Введение 3
Глава 1. Концептуальные подходы к изучению проблемы готовности преподавателей к деятельности по формированию здорового образа жизни студентов И
1.1. Психолого-педагогические и акмеологические аспекты
готовности к профессиональной деятельности 11
1.2. Проблема готовности преподавателей к деятельности по формированию здорового образа жизни студентов медицинского
училища 34
Глава 2. Готовность преподавателей к формированию здорового образа жизни студентов и акмеологические условия ее развития 58
2.1. Анализ условий развития готовности преподавателей к формированию здорового образа жизни студентов 58
2.2. Состояние стартовой готовности преподавателей к деятельности
по формированию здорового образа жизни студентов ...82
Глава 3. Акмеологическая система развития готовности преподавателей медицинского училища к деятельности по формированию здорового образа жизни студентов 122
3.1. Модель развития готовности преподавателей медицинского училища
к деятельности по формированию здорового образа жизни студентов 122
3.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию готовности преподавателей медицинского училища к
деятельности по формированию здорового образа жизни студентов 148
Заключение 162
Выводы и рекомендации 164
Список литературы 167
Приложения 187
Актуальность исследования.
Признание роли здоровья населения как стратегического потенциала, фактора национальной безопасности, стабильности и благополучия общества делает актуальным поиск путей и методов формирования культуры здоровья. Несмотря на отдельные позитивные тенденции, показатели здоровья в целом находятся на низком уровне. Поэтому в настоящее время становится все более значимой усиление профилактической работы среди населения, основанной на приоритете здорового образа жизни (ЗОЖ). В решении этой задачи важную роль призваны играть средние медицинские работники.
В связи с этим важной является подготовка этой категории медицинских работников к деятельности по формированию ЗОЖ, что предъявляет соответствующие требования к преподавателям медицинских училищ, осуществляющих обучение в сфере ЗОЖ, одновременно реализуя цели развития и воспитания личности студентов. Однако комплексная деятельность преподавателей в сфере формирования ЗОЖ до настоящего времени не имеет соответствующей психолого-методической базы.
Одной из основных проблем этого процесса, требующей научного осмысления является противоречие между потребностью формирования ценностей и навыков здорового образа жизни студентов медицинского училища и низкой готовности преподавателей к данному виду деятельности. В связи с этим, актуальной становится проблема развития готовности преподавателей медицинского училища к деятельности по формированию ЗОЖ студентов.
Оценивая состояние научной разработанности проблемы, следует констатировать значительное количество работ, представляющих психолого-педагогическое и акмеологическое направления исследований по данной тематике. Имеется большое число исследований, посвященных формированию здорового образа жизни на всех этапах обучения и воспитания молодого по¬коления (Айзман Р.И., Брехман И.И., Вайнер Э.Н., Зайцев Г.К., Казин Э.М.,
Казначеев В.П., Колбанов В.В., Кураев Г.А., Лисицын Ю.П. и др.). Зарубежный опыт наглядно демонстрирует социальную значимость и результативность образовательных гигиенических программ (Manoff R.K., Brown E.R., Paul A.Z., Anderson G.F., Weil T.P.). Исследованию акмеологических аспектов формирования ЗОЖ посвящены работы Карасевой Т.В., Максимовой В.Н., Полетаевой Н.М. Однако, несмотря на большое количество исследований, посвященных проблеме формирования здорового образа жизни в области педагогики, психологии в доступных нам источниках мы не встретили акмеологических работ, посвященных выбранной нами теме.
В соответствии с вышесказанным, была определена тема настоящего исследования: «Акмеологические условия развития готовности преподавателей к формированию здорового образа жизни студентов медицинского училища».
Цель исследования - разработка акмеолого-методических основ и обоснование системы развития готовности преподавателей к деятельности по формированию ЗОЖ студентов медицинского училища.
В соответствии с целью поставлены и решались следующие задачи:
1. Обобщить концептуальные подходы к проблеме развития готовности преподавателей к деятельности по формированию ЗОЖ.
2. Выявить акмеологические условия, влияющие на развитие готовности преподавателей к формированию ЗОЖ студентов медицинского училища.
3. Оценить состояние стартовой готовности преподавателей медицинского училища к деятельности по формированию ЗОЖ студентов.
4. Разработать и апробировать акмеологическую модель развития готовности преподавателей к деятельности по формированию ЗОЖ студентов.
5. Обосновать рекомендации по оптимизации системы профессиональной
переподготовки преподавателей медицинского училища в области
ЗОЖ.
Объект исследования — готовность преподавателей к деятельности по формированию ЗОЖ студентов медицинского училища.
