Коррекция предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы коррекции предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 10
1.1. Определение понятия «предложно-падежные отношения» в
современных теоретических исследованиях 10
1.2. Становление предложно-падежных отношений в грамматическом
структурировании к старшему дошкольному возрасту 19
1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития 30
1.4. Особенности формирования предложно-падежных отношений в
грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 41
Выводы по I главе 48
Глава II. Экспериментальная работа по коррекции предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 50
2.1. Организация и методики исследования состояния предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 50
2.2. Выявление уровня сформированности предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития экспериментальной группы 63
2.3. Модель логопедической работы по коррекции предложно-падежных
отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 80
2.4. Анализ результатов контрольного эксперимента 104
Выводы по II главе 121
Заключение 123
Список использованных источников 126
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы коррекции предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 10
1.1. Определение понятия «предложно-падежные отношения» в
современных теоретических исследованиях 10
1.2. Становление предложно-падежных отношений в грамматическом
структурировании к старшему дошкольному возрасту 19
1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития 30
1.4. Особенности формирования предложно-падежных отношений в
грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 41
Выводы по I главе 48
Глава II. Экспериментальная работа по коррекции предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 50
2.1. Организация и методики исследования состояния предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 50
2.2. Выявление уровня сформированности предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития экспериментальной группы 63
2.3. Модель логопедической работы по коррекции предложно-падежных
отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 80
2.4. Анализ результатов контрольного эксперимента 104
Выводы по II главе 121
Заключение 123
Список использованных источников 126
На современном этапе развития образования проблема адаптации детей с ЗПР в условиях их жизнедеятельности является актуальной. Решение этой проблемы стоит на пути индивидуализированного, дифференцированного и поэтапного подхода.
Формирование предложно-падежных отношений в грамматической структуре языка оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевого общения, поэтому оно очень важно для социального развития ребенка в целом. У детей старшего дошкольного возраста с ЗПР наблюдается своеобразие овладения предложно-падежными отношениями, которое проявляется в более медленном темпе усвоения, в несоответствии между развитием морфолого-синтаксической системы языка и искажении речевого развития.
Нарушения, выражающиеся в элементарном, фрагментарном или неправильном грамматическом структурировании, несформированности процессов словообразования и словоизменения (по падежам), являются устойчивыми и могут сохраняться до конца младшего школьного возраста, это обусловлено не только несформированностью предложно-падежных отношений, но и определёнными недостатками в их психическом развитии.
Проблема усвоения детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР отдельных разделов грамматики является менее изученной. Так, многие исследователи среди морфологического аграмматизма выделяют неправильное употребление предложно-падежных отношений в устной и письменной речи детей (Н.С. Жукова, Н.П. Рудакова, С.Н. Шаховская и др.). Г.В. Гуровец подчеркивает не только многочисленные искажения употребления падежных форм, родовых и числовых окончаний, согласования формы глагола с именами существительными, но и факт нарушения процесса выбора нужного слова, стойкие затруднения в механизме запуска речи, составлении схемы целого высказывания.
Как говорил Л. С. Выготский, слово для ребенка, как бы прозрачное стекло, в котором светится непосредственно слово, обозначаемое субъектом, было правомерно говорить о том, что характеристики владения той или иной грамматической категорией непосредственно отражают характер мышления ребенка, то есть его способность устанавливать связи между вещями, явлениями, процессами, умение в той или иной мере предвидеть события. В то же время можно видеть, как ребенок понимает отражение этих связей между вещами и явлениями в грамматических категориях языка.
Пространственный анализ и синтез лежит в основе симультанного синтеза, который является одним из условий понимания развернутой речи, речевых конструкций, выражаемых с помощью предлогов, падежных окончаний, порядка слов и других средств (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, И.А. Филатова и др.).
