Рассказ А.П. Чехова «Ванька» в рецептивном поле художественной и сетевой литературы
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕЦЕПТИВНОЙ ЭСТЕТИКИ В
АСПЕКТЕ ЧЕХОВСКОЙ ПРОЗЫ 8
1.1 Рецепция художественного произведения в литературоведческом контексте 8
1.2 Интертекстуальные связи художественных текстов с позиции
рецептивной эстетики 14
1.3 Сетература как развивающееся явление современной литературы 19
1.4 Своеобразие прозы А.П. Чехова, создающее предпосылки для
интертекстуального взаимодействия с современными текстами 24
ГЛАВА 2. РЕЦЕПТИВНОЕ ПОЛЕ РАССКАЗА А.П. ЧЕХОВА «ВАНЬКА» . ..29
2.1 Критическая рецепция рассказа А.П. Чехова «Ванька» 29
2.2 Интерпретация образа чеховского героя в реалиях XX века: «Ванька
Жуков из детдома» Кима Макарова 35
2.3 Интертекстуальный диалог романа И. Ковальчук «Ваня Жуков против...»
и рассказа А.П. Чехова 43
2.4 Трансформация жанра, мотива и образа главного героя рассказа
А.П. Чехова в пьесе О. Богаева «Русская народная почта» 54
2.5 Рассказ А.П. Чехова «Ванька» в рецептивном поле сетевой литературы 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Конспект занятия Интертекстуальный диалог произведений К. Макарова («Ванька Жуков из детдома») и О. Богаева (Русская народная почта) с рассказом А.П. Чехова «Ванька» 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Диалог студентов колледжа ЮУрГГПУ с А.П. Чеховым (в рамках рассказа «Ванька»)
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕЦЕПТИВНОЙ ЭСТЕТИКИ В
АСПЕКТЕ ЧЕХОВСКОЙ ПРОЗЫ 8
1.1 Рецепция художественного произведения в литературоведческом контексте 8
1.2 Интертекстуальные связи художественных текстов с позиции
рецептивной эстетики 14
1.3 Сетература как развивающееся явление современной литературы 19
1.4 Своеобразие прозы А.П. Чехова, создающее предпосылки для
интертекстуального взаимодействия с современными текстами 24
ГЛАВА 2. РЕЦЕПТИВНОЕ ПОЛЕ РАССКАЗА А.П. ЧЕХОВА «ВАНЬКА» . ..29
2.1 Критическая рецепция рассказа А.П. Чехова «Ванька» 29
2.2 Интерпретация образа чеховского героя в реалиях XX века: «Ванька
Жуков из детдома» Кима Макарова 35
2.3 Интертекстуальный диалог романа И. Ковальчук «Ваня Жуков против...»
и рассказа А.П. Чехова 43
2.4 Трансформация жанра, мотива и образа главного героя рассказа
А.П. Чехова в пьесе О. Богаева «Русская народная почта» 54
2.5 Рассказ А.П. Чехова «Ванька» в рецептивном поле сетевой литературы 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Конспект занятия Интертекстуальный диалог произведений К. Макарова («Ванька Жуков из детдома») и О. Богаева (Русская народная почта) с рассказом А.П. Чехова «Ванька» 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Диалог студентов колледжа ЮУрГГПУ с А.П. Чеховым (в рамках рассказа «Ванька»)
Исследователи современной литературы отмечают тенденцию обращения современных писателей к творчеству классиков при создании новых, оригинальных произведений. Достаточно часто литературоведами отмечаются интертекстуальные отсылки к драматическим и прозаическим текстам А.П. Чехова.
Мы решили обратиться к рассказу А.П. Чехова «Ванька», который, как оказалось, привлекает внимание не только писателей-прозаиков и драматургов, получивших общественное признание, но и непрофессиональных писателей, публикующих свои тексты на просторе сети Интернет.
К проблеме рецепции, то есть восприятия художественных текстов, обращались еще йенские романтики. На сегодня мы имеем множество исследований по данной проблеме (М. Бахтин, Х. Блум, М. Загидуллина и др.). Определяющей для нас является идея интенциональности, подразумевающая, что текст воспринимается читателем с позиции со- творца (по Ингардену).
В работе мы рассматриваем два вида рецепции, плодами которых становится литературное произведение.
