Введение 3
Глава 1 Психолого-педагогические аспекты коррекции агрессивного поведения дошкольников
1.1 Проблема психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения в психолого-педагогической литературе
1.2 Психологические особенности агрессивного поведения дошкольников
1.3 Теоретическое обоснование модели психолого-педагогической
коррекции агрессивного поведения дошкольников
Выводы по главе 1 30
Глава 2 Организация опытно-экспериментального исследования проблемы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников
2.1 Этапы, методы, методики исследования и анализ результатов констатирующего эксперимента
2.2 Содержание работы по коррекции агрессивного поведения старших дошкольников
2.3 Анализ результатов психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников
2.4 Технологическая карта внедрения результатов исследования психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников в практику ДОО
2.5 Психолого-педагогические рекомендации родителям по профилактике агрессивного поведения старших дошкольников
Выводы по главе 2 67
Заключение 68
Библиографический список 71
Приложение 78
За последние десятилетия во всем мире отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью. Такие социально опасные проявления обычно связаны с понятиями агрессивности и агрессивного поведения. Они возникают как из внутренних (личностных), так и из внешних (социальных) фак-торов и вызывают серьезное беспокойство. Проблема агрессивного поведения стала одной из самых популярных тем в мировой психологии.
Решению проблемы агрессивного поведения человека посвящены многочисленные зарубежные исследования таких авторов, как А. Адлер, А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэрон, К. Лоренц, Д. Ричардсон, Э. Фромм. В отечественной психологии проблема агрессивного поведения представлена следующими учеными: Ю.М. Антонян, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.А. Кудрявцевым, В.Г. Леонтьевым, Ю.Б. Можгинским, А.А. Реан, Т.М. Трапезниковой и многими другими.
Во многих исследованиях отмечается, что проявления агрессивности в поведении проявляются уже у детей дошкольного возраста. При отсутствии целенаправленной коррекционной работы агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируется в устойчивое качество личности и может сохраняться на протяжении дальнейшей жизни человека. Именно поэтому особенно важным становится изучение агрессивного поведения дошкольников, когда черта находится в стадии становления, когда еще можно спланировать своевременные коррекционные мероприятия.
В последние годы научный интерес к проблемам детского агрессивного поведения существенно возрос. Однако в работах исследователей большей частью рассматриваются механизмы и проявления агрессии, а исследований, основанных на реальном опыте коррекции агрессивного поведения дошкольников относительно немного. Предпосылки развития поведенческих отклонений в дошкольном возрасте исследованы в работах Т.Г. Васильевой, А.И. Захарова, И. Лалаянц, Л.Б. Филонова. Наиболее полно условия преодоления агрессивности у дошкольников раскрыты в работах Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Р.В. Овчаровой.
Анализ психолого-педагогической литературы по вопросу психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших дошкольников пока-зал, что в науке мало исследован вопрос, связанный с возможностями использования различных методик коррекционной работы, таких, как игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, психогимнастика.
Актуальность выявленной проблемы, ее недостаточная разработанность в научной литературе обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения дошкольников».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Объект исследования: агрессивное поведение в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения дошкольников будет более эффективной при реализации следующих психолого-педагогических условий:
• если будет разработана модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников, включающая диагностический, коррекционный, аналитический и прогностический этапы всего психолого-педагогического процесса работы;
• если будет разработана, апробирована и внедрена программа психолого - педагогической коррекции агрессивного поведения старших дошкольников, ориентированная на динамику исследуемых показателей индивидуально-личностных особенностей ребенка;
• если на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной деятельности будет проведен диагностический контроль компонентов отвечающих за эффективность психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших дошкольников.
Задачи исследования:
1) рассмотреть теоретические аспекты коррекции агрессивного поведения дошкольников;
2) определить психологические особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста;
3) теоретически обосновать и апробировать модель психолого-
педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников;
4) определить этапы, методы и методики опытно-экспериментальной ра-боты;
5) разработать, апробировать и внедрить программу психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников;
6) проанализировать результаты психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников;
7) составить технологическую карту внедрения результатов исследования психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников в практику ДОО.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что совокупность полученных результатов способствует решению проблемы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников. Теоретические положения и выводы, содержащиеся в исследовании, создают научное обоснование совершенствованию процесса психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании:
- раскрыто содержание феномена агрессивного поведения дошкольников;
- построена, обоснована и апробирована модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников;
- обоснованы организация и содержание программы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников.
