Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование гражданственности подростков в условиях взаимодействия общественных объединений и воинских частей

Работа №8180

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы170стр.
Год сдачи2006
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
736
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования гражданственности подростков в условиях взаимодействия общественных объединений и воинских частей 14
1.1. Психолого-педагогические особенности формирования гражданственности в подростковом возрасте 14
1.2. Формирование гражданственности подростков - участников общественных объединений 33
1.3. Модель процесса формирования гражданственности подростков в условиях взаимодействия общественных объединений и воинских частей 60
Глава 2. Опытно-экспериментальная апробация условий эффективности формирования гражданственности подростков 83
2.1. Обеспечение разнообразия воспитательного содержания взаимодействия общественного объединения и воинской части 83
2.2. Мониторинговые мероприятия по изучению эффективности взаимодействия общественного объединения и воинской части 103
2.3. Организационно-педагогическое обеспечение взаимодействия общественного объединения и воинской части по формированию гражданственности подростков 127
Заключение 145
Список литературы 149
Приложение 166



События последнего десятилетия во многом изменили политическую и экономическую жизнь российского общества. Смена общественно¬политического строя России не могла не повлиять на эффективность процесса воспитания подрастающего поколения в целом. Это было связано с рядом обстоятельств. Во-первых, система образования была вынуждена переосмыслить значимость методов воспитания прошлых лет. В процессе реформирования, системой образования во многом был утрачен опыт взаимодействия с общественными объединениями. Вместе с тем, пионерская организация имела более чем полувековой опыт работы, использования методики воспитательной деятельности, обеспечения разнообразных связей со значительными социальными институтами воспитания. Во-вторых, в педагогической практике была постав¬лена под сомнение необходимость общественной деятельности детей и подростков, влияющей на формирование их гражданственности, в результате получено значительное снижение культурного уровня юных россиян, в детской и молодежной среде произошло отрицание позитивных идеалов, объединяющих разные поколения. Как следствие этих процессов - в сознании молодых людей стали менее актуальны идеи гражданственности. При этом, зачастую, невостребованной остается социальная активность молодежи, а ее проявления принимают асоциальную направленность. В то же время общественные объединения, такие, как Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций» (СПО - ФДО), Общероссийская общественная организация «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ), действующие на федеральном уровне более 10 лет, привнесли в практику значительный опыт по вопросам формирования гражданственности подростков - участников детско-молодежных общественных объединений.
Анализ исторической, психолого-педагогической литературы конца XX - начала XXI веков позволяет сделать вывод о значимости общественных объединений в создании благоприятных условий воспитания и социализации подростков и молодежи. При этом, специфика формирования социально-значимых качеств личности обусловливает привлечение к деятельности общественных объединений многие социальные институты воспитания. Особый интерес с позиции формирования гражданственности подростков представляет взаимодействие с воинскими частями, поскольку участие представителей этого социального института в деятельности общественных объединений позволяет организовать успешную подготовку юношей к службе в армии, сформировать у подрастающего поколения высокий уровень гражданственности, привлечь подростков к социально полезной деятельности. Кроме того, данная деятельность способствует снижению уровня правонарушений среди несовершеннолетних, увеличению социальной активности подростков и молодежи, повышению правовой грамотности среди участников общественных объединений. В то же время вариативность форм деятельности, предложенных руководителями общественных объединений, способствует успешной допрофессиональной подготовке юношей, созданию представлений у детей и подростков об армейской среде, социально ценностных качествах людей, избравших военные специальности.
В современной педагогической теории и практике имеется опыт изучения воспитательных возможностей общественных объединений (О. Н. Бессонова, В. А. Дергунов, Т. А. Лубова, А. С. Прутченков, С. В. Тиханова) и формирова¬ния гражданственности (С. А. Алиева, А. К. Быков, Ю. П. Галанин, Г. Г. Николаев, Н. В. Мазыкина, В. В. Марьин, Н. Н. Михнев, Т. П. Осипова, Т. Н. Османкина, Н. А. Савотина, Е. А. Солодова, Э. П. Стрельникова, Ю. А. Танюхин), что подтверждает актуальность данной проблемы.
Однако изучению процесса формирования гражданственности подростков в условиях взаимодействия общественных объединений с воинскими частями посвящено недостаточно исследований.
Анализ философской, социологической, психологической, педагогической литературы, изучение опыта общественных объединений позволили сформулировать следующие противоречия.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное диссертационное исследование позволяет утверждать, что формирование гражданственности подростков является актуальной проблемой для современного российского общества. Когда отсутствует четкая система ценностей, единая идеология в государстве, существует разобщенность взглядов на воспитание личности, гражданственность как ценностное качество может послужить не только связующим звеном между разнообразием приоритетов в воспитании личности, но и позволит формировать людей, необходимых для процветания Российского государства. Следует отметить, что человек как гражданин своего государства являлся ценностью на протяжении всей истории России. Существует несколько направлений в понимании гражданственности, однако мы придерживаемся мнения, что оно достаточно объемное, является сложной интеграцией разнообразия качеств личности, системой нравственной регуляции личностных проявлений и поведения. Совокупность качеств гражданственности условно можно объединить в группы по форме их проявления: духовно-нравственные, морально-волевые и когнитивно-ценностные. А эффективное формирование гражданственности возможно лишь при условии сочетания их усвоения и проявлений на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях деятельности. Полученные данные в ходе исследования подтвердили, что процесс формирования гражданственности происходит на протяжении всей жизни человека, однако, как и для любых других качеств личности, для гражданственности существует период интенсивного приобретения и закрепления их в сознании личности. Таким сензитивным периодом для усвоения гражданственности является подростковый возраст, поскольку в этот период происходит формирование картины мира и сознания, развитие самосознания и самооценки личности, формируются ценностные ориентации, происходит переосмысление личностью своей позиции в обществе, меняются мотивы и потребности в деятельности. Формирование гражданственности подростков будет эффективным лишь при условии создания системы гражданского образования, включающей в себя как целенаправленное усвоение определенного комплекса

