Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Работа №81792

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы139
Год сдачи2020
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
325
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы коррекции предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 10
1.1. Определение понятия «предложно-падежные отношения» в
современных теоретических исследованиях 10
1.2. Становление предложно-падежных отношений в грамматическом
структурировании к старшему дошкольному возрасту 19
1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития 30
1.4. Особенности формирования предложно-падежных отношений в
грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 41
Выводы по I главе 48
Глава II. Экспериментальная работа по коррекции предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 50
2.1. Организация и методики исследования состояния предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 50
2.2. Выявление уровня сформированности предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития экспериментальной группы 63
2.3. Модель логопедической работы по коррекции предложно-падежных
отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 80
2.4. Анализ результатов контрольного эксперимента 104
Выводы по II главе 121
Заключение 123
Список использованных источников 126

На современном этапе развития образования проблема адаптации детей с ЗПР в условиях их жизнедеятельности является актуальной. Решение этой проблемы стоит на пути индивидуализированного, дифференцированного и поэтапного подхода.
Формирование предложно-падежных отношений в грамматической структуре языка оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевого общения, поэтому оно очень важно для социального развития ребенка в целом. У детей старшего дошкольного возраста с ЗПР наблюдается своеобразие овладения предложно-падежными отношениями, которое проявляется в более медленном темпе усвоения, в несоответствии между развитием морфолого-синтаксической системы языка и искажении речевого развития.
Нарушения, выражающиеся в элементарном, фрагментарном или неправильном грамматическом структурировании, несформированности процессов словообразования и словоизменения (по падежам), являются устойчивыми и могут сохраняться до конца младшего школьного возраста, это обусловлено не только несформированностью предложно-падежных отношений, но и определёнными недостатками в их психическом развитии.
Проблема усвоения детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР отдельных разделов грамматики является менее изученной. Так, многие исследователи среди морфологического аграмматизма выделяют неправильное употребление предложно-падежных отношений в устной и письменной речи детей (Н.С. Жукова, Н.П. Рудакова, С.Н. Шаховская и др.). Г.В. Гуровец подчеркивает не только многочисленные искажения употребления падежных форм, родовых и числовых окончаний, согласования формы глагола с именами существительными, но и факт нарушения процесса выбора нужного слова, стойкие затруднения в механизме запуска речи, составлении схемы целого высказывания.
Как говорил Л. С. Выготский, слово для ребенка, как бы прозрачное стекло, в котором светится непосредственно слово, обозначаемое субъектом, было правомерно говорить о том, что характеристики владения той или иной грамматической категорией непосредственно отражают характер мышления ребенка, то есть его способность устанавливать связи между вещями, явлениями, процессами, умение в той или иной мере предвидеть события. В то же время можно видеть, как ребенок понимает отражение этих связей между вещами и явлениями в грамматических категориях языка.
Пространственный анализ и синтез лежит в основе симультанного синтеза, который является одним из условий понимания развернутой речи, речевых конструкций, выражаемых с помощью предлогов, падежных окончаний, порядка слов и других средств (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, И.А. Филатова и др.).
В исследованиях Д.П. Велкова, Ф.М. Гасимова, А.Р. Лурия, А.А. Люблинской, Е.Д. Хомской, отмечается, что пространственные психические функции носят сложный полимодальный характер и базируются на выборе факторов, среди которых центральное место занимает «пространственный фактор», связанный с симультанным способом переработки зрительной, слуховой и кожно-кинестетической информации, используемой для ориентации во внешнем и внутреннем пространстве. Отражение пространственных характеристик информации осуществляется в разных формах и на различных уровнях: сенсорном, моторном, перцептивном, мнестическом, интеллектуальном семантическом.
Изучение механизмов нарушения предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, определение в них главной роли расстройства пространственного гнозиса будут способствовать выработке эффективных методов и приемов коррекции.
Проблема усвоения детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании, является менее изученной.
Отсутствие целостной системы логопедической работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, не разработанность путей профилактики и коррекции предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании, сочетающихся с недоразвитием определенных психических процессов, позволяют считать рассматриваемую проблему актуальной.
