ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ХОРЕОГРАФИИ
1.1. Условия формирования профессионализма в хореографии 7
1.2. Воспитание танцевальной выразительности как основы профессионализма артиста ансамбля танца
1.3. Профессиональное народно-сценическое хореографическое искусство Казахстана
ГЛАВА 2. КЛАССИЧЕСКИЙ ЭКЗЕРСИС И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА АРТИСТА АНСАМБЛЯ НАРОДНОГО ТАНЦА
2.1. Структура построения и методические принципы урока классического танца в ансамбле народного танца
2.2. Особенности урока классического танца в Государственном театре народного танца «Наз» г. Астана
2.3. Синтез народной и классической хореографии в казахских танцах театра «Наз»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
Актуальность исследования определена возросшими требованиями, которые предъявляются сегодня к профессиональной народно-сценической хореографии. Исполнительская техника сегодня в танце значительно выросла. Разнообразный лексический багаж женского танца, хорошая прыжковая и трюковая мужская техника, усложнение раздела вращений, выразительность и методическая грамотность исполнения - все это характерно для ансамблей народного танца.
В Казахстане на сегодняшний день успешно работают Государственные ансамбли танца «Салтанат», «Алтынай», «Наз», «Гульдер», многочисленные концертные коллективы областных филармоний. В репертуаре этих коллективов не только традиционные народные танцы, но и тематические программы, спектакли, построенные на синтезе различных направлений хореографии. Поэтому современный танцовщик-народник должен профессионально владеть всеми танцевальными выразительными средствами. Всего этого можно достичь на уроках классического танца.
Кадры для профессиональных коллективов у нас в Казахстане готовят хореографическое училище им. А. Селезнева, Республиканский эстрадно-цирковой колледж им. Елебекова, Карагандинский колледж искусств им. Таттимбета, Южно-Казахстанский музыкальный колледж в Шимкенте, Казахский национальный университет искусств. В данных учебных заведениях существует специализация «Артист ансамбля танца». Дисциплина «Классический танец» является основной.
К сожалению, воспитанные на классическом экзерсисе в учебном заведении, выпускники, попадая в систему постановочно-репетиционного процесса профессионального ансамбля народного танца, утрачивают порой приобретенные навыки. Часто руководители коллективов относятся к классическому тренажу формально, отводя ему функцию короткого разогрева, возрастные артисты вообще не выходят на станок. Хотя все, и руководители, и артисты понимают, что именно классический танец влияет на формирование сценической культуры артиста-народника, способствует повышению его профессионального мастерства.
Данная проблема объясняет выбор и актуальность темы исследования: «Особенности построения урока классического танца в профессиональном ансамбле народного танца».
Цель данной работы - рассмотреть структуру учебного процесса в профессиональном ансамбле народного танца и определить роль классического танца в повышении профессионального мастерства артистов.
Задачи:
- рассмотреть понятие «профессионализма» у различных авторов;
- выявить условия формирования профессионализма в хореографии;
- проанализировать творческую деятельность профессиональных ансамблей танца Казахстана;
- показать возможности классического танца в формировании исполнительской культуры артиста-народника;
- выявить особенности построения урока классического танца в профессиональном ансамбле народного танца;
- раскрыть взаимосвязь классической и народной хореографии на примере репертуара ансамблей танца.
Объект исследования: учебно-творческая деятельность профессиональных ансамблей народного танца.
Предмет исследования: урок классического танца в профессиональном ансамбле народного танца.
Гипотеза: мы считаем, что, несмотря на существенные отличия принципов двигательной деятельности исполнителя народного танца и классического танцовщика, 1) именно классический танец способствует повышению профессионального мастерства артиста-народника; 2) уроки классического танца являются неотъемлемой частью учебно-тренировочной работы в ансамбле народного танца; 3) мерилом мастерства балетмейстеров и артистов становится органический синтез народного танца с основами классической хореографии.
Теоретическую основу работы составили: исследования А.К. Марковой, раскрывающие педагогические основы профессионализма; Я.А. Пономарева о психологии творческой деятельности; теории и методики профессионального образования А.Я. Вагановой, С. Кульбековой, Ш. Салимбаевой; проблемы развития национального искусства Л. Сарыновой, В.Н. Нилова, А.А. Климова.
При написании работы мы использовали методы:
-изучение научной литературы по теме исследования;
-анализ творческой деятельности профессиональных ансамблей народного танца;
-сравнение и обобщение основных направлений репертуарной политики коллективов;
-просмотр концертных программ ансамблей танца;
-собственные наблюдения в результате практической деятельности автора в Государственном театре танца «Наз» как артистки балета.
