Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса студентов профессиональной образовательной организации 7
1.1. Состояние проблемы развития познавательного интереса
в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Определение, свойства, типы наглядных пособий 16
1.3. Развитие познавательного интереса через наглядные пособия
у студентов профессиональной образовательной организации 20
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Опытно-практическая работа по развитию познавательного
интереса студентов с помощью наглядного пособия в условиях ГБПОУ «Челябинский профессиональный колледж» 27
2.1. Цели и задачи опытно-практической работы по развитию познавательного интереса с помощью наглядного пособия в профессиональной образовательной организации 27
2.2. Разработка и апробация наглядного пособия при изучении дисциплины «Технология приготовления сложной холодной кулинарной продукции».31
2.3. Итоги опытно-практической работы по развитию познавательного
интереса с использованием наглядного пособия 39
Выводы по главе 2 43
Заключение 45
Библиографический список 47
Приложение
Современное общество информационных технологий заинтересовано в высокообразованных и компетентных специалистах, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизни. Сложившаяся ситуация предполагает повышение образовательного, культурного, профессионального уровня каждого человека; поиск специальных форм обучения; требует иных навыков и способностей; диктует необходимость повышения личной активности, ответственности и предприимчивости.
Для достижения поставленной цели и в процессе подготовки студентов большое значение имеет такие средства обучении как: наглядные пособия. Данные средства содействуют формированию познавательной активности, направленной на создание их личности, что гарантирует им быть конкурентоспособными специалистами в социокультурных условиях.
Средства обучения наряду с речью педагога являются существенными составными частями учебного процесса с элементом учебно-материальной базы любой образовательной организации. Являясь элементом учебно-познавательного процесса, средства обучения оказывают влияние и на другие его компоненты - цели, задачи, содержание, методы, формы.
В современной педагогической теории разрабатываются вопросы, связанные со средствами формирования и развития познавательного интереса студентов в процессе профессиональной подготовки. Особое место среди них отводится наглядным пособиям. На наш взгляд, среди разнообразных педагогических средств именно наглядные пособия способствуют лучшему усвоению учебного материала в полной мере.
Познавательный интерес студентов является объектом изучения многих ученых. Изучив литературу, мы пришли к выводу, что понятия «интерес» и «познавательный интерес» возникли в связи с тем, что студенты должны изучить новый материал, размышляя над ним, познавая его. Значит, что эффективность учебной деятельности зависит от характера активности учащихся. Еще Я.А. Коменский писал: «.всеми возможными способами нужно воспламенить в детях горячее стремление к знанию и учению».
Методология исследования. Использование наглядных пособий рассматривается в педагогике с XVII века. Многие ученые писали о данном вопросе, например, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, а также современные отечественные ученые Л.В. Занков, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, и др.
Принцип наглядности был отражен в трудах И.Г. Песталоцци. Отстаивая необходимость наглядности в обучении, он считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и близкие снова соединить, то есть сформировать у учащихся понятия.
В педагогической системе К.Д. Ушинского использование наглядности в обучении связано с преподаванием родного языка. Ушинский считал, что лучшим способом добиться самостоятельности детей в процессе развития дара слова служит наглядность. Необходимо, чтобы предмет непосредственно воспринимался ребенком и чтобы под руководством учителя «...ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово».
Преподаватели по нашим данным, стремятся использовать различные виды наглядных средств, особенно в электронном виде, но при этом, разрабатывая их, не задумываются над тем, что студенты воспринимают наглядную информацию индивидуально, находя каждый что-то свое, не всегда адекватное представленному содержанию. В связи с этим можно говорить о проблеме проектирования такого наглядного обеспечения процесса обучения, которое позволит удовлетворить интересы студентов в наглядности предоставляемой информации, которое будет соответствовать их психологическим особенностям и способствовать тем самым повышению уровня восприятия и осмысления изучаемого учебного материала.
Вопросам наглядного обеспечения учебного процесса посвящены работы ученых Ю.К. Бабанского, Л.В. Занкова, М.Н. Скаткина, Л.М. Фридмана, В.И. Черниченко и других. Основное внимание в этих работах уделяется решению проблемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью средств наглядности.