Выбор темы исследования обусловлен также тем, что формирование пространственных представлений, предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании, является одним из условий развития речи и, следовательно, успешной интеграции выпускников групп компенсирующей направленности дошкольных учреждений в общеобразовательные школы. Актуальность проблемы мотивирована и ее социальной значимостью.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель коррекции предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Объект исследования: предложно-падежные грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования: организационно-содержательная модель коррекции предложно-падежных отношений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Гипотеза исследования: формирование предложно-падежных отношений зависит от уровня сформированности пространственных представлений.
Развитие пространственных представлений идет от головы к рукам и в дальнейшем - к туловищу и к ногам, т.е. в соответствии с цефало- каузальным законом развития. Что в свою очередь требует специального обучения, так как ознакомление и познание ребенком пространства и ориентировка в нем процесс сложный и пролонгированный по времени.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1) на основе анализа научно-теоретической литературы раскрыть современные подходы к изучению предложно-падежных отношений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
2) изучить особенности формирования пространственных представлений, предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и нормой развития, а также, установить зависимость (связь) между уровнем сформированности пространственных представлений и предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании;
3) разработать модель «коррекция предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста» и подобрать (разработать), апробировать и оценить содержание и методы коррекции предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
Специфика объекта исследования предопределила использование следующих методов:
- теоретических: аналитического изучения лингвистической,
психолингвистической, психологической и специальной литературы по теме исследования,
- эмпирических: изучения психолого-педагогической и медицинской документации; констатирующего, формирующего, контрольного эксперимента; анализа динамики,
- методов обработки данных: количественного, качественного, статистического анализа результатов, констатирующего и контрольного экспериментов.
Теоретическая значимость исследования: поставлена и изучена проблема коррекции предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Установлено, что уровень сформированности предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании завит от уровня сформированности пространственных представлений. Полученные результаты расширяют и углубляют представления об особенностях формирования предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, являются основанием для включения задач и разработки содержания логопедической работы, направленных на коррекцию предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании с учётом особой иерархии формирования пространственных представлений.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана и апробирована модель «Коррекции предложно-падежных отношений», реализованы на практике содержание и методы коррекции
предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР; Результаты исследования могут быть широко использованы в коррекционно-педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР; на курсах повышения квалификации учителей-логопедов и дефектологов.
База исследования: исследование проводилось на базе МАДОУ «ДС № 350 г. Челябинска». В исследовании приняли 24 ребенка старшего дошкольного возраста с ЗПР и 14 детей старшего дошкольного возраста с нормой развития.
Структура и объем: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Система выражения пространственных отношений в грамматическом структурировании сложна, и наиболее продуктивным ее компонентом являются предложно-падежные отношения, которые особенно трудно освоить детям с задержкой психического развития.
Проведенное экспериментальное исследование выявило:
1. У большинства детей с ЗПР наблюдается недоразвитие или несформированность пространственных представлений. Проявление несформированности вариабельно и часто взаимосвязано с тяжестью двигательных и речевых нарушений.
2. Нарушения в вербализации пространственных представлений в импрессивной и экспрессивной речи: в теле (обусловлено нарушением соматогнозиса), в предложно-падежных конструкциях:
- несформированность представлений о собственном теле (пространство, существующее в пределах собственного тела человека и ограниченное им, взаимодействие с внешним пространством «от тела»), ощущений, идущие от проприоцептивных рецепторов: напряжение, расслабление (у детей наблюдались проблемы в саморегуляции, эти дети очень подвижны, гиперактивны), тактильных ощущений,
- несформированность представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела; между несколькими предметами в окружающем пространстве. Трудности в понимании и определения топологических, координатных, метрических, структурно-топологических представлениях: о нахождении предметов с использованием сочетания «далеко-близко», «верх-низ», «лево-право», «впереди-сзади», «между». Это говорит о том, что есть нарушения в развитии соматогнозиса, восприятия схемы своего тела т.е. дети не ощущают себя в пространстве по вертикальной, горизонтальной оси, нет взаимодействия с внешним миром за счёт органов чувств. Дети не манипулируют предметами, не взаимодействуют с ними и таким образом не ощущают пространство и не понимают пространственные понятия.
3. Недоступность выражения значений в грамматическом структурировании через несколько единиц - предлог, лексическая основа, флексия.
4. Отмечаются стойкие нарушения при использовании предложно- падежных отношений в грамматическом структурировании.
