Проблемы исполнения бюджета субъекта РФ и эффективность использования его средств на примере РТ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА
РФ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕГО СРЕДСТВ 6
1.1. Сущность исполнения бюджета субъекта РФ и его роль в развитии
региона 6
1.2. Состав и структура доходов и расходов регионального бюджета 13
1.3. Методы оценки эффективности использования бюджета субъекта РФ21
2. АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РФ И ОЦЕНКА
ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕГО СРЕДСТВ НА
ПРИМЕРЕ РТ 30
2.1. Анализ исполнения доходной части бюджета РТ 30
2.2. Анализ исполнения расходной части бюджета РТ 36
2.3. Оценка эффективности использования средств бюджета РТ 42
2.4. Проблемы исполнения бюджета РТ 46
2.5. Совершенствование порядка исполнения бюджета субъекта РФ и
эффективности использования его средств на примере РТ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА
РФ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕГО СРЕДСТВ 6
1.1. Сущность исполнения бюджета субъекта РФ и его роль в развитии
региона 6
1.2. Состав и структура доходов и расходов регионального бюджета 13
1.3. Методы оценки эффективности использования бюджета субъекта РФ21
2. АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РФ И ОЦЕНКА
ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕГО СРЕДСТВ НА
ПРИМЕРЕ РТ 30
2.1. Анализ исполнения доходной части бюджета РТ 30
2.2. Анализ исполнения расходной части бюджета РТ 36
2.3. Оценка эффективности использования средств бюджета РТ 42
2.4. Проблемы исполнения бюджета РТ 46
2.5. Совершенствование порядка исполнения бюджета субъекта РФ и
эффективности использования его средств на примере РТ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Создание современной, цивилизованной финансовой системы страны протекает достаточно сложно, нестабильно, что не позволяет эффективно решать проблемы, возникающие в условиях мировой глобализации перед экономикой России.
Особенно это касается бюджетного сегмента финансовой системы, в котором в последние годы наметились позитивные сдвиги в плане более эффективного использования методов формирования бюджета и реализации бюджетных ресурсов. Однако эти сдвиги имеют достаточно фрагментарный характер.
Экономическое преобразование России зависит от эффективных институтов развития, и бюджет должен обеспечивать стимулы для их формирования. Однако фактическая оценка ситуации, судя по направлениям бюджетной политики, позволяет сделать вывод, что процесс экономического роста, реализация инновационных мероприятий, скорее всего, будут иметь вид слабоинтеграционного, вялотекущего процесса.
В этих условиях со всей остротой встает проблема выработки новой парадигмы бюджетного процесса в России, ориентированной на активный экономический рост и обеспечение национальных интересов страны. Разработка и реализация новой бюджетной парадигмы не должны рассматриваться как локальный процесс совершенствования бюджетного процесса. Она может стать эффективным инструментом только при определенной переориентации всей национальной финансово-экономической политики, что связано с неизбежным отходом от превалирования чрезмерно либеральной ориентации российской экономики в направлении обеспечения национальных интересов в условиях активизации негативных тенденций, связанных с воздействием процессов глобализации и международных санкций.
Исполнение бюджета — это основной этап бюджетного процесса направленного на мобилизацию и использование бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица - плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.
Актуальность исследования заключается в том, что в исполнение бюджета региональными органами власти призвано обеспечить комплексное развитие регионов, соразмерное развитие производственной и непроизводственной сфер на территории субъекта. При этом роль самого бюджета значительно возрастает, усиливается его координационная функция, как в экономическом, так и в социальном развитии территорий. Исполнение регионального бюджета позволяет выронить уровень экономического и социального развития территорий.
Цель исследования — определение путей совершенствования порядка исполнения бюджета субъекта РФ и эффективности использования его средств на примере Республики Татарстан.
Задачи исследования, вытекающие из цели:
1. Рассмотреть теоретические аспекты исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и эффективности использования его средств;
2. Проанализировать исполнение доходной и расходной части бюджета Республики Татарстан;
3. Оценить эффективность использования средств бюджета Республики Татарстан;
4. Определить проблемы исполнения бюджета Республики Татарстан;
5. Определ направления совершенствования порядка исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и эффективности использования его средств на примере Республики Татарстан.
