ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 11
1.1 Социально-исторические закономерности развития логоритмики
1.2 Психофизиологическая база речи в развитии речевых функций
1.3 Структура и симптоматика ОНР 28
1.4 Коррекционное значение логоритмики в воспитании дошкольников
с общим недоразвитием речи 36
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 48
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ
БАЗЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ... 50
2.1 Методики изучения психофизиологической базы речи 50
2.2 Проявление нарушений психофизиологической базы речи у детей с
общим недоразвитием речи III уровня 63
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 79
ГЛАВА 3. КОМПЛЕКСНАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА В
ПРОЦЕССЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ 81
3.1 Модель комплексной коррекционной работы в процессе
сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством логопедической ритмики 81
3.2 Результаты экспериментальной работы 111
ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ 124
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 125
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 128
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность. Комплексная коррекционная помощь детям старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является одним из высокоперспективных направлений в теории и практики специальной педагогики.
Показателем всестороннего и полноценного развития ребенка является хорошо развитая речь. С богатой и правильной речью ребенку легче высказывать свои мысли, расширяется круг возможности в познании окружающей действительности, становятся содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, у ребенка активнее происходит психическое развитие. Поэтому отставание в речевом развитии у старших дошкольников тревожит не только психологов, логопедов, воспитателей, но и становится очевидным для родителей, и стимулирует к своевременному предупреждению и исправлению различных нарушений.
По данным Всемирной организации здравоохранения, в настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с нарушениями речи, обусловленными органической патологией центральной и периферической нервной системы. Зарубежные исследования показывают, что частота речевых расстройств варьируется от 5-10 % до 20 % и выше [71. С. 2]. По данным Министерства
здравоохранения РФ в настоящее время только у 15 % детей отсутствуют проявления патологии развития. По статистике, 70-90 % детей, посещающих дошкольные учреждения, имеют проблемы с речевым развитием, среди которых почти у 50 % детей диагностируется проявление общего недоразвития речи. [13.С. 3].
Согласно ежегодному мониторингу, проводимому в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 466 г. Челябинска было подтверждено, что с каждым годом число детей с нарушениями речи увеличивается на 6 - 9 детей (2015 г. - 24 ребенка с ОНР, 2016 г. - 31 ребенок с ОНР, 2017 г. - 40 детей с ОНР). У 80 % детей, посещающих дошкольное учреждение, имеются проблемы с речевым развитием, проявление общего недоразвития речи диагностируется у 60 % детей.
Общее недоразвитие речи (ОНР), являясь наиболее распространенной речевой патологией, проявляющейся у дошкольников с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом, определяется Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной как «специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, фонетики, грамматики» [98. С. 23].
Базируясь на исследованиях отечественных физиологов (П.К. Анохина, И.П. Павлова, И.М. Сеченова), психологов (Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, и др.), нейропсихологов (А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой, и др.) в рамках настоящего исследования психофизиологическая база речи рассматривается как функциональная система, проявляющаяся во взаимосвязи речевых нарушений с особенностями психического развития ребенка [5, 34, 62, 63]. А речевые нарушения базируются на взаимодействии мозговых структур головного мозга, любая из которых осуществляет специфически определенную операцию в речевой деятельности. [16. С. 388]. Таким образом, неполноценная речевая деятельность детей с общим недоразвитием речи накладывает определенный отпечаток на формирование всех психических функций.
О недостатках сенсорного и психомоторного развития у детей с ОНР описано в работах Г.А. Волковой, Н.А. Рычковой, Г.Р. Шашкиной и др.
Как отмечают Ю.Ф. Гаркуш, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, у детей с общим недоразвитием речи отмечаются различные расстройства регуляции мышечного тонуса, статической координации и выносливости, слабость мимических движений. В результате у дошкольников появляются трудности при согласовании кинетического и кинестетического акта с пространственно-временными параметрами. Для одних детей показательным является гипервозбудимость, выраженная чрезмерно активной эмоциональной и двигательной обеспокоенностью, в то время как другие дети, отличаются заторможенностью, вялостью, пассивностью [36, 49, 65, 97].
Результатом того, что дети характеризуются неоднородностью природой дефекта и многообразием клинических проявлений, коррекционная работа представляет для специалистов сложную проблему.
