Система оценивания метапредметных результатов обучающихся при изучении раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И СПОСОБЫ ИХ ОЦЕНИВАНИЯ
1.1. Сущностная характеристика метапредметности 8
1.2. Метапредметные умения. Понятие, характеристики 10
1.3. Контроль и оценка планируемых образовательных
метапредметных результатов 15
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ 22
2.1. Приемы метапредметного подхода к обучению биологии
в условиях реализации Федерального государственного стандарта основного общего образования 22
2.2. Способы оценки метапредметных результатов обучения
в разделе биологии «Бактерии. Грибы. Растения» 30
Выводы по второй главе 40
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В РАЗДЕЛЕ
БИОЛОГИИ «БАКТЕРИИ. ГРИБЫ. РАСТЕНИЯ» НА БАЗЕ МБОУ «СОШ №121 Г.ЧЕЛЯБИНСКА» 42
3.1. Контроль метапредметных результатов обучения с
использованием диагностических проверочных работ 42
3.2. Контроль метапредметных результатов обучения с
использованием групповых проектов 50
Выводы по третьей главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И СПОСОБЫ ИХ ОЦЕНИВАНИЯ
1.1. Сущностная характеристика метапредметности 8
1.2. Метапредметные умения. Понятие, характеристики 10
1.3. Контроль и оценка планируемых образовательных
метапредметных результатов 15
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ 22
2.1. Приемы метапредметного подхода к обучению биологии
в условиях реализации Федерального государственного стандарта основного общего образования 22
2.2. Способы оценки метапредметных результатов обучения
в разделе биологии «Бактерии. Грибы. Растения» 30
Выводы по второй главе 40
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В РАЗДЕЛЕ
БИОЛОГИИ «БАКТЕРИИ. ГРИБЫ. РАСТЕНИЯ» НА БАЗЕ МБОУ «СОШ №121 Г.ЧЕЛЯБИНСКА» 42
3.1. Контроль метапредметных результатов обучения с
использованием диагностических проверочных работ 42
3.2. Контроль метапредметных результатов обучения с
использованием групповых проектов 50
Выводы по третьей главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. Основной задачей и критерием оценки в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта выступает овладение системой учебных действий с изучаемым материалом. В то же время остается открытым вопрос об эффективных способах оценивания выполнения данного требования. Особую актуальность решение этой проблемы приобретает в предметах естественнонаучного направления, так как трудно переоценить ту роль, которую играют естественные науки в развитии современного общества. В фокусе естественнонаучного знания лежит сама основа жизни и деятельности человека, различные объекты природы: разные формы существования материи, биологическая жизнь.
Актуальность обозначенной проблемы весьма показательна в рамках курса биологии «Бактерии. Грибы. Растения», ввиду того, что именно указанные организмы представляют собой основу биоценоза.
Актуальность проявляется также в том, что метапредметные результаты обучения универсальны, цели их достижения преследуются в рамках любого образовательного курса. Соответственно, метапредметный подход к обучению может быть использован при работе с любым предметным материалом.
Ряд исследований психологов, таких как Рубинштейн С.Л., Дружинин В.Н., Библер В.С. раскрывают психологические особенности развития метапредметных умений у обучающихся.
Психолого-педагогическое осмысление этой проблемы проводилось так же в работах Асмолова А.Г., Выготского Л.С., Давыдова В.В., Громыко Ю.В., Петерсон Л.Г., исследователями проблемно-диалогического, развивающего обучения, основанного на системно-деятельностном подходе к обучению, лежащему в основе построения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Согласно данному подходу, обучение не сводится к задачам традиционной передачи и усвоения учащимися информации, а решает целый ряд задач. С новым подходом возникает и необходимость внедрения инновационных технологий.
Исследование работ ученых, занимавшихся проблематикой оценивания метапредметных результатов обучения (Бояркина Ю.А., Данькова Е.В., Имакеев В.Р., Лопатина С.С., Стулова Н.Е.,Теремов А.В., Фурашова О.В.), позволяет сделать заключение, что важнейшими компонентами метапредметного обучения являются: наличие интеракции между участниками процесса обучения, вариативность процесса обучения, мыследеятельность, смыслотворчество, рефлексия, положительный эмоциональный настрой участников.