Первый из них - собственно-литературная рецепция - «продуктивная», «креативная», «внутрицеховая», то есть такая, которая осуществляется писателями, создающими новые произведения на основе воспринятых ими классических текстов. Такой вид рецепции выделяют М. Науман, Е. Абрамовских, М. Загидуллина.
В качестве оппозиции к «креативной» рецепции мы рассматриваем тексты сетевой литературы в широком смысле этого слова, то есть совокупность литературных произведений, основной средой существования которых является Интернет. Сетевая литература в настоящее время вызывает множество вопросов и дискуссий. Некоторые исследователи считают, что тексты сетературы ничем не отличаются от обычных, кроме способа размещения (Д. Быков). Другие ученые утверждают, что сетература - самостоятельное явление, имеющее отличительные признаки: гипертекстуальность, коллективность творчества, игровой характер работы и др. (А. Андреев, Г. Жердев, К. Урбан и О. Токарь). Мы обратились к данному типу текстов потому, что хотели максимально полно охватить рецептивное поле рассказа А.П. Чехова «Ванька».
На основе теории социолога культуры П. Бурдье о социальном поле мы предлагаем понятие рецептивного поля - специфической системы объективных связей между различными текстами, находящимися в альянсе или в конфликте, в конкуренции или в кооперации.
Средством реализации рецепции, по нашему мнению, является интертекст. М.М. Бахтин воспринимает интертекстуальность, в первую очередь, как диалог сознаний через призму множества «забытых смыслов», в то время как Ю. Кристеву явление интересует как «цитатная мозаика». Значительный вклад в данном направлении сделала Н.А. Фатеева, разработавшая активно используемую классификацию интертекстуальных элементов. В своей работе мы будем придерживаться широкого понимания интертекстуальности как литературного заимствования. Рецепцией чеховского творчества современными авторами занимаются В.Б. Катаев, Е.Н. Петухова, Е.В. Михина и др.
В практической части нашей работы мы представили результаты анализа критических и креативных рецепций, а также рецепций-откликов непрофессиональных писателей, опубликованных в сети Интернет на рассказ А.П. Чехова «Ванька» и предложили варианты обоснования причин актуальности именно этого текста классика в конце XX - начале XXI вв.
Анализируя критические рецепции рассказа А.П. Чехова «Ванька», мы обнаружили разные подходы к восприятию текста: внимание к жанровому компоненту (М. Голод, Е. Акелькина), акцентирование философской проблематики, фокус на безразличие социума (К. Нури) и исследование рассказа как трагикомического текста (А. Базилевская).
Небольшое по объёму произведение А.П. Чехова «Ванька» породило множество реминисценций и аллюзий. Помимо многочисленных попыток в сети Интернет переосмыслить образ главного героя, мы обнаружили ряд произведений, созданных писателями ХХ-ХХ1 веков как для детской, так и для взрослой аудитории, содержащих интертекстуальные отсылки к названному тексту. Так, актуальным для сравнения двух произведений представляется рассказ Кима Макарова «Ванька Жуков из детского дома», где помимо имени персонажа сохраняется мотив рассказа Чехова - создание письма. Современный писатель Ирина Ковальчук создаёт роман «Ваня Жуков против...», который отсылает нас к претексту с помощью образа главного героя - мальчика, столкнувшегося с миром несправедливости. Интересной для поиска путей сближения нам видится и пьеса Олега Богаева, где главный герой - 75-летний старик, поражённый манией писать самым непредсказуемым адресатам и самостоятельно отвечать на эти же послания, тоже носит имя чеховского героя. Помимо названных произведений признанных писателей, в сети Интернет нами были найдены 16 текстов- рецепций рассказа классика. Однако нас заинтересовал не только сам факт существования рецептивного поля вокруг рассказа, но и причины появления образа Ваньки Жукова в постчеховской литературе.
Цель нашей работы заключается в исследовании рецептивного поля, образованного вокруг рассказа А.П. Чехова «Ванька» с помощью интертекстуальных отсылок к его сюжету, мотивам и образу главного героя, а также в выдвижении предположений, объясняющих причины популярности этого чеховского текста как в «креативных» рецепциях, так и в пространстве сетевых текстов.
Гипотеза: если рассказ А.П. Чехова «Ванька» популярен среди современных авторов, то это результат специфических свойств чеховской прозы и конкретных аспектов рассказа.