Таким образом, мы пришли к выводу, что формирование предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании зависит от уровня сформированности пространственных представлений (например, если не сформировано понимание координатных представлениях: нахождение предметов с использованием сочетания «верх-низ», то в грамматическом структурировании не будут использоваться предлоги под, над и пространственные отношения, а именно предложно-падежное отношение в котором сочетаются: предлоги: под, над + творительный падеж (кошка под столом, бабочка над кошкой).
В ходе исследования были определены направления, содержание и приемы работы по коррекции предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Система коррекционной работы была реализована поэтапно и включала в себя формирование основных компонентов пространственного гнозиса, начиная с нашего «темно мышечного чувства», которое дано нам генетически (что в процессе развития организует интеграцию всех внутренних и внешних ощущений в единый образ) и формирование у детей представлений о лексико-синтаксическом значении предлога как способа выражения отношения между словами в высказывании.
В результате апробации разработанной нами модели «Коррекции пространственных представлений, предложно-падежных отношений» было доказано, что эффективность логопедической работы по формированию предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР повышается при условии соблюдения ступеней иерархии пространственных представлений, которые формируются в строгом порядке.
Своевременная и целенаправленная коррекция грамматических нарушений у этой категории детей является также одним из важнейших условий развития их речи, обеспечения готовности к обучению в школе и предотвращения вторичных отклонений в развитии этих детей.
Внедрение апробированной модели логопедического воздействия в практику коррекционного обучения обеспечило практическое усвоение предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Можно утверждать, что исследование подтвердило гипотезу.



1. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. - Москва : Просвещение, 1964. - 34 с.
2. Ананьев, Б. Г. Системный механизм восприятия пространства и
парная работа полушарий головного мозга [Текст] / Борис Ананьев. - Москва : Известия АПН РСФСР, 1961. - 200 с.
3. Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных систем [Текст] / Петр Анохин. - Москва : Медицина, 1975. - 383 с.
4. Арутюнова, Н. Д. Предложение и его смысл. [Текст] / Нина Арутюнова. - Москва : Наука, 1976. - 326 с.
5. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей. [Текст] / Алла Арушанова. - Москва : Мозаика-Синтез, 1999. - 288 с.
6. Ахутина, Т. В. Диагностика развития зрительно-вербальных функций [Текст] : учеб. пособие / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. - Москва : Издательский центр Академия, 2003. - 64 с.
7. Бабкина, Н. В. Психологическое сопровождение младших
школьников с задержкой психического развития [Текст] : дис. ... д-ра псих. наук : 19.00.10 : защищена 11.09.17 : утв. 14.12.2017. / Бабкина
Наталия Викторовна. - Москва, 2017. - 25 с.
8. Бабкина, Н. В. Выбор индивидуального образовательного маршрута для ребенка с задержкой психического развития [Текст] / Наталия Бабкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2017. - № 2. - 16 с.
9. Бабкина, Н. В. Использование наглядного материала при формировании жизненных компетенций у детей с ЗПР [Текст] / Наталья Бабкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2016. - № 3. - 1 с.
10. Бабкина, Н. В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития [Текст] : монография / Наталья Бабкина. - Москва : Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС, 2016. - 143 с.
11. Белопольская, Н. Л. Экспериментально-психологические исследования личности детей с задержкой психического развития [Текст] / Наталия Белопольская. - Москва : Когито-Центр. - 2013. - 32 с.
12. Белошапкова, В. А. Современный русский язык [Текст] : учеб. для филол. спец. ун-тов / В. А. Белошапкова, Е. А. Брызгунова, Е. А. Земская. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Москва : Высш. шк, 1989. - 526 с.
13. Бессонова, Т. П. Дидактический материал по обследованию речи детей [Текст] / Т. П. Бессонова, О. Е. Грибова. - Москва : Аркти, 1998 - 64 с.
14. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст] : учебно-методическое пособие / Наталья Борякова. - Москва : Гном-Пресс, 2002. - 64 с.
15. Бурачевская, О. В. Пространственные и пространственно-временные представления как базовая составляющая психического развития ребенка [Текст] / Ольга Бурачевская // Школьная педагогика, 2016. - №1. - 21 с.
16. Бурова, Ю. С. Формирование пространственных представлений и предложно-падежных конструкций на логопедических занятиях [Текст] / Юлия Бурова // Логопед в детском саду, 2009. - № 4. - 36 с.
17. Быстрова, Г. А. Логопедические игры и задания [Текст] : практ. пособие / Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская. - Санкт-Петербург : КАРО, 2006. - 96 с.