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении процессов взаимосвязи классической и народной хореографии, их взаимовлиянии и взаимодополнении в творчестве ансамблей народного танца.
С практической точки зрения работа может быть интересна руководителям профессиональных и самодеятельных хореографических коллективов, а так же педагогам дополнительного образования.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения по теме исследования.
Во введении мы обосновали актуальность темы, наметили цели и задачи, определили гипотезу, теоретическую и практическую значимость. В первой главе определена сущность понятия «профессионализм», раскрыты условия формирования профессионализма в хореографии, представлен исторический аспект становления и развития профессионального хореографического искусства Казахстана.
Во второй главе проведена практическая работа по анализу творческой деятельности профессионального театра танца «Наз», представлены материалы учебного процесса творческого коллектива, рассмотрены основные тенденции развития современного хореографического искусства.
В заключении сделаны общие выводы по всей работе.
Основной тенденцией развития творчества профессиональных хореографических коллективов на современном этапе становится многожанровость, подразумевающая владение языком различных танцевальных систем, форм и направлений.
Действительно, диапазон исполнительской техники сегодня в танце очень велик. В профессиональные коллективы приходят подготовленные выпускники хореографических училищ, знающие технику классического, народно-сценического танцев, а также технику современных направлений - от модерн-танца до уличного брейка. Это дает возможность балетмейстеру создавать самые разнообразные хореографические композиции самого различного содержания и формы: от небольших концертных этюдов до спектаклей.
В репертуаре Государственного театра танца «Наз» есть и фольклорно-этнографические танцы, и стилизованные, и танцы, решенные языком современной хореографии. По форме - это и короткие танцевальные миниатюры, и целые спектакли.
Танец - искусство пластическое. Тело исполнителя является средством выражения идей, мыслей, содержания танцевального произведения. Поэтому, чем лучше он будет им владеть, тем вернее, ярче и выразительнее станет его танцевальный язык.
Говоря о культуре исполнения танцевальных постановок артистами профессиональных коллективов, мы подразумеваем под этим сочетание выразительности исполнения, музыкальности, свободы и законченности жеста, безукоризненной танцевальной техники. Чтобы быть красивым и выразительным, движение должно быть правильным, свободным, непринужденным. Эти качества могут быть достигнуты лишь в результате последовательной и систематической работы. Регулярно проводимые учебно-тренировочные занятия являются непременным условием творческих успехов любого хореографического коллектива - и любительского, и, тем более, профессионального. Ведь для самодеятельных артистов искусство артистов-профессионалов является своеобразным эталоном.
Профессиональное мастерство артиста проявляется в совмещении в одной профессии целого комплекса специальных знаний и трудовых функций. Главное в этом процессе не объем полученной информации и приобретенных навыков, а умение творчески пользоваться всем багажом знаний, усваивать новое и применять в практической деятельности. Поэтому у профессионализма невозможно определить предел совершенства. Мастерство приходит с годами в результате каждодневной работы над собой. Поэтому без систематических занятий, ограничиваясь только работой над репертуаром, в коллективе нельзя добиться успеха.
В основе учебно-творческой работы Государственного театра танца «Наз» лежит система классического танца. Каждый рабочий день начинается с экзерсиса у станка. Тренаж нужен и только что пришедшему из училища молодому специалисту, и опытному танцору. Система классического танца по праву считается главной как в процессе начальной подготовки исполнителей, так и в процессе дальнейшего развития и совершенствования профессионального мастерства.
Классический танец позволяет танцовщику обрести не только пластическую стройность, отчетливую фразировку движения, уверенность в своих силах, но и творческую активность. Где нет точно отработанной техники танца, там не может быть искусства. И никакой высокохудожественный идейный замысел, и увлекательный сюжет не могут заменить собой точность исполнительской техники.
Ошибочно думать, что тренаж классического танца необходим лишь классическим танцовщикам и танцовщицам.
Анализируя уровень развития отечественной народно-сценической хореографии, можно сделать вывод, что ансамбли народных танцев в современных условиях стремятся:
1) к повышению технического уровня и исполнительской культуры танцовщиков и имеют перспективу развития, благодаря выстроенной системе учебно-творческого процесса.
2) приведению в соответствие формы и содержания образовательного процесса, в котором сбалансированы средства народного и классического танца, где экзерсис классического танца является эффективным средством формирования исполнительской культуры и повышения профессионального мастерства.
1. Белых В.А. Классический и народный танец в образовании // 2¬ой Сибирский научный конгресс Всемирного Совета танца ЮНЕСКО «Проблемы высшего и среднего специального хореографического образования в Сибири»: Сборник докладов. - Новосибирск, 2011. - С. 40-45
2. Борзов А.А. Народно-сценический танец: экзерсис у станка. - М.: Ун-т Натальи Нестеровой, 2008. - 493 с.
