ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВАУПРАВЛЕНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты совершенствования инновационной деятельности руководителя организации как фактора повышения качества управления 11
1.1. Основные направления и проблемы инновационной деятельности руководителя образовательной организацией 11
1.2. Ключевые тенденции инновационной деятельности руководителя образовательной организацией 21
1.3. Разработка педагогических условий совершенствования инновационной деятельности руководителя организации как фактора повышения качества управления 32
Выводы по главе 1 40
Глава 2. Экспериментальная работа по внедрению педагогических условий инновационной деятельности руководителя организации как фактора повышения качества управления (на примере МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа) 42
2.1. Характеристика базы исследования и особенностей инновационной
деятельности в МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа 42
2.2. Внедрение педагогических условий совершенствования инновационной деятельности руководителя организации как фактора повышения качества управления в МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа 59
2.3. Анализ результатов исследования по внедрению педагогических условий совершенствования инновационной деятельности руководителя организации как фактора повышения качества управления в МОУ «СОШ
№ 21» Копейского городского округа 67
Выводы по главе 2 71
Заключение 74
Библиографический список 78
Глава 1. Теоретические аспекты совершенствования инновационной деятельности руководителя организации как фактора повышения качества управления 11
1.1. Основные направления и проблемы инновационной деятельности руководителя образовательной организацией 11
1.2. Ключевые тенденции инновационной деятельности руководителя образовательной организацией 21
1.3. Разработка педагогических условий совершенствования инновационной деятельности руководителя организации как фактора повышения качества управления 32
Выводы по главе 1 40
Глава 2. Экспериментальная работа по внедрению педагогических условий инновационной деятельности руководителя организации как фактора повышения качества управления (на примере МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа) 42
2.1. Характеристика базы исследования и особенностей инновационной
деятельности в МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа 42
2.2. Внедрение педагогических условий совершенствования инновационной деятельности руководителя организации как фактора повышения качества управления в МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа 59
2.3. Анализ результатов исследования по внедрению педагогических условий совершенствования инновационной деятельности руководителя организации как фактора повышения качества управления в МОУ «СОШ
№ 21» Копейского городского округа 67
Выводы по главе 2 71
Заключение 74
Библиографический список 78
Актуальность темы. В настоящее время проблема инновационной деятельности руководителя организации объясняется, с одной стороны, стремительным распространением различных инноваций и, с другой, недостаточным владением ими сотрудниками. Многообразие инновационных преобразований, проводимых сегодня в организациях требует серьезного научно-методического обеспечения.
Современная образовательная организация представляет собой сложную динамичную систему, для которой характерна многоцелевая деятельность, состоящая из широкого перечня образовательных услуг, научных исследований, различного рода вспомогательных услуг по обеспечению учебного процесса. Реализация компетенций образовательной организацией, перечень которых определен Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требует от ее административно-хозяйственной и экономической деятельности серьезной инновационной работы по формированию такого финансово - экономического механизма, который позволил бы создать необходимые условия для их устойчивого финансирования.
На данном этапе экономического развития общества образовательные организации должны гибко реагировать на происходящие изменения, что требует от них постоянного развития инновационных форм управления образовательным процессом.
Упомянутый выше Федеральный закон «Об образовании в РФ» определяет принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования:
1) автономия образовательных организаций, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
2) демократический, государственно-общественный характер управления образованием;
3) обеспечение права работников, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией.
Основными причинами актуализации проблемы совершенствования системы управления образовательной организации также являются:
- отсутствие в существующих исследованиях общепринятой системы управления образовательной организации;
- слабая разработанность теоретических основ управления образовательной организации;
- недостаточная разработанность содержательного и методического аспектов управления образовательной организации;
- отсутствие комплекса условий управления образовательной организации.
На сегодняшний день во всех образовательных организациях действует структура управления, в которой в той или иной мере представлена общественная составляющая: педагогические советы, методические объединения, творческие группы. Однако, традиционные подходы к управлению образовательными организациями оказываются недостаточно эффективными.
