Введение 4
Глава 1 Теоретические основы разработки стратегии развития организации.,7
1.1 Сущность и принципы стратегического управления организацией..7
1.2 Алгоритм разработки стратегии развития 14
1.3 Стратегии развития организаций: виды 19
Глава 2 Анализ деятельности компании ЗАО « Нико-тур» 26
2.1 Общая характеристика ЗАО « Нико-тур» в г.Наб.Челны 26
2.1.1 Основные направления деятельности компании ЗАО «Нико-
тур» 26
2.1.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО«Нико-
тур» 32
2.2 Анализ внутренней среды филиала ЗАО «Нико-тур» в
г.Наб.Челны 40
2.2.1 Организационная структура туристического
предприятия 40
2.2.2 Характеристика предоставляемых услуг ЗАО «Нико-
тур» 48
2.2.3 Маркетинговая деятельность филиала ЗАО «Нико-тур» в
г.Наб.Челны 54
2.3 Анализ внешней среды организации «Nicko Travel Group» 63
2.4 Матрица SWOT ЗАО «Нико-тур» как основа разработки стратегии
развития 72
Глава 3 Мероприятия по реализации стратегии развития филиала компании
ЗАО «Нико-тур» 79
3.1 Аргументация выбора стратегии развития ЗАО «Нико-тур» 79
3.2 Разработка уникального туристического продукта «МИХЛ» как
реализация стратегии развития 83
3.2.1 Резюме туристического продукта «МИХЛ» 83
3.2.2 Описание отрасли и проекта «МИХЛ» 86
3.2.3 Оценка эффективности хоккейного лагеря «МИХЛ» 90
Заключение 96
Список литературы 100
Приложения
На сегодняшний день на рынке туризма присутствует огромное количество туристических фирм и организаций, каждая из которых занимается реализацией произведенных товаров и услуг .
Актуальность темы выпускной квалификационной работы «Разработка стратегии развития турфирмы ЗАО «Нико-тур» определена стремительным развитием рынка туристических услуг, растущим уровнем конкуренции, возрастанием роли и места стратегического менеджмента для туристических предприятий.
Насыщенность рынка туризма разнообразными туристическими услугами, острая конкурентная борьба туристических фирм за предпочтения потребителей, возможность предпринимателей самостоятельно определять цели, стратегии, разрабатывать управленческие структуры обусловили необходимость и возможность использования стратегического управления в сфере туризма.
Известно, что каждого руководителя, прежде всего, интересует конечный результат, который напрямую зависит от того, насколько качественно разработана стратегия развития предприятия.
Выбрав новую формулу стратегического развития турфирмы, сфокусированную на достижение коммерческого успеха и повышения узнаваемости предприятия путем развития и повышения ассортимента и качества услуг, внедрения новых уникальных туристических программ, туристическое предприятие успешно реализует свою бизнес идею. Практика показывает, что туристические предприятия, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли.
Стратегическое управление является необходимой составляющей деятельности турфирмы в современных условиях и базируется на общих
концепциях и положениях, имеющих место и в других отраслях экономики, хотя и отличается рядом особенностей в реализации отдельных стратегий.
В выпускной квалификационный работе рассмотрены особенности разработки стратегии развития предприятия, основные виды стратегий, анализ деятельности туристического предприятия ЗАО «Нико-тур», предложен и аргументирован выбор стратегии развития для ЗАО «Нико-тур».
Целью выпускной квалификационной работы является разработка стратегии развития туристического предприятия ЗАО «Нико-тур» на основе изучения теоретических основ стратегического развития организации, основных направлений и анализа результатов деятельности туристического предприятия ЗАО «Нико-тур».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы разработки стратегии развития организации;
- провести комплексный анализ деятельности туристического
предприятия ЗАО «Нико-тур»;
- разработать и обосновать предложения по разработке стратегии развития туристического предприятия ЗАО «Нико-тур».
Объектом исследования является туристическое предприятие ЗАО «Нико-тур», предметом исследования - стратегия развития туристического предприятия .
Для анализа финансово-хозяйственной деятельности туристического предприятия ЗАО «Нико-тур» были использованы следующие методы анализа: сравнительный, факторный, комплексный.
В процессе исследования и изучения вопроса разработки стратегии развития туристического предприятия ЗАО «Нико-тур» были использованы книги,методические и учебные пособия, статьи отечественных и зарубежных авторов по данной проблеме:Артюнова Д.В., Виханский О. С., Моргулец О.Б., Петров В.В., информационные и учебные порталы,Интернет-ресурсы,
6
учредительные документы туристического предприятия ЗАО «Нико- тур»,должностные инструкции сотрудников, бухгалтерская и финансовая отчётность ЗАО «Нико-тур.
Насыщенность рынка туризма разнообразными туристическими услугами, острая конкурентная борьба туристических фирм за предпочтения потребителей, возможность предпринимателей самостоятельно определять цели, стратегии, управленческие структуры обусловили необходимость и возможность использования стратегического менеджмента в сфере туризма.
В ходе выпускной квалификационной работы были достигнуты поставленные цели и задачи такие, как изучение теоретических основ разработки стратегии развития организации, изучение основных направлений и анализ деятельности туристического предприятия ЗАО «Нико-тур», разработана и предложена стратегия концентрированного роста как стратегия развития туристического предприятия ЗАО «Нико-тур», разработаны и предложены мероприятия по совершенствованию данной стратегии.
