Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие музыкально-ритмической одаренности у детей дошкольного возраста

Работа №81908

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы117
Год сдачи2017
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
217
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития музыкально-ритмической одаренности у детей дошкольного возраста 9
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по развитию музыкально-ритмической одаренности у детей дошкольного возраста..9
1.2. Особенности развития музыкально-ритмической одаренности у
детей дошкольного возраста 19
1.3. Психолого-педагогические условия развития музыкально-ритмической одаренности у детей дошкольного возраста 30
Выводы по I главе 51
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию музыкально-ритмической одаренности у детей дошкольного возраста 54
2.1. Изучение развития музыкально-ритмической одаренности у детей
дошкольного возраста 54
2.2. Реализация психолого-педагогических условий развития
музыкально-ритмической одаренности у детей дошкольного возраста 64
2.3. Анализ опытно-поисковой работы по музыкально-ритмической
одаренности у детей дошкольного возраста 85
Выводы по II главе 88
Заключение 91
Список литературы 94
Приложение

К современным проблемам развития музыкально-ритмической одаренности детей дошкольного возраста следуют отнести создание условий для реализации образовательных задач. Развитие эмоциональной отзывчивости, воображения и художественных дарований детей тормозится занятиям, не соответствующими возрастным особенностям ребенка дошкольного возраста.
Современные исследователи детской психологии начали понимать, что деятельностный подход предполагал лишь наличие в структуре занятия разных видов деятельности. Такой подход в истинном его понимании заключается в соединении (одновременном наличии) нескольких видов деятельности в одной. Иными словами, интеграция слова, движения и музыки - это естественное и закономерное объединение , как было сказано выше. Поэтому традиционное музыкальное занятие, которое делится на отдельные виды деятельности, где дети выполняют все по отдельности : танцуют, заучивают танцевальные движения ; слушают и анализируют музыкальные произведения и поют сидя на стульях; играют на музыкальных инструментах, заучивая ритмический рисунок, считается неестественным для закономерного гармоничного и целостного развития детей. Музыкально-ритмическая одаренность это целостный процесс во всех видах деятельности.
Сложившуюся ситуацию можно определить как конфликт новых интересов современной педагогики в сфере дошкольного образования и устаревших подходов существующих программ и методик.
Вместе с тем происходит долгое болезненное расставание с «родным и удобным» для педагога способом манипулирования музыкой. В подтверждении данного положения выступает Н.В. Шутова : «Взаимосвязь музыки и движения имеет глубокий онто - и филогенетические корни. В древнейших музыкальных культурах музыка неотделима от
сопровождающих ее танцевальных, трудовых, ритуальных движений. При активном восприятии музыки физиологические ритмы человека резонируют и не произвольно подстраиваются под ее частотные и динамические показатели. Поскольку музыка моделируют не человеческую эмоцию, непосредственно, а ее внешнее проявление через симптомы: вокализацию, ритмы дыхания, пульса, пластику жестов, то вполне логичной будет мысль о возможном способе ее воздействия через двигательное имитирование, то есть оживление эмоций на психофизиологическом уровне». Далее автор отмечает: « Мы считаем, что эмоционально -телесные ощущения музыки
(двигательно-слуховые, тактильные, мышечные) являются первичной, понятной информацией о ней с точки зрения воспринимающего ее. Телесные ощущения, будучи связанными с музыкальными впечатлениями, в наибольшей степени способствуют эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку. Двигательное звено восприятия играет роль механизма, превращающего слушание музыки в ее переживание».
Периоду первоначального воспитания чувства ритма принадлежит весьма существенная роль. Именно в этот период определяют дальнейшие перспективы обучения музыке, оказывается подчас решающее влияние на всю ритмическую будущность ребенка. Не освоив азов ритмической грамотности, не овладев необходимыми при этом умениями и навыками, ребенок, разумеется, не сможет в дальнейшем двигаться по восходящей линии. Всё это известно опытным педагогам-практикам, самым серьёзным образом оценивающим начальную фазу ритмического воспитания. Вместе с тем со всей определённостью можно подчеркнуть: речь шла до сих пор лишь о предыстории развития чувства ритма.