Предмет исследования - система исполнения бюджета субъекта Российской Федерации. Объект исследования - бюджет Республики Татарстан.
При проведении исследования применялись следующие методы исследования: анализ литературы, анализ и синтез информации, структурно-функциональный и историко-логический приемы, способы логического обобщения, группировки, сравнения, функционального и статистического анализа, графические методы представления информации.
Структура исследования обусловлена поставленными целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, выводов и предложений, списка использованной литературы и приложений.
В качестве информационной базы исследования использовались законодательные акты и данные официальной статистики Республики Татарстан, публикации в периодических изданиях, ресурсы сети Интернет по соответствующей тематике, авторские модели и расчеты, полученные в ходе проведения исследования. Одними из основных документов, анализируемых в работе стали ежегодные законы об исполнении бюджета Республики Татарстан.
Национальные интересы России и ее субъектов, укрепление суверенитета страны, прежде всего, в сфере бюджетной политики должно стать реальным и важнейшим механизмом в регулировании развития финансовой системы страны.
Особенно это касается бюджетного сегмента финансовой системы, в котором в последние годы наметились позитивные сдвиги в плане более эффективного использования методов формирования бюджета и реализации бюджетных ресурсов. Однако эти сдвиги имеют достаточно фрагментарный характер.
Экономическое преобразование России зависит от эффективных институтов развития, и бюджет должен обеспечивать стимулы для их формирования. Однако фактическая оценка ситуации, судя по направлениям бюджетной политики, позволяет сделать вывод, что процесс экономического роста, реализация инновационных мероприятий, скорее всего, будут иметь вид слабоинтеграционного, вялотекущего процесса.
В этих условиях со всей остротой встает проблема выработки новой парадигмы бюджетного процесса в России, ориентированной на активный экономический рост и обеспечение национальных интересов страны. Разработка и реализация новой бюджетной парадигмы не должны рассматриваться как локальный процесс совершенствования бюджетного процесса. Она может стать эффективным инструментом только при определенной переориентации всей национальной финансово-экономической политики, что связано с неизбежным отходом от превалирования чрезмерно либеральной ориентации российской экономики в направлении обеспечения национальных интересов в условиях активизации негативных тенденций, связанных с воздействием процессов глобализации и международных санкций.
Исполнение бюджета — это основной этап бюджетного процесса направленного на мобилизацию и использование бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица - плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.
Актуальность исследования заключается в том, что в исполнение бюджета региональными органами власти призвано обеспечить комплексное развитие регионов, соразмерное развитие производственной и непроизводственной сфер на территории субъекта. При этом роль самого бюджета значительно возрастает, усиливается его координационная функция, как в экономическом, так и в социальном развитии территорий. Исполнение регионального бюджета позволяет выронить уровень экономического и социального развития территорий.
Цель исследования — определение путей совершенствования порядка исполнения бюджета субъекта РФ и эффективности использования его средств на примере Республики Татарстан.
Задачи исследования, вытекающие из цели:
1. Рассмотреть теоретические аспекты исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и эффективности использования его средств;
2. Проанализировать исполнение доходной и расходной части бюджета Республики Татарстан;
3. Оценить эффективность использования средств бюджета Республики Татарстан;
4. Определить проблемы исполнения бюджета Республики Татарстан;
5. Определ направления совершенствования порядка исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и эффективности использования его средств на примере Республики Татарстан.
Предмет исследования - система исполнения бюджета субъекта Российской Федерации. Объект исследования - бюджет Республики Татарстан.
При проведении исследования применялись следующие методы исследования: анализ литературы, анализ и синтез информации, структурно-функциональный и историко-логический приемы, способы логического обобщения, группировки, сравнения, функционального и статистического анализа, графические методы представления информации.
Структура исследования обусловлена поставленными целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, выводов и предложений, списка использованной литературы и приложений.
В качестве информационной базы исследования использовались законодательные акты и данные официальной статистики Республики Татарстан, публикации в периодических изданиях, ресурсы сети Интернет по соответствующей тематике, авторские модели и расчеты, полученные в ходе проведения исследования. Одними из основных документов, анализируемых в работе стали ежегодные законы об исполнении бюджета Республики Татарстан.
