Деятельность педагога по подготовке детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, к обучению в школе
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ, НЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ДОУ, К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА 6
1.1 Понятие и компоненты готовности детей к обучению в школе .... 6
1.2 Основные трудности детей, не посещающих ДОУ, при
поступлении в школу 13
1.3 Направления деятельности педагога по подготовке детей, не посещающих ДОУ, к обучению в школе 21
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ
ДЕТЕЙ, НЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ДОУ, К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 31
2.1 Анализ результатов констатирующего этапа экспериментальной
работы 31
2.2 Программа деятельности педагога по подготовке детей, не
посещающих ДОУ к обучению в школе 41
2.3 Анализ результатов контрольного этапа экспериментальной
работы 50
Выводы по второй главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ, НЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ДОУ, К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА 6
1.1 Понятие и компоненты готовности детей к обучению в школе .... 6
1.2 Основные трудности детей, не посещающих ДОУ, при
поступлении в школу 13
1.3 Направления деятельности педагога по подготовке детей, не посещающих ДОУ, к обучению в школе 21
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ
ДЕТЕЙ, НЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ДОУ, К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 31
2.1 Анализ результатов констатирующего этапа экспериментальной
работы 31
2.2 Программа деятельности педагога по подготовке детей, не
посещающих ДОУ к обучению в школе 41
2.3 Анализ результатов контрольного этапа экспериментальной
работы 50
Выводы по второй главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Начало обучения в школе выступает в качестве второй значимой ступени, необходимой для формирования личности ребенка в условиях окружающего социокультурного пространства сразу после завершения периода дошкольного обучения. Этап школьного обучения охватывает достаточно длительный период, и от того, насколько эффективно личность ребенка раскрывается в условиях школьного пространства, зависит и дальнейшая личностная и профессиональная успешность человека. Вместе с тем, период старшего дошкольного возраста представляет собой этап, предвосхищающий начало возрастного кризиса в связи с физиологической, психической и духовной подготовкой ребенка к школьному обучению. От того, насколько эффективным будет создан процесс формирования готовности у детей уже на этапе старшего дошкольного возраста, зависит и их дальнейшая успешность в школе, в особенности, на начальной ступени образования.
Актуальность выбранной темы данной выпускной квалификационной работы определена повышающимся количеством детей, которые приходят на свои первые занятия в школе, пропустив по тем или иным причинам период подготовки и развития в ДОУ. Дети указанной группы подвергаются двойному воздействию неблагоприятных факторов адаптации: за счет отсутствия опыта социализации в детском коллективе сверстников, поскольку период обучения в ДОУ был пропущен, а также и за счет возрастного кризиса, процессов адаптации к новым образовательным условиям. Все это ведет к тому, что уже на этапе дошкольного возраста большинство детей признают, что не хотят учиться в школе. В случае, если проблема своевременного и эффективного формирования готовности у детей старшего дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, к обучению в школе не будет разрешена в ближайшее время, интеллектуальный потенциал Российской Федерации окажется под угрозой.
Выделенная проблема достаточно изучена с теоретических позиций. Существует довольно большое количество исследований, определяющих содержание готовности воспитанников дошкольного возраста к обучению в школе, также представлена характеристика детей, не посещающих ДОУ. Тем не менее, существует недостаточное количество методических исследований, которые раскрывали бы особенности работы педагога по подготовке детей указанной группы к обучению в школе. Наиболее ценными сведениями в данном отношении располагают труды следующих авторов: А. Д. Алферова, Т. А. Бекоевой, С. Н. Васюк, В. Б. Войнова, В. В. Гагай, Т. А. Гурко, И. В. Дубровиной, А. И. Захарова, Я. Л. Коломинского, А. Н. Леонтьева, Л. А. Рыбаковой, Е. А. Теппер, Г. А. Уруктаевой, Г. А. Цукерман и др.
Цель исследования: разработка и оценка эффективности программы деятельности педагога по подготовке детей, не посещающих ДОУ, к обучению в школе.
Гипотезой исследования является предположение, что развитие таких сфер как мыслительная деятельность, речевая деятельность, интеллектуальная деятельность и моторная деятельность позволит эффективно повысить имеющийся уровень готовности к школе среди детей старшего дошкольного возраста, не посещающих ДОУ.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и компоненты готовности детей к обучению в школе.
2. Выделить основные трудности детей, не посещающих ДОУ, при поступлении в школу.
3. Определить направления деятельности педагога по подготовке детей, не посещающих ДОУ, к обучению в школе.
4. Организовать изучение показателей готовности детей, не посещающих ДОУ, к обучению в школе.