Введение логопедической ритмики в комплекс мероприятий по устранению у дошкольников ОНР III уровня раскрывает дополнительные возможности для благополучного их развития и обучения. Логопедическая ритмика является единственным в своем роде средством, которое в занимательной и непринужденной, обстановке решает ряд коррекционно- образовательных, коррекционно-воспитательных, коррекционно-оздоровительных задач.
Логоритмика многообразием своих средств вносит огромный вклад в развитие оптико-пространственных, акустических функций, праксиса, гнозиса, познавательных способностей, творческих навыков, музыкально-ритмического чувства, а так же вносит коррективы в эмоционально-волевую сферу и речевую функциональную систему.
Особенности логопедической ритмики, ее коррекционные потенциалы и мультисенсорные возможности рассмотрены в научных работах таких ученых, как Р.Л. Бабушкиной, Г.А. Волковой, Н.А Власовой, В.А. Гринер, М.Ю. Картушиной, Е.А. Медведевой, H.A. Рычковой, Н.С. Самойленко, Г.Р. Шашкиной и др.
Обзор научно-методической литературы по теме исследования, а так же полученные результаты эксперимента на констатирующем этапе позволили сделать вывод о том, что для детей школьного возраста и для детей младшего дошкольного возраста логопедическая ритмика используется в системе корекционной работы и есть разработки методологических, организационных основ логоритмического воспитания детей, а с детьми старшего дошкольного возраста применяются в основном отдельные элементы логопедической ритмики.
На данный момент для детей старшего дошкольного возраста существует множество программ по логоритмике, однако нет единой комплексной программы, которая бы включала работу всех специалистов ДОУ.
Возникает потребность к созданию комплексной модели сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством логопедической ритмики.
Это вызывает необходимость поиска основных направлений и приемов коррекционно-логопедической работы по преодолению у детей речевых нарушений, а так же позволяет выделить ряд обостряющихся противоречий между:
- возрастающими требованиями к всестороннему развитию ребенка и реальным уровнем развития детей с ОНР;
- комплексным подходом к коррекции сенсорного, коммуникативного и психомоторного компонентов психофизиологической базы речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и недостаточной разработанностью методических рекомендаций и требований для проведения данной работы;
- практической востребованностью логопедической ритмики в комплексной работе по преодолению ОНР и недостаточной степенью разработанности методики ее применения на практике;
- потребностью в совместной работе всех специалистов дошкольного учреждения и родителей ребенка и недостаточной разработанностью методических рекомендаций и применений их на практике.
Обозначенная проблема и выделенные противоречия обусловили актуальность выбора темы исследования: «Логопедическая ритмика в комплексной коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня».
Объект исследования - процесс использования логопедической ритмики в формировании психофизиологической базы речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования - особенности преодоления нарушений психофизиологической базы речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством логопедической ритмики.
Цель исследования - разработать и обосновать модель сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня исходя из особенностей преодоления нарушений психофизиологической базы речи с использованием логопедической ритмики.
Основу гипотезы исследования составляет предположение о том, что преодоление нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня будет протекать успешней, если логопедическая ритмика будет рассматриваться в структуре комплексной коррекционной работы.
Для достижения цели поставлены соответствующие задачи:
1. Исследовать теоретические основы роли логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.
2. Определить особенности психофизиологической базы речи в развитии речевой функции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3. Показать возможности использования логопедической ритмики в комплексной модели сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Методы исследования:
- Теоретические: изучение и анализ научной отечественной и зарубежной литературы по данной проблеме, сравнение, описание, обобщение.
- Эмпирические: организация и проведение педагогического эксперимента (наблюдение, тестирование).
- Количественный и качественный анализ полученных данных, статистическая обработка результатов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что представлен анализ роли логоритмики в повышении результативности коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на основании психофизиологической базы речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, показана возможность использования логопедической ритмики в разработанной комплексной модели сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Определено содержание коррекционной работы, способствующей развитию психофизиологической базы речи в процессе использования логопедической ритмики, как условия повышения эффективности коррекционной работы.
База проведение эксперимента. Экспериментальная работа проводилась на базе МАДОУ детский сад № 466 Калининского района города Челябинска в 3 этапа. Исследованием было охвачено 20 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Экспериментальную группу формирующего эксперимента (ЭГ) составили 10 старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня (4 девочки, 5 мальчиков). Это дети группы компенсирующей направленности.
Контрольную группу (КГ) составили 10 старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня (3 девочки, 7 мальчиков). Это дети комбинированной группы.