3. Борзов А.А. Танцы народов мира. - М: Ун-т Натальи
Нестеровой, 2006. - 496 с.
4. Бурдин В. Балет в один конец, или Кто мешает хорошим танцорам? // Время. - 14.06.2011.
5. Бутенко Э. Сценическое перевоплощение. Теория и практика. - М.: Прикосновение, 2005. - 127 с.
6. Ваганова А.Я.Основы классического танца. С-П.:-2002.-192с.
7. Воробьева Т.А. Профессиональная пригодность как центральная проблема профессиональной подготовки специалиста // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах / Под ред. Н. В. Кузьминой. - СПб., 2010. - С. 3 - 17.
8. Громов И.Ю. Основы подготовки специалистов - хореографов. - СПб.: Гуманитарный университет профсоюзов, 2006. - 630 с.
9. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца: танцевальные движения и комбинации на середине зала: учеб. пособие для вузов искусств и культуры. - М.: «ВЛАДОС», 2003.
10. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца: Упражнения у станка: учеб. пособие для вузов искусств и культуры. - М.: «ВЛАДОС», 2002 -208 с.
11. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца: Этюды: учебное пособие для вузов искусств и культуры. - М.: «ВЛАДОС», 2004.
12. Дмитриева М.А., Дружилов С.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала // Сибирь. Философия. Образование: Альманах Сибирского отделения РАО. - Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2010. - Вып.4. - С.18-30.
13. Дружилов С.А. Профессионализм человека как объект психологического изучения. // Вестник Балтийской педагогической академии. - СПб., 2013, Вып. 52. - С.40-46.
14. Есаулова К.А., Есаулов И.Г. Народно-сценический танец. - Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 2004. - 208 с.
15. Звездочкин В.А. Классический танец. Ростов н/Д.:-2005.-410с.
16. Калугина О.Г. Методика преподавания хореографических дисциплин. - Киров: КИПК и ПРО, 2010. - 123 с.
17. Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессий. - М., 2014.
18. Климов Е.А. Психология профессионала. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009. - С.387.
19. Лопухов А.В., Ширяев А.В., Бочаров А.И. Основы
характерного танца. - СПб.: Планета музыки, 2010. - 344 с.
20. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М., 1996. -
С.254.
21. Моисеев И.А. Я вспоминаю. Гастроль длинною в жизнь. - М.: Согласие, 1998. - 225 с.
22. Народный танец: Проблемы изучения: сб. науч. тр. / сост и отв. ред. А.А. Соколов-Каминский; редкол.: Л.М. Ивлева и А.А. Соколов- Каминский. - СПб., 2011. - С. 4.
23. Петров П.М. Специфические особенности методики
преподавания характерного танца. -http://www.balletsib.narod.ru(дата обращения - 18.10.16)
24. Петроченко Н.В. Народный танец в современных условиях: к вопросу о понятии и методологии исследования Кемерово: КемГУКИ
25. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание
профессионального становления человека. - М.: УРАО, 2012. - 160с.
26. Тарасов Н.И. Классический танец. - Учебник для вузов. 3-е изд.
- СПб.: Лань, 2005, - 496 с., ил.
27. Уральская В.И. Эстетические проблемы взаимовлияния народного и профессионального искусства: на материале хореографии. М.: МГИК, 2009.
28. Федоренко Е. Жанр, открытый Игорем Моисеевым, - это классика, и устареть не может // Культура. -2007. - №7. -http://www.kultura- portal.ru(дата обращения - 12.01.17)
29. Фомин А.С. Понятие «танец» и его структура. // Народный танец. Проблемы изучения: Сб. науч. тр. / Всеросс. науч.-исслед. ин-т искусствознания. - СПб., 1991. - 235 с.
30. Фомкин А.В. Исторические традиции современного балетного образования (на материале деятельности Танцевальной Ея Императорского Величества школы - Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой). Автореф. дисс. СПб., 2008.
31. Шапка М. Природа полна танца // Еженедельник «2000». -2010.
- № 48.
32. Щербакова Е. Игорь Моисеев - сокровенные тайны великого мастера народного танца -http://ru.dancelife.co.il/155037(дата обращения - 12.01.17)
33. Юдина С.Д. Музыка и танец: психологические функции искусства. // 2-ой Сибирский международный научный конгресс Всемирного Совета танца ЮНЕСКО «Проблемы высшего и среднего специального хореографического образования в Сибири»: Сборник докладов. - Новосибирск, 2011. - С. 33-36