Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Концепция жизненного пути в изучении личности человека

Работа №81869

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы36
Год сдачи2022
Стоимость650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
176
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения (банки опросников).

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ В ИЗУЧЕНИИ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 4
1.1 Концепция жизненного пути в работах отечественных и зарубежных психологов 4
1.2 Понятие субъективной картины жизненного пути личности 10
Выводы по I главе 15
ГЛАВА II. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ 16
2.1. Методы исследования жизненного пути личности 16
2.2. Методики исследования жизненного пути личности 20
Выводы по II главе 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27


Обращаясь к литературе любого рода, первым делом внимание читателя обращается на биографию автора и историю написание его работы, что показывает глубокое влияние жизненного пути личности на формирование его личности. Кроме того, каждый, человек проживая свою жизнь, проходит определенный путь, который формирует его как личность с одной стороны и подвергается влиянию этой личности с другой стороны, поэтому изучение жизненного пути личности является актуальной темой уже многие десятилетия.
Сегодня, когда психология становится популярно и многие люди обращаются за психологической помощью, особенно актуальным становится исследование жизненного пути личности и субъективной картины жизненного пути, так как именно они формируют личность человека такой, какой она предстает перед психологом.
Таким образом, изучение концепции жизненного пути личности является актуальной темой психологического исследования.
Объект исследования: личность человека.
Предмет исследования: жизненный путь личности.
Цель исследования: изучить особенности восприятия личностью собственного жизненного пути.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить содержание жизненного пути личности через теоретический анализ концепций в отечественной и зарубежной литературе.
2. Проанализировать субъективность картины жизненного пути личности.
3. Изучить методы и методики исследования жизненного пути личности.
4. Проанализировать полученные данные о концепции жизненного пути в изучении личности человека
Основоположниками психологии жизненного пути принято считать С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, К. А. Абульханову-Славскую, Л. И. Анцыферову и др. В зарубежной психологии проблемами изучения жизненного пути занимались А. Адлер, К. Юнг, Ш. Бюлер, А. Маслоу, В. Франкл и др. (К. В. Карпинский, 2002.) Их работы позволили сформировать базисные представления о жизненном пути и легли в основу современных исследований в этой области.
В работе были использованы следующие методы теоретического исследования: анализ, синтез, сравнение и обобщение. Работа носит теоретический характер и основывается на изучении научной литературы и статей.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проживая собственную реальность, каждый человек проходит определенные этапы развития, оказывает влияние на происходящие в его жизни события, а так же подвергается влиянию внешних факторов, что формирует его жизненный путь.
Многочисленные исследования, представленные в работе, позволяют говорить о жизненном пути, как индивидуальной траектории развития каждого человека, которая строится под его влиянием и в здоровом состоянии сам человек понимает свою роль и ответственность за свои действия.
Жизненный путь каждого человека индивидуален не только по объективным факторам, но и по субъективному восприятию личностью своего пройденного пути, своего времени и его наполненности, что складывает субъективную картину жизненного пути.
Субъективная картина жизненного пути личности складывается из множества параметров, которые в общей совокупности можно определить как индивидуальную оценку личностью своего прошлого, настоящего и будущего через временные, содержательные и личностные параметры. Каждый человек сам оценивает то, насколько его жизнь была наполнена различными событиями, и какие эмоции у него вызывает все произошедшее, кроме того, интерес вызывают перспективы на будущее, которые строит себе человек. В связи с этим, существует большое количество методов, которые по различным параметрам позволяют производить такую оценку.
Среди основных методов изучения жизненного пути личности выделяют биографический метод, психодиагностический метод, генетический метод, лонгитюдное исследование и т.д., которые позволяют анализировать ключевые события жизни и их взаимосвязь в контексте их влияния на формирование личности.
Для проведения наиболее полного и системного анализа жизненного пути при изучении личности следует обращаться одновременно к нескольким методам и методикам. Нами рассмотрены автобиографическое интервью, опросник удовлетворенности жизнью и опросник временной перспективы.
Совокупность данных методов позволит не просто оценить жизненный путь личности, но и отследить, как этот жизненный путь оценивается самим человеком, и какое влияние на формирование его настоящего и будущего оказывает его жизненный путь.
Таким образом, цель достигнута и задачи исследования выполнены.