Предмет исследования — влияние акмеологических условий на развитие готовности преподавателей к деятельности по формированию ЗОЖ студентов в процессе профессиональной переподготовки.
Общая гипотеза исследования. Развитие готовности преподавателей к деятельности по формированию ЗОЖ студентов медицинского училища - многоплановый процесс, зависящий от акмеологических условий, среди которых ведущим является система профессиональной переподготовки в области здоровья.
Рабочие гипотезы исследования включают предположение о том, что развитию готовности преподавателей медицинского училища к деятельности по формированию ЗОЖ студентов может способствовать:
- выявление и изучение акмеологических условий, способствующих повышению уровня готовности преподавателей к деятельности по формированию ЗОЖ студентов;
- комплексная диагностика состояния и динамики основных показателей готовности преподавателей к деятельности по формированию ЗОЖ студентов;
- система профессиональной переподготовки преподавателей в сфере ЗОЖ студентов, основанная на акмеологических принципах.
Теоретическая и методологическая основа исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют идеи и научные положения, обусловленные: принципом единства сознания и деятельности (Выготский JI.C., Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н.), комплексным и системным подходом к анализу проблемы (Ананьев Б.Г., Кузьмина Н.В., Ломов Б.Ф.), взглядами на феномен готовности (Кузьмина
Н.В., Сластенин В.А.), использованием акмеологических принципов анализа профессиональной деятельности и образования (Деркач А.А., Кириченко А.В., Кузьмина Н.В.), акмеологическими подходами к концепции образования (Бодалев А.А., Кузьмина Н.В., Реан А.А.), акмеологическим пониманием здоровья, как интегральной целостности человека (Бодалев А.А., Ганжин В.Т., Деркач А.А.), положением о здоровье как условии развития и профессионального роста (Айзман Р.И., Вайнер Э.Н., Лисицын Ю.П.), социально-акмеологической концепцией валеологического образования (Максимова В.Н., Полетаева Н.М.).
Опытно-экспериментальная база и методика исследования.
Работа выполнена на базе медицинского училища города Шуи Ивановской области, Ивановского фармацевтического колледжа и Шуйского государственного педагогического университета. Хронологические рамки исследования 2001 - 2006 годы.
Для реализации цели и задач исследования были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогических, медицинских и акмеологических источников по исследуемой проблеме, анкетирование, интервьюирование, статистический анализ полученных данных, наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, тестирование, метод экспертной оценки.
Организация исследования проводилась в 3 этапа:
На первом этапе (2001 - 2002) осуществлялось теоретическое осмысление проблемы, определение цели, задач, объекта и предмета исследования. Анализировалась научно-методическая литература по проблеме. Разрабатывалась программа и методика исследования, проводилась разработка комплексной методики оценки готовности преподавателей к деятельности по формированию здорового образа жизни студентов, систематизировались и изучались условия развития готовности преподавателей к деятельности по формированию ЗОЖ студентов медицинского училища.
7
На втором этапе (2002 - 2004) проводилась комплексная оценка стартовой готовности преподавателей медицинского училища к деятельности по формированию ЗОЖ студентов. Нами было обследовано 82 преподавателя Шуйского медицинского училища и Ивановского фармацевтического колледжа с использованием комплекса диагностических методик, позволяющих оценить уровень сформированности мотивационного, когнитивного, деятельностного, креативного и рефлексивного компонентов готовности. Разрабатывалась и внедрялась модель развития готовности преподавателей медицинского училища к формированию ЗОЖ студентов с учетом акмеологических условий.
На третьем этапе (2005 - 2006) осуществлены анализ и систематизация полученных данных, уточнены основные положения и выводы исследования, проведено оформление диссертации, даны практические рекомендации для учреждений среднего профессионального медицинского образования.
1. Систематизация концептуальных подходов по проблеме ЗОЖ позволила определить готовность преподавателя к формированию здорового образа жизни студентов включающее: интегральное личностное образование, развивающееся в процессе целенаправленной профессиональной переподготовки и позволяющее преподавателю успешно осуществлять деятельность по формированию здорового образа жизни будущих средних медицинских работников.
2. Основными акмеологическими условиями, влияющими на развитие готовности преподавателей к формированию ЗОЖ студентов медицинского училища в процессе профессиональной деятельности являются: социально-психологические, медико-психологические и психолого-педагогические. При этом ведущим психолого-педагогическим условием развития готовности преподавателей к формированию ЗОЖ студентов становится система профессиональной переподготовки преподавателей в области здоровья, построенная в образовательном учреждении на акмеологических принципах и с учетом акмеологического сопровождения.
