Введение 7
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ
ПРИБЫЛИ 10
1.1 Прибыль и ее экономическая сущность 10
1.2 Формирование и планирование прибыли на предприятии 16
1.3 Анализ факторов, влияющих на прибыль, и мер, направленных на ее
увеличение 34
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЭФТЕК(ЕЛАБУГА)» И ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ И
ПЛАНИРОВАНИЯ 42
2.1 Общая характеристика предприятия 42
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «ЭФТЕК
(Елабуга)» 49
3. ПРОГНОЗ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ООО «ЭФТЕК
(ЕЛАБУГА)» 75
3.1 Мероприятия по увеличению прибыли ООО «ЭФТЕК (Елабуга)» 75
3.2 Прогноз формирования прибыли ООО «ЭФТЕК (Елабуга)» на 2015-2019гг 78
Заключение 84
Литература 86
Приложения
Прибыль это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.
Прибыль один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятия, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.
Актуальность данной темы исследования заключается в том, что многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что предприятие любой формы собственности, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.
В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться к получению максимальной прибыли, то есть к такому ее объему, который позволял бы предприятию не только прочно удерживать позиции сбыта на рынке своей продукции, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. Поэтому каждое предприятие, прежде чем начать производство продукции, определяет какую прибыль, какой доход оно сможет получить. Отсюда прибыль является основной целью предпринимательской деятельности, ее конечным результатом.
Цель работы: анализ формирования и планирование прибыли на предприятии (ООО «ЭФТЕК (Елабуга)».
Задачи дипломной работы:
- рассмотреть прибыль и ее экономическую сущность;
- исследовать формирование и планирование прибыли на предприятии;
- проанализировать факторы, влияющих на прибыль, и мер, направленных на ее увеличение;
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «ЭФТЕК (Елабуга)» и факторов формирования и планирования;
- разработать мероприятия по увеличению прибыли ООО «ЭФТЕК (Елабуга)»;
- проанализировать прогноз формирования прибыли ООО «ЭФТЕК (Елабуга)» на 2015-2019 гг.
Объектом исследования работы является ООО «ЭФТЕК (Елабуга)».
Предмет исследования - формирование и планирование прибыли предприятия в ООО «ЭФТЕК (Елабуга)».
Методологической базой исследования послужили работы учёных экономистов в области экономического анализа и планирования: Бланка И.А., Соломатина А.Н., Шеремета А.Д., Негашева Е.В., Романова Л.Е., Бердниковой Т.Б., Савицкой Г.В., Кравченко Л.И., Раицкого Л.А.
Основные методы исследования. В процессе выполнения дипломной работы использовались материалы периодической литературы, нормативные документы, данные бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах предприятия. Применялись методы анализа, синтеза, горизонтальный и вертикальный сравнительный анализ, коэффициентный метод.
Информационной базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов по вопросам прибыли предприятия и практика её анализа и планирования в управленческой деятельности. Кроме того использовались статистические сборники и справочники о развитии управления планирования прибыли.
Теоретическая значимость заключается в изучении и анализе теоретических аспектов организации бюджетирования на предприятии.
Практическая значимость работы заключается в разработке мероприятий направленных на повышение эффективности деятельности, которые в последствии можно будет применить не только на исследуемом предприятии, но и на других хозяйствующий субъектах.
Прибыль - одна из важнейших экономических категорий рыночной экономики, может быть, самой важной, так как прибыль является целью предпринимательской деятельности, ее смыслом. Предпринимательство, в результате которого будут покрываться только затраты, неэкономично и практически неестественно.
Главный источник происхождения прибыли - это предпринимательская деятельность, а точнее, сущность этой деятельности, смысл которой - получение прибыли.
Прибыль является основным источником собственных средств фирмы. С одной стороны, прибыль рассматривается как результат деятельности фирмы, с другой, (как основа дальнейшего развития. Для страны прибыль фирм означает наполняемость доходной части бюджета, возможность решения социальных проблем страны или региона.
В данном исследовании было проанализировано ООО «ЭФТЕК (Елабуга)» за 2012-2014 гг.