Советский психолог Б.М. Теплов, отмечая моторную природу чувства ритма, указывал, что движения как таковые ещё не образуют музыкально - ритмического переживания, хотя и являются органическим компонентом, необходимым условием его возникновения. Это обусловлено тем, что ритм в музыке носитель определённого эмоционального содержания. Следовательно, чувство ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Оно характеризуется Б.М. Тепловым как способность активно переживать (отражать в движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального произведения. Чувство ритма - это такая музыкальная способность, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность, будь это песня, игра на инструменте, восприятие или сочинение музыки.
Актуальность темы заключается в том, что использование только традиционных методов обучения неэффективно, необходимы современные образовательные технологии. В рассмотрении вопроса об инновационных технологиях музыкального воспитания детей нас интересует элементарное музицирование. Понимание сущности и смысла исследуемого понятия связано с потребностью в эмоционально-двигательном самовыражении личности, которое в нашем исследовании имеет первоначальное значение.
Цель исследования - выявить и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития музыкально - ритмической одаренности у детей дошкольного возраста.
Объектом исследования выступает процесс развития музыкально - ритмической одаренности у детей дошкольного возраста.
Предметом исследования являются психолого-педагогические условия развития музыкально - ритмической одаренности у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие музыкально-ритмической одаренности у детей дошкольного возраста будет эффективной при следующих психолого-педагогических условиях:
1. Создание творческой предметно-развивающей среды по музыкально-ритмической деятельности.
2. Использование творческих игр в педагогическом процессе, влияющих на музыкально-ритмическое развитие детей.
3. Взаимодействие с родителями по организации музыкально-ритмической деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Выявить особенности развития музыкально-ритмической одаренности у детей дошкольного возраста дошкольников.
3. Определить педагогические условия, необходимые для развития музыкально-ритмической одаренности у детей дошкольного возраста.
4. Провести опытно-поисковую работу по развитию музыкально-ритмической одаренности у детей дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ литературных источников, наблюдение продуктивности детской деятельности, анкетирование; констатирующий, формирующий и контрольный педагогические эксперименты: математическая обработка результатов исследования. Указанные методы используются в определенной системе, для которой характерно возрастание роли тех или иных методов на отдельных этапах исследований Н. А. Ветлугиной, В.А. Гринер, Е.А. Румер, А.В. Кенеман, М.Л. Палавандишвили, А.Н. Зимина, Е.Н. Соковнина.
База исследования: исследование осуществлялось на базе МДОУ «Детский сад № 50 п.Западный».
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды:
- о музыкально-ритмическом развитии (Э.Ж.Далькроз, Н.Г.Александрова, Е.В.Конорова, Н.А.Ветлугина, М.Л.Палавандишвили, А.И. Буренина, Ж.Е.Фирилева, Т.Э.Тютюнникова, И.Г. Галянт и др.);
- о проблеме организации предметно-развивающей среды (С.Л.Новоселова, Н.Н. Подъяков, З.И.Сайбурханова, Л.М.Мокроусова); Н.А.Ветлугиной, В.А.Гринер, Е.А.Румер, А.В.Кенеман, М.Л.Палавандишвили, А.Н.Зимина, Е.Н.Соковнина - они считали, что, музыка для воспитания и образования имела более глубокое значение, чем сейчас, и соединяла не только гармонию звуков, но и поэзию, танец, философию, творчество. Ими была проделана огромная работа по дальнейшей разработке практического материала системы Жака Далькроза.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в практике работы педагогов, психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования с детьми дошкольного возраста.
Этапы исследования:
Констатирующий этап (сентябрь - октябрь 2016) - изучение и анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов по проблеме исследования. Разработка исходных позиции исследования: цель, гипотеза, задачи, методика экспериментальной работы. Подготовлен и проведен констатирующий эксперимент, обработаны результаты анкетирования педагогов.
Формирующий этап (ноябрь 2016 - март 2017) Реализованы психолого-педагогические условия и методические рекомендации по развитию музыкально-ритмической одаренности детей дошкольного возраста. Проведен формирующий эксперимент.