3. Стартовая готовность преподавателей медицинского училища к деятельности по формированию ЗОЖ студентов является исходной предпосылкой для соответствующего повышения их профессиональной квалификации. Современное состояние готовности характеризуется тем, что более 80% преподавателей имеют низкий и средний уровни готовности к здоровьесберегающей работе в учреждениях среднего медицинского профессионального образования. В процессе структурного анализа готовности нами выявлена гетерохронность развития отдельных ее компонентов, которую необходимо учитывать в процессе акмеологического сопровождения. Наименее сформированными являются рефлексивный и деятельностный компоненты: более 50% преподавателей не могут адекватно оценить процесс формирования ЗОЖ, не владеют навыками самоконтроля и самокоррекции образа жизни. У большинства
педагогов отсутствуют навыки проектирования и реализации системы мероприятий по формированию ЗОЖ студентов и здоровьесберегающих технологий в целом.
4. Разработанная акмеологическая модель развития готовности преподавателей к деятельности по формированию ЗОЖ студентов включает комплекс акмеологических условий, являющихся основой подготовки преподавателей к здоровьесберегающей деятельности. Акмеологический подход реализуется в процессе интеграции многоэтапной системы обучения, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Данная модель включает подсистему мониторинга развития готовности преподавателей к формированию ЗОЖ студентов на уровне контроля всех структур образовательного учреждения, а так же самоконтроля.
5. Действенность реализации модели развития готовности преподавателей к деятельности по формированию ЗОЖ студентов повышается посредством мониторинга изменений значимых элементов готовности ( р < 0,01). Наибольший прирост отмечен в креативном, мотивационном и когнитивном компонентах готовности, а минимальный — в рефлексивном и деятельностном. Результатом внедрения модели являются также субъективно значимые продукты деятельности, созданные преподавателями экспериментальной группы. Внедрение данной модели позволяет уменьшить долю преподавателей с низким уровнем готовности в 3,08 раза и, соответственно, увеличить количество педагогов с высоким и средним уровнем.
6. Обоснована эффективность внедрения акмеологической модели развития готовности преподавателей к деятельности по формированию ЗОЖ студентов в развитии основных элементов готовности. Полученные результаты позволяют рекомендовать разработанную модель к использованию в практике медицинских училищ.
7. На основе предлагаемой модели нами определены следующие этапы оптимизации системы профессиональной переподготовки преподавателей медицинского училища в области ЗОЖ: разработка концепции образования в
области здоровья, внедрение системы непрерывного профессионального образования в сфере ЗОЖ, создание здоровьесберегающей среды в училище, использование акмеологических, здоровьесберегающих технологий, охрана здоровья участников образовательного процесса, обучение здоровью преподавателей, студентов и родителей, научно-исследовательская и инновационная деятельность преподавателей.
1. Абульханова-Славская К.А Деятельность и психология личности. - f М., Наука, 1980. -335 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991.- С.194.
3. Акимов А.П. Об управлении процессом воспитания в педагогической системе //Кн. Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе. - Л.: ЛГУ, 1973. — С. 56-68.
4. Агададашева И.В. Акмеологические проблемы коррекционно-развивающего обучения // Автореф. дисс. ...канд. псих. наук. - Шуя, 2001.-19с.
5. Агададашева И.В., Мальцева Л.Д. Инновации в педагогическом вузе // Психологическое сопровождение процессов модернизации образования и профессионализации кадров. Материалы международного симпозиума.- Москва-Кострома, 2002.- С. 10-11.
^ 6. Айзман Р.И. Валеологическая педагогика // Актуальные проблемы
валеологии в образовании: Материалы второй Всероссийской научно-практической конференции. - Липецк, 1999 - С. 9-11.
7. Акимова Е.Ю. Современные подходы к гигиеническому воспитанию и обучению. Сб. науч.-практ. работ Здоровьесберегающие образовательные технологии и охрана здоровья сельского населения. Шуя: - «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2004-С.11-13.
8. Акмеология: Учебник /Под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2002.-650 с.
Y 9. Акмеология: Учебное пособие / А .Деркач, В.Зазыкин . - СПб.:
Питер, 2003. - 256с.
168
10.Акмеологические проблемы подготовки преподавателей. Сб. науч. трудов. Вып. 1. / Отв. ред. Н.В. Кузьмина, Е.С. Гуртовой. -М.-Шуя, 1998. С.8.
^ 11.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М.: Наука, 2000. -
350 с.
12. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В2т, Т1. - М.: Педагогика, 1980, -372с.
13. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1997. С.187 - 249,265 - 274,336-337.
14. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания 2-е изд. — СПб.: «Питер»,2001. - 260 с.
