Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Система оценивания метапредметных результатов обучающихся при изучении раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения»

Работа №81775

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы104
Год сдачи2019
Стоимость4825 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
403
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И СПОСОБЫ ИХ ОЦЕНИВАНИЯ
1.1. Сущностная характеристика метапредметности 8
1.2. Метапредметные умения. Понятие, характеристики 10
1.3. Контроль и оценка планируемых образовательных
метапредметных результатов 15
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ 22
2.1. Приемы метапредметного подхода к обучению биологии
в условиях реализации Федерального государственного стандарта основного общего образования 22
2.2. Способы оценки метапредметных результатов обучения
в разделе биологии «Бактерии. Грибы. Растения» 30
Выводы по второй главе 40
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В РАЗДЕЛЕ
БИОЛОГИИ «БАКТЕРИИ. ГРИБЫ. РАСТЕНИЯ» НА БАЗЕ МБОУ «СОШ №121 Г.ЧЕЛЯБИНСКА» 42
3.1. Контроль метапредметных результатов обучения с
использованием диагностических проверочных работ 42
3.2. Контроль метапредметных результатов обучения с
использованием групповых проектов 50
Выводы по третьей главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность. Основной задачей и критерием оценки в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта выступает овладение системой учебных действий с изучаемым материалом. В то же время остается открытым вопрос об эффективных способах оценивания выполнения данного требования. Особую актуальность решение этой проблемы приобретает в предметах естественнонаучного направления, так как трудно переоценить ту роль, которую играют естественные науки в развитии современного общества. В фокусе естественнонаучного знания лежит сама основа жизни и деятельности человека, различные объекты природы: разные формы существования материи, биологическая жизнь.
Актуальность обозначенной проблемы весьма показательна в рамках курса биологии «Бактерии. Грибы. Растения», ввиду того, что именно указанные организмы представляют собой основу биоценоза.
Актуальность проявляется также в том, что метапредметные результаты обучения универсальны, цели их достижения преследуются в рамках любого образовательного курса. Соответственно, метапредметный подход к обучению может быть использован при работе с любым предметным материалом.
Ряд исследований психологов, таких как Рубинштейн С.Л., Дружинин В.Н., Библер В.С. раскрывают психологические особенности развития метапредметных умений у обучающихся.
Психолого-педагогическое осмысление этой проблемы проводилось так же в работах Асмолова А.Г., Выготского Л.С., Давыдова В.В., Громыко Ю.В., Петерсон Л.Г., исследователями проблемно-диалогического, развивающего обучения, основанного на системно-деятельностном подходе к обучению, лежащему в основе построения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Согласно данному подходу, обучение не сводится к задачам традиционной передачи и усвоения учащимися информации, а решает целый ряд задач. С новым подходом возникает и необходимость внедрения инновационных технологий.
Исследование работ ученых, занимавшихся проблематикой оценивания метапредметных результатов обучения (Бояркина Ю.А., Данькова Е.В., Имакеев В.Р., Лопатина С.С., Стулова Н.Е.,Теремов А.В., Фурашова О.В.), позволяет сделать заключение, что важнейшими компонентами метапредметного обучения являются: наличие интеракции между участниками процесса обучения, вариативность процесса обучения, мыследеятельность, смыслотворчество, рефлексия, положительный эмоциональный настрой участников.
Анализ теоретических посылов и педагогической практики позволяет выявить ряд противоречий:
• между целевыми установками Федерального государственного образовательного стандарта на достижение метапредметных образовательных результатов и недостаточной разработанностью условий, средств и технологий обеспечения данного процесса на научно-методическом уровне;
• между необходимостью реализации метапредметного обучения и недостаточной ориентацией учебного процесса на метапредметный результат на социально - педагогическом уровне.
В связи с этим актуализируется проблема исследования, состоящая в необходимости использования методик формирования и оценивания достижения метапредметных образовательных результатов при изучении курса биологии «Бактерии. Грибы. Растения». На этой основе определена тема исследования: «Система оценивания метапредметных результатов обучающихся при изучении раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения».
Цель исследования состоит в повышении эффективности процесса достижения метапредметных образовательных результатов в обучении биологии за счет реализации различных средств формирования и оценивания метапредметных результатов.