Объект исследования - рассказ А.П. Чехова «Ванька» и его «креативные» рецепции: рассказ К. Макарова «Ванька Жуков из детдома», роман И. Ковальчук «Ванька Жуков против...» и пьеса О. Богаева «Русская народная почта», а также 16 текстов непрофессиональных писателей, размещённых в сети Интернет.
Предмет исследования - интертекстуальные связи обозначенных произведений с рассказом А.П. Чехова.
Задачи работы:
1. Изучить понятия «художественная рецепция», «сетевая литература», «интертекстуальность» и «интертекст» в современном литературоведении, объяснить понятие «рецептивное поле».
2. Обозначить пути сближения заявленных текстов с претекстом - рассказом А.П. Чехова «Ванька».
3. Выявить причины активного обращения к рассказу А.П. Чехова «Ванька» в постчеховской литературе.
Новизна исследования заключается в том, что оно направлено на изучение рецептивного поля вокруг рассказа А.П. Чехова «Ванька», состоящего из текстов конца XX-XXI вв. Также в работе поднимается неизученный аспект - причины обращения к рассказу А.П. Чехова «Ванька» писателями художественной и сетевой литературы.
Практическая значимость состоит в возможности изучения перечисленных произведений детской литературы, литературы Урала и современной драматургии в контексте интертекстуальных взаимосвязей с классическим претекстом, что, на наш взгляд, должно повысить интерес обучающихся 5-11 классов как к классической литературе, так и к литературе XX-XXI веков. В свою очередь, изучение сетевой литературы необходимо для формирования критического отношения школьников к фактам современной литературы.
В исследовании использовались следующие методы: теоретический (анализ научной литературы), сопоставительный анализ документов, синтез.
Настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих девять параграфов, заключения, библиографического списка (80 наимен.).
Мы решили обратиться к рассказу А.П. Чехова «Ванька», который, как оказалось, привлекает внимание не только писателей-прозаиков и драматургов, получивших общественное признание, но и непрофессиональных писателей, публикующих свои тексты на просторе сети Интернет.
К проблеме рецепции, то есть восприятия художественных текстов, обращались еще йенские романтики. На сегодня мы имеем множество исследований по данной проблеме (М. Бахтин, Х. Блум, М. Загидуллина и др.). Определяющей для нас является идея интенциональности, подразумевающая, что текст воспринимается читателем с позиции со- творца (по Ингардену).
В работе мы рассматриваем два вида рецепции, плодами которых становится литературное произведение.
Первый из них - собственно-литературная рецепция - «продуктивная», «креативная», «внутрицеховая», то есть такая, которая осуществляется писателями, создающими новые произведения на основе воспринятых ими классических текстов. Такой вид рецепции выделяют М. Науман, Е. Абрамовских, М. Загидуллина.
В качестве оппозиции к «креативной» рецепции мы рассматриваем тексты сетевой литературы в широком смысле этого слова, то есть совокупность литературных произведений, основной средой существования которых является Интернет. Сетевая литература в настоящее время вызывает множество вопросов и дискуссий. Некоторые исследователи считают, что тексты сетературы ничем не отличаются от обычных, кроме способа размещения (Д. Быков). Другие ученые утверждают, что сетература - самостоятельное явление, имеющее отличительные признаки: гипертекстуальность, коллективность творчества, игровой характер работы и др. (А. Андреев, Г. Жердев, К. Урбан и О. Токарь). Мы обратились к данному типу текстов потому, что хотели максимально полно охватить рецептивное поле рассказа А.П. Чехова «Ванька».
На основе теории социолога культуры П. Бурдье о социальном поле мы предлагаем понятие рецептивного поля - специфической системы объективных связей между различными текстами, находящимися в альянсе или в конфликте, в конкуренции или в кооперации.
Средством реализации рецепции, по нашему мнению, является интертекст. М.М. Бахтин воспринимает интертекстуальность, в первую очередь, как диалог сознаний через призму множества «забытых смыслов», в то время как Ю. Кристеву явление интересует как «цитатная мозаика». Значительный вклад в данном направлении сделала Н.А. Фатеева, разработавшая активно используемую классификацию интертекстуальных элементов. В своей работе мы будем придерживаться широкого понимания интертекстуальности как литературного заимствования. Рецепцией чеховского творчества современными авторами занимаются В.Б. Катаев, Е.Н. Петухова, Е.В. Михина и др.
