ВВЕДЕНИЕ 3 -13
ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ 14 - 82
ПРОБЛЕМА
§1. Функции общественной самоорганизации в социальном
воспитании учащейся молодежи 14 -42
§2. Современные подходы к педагогическому обеспечению
общественной самоорганизации учащейся молодежи 42 -64
§3. Анализ отечественного опыта общественной самоорганизации учащейся 65 -82
молодежи
ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ
МОЛОДЕЖИ 83 -153
§1. Характеристика условий педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся 83 -106
молодежи
§2. Практика педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся 107 - 132
молодежи
§3. Основные этапы и результаты опытно-экспериментальной 133 -151
работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 152 - 158
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 159-185
ПРИЛОЖЕНИЯ 186 - 214
Актуальность исследования педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи обусловлена рядом обстоятельств.
Мировые тенденции становления и развития гражданского общества и социального государства предусматривают особую роль общественной самоорганизации различных групп населения. В то же время нынешнее старшее поколение россиян прошло первичную социализацию в советской школе, в коммунистических детских и молодежных объединениях, которые не ставили своей целью формировать субъектную общественную позицию, гражданскую инициативу, основанную на ответственной самоорганизации, на неопекаемом государством самоуправлении групп, коллективов, объединений людей для свершения общих дел. Поэтому реализация новой нормативной базы местного самоуправления почти повсеместно натолкнулась на отсутствие у значительной части населения опыта обустройства общественной жизни, участия в самоуправлении и самоорганизации. Преодоление указанных трудностей требует особого внимания к процессам общественной самоорганизации современной учащейся молодежи - поколения, которому в процессе взрослой жизни придется решать задачи развития гражданского общества.
В деятельности таких современных российских общественных организаций учащейся молодежи как «Детские и молодежные социальные инициативы», Движение интеллектуальных игр, «Союз студенческих строительных отрядов» имеются элементы общественной самоорганизации, существует региональная практика самоорганизующихся молодежных сообществ. Однако существующий опыт недостаточно описан и научно осмыслен.
Философские проблемы исследования самоорганизации в нашей стране раскрываются в работах С.П. Курдюмова, Е.Н. Князевой. Психолого¬педагогическая проблематика изучения самоорганизации рассмотрена
3
Л.Г. Лобовой и А.К. Осиным. В рамках синергетического подхода выполнены диссертационные работы А.Н. Тесленко и Е.Е. Чепурных. Теоретические основания общественной самоорганизации разрабатывались в рамках социологии общественных движений (Н. Смелзер, А. Турен, П. Штомпка), в русле изучения протестных молодежных движений - К. Менерт, Ф. Нейдхардт, Х. Шельски. Значительный вклад в исследование деятельности общественных организаций внесли работы М. Л. Макальской, И.М. Моделя, Б.С.Модель, А.Ю. Сунгурова, А.А. Шмелева, О.Н. Яницкого.
Осмысление проблем воспитания учащейся молодежи в общественных движениях и объединениях, а также вопросов ученического самоуправления имеет истоки в исследованиях молодежной активности в рамках пионерской и комсомольской работы в СССР. Их результаты представлены в трудах
А.Н. Лутошкина, Л. И. Уманского, А.С. Чернышева, других авторов, которые изучали организаторскую деятельность и способности молодых людей, а также социально-психологические проблемы юношеских коллективов. В 60 - 80-х годах широкую известность получила «коммунарская методика» И. П. Иванова, обеспечивающая включение подростков в общественную заботу, социальное творчество.
Концептуально социализация ребенка в детских общественных организациях разработана А.В. Волоховым, педагогические основы деятельности детских общественных объединений в современных условиях - Р.А. Литвак, концепция становления и развития отечественного детского движения как субъекта воспитательного пространства создана Л.В. Алиевой. Важные стороны функционирования детских общественных организаций раскрывают А.Г. Кирпичник, М.И. Рожков, И.И. Фришман. В содержательном плане существенный вклад в исследование жизнедеятельности общественных организаций детей и подростков внесли диссертации Т.П. Вернигоровой, А.А. Ермолина, С.Г. Лесниковой, Г.Г. Николаева, Н.Г. Полянских, Е.А. Солодовой, О.В. Солодовой, О. Д. Чугуновой.