В исследованиях Д.П. Велкова, Ф.М. Гасимова, А.Р. Лурия, А.А. Люблинской, Е.Д. Хомской, отмечается, что пространственные психические функции носят сложный полимодальный характер и базируются на выборе факторов, среди которых центральное место занимает «пространственный фактор», связанный с симультанным способом переработки зрительной, слуховой и кожно-кинестетической информации, используемой для ориентации во внешнем и внутреннем пространстве. Отражение пространственных характеристик информации осуществляется в разных формах и на различных уровнях: сенсорном, моторном, перцептивном, мнестическом, интеллектуальном семантическом.
Изучение механизмов нарушения предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, определение в них главной роли расстройства пространственного гнозиса будут способствовать выработке эффективных методов и приемов коррекции.
Проблема усвоения детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании, является менее изученной.
Отсутствие целостной системы логопедической работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, не разработанность путей профилактики и коррекции предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании, сочетающихся с недоразвитием определенных психических процессов, позволяют считать рассматриваемую проблему актуальной.
Выбор темы исследования обусловлен также тем, что формирование пространственных представлений, предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании, является одним из условий развития речи и, следовательно, успешной интеграции выпускников групп компенсирующей направленности дошкольных учреждений в общеобразовательные школы. Актуальность проблемы мотивирована и ее социальной значимостью.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель коррекции предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Объект исследования: предложно-падежные грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования: организационно-содержательная модель коррекции предложно-падежных отношений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Гипотеза исследования: формирование предложно-падежных отношений зависит от уровня сформированности пространственных представлений.
Развитие пространственных представлений идет от головы к рукам и в дальнейшем - к туловищу и к ногам, т.е. в соответствии с цефало- каузальным законом развития. Что в свою очередь требует специального обучения, так как ознакомление и познание ребенком пространства и ориентировка в нем процесс сложный и пролонгированный по времени.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1) на основе анализа научно-теоретической литературы раскрыть современные подходы к изучению предложно-падежных отношений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
2) изучить особенности формирования пространственных представлений, предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и нормой развития, а также, установить зависимость (связь) между уровнем сформированности пространственных представлений и предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании;
3) разработать модель «коррекция предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста» и подобрать (разработать), апробировать и оценить содержание и методы коррекции предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
Специфика объекта исследования предопределила использование следующих методов:
- теоретических: аналитического изучения лингвистической,
психолингвистической, психологической и специальной литературы по теме исследования,
- эмпирических: изучения психолого-педагогической и медицинской документации; констатирующего, формирующего, контрольного эксперимента; анализа динамики,
- методов обработки данных: количественного, качественного, статистического анализа результатов, констатирующего и контрольного экспериментов.
Теоретическая значимость исследования: поставлена и изучена проблема коррекции предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Установлено, что уровень сформированности предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании завит от уровня сформированности пространственных представлений. Полученные результаты расширяют и углубляют представления об особенностях формирования предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, являются основанием для включения задач и разработки содержания логопедической работы, направленных на коррекцию предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании с учётом особой иерархии формирования пространственных представлений.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана и апробирована модель «Коррекции предложно-падежных отношений», реализованы на практике содержание и методы коррекции
предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР; Результаты исследования могут быть широко использованы в коррекционно-педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР; на курсах повышения квалификации учителей-логопедов и дефектологов.
База исследования: исследование проводилось на базе МАДОУ «ДС № 350 г. Челябинска». В исследовании приняли 24 ребенка старшего дошкольного возраста с ЗПР и 14 детей старшего дошкольного возраста с нормой развития.
Структура и объем: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Формирование предложно-падежных отношений в грамматической структуре языка оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевого общения, поэтому оно очень важно для социального развития ребенка в целом. У детей старшего дошкольного возраста с ЗПР наблюдается своеобразие овладения предложно-падежными отношениями, которое проявляется в более медленном темпе усвоения, в несоответствии между развитием морфолого-синтаксической системы языка и искажении речевого развития.