В практической части нашей работы мы представили результаты анализа критических и креативных рецепций, а также рецепций-откликов непрофессиональных писателей, опубликованных в сети Интернет на рассказ А.П. Чехова «Ванька» и предложили варианты обоснования причин актуальности именно этого текста классика в конце XX - начале XXI вв.
Анализируя критические рецепции рассказа А.П. Чехова «Ванька», мы обнаружили разные подходы к восприятию текста: внимание к жанровому компоненту (М. Голод, Е. Акелькина), акцентирование философской проблематики, фокус на безразличие социума (К. Нури) и исследование рассказа как трагикомического текста (А. Базилевская).
Небольшое по объёму произведение А.П. Чехова «Ванька» породило множество реминисценций и аллюзий. Помимо многочисленных попыток в сети Интернет переосмыслить образ главного героя, мы обнаружили ряд произведений, созданных писателями ХХ-ХХ1 веков как для детской, так и для взрослой аудитории, содержащих интертекстуальные отсылки к названному тексту. Так, актуальным для сравнения двух произведений представляется рассказ Кима Макарова «Ванька Жуков из детского дома», где помимо имени персонажа сохраняется мотив рассказа Чехова - создание письма. Современный писатель Ирина Ковальчук создаёт роман «Ваня Жуков против...», который отсылает нас к претексту с помощью образа главного героя - мальчика, столкнувшегося с миром несправедливости. Интересной для поиска путей сближения нам видится и пьеса Олега Богаева, где главный герой - 75-летний старик, поражённый манией писать самым непредсказуемым адресатам и самостоятельно отвечать на эти же послания, тоже носит имя чеховского героя. Помимо названных произведений признанных писателей, в сети Интернет нами были найдены 16 текстов- рецепций рассказа классика. Однако нас заинтересовал не только сам факт существования рецептивного поля вокруг рассказа, но и причины появления образа Ваньки Жукова в постчеховской литературе.
Цель нашей работы заключается в исследовании рецептивного поля, образованного вокруг рассказа А.П. Чехова «Ванька» с помощью интертекстуальных отсылок к его сюжету, мотивам и образу главного героя, а также в выдвижении предположений, объясняющих причины популярности этого чеховского текста как в «креативных» рецепциях, так и в пространстве сетевых текстов.
Гипотеза: если рассказ А.П. Чехова «Ванька» популярен среди современных авторов, то это результат специфических свойств чеховской прозы и конкретных аспектов рассказа.
Объект исследования - рассказ А.П. Чехова «Ванька» и его «креативные» рецепции: рассказ К. Макарова «Ванька Жуков из детдома», роман И. Ковальчук «Ванька Жуков против...» и пьеса О. Богаева «Русская народная почта», а также 16 текстов непрофессиональных писателей, размещённых в сети Интернет.
Предмет исследования - интертекстуальные связи обозначенных произведений с рассказом А.П. Чехова.
Задачи работы:
1. Изучить понятия «художественная рецепция», «сетевая литература», «интертекстуальность» и «интертекст» в современном литературоведении, объяснить понятие «рецептивное поле».
2. Обозначить пути сближения заявленных текстов с претекстом - рассказом А.П. Чехова «Ванька».
3. Выявить причины активного обращения к рассказу А.П. Чехова «Ванька» в постчеховской литературе.
Новизна исследования заключается в том, что оно направлено на изучение рецептивного поля вокруг рассказа А.П. Чехова «Ванька», состоящего из текстов конца XX-XXI вв. Также в работе поднимается неизученный аспект - причины обращения к рассказу А.П. Чехова «Ванька» писателями художественной и сетевой литературы.
Практическая значимость состоит в возможности изучения перечисленных произведений детской литературы, литературы Урала и современной драматургии в контексте интертекстуальных взаимосвязей с классическим претекстом, что, на наш взгляд, должно повысить интерес обучающихся 5-11 классов как к классической литературе, так и к литературе XX-XXI веков. В свою очередь, изучение сетевой литературы необходимо для формирования критического отношения школьников к фактам современной литературы.
В исследовании использовались следующие методы: теоретический (анализ научной литературы), сопоставительный анализ документов, синтез.
Настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих девять параграфов, заключения, библиографического списка (80 наимен.).
Мы пришли к выводам, что окончательный взгляд на феномен рецептивной эстетики в настоящее время не сформирован. Отчасти данный факт связан с явлением интертекстуальности - основным способом проявления и обнаружения рецепции, которая находится и в состоянии объекта изучения, и в состоянии развития, что приводит к множественности интерпретаций.
