеников в учебно-воспитательном процессе [Текст]: диссертация
канд.пед.наук: 13.00.01: защищена 2009 / Елькина Наталья Александровна. - Киров, 2009. - 149 с.
38. Жуков, Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 448
39. Зеньковский, В. В. Психология детства Текст. / В. В. Зеньковский. М.: Academia, 1996.-347 с.
40. Кант, И. О педагогике. Трактаты и письма Текст. / И. Кант. М.: Прогресс, 1980.-С 445-504.
41. Каптерев, П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избр. пед. соч. М., 1982.-704 с.
42. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах и таблицах: Учебное пособие / Г.М. Коджаспирова. - М.: Проспект, 2016. - 248 с.
43. Коржуев, А.В. Педагогика в зеркале исследовательского поиска: На перекрестке мнений / А.В. Коржуев, А.С. Соколова. - М.: Ленанд, 2014. - 208 с.
44. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 400 с.
45. Крупская, Н. К. Педагогические сочинения: в 11-ти т. Текст. / Н. К. Крупская. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1996. - Т5. - 704 с.
46. Крутецкий, В. А. К вопросу о привычных формах поведения и их особенностях Текст.// Вопросы психологии нравственного развития школьников. -М.: Просвещение, 1962. С.47-58.
47. Газман, О. С. Новые ценности образования: содержания гуманистического образования / О. С. Газман, Р. М. Вейсс, Н. Б. Крылова. М., 1995. -103 с.
48. Лихачев, Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей: (Теорет.-ист. Анализ воспитат. Ценностей в России в XIX и XX вв.) Текст. /Б. Т. Лихачев. Самар. Ин-т упр., Рос. акад. образования, Поволж. фил. Ин-та развития личности, 1987. - 78 с.
49. Лусканова, Н. Г. Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов Текст. / Н. Г. Лусканова // Школьный психолог. 2001. №9. С. 8-9.
50. Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника: Пособие для учителя Текст./ А. А. Люблинская. — М.: Просвещение, 1977. 244 с.
51. Макаренко, А. С. Методика организации воспитательного процесса //Избр. Пед.соч.: В 2 т. Т. 1 М., 1978. 176 с.
52. Макаренко, А. С. О воспитании Текст./ А. С. Макаренко. М.: Политиздат, 1988.-256 с.
53. Маралов, В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовании: учебное пособие / В. Г. Маралов, В. А. Ситаров. - Москва: Юрайт, 2015. - 424 с.
54. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Основы курса: Учебник / Л.В. Мардахаев. - М.: Юрайт, 2014. - 376 с.
55. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: Учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. - М.: Проспект, 2013. - 464 с.
56. Марьенко, И. С. Нравственное становление личности школьника Текст. / А. В. Марьенко. М.: Педагогика, 1985. - 104 с.
57. Машарова, Т. В. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение. М.,1999.
58. Моносзон, Э. И., Дисциплина Текст. / Э. И. Моносзон, JI. И. Новикова // Педагогическая энциклопедия: В 4 т. Т. 1. М., 1964.
59. Мудрик, А. В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе Текст./ А. В. Мудрик. М.: Знание, 1983. - 96 с.
60. Мухина, В. С. Возрастная психология Текст. / В. С. Мухина. М., 2000.-98 с.
61. Педагогическая энциклопедия Текст. / под ред. И. А. Каирова и Ф. Н. Петрова. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1965. - 912 столбцов.
62. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.
63. Подласый, И.П. Педагогика. В 2-х т. Т. 1. Теоретическая педагогика: Учебник для бакалавров / И.П. Подласый. - М.: Юрайт, 2013. - 777 с.
64. Райх, В. Как я добиваюсь дисциплины на уроке? Текст.: Кн. Для учителя. Пер. с нем. / В. Райх. М.: Просвещение, 1986. - 80 с.
65. Рогожникова, Р. А. Дисциплина и гуманизм в педагогическом процессе Текст./ Р. А. Рогожникова/ Перм. Гос. Пед. Ун-т. Пермь, 1996. - 258 с.
66. Рогозина, Г. М. Взаимодействие родителей и детей в общеобразовательной школе Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук / Г. М. Рогозина. — М., 1993.- 16 с.
67. Роготнева, А.В. Театральная педагогика в начальной школе. Поурочные разработки: методическое пособие / А.В. Роготнева. - М.: Владос,
2015. - 135 с.
68. Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбо-родова. М.: гуманит. Изд. «Владос», 2000. - 256 с.
69. Руссо, Ж. Ж. Эмиль, или О воспитании Текст. / Ж. - Ж. Руссо // Пед. соч.: В 2 т. Т. 1.М., 1981.
70. Селиванов, В. И. Волевая регуляция активности личности Текст. / В. И Селиванов // Психологический журнал. 1982. №4 - С. 14-25.
71. Сластёнин, В. А. Педагогика Текст.: учеб. пособие / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.
72. Советский энциклопедический словарь Текст./ Гл. ред.
73. Сухомлинский, В. А. Духовный мир школьника Текст. / В. А. Сухо-млинский. М.: Учпедгиз, 1961.-233 с.
74. Сухомлинский, В. А. О воспитании Текст. / В. А. Сухомлинский. М.: Политиздат, 1982. - 266 с.
75. Ушинский, К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании Текст. / К. Д. Ушинский // Пед. соч.: в 6 т. М., 1987. - Т. 1. - С. 194 - 256.
76. Фельдштейн, Д. И. Проблемы возраста и педагогической психологии Текст./ Д. И. Фельдштейн. М.: Международная педагогическая академия, 1995.-368 с.
77. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская
энциклопедия, 1983.-С. 764-765.
78. Фридман, Л. М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов Текст.: кн. для учителя / Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплу-нович. — М.: Просвещение, 1988. 207 с.
79. Харламов, И. Ф. Педагогика Текст.: Учеб. пособие / И. Ф. Харламов. — Мн., 2003.-412 с.
80. Хухлаева, О. В. Лесенка радости Текст. / О. В. Хухлаева. М.: Изд- во «Совершенство», 1998. - 80 с.
81. Шацкий, С. Т. Советская педагогика, ее теория и практика Текст./ С. Т. Шацкий. М.: Педагогика, 1980. - С. 143.
82. Шипилина, Л.А. Методология и методы психолого-
педагогических исследований: Учебное пособие для аспирантов и
магистрантов по напралению "Педагогика" / Л.А. Шипилина. - М.: Флинта, 2013. - 208 с.
83. Щербакова, С. Н. Формирование психолого-педагогической культуры родителей Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук /С. Н. Щербакова. М., 1999.- 18 с.
84. Щукина, Г. И. Деятельность основа педагогического процесса Текст. / Г. И. Щукина // Сов. Пед. - 1982. - №8. - С. 74-78.
85. Якобсон, С. Г. Организованность и условия ее формирования у младших школьников (Экспериментальное исследование) Текст. / С. Г. Якобсон, Н. Ф. Прокина. М.: Просвещение, 1967. 175 с.