Периодизация исследования:
На I этапе (ноябрь 2017 - август 2018 г.) проведен анализ литературы по исследуемой проблеме, выбрана гипотеза, разработан план проведения этапов эксперимента.
На II этапе (сентябрь 2018 - май 2019 г.) проведены констатирующий и формирующий этапы эксперимента, установлены особенности проявления нарушений психических функций у детей с ОНР III уровня. Создано теоретическое обеспечение исследования проблемы: подобраны методики для изучения состояния неречевых психических функций старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, разработана система оценок состояния неречевых психических функций. Разработана и апробирована модель комплексной работы по коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста посредством логопедической ритмики на основе развития психофизиологической базы речи.
На III этапе (июнь 2019 - январь 2020 г.) проведен анализ результатов формирующего эксперимента, выполнена оценка эффективности применения разработанной модели комплексной коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста посредством логопедической ритмики, осуществлено уточнение теоретических и практических выводов, оформлены полученные результаты.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось посредством участия в международных научно-практических конференциях и публикацией статей:
1. Участие в ежегодной студенческой научно -практической конференции «Коррекционно-педагогические технологии воспитания и обучения детей с нарушениями речи» (19 апреля 2019 г.) с темой «Логопедическая ритмика в развитии психических функций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».
2. Участие в XI Международной научно-практической конференции, посвященной 85 - летию Южно - Уральского государственного гуманитарно - педагогического университета «Современные технологии социальной работы и инклюзивного образования».(25-26 апреля 2019 года).
Логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми с ОНР (Общее недоразвитие речи) // Современные технологии социальной работы и инклюзивного образования: сборник статей XI Международной научно-практической конференции, посвященной 85 - летию Южно - Уральского государственного гуманитарно - педагогического университета/ под общ. ред. В.С. Васильевой, С.В. Росляковой; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Юж.-Урал. гос. гуманитар. - пед. ун-т. - Челябинск: Юж.- Урал. науч. центр РАО, 2019. - ч.2. с.142-148.
3. Участие во II Всероссийской научно-практической конференции «Тьюторское сопровождение в системе общего, дополнительного и профессионального образования»» 24 -25 января 2020 года с темой «Современные технологии в комплексной коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня».
4. Логопедическая ритмика в развитии психических функций дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) // Научно-методический журнал «Наука и образование: новое время. - 2018. - №6. - с.119-122.
5. Развитие неречевых функций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня // Научно-методический журнал «Традиции и новации в дошкольном образовании». - 2018. - №5 - с.13-16
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Теоретический анализ научно-методических публикаций по проблеме исследования - логопедическая ритмика в комплексной коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, позволяет отметить, что логоритмика это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, решающая ряд оздоровительных, воспитательных, образовательных, коррекционных задач в занимательной и непринужденной форме.
Для оценивания состояния неречевых психомоторных функций выделены следующие составляющие: сенсорные, включающие в себя слуховое восприятие, восприятие музыки, дифференциацию звуков, динамический слух, зрительное восприятие, зрительно-пространственный гнозис и праксис; моторные функции, включающие общую моторику, произвольную моторику пальцев рук, ритмическое чувство, мимическую и артикуляционную моторику, а также состояние просодической стороны речи.
В рамках изучения состояния неречевых психических функций детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня был проведен эксперимент по реализации комплексной коррекционной программы по преодолению ОНР и компенсации нарушений неречевых психических функций.
Педагогический эксперимент проходил с участием двух групп: экспериментальной и контрольной, в каждой по 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, посещающие МАДОУ детский сад № 466 Калининского района города Челябинска.
На констатирующем этапе педагогического эксперимента было исследовано состояние неречевых психических функций детей с общим недоразвитием речи III уровня. Проведя анализ полученных результатов, можно сделать вывод, что высоким уровнем развития неречевых психических функций не обладает ни один из участников исследования.
Средний уровень развития продемонстрировали 40 % дошкольников из
экспериментальной группы, и 60 % дошкольников из контрольной группы. Это свидетельствует о том, что дети не в состоянии с первого предъявления справиться самостоятельно с предложенными заданиями. Задания выполняются с трудом, многие упражнения выполняются не в полном объеме, при замедленном темпе. Отмечен тремор и синкинезии. 60 % дошкольников из ЭГ и 40 % дошкольников из КГ продемонстрировали уровень ниже среднего, что указывает на то, что выделяется группа детей, неспособных безошибочно выполнить задания даже при повторном его предъявлении и при посильной помощи взрослого.