Анализ теоретических посылов и педагогической практики позволяет выявить ряд противоречий:
• между целевыми установками Федерального государственного образовательного стандарта на достижение метапредметных образовательных результатов и недостаточной разработанностью условий, средств и технологий обеспечения данного процесса на научно-методическом уровне;
• между необходимостью реализации метапредметного обучения и недостаточной ориентацией учебного процесса на метапредметный результат на социально - педагогическом уровне.
В связи с этим актуализируется проблема исследования, состоящая в необходимости использования методик формирования и оценивания достижения метапредметных образовательных результатов при изучении курса биологии «Бактерии. Грибы. Растения». На этой основе определена тема исследования: «Система оценивания метапредметных результатов обучающихся при изучении раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения».
Цель исследования состоит в повышении эффективности процесса достижения метапредметных образовательных результатов в обучении биологии за счет реализации различных средств формирования и оценивания метапредметных результатов.
Задачи исследования:
1. На основе анализа философской, психолого-педагогической и методической литературы установить степень разработанности изучаемой проблемы в прошлом и в современной школе, выявить преимущества и проблемы реализации контроля и оценивания метапредметных результатов в разделе биологии «Бактерии. Грибы. Растения».
2. Определить приемы метапредметного подхода к обучению биологии курсе биологии «Бактерии. Грибы. Растения», обеспечивающие формирование универсальных учебных действий.
3. Определить способы оценки метапредметных результатов при изучении раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения».
4. Провести психолого-педагогическое исследование по апробации приемов формирования и диагностики метапредметных результатов обучения при изучении раздела «Бактерии. Грибы. Растения» для создания доказательной базы их эффективности.
Объект исследования - процесс достижения метапредметных образовательных результатов при изучении раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения».
Предмет исследования - эффективность методики оценивания метапредметных результатов обучающихся при изучении раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения».
Гипотеза исследования: повышение эффективности процесса достижения метапредметных образовательных результатов при изучении раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения» происходит, если:
• определены приемы метапредметного подхода к обучению раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения», обеспечивающие формирование универсальных учебных действий;
• определены способы оценки метапредметных результатов при изучении раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения».
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы:
- теоретические - анализ научной литературы по проблеме исследования, анализ результатов опытно-экспериментальной работы, моделирование;
- эмпирические - педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа;
- методы статистической обработки данных: критерий Крамера-Уэлча.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №121 г.Челябинска». В исследовании участвовали 97 обучающихся.
Научная новизна исследования заключается в том, что на основе теоретического анализа раскрыта сущность процесса формирования мета- предметных умений у обучающихся, направленного на комплексное развитие регулятивных, познавательных и коммуникативных умений; опираясь на идеи метапредметности и сочетание системного подхода с личностно-ориентированным образованием спроектирована и реализована система заданий для формирования и оценки метапредметных умений обучающихся, включающая констатирующий, формирующий и контрольный компоненты и реализуемая на основе принципов целенаправленности, оптимальности, перспективности, учета требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что основные положения, полученные в результате исследования, вносят определённый вклад в развитие теории образования в аспекте формирования метапредметных умений у обучающихся. В результате исследования доказана эффективность использования приемов формирования метапредметных умений обучающихся, способствующая обогащению педагогической теории в определении содержания и принципов развития метапредметных умений.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в работе представлена целостная картина формирования метапредметных умений обучающихся при изучении курса биологии «Бактерии. Грибы. Растения». Подобран диагностический инструментарий, который может быть использован для выявления эффективности реализации процесса формирования метапредметных умений. Универсальный характер полученных результатов и выводов исследования позволяет использовать их в процессе формирования метапредметных умений обучающихся.
Актуальность обозначенной проблемы весьма показательна в рамках курса биологии «Бактерии. Грибы. Растения», ввиду того, что именно указанные организмы представляют собой основу биоценоза.