4
Изучению жизнедеятельности общественных организаций учащейся молодежи посвящено небольшое число работ. Особенности социализации молодежи в деятельности молодежных общественных объединений исследовала М.В. Поддубная, осмысление актуальных тенденций развития молодежных общественных объединений и анализ эффективности их деятельности в современных российских условиях осуществила социолог
О.А. Родина. Существенное значение для разработки представлений об общественной самоорганизации учащейся молодежи и педагогическом обеспечении данного процесса имеют концепция муниципальной системы социально-педагогической поддержки молодежных инициатив С.С. Гиля и концепция воспитания социальной инициативности детей и молодежи С.В. Тетерского.
Идеи педагогического обеспечения стали оформляться в педагогической науке лишь в последнее десятилетие. Существенную роль в разработке данной проблематики играют концепции педагогической поддержки (Е.А. Александрова, О.С. Газман, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин), педагогического и социально-педагогического сопровождения (М.И. Рожков,
А.Л. Уманский), социально-педагогического обеспечения (Л.М. Бочкова,
А.Ф. Драничников, А.И. Кивилевич, Т.Е. Коровкина, А.И. Тимонин), отдельные научно-практические разработки педагогического обеспечения (Н.Е.Бекетова, Т.А. Мерцалова, И.В. Протасова, С.В. Торохтий, Н.Ю. Шепелева). Вместе с тем следует признать, что вопросы педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи остаются разработанными не в полной мере.
Перспективы наиболее полного и педагогически целесообразного использования социально-педагогических возможностей общественных организаций учащей молодежи связаны с изучением стихийных и относительно управляемых процессов общественной самоорганизации. При таком подходе наиболее важным становится выяснение сущности и содержания явления самоорганизации как такового.
Рассмотрение явления самоорганизации в естественных науках (В.А. Аршинов, С.П. Капица, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, И.Р. Пригожин, Г. Хакен), интерпретаций в современной педагогической литературе (С.В. Кульневич, Л.И. Новикова, М. А. Таланчук, Е.Е. Чепурных) дает возможность сформулировать ряд определений самоорганизации:
- самопроизвольное усложнение формы или, в более общем случае, структуры системы при медленном и плавном изменении ее параметров;
- объединение самопроизвольно возникающих образований («диссипативных структур» - термин И.Р. Пригожина);
- упорядоченность, образуемая в открытых системах, находящихся в неравновесных состояниях, которые возникают в «точке бифуркации» (раздвоение, разветвление), когда поведение системы становится неоднозначным и особое значение приобретает роль даже самых малых внешних воздействий, возмущений (флуктуаций), ведущих к значительным непредсказуемым последствиям;
- процесс упорядочения, возникновения из хаоса определенных структур, их преобразование и усложнение; при этом сами процессы характеризует нелинейность, наличие обратных связей и связанные с этим возможности управляющего воздействия на систему.
Осмысление работ Э. Гиденса, Т. Парсонса, Э. Дюркгейма позволяет сформулировать сущность общественной самоорганизации учащейся молодежи как механизма упорядочения социальных связей и отношений, в
158
которые включена и которые формирует сама учащаяся молодежь. Общественная самоорганизация учащейся молодежи - естественный, спонтанный процесс в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется подростково-молодежное сообщество как постоянно развивающаяся структура - субъект взаимодействия с социальной средой и социальными институтами. С другой стороны, общественная самоорганизация молодежи «формирует собственную идеологию, фундаментом которой является идея гражданского общества», а молодежь, которая принимает участие в общественной самоорганизации, обладает «специфической субкультурой, основным компонентом которой является осознание себя в качестве агента гражданского участия, свободного от властного влияния ...» (Т. А. Лугинина). Исходя из положений, сформулированных А.Г. Кирпичником, М.Б. Кордонским, В.И. Ланцбергом, Р.С. Немовым могут быть определены признаки общественной самоорганизации учащейся молодежи:
- субъектность (ценностно-ориентационное единство и самостоятельность группы в целеполагании),
- продуктивность деятельности, направленной на преобразование окружающей среды,
- конструктивность деловых отношений внутри группы (критичность и самокритичность, принципиальность в вопросах членства, дисциплинированность, открытость, информированность),
- позитивность психологического климата в общности (общий энтузиазм, уверенность в успехе мероприятий),
- инновационность как стиль жизнедеятельности группы (постоянное обновление идей, методов работы, состава лидеров и функционеров, социальное творчество, субъективная значимость оригинальности, необычности при проведении мероприятий, акций и реализации социальных проектов),
159
- удовлетворенность участников общности участием в общественной деятельности и отношениями,
- конструктивность внешних взаимоотношений с социальными организациями, находящимися в непосредственной близости (отношения с вышестоящими органами, организациями - конкурентами, другими субъектами окружающей среды),
- структура самоуправления, соответствующая потребностям организации деятельности,
- интенсивная естественная динамика развития группы (обновление состава группы, смена лидеров и функционеров).