Анализ данных констатирующего этапа педагогического эксперимента выявил необходимость разработки и применения комплексной коррекционной модели по преодолению ОНР III уровня и компенсации нарушений неречевых психических функций.
В ходе формирующего этапа эксперимента, разработана комплексная коррекционная модель по преодолению речевых нарушений с применением логопедической ритмики. В экспериментальной группе логопедические занятия проводились с применением логопедической ритмики. В контрольной группе, логопедические занятия проходили по адаптированной основной образовательной программе, без применения логопедической ритмики.
На контрольном этапе педагогического эксперимента в экспериментальной и контрольной группах была проведена оценка состояния неречевых психических функций. В экспериментальной группе: количество детей с высоким уровнем увеличилось на 30 %, со среднем уровнем увеличилось на 20 %, а детей с уровнем ниже среднего уменьшилось с 60 % до 10 %, в то время, как в контрольной группе так же отмечаются изменения, но не такие значительные: количество детей с высоким уровнем неречевых психических функций увеличилось только на 20 %, со средним уровнем осталось неизменно, а вот с уровнем ниже среднего уменьшилось только на 20 %. Это свидетельствует об эффективности применения в комплексной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений логопедической ритмики.
Подводя итог всему вышеизложенному, можно констатировать, что в работе решены все поставленные задачи, в полном объеме реализована цель исследования. Полученные теоретические и экспериментально-практические результаты подтвердили правильность положенной в основу исследования гипотезы. Доказана целесообразность применения логоритмики в комплексной коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Включённая в структуру комплексной коррекционной модели логопедическая ритмика способствует всестороннему развитию ребенка, а преодоление нарушения речи протекает более успешней.
1. Аксанова, Т. Ю. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР [Текст] / Татьяна Аксанова.
- СПб. : Детство-Пресс, 2009. - 245 с.
2. Александрова, Н. Г. Ритмическое воспитание [Текст] / Нина Александрова // Доклад, принятый на всесоюзном совещании совета физической культуры. - М. : Новая Москва, 1924. - 16 с.
3. Алтухова, Н. Г. Научите слышать звуки [Текст] / Наталья Алтухова - СПб.: «Лань», 1999. - 112 с.
4. Анисимова, Г. И. Исследование готовности логопеда к использованию средств музыки на занятиях по логопедической ритмике с дошкольниками / Галина Анисимова // Ярославский педагогический вестник
- 2014-№4-Том II (Психолого - педагогические науки) - С.166-171.
5. Анохин, П. К. Индивидуально-психологические особенности и биоэлектрическая активность головного мозга [Текст] / Петр Анохин. - М.: Наука, 1988. - 283 с.
6. Арсеневская, О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения [Текст] / Ольга Арсеневская. - Волгоград: Учитель, 2011. - 204 с.
7. Аршавский, И. А. Некоторые методологические и теоретические аспекты анализа закономерностей индивидуального развития организмов [Текст] / Илья Аршавский // Вопросы философии. - 1986. - № 11. - С. 95¬104.
8. Аюпова, Е. Е. Логоритмика в детском саду [Текст] / Е. Е. Аюпова, А. Г. Степанова // Программа логоритмических занятий для детей дошкольного возраста. - Пермь, 2009. - 36 с.
9. Бабина, Г. В. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия») : учебно-методическое пособие [Текст] / Г. В. Бабина, Л. И. Белякова, Р. Е. Идес / под ред. Г. В. Бабиной. - М. : МПГУ, 2012. - 104 с.
10. Бабушкина, Р. Л. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи [Текст] / Р. Л. Бабушкина, О. М. Кислякова // Под ред. Г. А. Волковой. - СПб: КАРО, 2005. - 176 с.
11. Баканова, О. И. Особенности развития детей с задержкой речи и общим недоразвитием речи в инклюзивном пространстве [Электронный ресурс] / Ольга Баканова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 37. - С. 11 - 15. - Режим доступа:http://ekoncept.ru/2015/95625.htm
12. Балобанова, В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова, Л. В. Венидиктова. - СПб. : Детство-Пресс, 2009. - 135 с.