Практическая значимость исследования определяется внедрением в образовательной процесс дошкольной образовательной организации программы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников.
Модель формирования психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников может быть использована в процессе проектирования оптимального образовательного пространства детского сада, школы. Технологическая карта внедрения и психолого-педагогические рекомендации по психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников могут быть ис-пользованы в создании и совершенствовании технологий психологического со-провождения субъектов образования.
Положения, выносимые на защиту.
1. Агрессивное поведение дошкольников - форма поведения ребенка, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому ребенку, не желающему подобного обращения.
2. Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников прогнозирует сформированность у детей таких качеств личности, как взаимопонимание, взаимовыручка, дружелюбие, вежливость, эмпатию, сотрудничество, толерантность.
3. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения дошкольников обеспечивается поэтапной реализацией программы «Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения дошкольников», которая позволяет скорректировать поведенческий, мотивационный и эмоциональный компоненты агрессивного поведения дошкольника и обеспечивает переход формируемых качеств с уровня на уровень.
Исследование психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников проходило в три этапа:
1. Поисково-подготовительный (сентябрь 2016г. - январь 2017г.): проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; уточнены цель, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования; разработана модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников.
2. Опытно-экспериментальный (февраль 2017г. - март 2018 г.): определялось оптимальное содержание экспериментальной работы, ее этапы, методы и методики, разрабатывалась и апробировалась программа, реализующая процесс психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников.
3. Контрольно-обобщающий (март 2018г. - июнь 2018г.): проводился анализ результатов опытно-экспериментального исследования, обобщение накопленных материалов, интерпретация полученных результатов и их оформление, разрабатывались рекомендации родителям.
В исследовании применялись следующие методы:
1. Теоретические: анализ литературы, синтез, обобщение, целеполагание, моделирование.
2. Эмпирические: эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный), опрос, тестирование.
3. Методы математической статистики: Т-критерий Вилкоксона.
4. На разных этапах исследования использовались психодиагностические
методики: проективная методика «Несуществующее животное», методика
«Кактус» М.А. Панфиловой, методика «Уровень агрессивности ребенка» (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко).
Базу экспериментального исследования составили старшие дошкольники в количестве 30 человек. Экспериментальное исследование проводилось в МАДОУ Детский сад № 17 г. Челябинска.
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:
• Актуальные проблемы дошкольного образования: современные концепции и технологии дошкольного образования: материалы XV Международной научно-практической конференции, г.Челябинск, 16-17 марта 2017г. - Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2017. ISBN 978-5-91283-794-4;
• Актуальные проблемы дошкольного образования: традиции и инновации : материалы XVI Международной (очно-заочной) научно-практической конференции, г.Челябинск, 19-20 апреля 2018г. - Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2018. ISBN 978-5-91283-794-4.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Объем работы составляет 78 страниц. Библиографический список включает 77 источников. В работе содержится 9 рисунков, 15 таблиц и 5 приложений.
Агрессивное поведение рассматривается как поведение, имеющее отрицательные правовые, нравственные, эмоциональные аспекты. Агрессивность - это свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному поведению при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации. Это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения.
Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, мы выделили следующие: недостаточное развитие коммуникативных навыков; сниженную самооценку; нарушения в отношениях со сверстниками и др. Изучение факторов и причин чрезвычайно важно для понимания природы детской агрессивности и для своевременной психолого - педагогической коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
В модели психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников все основные процессы и взаимосвязи, а также компоненты (эмоциональный, мотивационный и поведенческий) и этапы (диагностический, коррекционный, аналитический и прогностический) представлены во взаимосвязи и взаимозависимости в виде динамической системы, построенной по иерархическому принципу.