При изучении организационной структуры туристического предприятия ЗАО «Нико-тур» было внесено предложение о образовании новой должности менеджера по разработке стратегии, который будет заниматься решением таких вопросов, как разработка эффективной стратегии развития компании, подготовка предложений по освоению новых направлений бизнеса, освоения новых рынков, организация рекламных кампаний и реализации маркетинговых программ,подготовка конкретных программ и проектов развития, в соответствии со стратегией.
В ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности туристического предприятия ЗАО «Нико-тур» на основе бухгалтерского баланса ,отчета о прибылях и убытках за 2012-2014 года проведен расчет финансовых показателей и анализ комплексной оценки финансового состояния предприятия, а также определены основные финансовые проблемы. В результате анализа основных финансовых показателей был сделан вывод о том,что выручка от реализации за период 2012 - 2014 год упала на 40733 руб., за период 2013-2014 год снизилась до 179379 тыс.руб., на 22,29%- отрицательный показатель деятельности предприятия. А прибыль до налогообложения в 2014 году возросла по сравнению с 2012 годом на 513 тыс.руб , с 2013 года возросла на 231 тыс.руб.Темп роста прибыли с 2013 по 2014 год составил 6,99%.Несмотря на упадок выручки от реализации, прибыль постоянно растет ввиду снижения себестоимости реализованной продукции (в 2014 году себестоимость реализованной продукции снизилась на на 23,84% по сравнению с 2013годом).
Из анализа показателей рентабельности туристического предприятия ЗАО «Нико-тур» следует, что показатели рентабельности реализованной продукции и продаж на конец 2014 года, по сравнению с 2012 годом увеличились на 1,32 и на 0,59 соответственно и по сравнению с 2013 годом возросли на 1,13 и на 0,53 соответственно -это положительная тенденция. Но за 2012 - 2014 гг. рентабельность активов и оборотных активов упала. Сокращение рентабельности связано с увеличением затрат предприятия.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ЗАО «Нико-тур» свидетельствует о нестабильном финансовом положении туристической фирмы.
На основании SWOT-анализа был сделан вывод о том, что осуществляемая туристической фирмой ЗАО «Нико-тур» деятельность может быть в целом оценена позитивно. Фирма «Nicko Travel Group» имеет как сильные, так и слабые стороны. Это означает, что руководителю есть над чем работать, используя имеющиеся возможности и избегая вероятных и реальных угроз.
В результате анализа миссии, целей предприятия, выявлении сильных и слабых стороны, возможностей и угроз предприятия, было внесено предложение о внедрении на практике стратегии концентрированного роста- стратегия развития продукта. Данная стратегия наиболее распространена в туризме, т.к. требует относительно меньших материальных затрат и не приводит к неоправданному риску.
Стратегия концентрованного роста, а именно стратегия развития продукта нацелена на продажу нового уникального туристического продукта на существующих рынках сбыта услуг. Для этого пути роста необходимо предложить на существующем рынке туристические продукты с обновленными характеристиками(разработка новых туристических направлений, уникальных маршрутов, туристических продуктов).
В выпускной квалификационной работе было предложено разработать и внедрить в перечень услуг туристического предприятия ЗАО «Нико-тур» следующие новые туристические продукты, которые представляют собой обновленные, дополненные новыми услугами уникальные туристические программы:
- школьные учебно-экскурсионные туры образовательного характера по республике Татарстан;
- разработка семейных туристических программ формата - тур выходного дня для взрослых и детей экскурсионного характера: посещение старинных городов с осмотром достопримечательностей;
- разработка уникальных пакетных туров для мужского населения (охотничий туризм и рыбалка ,охота);
- разработка хоккейного лагеря «МИХЛ» на территории г.Набережные Челны в целях поддержки и развития детско-юношеского хоккея в России.
В выпускной квалификационной работе большое внимание было уделено разработке летнего хоккейного лагеря «МИХЛ» на территории г.Набережные Челны. Согласно данным произведенных экономических расчетов, данное мероприятие будет нести как социальный эффект( поддержка и развитие детско-юношеского хоккея в России),так и экономический ( расширение клиентской базы, максимизация прибыли).
Применив данную стратегию концетрированного роста для ЗАО «Нико-тур», новые возможности для роста предприятия будут основываться на добавлении новых свойств туристическому продукту или создании продукта с повышенным качеством, расширении ассортиментной линейки.
В заключении был сделал вывод, что туристической компании «Nicko Travel Group» следует работать с имеющейся клиентской базой на рынке Республике Татарстан, особое внимание уделить разработке более уникальных туров и маршрутов на рынке туристических услуг республики Татарстан.
Каждое из предложенных мероприятий несет социальный и экономический эффект, позитивно влияющий на деятельности туристического предприятия ЗАО «Нико-тур»: максимизация прибыли, преимущество перед фирмами-конкурентами, расширение клиентской базы, развитие кругозора потребителей и удовлетворение запросов клиентов.
Выбор стратегии концетрированного роста неслучаен и обусловлен тем, что стратегия развития туристического продукта представляет собой возможность роста и непрерывного развития туристического предприятия на рынке, где компания «Nicko Travel Group» за годы работы завоевала позиции поставщика качественных туристических услуг.