Эпоха постмодерна обращается к текстовому взаимодействию с целью пересмотра устоявшихся истин. Своеобразие прозы А.П. Чехова способствует возникновению значительного числа текстов, вступающих в диалог с наследием классика. Так, наличие диалогизма и имплицитность автора провоцируют множественность интерпретаций его произведений.
В работе мы определили понятие рецептивного поля как специфической системы объективных связей между различными текстами, находящимися в альянсе или в конфликте, в конкуренции или в кооперации. Рецептивное поле рассказа А.П. Чехова «Ванька» представлено текстами критической, художественной и сетевой литературы.
Критики и литературоведы рассматривают произведение А.П. Чехова в аспекте жанра святочного рассказа. Однако Е.А. Акелькина анализирует философскую проблематику, а К. Нури отмечает моральную силу персонажа, способ выдерживать давление социума. А.К. Базилевская анализирует рассказ как синтетическое явление, сочетающее в себе трагедийность и юмор.
При изучении креативных рецепций мы обратились к сопоставительному анализу текста А.П. Чехова «Ванька» как с прозаическими, так и с драматическим произведениями.
Анализ рассказа К. Макарова «Ванька Жуков из детдома» привел к выводу, что помимо очевидных паратекстуальных элементов (заголовок), тексты связываются: посредством чтения новым героем книги о своём тёзке, с помощью образа собаки, олицетворяющего потребность ребенка в эмпатии, мотива создания письма и через оппозицию «ребёнок - взрослый». На наш взгляд, обращение К. Макарова к чеховскому Ваньке происходит с целью утверждения нерушимости детской веры в добро в ухудшающихся реалиях действительности.
И. Ковальчук в романе «Ваня Жуков против...», перенимая из произведения А.П. Чехова антитезу «ребёнок - взрослые» и «разворачивая» ее в условиях современности, показывает, что герой, носящий известное классическое имя и сформированный на русской почве, в состоянии противостоять «иноземным» влияниям и одержать над ними победу: образ складывается из фольклорного мотива везучести, религиозной веры и моральной прочности.
Трансформацию образа Ваньки Жукова отмечаем в постмодернистской пьесе О. Богаева «Русская народная почта», где основанием для сопоставления героев является абсурдный мотив «письма в никуда», достигающий в пьесе вселенских масштабов. Автор подчёркивает факт разрушения канала коммуникации между современными людьми.
Изучение текстов сетературы позволило нам сделать вывод о том, что рассказ А.П. Чехова «Ванька» привлекает внимание массового читателя и побуждает опубликовать собственный отклик-рецепцию по следующим причинам.
Во-первых, героем рассказа является ребенок-сирота, оказавшийся в ситуации, где помощи ждать неоткуда, что вызывает проявление такой ментальной черты русского характера, как жалость к обездоленным: юродивым, детям и животным.
Во-вторых, срабатывает стереотип жанра: святочный рассказ должен заканчиваться счастливо, обязательно наличие чуда, которое у Чехова не происходит. Тогда читатель решает проблему несправедливости доступными ему средствами, дописав окончание истории в пользу героя, чему способствует и открытый финал произведения, позволяющий заинтересованному читателю дописать собственную развязку.
В-третьих, образ несправедливо обижаемого ребенка становится актуальным и для объяснения исторических процессов начала 20-века. Так, дописывая биографию героя, интернет-писатель пытается объяснить причины появления озлобленности и жестокости в русском человеке в контексте исторических событий начала ХХ века.
В-четвертых, главный герой испытывает чувства, понятные нашим современникам: незаслуженные обиды, желание быть нужным, мучительное одиночество. В рассказе оказываются разрушены оба типа коммуникации: прямое общение героя с миром окружающих его взрослых и опосредованное - с помощью письма. Именно сформировавшийся коммуникативный провал влечет за собой тотальное одиночество героя.
В условиях 21-го века затрудненность коммуникации обнаруживается на разных уровнях. Ряд авторов актуализирует невозможность обычного человека вступить в диалог с властью, других привлекает осознание инаковости героя, его неспособности контактировать с окружением, не стремящимся к высоким идеалам нравственности и гуманности.
Таким образом, анализ текстов литературы, составляющих рецептивное поле рассказа А.П. Чехова «Ванька», приводит к выводу, что идея коммуникативного провала - основная причина, способствующая актуальности рассказа.