13. Баранов, Александр Александрович. Результаты
профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних в Российской Федерации [Электронный ресурс] / А. А., Баранов, Л. С. Намазова-Баранова, Терлецкая Р. Н. и др. - Российский педиатрический журнал, 2016, том 19, №5, С. 287-293. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/rezultaty-profilakticheskih-meditsinskih-osmotrov-nesovershennoletnih-v-rossiyskoy-federatsii/viewer
14. Бекина, С. И. Музыка и движения (Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет). Из опыта работы музыкальных руководителей детских садов [Текст] / С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина - М.: «Просвещение», 1983. - с.158
15. Бекина, С. И. Музыка и движение : ( Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет). Из опыта работы муз. руководителей дет. садов [Текст] / Авт.-сост. С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. - М. : Просвещение, 1984. - 288 с. : нот.
16. Бехтерев, В. Н. Основы учения о функциях мозга [Текст] / Владимир Бехтерев. - СПб.: Брокгауз-Эфрон, 1903. - 512 с.
17. Боромыкова, О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением: Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. - Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. [Текст] / Ольга Боромыкова - СПб.: «Детство - пресс», 1999. - 64 с.
18. Васильева, В. С. Дидактические возможности информационных технологий в процессе логопедической работы по коррекции речевых нарушений у старших дошкольников [Текст] / Васильева В. С., Абрамовских А. А. // Категория "социального" в современной педагогике и психологии: Материалы 2-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: в 2 частях. Редакционная коллегия: А. Ю. Нагорнова (ответственный редактор), А. Н. Ярыгин, О. И. Донина, Н. И. Мешков, Л. В. Гурылева, Л. И. Еремина. - 2014. - С. 24-29.
19. Васильева, В. С. Коррекционная работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР [Текст] / В.С. Васильева, О.А. Бурцева // Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы XV международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 65-67.
20. Васильева, В. С. Применение инновационных технологий в преодолении нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня [Текст] / В. С. Васильева, А. А. Лисина // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - №4-11. - С. 17-23.
21. Васильева, В. С. Теоретико-методологические основания развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольного образования [Текст]/ Виктория Васильева // Сибирский педагогический журнал: научный журнал. - Новосибирск: Изд-во НГПУ. - 2011 - №8. - С. 175 - 182.
22. Весна, М. А. Педагогическая синергетика: парадигма,
методология, теория, исследовательская программа [Текст] / Михаил Весна // Монография. - Курган : Изд-во КГУ, 2010. - 432 с.
23. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / Наталья Ветлугина. - М. : Просвещение, 1981. - 239 с.
24. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов [Текст] / Татьяна Визель - М. : АСТ: Транзиткнига, 2006 - 384с.
25. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Елена Винарская. - М. : АСТ, 2009. - 144 с.
26. Вихарева, Г. Ф. Споем, попляшем, поиграем: Песенки-игры для малышей [Текст] / Галина Вихарева - СПб. : «РЖ Музыкальная палитра», 2011. - 123 с.
27. Власова, Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер, - М.: Просвещение,2011 - 98 с.
28. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика: учебник для студентов вузов [Текст] / Галина Волкова. - Санкт-Петербург : Детство - Пресс, 2010. 272 с.
29. Волкова, Г. А. Логопедия [Текст]: Учебник для студентов дефектол. Фак. Пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С. Н. Шаховской ; М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
30. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи [Текст] / Галина Волкова // Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. - СПб. : ДЕТСВО-ПРЕСС, 2003. - 144 с.
31. Волкова, Г. А. Содержание логоритмического воспитания заикающихся детей преддошкольного возраста [Текст] / Галина Волкова // Совершенствование методов диагностики преодоления нарушений речи. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с.
32. Волковская, Т. Н.. Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. Н. Волковскаяа, Г. Х. Юупова. - М., Национальный книжный центр, 2014 - 96 с.
33. Воронова, А. Е. Логоритмика в речевых группах дошкольного образовательного учреждения для детей 5-7 лет [Текст] / Алла Воронова - М.ТЦ Сфера, 2006. - 205 с.
34. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Лев Выготский, - М. : Лабиринт, 2008. - 45 с.
35. Галянт, И. Г. Палочки-стукалочки и веселые пальчики: учебно-методическое пособие / Ирина Галянт. - Челябинск.: Изд-во Челяб. Гос. Пед.ун-та, 2013. - 83 с.
36. Гаркуша, Ю. Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи: Методические рекомендации для воспитателей [Текст] / Под ред. О. Н. Усановой. - М.: Научно¬практический центр «Коррекция», 1992. - 60 с.
