ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение 3
Глава 1 Психолого-педагогические аспекты коррекции агрессивного поведения дошкольников
1.1 Проблема психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения в психолого-педагогической литературе
1.2 Психологические особенности агрессивного поведения дошкольников
1.3 Теоретическое обоснование модели психолого-педагогической
коррекции агрессивного поведения дошкольников
Выводы по главе 1 30
Глава 2 Организация опытно-экспериментального исследования проблемы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников
2.1 Этапы, методы, методики исследования и анализ результатов констатирующего эксперимента
2.2 Содержание работы по коррекции агрессивного поведения старших дошкольников
2.3 Анализ результатов психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников
2.4 Технологическая карта внедрения результатов исследования психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников в практику ДОО
2.5 Психолого-педагогические рекомендации родителям по профилактике агрессивного поведения старших дошкольников
Выводы по главе 2 67
Заключение 68
Библиографический список 71
Приложение 78
Глава 1 Психолого-педагогические аспекты коррекции агрессивного поведения дошкольников
1.1 Проблема психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения в психолого-педагогической литературе
1.2 Психологические особенности агрессивного поведения дошкольников
1.3 Теоретическое обоснование модели психолого-педагогической
коррекции агрессивного поведения дошкольников
Выводы по главе 1 30
Глава 2 Организация опытно-экспериментального исследования проблемы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников
2.1 Этапы, методы, методики исследования и анализ результатов констатирующего эксперимента
2.2 Содержание работы по коррекции агрессивного поведения старших дошкольников
2.3 Анализ результатов психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников
2.4 Технологическая карта внедрения результатов исследования психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников в практику ДОО
2.5 Психолого-педагогические рекомендации родителям по профилактике агрессивного поведения старших дошкольников
Выводы по главе 2 67
Заключение 68
Библиографический список 71
Приложение 78
За последние десятилетия во всем мире отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью. Такие социально опасные проявления обычно связаны с понятиями агрессивности и агрессивного поведения. Они возникают как из внутренних (личностных), так и из внешних (социальных) фак-торов и вызывают серьезное беспокойство. Проблема агрессивного поведения стала одной из самых популярных тем в мировой психологии.
Решению проблемы агрессивного поведения человека посвящены многочисленные зарубежные исследования таких авторов, как А. Адлер, А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэрон, К. Лоренц, Д. Ричардсон, Э. Фромм. В отечественной психологии проблема агрессивного поведения представлена следующими учеными: Ю.М. Антонян, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.А. Кудрявцевым, В.Г. Леонтьевым, Ю.Б. Можгинским, А.А. Реан, Т.М. Трапезниковой и многими другими.
Во многих исследованиях отмечается, что проявления агрессивности в поведении проявляются уже у детей дошкольного возраста. При отсутствии целенаправленной коррекционной работы агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируется в устойчивое качество личности и может сохраняться на протяжении дальнейшей жизни человека. Именно поэтому особенно важным становится изучение агрессивного поведения дошкольников, когда черта находится в стадии становления, когда еще можно спланировать своевременные коррекционные мероприятия.
В последние годы научный интерес к проблемам детского агрессивного поведения существенно возрос. Однако в работах исследователей большей частью рассматриваются механизмы и проявления агрессии, а исследований, основанных на реальном опыте коррекции агрессивного поведения дошкольников относительно немного. Предпосылки развития поведенческих отклонений в дошкольном возрасте исследованы в работах Т.Г. Васильевой, А.И. Захарова, И. Лалаянц, Л.Б. Филонова. Наиболее полно условия преодоления агрессивности у дошкольников раскрыты в работах Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Р.В. Овчаровой.
Анализ психолого-педагогической литературы по вопросу психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших дошкольников пока-зал, что в науке мало исследован вопрос, связанный с возможностями использования различных методик коррекционной работы, таких, как игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, психогимнастика.
Актуальность выявленной проблемы, ее недостаточная разработанность в научной литературе обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения дошкольников».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Объект исследования: агрессивное поведение в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения дошкольников будет более эффективной при реализации следующих психолого-педагогических условий:
• если будет разработана модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников, включающая диагностический, коррекционный, аналитический и прогностический этапы всего психолого-педагогического процесса работы;
• если будет разработана, апробирована и внедрена программа психолого - педагогической коррекции агрессивного поведения старших дошкольников, ориентированная на динамику исследуемых показателей индивидуально-личностных особенностей ребенка;
• если на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной деятельности будет проведен диагностический контроль компонентов отвечающих за эффективность психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших дошкольников.