Эпоха постмодерна обращается к текстовому взаимодействию с целью пересмотра устоявшихся истин. Своеобразие прозы А.П. Чехова способствует возникновению значительного числа текстов, вступающих в диалог с наследием классика. Так, наличие диалогизма и имплицитность автора провоцируют множественность интерпретаций его произведений.
В работе мы определили понятие рецептивного поля как специфической системы объективных связей между различными текстами, находящимися в альянсе или в конфликте, в конкуренции или в кооперации. Рецептивное поле рассказа А.П. Чехова «Ванька» представлено текстами критической, художественной и сетевой литературы.
Критики и литературоведы рассматривают произведение А.П. Чехова в аспекте жанра святочного рассказа. Однако Е.А. Акелькина анализирует философскую проблематику, а К. Нури отмечает моральную силу персонажа, способ выдерживать давление социума. А.К. Базилевская анализирует рассказ как синтетическое явление, сочетающее в себе трагедийность и юмор.
При изучении креативных рецепций мы обратились к сопоставительному анализу текста А.П. Чехова «Ванька» как с прозаическими, так и с драматическим произведениями.
Анализ рассказа К. Макарова «Ванька Жуков из детдома» привел к выводу, что помимо очевидных паратекстуальных элементов (заголовок), тексты связываются: посредством чтения новым героем книги о своём тёзке, с помощью образа собаки, олицетворяющего потребность ребенка в эмпатии, мотива создания письма и через оппозицию «ребёнок - взрослый». На наш взгляд, обращение К. Макарова к чеховскому Ваньке происходит с целью утверждения нерушимости детской веры в добро в ухудшающихся реалиях действительности.
И. Ковальчук в романе «Ваня Жуков против...», перенимая из произведения А.П. Чехова антитезу «ребёнок - взрослые» и «разворачивая» ее в условиях современности, показывает, что герой, носящий известное классическое имя и сформированный на русской почве, в состоянии противостоять «иноземным» влияниям и одержать над ними победу: образ складывается из фольклорного мотива везучести, религиозной веры и моральной прочности.
Трансформацию образа Ваньки Жукова отмечаем в постмодернистской пьесе О. Богаева «Русская народная почта», где основанием для сопоставления героев является абсурдный мотив «письма в никуда», достигающий в пьесе вселенских масштабов. Автор подчёркивает факт разрушения канала коммуникации между современными людьми.
Изучение текстов сетературы позволило нам сделать вывод о том, что рассказ А.П. Чехова «Ванька» привлекает внимание массового читателя и побуждает опубликовать собственный отклик-рецепцию по следующим причинам.
Во-первых, героем рассказа является ребенок-сирота, оказавшийся в ситуации, где помощи ждать неоткуда, что вызывает проявление такой ментальной черты русского характера, как жалость к обездоленным: юродивым, детям и животным.
Во-вторых, срабатывает стереотип жанра: святочный рассказ должен заканчиваться счастливо, обязательно наличие чуда, которое у Чехова не происходит. Тогда читатель решает проблему несправедливости доступными ему средствами, дописав окончание истории в пользу героя, чему способствует и открытый финал произведения, позволяющий заинтересованному читателю дописать собственную развязку.
В-третьих, образ несправедливо обижаемого ребенка становится актуальным и для объяснения исторических процессов начала 20-века. Так, дописывая биографию героя, интернет-писатель пытается объяснить причины появления озлобленности и жестокости в русском человеке в контексте исторических событий начала ХХ века.
В-четвертых, главный герой испытывает чувства, понятные нашим современникам: незаслуженные обиды, желание быть нужным, мучительное одиночество. В рассказе оказываются разрушены оба типа коммуникации: прямое общение героя с миром окружающих его взрослых и опосредованное - с помощью письма. Именно сформировавшийся коммуникативный провал влечет за собой тотальное одиночество героя.
В условиях 21-го века затрудненность коммуникации обнаруживается на разных уровнях. Ряд авторов актуализирует невозможность обычного человека вступить в диалог с властью, других привлекает осознание инаковости героя, его неспособности контактировать с окружением, не стремящимся к высоким идеалам нравственности и гуманности.
Таким образом, анализ текстов литературы, составляющих рецептивное поле рассказа А.П. Чехова «Ванька», приводит к выводу, что идея коммуникативного провала - основная причина, способствующая актуальности рассказа.