Задачи исследования:
1. На основе анализа философской, психолого-педагогической и методической литературы установить степень разработанности изучаемой проблемы в прошлом и в современной школе, выявить преимущества и проблемы реализации контроля и оценивания метапредметных результатов в разделе биологии «Бактерии. Грибы. Растения».
2. Определить приемы метапредметного подхода к обучению биологии курсе биологии «Бактерии. Грибы. Растения», обеспечивающие формирование универсальных учебных действий.
3. Определить способы оценки метапредметных результатов при изучении раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения».
4. Провести психолого-педагогическое исследование по апробации приемов формирования и диагностики метапредметных результатов обучения при изучении раздела «Бактерии. Грибы. Растения» для создания доказательной базы их эффективности.
Объект исследования - процесс достижения метапредметных образовательных результатов при изучении раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения».
Предмет исследования - эффективность методики оценивания метапредметных результатов обучающихся при изучении раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения».
Гипотеза исследования: повышение эффективности процесса достижения метапредметных образовательных результатов при изучении раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения» происходит, если:
• определены приемы метапредметного подхода к обучению раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения», обеспечивающие формирование универсальных учебных действий;
• определены способы оценки метапредметных результатов при изучении раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения».
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы:
- теоретические - анализ научной литературы по проблеме исследования, анализ результатов опытно-экспериментальной работы, моделирование;
- эмпирические - педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа;
- методы статистической обработки данных: критерий Крамера-Уэлча.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №121 г.Челябинска». В исследовании участвовали 97 обучающихся.
Научная новизна исследования заключается в том, что на основе теоретического анализа раскрыта сущность процесса формирования мета- предметных умений у обучающихся, направленного на комплексное развитие регулятивных, познавательных и коммуникативных умений; опираясь на идеи метапредметности и сочетание системного подхода с личностно-ориентированным образованием спроектирована и реализована система заданий для формирования и оценки метапредметных умений обучающихся, включающая констатирующий, формирующий и контрольный компоненты и реализуемая на основе принципов целенаправленности, оптимальности, перспективности, учета требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что основные положения, полученные в результате исследования, вносят определённый вклад в развитие теории образования в аспекте формирования метапредметных умений у обучающихся. В результате исследования доказана эффективность использования приемов формирования метапредметных умений обучающихся, способствующая обогащению педагогической теории в определении содержания и принципов развития метапредметных умений.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в работе представлена целостная картина формирования метапредметных умений обучающихся при изучении курса биологии «Бактерии. Грибы. Растения». Подобран диагностический инструментарий, который может быть использован для выявления эффективности реализации процесса формирования метапредметных умений. Универсальный характер полученных результатов и выводов исследования позволяет использовать их в процессе формирования метапредметных умений обучающихся.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Лейтмотивом нашего исследования является повышение эффективности процесса достижения метапредметных образовательных результатов в обучении биологии (5-6 классы) за счет реализации различных средств формирования и оценивания метапредметных результатов.
Проведённое исследование, включая изучение взаимосвязанных понятий «метапредметность», «метапредметные результаты», «метапредметные умения», а также структурный и системный анализ метапредметных умений позволило сформулировать ряд выводов:
- метапредметные умения являются ключевым компонентом метапредметных результатов процесса обучения, входящих в требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- повышение эффективности процесса достижения метапредметных образовательных результатов при изучении раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения» происходит, если:
• определены приемы метапредметного подхода к обучению раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения», обеспечивающие формирование универсальных учебных действий;
• определены способы оценки метапредметных результатов при изучении раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения».
Таким образом, в ходе исследования:
1. Проведен анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы установлена степень разработанности изучаемой проблемы в прошлом и в современной школе, выявлены преимущества и проблемы реализации контроля и оценивания метапредметных результатов в разделе биологии «Бактерии. Грибы. Растения».
2. Определены приемы метапредметного подхода к обучению раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения», обеспечивающие формирование универсальных учебных действий.
3. Определены способы оценки метапредметных результатов при изучении раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения».
4. Проведено психолого-педагогическое исследование по апробации реализации приемов формирования и диагностики метапредметных результатов обучения при изучении раздела «Бактерии. Грибы. Растения» для создания доказательной базы их эффективности.
Исследование показало, что системность и целенаправленность используемых приемов формирования и диагностики метапредметных результатов обучения при изучении раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения» повышает эффективность процесса достижения метапредметных образовательных.