Опытно-экспериментальное исследование процесса психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста проходило в три этапа: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный и контрольно-обобщающий. Система применяемых в исследовании методов и методик была определена исходными методологическими предпосылками, а также целями и задачами всего экспериментального исследования и его отдельных этапов. В работе использовался комплекс методов: анализ психолого-педагогической и методической литературы, моделирование, беседа, тестирование, наблюдение, констатирующий и формирующий эксперименты. На разных этапах исследования использовались психодиагностические методики: проективная методика «Несуществующее животное», проективная методика «Кактус», психометрическая методика «Уровень агрессивности ребенка» (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко). Данный комплекс проведенных методик доказал необходимость внедрения психолого-педагогической программы коррекции страхов детей дошкольного возраста в практику детского сада.
Программа психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших дошкольников строилась на актуальной потребности расширить возможности ребенка в плане коммуникативного развития, социализации, а также адаптации ребенка дошкольного возраста к различным социальным проявлениям.
Эмоциональный компонент, который включал в себя переживание ребенком своих чувств, эмоций, связанных с различными страхами и в последствии помогал их обесценить (диагностировался при помощи методики «Рисунок несуществующего животного») показал наличие положительной динамики. Высокий уровень агрессивного поведения старших дошкольников значительно понизился (было -53%, 16 человек, стало - 32%, 10 человек).
Мотивационный компонент, который включал различные виды мотивации переживания и проявления страхов (диагностировался при помощи методики М.А. Панфиловой «Кактус») показал наличие выраженных изменений высокого уровня агрессивного поведения у преобладающего количества детей (было -62%, 19 человек, стало - 47%, 14 человек).
Поведенческий компонент, который просматривался и диагностировался во внешних, деятельностных проявлениях ребенка (диагностировался при помощи методики Г.П. Лаврентьевой и Т.Н. Титаренко «Уровень агрессивности ребенка») после коррекционного воздействия также показал позитивную динамику в уровне агрессивного поведения старших дошкольников (было -58%, 17 человек, стало - 38%, 11 человек).
В процессе беседы по итогам контрольной диагностики дошкольники показали адекватный уровень агрессивного поведения - при демонстрации агрессивного поведения осознавали свою вину, сожалели о своих поступках, испытывали угрызения совести и просили прощения у обиженного.
Для определения эффективности психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших дошкольников был использован Т-критерий Вилкоксона. После проведения математико-статистического анализа экспериментальных данных мы выявили, что эмпирическое значение исследуемого критерия - уровня агрессивного поведения старших дошкольников находится в зоне значимости, следовательно: интенсивность сдвигов в психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших дошкольников в направлении её увеличения превосходит интенсивность сдвигов в направлении её уменьшения.
Таким образом, гипотеза исследования экспериментально подтверждена: психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения дошкольников будет более эффективной при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- если будет разработана модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников, включающая диагностический, коррекционный, аналитический и прогностический этапы всего психолого-педагогического процесса работы;
- если будет разработана, апробирована и внедрена программа психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших дошкольников, ориентированная на динамику исследуемых показателей индивидуально-личностных особенностей ребенка;
- если на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной деятельности будет проведен диагностический контроль компонентов, отвечающих за эффективность психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших дошкольников.
Задачи исследования решены, цель исследования достигнута.
1. Агапов, П.В., Эрих Фромм о человеческой агрессивности и деструктивности: опыт философско-антропологического анализа // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 6. - С. 56-61.
2. Ананьев, Б.Г. Педагогические приложения современной психологии / Б.Г.Ананьев //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. - М.: Просвещение, 2001. - 271 с.
3. Анастази, А., Урбина, С. Психологическое тестирование /А. Анастази - 7-е изд. - Спб.: Питер, 2006. - 688 с.
4. Арутюнянц, Э. Психологические проблемы семьи / Э. Арутюнянц // Вопросы психологии. - 1985. - №2. - С. 186-187.
5. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: учеб. для вузов / А.Г.Асмолов. - М.: Из-во МГУ, 2009. - 367 с.
6. Баева, И. А., Волкова Е. Н., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учеб. пособие [Текст] / под ред. И. А. Баевой. М.: Экон-Информ, 2009. - 248 с.
7. Баева, И.А. Экспертная оценка состояния образовательной среды на предмет комфортности и безопасности [Текст] / И.А. Баева, Е.Б. Лактионова // Психологическая наука и образование. 2013. - №6. - С.5 - 13.