Актуальность исследования определяется:
- тенденциями в образовании, связанными с необходимостью выявления условий совершенствования системы инновационного управления образовательной организации;
- повышением требований к уровню и качеству образования в Российской Федерации в связи с изменениями социально-экономических условий в стране;
- нереализованным потенциалом образовательных организаций при подготовке выпускников, обладающих необходимым уровнем знаний;
- недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения процесса совершенствования системы инновационного управления образовательной организации.
Сопоставление результатов исследований позволяют сделать вывод о том, что на сегодняшний день еще недостаточно изучены направления для инновационной деятельности руководителя организации.
Актуальность, недостаточная разработанность данной проблемы, а также выявленные противоречия послужили основой для определения темы исследования: «Инновационная деятельность руководителя организации как фактор повышения качества управления».
Актуальность темы работы предопределила выбор цели исследования, а также объекта и предмета исследования.
Цель исследования - изучить теоретические аспекты совершенствования инновационной деятельности руководителя организации как фактора повышения качества управления, разработать и внедрить педагогические условия инновационной деятельности руководителя (на примере МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа).
Объект исследования - система управления образовательной организацией.
Предмет исследования - инновационная деятельность руководителя организации как фактор повышения качества управления образовательной организацией.
Гипотеза исследования: качество управления инновационной деятельностью руководителя образовательной организации повысится, если будут реализованы следующие условия:
- ориентация на проектный подход в управлении образовательной организацией;
- интеграция и преемственность в системе образования;
- использование информационных технологий и средств автоматизации управленческих процессов в системе управления образовательной организацией.
Задачи исследования:
1) изучить основные направления и проблемы инновационной деятельности руководителя образовательной организацией;
2) определить ключевые тенденции инновационной деятельности руководителя образовательной организацией;
3) разработать педагогические условия совершенствования инновационной деятельности руководителя организации как фактора повышения качества управления;
4) представить характеристику базы исследования и особенностей инновационной деятельности в МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа;
5) внедрить педагогические условия совершенствования инновационной деятельности руководителя организации как фактора повышения качества управления в МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа;
6) осуществить анализ результатов исследования по внедрению педагогических условий совершенствования инновационной деятельности руководителя организации как фактора повышения качества управления в МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа.
Теоретические основы исследования: исследования процесса управления образовательной организацией (Ю.К. Бабанский, Ю.А. Конаржевский, В.А. Якунин, Е.А. Ямбург и др.); различные аспекты процесса управления развитием образовательной организации (Е.А. Гнатышина, Т.В. Орлова, М.М. Поташник, П.И. Третьяков и др.); технологии управления образовательными организациями (В.В. Краевский, Г.К. Селевко, В.П. Симонов, В.Э. Штейнберг и др.); особенности управления функционированием и развитием образовательных организаций (А.Т. Глазунов, М.В. Никитин, A.M. Новиков, Е.В. Ткаченко и др.).
Положения, выносимые на защиту:
1. Основная цель управления образовательной организацией заключается в обеспечении эффективного функционирования организации и предоставления максимально качественных образовательных услуг, важных для социального развития общества.
2. Тенденциями развития систем инновационного управления образовательными организациями является: а) ориентация на повышение качества образовательных услуг; б) активное использование инновационных технологий.
3. Педагогические условия совершенствования системы инновационного управления образовательной организацией: а) ориентация на проектный подход в управлении образовательной организацией; б) интеграция и преемственность в системе образования; в) использование информационных технологий и средств автоматизации управленческих процессов в системе управления образовательной организацией.
Научная значимость работы состоит в разработке педагогических условий совершенствования инновационной деятельности руководителя организации как фактора повышения качества управления МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа. Совокупность данных условий впервые применяется в научной практике для решения проблемы совершенствования системы управления образовательной организацией.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что рассмотрены основные направления, цели и проблемы системы управления образовательной организацией; изучены ключевые тенденции развития систем управления образовательными организациями; разработаны педагогические условия совершенствования системы управления инновационной деятельности руководителя организации как фактора повышения качества управления.