Основываясь на социально-педагогической концепции А.В. Мудрика, работах социологов Т.А. Лугининой, О.А. Родиной, педагогических исследованиях С.Н. Атановой, М.Г. Квиткова, можно утверждать, что общественной самоорганизацией учащейся молодежи могут быть реализованы следующие социально-педагогические функции:
ценностно-смысловая - присвоение учащимися позиции субъекта гражданского общества, ценностей созидательного отношения к окружающей социальной действительности, креативности, продуктивной и эффективной организации деятельности, самореализации в социальной группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера,
инструментально-операционная - освоение и интериоризация способов анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии, взаимовыгодного сотрудничества, реализации собственного лидерского потенциала,
созидательно-практическая - непосредственное гражданское участие учащейся молодежи, формирование молодежных общественных организаций, реализующих принципы гражданского общества на практике, предъявление образцов общественной деятельности.
Опираясь на трактовку объекта педагогической деятельности
О.С. Газманом, представляется возможным определить сущность
160
педагогического обеспечения, представляющего собой воздействие, направленное непосредственно не на «отдельную личность, класс (группу, коллектив)», а на «ситуации, ценности, деятельность, общение, отношения, психологическую атмосферу», которые «осваиваются, интериоризуются су¬бъектами учеником и учителем в процессе выбора, исследования, преобра¬зования». Основываясь на исследованиях А.Г. Кирпичником ресурсной составляющей детских общественных организаций, как структурных образований гражданского общества, была выявлена такая характеристика педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи как помогающая, поддерживающая направленность.
Анализ существующих подходов к пониманию сущности педагогического и социально-педагогического обеспечения (С.А. Болотова, Л.М. Бочкова, А.В. Волохов, И.А. Гусева, А.Ф. Драничников, Т.Е. Коровкина, И.В. Протасова, А.И. Тимонин, Н.Ю. Шепелева Г.П. Шереметова) показывает управленческую природу данного явления, которая определяется функциями и целями, ресурсами (средствами), и предусматривает взаимосвязь трех базовых структурных элементов (личность, социальная организация, внешняя среда).
1. Абрамова Г. С. Практическая психология. - М., 2005. - 491с.
2. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. - СПб., 2001. - 304 с.
3. Аванесова Т.П. Педагогическое обеспечение компьютерной поддержки запоминания материала в процессе обучения: Дисс. ... канд. пед. наук. - Краснодар, 2000. - 196 с.
4. Авторские лагеря Костромской области: история и современность: учебное пособие для студентов педагогических специальностей; Под ред. Б. В. Куприянова. - Кострома, 2006. - 180 с.
5. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. - Тюмень, 2006. - 23 с.
6. Амвросьев Я. А. Педагогическое обеспечение гармоничного развития школьников-спортсменов: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Якутск, 2003. - 20 с.
7. Аметов И. Ф. Педагогическое обеспечение доверительных отношений педагога и учащегося в образовательном процессе: Дисс. ... канд. пед. наук. - Шуя, 2004. - 206 с.
8. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды - М, 2005. - 432с.
9. Анастази А. Психологическое тестирование. Т.1,2. - М., 1982. - 320 с.
10. Андреев В. И. Проверь себя. Десять тестов оценки интеллигентности, конкурентоспособности и творческого потенциала личности. - М., 1994. - 63 с.
11. Андреев В. И. Саморазвитие творческой, конкурентоспособной личности менеджера. - Казань, 1992. - 97с.
166
12. Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб. пособие / Г.М. Андреева. 5-е изд. испр. и доп. - М., 2003. - 344с.