Национальные интересы России и ее субъектов, укрепление суверенитета страны, прежде всего, в сфере бюджетной политики должно стать реальным и важнейшим механизмом в регулировании развития финансовой системы страны.
Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в процессе воспроизводства. Используя средства бюджетного фонда на финансирование приоритетных отраслей хозяйства, государство оказывает влияние на перераспределение национального дохода между отраслями. Исполнить бюджет - значит своевременно получить все запланированные по бюджету доходы и вовремя произвести все запланированные по бюджету расходы. От выполнения функций регионального бюджет, в ходе реализации бюджетной политики субъекта Федерации, во многом зависит соблюдение баланса общегосударственных и региональных интересов, а значит, и целостность государства, стабильность общества.
Доходная часть региональных бюджетов формируется за счет закрепленных и регулирующих источников доходов. Закрепленными (собственными) доходами называют те денежные средства, которые полностью или в фиксированной доле на постоянной или долговременной основе поступают от налогоплательщиков непосредственно в бюджет соответствующего уровня, минуя вышестоящие бюджеты. В региональных бюджетах основную часть закрепленных доходов составляют налоги субъектов РФ (регионов), а также местные (муниципальные) налоги. Доля последних в общей массе бюджетных средств весьма невелика. Что касается расходной части региональных бюджетов, то в ней основу составляет финансирование социально-культурной сферы. Однако по мере расширения хозяйственных функций регионов увеличивается и часть средств, направляемых на развитие и размещение производительных сил.
В Республике Татарстан на протяжении всего анализируемого периода имеется положительная динамика роста доходной части бюджета, в основном за счет роста налога на прибыль и прочих налоговых и неналоговых поступлений. В тоже время существует ряд проблем, решение которых требует разработки конкретных мероприятий и последовательности их выполнения. Одной из таких проблем является значительное расхождение между объемами запланированных доходов и суммами фактически собранных поступлений. Отклонение факта от плана связано с нестабильной работой на уровне регионов крупнейших налогоплательщиков, их перерегистрацией в условиях изменения налогового законодательства, вследствие чего отсутствует возможность достаточно точно прогнозировать доходы бюджетов.
В Республике Татарстан на протяжении всего анализируемого периода расходная часть бюджета растет. Однако, так же как и в доходной части - в расходной части наблюдаете расхождение между объемами запланированных расходов и суммами фактически потраченных.
У бюджеты регионов при исполнении сталкиваются со следующими проблемами: недостаточная доходная база; несбалансированность; узость объема полномочий региональных органов власти; несовершенный механизм образования доходной части бюджетов. Большой проблемой для исполнения бюджета РТ является значимое отклонение в бюджете, которое вноситься в Закон об бюджете на текущий год. Чем больше отклонений, тем сложнее процесс исполнения самого бюджета. Все это ведет к искажению доходного потенциала республики. Но наиболее сложным в процессе исполнения бюджета являются изменения, которые вносятся уже после окончания бюджетного года. Подобные изменения констатируют факт использования дополнительных источников доходной части бюджета, а не законодательным образом формируют основу исполнения бюджета. Получается, что добавочно полученные доходы средства сначала расходуются, а только потом вносятся изменения в бюджет что по мнению экспертов из числа юристов и экономистов, в корне не верно. в закон о бюджете. Использование дополнительного дохода должны быть предоставлена лишь следом за утверждением законом Республики Татарстан сумм дополнительно полученных доходов.
Приоритетными стали работы по профилактике неплатежеспособности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и выявлению наиболее распространенных проблем, приводящих к невыполнению расходных обязательств. В целях их выполнения разрабатываются и утверждаются типовые мероприятия по восстановлению платежеспособности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и оздоровлению региональных и муниципальных финансов.
При этом особое внимание Министерство финансов Российской Федерации уделяет разработке мер по предупреждению возникновения фактов неплатежеспособности. Эти меры по повышению эффективности межбюджетных отношений обеспечивают завершение процесса системного реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации, а также содействуют созданию эффективной, устойчивой и прозрачной системы финансовых взаимоотношений между органами власти в Российской Федерации, способной к самостоятельному развитию на основе сочетания принципов самостоятельности бюджетов всех уровней и единства их общих интересов.