Практическая значимость работы состоит во внедрении педагогических условий совершенствования системы управления инновационной деятельности руководителя МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа как фактора повышения качества управления: а) ориентация на проектный подход в управлении образовательной организацией; б) интеграция и преемственность в системе образования; в) использование информационных технологий и средств автоматизации управленческих процессов в системе управления образовательной организацией.
Этапы исследования.
Первый этап (2016-2017 год) был посвящен анализу научной литературы, проведено обобщение знаний в области управления образовательной организацией. На этом этапе уточнялся категориальный аппарат исследования. Определялись концептуальные подходы к разработке проблемы, объекта, предмета, цели, задачи, выдвигалась рабочая гипотеза исследования, формировался понятийный аппарат исследования, изучались существующие подходы к определению сущности инновационной деятельности руководителя организации, констатирующее исследование, тестирование сотрудников.
Второй этап (2017-2018 год) включал написание теоретической главы исследования, изучение основных направлений и проблем системы управления образовательной организацией, ключевых тенденций развития систем управления образовательной организацией, разработка педагогических условий совершенствования системы управления образовательной организацией.
Третий этап (2018-2019 год) содержал проведение завершающего этапа исследования, анализ и обобщение результатов работы, формулировка выводов по результатам исследования, внедрение педагогических условий совершенствования системы управления в МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа, анализ результатов исследования по внедрению педагогических условий совершенствования системы управления в МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа, оформление текста выпускной квалификационной работы и автореферата.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические - анализ научной и научно-методической литературы, структурно-функциональный анализ объекта и предмета исследования; выделение педагогических условий с заданными свойствами;
2) эмпирические - практическая проверка педагогических условий, социологические методы (опросы, анкетирование); наблюдение, беседа, изучение рабочей документации, систематизация и обобщение данных ис-следования.
База исследования - Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» № 21 Копейского городского округа (сокращенное название - МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа).
Адрес базы исследования: 456604, Россия, Челябинская область, г. Копейск, пр. Победы, 42.
Структура работы: работа состоит из введение, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы.
Текст выпускной квалификационной работы изложен на 84 страницах, библиографический список содержит 69 источников, в текст включены 4 рисунка и 11 таблиц.
В первой главе изучены теоретические аспекты совершенствования инновационной деятельности руководителя организации как фактора повышения качества управления, а именно основные направления и проблемы инновационной деятельности руководителя образовательной организацией, ключевые тенденции инновационной деятельности руководителя образовательной организацией, разработаны педагогические условия совершенствования инновационной деятельности руководителя организации как фактора повышения качества управления (ориентация на проектный подход в управлении образовательной организацией; интеграция и преемственность в системе образования; использование информационных технологий и средств автоматизации управленческих процессов в системе управления образовательной организацией).
Во второй главе проведена практическая работа по внедрению педагогических условий инновационной деятельности руководителя организации как фактора повышения качества управления (на примере МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа). Осуществлена характеристика базы исследования и особенностей инновационной деятельности в МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа, произведено внедрение педагогических условий совершенствования инновационной деятельности руководителя организации как фактора повышения качества управления в МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа, осуществлен анализ результатов исследования по внедрению педагогических условий совершенствования инновационной деятельности руководителя.
Современная образовательная организация представляет собой сложную динамичную систему, для которой характерна многоцелевая деятельность, состоящая из широкого перечня образовательных услуг, научных исследований, различного рода вспомогательных услуг по обеспечению учебного процесса. Реализация компетенций образовательной организацией, перечень которых определен Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требует от ее административно-хозяйственной и экономической деятельности серьезной инновационной работы по формированию такого финансово - экономического механизма, который позволил бы создать необходимые условия для их устойчивого финансирования.
На данном этапе экономического развития общества образовательные организации должны гибко реагировать на происходящие изменения, что требует от них постоянного развития инновационных форм управления образовательным процессом.
Упомянутый выше Федеральный закон «Об образовании в РФ» определяет принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования:
1) автономия образовательных организаций, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
2) демократический, государственно-общественный характер управления образованием;
3) обеспечение права работников, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией.
Основными причинами актуализации проблемы совершенствования системы управления образовательной организации также являются:
- отсутствие в существующих исследованиях общепринятой системы управления образовательной организации;
- слабая разработанность теоретических основ управления образовательной организации;
- недостаточная разработанность содержательного и методического аспектов управления образовательной организации;
- отсутствие комплекса условий управления образовательной организации.