Нарушения, выражающиеся в элементарном, фрагментарном или неправильном грамматическом структурировании, несформированности процессов словообразования и словоизменения (по падежам), являются устойчивыми и могут сохраняться до конца младшего школьного возраста, это обусловлено не только несформированностью предложно-падежных отношений, но и определёнными недостатками в их психическом развитии.
Проблема усвоения детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР отдельных разделов грамматики является менее изученной. Так, многие исследователи среди морфологического аграмматизма выделяют неправильное употребление предложно-падежных отношений в устной и письменной речи детей (Н.С. Жукова, Н.П. Рудакова, С.Н. Шаховская и др.). Г.В. Гуровец подчеркивает не только многочисленные искажения употребления падежных форм, родовых и числовых окончаний, согласования формы глагола с именами существительными, но и факт нарушения процесса выбора нужного слова, стойкие затруднения в механизме запуска речи, составлении схемы целого высказывания.
Как говорил Л. С. Выготский, слово для ребенка, как бы прозрачное стекло, в котором светится непосредственно слово, обозначаемое субъектом, было правомерно говорить о том, что характеристики владения той или иной грамматической категорией непосредственно отражают характер мышления ребенка, то есть его способность устанавливать связи между вещями, явлениями, процессами, умение в той или иной мере предвидеть события. В то же время можно видеть, как ребенок понимает отражение этих связей между вещами и явлениями в грамматических категориях языка.
Пространственный анализ и синтез лежит в основе симультанного синтеза, который является одним из условий понимания развернутой речи, речевых конструкций, выражаемых с помощью предлогов, падежных окончаний, порядка слов и других средств (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, И.А. Филатова и др.).
В исследованиях Д.П. Велкова, Ф.М. Гасимова, А.Р. Лурия, А.А. Люблинской, Е.Д. Хомской, отмечается, что пространственные психические функции носят сложный полимодальный характер и базируются на выборе факторов, среди которых центральное место занимает «пространственный фактор», связанный с симультанным способом переработки зрительной, слуховой и кожно-кинестетической информации, используемой для ориентации во внешнем и внутреннем пространстве. Отражение пространственных характеристик информации осуществляется в разных формах и на различных уровнях: сенсорном, моторном, перцептивном, мнестическом, интеллектуальном семантическом.
Изучение механизмов нарушения предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, определение в них главной роли расстройства пространственного гнозиса будут способствовать выработке эффективных методов и приемов коррекции.
Проблема усвоения детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании, является менее изученной.
Отсутствие целостной системы логопедической работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, не разработанность путей профилактики и коррекции предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании, сочетающихся с недоразвитием определенных психических процессов, позволяют считать рассматриваемую проблему актуальной.
Выбор темы исследования обусловлен также тем, что формирование пространственных представлений, предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании, является одним из условий развития речи и, следовательно, успешной интеграции выпускников групп компенсирующей направленности дошкольных учреждений в общеобразовательные школы. Актуальность проблемы мотивирована и ее социальной значимостью.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель коррекции предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Объект исследования: предложно-падежные грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования: организационно-содержательная модель коррекции предложно-падежных отношений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Гипотеза исследования: формирование предложно-падежных отношений зависит от уровня сформированности пространственных представлений.
Развитие пространственных представлений идет от головы к рукам и в дальнейшем - к туловищу и к ногам, т.е. в соответствии с цефало- каузальным законом развития. Что в свою очередь требует специального обучения, так как ознакомление и познание ребенком пространства и ориентировка в нем процесс сложный и пролонгированный по времени.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1) на основе анализа научно-теоретической литературы раскрыть современные подходы к изучению предложно-падежных отношений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
2) изучить особенности формирования пространственных представлений, предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и нормой развития, а также, установить зависимость (связь) между уровнем сформированности пространственных представлений и предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании;
3) разработать модель «коррекция предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста» и подобрать (разработать), апробировать и оценить содержание и методы коррекции предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
Специфика объекта исследования предопределила использование следующих методов:
- теоретических: аналитического изучения лингвистической,
психолингвистической, психологической и специальной литературы по теме исследования,
- эмпирических: изучения психолого-педагогической и медицинской документации; констатирующего, формирующего, контрольного эксперимента; анализа динамики,
- методов обработки данных: количественного, качественного, статистического анализа результатов, констатирующего и контрольного экспериментов.