1. Абульханова, К.А. Время личности и время жизни [Текст] / К.А. Абульханова, Т. Н. Березина. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2001. – 304 с.
2. Абульханова-Славская, К.А. Методологический принцип субъекта: исследование жизненного пути личности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. – 2014. – Т. 35. – № 2. – С. 5-18.
3. Адлер, А. Наука жить [Текст] / А. Адлер. – Киев: Port-Royal, 1997. – 315 с.
4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды [Текст] : в 2 т. Т. 1. / Б.Г. Ананьев – Москва : Педагогика, 1980. – 232 с.
5. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б.Г. Ананьев. – Москва : Наука, 1977. – 379 с.
6. Ананьев, Б.Г. Человек как объект познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. – Ленинград : Изд-во Ленингр. Ун-та, 1968. – 340 с.
7. Барьяхтар, О.Ф. 1.1 Трансформация подходов к изучению особенностей жизненного пути личности в трудах отечественных и зарубежных психологов [Текст] / О.Ф. Барьяхтар // Личностные и ситуационные детерминанты поведения и деятельности человека : монография / Под общей редакцией А.В. Гордеевой, А.А. Кацеро, М.И. Яновского. – Ростов-на-Дону : Южный федеральный университет, 2017. – С. 15-24.
8. Белановская, О.В. Психология личности [Текст] : учеб. пособие / О. В. Белановская; Научн. ред. Ю. Н. Карандашев, Т. В. Сенько. – Минск : БГПУ им. М. Танка, 2001. – 226 с.
9. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы [Текст] / Э. Берн. – Санкт-Петербург : Спец. литература, 1992. – 400 с.
10. Дружинин, В.Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии [Текст] / В. Н. Дружинин. – Санкт-Петербург : Питер, 2010. – 156 с.
11. Змиевская, А.А. Современные исследования субъективной картины жизненного пути в отечественной психологии [Текст] / А.А. Змиевская // Logos et Praxis. – 2015. – № 2. – С. 116-122.
12. Карпинский, К.В. Психология жизненного пути личности [Текст] : учебное пособие / К.В. Карпинский. – Гродно : ГРГУ, 2002. – 167 с.
13. Коржова, Е.Ю. Психология человека как субъекта жизнедеятельности и жизненного пути личности: основные итоги исследований [Текст] / Е.Ю. Коржова, Е.Н. Волкова, О.В. Рудыхина, Е.Н. Туманова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2018. – № 187. – С. 40-50.
14. Костенко, К.В. Субъективная картина жизненного пути и удовлетворенность жизнью в позднем возрасте [Текст] : дис. … канд. психол. наук / К.В. Костенко. – Краснодар : КГУ, 2005. – 153 с.
15. Манукян, В.Р. Субъективная картина жизненногого пути и кризисы взрослого периода [Текст] : дис. … канд. психол. наук / В.Р. Манукян . – Санкт-Петербург : СПбГУ, 2003. – 24 с.
16. Маричева, А.В. Психологическое консультирование и жизненный путь личности: самоорганизация или со-организация? [Текст] / А.В. Маричева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. – 2018. –№ 4. –С. 97-103.
17. Маслоу, А. Самоактуализация личности и образование [Текст] / А. Маслоу. – Киев : Ин-т психологии АПН Украины, 1994. – 52 с.
18. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2020. – 713 с.
19. Татенко, В.А. Психология в субъектном измерении [Текст] / В.А. Татенко. – Киев : Просвіта, 1996. – 403 с.
20. Тимофеева, Т.С. Особенности восприятия жизненной перспективы в трудной жизненной ситуации (на примере пандемии COVID-19) [Текст] / Т.С. Тимофеева, А.В. Беликова // Logos et Praxis. – 2021. – № 2. – С. 132-142.
21. Фоминых, Е.С. Взаимодействие с реальностью в проблематике трансформаций жизненного пути личности [Текст] / Е.С. Фоминых // Вестник Кемеровского государственного университета. –2019. – № 2. – С. 451-458.
22. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. – Москва : Прогресс, 1996. – 344 с
23. Юнг, К.Г. Ответ Иову [Текст] / К.Г. Юнг. – Москва : Канон, 1995. – 352 с.
24. Buhler, C. The Course of Human Life: A Study of Goals in the Humanistic Perspective [Text] / C. Buhler, F. Massarik. – N.Y. : Springer, 1968. – 352 р.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