На сегодняшний день во всех образовательных организациях действует структура управления, в которой в той или иной мере представлена общественная составляющая: педагогические советы, методические объединения, творческие группы. Однако, традиционные подходы к управлению образовательными организациями оказываются недостаточно эффективными.
Актуальность исследования определяется:
- тенденциями в образовании, связанными с необходимостью выявления условий совершенствования системы инновационного управления образовательной организации;
- повышением требований к уровню и качеству образования в Российской Федерации в связи с изменениями социально-экономических условий в стране;
- нереализованным потенциалом образовательных организаций при подготовке выпускников, обладающих необходимым уровнем знаний;
- недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения процесса совершенствования системы инновационного управления образовательной организации.
Сопоставление результатов исследований позволяют сделать вывод о том, что на сегодняшний день еще недостаточно изучены направления для инновационной деятельности руководителя организации.
Актуальность, недостаточная разработанность данной проблемы, а также выявленные противоречия послужили основой для определения темы исследования: «Инновационная деятельность руководителя организации как фактор повышения качества управления».
Актуальность темы работы предопределила выбор цели исследования, а также объекта и предмета исследования.
Цель исследования - изучить теоретические аспекты совершенствования инновационной деятельности руководителя организации как фактора повышения качества управления, разработать и внедрить педагогические условия инновационной деятельности руководителя (на примере МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа).
Объект исследования - система управления образовательной организацией.
Предмет исследования - инновационная деятельность руководителя организации как фактор повышения качества управления образовательной организацией.
Гипотеза исследования: качество управления инновационной деятельностью руководителя образовательной организации повысится, если будут реализованы следующие условия:
- ориентация на проектный подход в управлении образовательной организацией;
- интеграция и преемственность в системе образования;
- использование информационных технологий и средств автоматизации управленческих процессов в системе управления образовательной организацией.
Задачи исследования:
1) изучить основные направления и проблемы инновационной деятельности руководителя образовательной организацией;
2) определить ключевые тенденции инновационной деятельности руководителя образовательной организацией;
3) разработать педагогические условия совершенствования инновационной деятельности руководителя организации как фактора повышения качества управления;
4) представить характеристику базы исследования и особенностей инновационной деятельности в МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа;
5) внедрить педагогические условия совершенствования инновационной деятельности руководителя организации как фактора повышения качества управления в МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа;
6) осуществить анализ результатов исследования по внедрению педагогических условий совершенствования инновационной деятельности руководителя организации как фактора повышения качества управления в МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа.
Теоретические основы исследования: исследования процесса управления образовательной организацией (Ю.К. Бабанский, Ю.А. Конаржевский, В.А. Якунин, Е.А. Ямбург и др.); различные аспекты процесса управления развитием образовательной организации (Е.А. Гнатышина, Т.В. Орлова, М.М. Поташник, П.И. Третьяков и др.); технологии управления образовательными организациями (В.В. Краевский, Г.К. Селевко, В.П. Симонов, В.Э. Штейнберг и др.); особенности управления функционированием и развитием образовательных организаций (А.Т. Глазунов, М.В. Никитин, A.M. Новиков, Е.В. Ткаченко и др.).
Положения, выносимые на защиту:
1. Основная цель управления образовательной организацией заключается в обеспечении эффективного функционирования организации и предоставления максимально качественных образовательных услуг, важных для социального развития общества.
2. Тенденциями развития систем инновационного управления образовательными организациями является: а) ориентация на повышение качества образовательных услуг; б) активное использование инновационных технологий.
3. Педагогические условия совершенствования системы инновационного управления образовательной организацией: а) ориентация на проектный подход в управлении образовательной организацией; б) интеграция и преемственность в системе образования; в) использование информационных технологий и средств автоматизации управленческих процессов в системе управления образовательной организацией.