Исходя из этого, возникает противоречие между способами фронтального наглядного предъявления учебной информации и индивидуальными способами восприятия студентами наглядной информации.
Из представленного противоречия вытекают следующие вопросы: как создавать наглядное обеспечение учебной информации, чтобы ее восприятие оказалось доступным и результативным для каждого студента? Какие условия должны быть учтены при разработке, выборе и применении в учебном процессе наглядных средств?
Актуальность, теоретическая и практическая значимость рассматриваемой проблемы определили выбор темы исследования: «Наглядные пособия как средство развития познавательного интереса у студентов профессиональной образовательной организации».
Цель исследования: разработка и апробация наглядного пособия как средства развития познавательного интереса студентов колледжа.
Объект исследования: учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в профессиональной образовательной организации.
Предмет исследования: наглядное пособие как средство развития познавательного интереса студентов колледжа.
Исходя из цели, были определены задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к определению «наглядные пособия» и «познавательный интерес».
2. Рассмотреть условия разработки наглядных средств обучения 27 в профессиональной образовательной организации.
3. Разработать и апробировать наглядное пособие по дисциплине «Технология приготовления сложной холодной кулинарной продукции».
В работе использовались следующие методы исследования:
- анализ теоретической и методической литературы, нормативных и методических документов и материалов, регулирующих профессиональное обучение в учебном заведении профессиональной образовательной организации;
- изучение педагогической и методической литературы по проблеме использования наглядности;
- наблюдение за процессом обучения в учреждении среднего профессионального образования и обобщение полученной информации;
- методы дедукции и индукции, анализ;
- анкетирование и тестирование.
Структура исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Базой исследования является ГБПОУ «Челябинский профессиональный колледж» г. Челябинск.
Проведено теоретико-практическое исследование по проблеме «Наглядные пособия как средства развития познавательного интереса у студентов профессиональной образовательной организации».
В ходе проведенного теоретического и практического исследования получены следующие результаты.
1. Проанализированы основные теоретические подходы к определению «наглядные пособия» и «познавательный интерес».
2. Рассмотрены условия разработки наглядных средств обучения в профессиональной образовательной организации.
3. Разработано и апробировано наглядное пособие по дисциплине «Технология приготовления сложной холодной кулинарной продукции».
Проблема активизации деятельности обучающихся находится в тесной связи с развитием их познавательных интересов. Анализ определений и классических дидактических трудов показал неоднозначность в определении сущности понятия «познавательный интерес». Педагоги и психологи по-разному определяют и характеризуют интерес и его структуру, но основа интереса ими понимается одинаково: это устойчивая, избирательная направленность личности человека на познание предметов и явлений окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность и познавательные возможности.
Факторами развития познавательного интереса являются, с одной стороны, свойства личности, психические особенности на основе деятельности и возрастных особенностей, а с другой стороны учебно-воспитательный процесс, создающий условия для развития
познавательного интереса.
Средства наглядности, как элемент системы средств обучения помогают полноценному раскрытию и усвоению содержания учебного материала, повышению уровня познавательного интереса. Наглядность активирует умственную деятельность студентов, играет огромную роль в формировании сущности процессов и понятий, мотивов, а также развивает самостоятельность и инициативность в процессе обучения, повышает уровень усвоения знаний, умений, навыков.
Наглядные пособия помогают учащимся понимать и запоминать информацию, которую учитель предоставляет, поскольку они заставляют работать сразу два типа памяти - зрительную и слуховую.
Во время выполнения квалификационной работы было применено наглядное пособие по дисциплине «Технология приготовления сложной холодной кулинарной продукции».
Разработка и апробация наглядного пособия поспособствовало развитию познавательного интереса, который повысил мотивы на более высокий уровень.
Разработанный вариант наглядного пособия представляет собой краткое изложение определенного массива информации в виде схем, таблиц, иллюстраций. Пособие разработано с учётом разнообразие видов наглядности, где нет лишних элементов. Схемы и таблицы очень эффектно передают фрагмент текста, на который необходимо обратить внимание студентов.