37. Гиляровский, В. А. К вопросу о генезе заикания у маленьких детей и роли его для общего развития личности и его лечение / Василий Гиляровский // Советская невропатология, психиатрия и психогигиена. - 1932. - Т. I. - Вып. 9 - 10. - С. 570 - 582.
38. Гоголева, М. Ю. Логоритмика в детском саду. [Методическое пособие] [Текст] / Марина Гоголева - М.: Академия развития, 2006. - 120 с.
39. Гребенев, И. В. Теория обучения и моделирование учебного процесса [Текст] / И. В. Гребенев, Е. В. Чупрунов // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2007. № 1. - С. 28 - 32.
40. Гринер, В. А. Ритм [Текст] / Вера Гринер. - М.: Просвещение, 1966. - 254 с.
41. Гриншпун, Б. М. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью [Текст] / Б. М. Гриншпун, В. И. Селиверстов // Дефектология. - 1988. - №3. - С. 9 - 15.
42. Громова, О. Н. Игры - забавы по развитию мелкой моторики [Текст] / О. Н. Громова, Т. А. Прокопенко. - М.: Гном-Пресс, 2002 - 64 с.
43. Гуровец, Г. В. Клиника и основные направления работы при моторной' алалии. Недоразвитие и утрата речи [Текст] / Г. В. Гуровец, С. И. Маевская, С. И. Генез // Вопросы теории и практики. Сборник научных трудов. - М : МГПИ им. В.И. Ленина. - 1985. - С. 13 - 20.
44. Демьянов, Ю. Г. О комплексном медико-педагогическом
взаимодействии специалистов в дефектологии [Текст] / Юрий Демьянов // Учитель дефектолог: Современные проблемы подготовки и
совершенствования работы. Межвузовский сборник научных трудов. - М.: Прометей, 1990. - С. 270 - 277.
45. Дресвянников, В. И. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с заикающимися школьниками [Текст] / Владимир Дресвянников // Дефектология. - 2009. - №3. - С. 69 - 72.
46. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общ. недоразвитием речи). Кн. для логопеда [Текст] / Людмила Ефименкова. - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1985. - 111 с.
47. Жак-Далькроз, Э. Ритм : Его воспитательное значение для жизни и для искусства: 6 лекций / Эмиль Жак-Далькроз; Пер. Н. Гнесиной ; Предисл.: Павел Бепле. - 2-е изд.// М : Журн. "Театр и искусство", 1922. - 120 с.
48. Жинкин, Н. И. Механизмы речи [Текст] / Николай Жинкин. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 104 с.
49. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М.: Просвещение, 2010. - 240 с.
50. Зееман, М. Расстройства речи в детском возрасте. [Текст] / Милослав Зееман // Пер. с чешского Е. О. Соколовой; Под ред. и с перед. В. К. Трутнева и С. С. Ляпидевского. - М.: Медгиз, 1962. - 300 с.
51. Змеев, С. И. Технология обучения взрослых. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. [Текст] / Сергей Змеев.- М.: Издательский центр «Академия», 2002, 121с.
52. Картушина, М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-5 лет. [Текст] / Марина Картушина // Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 160 с.
53. Ковшиков, В. А. К вопросу о нарушении различных знаковых систем в речевой деятельности детей с экспрессивной алалией [Текст] / Валерий Ковшиков // Изучение динамики речевых и нервно-психических нарушений. - Л., 2010. - С. 79-96.
54. Козак, О. Н. Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет [Текст] / Олег Козак - СПб.: «Союз», 2000 - 336 с.
55. Колповская, И. К. Педагогическое наблюдение за детьми с тяжёлыми нарушениями речи [Текст] / Ирина Колповская // Методы обследования нарушений речи у детей. - М., 1982. - С. 127-144.
56. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка [Текст] / Марионилла Кольцова. - М., 2012 - 298 с.
57. Коноваленко, В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР [Текст] / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко // Методическое пособие - М. : Гном и Д, 2002. - 56 с.
58. Корнев, А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты [Текст] / Александр Корнев. - СПб.: Речь, 2006. - 380 с.
59. Кузнецова, Е. В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Елена Кузнецова // Методическое пособие - М. : Гном и Д, 2002. - 128 с.
60. Кузнецова, Е. В. Логоритмические занятия [Текст] / Елена Кузнецова //Дошкольное воспитание. - 2013. - №3. - С. 32 - 37.
