Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогические условия предупреждения детских конфликтов

Работа №81767

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
154
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы предупреждения детских конфликтов 8
1.1. Анализ проблемы предупреждения детских конфликтов в
психолого-педагогической литературе 8
1.2. Особенности проявления конфликтного поведения у детей
среднего дошкольного возраста 17
1.3. Психолого-педагогические условия предупреждения детских
конфликтов 25
Выводы по 1 главе 36
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по предупреждению детских конфликтов 39
2.1. Выявление уровня конфликтного поведения у детей среднего
дошкольного возраста 39
2.2. Реализация психолого-педагогических условий по
предупреждению детских конфликтов 52
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 60
Выводы по 2 главе 66
Заключение 68
Список использованной литературы 73
Приложение

Актуальность данной проблемы определяется тем, что происхождение конфликта обычно рассматривают как симптом неблагоприятных отношений, а педагогическая работа направлена на подавление конфликтов. Предварительный анализ причин возникновения противоречий, приводящих к конфликту детей дошкольного возраста, как правило, не проводится, поэтому работа педагогов по предупреждению конфликтов у дошкольников является малоэффективной.
Проблематика конфликтного взаимодействия является хорошо освещенной в педагогике и психологии. К проблеме конфликта в дошкольном возрасте обращались многие отечественные исследователи: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Я.Л. Коломинский, В.Н. Мясищев, В.С. Мухина, М.И. Лисина, А.А. Рояк, Н.С. Пантина и др.
На сегодняшний день произошло значительное обновление содержания образования. Модернизация образования - это не только условия для развития каждой личности, но и государственные требования, отраженные в нормативных документах: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (2013г.), Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012г.), а также комплексные и парциальные образовательные программы дошкольного образования, реализуемые в детских садах.
Важным условием формирования социально-значимых качеств личности дошкольника, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей является взаимодействие посредством общения со сверстниками. Оно играет ведущую роль в жизни ребенка дошкольного возраста. Но именно в этом возрастном периоде возникают частые конфликтные ситуации. Предупреждения конфликтов в развитии отношений на начальных этапах становления личности ребенка важно, прежде всего, потому, что конфликт в отношениях дошкольника со сверстниками может выступать в качестве серьезной угрозы для личностного и социального развития. Опасность заключается и в том, что появившиеся негативные качества у дошкольника, в связи с особенностью данного возрастного периода, могут определять все дальнейшее формирование личности, а также влиять на взаимоотношения в школьном коллективе. Отрицательный опыт общения препятствует развитию полноценных отношений с окружающими людьми в последующей жизни ребенка, его мироощущению.
Посещение ребенком дошкольной образовательной организации не всегда может обеспечить развитие у него мотивации общения и коммуникативных навыков. Наоборот, серьезные нарушения в сфере общения со сверстниками могут носить постоянный характер в результате рано сложившегося неблагоприятного опыта взаимодействия с детьми в группе детского сада. Эмоциональное неблагополучие, вызванное затруднениями в общении, приводит к проявлению ребенком различных типов поведения. Чем сильнее выражено эмоциональное неблагополучие, тем больше вероятность возникновения ситуаций, которые вызывают трудности во взаимодействии дошкольника с окружающим миром. Следствием этого может стать возникновение и проявление у ребенка разнообразных постоянных страхов, формирование у него неадекватной самооценки. Также начинает проявляться агрессивное поведение, что приводит к серьезным нарушениям во взаимоотношениях с другими детьми. В зависимости от степени сформированности умения взаимодействовать со сверстниками агрессия проявляется в разных формах. В более легких случаях агрессия выражается в словесной форме, в более тяжелых - это физическая агрессия, что представляет большую угрозу как для самого ребенка, так и для окружающих его детей.
Известно, что в детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого ребенка, договориться.
Конфликты в детском возрасте лучше предупредить, чем разрешить. Определяющим условием в профилактики детских конфликтов является направленность процесса воспитания. Воспитание должно быть направлено на формирование у ребенка определенных социальных норм общения и взаимодействия, соблюдение которых является важным аспектом в становлении личности ребенка в социуме.