Контрольный этап (апрель - май 2017) Проведен контрольный эксперимент. Обобщены и оформлены результаты исследования, сформулированы его основные выводы.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в практике работы педагогов в процессе музыкально-ритмической деятельности с детьми дошкольного возраста.
Структура работы: выпускная квалифицированная работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и практическая), заключения, библиографического списка, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать нам следующие выводы, развитие музыкально-ритмической одаренности у детей дошкольного возраста актуально. Исследуемой проблемой занимались такие известные ученые, как: Эмиль Жак Далькроз, Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, А.Л. Готсдинер, С.И. Науменко, Д.К. Кирнарская, и др. Все они определяют, что развитие музыкально-ритмической одаренности ведет к тому, что у детей развивается музыкальное восприятие, эмоциональность и образность, совершенствуется мелодический и гармонический слух, музыкальная память, чувство ритма, культура движений, умение творчески воплощать музыкально-двигательный образ.
В первой главе были рассмотрены основные понятия темы: одаренность, ритм, музыкально-ритмическая одаренность, ритмопластика.
Нами были разработаны психолого-педагогические условия, влияющие на успешное развитие музыкально-ритмической одаренности у детей дошкольного возраста.
Для реализации первого психолого-педагогического условия: использовались творческие игры, развивающие внимание, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленных также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом.
Для реализации второго психолого-педагогического условия: организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию музыкально-ритмической одаренности детей дошкольного возраста нами был определен, а в последующем и внедрен необходимый перечень оборудования РППС музыкального зала. При построении развивающей предметно-пространственной среды для организации процесса развития музыкально-ритмической одаренности у детей дошкольного возраста мы опирались на следующие требования: комфортность и безопасность обстановки; обеспечение богатства сенсорных впечатлений; соответствие развивающей среды образовательной программе, по которой работает ДОО; психическая и физическая комфортность; учет всех направлений развития ребенка; обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности; обеспечение возможности для исследования и научения, поисковой деятельности, экспериментирования; создание условий для изменения дизайна окружающей среды.
В ходе экспериментально исследования с целью реализации третьего психолого-педагогического условия: взаимодействия с родителями по организации музыкально-ритмической деятельности детей, были запланированы и осуществлены мероприятия по улучшению данного условия.
Анализ результатов на констатирующем и контрольном этапе показал, что положительная динамика развития музыкально-ритмической одаренности у детей дошкольного возраста возможна только в условиях целенаправленного педагогического воздействия педагогического коллектива и семьи. Сравнительный анализ уровня развития музыкально-ритмической одаренности в экспериментальной группе детей на констатирующем и контрольном этапе показал эффективность использования ритмопластики в процессе музыкально-ритмической деятельности и положительное влияние ритмопластики на развития музыкально-ритмических способностей у детей дошкольного возраста.
Система работы по повышению уровня развития музыкально-ритмической одаренности у детей, организация развивающей предметно-пространственной среды, улучшение взаимодействия ДОО с семьями воспитанников по проблеме исследования позволили педагогам не только грамотно организовать процесс развития детей дошкольного возраста, но и позволило создать на занятиях атмосферу содействия и сотрудничества с поощрением инициативы детей в их творческих проявлениях и учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.
В процессе поисковой работы были достигнуты результаты, подтверждающие положительную динамику в развитии музыкально-ритмической одаренности у детей дошкольного возраста, в организации развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию музыкально-ритмической одаренности у детей дошкольного возраста, а также в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников по вопросам развития музыкально - ритмической одаренности у детей.
Таким образом, гипотеза доказана, задачи выполнены, цель нашей работы реализована.



1. Аджимуратова З.Р. Ритмопластика как средство развития чувства темпа-ритма у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 655-658.
2. Андреева, М.П., Первые шаги к музыке [Текст] / М.П.Андреева,
Е.ВКонорова. - М.: «Просвещение», 1991. - 156с.
3. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей [Текст] / В.П.Анисимов. - М.: Владос,2004. - 127с.
4. Бабаждан, Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста [Текст] / Т.С.Бабаджан. - М.: «Просвещение», 1976. - 192с.
5. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству [Текст] / Д.Б.Богоявленская. - М: Знание, 1981.- 96с.