Актуальность проявляется также в том, что метапредметные результаты обучения универсальны, цели их достижения преследуются в рамках любого образовательного курса. Соответственно, метапредметный подход к обучению может быть использован при работе с любым предметным материалом.
Ряд исследований психологов, таких как Рубинштейн С.Л., Дружинин В.Н., Библер В.С. раскрывают психологические особенности развития метапредметных умений у обучающихся.
Психолого-педагогическое осмысление этой проблемы проводилось так же в работах Асмолова А.Г., Выготского Л.С., Давыдова В.В., Громыко Ю.В., Петерсон Л.Г., исследователями проблемно-диалогического, развивающего обучения, основанного на системно-деятельностном подходе к обучению, лежащему в основе построения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Согласно данному подходу, обучение не сводится к задачам традиционной передачи и усвоения учащимися информации, а решает целый ряд задач. С новым подходом возникает и необходимость внедрения инновационных технологий.
Исследование работ ученых, занимавшихся проблематикой оценивания метапредметных результатов обучения (Бояркина Ю.А., Данькова Е.В., Имакеев В.Р., Лопатина С.С., Стулова Н.Е.,Теремов А.В., Фурашова О.В.), позволяет сделать заключение, что важнейшими компонентами метапредметного обучения являются: наличие интеракции между участниками процесса обучения, вариативность процесса обучения, мыследеятельность, смыслотворчество, рефлексия, положительный эмоциональный настрой участников.
Анализ теоретических посылов и педагогической практики позволяет выявить ряд противоречий:
• между целевыми установками Федерального государственного образовательного стандарта на достижение метапредметных образовательных результатов и недостаточной разработанностью условий, средств и технологий обеспечения данного процесса на научно-методическом уровне;
• между необходимостью реализации метапредметного обучения и недостаточной ориентацией учебного процесса на метапредметный результат на социально - педагогическом уровне.
В связи с этим актуализируется проблема исследования, состоящая в необходимости использования методик формирования и оценивания достижения метапредметных образовательных результатов при изучении курса биологии «Бактерии. Грибы. Растения». На этой основе определена тема исследования: «Система оценивания метапредметных результатов обучающихся при изучении раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения».
Цель исследования состоит в повышении эффективности процесса достижения метапредметных образовательных результатов в обучении биологии за счет реализации различных средств формирования и оценивания метапредметных результатов.
Задачи исследования:
1. На основе анализа философской, психолого-педагогической и методической литературы установить степень разработанности изучаемой проблемы в прошлом и в современной школе, выявить преимущества и проблемы реализации контроля и оценивания метапредметных результатов в разделе биологии «Бактерии. Грибы. Растения».
2. Определить приемы метапредметного подхода к обучению биологии курсе биологии «Бактерии. Грибы. Растения», обеспечивающие формирование универсальных учебных действий.
3. Определить способы оценки метапредметных результатов при изучении раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения».
4. Провести психолого-педагогическое исследование по апробации приемов формирования и диагностики метапредметных результатов обучения при изучении раздела «Бактерии. Грибы. Растения» для создания доказательной базы их эффективности.
Объект исследования - процесс достижения метапредметных образовательных результатов при изучении раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения».
Предмет исследования - эффективность методики оценивания метапредметных результатов обучающихся при изучении раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения».
Гипотеза исследования: повышение эффективности процесса достижения метапредметных образовательных результатов при изучении раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения» происходит, если:
• определены приемы метапредметного подхода к обучению раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения», обеспечивающие формирование универсальных учебных действий;
• определены способы оценки метапредметных результатов при изучении раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения».
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы:
- теоретические - анализ научной литературы по проблеме исследования, анализ результатов опытно-экспериментальной работы, моделирование;
- эмпирические - педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа;
- методы статистической обработки данных: критерий Крамера-Уэлча.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №121 г.Челябинска». В исследовании участвовали 97 обучающихся.