1. Асмолов, А.Г. Программа развития универсальных ученых действий [Электронный ресурс] / А.Г. Асмолов. - Режим доступа: stanart.edu.ru/ attachment.aspx?id=127, свободный. - Загл. с экрана.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2014. - 151 с.
3. Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2009. - 287 с.
4. Баранова, Ю.Ю. Проведение промежуточной аттестации в 5 классе: учебно-методическое пособие [Текст] / Ю.Ю. Баранова, Т.П. Зуева, И.В. Латыпова, Е.И. Маркина, Л.Н. Чипишева // Под ред. М.И. Солодковой. - Челябинск. - Инновационный центр «РОСТ», 2015. - 123 с.
5. Белый, В.В. Читаем тексты по биологии: учебно - методическое пособие [Текст] / В.В. Белый, М.Е. Будько, Г.Л. Стойка. - Минск: БГМУ, 2013. - 72 с.
6. Бояркина, Ю.А. Метапредметный подход как основа освоения информационного образовательного пространства в условиях реализации стандартов второго поколения [Текст] / А.В. Бояркина // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. - 2014. - № 1. - С. 49.
7. Воровщиков, С.Г. Метапредметное учебное занятие: ресурс освоения обучающимися универсальных учебных действий: учебное пособие [Текст] / С.Г. Воровщиков. - М.: 5 за знания, 2014. - 264 с.
8. Воронцова, Н.И. Использование инновационных технологий изучения биологии в школе в условиях реализации ФГОС общего образования [Текст]/ Н.И. Воронцова, С.Ю. Липшева //Педагогические чтения в ННГУ: сб. науч. тр. / Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал. - Нижний Новгород - Арзамас, 2015. - С. 586-593.
9. Буренина, Т.П. Современные подходы к оценке метапредметных результатов по биологии [Текст] / Т.П. Буренина // Материалы II междунар. науч.- практ. конф. «Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития». - Борисоглебск, 2016. - С. 8-12.
10. Васильева, Н.О. О совместимости понятийного аппарата образования, науки и профессиональной сферы в федеральных государственных образовательных стандартах [Текст] / Н.О. Васильева, И.В. Кротова // Образование и общество. - М., 2016. - № 1(94). - С. 10-17.
11. Вахромеева, Т.А. Проектная задача как инструмент оценивания универ-сальных учебных действий [Текст] / Т.А. Вахромеева, Н.Н. Коробейникова, И.М. Кужлева // Управление начальной школой. - 2014. - № 3. - С. 11- 22.
12. Вяземский, Е.Е. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем [Текст] / Е.Е. Вяземский. - М.: Просвещение, 2014. - 356 с. :ил.
13. Галян, С.В. Метапредметный подход в обучении школьников. Методические рекомендации [Текст] / С.В. Галян. - Сургут: РИО СурГПУ, 2014. - 64 с.
14. Голикова, Т.В. Обучение учащихся приемам логического мышления: учебное пособие [Текст] / Т.В. Голикова. Изд. 2-е, стереотип. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. 2013. - 68 с.
15. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы [Текст] / М.Т. Громкова. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 446 с. : ил.
16. Громыко, Н. Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов [Электронный ресурс] / Н. Громыко. - Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/36681. - свободный.
17. Громыко, Ю.В. Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков. Понимание символов [Текст] / Ю.В. Громыко - М.: Пушкинский институт, 2013. - 288 с.
18. Громыко, Ю.В. Мыследеятельностная педагогика: теоретико-практичес¬кое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства [Текст] / Ю.В. Громыко. - Минск: Технопринт, 2015. - 452 с.
19. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. - Спб.: Питер, 2016. - 251 с.
20. Данькова, Е.В. Достижение метапредметных результатов обучающихся при изучении биологии [Текст] / Е.В. Данькова // Конференция АСОУ: сб. науч. трудов и матер. науч.-практ. конф. - 2015. - №1. - С. 2970 - 20974.
21. Дылгырова, Р.Д. Идеи метапредметности в истории педагогики [Текст] / Р.Д. Дылгырова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - Серия: Педагогика и психология. - 2014. - № 5 - C. 58.
22. Имакеев, В.Р. Метапредметные и личностные результаты в общем образовании: от декларации к гарантии качества [Текст] / В.Р. Имакеев // Школьные технологии. - 2013. - №2. - С. 10 - 14.