146
знаний, так и целый ряд воспитательных воздействий на личность подростка при погружении его в определенную воспитательную среду. Наше исследование позволяет говорить о значимости для формирования гражданственности подростков возможностей такого социального института, как детско- молодежное общественное объединение. Поскольку оно, с одной стороны, является открытой социальной средой, выполняя, таким образом, функции образовательного социума, позволяющего интегрировать деятельность многих социальных институтов воспитания, а с другой - является благоприятной средой для саморазвития и самореализации подростка. Многообразие детско- молодежных общественных объединений и вариативность их деятельности на современном этапе дает возможность подрастающему поколению выбора и организационного оформления своей социальной активности. При этом в ходе исследования выявлено, что наиболее эффективным для формирования граждан-ственности подростков являются детско-молодежные общественные объединения, деятельность которых направлена на социально-патриотическое или воен¬но-патриотическое воспитание. Вместе с тем мы считаем важным для формирования этих качеств деятельность многопрофильных объединений, поскольку они позволяют затронуть достаточно широкий спектр качеств гражданственности подростков. Кроме того, возможности таких общественных объединений позволяют интегрировать усилия нескольких социальных институтов, деятельность которых способствует формированию гражданственности подростков. Наше исследование показало, что наиболее значимым для формирования имен¬но этих качеств является взаимодействие общественных объединений с воинскими частями. Как показало исследование, этот вид взаимодействия имеет глубокие исторические корни и является первой в истории России попыткой организационно оформить активность детей. Кроме того, между этими институтами существуют прочные социально-педагогические связи.


1. Абрамова Ю. Г. Психология среды: истоки и направления развития // Вопросы психологии. - 1995. - №2. - С. 130 - 137.
2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М., 1991. - 299 с.
3. Аверин В. А. Психология детей и подростков. - СПб., 1994. - 178 с.
4. Алиева Л. В. Детское движение - субъект воспитания: Теория, ис¬тория, практика: Монография. - М., 2002. - 224 с.
5. Алиева Л. В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума // Педагогика. - 2000. - № 7. - С. 48 - 52.
6. Алиева С. А. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников на современном этапе: Дис. ... канд. пед. наук. - Махачкала, 2002. - 160 с.
7. Алпатов Н. И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа. М., 1958. - 243 с.
8. Амонашвили Ш. А. Идея школы Щетинина // Школа сотрудничест¬ва. - М., 2000. - С. 34 - 85.
9. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - СПб., 2002. - 288 с.
10. Армия. Личный состав современной российской армии // Моло¬дежь: будущее России / Под ред. И. М. Ильинского. - М., 1995. - С.113 - 120.
11. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М., 1993. -
340 с.
12. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологиче¬ского анализа. - М., 2002. - 414 с.
13. Афанасьев В. Г. Общество: системность познания и управления. - М., 1981. - 432 с.
14. Баден-Пауэлл. Юный разведчик. (пер. с англ.) - 3-е изд. - Пг., 1916.
- 400 с.
15. Басов Н. Ф. Науковедческие аспекты исследования истории детско¬го движения в России: методология, историография, источниковедение (нач. 20в. - 90-е гг.: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1997. - 348 с.

