Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Деятельность педагога по подготовке детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, к обучению в школе

Работа №81854

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы79
Год сдачи2020
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
209
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ, НЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ДОУ, К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА 6
1.1 Понятие и компоненты готовности детей к обучению в школе .... 6
1.2 Основные трудности детей, не посещающих ДОУ, при
поступлении в школу 13
1.3 Направления деятельности педагога по подготовке детей, не посещающих ДОУ, к обучению в школе 21
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ
ДЕТЕЙ, НЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ДОУ, К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 31
2.1 Анализ результатов констатирующего этапа экспериментальной
работы 31
2.2 Программа деятельности педагога по подготовке детей, не
посещающих ДОУ к обучению в школе 41
2.3 Анализ результатов контрольного этапа экспериментальной
работы 50
Выводы по второй главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Начало обучения в школе выступает в качестве второй значимой ступени, необходимой для формирования личности ребенка в условиях окружающего социокультурного пространства сразу после завершения периода дошкольного обучения. Этап школьного обучения охватывает достаточно длительный период, и от того, насколько эффективно личность ребенка раскрывается в условиях школьного пространства, зависит и дальнейшая личностная и профессиональная успешность человека. Вместе с тем, период старшего дошкольного возраста представляет собой этап, предвосхищающий начало возрастного кризиса в связи с физиологической, психической и духовной подготовкой ребенка к школьному обучению. От того, насколько эффективным будет создан процесс формирования готовности у детей уже на этапе старшего дошкольного возраста, зависит и их дальнейшая успешность в школе, в особенности, на начальной ступени образования.
Актуальность выбранной темы данной выпускной квалификационной работы определена повышающимся количеством детей, которые приходят на свои первые занятия в школе, пропустив по тем или иным причинам период подготовки и развития в ДОУ. Дети указанной группы подвергаются двойному воздействию неблагоприятных факторов адаптации: за счет отсутствия опыта социализации в детском коллективе сверстников, поскольку период обучения в ДОУ был пропущен, а также и за счет возрастного кризиса, процессов адаптации к новым образовательным условиям. Все это ведет к тому, что уже на этапе дошкольного возраста большинство детей признают, что не хотят учиться в школе. В случае, если проблема своевременного и эффективного формирования готовности у детей старшего дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, к обучению в школе не будет разрешена в ближайшее время, интеллектуальный потенциал Российской Федерации окажется под угрозой.
Выделенная проблема достаточно изучена с теоретических позиций. Существует довольно большое количество исследований, определяющих содержание готовности воспитанников дошкольного возраста к обучению в школе, также представлена характеристика детей, не посещающих ДОУ. Тем не менее, существует недостаточное количество методических исследований, которые раскрывали бы особенности работы педагога по подготовке детей указанной группы к обучению в школе. Наиболее ценными сведениями в данном отношении располагают труды следующих авторов: А. Д. Алферова, Т. А. Бекоевой, С. Н. Васюк, В. Б. Войнова, В. В. Гагай, Т. А. Гурко, И. В. Дубровиной, А. И. Захарова, Я. Л. Коломинского, А. Н. Леонтьева, Л. А. Рыбаковой, Е. А. Теппер, Г. А. Уруктаевой, Г. А. Цукерман и др.
Цель исследования: разработка и оценка эффективности программы деятельности педагога по подготовке детей, не посещающих ДОУ, к обучению в школе.
Гипотезой исследования является предположение, что развитие таких сфер как мыслительная деятельность, речевая деятельность, интеллектуальная деятельность и моторная деятельность позволит эффективно повысить имеющийся уровень готовности к школе среди детей старшего дошкольного возраста, не посещающих ДОУ.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и компоненты готовности детей к обучению в школе.
2. Выделить основные трудности детей, не посещающих ДОУ, при поступлении в школу.
3. Определить направления деятельности педагога по подготовке детей, не посещающих ДОУ, к обучению в школе.
4. Организовать изучение показателей готовности детей, не посещающих ДОУ, к обучению в школе.
5. Разработать, апробировать и оценить эффективность программы деятельности педагога по подготовке детей, не посещающих ДОУ, к обучению в школе.
Объект исследования: процесс подготовки детей, не посещающих ДОУ, к обучению в школе.
Предмет исследования: средства и методы повышения готовности детей старшего дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, к обучению школе.
В ходе исследования используются следующие общетеоретические и эмпирические методы исследования: анализ, синтез, определение, классификация, моделирование, конкретизация, сравнение, наблюдение, педагогический эксперимент, опрос, беседа. Также были использованы следующие методики: беседа по выявлению внутренней позиции дошкольника, рисуночная методика «Домик», методика «Сюжетные картинки», методика «Звуковые прятки».
Эмпирическая база исследования: МБДОУ Детский сад № 14.