В результате анализа было выявлено, что предприятие ООО «ЭФТЕК (Елабуга)» имеет на исследуемый период неустойчивое финансовое состояние, сопровождаемое с нарушением платежеспособности, при котором сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных оборотных средств.
Рентабельность оборотных активов снизилась, наблюдаются проблемы с текущей платежеспособностью. Значительное уменьшение всех коэффициентов рентабельности является следствием очень малой величины прибыли, полученной предприятием в отчетном периоде (т.е. в 2014 году).
Проведенный анализ показывает, что за отчётный год производственно - финансовая ситуация на предприятии ООО «ЭФТЕК (Елабуга)» немного ухудшилась, но продолжает оставаться устойчивой. Темпы роста объема производства, реализации продукции и прибыли от реализации, повысились значительно, но на фоне повышения темпов роста себестоимости, коммерческих и управленческих расходов, чистая прибыль уменьшилась.
С другой стороны, предприятие имеет значительную дебиторскую задолженность. Данный факт отражает отвлечение части текущих активов на кредитование потребителей готовой продукции, что свидетельствует о фактической иммобилизации этой части оборотных средств из производственного процесса. С другой стороны, дебиторская задолженность указывает на предстоящее поступление денежных средств, в случае, если организация имеет платежеспособных дебиторов.
Всё сказанное выше позволяет сделать вывод, что финансовое состояние анализируемого предприятия является не устойчивым, но имеет тенденцию к улучшению.
Для повышения прибыли предприятия предлагается создать службу маркетинга на 3 рабочих места. Затраты составят 715900 руб. Данный проект является экономически эффективным и позволит предприятию повысить прибыль и выручку. Величина начальных вложений по проекту создания новых рабочих мест - службы маркетинга составляет 715900 рублей. Срок окупаемости 1 месяц. Чистый дисконтированный доход составит 37 756,28 тыс.руб.
Осуществляя тактику постоянных улучшений даже в давно известных услугах и работ, можно обеспечить себе неуклонный рост доли рынка, объемов предлагаемых работ и доходов.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146- ФЗ (ред. от 05.04.2016) // «Российская газета», №148-149, 06.08.1998.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 05.04.2016, с изм. от 12.04.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.04.2016) // «Парламентская газета», № 151-152, 10.08.2000.
3. Астахов, В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие. Издание 5¬е, переработанное и дополненное / В.П. Астахов - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2011. - 960 с.
4. Бабаев, Ю.А. Бухгалтерский учет / Ю.А. Бабаев; под ред. Ю.А. Бабаева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. - 392 с.
5. Бакаев А.С. Бухгалтерский учет: Учебник / А.С. Бакаев, П.С. Безруких. - М.: Бухгалтерский учет, 2013.- 736 с.
6. Арсенова, Е.В. Экономика организации (предприятия): учебник / Е.В. Арсенова, Я.Д. Балыков, И.В. Корнеева. - М.: Экономистъ, 2009. - 618 с.
7. Беляев А.А. Антикризисное управление. Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 311 с.
8. Бобылева А.Л., Сенько Н. Н.Финансовый менеджмент: Учебное пособие. -М.: Изд-во Дело АНХ, 2009. -336 с.
9. Васильева Е.В. Распределение чистой прибыли: правовые и бухгалтерские аспекты // Налоги и налоговое планирование. - 2011. - № 8. - СПС «Гарант».
10. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2011. - 400 с.
11. Волкова О.И., Девяткина О.В. Экономика предприятия (фирмы): Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2012.- 601 с.
12. Воронина Э.М. Менеджмент предприятия и организации: учебное пособие. - М: ММИЭ, 2012.- 181 с.
13. Гелета И.В. Экономика организации (предприятия): учебное пособие. - М.: Магистр, 2010.- 303 с.
14. Горбачева Л.А. Анализ прибыли и рентабельности. - М.: Экономика, 2011. - 95с.
15. Горфинкеля В.Я., Швандара В.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. -670 с.
16. Гражданкина Е.Ю. Экономика, организация и управление предприятием: Учебное пособие для вузов.- М.: Инфра-М, 2011.- 455 с.