18. Валгина, Н. С. Современный русский язык [Текст] : учебник для вузов / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина. - Изд. 6-е, перераб. и доп. - Москва : Логос, 2002. - 333 с.
19. Виноградов, В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове [Текст] / Виктор Виноградов. - Москва : Высш. шк, 1972. - 515 с.
20. Волкова, Л. С. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов [Текст] / Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской; - Москва : ВЛАДОС, 1998. - 564 с.
21. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - Москва : Просвещение, 1973. - 3 с.
22. Волосовец, Т. В. Организация педагогического процесса вдошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида [Текст] / Т. В. Волосовец, С. Н. Сазонова. - Москва : ВЛАДОС, 2004. - 232 с.
23. Всеволодова, М. В. Способы выражения пространственных отношений в современном русском языке [Текст] / М. В. Всеволодова, Е. Ю. Владимирский. - Москва : Русский язык, 1982. - 262 с.
24. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Лев Выготский. - Москва: Лабиринт, 1956. - 168 с.
25. Выготский Л.С. Основы дефектологии. [Текст] / Лев
Выготский. - Санкт-Петербург : Издательство Лань, 2003. - 656 с.
26. Выготский, Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства [Текст] / Лев Выготский. - Москва : Просвещение, 1995. - 200 с.
27. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / Александр Гвоздев. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2007. - 79 с.
28. Гвоздев, А. Н. Современный русский литературный язык [Текст] / Александр Гвоздев. - Москва : Просвещение, 1973. - 415 с.
29. Гвоздев, А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка [Текст] / Александр Гвоздев. - Москва : Акад. пед. наук РСФСР, 1949. - 62 с.
30. Глухов, В. П. Основы психолингвистики [Текст] : учеб.
пособие для студентов педвузов / Вадим Глухов. - Москва : Астрель, 2005. - 279 с.
31. Градова, Г. Н. Возможности использования
арттерапевтических приемов по формированию представлений о пространстве у детей с ОНР [Текст] / Г. Н. Градова, Ю. Г. Воронина // Логопед в детском саду. - 2006. - № 5. - 46 с.
32. Демьянов, Ю. Г. Клинико-психологическое обследование детей с так называемой «задержкой психического развития» [Текст] / Ю. Г. Демьянов // Дефектология. - 1967. - 129 с.
33. Дробинская, А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь [Текст] / Анна Дробинская. - Москва : Школьная пресса, 2005. - 96 с.
34. Дроздова, Н. В. Диагностика состояния предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] : личность-слово-социум: материалы VII международной научно - практической конференции / Н. В. Дроздова, Т. Н. Шкурко. - Минск : Паркус плюс, 2007. - 119 с.
35. Дунаева, З. М. Особенности пространственных представлений у детей с задержкой психического развития и методы их коррекции [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Зинаида Дунаева. - Москва , 1980. - 22 с.
36. Дунаева, З. П. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития [Текст] : методическое пособие / Зинаида Дунаева. - Москва : Советский спорт, 2006. - 22 с.
37. Жаренкова, Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи. [Текст] / Галина Жаренкова. - Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 103 с.
38. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации [Текст] / Николай Жинкин. - Москва : Наука, 1982. - 160 с.
39. Жинкин, Н. И. Механизмы речи [Текст] / Николай Жинкин. - Москва : Издательство академии педагогических наук, 1958. - 234 с.
40. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] : логопедия / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург : ЛИТУР, 2000. - 320 с.
41. Зорина, С. В. Нарушения формирования грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития [Текст] : науч.- метод. журн. / Светлана Зорина. - Москва : 2005. - № 3 (9). - 35 с.
42. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] / Ирина Зимняя. - Воронеж: МОДЭК, 2001. - 77 с.
43. Карпова, С. Н. Особенности ориентировки на слово у детей [Текст] / С. Н Карпова, И. Н. Колобова. - Москва : МГУ, 1978. - 165 с.
44. Ковайкина, Е. В. Преодоление трудностей в овладении предложными конструкциями детьми с общим недоразвитием речи [Текст] / Елена Ковайкина // Логопед. - 2007. - №3. - 59 с.
45. Клобуков, Е. В. Семантика падежных форм в современном
русском литературном языке [Текст] : введение в методику позиционного анализа / Евгений Клобуков. - Москва : Изд-во Московского
университета, 1986. - 119 с.