Участниками эмпирического исследования стали 30 детей старшего дошкольного возраста, не посещающие ДОУ.
Практическая значимость исследования представлена формированием и оценкой программы деятельности педагога по подготовке детей, не посещающих ДОУ, к обучению в школе, которая может быть использована в отношении указанной возрастной категории в деятельности воспитателя, а также в деятельности родителя.
Структура данной выпускной квалификационной работы подчинена логике поставленной цели и задачам исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках выбранной темы данной выпускной квалификационной работы было осуществлено исследование особенностей деятельности педагога по подготовке детей, не посещающих ДОУ, к обучению в школе. По итогам осуществленного исследования были достигнуты следующие результаты:
Под понятием «готовность к школьному обучению» следует понимать комплекс интеллектуальных, мыслительных, коммуникативных, познавательных и речевых качеств ребенка старшего дошкольного возраста, который позволит ему не только эффективно включиться в образовательную среду школы, но также в краткие сроки развить в себе необходимые для освоения школьной программы качества. Кроме этого, в понятие готовности к обучению в школе также входит личностная готовность, обучаемость, мотивационная заинтересованность в непосредственном процессе обучения. Обладая высокоразвитыми качествами в соответствии с перечисленными выше компонентами, ребенок не только не будет испытывать трудностей в изучении школьной программы, но также сможет использовать получаемые ресурсы из образовательного пространства для собственного дальнейшего личностного развития.
Дети, не посещающие ДОУ, наделены специфическими особенностями, которые затрудняют процесс их адаптации к обучению в школе. Трудности связаны с недостатком коммуникативных качеств, мотивационных качеств к обучению, со страхом перед учителем и его замечаниями. Достаточную трудность вызывает адаптация к строгому школьному режиму и расписанию, наличие завышенных ожиданий со стороны родителей в отношении успешности ребенка в первом классе, выраженная разница в длительности и глубине адаптации в сравнении с детьми, посещавшими ДОУ, а также привычка сравнивать себя со сверстниками и стремиться никак от них не отличаться. Все это позволяет поместить детей, не посещающих ДОУ, в группу риска в период адаптации к школе и для того, чтобы не допустить развития школьного невроза, необходима тщательная предварительная подготовка воспитанников к школе.
Работа педагога по повышению готовности детей старшего дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, к обучению в школе опирается на три основополагающих элемента: наличие соответствующей дидактической игровой деятельности, которая повышала бы сформированность готовности к обучению в школе и формировала бы соответствующий образ школьного обучения, наличие качественной предметно-развивающей среды в группе кратковременного пребывания, в которой были бы представлены некоторые предметы-заместители из среды школьного обучения, а также качественный диалог между педагогами и родителями в направлении поддержания условий для целей повышения готовности воспитанников, не посещающих ДОУ, к обучению в школе.
Результаты констатирующего этапа исследования позволили определить, что среди детей старшего дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, наиболее характерно наличие среднего уровня сформированной готовности к школе. Как правило, дети обладают приблизительным пониманием того, в чем состоит цель обучения в школе, и формальным аспектам школьной деятельности уделяют более значимое внимание, нежели возможности развития собственного интеллекта и личности. В недостаточной степени развита саморегуляция поведения при выполнении задания по образцу: дети достаточно неаккуратны, невнимательны, не заинтересованы в доведении дела до конца, в исправлении ошибок. В отношении уровня развитости логического мышления они также демонстрируют средние показатели, при котором в значительной степени отстает коммуникативная компетентность. В отношении развитости фонематического слуха дети также обладают средними показателями.
Внедренная на формирующем этапе исследования методика использования дидактических игр как средства формирования готовности к школьному обучению включила в себя следующие типы игровой деятельности: дидактические игры для изобретательской деятельности, дидактические игры по типу эвристического погружения, игры на развитие символического видения, а также игры на эвристическое предположение. Благодаря тому, что данные дидактические игры были представлены во всех видах воспитательной и развивающей деятельности, содержали в своей основе обязательный компонент правил, а также речевой деятельности, методика положительно воздействовала на развитие основополагающих качеств, необходимых для формирования готовности к школьному обучению, среди детей, не посещающих ДОУ.
На контрольном этапе исследования была обнаружена положительная динамика в отношении большинства аспектов готовности детей старшего дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, к школе. По итогам внедрения методики с использованием дидактических игр дети обладают более высокими уровнями сформированности внутренней позиции к школьному обучению, демонстрируют более высокие показатели произвольной деятельности, логического мышления и речевой развитости. Тем не менее, на контрольном этапе исследования обнаружено также сохранение пропорции детей с недостаточно высокими показателями по нескольким или всем аспектам психологической готовности. Отсюда можно сделать вывод, что методика подтвердила свою эффективность, но для более качественных результатов требуется углубление работы и увеличение длительности функционирования методики минимум до одного года.
Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная цель данной выпускной квалификационной работы была достигнута.



1. Адаптация детей к школе [Текст] : практикум / сост. Е. В. Намсинк. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2018. - 126 с.
2. Алферов, А. Д. Психология развития дошкольника [Текст] /
А. Д. Алферов. - Ростов на-Дону : Феникс, 2010 - 311 с.
3. Амонашвили, Ш. А. В школу с шести лет [Электронный ресурс] / Ш. А. Амонашвили. - Режим доступа : http: //pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st002.shtml.
4. Андреева, С. Ф., Софронова, А. В. Факторы адаптации детей к школе [Текст] / С. Ф. Андреева, А. В. Софронова // Проблемы современной науки и образования. - 2015. - № 1. - С. 35-36.
5. Бекоева, Т. А., Дзиваева, Ж. М. Факторы, влияющие на адаптацию к школе [Текст] / Т. А. Бекоева, Ж. М. Дзиваева // Инновационная наука. - 2016. - № 2. - С. 181-184.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 400 с.
7. Буршит, И. Е. Комплексный подход к формированию готовности к обучению в школе детей, не посещающих ДОУ [Текст] / И. Е. Буршит // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2011. - № 5. - С. 47-52.
8. Васюк, С. Н. Адаптация первоклассников к школе [Текст] / С. Н. Васюк // Вопросы науки и образования. - 2018. - № 3. - С. 1-3.
9. Венгер, А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. I Часть [Текст] / А. Л. Венгер. - Москва : Генезис, 2011 - 387 c.
10. Венгер, Л. А. Венгер, А. Л. Готов ли ваш ребёнок к школе? [Текст] / Л. А. Венгер, А. Л. Венгер. - Москва : Просвещение, 2014 - 264 с.
11. Виноградова, Н. Ф. Журова, Л. Е. Готов ли ваш ребёнок к школе? Советы педагога и психолога [Текст] / Н. Ф. Виноградова, Л. Е. Журова. - Москва : Наука, 2012 - 387 с.
12. Войнов, В. Б. Представления о зрелости ребенка в аспекте оценки уровня его здоровья [Текст] / В. Б. Войнов // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 2. - С. 12-14.
13. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст / Л. С. Выготский. - Санкт-Петербург : Союз, 2017 - 389 с.
14. Вьюнова, Н. И., Гайдар, К. М., Темнова, Л. В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе [Текст] / Н. И. Вьюнова, К. М. Гайдар, Л. В. Темнова. - Москва : Академический проект, 2010. - 256 с.
15. Гагай, В. В. Совладание с трудными ситуациями в период адаптации первоклассников к обучению в школе [Текст] : монография /
B. В. Гагай, К. Ю. Гринева. - Сургут : СГПУ, 2016. - 176 с.
16. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М. В. Гамезо, Е. А. Петровой, Л. М. Орловой. - Москва : Педагогическое общество России, 2009. - 512 с.
17. Грудненко, Е. А. Психологическая готовность к школе. Подходы отечественных психологов к определению психологической готовности [Электронный ресурс] / Е. А. Грудненко // Тенденции развития педагогической науки : Материалы межд. заочной науч.-практ. конф. 23 октября 2010 г. - Режим доступа : http://sibac.info.
18. Гурко, Т. А. Качество родительства в молодых семьях: понятийный аппарат, стратегия и выборка исследования [Текст] / Т. А. Гурко // Актуальные проблемы родительства в России. - Москва : Институт социологии РАН, 2013. - С. 91-96.
19. Гурко, Т. А. Особенности детей-дошкольников, посещающих и не посещающих ДОУ [Текст] / Т. А. Гурко // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - № 2. -
C. 186-187.
20. Гурко, Т. А. Социальная компетентность детей дошкольников и качество родительства [Текст] / Т. А. Гурко // Актуальные проблемы родительства в России. - Москва : Институт социологии РАН, 2013. - С. 112-117.
21. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н. И. Гуткина. - Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 208 с.
22. Давыдова, О. И. Работа в группе по подготовке к школе с родителями детей, не посещающих ДОУ / О. И. Давыдова, А. А. Майер. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2009. - 73 с.
23. Диагностика познавательной сферы ребенка [Текст] / Под ред. Т. Г. Богдановой, Т. В. Корниловой. - Москва : Наука, 2014. - 421 с.
24. Дубровина, И. В. Готовность к школе - развивающие программы [Текст] / И. В. Дубровина. - Москва : Академический Проект, 2011. - 96 с.
25. Елфимова, Н. В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников [Текст] / Н. В. Елфимова. - Москва : Просвещение, 2011. - 348 с.
