Применение инновационных технологий организации обучения в процессе преподавания дисциплины профессионального цикла в профессиональной образовательной организации
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ
ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1 Происхождение и сущность игровых технологий 10
1.2 Игра как метод обучения 17
1.3 Игра как средство формирование творческого потенциала будущих
специалистов.
1.4 Разновидности игр, применяемых в педагогических технологиях. 26
2 ПРИМЕНЕНИЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ КАК МЕТОД ПРИ 34
ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА
2.1 Теоретический аспект деловой игры 34
2.2 Деловая игра по теме «Балочные системы» дисциплины
Техническая механика 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Игровое обучение предполагает решение проблем, связанных с профессиональной деятельностью, человеческими взаимоотношениями и личными трудностями игрового обучения мотивации.
Игра является уникальным механизмом аккумуляции и передачи социального опыта - как практического (овладение средствами решения задач), так и этического, связанного с определенными правилами и нормами поведения в различных ситуациях. Активное применение игрового метода обучения обусловлено требованиями повышения эффективности обучения за счёт более активного включения обучающихся в процесс не только получения знаний, но и непосредственного (здесь и теперь) их использования. Игровая технология обучения способствует развитию мотивации обучения, в игре каждый студент может проявить свои личные качества, знания и умения. При внедрении игровой технологии в учебный процесс формируются ценностные ориентации и установки профессиональной деятельности, включается момент социального взаимодействия. Функция игры - ее разнообразная полезность: коммуникативность, диагностичность, коррекция, социализация. Большинству игр присущи четыре главные черты:
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию обучающихся, позволяет получить удовольствие от самого процесса деятельности, независимо от результата, может оказаться не совсем таким, каким ожидался;
активный, творческий характер деятельности, в значительной мере импровизированной, направлен на самостоятельный поиск интересных фактов, добывание дополнительной информации, в той частности и на культурно-историческое наследие;
эмоциональная деятельность, соперничество, соревнование, конкуренция, стремление к улучшению результата, желание победить исключают такое понятие как «поражение», потому что в выигрыше оказываются все;
— наличие правил, отражающих содержание игры, логическую последовательность сё развития.
Дополнительные различия в понятийном аппарате инновационной деятельности возможно осуществить, если выстроить схему полного цикла возникновения и реализации любой инновации в той или иной общественной практике:
— - источник инноваций (наука, политика, производство, экономика и др,);
- инновационное предложение (новация, изобретение, открытие, рационализация);
- деятельность (технология) по реализации новации (обучение, внедрение, трансляция);
- инновационный процесс (формы и способы укоренения новации в практике);
— - новый тип или новая форма общественной практики.
Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития педагогических технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности Термин «педагогические технологии» - более ёмкий, чем «технологии обучения», ибо оп подразумевает ещё и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых [3].
Современный подход к преподаванию заключается в построении его на технологической основе. Общие принципы и правила технологии преподавания видятся в следующем:
1. Принцип педагогической целесообразности.
2. Взаимосвязь и взаимообусловленность преподавания и учения как двух неразрывных сторон процесса обучения. Преподавание - это организация педагогически целесообразной самостоятельной деятельности обучающихся. Главная задача педагога, как её видел К.Д.УЩИНСКИЙ, - превратить деятельность обучающегося в его самодеятельность.
3. Предельная конкретизация учебно-воспитательных и развивающих целей в содержании, методах, средствах обучения, в организуемых педагогом способах деятельности обучающихся.
4. Необходимым элементом технологии преподавания является тематическое планирование, включающее краткую характеристику конечных результатов и построение всей цепочки отдельных занятий, связанных одной логикой.
5. Организация контроля на каждом этапе учебно-познавательной деятельности обучающихся.
6. Стимулирование творческой деятельности обучающихся, ориентация на обучающегося не только знающего, но и умеющего.
7. Разнообразие форм и методов обучения, недопущение универсализации отдельного средства или формы. Большое количество талантливых ученых и педагогов занимались проблемой инновационных технологий. Среди них В.И. Андреев, И. П, Подласый, профессор, доктор педагогических наук К.К. Колин, доктор педагогических наук В.В Шапкин, В.Д. Симоненко, В.А Сластенин и другие. Все они внесли неоценимый вклад в развитие инновационных процессов в России. [2]
Л. М. Долгоруков, один из наиболее цитируемых авторов публикаций об использовании метода кейс в преподавании гуманитарных дисциплин, пишет о нем как об одном «из наиболее проверенных способов достижения активного участия студентов в групповой работе», предоставление возможности работы группы на проблемном поле; использование структурированной информации и принципов проблемного обучения; возможность создания новых продуктивных стереотипов деятельности; выработки навыков простейших обобщений. Ю. Юлдашев и Ш. И. Бобохужаев цитируют в своей работе Э. Тоуола, который определяет значение кейс-метода как «катализатора, ускоряющего процесс обучения путем привнесения в него практического опыта»[1]
Объект исследования - учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в организациях СПО,
Предметом исследования является инновационная технология при изучении дисциплины профессионального цикла в профессиональной образовательной организации
Цель исследования: разработка инновационных технологий организации обучения в процессе преподавания дисциплины профессионального цикла в профессиональной образовательной организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задач и:
(.Изучить литературу по данной теме;
2. Проанализировать сущность игровых технологий;
3. Выявить сущность и особенности применения игровых технологий для обучения студентов профессиональных образовательных организаций;
4 .Разработать План-конспект Заятия с использованием игровых технологий по дисциплине «Техническая механика».