23. Калинова, Г.С. История развития методики обучения биологии в системе общего среднего образования [Текст] / Г.С. Калинова, Е.А. Никишова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2018. - 1(47). - С. 131 - 142.
24. Кириленко, А.А. Биология. ЕГЭ. Раздел «Растения, грибы, лишайники». Теория, тренировочные задания: учебно-методическое пособие [Текст] / А.А. Кириленко. - Ростов н/Д.: Легион, 2015. - 320 с.
25. Кирсанов, И.Н. Технологии оценивания предметных и метапредметных результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС [Электронный ресурс] / И.Н. Кирсанов // Межрегиональная Интернет-конференция «Межпредметные технологии урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации предметных областей» - Тамбов, - Режим доступа: http://fcprotmb.68edu.ru/ - Загл. с экрана.
26. Кирьякова, В.С. Формирование метапредметных умений младших школьников на уроках математики: магистерская дис. ... [Текст] / В.С. Кирьякова. - Тольятти, 2016. - 93 с.
27. Ковалева, Г.С. Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации. 6 кл. [Текст] / Под ред. Г.С.Ковалевой. - М., СПб.: Просвещение, 2014. - 215 с.
28. Кондаков, А.М. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст] / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2014. - 352 с.
29. Корчажкина, О.М. Метапредметное содержание образования во ФГОС общего образования [Текст] / О.М. Корчажкина // Педагогика. - М., 2016. - № 2. - С.17 - 25.
30. Крысько, В.Г. Социальная психология [Текст] / В.Г. Крысько. - М.: Оме- га-Л, 2016. - 352 с.
31. Кузнецова, Н.М. Использование технологии формирующего оценивания в образовательном процессе [Текст] / Н.М. Кузнецова // Вестник ТОГИРРО. - 2017. - 3(38). - С. 6 - 9.
32. Кусова, М.Л., Формирование у младших школьников умений работать с учебно-научным текстом на уроках предметной области «Окружающий мир» [Текст] / М.Л. Кусова, Е.Ю. Храмкова // Педагогическое образование в России. - 2014. - №2. - С. 182 - 188.
33. Лисун, Н.М. Контроль метапредметных результатов обучения на уроках химии и во внеурочной работе [Текст] / Н.М. Лисун, Е.В. Шабаева // Фундаментальные и прикладные проблемы получения новых материалов: исследования, инновации и технологии: матер. XI Междунар. науч.-практ. конф. (24-27 апреля 2017 г., г. Астрахань) / сост.: Э.Ф. Матвеева, В.В. Шакирова. - Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский государственный университет», 2017. - С. 195 - 197.
34. Лисун, Н.М. Индивидуальный проект как способ оценки метапредметных результатов обучения по биологии [Текст] / Н.М. Лисун, Е.В. Шабаева // Актуальные проблемы естествознания и естественно-научного образования: матер. V Междунар. науч.-практ. конф. / сост. Н.С. Гольцова, Л.Н. Орлова; науч. ред. Л.В. Азарова, Е.Н. Арбузова, Ю.В. Москалец, Т.А. Корчагина. - Омск: изд-во ОмГПУ, 2017. - С. 94 - 98.
35. Лисун, Н.М. Приемы метапредметного подхода к обучению химии в условиях реализации ФГОС ООО [Текст] / Н.М. Лисун, Е.В. Шабаева // Инновационные процессы в химическом образовании в контексте современной образовательной политики: материалы V всерос. науч.-практ. конф., 10-13 октября 2017 г. / под ред. проф. Г.В. Лисичкина. - Челябинск: Изд-во Южно- Урал . гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. - С. 104 - 107.
36. Лисун, Н.М. Экологические задачи на основе метапредметного подхода при изучении курса «Бактерии. Грибы. Растения» [Текст] / Н.М. Лисун, Е.В. Шабаева // Экология XXI века: синтез образования, науки, производства: матер. V Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участ. (Челябинск, 26-29 сентября 2017 г.) / под науч. ред. Н.Н. Назаренко. - Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. - С. 50 - 53.