Опытно-практическая работа проводилась на базе ГБПОУ «Челябинский профессиональный колледж» г. Челябинск.
В исследовании приняли участие 334 группа студентов. Обучающиеся по программе 19.02.10 Технология продукции общественного питания. Присваиваемая квалификация: техник-технолог. Нормативный срок получения образования 3 года 10 месяцев (на базе основного общего образования).
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 апреля 2014 г. N 384 // Собр. Законодательства РФ. - 2014. - № 33. - Ст. 4377
2. Закон об образовании. Организация питания обучающихся в РФ:
Федеральный закон РФ август 2017 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://rukak.ru/statya-37-zakon-ob-obrazovanii-organizatsiya-pitaniya-
obuchayushhihsya/ / (дата обращения 11.04.2018).
3. ГОСТ 31985-2013. Услуги общественного питания. Термины и определения. - Введ. 2015-01-01.-М.: Стандартинформ, 2015. - 16 с.
4. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности
пищевых продуктов: санитарно-эпидемиологические правила и
нормативы СанПиН 2.3.2.1078-01: утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ от 6 ноября 2014 г.-М.: 2014. - 44 с.
5. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.5.2409-08: утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008. - М.: 2008. - 28 с.
6. Анищева Л.И. Профессионализм и гражданственность - важнейшие приоритеты российского образования XXI века: пед. чтения, посвящ. 270- летию со дня рождения Иоганна Генриха Песталоцци: сборник статей / Л.И. Анищева, Ю.Б. Ащеулова, Р.И. Остапенко. - Воронеж: ВГПГК, 2016. - 353 с.
7. Азаров Ю.П. Логика и направленность процесса обучения и контроля знаний студентов // Время культуры и культурное пространство.
- М.: МГУКИ, 2011. - С. 121-122
8. Аристова Л.П. Активность учения студента / Л.П. Аристова. - М.: Просвещение, 2012. - 138с.
9. Богушева В.И. Технология приготовления пищи [Текст]: учебно-методическое пособие / В.И. Богушева. - Ростов н/Д.: Кулинар, 2014. - 342 с.
10. Базеко Н.П. Все секреты здорового питания [Текст] / Н.П. Базеко, С.И. Пиманов. - М.: Медицинская литература, 2014. - 176 с.
11. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство и духовность // Духовная ценность и молодое поколение: Тезисы научно - практической конференции молодых ученых. - М.: МГУК , 2013. - С. 82-83
12. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2014. - 144 с.
13. Богданов И.В. Психология и педагогика / И.В. Богданов. - М.: Академия, 2015. - 253 с.
14. Васюкова А.Т. Справочник повара [Текст] / А.Т. Васюкова. - М.: Дашков и К, 2014. - 369 с.
15. Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова [и др.] ; под ред. А. С. Роботовой. - 4-е изд., перераб. - М.: Издат. центр «Академия», 2013. - 224 с.
16. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь,
ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 2016. - 538 с.
17. Вульфсон С.И. Уроки профессионального творчества / С.И. Вульфсон. - М.: Академия, 2015. - 120 с.
18. Гончарова Ю.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена [Текст]:
учебное пособие / Ю.А. Гончарова. - Воронеж.: Издательско- полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2015. - 92 с.
19. Гусейнов А.З. Ян Амос Коменский - классик научной педагогики. Учебное пособие / А.З. Гусейнов, Г.Д. Турчин. - Саратов: Просвещение, 2015. - 69 с.
20. Гусейнов А.З. Константин Дмитриевич Ушинский - учитель российских учителей. Учебное пособие / А.З. Гусейнов, Г.Д. Турчин. - Саратов: Просвещение, 2015. - 52 с.
21. Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций / О.С. Гребенюк - Калининград: 2014. - 354 с.
22. Донцов А.И. Психология коллектива (Методологические проблемы исследования): Учеб. пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2014. - 208с.
23. Ерецкий М. И. Совершенствование обучения в колледже / М. И. Ерецкий. - М.: Высш.шк., 2013. - 264 с.