5. Разработать, апробировать и оценить эффективность программы деятельности педагога по подготовке детей, не посещающих ДОУ, к обучению в школе.
Объект исследования: процесс подготовки детей, не посещающих ДОУ, к обучению в школе.
Предмет исследования: средства и методы повышения готовности детей старшего дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, к обучению школе.
В ходе исследования используются следующие общетеоретические и эмпирические методы исследования: анализ, синтез, определение, классификация, моделирование, конкретизация, сравнение, наблюдение, педагогический эксперимент, опрос, беседа. Также были использованы следующие методики: беседа по выявлению внутренней позиции дошкольника, рисуночная методика «Домик», методика «Сюжетные картинки», методика «Звуковые прятки».
Эмпирическая база исследования: МБДОУ Детский сад № 14.
Участниками эмпирического исследования стали 30 детей старшего дошкольного возраста, не посещающие ДОУ.
Практическая значимость исследования представлена формированием и оценкой программы деятельности педагога по подготовке детей, не посещающих ДОУ, к обучению в школе, которая может быть использована в отношении указанной возрастной категории в деятельности воспитателя, а также в деятельности родителя.
Структура данной выпускной квалификационной работы подчинена логике поставленной цели и задачам исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Актуальность выбранной темы данной выпускной квалификационной работы определена повышающимся количеством детей, которые приходят на свои первые занятия в школе, пропустив по тем или иным причинам период подготовки и развития в ДОУ. Дети указанной группы подвергаются двойному воздействию неблагоприятных факторов адаптации: за счет отсутствия опыта социализации в детском коллективе сверстников, поскольку период обучения в ДОУ был пропущен, а также и за счет возрастного кризиса, процессов адаптации к новым образовательным условиям. Все это ведет к тому, что уже на этапе дошкольного возраста большинство детей признают, что не хотят учиться в школе. В случае, если проблема своевременного и эффективного формирования готовности у детей старшего дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, к обучению в школе не будет разрешена в ближайшее время, интеллектуальный потенциал Российской Федерации окажется под угрозой.
Выделенная проблема достаточно изучена с теоретических позиций. Существует довольно большое количество исследований, определяющих содержание готовности воспитанников дошкольного возраста к обучению в школе, также представлена характеристика детей, не посещающих ДОУ. Тем не менее, существует недостаточное количество методических исследований, которые раскрывали бы особенности работы педагога по подготовке детей указанной группы к обучению в школе. Наиболее ценными сведениями в данном отношении располагают труды следующих авторов: А. Д. Алферова, Т. А. Бекоевой, С. Н. Васюк, В. Б. Войнова, В. В. Гагай, Т. А. Гурко, И. В. Дубровиной, А. И. Захарова, Я. Л. Коломинского, А. Н. Леонтьева, Л. А. Рыбаковой, Е. А. Теппер, Г. А. Уруктаевой, Г. А. Цукерман и др.
Цель исследования: разработка и оценка эффективности программы деятельности педагога по подготовке детей, не посещающих ДОУ, к обучению в школе.
Гипотезой исследования является предположение, что развитие таких сфер как мыслительная деятельность, речевая деятельность, интеллектуальная деятельность и моторная деятельность позволит эффективно повысить имеющийся уровень готовности к школе среди детей старшего дошкольного возраста, не посещающих ДОУ.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и компоненты готовности детей к обучению в школе.
2. Выделить основные трудности детей, не посещающих ДОУ, при поступлении в школу.
3. Определить направления деятельности педагога по подготовке детей, не посещающих ДОУ, к обучению в школе.
4. Организовать изучение показателей готовности детей, не посещающих ДОУ, к обучению в школе.
5. Разработать, апробировать и оценить эффективность программы деятельности педагога по подготовке детей, не посещающих ДОУ, к обучению в школе.
Объект исследования: процесс подготовки детей, не посещающих ДОУ, к обучению в школе.
Предмет исследования: средства и методы повышения готовности детей старшего дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, к обучению школе.
В ходе исследования используются следующие общетеоретические и эмпирические методы исследования: анализ, синтез, определение, классификация, моделирование, конкретизация, сравнение, наблюдение, педагогический эксперимент, опрос, беседа. Также были использованы следующие методики: беседа по выявлению внутренней позиции дошкольника, рисуночная методика «Домик», методика «Сюжетные картинки», методика «Звуковые прятки».
Эмпирическая база исследования: МБДОУ Детский сад № 14.
Участниками эмпирического исследования стали 30 детей старшего дошкольного возраста, не посещающие ДОУ.
Практическая значимость исследования представлена формированием и оценкой программы деятельности педагога по подготовке детей, не посещающих ДОУ, к обучению в школе, которая может быть использована в отношении указанной возрастной категории в деятельности воспитателя, а также в деятельности родителя.