6. Бочкарёв, Л.Л. Психология музыкальной деятельности [Текст] / Л.Л.Бочкарёв, Рос. акад. наук, ин-т психологии. - М.: Ин-т психологии РАН, 1997.-350с.
7. Большой психологический словарь [Текст] / под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. - СПб.: -М.: Прайм - Еврознак: Олма - Пресс,2003 - 666с.
8. Баренбойм, Л.А. Путь к музицированию [Текст] / Л.А. Баренбойм. - Л.: Советский композитор, 1979. - 352 с.
9. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей [Текст] / А.И. Буренина. - СПб.: ЛОИРО, 2000. - 200с.
10. Вендрова, Т. Пластическое интонирование музыки в методике Вероники Коуэн [Текст] / Т.Вендрова // Искусство в школе.- 1997.- № 1. - С. 61-64.
11. Венгер, Л. А. Педагогика способностей / Л. А. Венгер. - М.: Знание, 1973. - 96 с.
12. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугина. -М.: Просвещение, 1981. -240с.
13. Выготский, Л.С. Воспитание эмоционального поведения // Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика - Пресс, 1996. С. 94-107.
14. Галянт, И.Г. Музыкальное развитие детей 2-8 лет: метод.пособие для специалистов ДОО / И.Г. Галянт. - М.: Просвещение, 2015. - 120 с.
15. Гиппиус, С. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств [Текст] / С. Гипиус. - СПб. , 2001.
16. Давыдова, М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Вако, 2006.-240 с.
17. Дубровская, Е.А. Теория и методика музыкального воспитания. М., 1991. - 225 с.
18. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника/ О.М.Дьяченко. - М.,1986.- 96с
19. Елжова, Н. В.Работа с детьми и родителями в ДОУ / Н.В. Елжова - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 282с.
20. Жак-Далькроз, Эмиль Ритм / Далькроз Э.Ж - М.: Классика-XXI, 2002.-248с.
21.Збруева, Н.П. Ритмическое воспитание [Текст] / Н.П.Збруева. -М.: ГОСЛИТ ИЗДАТ, 1935. - 111с.
22. Глебова, С.В Детский сад - семья: аспекты взаимодействия / С.В. Глебова. - Воронеж: 2007. - 111с.
23. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Г. Гогоберидзе. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 320
24. Кирнарская, Д.К. Психология специальных способностей.
Музыкальные способности [Текст] / Д.К. Кирнарская. - М.: Таланты - XXI век, 2004. - 496 с.
25. Ковалева, Г.В. Художественно-одаренные дети: методы выявления и психолого-педагогические технологии работы [Текст] : методическое пособие / Г.В.Ковалева, Т.И.Порошина, М.Т.Таллибулина.- Пермь: КЦХТУ «Росток», 2008. - 93 с.
26. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст]: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176с.
27. Костина, Э. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка [Текст] / Э.Костина. // Дошкольное воспитание. - 2006. - №11. - С.37 - 42.
28. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия [Текст] / Н.С. Лейтес - М.:Воронеж, 1997. - 448 с.
29. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность школьников [Текст] / Н.С.Лейтес // Прикладная психология и психоанализ. - 2002. - №4. - С.3-15.
30. Матюшкин, А. М. Концепция творческой одарённости / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1989. - № 6. - С. 29 - 33.
31. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М Марковская - СПб.: Речь, 2005. - 19с.
32. Медушевский, В.В. Интонационная форма музыки [Текст] /
В.В.Медушевский. - М.: Композитор, 1993.- 153с.
33. Методика музыкального воспитания в детском саду [Текст]: учебник для учащихся пед. уч-щ / Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комисарова и др., под ред. Н.А,Ветлугиной. 3-е изд., испр. и доп. - М.: «Просвещение», 1989. - 270с.
34. Мелик-Пашаев, А.А. Психологические основы способностей к
художественному творчеству [Текст] : автореф. дис. докт. психол. наук / А.А.Мелик-Пашаев. - М., 1994. - 36 с.
35. Методика музыкального воспитания в детском саду [Текст]: учебник для учащихся пед. уч-щ / Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комисарова и др., под ред. Н.А,Ветлугиной. 3-е изд., испр. и доп. - М.: «Просвещение», 1989. - 270с.