37. Лисун, Н.М. Метапредметный подход к обучению биологии в условиях реализации ФГОС ООО [Текст] / Н.М. Лисун, Е.В. Шабаева // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и вузе: сб. матер. Всеросс. с междунар. участ. науч.-практ. конф., посвященной 90-летию со дня рождения ученого, методиста-биолога Д.И. Трайтака (г. Москва, 8-10 ноября 2017 г.) / ред. колл. В.В. Пасечник (отв.ред.) и др. - М.: ИИУ МГОУ, 2017. - С. 89 - 92.
38. Лопатина, С.С. Достижение метапредметных результатов при проведении лабораторных работ по биологии [Текст] / С.С. Лопатина // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: сб. науч. тр. /- М.: Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований», 2016. - С. 134 - 137.
39. Махотин, Д.А. Методические основы формирования УУД [Текст] / Д.А. Махотин // Педагогическая мастерская. Все для учителя. - 2014. - № 4. - С. 4 - 8.
40. Мещерякова, Л.М. Формирование универсальных учебных действий: система дидактических заданий [Текст]/ Л.М. Мещерякова // Химия в школе. - 2013. - № 1. - С. 9 - 12.
41. Митрофанов, И.В. Универсальные учебные действия и учебно-проектная деятельность [Текст] / И.В. Митрофанов // География и экология в школе XXI века. - 2013. - № 5. - С. 47 - 52.
42. Морсова, С.Г. Реализация метапредметного подхода в процессе обучения биологии в 5-6 классах [Текст] / С.Г. Морсова, Л.Н. Сухорукова // Ярославский педагогический вестник. - Ярославль, 2018. - С. 78 - 85.
43. Науменко, Ю.В. Содержание организационно-методической работы по развитию универсальных учебных действий у учащихся основной школы в соответствии с требованиями ФГОС [Текст] / Ю.В. Науменко // Методист. - 2013. - № 1. - С. 2 - 7.
44. Науменко, Ю.В. Универсальные учебные действия: алгоритм создания программы формирования для 5-9 классов [Текст] / Ю.В. Науменко // Народное образование. - 2013. - № 2. - С. 198 - 205.
45. Павлова, Г.А. Формирование у учащихся познавательных универсальных учебных действий посредством освоения предметной информации [Текст] / Г.А. Павлова // Биология в школе. - 2013. - № 4. - С. 34 - 36.
46. Пасечник, В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5 кл.: учеб. для
общеобразоват. учреждений [Текст] / В.В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2016. -
144 с.
47. Пасечник, В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения: 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника « Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники.
5 класс» [Текст] / В.В.Пасечник. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2018. - 64 с.
48. Пасечник, В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Методическое пособие [Текст] / В.В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2015. - 91 с.
49. Пасечник, В.В. Биология: Диагностические работы к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения, 5 класс» [Текст] / В.В. Пасечник. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016. - 92 с.
50. Пасечник, В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений.
6 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений [Текст] / В.В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2013. - 207 с.
51. Пасечник, В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений.6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника «Многообразие покрытосеменных растений.6 класс» [Текст] / В.В.Пасечник. - М.: Дрофа, 2018. - 80 с.
52. Пасечник, В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений.
6 класс. Методическое пособие к учебнику В. В. Пасечника «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» [Текст] / В.В. Пасечник - М.: Дрофа, 2017. - 93 с.
53. Пасечник, В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений.
6 класс. Диагностические работы к учебнику В.В. Пасечника «Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» [Текст] / В.В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2017. - 78 с.
54. Рубинштейн, С.Л. Избранные философско-психологические труды [Текст] / А.В. Брушнинский. - М., 2016. - 463 с.
55. Ромашевская, Н.И. Возможности педагогического моделирования в детерминации категории «воспитание» [Текст] / Н.И. Ромашевская, В.Г. Свинаренко, Е.В. Тамачков // Психология, социология и педагогика. - М.: Международный научно-инновационный центр (ООО), 2016. - №4 (55). - С. 20 - 27.
56. Сапон, С.А. Формирование информационно-интеллектуальных умений школьников в процессе работы с учебным текстом: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / С.А. Сапон. - Великий Новгород, 2013. - 178 с.
57. Сафина, И.Р. Реализация компетентностного подхода на основе экологического образования школьников [Текст] / И.Р. Сафина // Образование и наука в современных условиях. - 2016. - № 1 (6). - С. 161 -176.