13. Апасова О. И. Комплексное педагогическое обеспечение продуктивного обучения: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Вологда, 2002.
- 20 с.
14. Асафова Т. Ф. Развитие социально-педагогического творчества во внешкольной работе с детьми в российской провинции второй половины ХХ века: Дисс. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2002. - 144 с.
15. Афанасьев С.П. Методика организации конкурсных программ // Вестник КГПУ им. Н.А. Некрасова. - 1995. - №1. - С.57-61.
16. Баранцев Р. Г. Синергетика в современном естествознании. - Едиториал УРСС, 2003 г. - 144с.
17. Башкатов И. П. Психология неформальных подростково-молодёжных групп. - М., 2000. - 336 с.
18. Баяхчева С. Л. Идеология гражданского общества и опыт России: Автореф. ... канд. филос. наук. - М., 2006. - 26 с.
19. Бекетова Н. Е. Педагогическое обеспечение процесса социальной защиты учащихся в общеобразовательной школе: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 1996. - 20с.
20. Белобородов Н. В. Социальное творчество учащихся как фактор успешной самореализации личности: Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2004. - 186 с.
21. Белова В. В. Воспитание познавательной, творческой и общественной активности подростков во внешкольных учреждениях: Методические рекомендации. Орел, 1998. 115с.
22. Белякович Н. Н. Социальное творчество рабочих. (Проблемы и перспективы развития, теорет. - методол. аспект): Дисс. ... д-ра социол. наук.
- Минск, 1993. - 37 с.
167
23. Берсенева В. В. Развитие самодеятельности советской молодежи в условиях перестройки: Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. - Москва, 1990.
- 21с.
24. Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость. - М., 1984. - 200 с.
25. Бизнес-словарь. Справочно - информационный ресурс поддержки предпринимателей // http://www.businessvoc.ru/
26. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе (практическая психология в образовании). - М., 2000. - 298 с.
27. Бобкова Е. Н. Педагогические условия воспитания социальной ответственности у старших школьников: Автореф. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2004. - 21 с.
28. Боброва Э.В. Педагогическое сопровождение самореализации студента вуза в музыкально-исполнительской деятельности: Дисс. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2006. - 243 с.
29. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. - М., 1981. - 96с.
30. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.- Воронеж: 1995. - С.157-162.
31. Болотова С. А. Педагогическое обеспечение регионального компонента в начальном образовании: Автореф. ... канд. пед. наук. - Смоленск, 2007. - 24 с.
32. Большая Советская Энциклопедия / под ред. А.М. Прохорова. 3-е изд.
- М., 1972.
33. Большой энциклопедический словарь. - М., 1991. - 1502 с.
34. Большой энциклопедический словарь. - М., 2002. - 1456 с.
35. Бондарев С. С. Педагогическое обеспечение формирования морально¬психологической готовности специалистов в военном вузе : На материалах частей и подразделений радиоэлектронной борьбы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Воронеж, 2002. - 20 с.
168
36. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособ. - Ростов н/Д.,
1999. - 220 с.
37. Бордачев В. А. Организационно-педагогическое обеспечение социальной защиты учащихся в системе современного общего образования: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2004.- 198 с.
38. Борытко Н. М. Опыт построения личностно ориентированного содержания образования в гимназии // Педагогические инновации в учреждениях образования: сущность, критерии, прогноз. - Волгоград, 1994. - 125 с.
39. Борытко Н. М. Сопровождение в системе педагогической помощи // Психологическое и социально- педагогическое сопровождение детей и молодежи: Материалы международной конференции (6-8 декабря 2005): В 2¬х т. Т.1. - Ярославль, 2005. - С. 72-73.
40. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. - Волгоград, 2000. - 225 с.
41. Бочкова Л.М. Социально-педагогическое обеспечение формирования коммуникативной культуры личности студента в вузе: Дисс. ... канд. пед. наук: Кострома, 2003. - 210 с.
42. Бурцева Т. А. Формирование социально-значимых качеств личности студента во внеаудиторной деятельности вуза: Дисс. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2005. - 145 с.
43. Вагин И., Глущай А. Как стать первым. Практический коучинг по- русски. - М., 2004. - 22 с.
44. Вербовская Е.В. Развивающее педагогическое обеспечение адаптационных способностей младших школьников: Дисс. ... канд. пед. наук.