8. Баева, И.А. Мониторинг психологической безопасности образовательной среды и качества образования в условиях модернизации [Электронный ресурс] / И.А. Баева, И.С. Якиманкая // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. - №1. URL:http://psyjoumals.ru/
9. Балл, Г.А. Анализ психологических воздействий и его педагогическое значение / Г.А. Балл, М.С. Бурин // Вопросы психологии. - 1994. - № 4. - С. 48-50.
10. Баркан, А. Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка /А. Баркан. - М.: Аст-пресс, 2008.- 429 с.
11. Безопасность жизнедеятельности и здоровьесбережение на современном этапе: перспективы развития [Текст] : материалы Всероссийской научно-практической конференции: Самара, 25-26 октября 2012 года / [ред. Г.Р. Хасаев, С.И. Ашмарина, Е.В. Сухова и др.] . - Самара : Изд-во Самар. гос. эконом. ун-та, 2012. - 167 с.
12. Безопасность пространства образования Челябинской области [Текст] : коллективная монография / [В.С. Антонюк, Е.А. Гнатышина, А.А. Саламатов и др.]; Челяб. гос. пед. ун-т . - Челябинск : ЛИР, 2011. - 332 с.
13. Белокопытов, В.В. Агрессия как форма девиантного поведения: теоретический анализ // Социально-гуманитарные знания. - 2010. - № 6. - С. 350-356.
14. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р.Бернс. - М.: Педагогика, 2006. - 422 с.
15. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А.Бодалев. - М.: Просвещение, 2003. - 271с.
16. Брель, Е.Ю. К проблеме определения агрессии в отечественных и зарубежных психологических исследованиях // Ежегодник Российского психологического общества. - СПб.: Изд-во СПУ, 2007. - С. 221-222.
17. Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. - СПб.: Речь, 2008. - 97 с.
18. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. - М.: Знание, 2007. - 235 с.
19. Варга, А.Я. Структура и типы родительских отношений / А.Я. Варга. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 358 с.
20. Владин, В.З. Гармония семейных отношений / В.З. Владин. - Алматы, 2007. - 282 с.
21. Возрастные особенности психологии детей / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2005 . - 182 с.
22. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 532 с.
23. Гарбузов, В.И. От младенца до подростка /В.И. Гарбузов - М.: Проспект, 2006. - 196 с.
24. Гиппенрейтер, Ю. Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? / Ю.Б. Гиппенрейтер. - Москва: АСТ, 2009. - 256 с.
25. Гиппенрейтер, Ю. Б. У нас разные характеры... Как быть? / Ю.Б. Гиппенрейтер. - Москва: АСТ, 2012. - 214 с.
26. Долгова, В.И. Готовность к инновационной деятельности в образовании / В.И. Долгова. - М. : КДУ, 2009. - 228 с.
27. Дружинин, В.И. Психология семьи / В.И. Дружинин. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 295 с.
28. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды / А.В. Запорожец. - М.: Просвещение, 1986. - 261 с.
29. Инновационный ресурс дошкольного образования в условиях глобализации : сб. науч. тр. : [по материалам Всерос. науч.-практ. конф.] / Чуваш. гос. пед. ун-т ; [отв. ред. Г. П. Захарова, О. В. Парфенова]. - Чебоксары : ЧГПУ, 2008. - 134 с.
30. Ковалёв, А.Г. Психология семейного воспитания / А.Г. Ковалев - М.: Проспект, 2006. - 354 с.
31. Коннор, Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и под-ростков. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. - 288 с.
32. Костромин, С. Коммуникативная компетентность педагога как фактор успешности его диагностической деятельности. // Психологическая наука и образование. - 2007. - №3. - 77 с.
33. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2012. - 992 с.
34. Крэйхи, Б. Социальная психология агрессии. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.
35. Куковякин, Г.В. Семейная педагогика и психология по возрастам / Г.В. Куковякин. - Тверь: ЭКО, 2008. - 481 с.
36. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю.Кулагина. - М.: Аспект, 2007. - 376с.
37. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие / И.Ю. Кулагина. - М.: Изд-во УРАО,2007.- 176 с.
38. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. - М.: ЭКСМО, 2006. - 215 с.
39. Ласкин, А.А. Причины детской агрессии и особенности семейного воспитания // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - № 6. - С. 119-124.
40. Люблинская, А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 2001. - 145 с.