Доходная часть региональных бюджетов формируется за счет закрепленных и регулирующих источников доходов. Закрепленными (собственными) доходами называют те денежные средства, которые полностью или в фиксированной доле на постоянной или долговременной основе поступают от налогоплательщиков непосредственно в бюджет соответствующего уровня, минуя вышестоящие бюджеты. В региональных бюджетах основную часть закрепленных доходов составляют налоги субъектов РФ (регионов), а также местные (муниципальные) налоги. Доля последних в общей массе бюджетных средств весьма невелика. Что касается расходной части региональных бюджетов, то в ней основу составляет финансирование социально-культурной сферы. Однако по мере расширения хозяйственных функций регионов увеличивается и часть средств, направляемых на развитие и размещение производительных сил.
В Республике Татарстан на протяжении всего анализируемого периода имеется положительная динамика роста доходной части бюджета, в основном за счет роста налога на прибыль и прочих налоговых и неналоговых поступлений. В тоже время существует ряд проблем, решение которых требует разработки конкретных мероприятий и последовательности их выполнения. Одной из таких проблем является значительное расхождение между объемами запланированных доходов и суммами фактически собранных поступлений. Отклонение факта от плана связано с нестабильной работой на уровне регионов крупнейших налогоплательщиков, их перерегистрацией в условиях изменения налогового законодательства, вследствие чего отсутствует возможность достаточно точно прогнозировать доходы бюджетов.
В Республике Татарстан на протяжении всего анализируемого периода расходная часть бюджета растет. Однако, так же как и в доходной части - в расходной части наблюдаете расхождение между объемами запланированных расходов и суммами фактически потраченных.
У бюджеты регионов при исполнении сталкиваются со следующими проблемами: недостаточная доходная база; несбалансированность; узость объема полномочий региональных органов власти; несовершенный механизм образования доходной части бюджетов. Большой проблемой для исполнения бюджета РТ является значимое отклонение в бюджете, которое вноситься в Закон об бюджете на текущий год. Чем больше отклонений, тем сложнее процесс исполнения самого бюджета. Все это ведет к искажению доходного потенциала республики. Но наиболее сложным в процессе исполнения бюджета являются изменения, которые вносятся уже после окончания бюджетного года. Подобные изменения констатируют факт использования дополнительных источников доходной части бюджета, а не законодательным образом формируют основу исполнения бюджета. Получается, что добавочно полученные доходы средства сначала расходуются, а только потом вносятся изменения в бюджет что по мнению экспертов из числа юристов и экономистов, в корне не верно. в закон о бюджете. Использование дополнительного дохода должны быть предоставлена лишь следом за утверждением законом Республики Татарстан сумм дополнительно полученных доходов.
Приоритетными стали работы по профилактике неплатежеспособности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и выявлению наиболее распространенных проблем, приводящих к невыполнению расходных обязательств. В целях их выполнения разрабатываются и утверждаются типовые мероприятия по восстановлению платежеспособности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и оздоровлению региональных и муниципальных финансов.
При этом особое внимание Министерство финансов Российской Федерации уделяет разработке мер по предупреждению возникновения фактов неплатежеспособности. Эти меры по повышению эффективности межбюджетных отношений обеспечивают завершение процесса системного реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации, а также содействуют созданию эффективной, устойчивой и прозрачной системы финансовых взаимоотношений между органами власти в Российской Федерации, способной к самостоятельному развитию на основе сочетания принципов самостоятельности бюджетов всех уровней и единства их общих интересов.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ БЮДЖЕТА
СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ БЮДЖЕТА
СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Казначейское исполнение бюджета субъекта федерации
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - РАСХОДЫ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА
ПОДДЕРЖКУ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЫБОЛОВСТВА
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - КОНТРОЛЬ ЗА ЦЕЛЕВЫМ И ЭФФЕКТИВНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РФ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2016 - Организация финансового контроля за исполнением бюджета субъекта Российской федерации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ БЮДЖЕТА
СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Казначейское исполнение бюджета субъекта Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - КОНТРОЛЬ ЗА ЦЕЛЕВЫМ И ЭФФЕКТИВНЫМ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА
СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