- Н.Новгород, 2004 . - 188 с.
45. Вишневский Ю. Р., Шапко В. Т. Социология молодежи. - Екатеринбург, 1997. - 211с.
169
46. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: Учебник. - М., 1998.
- 240 с.
47. Волохов А.В. Теория и методика социализации ребенка в детских общественных организациях: Дисс. .док. пед. наук. - Ярославль, 1999. - 467 с.
48. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова. - М., 2000. - 128 с.
49. Вульфов Б. З. Педагогической сопровождение как явление // Психологическое и социально- педагогическое сопровождение детей и молодежи: Материалы международной конференции (6-8 декабря 2005): В 2¬х т. Т.1. -Ярославль, 2005. - с.11-16.
50. Вульфов Б. З., Поташник М. М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. - М., 1983. - 208с.
51. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб., 1997. - 93с.
52. Высшее образование в России. - 1994. - №4.
53. Газман О. С. Социально-педагогические аспекты развития (Теория и практика воспитания: коммунарская методика) // Советская педагогика. - 1988. - № 5. - С. 70-75.
54. Гайнутдинов Р. М. Организационная культура как фактор управления учреждением образования. Тезисы докладов международной конференции «Профессиональное управление: от практики к теории». (28 марта 2001 г) в Международном университете бизнеса и новых технологий. http://ripo.yaroslavl.ru/news/
55. Гальперин П. Я. Введение в психологию. - М., 1976. - 150 с.
56. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. - М., 2001. - 272 с.
57. Гиль С.С. Как поддержать молодежные инициативы // Регион Россия.
- Омск, 2000. - №3-4. - С.39 - 44.
170
58. Гиль С. С. Муниципальная система социально-педагогической поддержки молодежных инициатив: теория и практика: Автореф. дисс. ... доктора пед. наук. - Оренбург, 2001. - 38 с.
59. Голицына С.В. Организационно-педагогическое обеспечение непрерывного профессионального образования студентов техникума: Дисс. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2006. - 214 с.
60. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев, 1988. - 142 с.
61. Голодок Д. А. Педагогическое обеспечение индивидуализации в малой группе: Дисс. ... канд. пед. наук. - Краснодар:, 2001. - 197 с.
62. Голубева Е. Е. Организационно-педагогическое обеспечение повышенного уровня образования в условиях малого города: Дисс. ... канд. пед. наук. - СПб., 2002. - 180 с.
63. Горбачева Ю. Н. Организационно-педагогическое обеспечение процесса интеллектуального развития подростка в семье: Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2006. - 208 с.
64. Государев Н. А. Социально-педагогическое обеспечение высшего образования студентов с последствиями детского церебрального паралича: Дисс. ... д-ра пед. наук. - М., 2004. - 211 с.
65. Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. - СПб., 1994. - 465 с.
66. Грошева Л. В. Влияние учебного сотрудничества студентов на развитие учебных умений как компонента предметно-практической сферы: Дисс. ... канд. пед. наук. - Калининград, 2000. - 205 с.
67. Гузич М.Э. Психолого-педагогическое обеспечение проектной формы обучения: На примере естественнонаучного проекта «Мой дом»: Дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2002. - 178 с.
68. Гуляев В.Н. Педагогическое обеспечение преемственного развития детской одаренности в учреждениях общего и дополнительного образования: Дисс. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2004. - 209 с.
171
69. Гусева И.А. Социально-педагогическое обеспечение развития субъектности студента в вузе: Дисс. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2006. - 194 с.
70. Данилова А.И. Организационно-педагогическое обеспечение информационной инфраструктуры в условиях деятельности сельского вуза: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Якутск, 2004. - 19 с.
71. Дербичева С. А. Природа социального творчества и его нормативная регуляция: Автореф. дисс. ... д-ра филос. наук. - Москва, 2000. - 36 с.
72. Дж. Харрис. Коучинг: личностный рост и успех. - СПб., 2003. - 43 с.
73. Донцов А. И. О социально-психологической природе сплоченности коллектива //Советская педагогика. - 1975. - №6. - С .15-19.
74. Донцов А. И. Психология коллектива. - М., 1984. - 89 с.
75. Драничников А. Ф. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления молодого педагога в условиях сельской школы: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук.- Кострома, 2002. - 22 с.