Задачи исследования:
1) рассмотреть теоретические аспекты коррекции агрессивного поведения дошкольников;
2) определить психологические особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста;
3) теоретически обосновать и апробировать модель психолого-
педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников;
4) определить этапы, методы и методики опытно-экспериментальной ра-боты;
5) разработать, апробировать и внедрить программу психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников;
6) проанализировать результаты психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников;
7) составить технологическую карту внедрения результатов исследования психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников в практику ДОО.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что совокупность полученных результатов способствует решению проблемы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников. Теоретические положения и выводы, содержащиеся в исследовании, создают научное обоснование совершенствованию процесса психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании:
- раскрыто содержание феномена агрессивного поведения дошкольников;
- построена, обоснована и апробирована модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников;
- обоснованы организация и содержание программы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников.
Практическая значимость исследования определяется внедрением в образовательной процесс дошкольной образовательной организации программы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников.
Модель формирования психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников может быть использована в процессе проектирования оптимального образовательного пространства детского сада, школы. Технологическая карта внедрения и психолого-педагогические рекомендации по психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников могут быть ис-пользованы в создании и совершенствовании технологий психологического со-провождения субъектов образования.
Положения, выносимые на защиту.
1. Агрессивное поведение дошкольников - форма поведения ребенка, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому ребенку, не желающему подобного обращения.
2. Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников прогнозирует сформированность у детей таких качеств личности, как взаимопонимание, взаимовыручка, дружелюбие, вежливость, эмпатию, сотрудничество, толерантность.
3. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения дошкольников обеспечивается поэтапной реализацией программы «Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения дошкольников», которая позволяет скорректировать поведенческий, мотивационный и эмоциональный компоненты агрессивного поведения дошкольника и обеспечивает переход формируемых качеств с уровня на уровень.
Исследование психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников проходило в три этапа:
1. Поисково-подготовительный (сентябрь 2016г. - январь 2017г.): проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; уточнены цель, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования; разработана модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников.
2. Опытно-экспериментальный (февраль 2017г. - март 2018 г.): определялось оптимальное содержание экспериментальной работы, ее этапы, методы и методики, разрабатывалась и апробировалась программа, реализующая процесс психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников.
3. Контрольно-обобщающий (март 2018г. - июнь 2018г.): проводился анализ результатов опытно-экспериментального исследования, обобщение накопленных материалов, интерпретация полученных результатов и их оформление, разрабатывались рекомендации родителям.
В исследовании применялись следующие методы:
1. Теоретические: анализ литературы, синтез, обобщение, целеполагание, моделирование.
2. Эмпирические: эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный), опрос, тестирование.
3. Методы математической статистики: Т-критерий Вилкоксона.
4. На разных этапах исследования использовались психодиагностические
методики: проективная методика «Несуществующее животное», методика
«Кактус» М.А. Панфиловой, методика «Уровень агрессивности ребенка» (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко).
Базу экспериментального исследования составили старшие дошкольники в количестве 30 человек. Экспериментальное исследование проводилось в МАДОУ Детский сад № 17 г. Челябинска.
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:
• Актуальные проблемы дошкольного образования: современные концепции и технологии дошкольного образования: материалы XV Международной научно-практической конференции, г.Челябинск, 16-17 марта 2017г. - Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2017. ISBN 978-5-91283-794-4;
• Актуальные проблемы дошкольного образования: традиции и инновации : материалы XVI Международной (очно-заочной) научно-практической конференции, г.Челябинск, 19-20 апреля 2018г. - Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2018. ISBN 978-5-91283-794-4.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Объем работы составляет 78 страниц. Библиографический список включает 77 источников. В работе содержится 9 рисунков, 15 таблиц и 5 приложений.
Решению проблемы агрессивного поведения человека посвящены многочисленные зарубежные исследования таких авторов, как А. Адлер, А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэрон, К. Лоренц, Д. Ричардсон, Э. Фромм. В отечественной психологии проблема агрессивного поведения представлена следующими учеными: Ю.М. Антонян, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.А. Кудрявцевым, В.Г. Леонтьевым, Ю.Б. Можгинским, А.А. Реан, Т.М. Трапезниковой и многими другими.
Во многих исследованиях отмечается, что проявления агрессивности в поведении проявляются уже у детей дошкольного возраста. При отсутствии целенаправленной коррекционной работы агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируется в устойчивое качество личности и может сохраняться на протяжении дальнейшей жизни человека. Именно поэтому особенно важным становится изучение агрессивного поведения дошкольников, когда черта находится в стадии становления, когда еще можно спланировать своевременные коррекционные мероприятия.