24. Здобнов А.И. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий [Текст] / А.И.Здобнов, В.А. Цыганенко. - Киев.: «АРИЙ», М.: «ЛАДА», 2014. - 680 с.
25. Ильясов И. И. Проектирование курса обучения по учебной дисцип-лине: пособие для преподавателей / И. И. Ильясов, Н. А. Галатенко. - М.: Логос, 2014. - 208 с.
26. Ковалев Н.И. Технология приготовления пищи [Текст] / Н.И. Ковалев, М.Н. Куткина, В.А Кравцова. - М.: Деловая литература, Омега-Л, 2013. - 465 с.
27. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М.В Кларин. - М.: Арена, 2014. - 222 с.
28. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. / Г.И. Кругликов. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 480 с.
29. Кукушин В. С. Дидактика (теория обучения) : учеб. Пособие / В.С. Кукушин. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д.: Издат. центр «МарТ», 2013. - 368 с.
30. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения / Г.Д. Кириллова. - М.: Просвещение, 2013. - 159 с.
31. Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении / Л.Н. Ланда. - М.:
Просвещение, 2014. - 523 с.
32. Лукьянова М.И. Психолого-педагогические показатели деятельности школы / М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина. - М.: Просвещение, 2014.- 153 с.
33. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. Вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. / А.В. Мудрик. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 200 с.
34. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики / Ф.А. Мустаева. - М.: Академический проект, 2013. - 122 с.
35. Никитина Н. Н. Основы профессионально-педагогической деятельности / Н.Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. - М.: Изд-во «Мастерство», 2012. - 340 с.
36. Новиков А.М. Профессиональное образование в России / А. М. Новиков. - М.: Академия, 2013. - 145 с.
37. Пономарева Н. С. Общая и профессиональная педагогика : учеб. пособие для вузов / Н. С. Пономарева, Г. И. Куцебо. - 2-е изд., испр. и доп.
- М.: Издательство «Юрайт», 2016. - 126 с.
38. Скурихин И.М. Химический состав российских пищевых продуктов [Текст] / Под редакцией член-корр. МАИ, проф. И.М. Скурихина и академика РАМН, проф. В.А. Тутельяна. - М.: ДеЛипринт, 2014. - 236 с.
39. Третьякова В. С. Антон Семенович Макаренко - человек, педагог, ученый писатель: СССР, Россия, Урал: материалы 10-х Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений / под ред. В. С. Третьяковой. - Екатеринбург: «Раритет». 2013. - 298 с.
40. Хуторской А.В. Система обучения М.В. Ломоносова // Школьные технологии. - 2013. - № 4. - С. 86-88
41. Хуторской А. В. Дидактическая система К. Д. Ушинского // Школьные технологии. - 2013. - № 5. - С. 67-70
42. Худяков В. Л. Педагогический поиск в процессе разработки методики / В. Л. Худяков, В. В. Шапкин. - М.: Высш. шк., 2012. - 80 с.
43. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А.В. Хуторской. - СПб.: Учебное пособие, 2014. - 220 с.
44. Хуторской А.В. Дидактика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2017. - 720 с.
45. Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя: Метод, пособие / Г.И. Хозяинов. - М.: Высш. шк., 2014. - 168 с.
46. Шапоринский С.А. Вопросы теории производственного обучения: Проф. тех. Педагогика / С.А. Шапоринский - М.: Высш. шк., 2013. - 208 с.
47. Шадрикова В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении / В.Д. Шадрикова. - М.: Просвещение, 2013. - 142 с.
48. Шляпникова О. А. Мотивация образовательной деятельности: учебное пособие / О. А. Шляпникова. - Ярославль: ЯрГУ, 2014 - 124 с.
49. Шильман Л.З. Технология кулинарной продукции [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Л. З. Шильман. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 176 с.
50. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 2012. - 352 с.
51. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 2013. - 160 с.
52. Якушева С. Д. Основы педагогического мастерства и профессионального самообразования [Текст]: учебное пособие для вузов / С. Д. Якушева. - Москва: ФОРУМ, 2014. - 407 с.