Методы педагогического исследования: педагогический эксперимент, анализ урока, сравнительный анализ, беседа, анализ источников литературы.
Исследование осуществлялось на базе Южно-Уральского государственного технического колледжа города Челябинска.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно может быть использовано на практических занятиях по дисциплине «Техническая механика».
Деловая шра — это модель взаимодействия людей, вступающих в конфликт или сотрудничающих друг с другом. Подобные взаимодействия постоянно присутствуют в явной или скрытой форме в экономической жизни общества и отношениях его членов. Всякая деловая игра черпает свои исходные положения и правила из действительности, но учесть все разнообразие жизни, конечно не может.
Деловые игры концентрирую! свое внимание, как на механизмах игры, так и па людях - действующих лицах.
В деловой игре выясняются взаимоотношения людей, осуществляющих свободный выбор своих действий в определенных пределах, при определенных условиях.
В данном курсовом проекте представлен сценарий учебной деловой игры, определены сс цели, предмет и объект.
Учебная деловая игра - целенаправленно сконструированная модель какого-либо реального процесса, имитирующая профессиональную деятельность и направленная на формирование и закрепление профессиональных умений и навыков.
Игра, используемая в учебном процессе, выполняет следующие функции:
1. обучающую - развитие памяти, внимания, общеучебных умений и навыков, восприятие учебной информации различной модальности;
2. развлекательную - создание благоприятной атмосферы на занятиях;
3. коммуникативную - объединение учащихся, установление между ними эмоциональных контактов;
4. релаксационную - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении;
5. психотехническую - формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, перестройки психики для усвоения больших объемов информации.
В связи с изложенными функциями применение учебных деловых игр возможно при изучении любой практически темы любой учебной дисциплины.
1. Панфилова, А, 11. Инновационные педагогические технологии. Активное
обучение [Текст] : учеб, пособие / А. П. Панфилова. - М. : Академия, 2009. - 192 с.
2. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения [Текст] : учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений /Т, С. Панина, Л, Н. Вавилова; под ред. Т. С- Паниной. - М. : Академия, 2008, — 176 С.
3. Семушина Л.Г,, Ярошенко НТ. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб, пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. - М.: Мастерство. 2009. - 272с.
4. Ситаров В.А. Дидактика; Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб,
заведений / Под ред, В. А. Сластенина. — 2-е изд., стереотип. — Мт Издательский центр «Академия»» 2010, 368 с.
5. Хруцкий Е.А, Организация проведения деловых игр: Учеб, метод, пособие для преподавателей сред. спец. учеб, заведений. - М.: Высшая шк.,
2007. - 320с.
6. Болтаева М, Л. Деловая игра в обучении [Текст] / М. Л. Болтаева // Молодой ученый, - 2012, - №2,-С, 252-254.
7. Буланова-Топоркова М,В. Педагогика и психология высшей школы [Текст]: учеб, пособие / М.В.Буланова-Топоркова. - Ростов н/Дону: Феникс,
2008. -544 с.
8. Википедия. Свободная энциклопедия. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/
9. Деловая игра как метод активного обучения - [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://xreferat.ru/71/3800-l-delovaya-igra-kak-metodaktivnogo- obuchemya.html
10. Деловая игра как метод обучения. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgos-shkolal4nv.narod.nl/310.html
11. Инновации в образовательном процессе в Омском институте (филиалеРГТЭУ): коллективная монография / под ред. С.Е. Метелева. - Омск: Издатель Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2011. — 300с.
12. Лифшиц, АЛ. Деловые игры в управлении [Текст] / АЛ. Лифшиц. -Л.: Лениздат, 1989. - 172с.
13. Аронов М.Ф.. Молчан Л.Л. Современный урок. Минск, 20014.
14. Аронов М.Ф. Формирование основ профессионального мастерства. Минск, 2007.
15. Атутов Н.В. Технология и современное образование. - Мд Педагогика. 2006.№2
16. Рудик Г.А. Игровые ситуации на уроках специальных предметов. Методические рекомендации. - М.: Издательский центр АПО, 2010.
17. Махмутов М.И. Современный урок. — М.; Педагогика, 2015.