61. Левина, P. E. Общее недоразвитие речи: характеристика общего недоразвития речи у детей [Текст] / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина // Основы теории и практикилогопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1968. - С. 67-166.
62. Леонтьев, А. А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности [Текст] / Алексей Леонтьев. - М., Академия, 2011. - 245 с.
63. Лурия, А. Р. Язык и сознание [Текст] / Александр Лурия // под редакцией Е. Д. Хомской. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 320 с.
64. Люблинская, А. А. Детская психология [Текст] / Анна Люблинская. - М.: Просвещение, 1971. — 415 с.
65. Мастюкова, Е. М. О нарушениях гностических функций у учащихся с тяжёлыми расстройствами речи [Текст] / Елена Мастюкова // Дефектология. - 1976. - № 1. - С. 13 - 17.
66. Медведева, Е. А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика [Текст] / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева // Под ред. Е.А. Медведевой. - М. : Академия, 2002. - 224 с.
67. Микляева, Н. В. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: пособие для воспитателей и логопедов [Текст] / Н. В. Микляева, О. А. Полозова, Ю. Н. Радионова. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 112 с.
68. Мухина, А. Я. Речедвигательная ритмика [Текст] / Алла Мухина. - М.: АСТ, 2010. — 227 с.
69. Мухина, В. С. Детская психология [Текст] / Вера Мухина. - М. : ООО Апрель-Пресс, ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2011. - 315с.
70. Немов, Р. С. Психология [Текст] / Роберт Немов // В 3-х книгах: Кн. 1. - М. : Владос, 2003. - 688 с.
71. Нестерова, Татьяна Владимировна. Проблемы состояния здоровья дошкольников с нарушением речевого развития [Электронный ресурс] / Т. В. Нестерова // Universum: Медицина и фармакология: электрон.
135
науч. журн. 2014. №2(3). Режим доступа:http://7univresum.com/ru/med/
archive/item/983
72. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР [Текст] / Наталья Нищеева // Методическое пособие.
- СПб.: Детство-пресс, 2007. - 560 с.
73. Новиковская, О. А. Логоритмика [Текст] / Ольга Новиковская // Практическое пособие. - М.: Корона принт, 2008. - 272 с.
74. Новиковская, О. А. Логопедическая грамматика. Для детей 6-8 лет [Текст] / Ольга Новиковская. - М.: Корона-Век, 2017. - 64с.
75. Орлова, Т. М. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5 лет [Текст] / Т. М. Орлова, С. И. Бекина - М.: «Просвещение», 1987. - 148 с.
76. Палавандишвили, М. Л. Музыка и движение [Текст] / Марина Палавандишвили // Эстетическое воспитание в условиях развитого социалистического общества: тезисы докладов ; отв. ред. М. Ф. Овсянников.
- М., 1975. - С. 86-88.
77. Пензулаева, Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет [Текст] / Людмила Пензулаева - М.: «Владос», 2001. - 108 с.
78. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Жан Пиаже. - М. : Педагогика-пресс, 1999. - 528 с.
79. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для студентов пед.училищ [Текст] / О. П. Радынова, А. И. Катиняне, М. Л. Палавандишвили - М.: Владос, 1994 - 223 с.
80. Рау, Е. Ю. Ритм как средство речевой и эмоциональной саморегуляции (на модели заикания) [Текст] / Е. Ю. Рау, Е. С. Казбанова // Пути становления субъекта в информационном обществе. - 2004. - С. 84 - 87
81. Рычкова, H. A. Логопедическая ритмика [Текст] / Наталья Рычкова. - М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2008. - 36 с.
82. Самсонов, Ф. А. Наследственный фактор в патологии речи [Текст] / Ф. А. Самсонов, А. В. Крапухин // Речевые расстройства у детей и
методы их устранения: сб. научных трудов. - М.: МГПИ, 1978. - С. 16 - 23.
83. Селиверстов, В. И. Логика формирования современного понятийно-терминологического аппарата логопедии [Текст] / Владимир Селиверстов // История логопедии. Медико-педагогические основы: учебное пособие. - М.: Академический проект, 2013. - С. 346 - 370.
84. Сергеева, О. А. В. Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / О. А. Сергеева, А. В. Шульга // Молодой ученый. - 2015. - №6. - С. 682 - 684.
85. Сеченов, И. М. Избранные философские и психологические произведения [Текст] / Иван Сеченов. - М.: Госполитиздат, 1947. - 646 с.
86. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (дети с нарушением интеллекта и моторной алалией [Текст] / Евгения Соботович // Учебное пособие. - М.: Классикс Стиль, 2003. - 160 с.
87. Соловьева, Л. Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с ОНР [Текст] / Лариса Соловьева // Дефектология. - 1996. - № 1. - С. 36 - 42.
88. Солодова, Е. А. Математическое моделирование педагогических систем [Текст] / Е. А. Солодова, Ю. П. Антонов // МКО. 2005. Ч. 1. С. 113 - 119.
89. Спирова, Л. Ф. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи [Текст] / Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова // Методы обследования нарушений речи у детей; под. ред. Т. А. Власовой. Солодова Е.А., Антонов Ю.П. М.: Изд-во АПН СССР, 1982. - С. 34-58.
90. Таран, В. Т. Логоритмические занятия в системе работы логопеда ДОУ [Текст] / Валентина Таран.- СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2011. - 336 с.
91. Томильцев, А. В. Моделирование - ведущий принцип совершенствования организации учебного процесса в педагогическом колледже. [Текст]: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Томильцев Алексей Витальевич. : - Екатеринбург, 1997 - 170 с.
92. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты.
137
[Текст] / Наталья Трубникова. Учебно-методическое пособие. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. 1998. - 51 с.
93. Туманова, Т. В. Реализация идей Л. С. Выготского в логопедии : системный подход к нарушениям речи у детей [Текст] / Татьяна Туманова // Специальное образование. - 2012. - № 1. - С. 1-12.
94. Усанова, О. Н. Особенности произвольного внимания детей с моторной алалией [Текст] / О. Н. Усанова, Ю. Ф. Гаркуша // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы; теории и практики. Межвузовский сборник научных трудов; - М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. - С. 27 - 34.
95. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/6261/файл/5230/Приказ%20№%201155%20от17. 10.2013%20г.рб1?
96. Филатова, Ю. О. Логоритмика: Технология развития моторного и
речевого ритмов у детей с нарушениями речи [Текст] / Ю. О. Филатова, Н. Н. Гончарова, Е. В. Прокопенко // Учебно-методическое пособие. - М.:
Национальный книжный центр, 2017. - 208 с.
97. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Татьяна Филичева. - М. : РИЦ «Альфа» МГПУ им. М.А. Шолохова, 2015. - 350 с.
98. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М. : Альфа, 1993. - 1 ч. - 101 с.
99. Филичева, Т. Б. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. - М., 2014. - 325с.
100. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. Пособие [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 224 с.
101. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.:"ГНОМ-ПРЕСС", 1999. - 80 с.
102. Флоренская, Ю. А. Музические расстройства в процессе обратного развития афазии и их ритмотерапия. [Текст] / Ю. А. Флоренская, В. А. Гринер // Вопросы логопедии. - 1991. - Вып.4. - С. 53 - 66.
103. Хватцев, М. Е. Логопедия. Работа с дошкольниками [Текст] / Михаил Хватцев. - М.: Аквариум; СПб.: Дельта, 1996. - 380с.
104. Хоменко, Марина Сергеевна. Логоритмика как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / М. С. Хоменко // Совушка., 2019 №2 (16). Режим доступа:https://kssovushka.ru/zhurnal/16/
105. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст] / Валерий Цвынтарный. - СПб.: «Лань», 2000. - 31 с.
106. Цейтлин, С. Н. Язык. Речь. Коммуникация [Текст] / С. Н. Цейтлин, В. А. Погосян, М. А. Еливанова, Е. И. Шапиро. - СПб. : Каро, 2016.-125 с.
107. Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи [Текст]/ Гульнара Шашкина - М.: Академия, 2015. - 192 с.
108. Шипулин, Г. П. Терапевтическое влияние музыки [Текст] / Геннадий Шипулин // Вопросы современной психоневрологии. - 1996. - № 5.-С. 289-297
109. Шипицына, Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] / Л. М. Шипицына, А. А. Хилько, Ю. С. Галлямова, Р. В. Демьянчук, Н. Н. Яковлева / Под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. - СПб.: Речь, 2003. - 240 с
110. Эльконин, Д. Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет [Текст] / Даниил Эльконин. - М. : Просвещение, 2010. -348с.
111. Ядровская, М.В. Модели в практике [Текст] / Марина Ядровская // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 366. С. 139-143