Теоретическая значимость исследования: поставлена и изучена проблема коррекции предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Установлено, что уровень сформированности предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании завит от уровня сформированности пространственных представлений. Полученные результаты расширяют и углубляют представления об особенностях формирования предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, являются основанием для включения задач и разработки содержания логопедической работы, направленных на коррекцию предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании с учётом особой иерархии формирования пространственных представлений.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана и апробирована модель «Коррекции предложно-падежных отношений», реализованы на практике содержание и методы коррекции
предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР; Результаты исследования могут быть широко использованы в коррекционно-педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР; на курсах повышения квалификации учителей-логопедов и дефектологов.
База исследования: исследование проводилось на базе МАДОУ «ДС № 350 г. Челябинска». В исследовании приняли 24 ребенка старшего дошкольного возраста с ЗПР и 14 детей старшего дошкольного возраста с нормой развития.
Структура и объем: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Система выражения пространственных отношений в грамматическом структурировании сложна, и наиболее продуктивным ее компонентом являются предложно-падежные отношения, которые особенно трудно освоить детям с задержкой психического развития.
Проведенное экспериментальное исследование выявило:
1. У большинства детей с ЗПР наблюдается недоразвитие или несформированность пространственных представлений. Проявление несформированности вариабельно и часто взаимосвязано с тяжестью двигательных и речевых нарушений.
2. Нарушения в вербализации пространственных представлений в импрессивной и экспрессивной речи: в теле (обусловлено нарушением соматогнозиса), в предложно-падежных конструкциях:
- несформированность представлений о собственном теле (пространство, существующее в пределах собственного тела человека и ограниченное им, взаимодействие с внешним пространством «от тела»), ощущений, идущие от проприоцептивных рецепторов: напряжение, расслабление (у детей наблюдались проблемы в саморегуляции, эти дети очень подвижны, гиперактивны), тактильных ощущений,
- несформированность представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела; между несколькими предметами в окружающем пространстве. Трудности в понимании и определения топологических, координатных, метрических, структурно-топологических представлениях: о нахождении предметов с использованием сочетания «далеко-близко», «верх-низ», «лево-право», «впереди-сзади», «между». Это говорит о том, что есть нарушения в развитии соматогнозиса, восприятия схемы своего тела т.е. дети не ощущают себя в пространстве по вертикальной, горизонтальной оси, нет взаимодействия с внешним миром за счёт органов чувств. Дети не манипулируют предметами, не взаимодействуют с ними и таким образом не ощущают пространство и не понимают пространственные понятия.
3. Недоступность выражения значений в грамматическом структурировании через несколько единиц - предлог, лексическая основа, флексия.
4. Отмечаются стойкие нарушения при использовании предложно- падежных отношений в грамматическом структурировании.
Таким образом, мы пришли к выводу, что формирование предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании зависит от уровня сформированности пространственных представлений (например, если не сформировано понимание координатных представлениях: нахождение предметов с использованием сочетания «верх-низ», то в грамматическом структурировании не будут использоваться предлоги под, над и пространственные отношения, а именно предложно-падежное отношение в котором сочетаются: предлоги: под, над + творительный падеж (кошка под столом, бабочка над кошкой).
В ходе исследования были определены направления, содержание и приемы работы по коррекции предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Система коррекционной работы была реализована поэтапно и включала в себя формирование основных компонентов пространственного гнозиса, начиная с нашего «темно мышечного чувства», которое дано нам генетически (что в процессе развития организует интеграцию всех внутренних и внешних ощущений в единый образ) и формирование у детей представлений о лексико-синтаксическом значении предлога как способа выражения отношения между словами в высказывании.