Научная значимость работы состоит в разработке педагогических условий совершенствования инновационной деятельности руководителя организации как фактора повышения качества управления МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа. Совокупность данных условий впервые применяется в научной практике для решения проблемы совершенствования системы управления образовательной организацией.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что рассмотрены основные направления, цели и проблемы системы управления образовательной организацией; изучены ключевые тенденции развития систем управления образовательными организациями; разработаны педагогические условия совершенствования системы управления инновационной деятельности руководителя организации как фактора повышения качества управления.
Практическая значимость работы состоит во внедрении педагогических условий совершенствования системы управления инновационной деятельности руководителя МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа как фактора повышения качества управления: а) ориентация на проектный подход в управлении образовательной организацией; б) интеграция и преемственность в системе образования; в) использование информационных технологий и средств автоматизации управленческих процессов в системе управления образовательной организацией.
Этапы исследования.
Первый этап (2016-2017 год) был посвящен анализу научной литературы, проведено обобщение знаний в области управления образовательной организацией. На этом этапе уточнялся категориальный аппарат исследования. Определялись концептуальные подходы к разработке проблемы, объекта, предмета, цели, задачи, выдвигалась рабочая гипотеза исследования, формировался понятийный аппарат исследования, изучались существующие подходы к определению сущности инновационной деятельности руководителя организации, констатирующее исследование, тестирование сотрудников.
Второй этап (2017-2018 год) включал написание теоретической главы исследования, изучение основных направлений и проблем системы управления образовательной организацией, ключевых тенденций развития систем управления образовательной организацией, разработка педагогических условий совершенствования системы управления образовательной организацией.
Третий этап (2018-2019 год) содержал проведение завершающего этапа исследования, анализ и обобщение результатов работы, формулировка выводов по результатам исследования, внедрение педагогических условий совершенствования системы управления в МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа, анализ результатов исследования по внедрению педагогических условий совершенствования системы управления в МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа, оформление текста выпускной квалификационной работы и автореферата.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические - анализ научной и научно-методической литературы, структурно-функциональный анализ объекта и предмета исследования; выделение педагогических условий с заданными свойствами;
2) эмпирические - практическая проверка педагогических условий, социологические методы (опросы, анкетирование); наблюдение, беседа, изучение рабочей документации, систематизация и обобщение данных ис-следования.
База исследования - Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» № 21 Копейского городского округа (сокращенное название - МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа).
Адрес базы исследования: 456604, Россия, Челябинская область, г. Копейск, пр. Победы, 42.
Структура работы: работа состоит из введение, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы.
Текст выпускной квалификационной работы изложен на 84 страницах, библиографический список содержит 69 источников, в текст включены 4 рисунка и 11 таблиц.
В первой главе изучены теоретические аспекты совершенствования инновационной деятельности руководителя организации как фактора повышения качества управления, а именно основные направления и проблемы инновационной деятельности руководителя образовательной организацией, ключевые тенденции инновационной деятельности руководителя образовательной организацией, разработаны педагогические условия совершенствования инновационной деятельности руководителя организации как фактора повышения качества управления (ориентация на проектный подход в управлении образовательной организацией; интеграция и преемственность в системе образования; использование информационных технологий и средств автоматизации управленческих процессов в системе управления образовательной организацией).
Во второй главе проведена практическая работа по внедрению педагогических условий инновационной деятельности руководителя организации как фактора повышения качества управления (на примере МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа). Осуществлена характеристика базы исследования и особенностей инновационной деятельности в МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа, произведено внедрение педагогических условий совершенствования инновационной деятельности руководителя организации как фактора повышения качества управления в МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа, осуществлен анализ результатов исследования по внедрению педагогических условий совершенствования инновационной деятельности руководителя.
Основная цель управления образовательной организацией заключается в обеспечении эффективного функционирования организации и предоставления максимально качественных образовательных услуг, важных для социального развития общества. Высокая социальная значимость деятельности образовательных организаций обуславливает необходимость их закономерного развития, что распространяется и на управленческий аспект, обеспечивающий организационно-деятельностную сферу образовательных процессов. При этом, большое внимание необходимо уделять эффективному управлению персоналом образовательных организаций, поскольку именно сотрудники (в особенности - педагогический состав) влияют на конечный результат функционирования образовательной организации.