15. Апанасенко Г.Л. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование. // Валеология, 1996 - №2 - С. 9-14.
16. Аристотель. Сочинения: В 4 т. /Пер. с древнегреч.: Общ. ред. А.И. Доватура. - М.: Мысль, 1976-1983. - Т. 4,1983. - 830 с.
17. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: к Здоровье, болезнь и образ жизни: Учебное пособие для высшей
школы. - 2-е издание, перераб. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005. — 560 с. - («Gaudt-amus).
18. Афанасьева Е.Г. Здоровье образования и образование здоровья. // Актуальные проблемы валеологии в образовании. Материалы первой Всероссийской науч.-практ. конференции. —
М., 1997-С. 55-56.
19. Баклушина Е.К. Социально-гигиенические аспекты валеологического образования и воспитания школьников- подростков. // Дисс... к.м.н. - М., 1999 - 150 с.
'f:, 20.Басалаев Н.М., Савкин В.М. Здоровье нации: стратегия и тактика
(о проблемах здравотворчества в регионах России). // Валеология,
1996- №2-С. 35-37.
21. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память: Пер. с фр. - Минск: Харвест, 1999. - 1407 с.
22. Бердяев Н.А. О вечном и новом человеке //Учит, газета. - 1990, № 27. - Июль.
23. Бердяев Н.А. О назначении человека. - М.: Республика, 1993. - 383 с.
24. Бехтерев В.М. Личность и условия ее развития и здоровья // Проблемы развития и воспитания человека. М., 1997. С. 97 — 131.
25. Богданов Е.Н. Формирование и развитие профессионально - нравственной культуры будущего учителя: Автореф. дис. ...д-ра психол. наук. М., 1995.- С.36.
26. Богданов Е.Н., Тюмасева З.И. Образовательные системы и системное образование: монография.- Калуга, 2002. - 316с.
27. Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Социально-психологический тренинг и познание человеком самого себя // Личность в системе коллективных отношений: Тез. докл. М.: Наука, 1980. С. 33 — 34.
28. Бодалев А.А. Акмеология как учебник и научная дисциплина. - М.: РАУ, 1993. С.2.
29. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982.199 с.
30. Бодалев А.А. О феномене акме и некоторых закономерностях его формирования и развития // Мир психологии. 1995. № 3.
31. Бодалев А.А., Ганжин В.Т., Деркач А.А. Человек и цивилизация в зеркале акмеологии (и акме как интегральная формула здоровья, самопознания, самоопределения и творческого самоутверждения человека) // Мир психологии. № 1/ 21. М. - Воронеж, 2000. С. 89 — 108.
32. Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М., 1991.
170
33. Бодрова И.Б. Готовность студента педагогического факультета к решению педагогических и акмеологических задач// Акмеология 2000. Методические и методологические проблемы. Вып. 5. СПб,
f 2000.-С. 40-47.
34. Болыиой психологический словарь /Сост. и бщ.ред. Б.Мещеряков,
В.Зинченко, — СПб.: прайм -ЕВРОЗНАК, 2005г — 672. (Проект «Психологическая энциклопедия»
35. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: Автореф. дис.... д-ра психол. наук. М., 1995. 32 с.
36. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. — СПб.: Политехника, 2002. — 476 с.
37. Брехман И.И. Введение в валеологию — науку о здоровье . -Л.: Наука, 1987. - 125 с.
38. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: ИП РАН, 1994. 108 с.
39. Бурденюк Г.М. Управление самостоятельной учебной ( деятельностью при обучении иностранным языкам взрослых: Дис.
... докторапед. наук.-Кишенев, 1992-573. + Приложение.
40. Вазина К.Я. Коллективная мыследеятельность - модель саморазвития человека. М.: Педагогика, 1990.196с.
41. Вайнер Э.Н. Валеология. Учебник для вузов. М., 2001.-416с.
42. Вайнер Э.Н., Костикова М.Н., Ярошенко Н.Г. Педагог-валеолог. Методические материалы к подготовке специалиста. — Липецк,
1997-72с.
43. Валеева И.А. Формирование у студентов педвузов готовности к воспитанию ответственного отношения младших школьников к учению: Дисс.... канд. пед. наук. — М., 1990.- 198с.
44. Варфоломеева Л.Е. Акмеологические основы развития специалистов образования физической культуры: Автореф. дис. ...д-ра психол. наук. -Спб., 1999. -50с.
45. Варфоломеева JT.E. Творческий потенциал личности и уровни его самореализации // Акмеология 2000. Методические и методологические проблемы. Вып. 5. СПб, 2000. - С.47-49.