В результате апробации разработанной нами модели «Коррекции пространственных представлений, предложно-падежных отношений» было доказано, что эффективность логопедической работы по формированию предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР повышается при условии соблюдения ступеней иерархии пространственных представлений, которые формируются в строгом порядке.
Своевременная и целенаправленная коррекция грамматических нарушений у этой категории детей является также одним из важнейших условий развития их речи, обеспечения готовности к обучению в школе и предотвращения вторичных отклонений в развитии этих детей.
Внедрение апробированной модели логопедического воздействия в практику коррекционного обучения обеспечило практическое усвоение предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Можно утверждать, что исследование подтвердило гипотезу.
Проведенное экспериментальное исследование выявило:
1. У большинства детей с ЗПР наблюдается недоразвитие или несформированность пространственных представлений. Проявление несформированности вариабельно и часто взаимосвязано с тяжестью двигательных и речевых нарушений.
2. Нарушения в вербализации пространственных представлений в импрессивной и экспрессивной речи: в теле (обусловлено нарушением соматогнозиса), в предложно-падежных конструкциях:
- несформированность представлений о собственном теле (пространство, существующее в пределах собственного тела человека и ограниченное им, взаимодействие с внешним пространством «от тела»), ощущений, идущие от проприоцептивных рецепторов: напряжение, расслабление (у детей наблюдались проблемы в саморегуляции, эти дети очень подвижны, гиперактивны), тактильных ощущений,
- несформированность представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела; между несколькими предметами в окружающем пространстве. Трудности в понимании и определения топологических, координатных, метрических, структурно-топологических представлениях: о нахождении предметов с использованием сочетания «далеко-близко», «верх-низ», «лево-право», «впереди-сзади», «между». Это говорит о том, что есть нарушения в развитии соматогнозиса, восприятия схемы своего тела т.е. дети не ощущают себя в пространстве по вертикальной, горизонтальной оси, нет взаимодействия с внешним миром за счёт органов чувств. Дети не манипулируют предметами, не взаимодействуют с ними и таким образом не ощущают пространство и не понимают пространственные понятия.
3. Недоступность выражения значений в грамматическом структурировании через несколько единиц - предлог, лексическая основа, флексия.
4. Отмечаются стойкие нарушения при использовании предложно- падежных отношений в грамматическом структурировании.
Таким образом, мы пришли к выводу, что формирование предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании зависит от уровня сформированности пространственных представлений (например, если не сформировано понимание координатных представлениях: нахождение предметов с использованием сочетания «верх-низ», то в грамматическом структурировании не будут использоваться предлоги под, над и пространственные отношения, а именно предложно-падежное отношение в котором сочетаются: предлоги: под, над + творительный падеж (кошка под столом, бабочка над кошкой).
В ходе исследования были определены направления, содержание и приемы работы по коррекции предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Система коррекционной работы была реализована поэтапно и включала в себя формирование основных компонентов пространственного гнозиса, начиная с нашего «темно мышечного чувства», которое дано нам генетически (что в процессе развития организует интеграцию всех внутренних и внешних ощущений в единый образ) и формирование у детей представлений о лексико-синтаксическом значении предлога как способа выражения отношения между словами в высказывании.
В результате апробации разработанной нами модели «Коррекции пространственных представлений, предложно-падежных отношений» было доказано, что эффективность логопедической работы по формированию предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР повышается при условии соблюдения ступеней иерархии пространственных представлений, которые формируются в строгом порядке.
Своевременная и целенаправленная коррекция грамматических нарушений у этой категории детей является также одним из важнейших условий развития их речи, обеспечения готовности к обучению в школе и предотвращения вторичных отклонений в развитии этих детей.
Внедрение апробированной модели логопедического воздействия в практику коррекционного обучения обеспечило практическое усвоение предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Можно утверждать, что исследование подтвердило гипотезу.