В последние годы научный интерес к проблемам детского агрессивного поведения существенно возрос. Однако в работах исследователей большей частью рассматриваются механизмы и проявления агрессии, а исследований, основанных на реальном опыте коррекции агрессивного поведения дошкольников относительно немного. Предпосылки развития поведенческих отклонений в дошкольном возрасте исследованы в работах Т.Г. Васильевой, А.И. Захарова, И. Лалаянц, Л.Б. Филонова. Наиболее полно условия преодоления агрессивности у дошкольников раскрыты в работах Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Р.В. Овчаровой.
Анализ психолого-педагогической литературы по вопросу психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших дошкольников пока-зал, что в науке мало исследован вопрос, связанный с возможностями использования различных методик коррекционной работы, таких, как игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, психогимнастика.
Актуальность выявленной проблемы, ее недостаточная разработанность в научной литературе обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения дошкольников».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Объект исследования: агрессивное поведение в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения дошкольников будет более эффективной при реализации следующих психолого-педагогических условий:
• если будет разработана модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников, включающая диагностический, коррекционный, аналитический и прогностический этапы всего психолого-педагогического процесса работы;
• если будет разработана, апробирована и внедрена программа психолого - педагогической коррекции агрессивного поведения старших дошкольников, ориентированная на динамику исследуемых показателей индивидуально-личностных особенностей ребенка;
• если на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной деятельности будет проведен диагностический контроль компонентов отвечающих за эффективность психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших дошкольников.
Задачи исследования:
1) рассмотреть теоретические аспекты коррекции агрессивного поведения дошкольников;
2) определить психологические особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста;
3) теоретически обосновать и апробировать модель психолого-
педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников;
4) определить этапы, методы и методики опытно-экспериментальной ра-боты;
5) разработать, апробировать и внедрить программу психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников;
6) проанализировать результаты психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников;
7) составить технологическую карту внедрения результатов исследования психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников в практику ДОО.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что совокупность полученных результатов способствует решению проблемы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников. Теоретические положения и выводы, содержащиеся в исследовании, создают научное обоснование совершенствованию процесса психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании:
- раскрыто содержание феномена агрессивного поведения дошкольников;
- построена, обоснована и апробирована модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников;
- обоснованы организация и содержание программы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников.
Практическая значимость исследования определяется внедрением в образовательной процесс дошкольной образовательной организации программы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников.
Модель формирования психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников может быть использована в процессе проектирования оптимального образовательного пространства детского сада, школы. Технологическая карта внедрения и психолого-педагогические рекомендации по психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников могут быть ис-пользованы в создании и совершенствовании технологий психологического со-провождения субъектов образования.
Положения, выносимые на защиту.
1. Агрессивное поведение дошкольников - форма поведения ребенка, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому ребенку, не желающему подобного обращения.
2. Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников прогнозирует сформированность у детей таких качеств личности, как взаимопонимание, взаимовыручка, дружелюбие, вежливость, эмпатию, сотрудничество, толерантность.
3. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения дошкольников обеспечивается поэтапной реализацией программы «Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения дошкольников», которая позволяет скорректировать поведенческий, мотивационный и эмоциональный компоненты агрессивного поведения дошкольника и обеспечивает переход формируемых качеств с уровня на уровень.
Исследование психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников проходило в три этапа:
1. Поисково-подготовительный (сентябрь 2016г. - январь 2017г.): проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; уточнены цель, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования; разработана модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников.
2. Опытно-экспериментальный (февраль 2017г. - март 2018 г.): определялось оптимальное содержание экспериментальной работы, ее этапы, методы и методики, разрабатывалась и апробировалась программа, реализующая процесс психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников.
3. Контрольно-обобщающий (март 2018г. - июнь 2018г.): проводился анализ результатов опытно-экспериментального исследования, обобщение накопленных материалов, интерпретация полученных результатов и их оформление, разрабатывались рекомендации родителям.
В исследовании применялись следующие методы:
1. Теоретические: анализ литературы, синтез, обобщение, целеполагание, моделирование.
2. Эмпирические: эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный), опрос, тестирование.
3. Методы математической статистики: Т-критерий Вилкоксона.
4. На разных этапах исследования использовались психодиагностические
методики: проективная методика «Несуществующее животное», методика
«Кактус» М.А. Панфиловой, методика «Уровень агрессивности ребенка» (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко).