18. Соловянчик А,А, Современный урок и методика его анализа. Минск, 2010.
20, Соловянчик А А., Савянок П.И. Урок производственного обучения и методика его анализа, (методические рекомендации), Мозырь, 2008.
21. Бабышев С.Я. Производственная педагогика М.: Высшая школа. 2009 г
22, Ссйтсшсв А.Г. Пути профессионального становления учащийся молодежи М.: Высшая школа, 2008 г.
23. Зайко вЛ.В. Развитие учащихся в процессе обучения М.: Высшая школа. 2008 г.
25, Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.; Питер Ком,
2009. Словарь практического психолога,
26, Новая философская энциклопедия, М.: Мысль, 2011. Т, 2. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2005.
27, Буланов Э.А., Шинкин В.П. Механика. Вводный курс: учебное пособие Москва: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011.- 172 с.
28. Бордовская Н.В. Педагогика: учеб, для вузов /Н.В. Кордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2014.-314 с.
29. Генике Е.А. Активные методы обучения: новый подход /Е.А. Генике. - М.„ 2016. — 176 с.
30. Григорович Л.А. Педагогика и психология: учеб, пособие /Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. М.: Гардарики, 2015. — 480 с.
31. Демарэ Э. Первое впечатление: знаете ли вы, как воспринимают вас окружающие? — 11ер. с англ. — М,; Диалектика-Вильямс, 2017. — 320 с.
32. Долженко О.В. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе /О.В. Долженко. - М.: Высшая школа, 2014. - 278 с.
33. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.; Академический проект, 2016. - 231с.
34. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке /В.И. Журавлев. - M.f2013. - 112 с.
35. Загаязинский В.И. Методология и методика педагогического исследования. [Текст]. В.И. Загвязинский. - М.: Педагогика, 2015. - 160 с.
36. Зверева Н.М. Практическая дидактика для преподавателя. - М., 2017.
37. Зорина Л.Я. Единство двух культур в содержании [непрерывного образования // Педагогика, № 5, 2018 - 158 с,
38. Ильин Н, Киселев С. Рябышкин В. Танков С. Технологии извлечения знаний из текста /Н. Ильин, С. Киселев, В. Рябышкин, С. Танков //Открытые системы-2016. № 6. С. 54-58.
39. Инновационные тренды в современной образовательной деятельности: монография /Под общ. род. Е.Ю. Никитина,- М.: Владос, 2013. - 489 с.
40. Колин К.К. «Фундаментальные основы информатики: социальная информатика» /К.К. Колин. - М. Академический проект, 2018. -350 с. -ISBN 5-88687-089-Х.
41. Красильникова. В.А. «Становление и развитие компьютерных технологий обучения: Монография.»/ В.А. Красильникова. - М.: ИИО РАО. 2012. - 168 с. - ISBN 5-94162-016-0.
42. Кичигина Т.В. Педагогическое проектирование как ресурс развития образован и я//П ед агогическое обозрение. - 2016. - Новосибирск. №41.
43. Кругликов Г. И. Методика профессионального обучения с практикумом: учеб, пособие для студентов учреждений BI10 /Г.И. Кругликов. -Мд Издат. центр «Академия», 2013. - 314 с.
44. Кушнер М., Умение выступать на публике / Пер, с англ. -М.; Диалектика, 2017, - 368 с.
45. Кушнер М, Презентации / Пер. с англ. -М.; Просвещение, 2016. - 544 с.
46. Лоу Д,, Microsoft Office PowerPoint 2017 для ’’чайников'* / Пер. с англ, - Москва.: Диалектика, 2017, — 322 с.
47. Оберемок, СМ, Теоретические основы педагогического проектирования // Педагогическое обозрение, - 2019, - Новосибирск. - №41, -С.6-8.
48. Общая и профессиональная педагогика; учеб, пособие для студентов, обучающихся По специальности «Профессиональное обучение» ■ В.Д, Симоненко, М,В. Ретивых, - Брянск; Изд-во Брянского государственного университета, 2014, - Кн. I - 174 с.
49. Официальный сайт ЭБС «Лань». URL: http://eJanbook.com/
50. Официальный сайт ЭБС «Знаниум». URL; http; // w w w. zn a n i u m > com/
51. Российский портал открытого образования; обучение, опыт, организация / Отв. ред. В.И. Солдаткин. - Мд МГИУ, 2016, - 508 с,
52. Семушина Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях /Л,Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. — Мд Мастерство, 2014. -180 с.
53. Сластенин В.А. Педагогика: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев. Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2012.-415 с.
54. Стародубцев В.А. Компьютерные и мультимедийные технологии в естественнонаучном образовании: Монография. Томск: Дельтаплан, 2013. 224 с.
55. Стародубцев В.А. Компьютерные и мультимедийные технологии в естественнонаучном образовании. - http://www.lib.tpu.'Гн 1Itext