Среди тенденций развития систем управления образовательными организациями были определены и подробно описаны следующие:
а) ориентация на повышение качества образовательных услуг как фактор конкурентоспособности образовательной организации; б) активное ис-пользование технологий маркетинга для эффективного взаимодействия с клиентами образовательных услуг.
На основе анализа литературы и практики успешного управления организациями образования были разработаны педагогические условия совершенствования системы управления образовательной организацией, а именно: а) интеграция и преемственность в системе образования;
б) использование информационных технологий и средств автоматизации управленческих процессов в системе управления образовательной организацией; в) ориентация на проектный подход в управлении образовательной организацией.
Новизна выделенных условий заключается в их использовании для предмета нашего исследования и их содержательном наполнении.
Базой исследования выступила МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа.
В данном исследовании раскрыты экономические, социальные, правовые и технологические составляющие МОУ «СОШ № 21», поскольку они являются главными компонентами существования любой организации. Проанализировав экономические, социальные, правовые и технологические показатели мы можем сделать вывод о стабильности данной организации.
Существует также научно - методическая служба, которая занимается разработкой различных научных проектов, с целью выведения данной организации на высший уровень. То есть можно отметить, что данная служба осуществляет деятельность по стратегическому планированию, то есть разработке вполне конкретных стратегий, как на долгосрочный, так и краткосрочный период времени, для того, чтобы данная организация пользовалась спросом и имела постоянных клиентов.
Исследование позволило выделить факторы, влияющие на управление в МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа: внешние и внутренние, определить позитивные и негативные тенденции в управлении МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа.
Мы посчитали необходимым проведение исследования по введению инноваций в деятельность базы исследования. Было выявлено, что недостаточно проявляется заинтересованность во внедрении инноваций у руководителей и преподавательского состава МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа (высокая - 25,5 %, средняя - 46,1 %), педагогов (высокая - 23,3 %, средняя - 40,8 %).
Было определено, что в сознании и поведении руководителей и сотрудников сложился целый набор стереотипов, препятствующих адекватному восприятию новшеств. Формы этих стереотипов таковы, что могут обеспечить их носителям неуязвимость со стороны общественного мнения. Стереотипы восприятия включают несколько вариаций на тему: «Да, но...».
В связи с проведенным исследованием в МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа, можно выделить три типа сопротивления внедрению разработанных нами педагогических условий, а именно: 1) логическое (рациональное); 2) психологическое (эмоциональное - установки, аттитюды); 3) социальное (обусловленное воздействием группы на индивида).
Анализ особенностей управления МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа позволил выявит основные проблемы и задачи базы исследования, показал необходимость ее изменения, для чего был организован педагогический эксперимент.
Целью экспериментальной работы являлась проверка выдвинутой в исследовании гипотезы. Положения гипотезы проверялись в ходе экспериментальной работы, которая проводилась на базе МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа, имеющие практически одинаковые параметры.
Экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий, обобщающий. По мнению экспертов, критериями эффективности управления образования является рост успеваемости обучающихся образовательной организации.
Результаты констатирующего этапа экспериментальной работы показали низкий уровень успеваемости обучающихся образовательной организации.
На основании данных констатирующего этапа экспериментальной работы мы делаем вывод о том, что для совершенствования системы управления в МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа потребуется внедрение педагогических условий, выделенных в параграфе 1.3. настоящего исследования.
Анализ данных обобщающего этапа исследования позволяет сделать заключение о положительных результатах внедрения условий совершенствования системы управления в МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа. Таким образом, сформулированную нами гипотезу исследования можно считать достоверной. Это позволяет нам сделать вывод о том, что основные теоретические положения исследования полностью подтвердились.
Результаты констатирующего этапа эксперимента подтвердили недостаточно высокие показатели по уровню успеваемости обучающихся образовательной организации базы исследования, что требует реализации разработанных условий.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы исследования в ходе формирующего этапа был проведен итоговый срез. Результаты формирующего этапа эксперимента подтвердили существенные позитивные изменения.
Объективность и достоверность полученных результатов доказана с помощью методов математической статистики.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена.