58. Семенов, А.А. Структура и содержание технологической карты урока биологии [Текст]/ А.А. Семенов // Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения: сб. науч. тр. / Самарский государственный социально-педагогический университет. - Самара, 2016. - С. 265 - 278.
59. Селиверстова, И.В. Технология развития универсальных учебных действий в ходе практических работ [Текст] / И.В. Селиверстова, И.В. Безшкурая // Химия в школе. - 2013. - № 3. - С. 58 - 59.
60. Станкевич, О.В. Метапредметный подход в современном образовании в условиях реализации ФГОС [Текст] / О.В. Станкевич, С.В. Шевченко, Е.Ю. Баркалова, Е.П. Станкевич, Е.М. Пантыкина, Л.В. Томенко, Ю.В. Сычёв // Молодой ученый. - 2017. - №50. - С. 271 - 274.
61. Старостина, О.А. Формирование универсальных учебных действий в ходе реализации новых образовательных стандартов [Текст] / О.А. Старостина // Управление качеством образования. - 2013. - № 2. - С. 87 - 90.
62. Стулова, Н.Е. Контроль учебных достижений учащихся пятого класса по биологии: проблемы и поиск решений [Текст] / Н.Е. Стулова, А.В. Марина // Молодой ученый. - 2016. - №14 (118). - С. 571- 574.
63. Суворова, Г. Профилактика трудностей в учении - формирование жизненно важных универсальных учебных действий [Текст] / Г. Суворова // Сельская школа. - 2013. - № 2. - С. 75 - 90.
64. Теремов, А.В. О метапредметных результатах образовательной деятельности по биологии [Текст] / А.В. Теремов // Актуальные проблемы биологии и методики ее преподавания в школе и в ВУЗЕ: Матер. III междунар. науч.- практ. конф. / Омский гос. пед. ун-т. - Омск, 2015. - С. 134 - 142.
65. Третьякова, С.С. Из опыта развития универсальных учебных действий [Текст] / С.С. Третьякова // Химия в школе. - 2013. - № 4. - С. 14 - 18.
66. Уткина, Т.В. К вопросу о методике изучения биологического разнообразия в средней общеобразовательной школе [Текст] / Т.В. Уткина, Е.А. Ламехова, Ю.Г. Ламехов // Инновационная наука. - 2016. - № 2 - 3. - С. 203 -208.
67. Улановская, И.М. Оценка метапредметных компетенций выпускников начальной школы [Текст] / И.М. Улановская // Под. ред. И.М. Улановской. - М.: ГБОУ ВПО «МГППУ», 2015. - 169 с.
68. Федулова, Т.И. Развитие универсальных учебных действий через урок (из опыта работы) [Текст] / Т.И. Федулова // Мастер-класс (приложение к журналу «Методист»). - 2013. - № 1. - С. 5 - 41.
69. Фурашова, О.В. Методические основы диагностики сформированности
метапредметных результатов обучающихся в рамках предметов естественно-научного цикла [Текст] / О.В. Фурашова // Актуальные проблемы естественно-научного и математического образования: сб. науч. тр. / Самарский государственные социально-педагогический университет. - Самара, 2016. -С. 118 - 123.
70. Хуторской, А.В. Концепция Научной школы человекосообразного образования [Текст] / А.В. Хуторской. - М.: Эйдос, 2015. - 24 с.
71. Хуторской, А.В. Метапредметный компонент нового образовательного стандарта: как с ним работать [Текст]/ А.В. Хуторской // Сельская школа. - 2013. - №4. - С.71 - 87.
72. Хуторской, А.В. Работа с метапредметным компонентом нового образовательного стандарта: практический аспект [Текст] / А.В. Хуторской // Технолог!! штеграцн змюту освгги : Збхрник наукових праць мютить результата дослщжень. - Полтава: 1 ЮН 111О, 2014. - № 6. - С.34 - 39.
73. Ширшиков, Р.Н.Современный урок биологии в системе школьного обучения [Текст] / Р.Н. Ширшиков, Е.Н. Потапкин // Евсевьевские чтения. Серия: актуальные проблемы биологии, экологии, химии и методик обучения: сб. науч. тр. / Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева. - Саранск, 2016. - С. 77 - 83.
74. Шкуро, М.Э. Использование текстов художественных произведений при формировании универсальных учебных действий [Текст] / М.Э. Шкуро // Начальная школа. - 2013. - № 7. - С. 18 - 20.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