Базу экспериментального исследования составили старшие дошкольники в количестве 30 человек. Экспериментальное исследование проводилось в МАДОУ Детский сад № 17 г. Челябинска.
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:
• Актуальные проблемы дошкольного образования: современные концепции и технологии дошкольного образования: материалы XV Международной научно-практической конференции, г.Челябинск, 16-17 марта 2017г. - Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2017. ISBN 978-5-91283-794-4;
• Актуальные проблемы дошкольного образования: традиции и инновации : материалы XVI Международной (очно-заочной) научно-практической конференции, г.Челябинск, 19-20 апреля 2018г. - Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2018. ISBN 978-5-91283-794-4.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Объем работы составляет 78 страниц. Библиографический список включает 77 источников. В работе содержится 9 рисунков, 15 таблиц и 5 приложений.
Агрессивное поведение рассматривается как поведение, имеющее отрицательные правовые, нравственные, эмоциональные аспекты. Агрессивность - это свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному поведению при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации. Это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения.
Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, мы выделили следующие: недостаточное развитие коммуникативных навыков; сниженную самооценку; нарушения в отношениях со сверстниками и др. Изучение факторов и причин чрезвычайно важно для понимания природы детской агрессивности и для своевременной психолого - педагогической коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
В модели психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников все основные процессы и взаимосвязи, а также компоненты (эмоциональный, мотивационный и поведенческий) и этапы (диагностический, коррекционный, аналитический и прогностический) представлены во взаимосвязи и взаимозависимости в виде динамической системы, построенной по иерархическому принципу.
Опытно-экспериментальное исследование процесса психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста проходило в три этапа: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный и контрольно-обобщающий. Система применяемых в исследовании методов и методик была определена исходными методологическими предпосылками, а также целями и задачами всего экспериментального исследования и его отдельных этапов. В работе использовался комплекс методов: анализ психолого-педагогической и методической литературы, моделирование, беседа, тестирование, наблюдение, констатирующий и формирующий эксперименты. На разных этапах исследования использовались психодиагностические методики: проективная методика «Несуществующее животное», проективная методика «Кактус», психометрическая методика «Уровень агрессивности ребенка» (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко). Данный комплекс проведенных методик доказал необходимость внедрения психолого-педагогической программы коррекции страхов детей дошкольного возраста в практику детского сада.
Программа психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших дошкольников строилась на актуальной потребности расширить возможности ребенка в плане коммуникативного развития, социализации, а также адаптации ребенка дошкольного возраста к различным социальным проявлениям.
Эмоциональный компонент, который включал в себя переживание ребенком своих чувств, эмоций, связанных с различными страхами и в последствии помогал их обесценить (диагностировался при помощи методики «Рисунок несуществующего животного») показал наличие положительной динамики. Высокий уровень агрессивного поведения старших дошкольников значительно понизился (было -53%, 16 человек, стало - 32%, 10 человек).
Мотивационный компонент, который включал различные виды мотивации переживания и проявления страхов (диагностировался при помощи методики М.А. Панфиловой «Кактус») показал наличие выраженных изменений высокого уровня агрессивного поведения у преобладающего количества детей (было -62%, 19 человек, стало - 47%, 14 человек).
Поведенческий компонент, который просматривался и диагностировался во внешних, деятельностных проявлениях ребенка (диагностировался при помощи методики Г.П. Лаврентьевой и Т.Н. Титаренко «Уровень агрессивности ребенка») после коррекционного воздействия также показал позитивную динамику в уровне агрессивного поведения старших дошкольников (было -58%, 17 человек, стало - 38%, 11 человек).
В процессе беседы по итогам контрольной диагностики дошкольники показали адекватный уровень агрессивного поведения - при демонстрации агрессивного поведения осознавали свою вину, сожалели о своих поступках, испытывали угрызения совести и просили прощения у обиженного.
Для определения эффективности психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших дошкольников был использован Т-критерий Вилкоксона. После проведения математико-статистического анализа экспериментальных данных мы выявили, что эмпирическое значение исследуемого критерия - уровня агрессивного поведения старших дошкольников находится в зоне значимости, следовательно: интенсивность сдвигов в психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших дошкольников в направлении её увеличения превосходит интенсивность сдвигов в направлении её уменьшения.