26. Ермолова, Т. В., Мещерякова, С. Ю., Ганошенко, Н. И.
Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет [Электронный ресурс] / Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова, Н. И. Ганошенко. - Режим доступа:
http://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP011999/EOL-050.HTM#.
27. Журова, Л. Е., Кочурова, Е. Э, Кузнецова, М. И. Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе [Текст] / Л. Е. Журова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова // Справочник руководителей и учителей начальной школы. - Тула : Родничок, 2015. - 832 с.
28. Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка [Текст] / А. И. Захаров. - Санкт-Петербург : Союз, 1997. - 235 с.
29. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / Под ред. В.А. Деркунской. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2014. - 214 с.
30. Ильина, Г. В. Взаимосвязь развития познавательных способностей и физических качеств у старших дошкольников и младших школьников [Текст] / Г. В. Ильина // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 10. - С. 197-203.
31. Инновационные способы педагогического сопровождения адаптации детей к обучению в школе [Текст] : монография / С. В. Феоктистова, Н. Н. Васильева, М. А. Хмелькова, С. В. Дмитриева. - Москва : РосНОУ, 2015. - 208 с.
32. Коломинский, Я. Л., Панько, Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста [Текст] / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. - Москва : Просвещение, 2012. - 427 с.
33. Конева, О. Б. Психологическая готовность детей к школе [Электронный ресурс] : Учеб. пособие / О. Б. Конева. - Режим доступа: http:ZZpedlib.ru/Books/2Z0304/.
34. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к школьному обучению [Текст] / Е. Е. Кравцова - Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 326 с.
35. Кривых, С. В., Урбанская, М. В. Готовность к школе: теоретический анализ понятия [Текст] / С. В. Кривых, М. В Урбанская // Вестник Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д. И. Менделеева. - 2010. - № 2. - С. 75-86.
36. Куинджи, Н. Н. Функциональная готовность ребенка к школе: ретроспектива и актуальность [Текст] / Н. Н. Куинджи // Вестник Российской академии медицинских наук. - 2012. - № 5. - C. 33-36.
37. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения: Авторский сборник [Текст] / А. Н. Леонтьев. - Москва : Смысл, 2013. - 426 с.
38. Нижегородцева, Н. В., Шадриков, В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка в школе [Текст] / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. - Москва : Гуманитарный издательский центр «Владос», 2011 - 378 с.
39. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребенка [Текст] / Н. Ньюкомб. - Москва : АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2012 - 322 с.
40. Орлова, Н. А. Удовлетворенность матерей услугами дошкольных образовательных учреждений (специфика Москвы) [Текст] / Н. А. Орлова // Актуальные проблемы родительства в России. - Москва : Институт социологии РАН, 2013. - С. 128-145.
41. Рыбакова, Л. А. Внутренний кросскультурный контекст первоклассников в период адаптации к школе [Текст] : монография / Л. А. Рыбакова. - Нижний Тагил : Нижнетагильский гос. социально-пед. ин-т (фил.) РГППУ, 2018. - 103 с.
42. Сахарова, Е. В. Родительское участие в образовательном процессе как фактор адаптации детей к школе [Текст] : дисс. ... канд. пед. наук / Е. В. Сахарова. - Калининград, 2017. - 230 с.
43. Теппер, Е. А., Грицкевич, Н. Ю. Возраст ребенка и готовность к началу систематического школьного обучения [Текст] / Е. А. Теппер, Н. Ю. Грицкевич // Сибирское медицинское обозрение. - 2011. - № 1. - С. 12-16.
44. Терещенко, М. Н. Готовность ребенка к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема [Текст] / М. Н. Терещенко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2015. - № 9. - С. 58-61.
45. Уруктаева, Г. А. Диагностика детей дошкольного возраста [Текст] / Г. А. Уруктаева - Москва : Академия, 2012 - 216 с.
46. Уруктаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] : Учебное пособие / Г. А. Уруктаева. - Москва : Академия, 2013 - 211 с.
47. Фатихова, Л. Ф. Проблема готовности к школьному обучению [Электронный ресурс] / Л. Ф. Фатихова. - Режим доступа: http://bspu.ru/node/8745.
48. Фесюкова, Л. Б. от 3-х до 7-ми. Книга для пап, мам, дедушек и бабушек [Текст] / Л. Б. Фесюкова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2013 - 326 с.
49. Хмелькова, М. А. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями коммуникативно-речевых способностей как условие успешной адаптации к школе [Текст] / М. А. Хмелькова, О. В. Дорошенко. - Москва : РосНОУ, 2015. - 128 с.
50. Цукерман, Г. А. Готовность к школе [Электронный ресурс] / Г. А. Цукерман - Режим доступа:http://www.voppsy.ru/issues/1991/913/ 913101.htm.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