Среди тенденций развития систем управления образовательными организациями были определены и подробно описаны следующие:
а) ориентация на повышение качества образовательных услуг как фактор конкурентоспособности образовательной организации; б) активное ис-пользование технологий маркетинга для эффективного взаимодействия с клиентами образовательных услуг.
На основе анализа литературы и практики успешного управления организациями образования были разработаны педагогические условия совершенствования системы управления образовательной организацией, а именно: а) интеграция и преемственность в системе образования;
б) использование информационных технологий и средств автоматизации управленческих процессов в системе управления образовательной организацией; в) ориентация на проектный подход в управлении образовательной организацией.
Новизна выделенных условий заключается в их использовании для предмета нашего исследования и их содержательном наполнении.
Базой исследования выступила МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа.
В данном исследовании раскрыты экономические, социальные, правовые и технологические составляющие МОУ «СОШ № 21», поскольку они являются главными компонентами существования любой организации. Проанализировав экономические, социальные, правовые и технологические показатели мы можем сделать вывод о стабильности данной организации.
Существует также научно - методическая служба, которая занимается разработкой различных научных проектов, с целью выведения данной организации на высший уровень. То есть можно отметить, что данная служба осуществляет деятельность по стратегическому планированию, то есть разработке вполне конкретных стратегий, как на долгосрочный, так и краткосрочный период времени, для того, чтобы данная организация пользовалась спросом и имела постоянных клиентов.
Исследование позволило выделить факторы, влияющие на управление в МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа: внешние и внутренние, определить позитивные и негативные тенденции в управлении МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа.
Мы посчитали необходимым проведение исследования по введению инноваций в деятельность базы исследования. Было выявлено, что недостаточно проявляется заинтересованность во внедрении инноваций у руководителей и преподавательского состава МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа (высокая - 25,5 %, средняя - 46,1 %), педагогов (высокая - 23,3 %, средняя - 40,8 %).
Было определено, что в сознании и поведении руководителей и сотрудников сложился целый набор стереотипов, препятствующих адекватному восприятию новшеств. Формы этих стереотипов таковы, что могут обеспечить их носителям неуязвимость со стороны общественного мнения. Стереотипы восприятия включают несколько вариаций на тему: «Да, но...».
В связи с проведенным исследованием в МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа, можно выделить три типа сопротивления внедрению разработанных нами педагогических условий, а именно: 1) логическое (рациональное); 2) психологическое (эмоциональное - установки, аттитюды); 3) социальное (обусловленное воздействием группы на индивида).
Анализ особенностей управления МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа позволил выявит основные проблемы и задачи базы исследования, показал необходимость ее изменения, для чего был организован педагогический эксперимент.
Целью экспериментальной работы являлась проверка выдвинутой в исследовании гипотезы. Положения гипотезы проверялись в ходе экспериментальной работы, которая проводилась на базе МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа, имеющие практически одинаковые параметры.
Экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий, обобщающий. По мнению экспертов, критериями эффективности управления образования является рост успеваемости обучающихся образовательной организации.
Результаты констатирующего этапа экспериментальной работы показали низкий уровень успеваемости обучающихся образовательной организации.
На основании данных констатирующего этапа экспериментальной работы мы делаем вывод о том, что для совершенствования системы управления в МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа потребуется внедрение педагогических условий, выделенных в параграфе 1.3. настоящего исследования.
Анализ данных обобщающего этапа исследования позволяет сделать заключение о положительных результатах внедрения условий совершенствования системы управления в МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа. Таким образом, сформулированную нами гипотезу исследования можно считать достоверной. Это позволяет нам сделать вывод о том, что основные теоретические положения исследования полностью подтвердились.
Результаты констатирующего этапа эксперимента подтвердили недостаточно высокие показатели по уровню успеваемости обучающихся образовательной организации базы исследования, что требует реализации разработанных условий.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы исследования в ходе формирующего этапа был проведен итоговый срез. Результаты формирующего этапа эксперимента подтвердили существенные позитивные изменения.
Объективность и достоверность полученных результатов доказана с помощью методов математической статистики.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена.