150
16. Басов Н. Ф., Басова В. М. Скаутский метод: воспитание гражданст-венности // Социокинетика: книга о социальном движении в детской среде. В 2¬х частях / Сост. и ред.: Т. В. Трухачева, А. Г. Кирпичник. - М., 2000. - Ч. 2. - С. 25 - 30.
17. Батракова И. С. Танюхин Ю. А. О соотношении понятий «граждан-ственность и патриотизм» в теории воспитания // Наука образования. - Омск, 2000. - Вып. 18. - С. 28 - 37.
18. Беленцов С. И. Проблема гражданского воспитания в русской педа¬гогике и школе в конце XIX - начале XX веков: Автореф. дис. ... канд. пед. на¬ук. - Курск, 2000. - 22 с.
19. Беляев А. В. Социально-педагогические основы формирования гра-жданственности учащейся молодежи. - Ставрополь, 1997. - 204 с.
20. Беликов Г. А., Михайленко В. И. Серебряный горн: Очерки истории пионерского движения на Ставрополье. - Ставрополь, 1982. - 160 с.
21. Бессонова О. Н. Организация жизнедеятельности детских объеди¬нений в учреждениях социального обслуживания населения: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Кострома, 2002. - 19 с.
22. Божович Л. И. Изучение качеств личности и аффективной сферы ребенка // Тезисы докладов II съезда общества психологов. - М., 1963. - С.100 - 120.
23. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. Т.1. - М., 1991. -
333 с.
24. Быков А. К. Теоретические и практические аспекты современного патриотического воспитания детей и молодежи // Вестник российского нового университета. - 2004. - Вып. 3. - С. 90-94.
25. Валишевский К. Петр Великий. - М., 1993. - 230 с.
26. Вартанова И. Ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечест¬во. // Воспитание школьников. - 2001. - №5. - С. 10 - 13.
27. Васютин Ю. С. Военно-патриотическое воспитание. - М., 1984. -
250 с.

151
28. Вахтерова Э. К вопросу о детских обществах // Образование. - 1901. - №9. - С. 30 - 34.
29. Веников В. А. О моделировании. - М., 1974. - 64 с.
30. Волохов А. В. О ключевых понятиях не претендуя на истину по¬следней инстанции // О детских организациях с надеждой и тревогой: Дискус¬сионные материалы. - Челябинск, 2003. - С. 13 - 27.
31. Волохов А. В. Теория и методика социализации ребенка в детских общественных организациях: Дис. ... д-ра пед. наук. - Ярославль, 1999. - 440 с.
32. Волохов А. В. Теория и методика социализации ребенка в детских общественных организациях: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Ярославль,
1999. - 33 с.
33. Второй Всероссийский съезд РКСМ. - М.-Л., 1926. - 160 с.
34. Вперед юнармейцы! //Методическое пособие для организаторов военно-спортивных игр с обучающимися. - М., 2002. - 450 с.
35. Всесоюзная пионерская организация им. В.И. Ленина документы и материалы / Под. ред. А. В. Федуловой. - М., 1981. - 105 с.
36. Вульфов Б. З., Иванов В. Д. Основы педагогики: Учебное пособие. М., 1999. - 616 с.
37. Гавря А. Корнеева Т. Потребность стать гражданином // Народное образование. - 1999. - №5. - С. 90 - 95.
38. Галанин Ю. Еще раз о патриотическом воспитании // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2001. - №3. - С. 20 - 23.
39. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагоги¬ческая психология; Учеб. Пособие для студентов всех специальностей педаго¬гических вузов. - М., 2003. - 512 с.
40. Гасанов З. Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов и веротерпимости // Педагогика. - 2001. - №4. - С. 24 - 30.
41. Гаязов А. С. Теория и практика гражданского воспитания учащейся молодежи на современном этапе: Дис. ... д-ра пед. наук. - Бирск, 1996. - 340 с.

152
42. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную филосо¬фию/ От вред и сост. П. В. Алексеев. - М., 1995. - 448 с.
43. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.2. - М., 1992. - 500 с.
44. Горб В. Г. Теоретические основы мониторинга образовательной деятельности // Педагогика. - 2003. - №5. - С. 10 - 14.
45. Гордин И. Г. Этапы пионерского пути. - М., 1982. - 180 с.
46. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» // Внешкольник. - 2001. - №5. - С. 2-7.
47. Гражданское образование и социальное проектирование / Под. ред. Н. М. Воскресенской - М., 2003. - 160 с.
48. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального об¬щения - российский путь развития: рекомендации второй Всероссийской науч¬но-практической конференции // Воспитание школьников. - 2002. - №7. - С. 8 - 10.
49. Герштенцвейг В. О патриотическом воспитании в кадетских корпу¬сах. - СПб., 1911. - 37 с.
50. Гринчук Г. В. Пути и условия осуществления деятельности в дет¬ской общественной организации: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Якутск,
2000. - 20 с.
51. Гурова Р. Г., Кокорина Е. И. О воспитании гражданских качеств учащихся // Советская педагогика. - №5. - С 45 - 48.
52. Гусинский Э. Н. Построение теории образования на основе меж-дисциплинарного системного подхода. - М., 1994. - 347 с.
53. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффектив¬ность и ... неопределенность // Педагогика. - 2003. - №4. - С.21 - 26.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