46. Кок, Е. П. Зрительные агнозии. Синдромы расстройств зрительного гнозиса при односторонних поражениях височно-затылочной или теменно-затыпочной области правого или левого полушария большого мозга [Текст] / Елена Кок. - Москва : автореф. дис. д-ра мед. наук, 1968. - 15 с.
47. Королько, Н. И. Коррекция нарушений ориентирования в
учебных заданиях у детей с задержкой психического развития [Текст] : автореф. ... дис. канд. пед. наук / Наталья Королько. - Киев, 1987. - 17 с.
48. Крылова, Н. Л. Преемственность в работе логопеда и
воспитателя по формированию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Наталья Крылова // Дефектология. - 1991. - № 1. - 74 с.
49. Лаврик, М. С. Формирование синтаксического строя речи дошкольников [Текст] / Мария Лаврик. - Москва : Сб. научн. тр, 1990. - 137 с.
50. Ладейко, В. Д. Формирование пространственных понятий у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи средствами мультимедийных презентаций [Текст] : сборник материалов международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых / Виктория Ладейко. - Казань, 2014. - 112 с.
51. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург : Союз, 2001. - 224 с.
52. Липакова, В. И. Дидактическое пособие для диагностики состояния зрительно-пространственных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / В. И. Липакова, Е. А. Логинова, Л. В. Лопатина. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд- во «Союз», 2001. - 45 с.
53. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей [Текст] : учебное пособие / Виктор Лебединский. - Москва : Издательство Московского университета, 1985. - 2 с.
54. Лебединская, К. С. Задержка психического развития у детей. Причины аномалий развития у детей. [Текст] / Клара Лебединкая. - Москва : Изд-во АПН СССР, 1984. - 54 с.
55. Лебединская, К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития [Текст] / Клара Лебединская // Дефектология. - 2006. - № 3. - 15 с.
56. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Роза Левина. - Москва : Просвещение, 1968. - 133 с.
57. Леденев, Ю. И. Неполнозначные слова как средства оформления синтаксических конструкций, связей и отношений [Текст] / Юрий Леденев. - Ставрополь, 1988. - 3 с.
58. Лекант, П. А. Рациональный и эмоциональный аспекты русского предложения [Текст] / Павел Лекант // Русский язык в школе. - 2004. - № 4. - 75 с.
59. Ломтев, Т. П. Предложение и его грамматические категории [Текст] / Тимофей Ломтев. - Изд. 2-е, стереотипное. - Москва : Едиториал УРСС, 2004. - 200 с.
60. Леонтьев, А. А. Исследования детской речи [Текст] : основы теории речевой деятельности: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Алексей Леонтьев. - Москва : Просвещение, 1974. - 312 с.
61. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики [Текст] / Алексей Леонтьев. - Москва : Смысл, 1997. - 287 с.
62. Леонтьев, А. А. Слово в речевой деятельности [Текст] : некоторые проблемы общей теории речевой деятельности / Алексей Леонтьев. - Изд. 2-е, стереотипное. - Москва : Едиториал УРСС, 2003. - 248 с.
63. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / Алексей Леонтьев. - Москва : Просвещение, 1969. - 214 с.
64. Леушина, Н. Н. Зрительное пространственное восприятие [Текст] / Лидия Леушина. - Ленинград : Наука, 1978. - 174 с.
65. Лубовский, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей [Текст] / Владимир Лубовский. - Москва : Педагогика, 1989 - 100 с.
66. Лубовский, В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии) [Текст] / Владимир Лубовский. - Москва, 1978. - 224 с.
67. Лурия А. Р. Язык и сознание [Текст] / Александр Лурия; под редакцией Е. Д. Хомской. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 51 с.
68. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга [Текст] / Александр Лурия. - Изд. 3-е. - Москва : Изд-во МГУ, 2000. - 342 с.
69. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Александр Лурия. - Москва : Академия, 2003. - 384 с.
70. Лутонян, Н. Г. Возрастная динамика процессов памяти у детей с задержкой психического развития [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Нарине Лутонян. - Москва, 1977. - 23 с.
71. Люблинская, А. А. Овладение пространственными отношениями у ребенка дошкольного возраста [Текст] : проблемы психологии / Анна Люблинская. - Ленинград : ЛГУ, 1948. - 67 с.