Структура данной выпускной квалификационной работы подчинена логике поставленной цели и задачам исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В рамках выбранной темы данной выпускной квалификационной работы было осуществлено исследование особенностей деятельности педагога по подготовке детей, не посещающих ДОУ, к обучению в школе. По итогам осуществленного исследования были достигнуты следующие результаты:
Под понятием «готовность к школьному обучению» следует понимать комплекс интеллектуальных, мыслительных, коммуникативных, познавательных и речевых качеств ребенка старшего дошкольного возраста, который позволит ему не только эффективно включиться в образовательную среду школы, но также в краткие сроки развить в себе необходимые для освоения школьной программы качества. Кроме этого, в понятие готовности к обучению в школе также входит личностная готовность, обучаемость, мотивационная заинтересованность в непосредственном процессе обучения. Обладая высокоразвитыми качествами в соответствии с перечисленными выше компонентами, ребенок не только не будет испытывать трудностей в изучении школьной программы, но также сможет использовать получаемые ресурсы из образовательного пространства для собственного дальнейшего личностного развития.
Дети, не посещающие ДОУ, наделены специфическими особенностями, которые затрудняют процесс их адаптации к обучению в школе. Трудности связаны с недостатком коммуникативных качеств, мотивационных качеств к обучению, со страхом перед учителем и его замечаниями. Достаточную трудность вызывает адаптация к строгому школьному режиму и расписанию, наличие завышенных ожиданий со стороны родителей в отношении успешности ребенка в первом классе, выраженная разница в длительности и глубине адаптации в сравнении с детьми, посещавшими ДОУ, а также привычка сравнивать себя со сверстниками и стремиться никак от них не отличаться. Все это позволяет поместить детей, не посещающих ДОУ, в группу риска в период адаптации к школе и для того, чтобы не допустить развития школьного невроза, необходима тщательная предварительная подготовка воспитанников к школе.
Работа педагога по повышению готовности детей старшего дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, к обучению в школе опирается на три основополагающих элемента: наличие соответствующей дидактической игровой деятельности, которая повышала бы сформированность готовности к обучению в школе и формировала бы соответствующий образ школьного обучения, наличие качественной предметно-развивающей среды в группе кратковременного пребывания, в которой были бы представлены некоторые предметы-заместители из среды школьного обучения, а также качественный диалог между педагогами и родителями в направлении поддержания условий для целей повышения готовности воспитанников, не посещающих ДОУ, к обучению в школе.
Результаты констатирующего этапа исследования позволили определить, что среди детей старшего дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, наиболее характерно наличие среднего уровня сформированной готовности к школе. Как правило, дети обладают приблизительным пониманием того, в чем состоит цель обучения в школе, и формальным аспектам школьной деятельности уделяют более значимое внимание, нежели возможности развития собственного интеллекта и личности. В недостаточной степени развита саморегуляция поведения при выполнении задания по образцу: дети достаточно неаккуратны, невнимательны, не заинтересованы в доведении дела до конца, в исправлении ошибок. В отношении уровня развитости логического мышления они также демонстрируют средние показатели, при котором в значительной степени отстает коммуникативная компетентность. В отношении развитости фонематического слуха дети также обладают средними показателями.
Внедренная на формирующем этапе исследования методика использования дидактических игр как средства формирования готовности к школьному обучению включила в себя следующие типы игровой деятельности: дидактические игры для изобретательской деятельности, дидактические игры по типу эвристического погружения, игры на развитие символического видения, а также игры на эвристическое предположение. Благодаря тому, что данные дидактические игры были представлены во всех видах воспитательной и развивающей деятельности, содержали в своей основе обязательный компонент правил, а также речевой деятельности, методика положительно воздействовала на развитие основополагающих качеств, необходимых для формирования готовности к школьному обучению, среди детей, не посещающих ДОУ.
На контрольном этапе исследования была обнаружена положительная динамика в отношении большинства аспектов готовности детей старшего дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, к школе. По итогам внедрения методики с использованием дидактических игр дети обладают более высокими уровнями сформированности внутренней позиции к школьному обучению, демонстрируют более высокие показатели произвольной деятельности, логического мышления и речевой развитости. Тем не менее, на контрольном этапе исследования обнаружено также сохранение пропорции детей с недостаточно высокими показателями по нескольким или всем аспектам психологической готовности. Отсюда можно сделать вывод, что методика подтвердила свою эффективность, но для более качественных результатов требуется углубление работы и увеличение длительности функционирования методики минимум до одного года.
Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная цель данной выпускной квалификационной работы была достигнута.