36. Микляева, Н.В. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ [Текст]: пособие для воспитателей и логопедов / Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Ю.Н. Родионова. - 3-е изд. -М.: Айрис - пресс,2006. - 112с.
37. Модернизация общего и профессионального образования [Текст]: материалы региональной научно - практической конференции: вторые Томинские чтения / Ред. В.Г. Швеммер и др. - Челябинск: ЧГПУ, 2004.
- 309с.
38. Морева, Н. Вопросы музыкального воспитания в психолого - педагогической теории [Текст] / Н. Морева // Дошкольное воспитание.
- 1998. - №2. - С. 114 - 116.
39. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст] / под ред. О.П. Радыновой. - М.: «Просвещение», 1981. - 168с.
40. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия[Текст] / Е.В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1972. - 382 с.
41. Нежинский, О.М. К вопросу об определении структуры дирижерской одаренности [Текст] / О.М. Нежинский. - М., Воронеж, 1979. - 221с.
42. Нравственно - эстетическое воспитание ребенка в детском саду [Текст] / Н.А.Ветлугина, Т.Г.Казакова, Н.Г.Пантелеев и др.; под ред. Н.Г.Ветлугиной. - М.: «Просвещение», 1989. - 79с.
43. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991. - 376 с.
44.Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И.Ожегов / под ред. чл. - корр. АНСССР Н.Ю.Шведовой. - 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988. - 750с.
45. Пастюк, О.В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах [Текст] / О.В.Пастюк. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 196 с.
46. Педагогическая энциклопедия [Текст]: актуальные понятия
современной педагогики / под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. - М.: Издательский Дом «Восток», 2003. - 274 с.
47. Поддьяков, Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. - Волгоград: Перемена. -1995. - 48с.
48. Пиаже, Ж. Логика и психология / Ж. Пиаже // Избранные
психологические труды. - М., 1969.-е. 137-179.
49. Пономарёв, Я.А. Психология творчества и педагогика [Текст] / Я. А. Пономарёв. - М.: Педагогика, 1976. - 280 с.
50. Пономарев, Я.А. Музыкальная одаренность: исследование общих компонентов [Текст] / Я.А. Пономарев, Т. Галкина, М. Кононенко. - М.: Наука, 1997. С.95-113.
51. Порошина, Т.И. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности будущих учителей музыки [Текст]: автореф. дисс. ... канд. психол. наук / Т.И.Порошина. - Пермь, 1997. - 24с.
52. Праслова, Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / Г.А. Праслова. - СПб.: Детство - Пресс, 2005. - 383с.
53. Психология одаренности детей и подростков [Текст] / под ред. Н.С.Лейтеса. - М.: Академия, 1996. - 416 с.
54. Радынова, О.П. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников [Текст]: учебное пособие для сред. и высш. учеб. заведений / О.П. Радынова, И.В. Груздова, Л.Н. Комисарова. - М.: Академия, 1999. - 173с.
55. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст] / Н.А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2003. - 191с.
56. Руднева, С.Д. Ритмика. Музыкальное движение [Текст] / С.Д. Руднева, Э.М. Фиш. - М.: «Просвещение», 1980. - 267с.
57. Слуцкая, С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду [Текст] / С.Л. Слуцкая. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2006. - 272с.
58. Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей [Текст] / К.В.Тарасова. - М.: «Просвещение», 1988. - 123с.
59. Теплов, Б.М. Способности и одаренность [Текст]: в 2 т./ Б.М.Теплов. - М.: Педагогика, 1985. Т.1. С.15-41.
60. Трубайчук, Л.В. Дошкольное детство, как развивающий
социокультурный феномен: монография / Л.В. Трубайчук. - Челябинск, 2009. - 153 с.
61. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования.: // Российская газета. - 2013. - №6241. С. 4-6
62. Фирилева, Ж.Е. Са-фи-дансе. СПб.: Детство-Пресс, 2010.-352с.
63. Якунина, С. Ритмическая гимнастика [Текст] / С.Якунина //
Дошкольное воспитание. - 2002. - №10. - С.64 - 71.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