Научная новизна исследования заключается в том, что на основе теоретического анализа раскрыта сущность процесса формирования мета- предметных умений у обучающихся, направленного на комплексное развитие регулятивных, познавательных и коммуникативных умений; опираясь на идеи метапредметности и сочетание системного подхода с личностно-ориентированным образованием спроектирована и реализована система заданий для формирования и оценки метапредметных умений обучающихся, включающая констатирующий, формирующий и контрольный компоненты и реализуемая на основе принципов целенаправленности, оптимальности, перспективности, учета требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что основные положения, полученные в результате исследования, вносят определённый вклад в развитие теории образования в аспекте формирования метапредметных умений у обучающихся. В результате исследования доказана эффективность использования приемов формирования метапредметных умений обучающихся, способствующая обогащению педагогической теории в определении содержания и принципов развития метапредметных умений.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в работе представлена целостная картина формирования метапредметных умений обучающихся при изучении курса биологии «Бактерии. Грибы. Растения». Подобран диагностический инструментарий, который может быть использован для выявления эффективности реализации процесса формирования метапредметных умений. Универсальный характер полученных результатов и выводов исследования позволяет использовать их в процессе формирования метапредметных умений обучающихся.
Лейтмотивом нашего исследования является повышение эффективности процесса достижения метапредметных образовательных результатов в обучении биологии (5-6 классы) за счет реализации различных средств формирования и оценивания метапредметных результатов.
Проведённое исследование, включая изучение взаимосвязанных понятий «метапредметность», «метапредметные результаты», «метапредметные умения», а также структурный и системный анализ метапредметных умений позволило сформулировать ряд выводов:
- метапредметные умения являются ключевым компонентом метапредметных результатов процесса обучения, входящих в требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- повышение эффективности процесса достижения метапредметных образовательных результатов при изучении раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения» происходит, если:
• определены приемы метапредметного подхода к обучению раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения», обеспечивающие формирование универсальных учебных действий;
• определены способы оценки метапредметных результатов при изучении раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения».
Таким образом, в ходе исследования:
1. Проведен анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы установлена степень разработанности изучаемой проблемы в прошлом и в современной школе, выявлены преимущества и проблемы реализации контроля и оценивания метапредметных результатов в разделе биологии «Бактерии. Грибы. Растения».
2. Определены приемы метапредметного подхода к обучению раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения», обеспечивающие формирование универсальных учебных действий.
3. Определены способы оценки метапредметных результатов при изучении раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения».
4. Проведено психолого-педагогическое исследование по апробации реализации приемов формирования и диагностики метапредметных результатов обучения при изучении раздела «Бактерии. Грибы. Растения» для создания доказательной базы их эффективности.
Исследование показало, что системность и целенаправленность используемых приемов формирования и диагностики метапредметных результатов обучения при изучении раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения» повышает эффективность процесса достижения метапредметных образовательных.
Проведённое исследование, включая изучение взаимосвязанных понятий «метапредметность», «метапредметные результаты», «метапредметные умения», а также структурный и системный анализ метапредметных умений позволило сформулировать ряд выводов:
- метапредметные умения являются ключевым компонентом метапредметных результатов процесса обучения, входящих в требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- повышение эффективности процесса достижения метапредметных образовательных результатов при изучении раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения» происходит, если:
• определены приемы метапредметного подхода к обучению раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения», обеспечивающие формирование универсальных учебных действий;
• определены способы оценки метапредметных результатов при изучении раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения».
Таким образом, в ходе исследования:
1. Проведен анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы установлена степень разработанности изучаемой проблемы в прошлом и в современной школе, выявлены преимущества и проблемы реализации контроля и оценивания метапредметных результатов в разделе биологии «Бактерии. Грибы. Растения».
2. Определены приемы метапредметного подхода к обучению раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения», обеспечивающие формирование универсальных учебных действий.
3. Определены способы оценки метапредметных результатов при изучении раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения».
4. Проведено психолого-педагогическое исследование по апробации реализации приемов формирования и диагностики метапредметных результатов обучения при изучении раздела «Бактерии. Грибы. Растения» для создания доказательной базы их эффективности.
Исследование показало, что системность и целенаправленность используемых приемов формирования и диагностики метапредметных результатов обучения при изучении раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения» повышает эффективность процесса достижения метапредметных образовательных.