17. Грибов В.Д., Грузинов В.П., Кузьменко В.А. Экономика организации (предприятия): учебник для вузов. - М.: КноРус, 2010. - 416 с.
18. Долгов А.И. Теория организации: Учебное пособие. - М.: ООО «Флинта»,
2009. -224 с.
19. Дульщиков Ю.С. Теория организации: Учебник. - М.: РАГС, 2010. - 191 с.
20. Еленевская Е.А., Усатова Л.В., Иванов Е.А. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2009. - 524 с.
21. Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. Финансовый менеджмент: учебное пособие. - М.: Юрайт, 2009.- 621 с.
22. Жарковская Е.П., Бродский Б.Е. Антикризисное управление: Учебник.- М.: Омега-Л, 2009.- 336 с
23. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2010. -454 с.
24. Каморджанова Н.А., Карташова И.В. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие. -СПб.: Питер Пресс, 2010.- 288 с.
25. Киселева Г.В., Усатова Л.В. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие.- М.: Дашков и К, 2010. -524 с.
26. Климова Н.В. Бухгалтерский финансовый и управленческий учет в анализе формирования и использования экономической прибыли// Экономический анализ: теория и практика. - 2010. - № 1. - СПС «Гарант».
27. Клячин В.А., Грибанова О.В. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие.- М.:МГИУ, 2009.- 220 с.
28. Ковалев В.В., Волкова О.Н.. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник.- M.: OOO «ТК Велби», 2011.- 424 с.
29. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Дело и сервис», 2011. -112 с.
30. Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации: Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2011. -395 с.
31. Литовченко П.В. Финансовый учет: Учебное пособие. - М.: Аспект-Пресс. 2009.- 287 с.
32. Маляревский Ю.Д., Тютюнник П.С. Финансовый учет: Учебное пособие. - Харьков: ИНЖЭК, 2010.- 288 с.
33. Мамедов О.Ю. Современная экономика: Лекционный курс.- М.: Феникс, 2012. - 410 с.
34. Мокий М.С. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие для вузов.- М.: Экзамен, 2010. -254 с.
35. Мухин С.А. Прибыль в новых условиях хозяйствования.- М.: Финансы и статистика, 2012. -144с.
36. Олянич Д. В. Теория организации: Учебник для вузов.- М.: Феникс, 2009.- 408 с.
37. Поршнева А.Г., Румянцевой З.П. Финансовый менеджмент: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2009.- 669 с.
38. Ромашова И.Б. Финансовый менеджмент: учебное пособие.- М.: Кнорус, 2010.¬336 с.
39. Самарина В.П. Экономика организации Учебное пособие для вузов.- М.: КноРус, 2010.- 319 с.
40. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): учебное пособие. - М.: Магистр, 2010.- 256 с.
41. Станиславчик Е. Парадоксы управления прибылью// Финансовая газета. - 2011. - № 42, 43. - СПС «Гарант».
42. Станиславчик Е. Инструменты управления прибылью: анализ прибыли по данным отчетности // Финансовая газета. - 2011. - № 49. - СПС «Гарант».
43. Терехова В. А. Финансовый учет: Краткий курс. -СПб.: Питер, 2011. -368 с.
44. Толпегина О.А. Показатели прибыли: экономическая сущность и их содержание// Экономический анализ: теория и практика. - 2009. - № 20. - СПС «Гарант».
45. Третьякова Е.П. Теория организации: Учебник для вузов. - М.: КноРус, 2010.¬224 с.
46. Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н.. Экономика фирмы: Учебное пособие для студентов вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.- 400 с.
47. Чечета А.И. Информация о финансовых результатах и ее анализ // Финансы.-
2010. - №5.- С. 32
48. Швандара В.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2009.- 670 с.
49. Ширенбек Х. Экономика предприятия: Учебник для вузов. СПб.:Питер, 2009.¬848 с.
50. Чернов, В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес: учебное пособие / В.А. Чернов; под ред. М.И. Баканова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 639 с.
51. Шеремет А.Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: учебное пособие / А.Д. Шеремет, А.Ф. Ионова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 479 с.