41. Назимов, С.С. Педагогические инновации в национально-региональном компоненте содержания образования / С.С. Назимов // Учитель. - 2005. - № 6. - С. 74.
42. Обухова, Л. Ф. Психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое творчество, 2011. - 370 с.
43. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы/ Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогика, 2007. - 290 с.
44. Осипова, А.А. Основы психокоррекции: Учебное пособие для вузов/ А.А. Осипова. - М.: Сфера, 2004. - 509 с.
45. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для вузов: в 2 ч./ А.А Осипова. - М.: Сфера, ч. 1 - 2005. - 509 с.
46. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для вузов: в 2 ч./ А.А Осипова. - М.: Сфера, ч.2 - 2007. - 242 с.
47. Паренс, Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс. - М.: Наука, 2005. - 254 с.
48. Пашина, Л.А. Психоаналитическая интерпретация феномена социальной агрессивности // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - № 25. - С. 72-77.
49. Педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для вузов / ред. Л.Регуш, А.Орлова . - М.и др. : Питер, 2011. - 414 с.
50. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л.А Головей, Е.Ф. Рыбалко.- СПб: Речь, 2008. - 688 с.
51. Психология индивидуальных различий / под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - 3-е издание, переработанное и дополненное. - Москва: АСТ, 2008. - 720 с.
52. Психология личности: Словарь-справочник / Под редакцией П.П. Горностая и Т.М. Титаренко. - К.: Рута, 2007. - 456 с.
53. Психолого-педагогическая диагностика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А.Добровольская.; Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамовой. - 2-е изд., стер. - М.; Издательский центр « Академия», 2005. - 320 с.
54. Рабина, Л.С. Знать ребенка, чтобы воспитывать / Л.С. Рабина. - М: Просвещение,1994. - 245 с.
55. Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер. - М.: Просвещение,
2008. - 193 с.
56. Реан, А.А. От рождения до смерти / А.А. Реан. - СПб.: Прайм - ЕВ-РОЗНАК, 2002. - 656 с.
57. Рогов, Е.В. Настольная книга практического психолога : Учебное пособие: в 2 ч/ Е. В. Рогов. - М.: Владос, ч. 1 - 2000. - 383 с.
58. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: в 2 ч/ Е. И. Рогов. - М.: Владос, ч. 2 - 2000. - 476 с.
59. Романов, А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. Диагностические и коррекц. методики / А.А. Романов. - М.: Школьная Пресса, 2007. - 48 с.
60. Рубинштейн, С.А. Проблемы общей психологии / С.А. Рубинштейн.
- М.: Лига, 1989. - 435 с.
61. Рубинштейн, С.А. Общая психология / С.А. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1985. - 657 с.
62. Румянцева, Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1991. - № 1. - С. 81-88.
63. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е. В. Сидоренко. - СПб. : Речь, 2001. - 349 с.
64. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов/ А. С. Спиваковская. - М.: Просвещение, 2008. - 356 с.
65. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья,: в 2 т. - М.: Апрель Пресс, 2009. - 462 с.
66. Талызина, Н.Ф. Практикум по педагогической психологии / Н.Ф. Талызина. - М.: Академия, 2002. - 192с.
67. Тарасова, Е.В. Специфика проявлений агрессивности ребенка при различных типах детско-родительских отношений: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2008. - 24 с.
68. Токарь, И. Детская агрессия: истоки и способы предупреждения // Воспитательная работа в школе. - 2013. - № 6. - С. 66-70.
69. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 291с.
70. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 208 с.
71. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - М.: Наука, 2006. - 256 с.
72. Шевандрин, Н.И. Основы психологической диагностики. 2 часть/ Н. И. Шевандрин. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 256 с.
73. Чижова, С.Ю. Детская агрессивность / С.Ю. Чижова, О.В. Калинина. - Ярославль: Академия развития, 2012. - 160 с.
74. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогическое творчество, 1980. - 298с.
75. Юнг, К.Г. Аналитическая психология / К.Г. Юнг. - СПб.: Питер, 1994. - С.39-100.
76. Якобсон, П.М. Психология чувств и мотивации / П.М. Якобсон. - М.: Идея, 1998. - 172 с.
77. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон. - М.: Просвещение, 1989. - 315 с.