Под понятием «готовность к школьному обучению» следует понимать комплекс интеллектуальных, мыслительных, коммуникативных, познавательных и речевых качеств ребенка старшего дошкольного возраста, который позволит ему не только эффективно включиться в образовательную среду школы, но также в краткие сроки развить в себе необходимые для освоения школьной программы качества. Кроме этого, в понятие готовности к обучению в школе также входит личностная готовность, обучаемость, мотивационная заинтересованность в непосредственном процессе обучения. Обладая высокоразвитыми качествами в соответствии с перечисленными выше компонентами, ребенок не только не будет испытывать трудностей в изучении школьной программы, но также сможет использовать получаемые ресурсы из образовательного пространства для собственного дальнейшего личностного развития.
Дети, не посещающие ДОУ, наделены специфическими особенностями, которые затрудняют процесс их адаптации к обучению в школе. Трудности связаны с недостатком коммуникативных качеств, мотивационных качеств к обучению, со страхом перед учителем и его замечаниями. Достаточную трудность вызывает адаптация к строгому школьному режиму и расписанию, наличие завышенных ожиданий со стороны родителей в отношении успешности ребенка в первом классе, выраженная разница в длительности и глубине адаптации в сравнении с детьми, посещавшими ДОУ, а также привычка сравнивать себя со сверстниками и стремиться никак от них не отличаться. Все это позволяет поместить детей, не посещающих ДОУ, в группу риска в период адаптации к школе и для того, чтобы не допустить развития школьного невроза, необходима тщательная предварительная подготовка воспитанников к школе.
Работа педагога по повышению готовности детей старшего дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, к обучению в школе опирается на три основополагающих элемента: наличие соответствующей дидактической игровой деятельности, которая повышала бы сформированность готовности к обучению в школе и формировала бы соответствующий образ школьного обучения, наличие качественной предметно-развивающей среды в группе кратковременного пребывания, в которой были бы представлены некоторые предметы-заместители из среды школьного обучения, а также качественный диалог между педагогами и родителями в направлении поддержания условий для целей повышения готовности воспитанников, не посещающих ДОУ, к обучению в школе.
Результаты констатирующего этапа исследования позволили определить, что среди детей старшего дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, наиболее характерно наличие среднего уровня сформированной готовности к школе. Как правило, дети обладают приблизительным пониманием того, в чем состоит цель обучения в школе, и формальным аспектам школьной деятельности уделяют более значимое внимание, нежели возможности развития собственного интеллекта и личности. В недостаточной степени развита саморегуляция поведения при выполнении задания по образцу: дети достаточно неаккуратны, невнимательны, не заинтересованы в доведении дела до конца, в исправлении ошибок. В отношении уровня развитости логического мышления они также демонстрируют средние показатели, при котором в значительной степени отстает коммуникативная компетентность. В отношении развитости фонематического слуха дети также обладают средними показателями.
Внедренная на формирующем этапе исследования методика использования дидактических игр как средства формирования готовности к школьному обучению включила в себя следующие типы игровой деятельности: дидактические игры для изобретательской деятельности, дидактические игры по типу эвристического погружения, игры на развитие символического видения, а также игры на эвристическое предположение. Благодаря тому, что данные дидактические игры были представлены во всех видах воспитательной и развивающей деятельности, содержали в своей основе обязательный компонент правил, а также речевой деятельности, методика положительно воздействовала на развитие основополагающих качеств, необходимых для формирования готовности к школьному обучению, среди детей, не посещающих ДОУ.
На контрольном этапе исследования была обнаружена положительная динамика в отношении большинства аспектов готовности детей старшего дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, к школе. По итогам внедрения методики с использованием дидактических игр дети обладают более высокими уровнями сформированности внутренней позиции к школьному обучению, демонстрируют более высокие показатели произвольной деятельности, логического мышления и речевой развитости. Тем не менее, на контрольном этапе исследования обнаружено также сохранение пропорции детей с недостаточно высокими показателями по нескольким или всем аспектам психологической готовности. Отсюда можно сделать вывод, что методика подтвердила свою эффективность, но для более качественных результатов требуется углубление работы и увеличение длительности функционирования методики минимум до одного года.
Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная цель данной выпускной квалификационной работы была достигнута.
Подобные работы
- Различия в показателях адаптации к школе детей, посещавших и не посещавших дошкольные образовательные учреждения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4400 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ДОШКОЛЬНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - УПРАВЛЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2018 - Сравнительная характеристика адаптации детей к школе при посещении и не посещении дошкольного учреждения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ -
МИГРАНТОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2017 - СООТНОШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ И НЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ДОУ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Организация деятельности педагога по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧЕРЕЖДЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2016