Таким образом, гипотеза исследования экспериментально подтверждена: психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения дошкольников будет более эффективной при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- если будет разработана модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников, включающая диагностический, коррекционный, аналитический и прогностический этапы всего психолого-педагогического процесса работы;
- если будет разработана, апробирована и внедрена программа психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших дошкольников, ориентированная на динамику исследуемых показателей индивидуально-личностных особенностей ребенка;
- если на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной деятельности будет проведен диагностический контроль компонентов, отвечающих за эффективность психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших дошкольников.
Задачи исследования решены, цель исследования достигнута.
Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, мы выделили следующие: недостаточное развитие коммуникативных навыков; сниженную самооценку; нарушения в отношениях со сверстниками и др. Изучение факторов и причин чрезвычайно важно для понимания природы детской агрессивности и для своевременной психолого - педагогической коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
В модели психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников все основные процессы и взаимосвязи, а также компоненты (эмоциональный, мотивационный и поведенческий) и этапы (диагностический, коррекционный, аналитический и прогностический) представлены во взаимосвязи и взаимозависимости в виде динамической системы, построенной по иерархическому принципу.
Опытно-экспериментальное исследование процесса психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста проходило в три этапа: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный и контрольно-обобщающий. Система применяемых в исследовании методов и методик была определена исходными методологическими предпосылками, а также целями и задачами всего экспериментального исследования и его отдельных этапов. В работе использовался комплекс методов: анализ психолого-педагогической и методической литературы, моделирование, беседа, тестирование, наблюдение, констатирующий и формирующий эксперименты. На разных этапах исследования использовались психодиагностические методики: проективная методика «Несуществующее животное», проективная методика «Кактус», психометрическая методика «Уровень агрессивности ребенка» (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко). Данный комплекс проведенных методик доказал необходимость внедрения психолого-педагогической программы коррекции страхов детей дошкольного возраста в практику детского сада.
Программа психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших дошкольников строилась на актуальной потребности расширить возможности ребенка в плане коммуникативного развития, социализации, а также адаптации ребенка дошкольного возраста к различным социальным проявлениям.
Эмоциональный компонент, который включал в себя переживание ребенком своих чувств, эмоций, связанных с различными страхами и в последствии помогал их обесценить (диагностировался при помощи методики «Рисунок несуществующего животного») показал наличие положительной динамики. Высокий уровень агрессивного поведения старших дошкольников значительно понизился (было -53%, 16 человек, стало - 32%, 10 человек).
Мотивационный компонент, который включал различные виды мотивации переживания и проявления страхов (диагностировался при помощи методики М.А. Панфиловой «Кактус») показал наличие выраженных изменений высокого уровня агрессивного поведения у преобладающего количества детей (было -62%, 19 человек, стало - 47%, 14 человек).
Поведенческий компонент, который просматривался и диагностировался во внешних, деятельностных проявлениях ребенка (диагностировался при помощи методики Г.П. Лаврентьевой и Т.Н. Титаренко «Уровень агрессивности ребенка») после коррекционного воздействия также показал позитивную динамику в уровне агрессивного поведения старших дошкольников (было -58%, 17 человек, стало - 38%, 11 человек).
В процессе беседы по итогам контрольной диагностики дошкольники показали адекватный уровень агрессивного поведения - при демонстрации агрессивного поведения осознавали свою вину, сожалели о своих поступках, испытывали угрызения совести и просили прощения у обиженного.
Для определения эффективности психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших дошкольников был использован Т-критерий Вилкоксона. После проведения математико-статистического анализа экспериментальных данных мы выявили, что эмпирическое значение исследуемого критерия - уровня агрессивного поведения старших дошкольников находится в зоне значимости, следовательно: интенсивность сдвигов в психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших дошкольников в направлении её увеличения превосходит интенсивность сдвигов в направлении её уменьшения.
Таким образом, гипотеза исследования экспериментально подтверждена: психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения дошкольников будет более эффективной при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- если будет разработана модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников, включающая диагностический, коррекционный, аналитический и прогностический этапы всего психолого-педагогического процесса работы;
- если будет разработана, апробирована и внедрена программа психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших дошкольников, ориентированная на динамику исследуемых показателей индивидуально-личностных особенностей ребенка;
- если на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной деятельности будет проведен диагностический контроль компонентов, отвечающих за эффективность психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших дошкольников.
Задачи исследования решены, цель исследования достигнута.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2019 - Сказкотерапия как средство коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - Особенности проявления и методы коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2021 - Коллективные игры как средство профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРИ АГРЕССИВНОМ ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Изотерапия и её возможности в психолого-педагогической коррекции агрессивности старших дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Изотерапия и её возможности в психолого-педагогической коррекции агрессивности старших дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Социальная коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022