72. Люблинская, А. А. Роль речи в развитии зрительного восприятия у детей [Текст] : вопросы детской и общей психологии. - Москва : АПН РСФСР, 1954. - 3 с.
73. Марковская, И. Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика) [Текст] / Инна Марковская. - Москва : Комплекс-центр, 1993. - 13 с.
74. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст) [Текст] / Елена Мастюкова. - Москва : ВЛАДОС, 1997. - 304 с.
75. Макоедова, Г. Е. Формирование пространственно - временных представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Галина Макоедова // Дефектология. - 2005. - № 4. - 57 с.
76. Малиованова, Е. Л. Формирование грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук / Елена Малиованова. - Москва : Моск. гор. пед. ун-т, 2009. - 25 с.
77. Медведева, Т. Н. Система предлогов в русской диалектной и литературно-разговорной речи (функциональный аспект) [Текст] : автореф. дис. канд. филол. наук / Татьяна Медведева. - Саратов : Сарат. гос. пед ун¬т. 1999. - 16 с.
78. Микляева, Ю. В. Формирование семантической стороны речи в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста с общимнедоразвитием речи (на примере предложно-падежных конструкций) [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук / Юлия Микляева. - Москва, 2003. - 18 с.
79. Новикова, Е. В. Секреты предлогов и падежей [Текст]: учеб. - метод. Пособие / Елена Новикова. - Москва: Издательство «Гном и Д», 2001. - 128 с.
80. Павлова, Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников [Текст] / Татьяна Павлова. - Москва : Школьная Пресса, 2004. - 60 с.
81. Пепик, Л. А. Особенности восприятия и моделирования пространства дошкольниками с недостатками интеллекта [Текст] / Лариса Пепик // Дефектология. - 1997. - № 6. - 43 с.
82. Переслени, Л. И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей: психофизиологическое исследование [Текст] / Любовь Переслени. I Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. - Москва : Педагогика. - 1984. - 160 с.
83. Переслени, Л. И. Задержка психического развития: вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Л. И. Переслени, Е. М. Мастюкова // Вопросы психологии. - 1989. - № 1. - 55 с.
84. Селиверстов, В. И. Понятийно - терминологический словарь логопеда [Текст] / под ред. В. И. Селиверстова. - Москва : ВЛАДОС, 1997.
- 156 с.
85. Розенталь, Д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов [Текст] : пособие для учителя / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова.
- Изд. 3-е, испр. и доп. - Москва : Просвещение, 1985. - 358 с.
86. Розенталь, Д. Э. Современный русский язык [Текст] / Розенталь Д. Э, Голуб И. Б, Теленкова М. А. - Москва, 2002. - 97 с.
87. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / Сергей Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Питер, 2004. - 713 с.
88. Рудакова, Н. П Проблемы овладения предложно-падежными конструкциями детьми дошкольного возраста в норме и с речевой патологией [Текст] / Наталья Рудакова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002. - № 6. - 7 с.
89. Рудакова, Н. П. Особенности усвоения предложно - падежных конструкций детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Наталья Рудакова // Логопед. - 2004. - № 3.
- 41 с.
90. Рудакова, Н. П. Формирование предлогов в речевой практике детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Наталья Рудакова // Логопед.
- 2007. - № 5. - 10 с.
91. Селиверстов, В. И. Речевые игры с детьми [Текст] / Вячеслав Селиверстов. - Москва : Владос, 1994. - 344 с.
92. Семаго, Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Наталья Семаго. - Москва : Айрис - пресс, 2007. - 112 с.
93. Семаго, Н. Я. Пространственные представления ребенка: о диагностике пространственных представлений о собственном теле, о взаимоотношении внешних объектов и тела [Текст] / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго // Школьный психолог. - 2000. - № 34. - 8 с.
94. Семаго, Н. Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго //Дефектология. - 2000. - № 1. - 11 с.
95. Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте [Текст] : учеб. пособие для вузов / Анна Семенович. - Москва : Академия, 2002. - 232 с.
96. Семенович, А.В. Сборник нейропсихологических программ. Таланты детского мозга [Текст] / Анна Семенович. - Казань : Центр социально-гуманитарного образования, 2016. - 10 с.
97. Семенович, А. В. Пространственные представления при отклоняющемся развитии [Текст] / А. В. Семенович, С. О. Умрихин. - Москва, 1997. - 122 с.
98. Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга [Текст] / Иван Сеченов. - Москва : АПН СССР, 1961. - 99 с.
99. Симерницкая, Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе [Текст] / Эсфирь Симерницкая. - Москва : МП, 1985. - 190 с.
100. Слепович, Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Елена Слепович. - Минск : Нар. Асвета, 1989. - 64 с.
101. Слобин, Д. И. Когнитивные предпосылки развития грамматики. Психолингвистика. [Текст] / Ден Слобин. - Москва, 1984. - 143 с..
102. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции [Текст] : учеб. пособие для студентов / Евгения Соботович. - Москва : Классик-с стиль, 2003. - 67 с.
103. Соколова, Н. В. Обучение детей с ФФН и ОНР навыку употребления предложно-падежных форм с использованием элементов программы обучения, воспитания и реабилитации детей по системе Монтессори [Текст] / Наталья Соколова // Дефектология. - 1999. - № 1. - 55 с.
104. Степанов, Ю. С. Проблема классификации падежей. [Текст] : Вопросы языкознания / Юрий Степанов. РАН, Отделение литературы иязыка РАН. - 1968. - № 6. - 36 с.
105. Уфимцева, Н. В. Психолингвистические характеристики функционирования категории падежа существительного в русском языке [Текст] / Наталья Уфимцева. - Москва : НИИ общ. педагогики, 1979. - 5 с.
106. Феофанов, М. П. Об употреблении предлогов в детской речи [Текст] / Михаил Феофанов // Вопросы психологии, 1958. - № 2. - 118 с.
107. Филатова, И. А. Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи [Текст] / Ирина Филатова. - Москва : Издательство «Книголюб», 2010. - 48 с.
108. Хватцев, М. Е. Логопедия. Работа с дошкольниками [Текст] / Михаил Хватцев. - Москва : ООО «Издательство ACT», 2002. - 258 с.
109. Цветкова, Л. С. Роль зрительного образа в формировании речи и у детей с различными формами патологии [Текст] / Л. С. Цветкова, Т. М. Пирцхалайшвили // Дефектология. - 1975. - № 5. - 11 с.
110. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи [Текст] : учеб. пособие / Стелла Цейтлин. - Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
111. Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей [Текст] : пособие по диагностике речевых нарушений / Галина Чиркина. - Изд. 3-е, доп. - Москва : АРКГИ, 2003. - 240 с.
112. Шанский, Н. М. Современный русский язык. [Текст] / Шанский Н. М, Бабайцева В. В. Изд. 2-е, испр и доп. - Москва, 1987- 256 с.
113. Шаркова, О. А. Коррекционная работа по формированию предложно-падежных конструкций у детей с ОНР [Текст] / Ольга Шаркова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - № 3. - 15 с.
114. Шахматов, А. А. Синтаксис русского языка [Текст] / Алексей Шахматов. - Москва : Эдиториал УРСС, 2001. - 342 с.
115. Шахнарович, A. M. Общая психолингвистика [Текст] / Александр Шахнарович. - Москва : Изд-во РОУ, 1995. - 93 с.
116. Шахнарович, А. М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики на материале онтогенеза речи [Текст] / А. М. Шахнарович, Н. М. Юрьева. - Москва : Изд-во РОУ, 1990. - 168 с.
117. Шведова, Н. Ю. Русская грамматика. Синтаксис [Текст] / Наталия Шведова. - Москва : Наука, 1980. - Т. 2. - 704 с.
118. Шевченко, С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 [Текст] / под общей ред. С. Г. Шевченко. - Москва : Школьная Пресса, 2003. - 96 с.
119. Шемякин, Ф. Н. О психологии пространственных представлений [Текст] / Федор Шемякин. Ученые записки Государственного научно-исследовательского Института психологии. - Москва, 1940. - 34 с.
120. Шереметьева, Е. В. Проблема профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста группы риска по ЗПР [Текст] / Е. В. Шереметьева, М. А. Шилова // Материалы XI Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. - 2015. - 489 с.
121. Шереметьева, Е. В. Понимание грамматики обращённой речи детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью [Текст] / Елена Шереметьева // Лекция. - Челябинск: Изд-во Юж. - Урал. гос. гуман. - пед. ун-та. - 2017. - 20 с.
122. Яцель, О. С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах [Текст] / Ольга Яцель. - Москва : Издательство «ГНОМ и Д», 2006. - 1 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