Следует отметить, что сфера взаимоотношений детей в семье и в детской группе является для них основным источником напряжений, конфликтов, психологических проблем и трудностей. Именно поэтому нужно создавать необходимые комфортные психолого-педагогические условия, обеспечивающие его эмоциональное благополучие, для сохранения психического здоровья дошкольника, успешного его развития.
Цель исследования: изучить психолого-педагогические условия предупреждения конфликтного поведения у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс предупреждения конфликтов у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия, способствующие предупреждению детских конфликтов.
В основу исследования была выдвинута следующая гипотеза: предупреждения детских конфликтов будут эффективными при реализации следующих психолого-педагогических условиях:
- при использовании в работе с детьми сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование сплоченности и сотрудничества;
- вовлечение педагогов в процесс предупреждения конфликтов детей среднего дошкольного возраста.
Достижение данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме предупреждения детских конфликтов;
2. Изучить особенности проявления конфликтного поведения у детей среднего дошкольного возраста;
3. Выявить уровень конфликтного поведения у детей среднего дошкольного возраста;
4. Реализовать психолого-педагогические условия
предупреждения детских конфликтов;
5. Выявить результативность опытно-экспериментальной работы.
Для решения поставленных задач, в исследовательской работе были использованы методы:
- теоретические: психолого-педагогический анализ научно-методической литературы, анализ и интерпретация теоретических и экспериментальных данных;
- эмпирические: эксперимент, анкетирование, наблюдение, сравнение.
Этапы исследования:
1 этап констатирующий (сентябрь - октябрь 2016г.) - изучение состояния исследуемой проблемы в педагогической теории и практике; определение и формулировка ключевых понятий исследования.
2 этап формирующий (октябрь 2016г. - апрель 2017г.) - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка условий предупреждения детских конфликтов.
3 этап итоговый (апрель - май 2017г.) - проведение повторной диагностики, обобщение результатов экспериментальной работы, формулирование выводов.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 308 «Звездочка»» города Челябинск. В опытно-экспериментальной работе приняли участие две группы (контрольная и экспериментальная) детей среднего дошкольного возраста по 20 человек, также принимали участие и педагоги в количестве 4 человек.
Материалы исследования могут быть использованы в системе повышения квалификации специалистов дошкольного образования, а также позволяют обогатить содержание курса «Конфликтология» для студентов средних и высших учебных педагогических учреждений.
Структура квалификационной работы включает: введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список использованной литературы и приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Межличностные отношения зарождаются и развиваются в дошкольном возрасте. Именно в этот период мир ребенка перестает ограничиваться только семьей. Усиливаются его контакты со сверстниками, которые значительно отличаются от взаимодействия с взрослыми. Специфика отношений между ними заключается в том, что дети приобретают навыки в построении отношений с окружающими, усваивают нормы и правила поведения, а также учатся объективно оценивать самих себя. Возникшие конфликты между детьми в дошкольном возрасте искажают личностное развитие ребенка, с одной стороны, способствуют появлению нежелательных черт поведения: неуверенности в себе, недоверчивости к сверстникам, обидчивости, грубости, с другой - отрицательно сказываются на деятельности ребенка, резко снижая его активность на занятиях при владении им необходимыми знаниями. Поэтому необходима своевременная профилактика конфликтных ситуаций. С этой целью был проведен анализ психолого-педагогической литературы.
В существующих исследованиях (Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, А.В. Петровский и другие) межличностные отношения понимаются по-разному: как избирательные предпочтения детей, как познание и восприятие другого, как результат общения и как совместная деятельность. Также существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей (А.Г. Здравомыслов, А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов). Проблематикой детских конфликтов занимались многие ученые, а именно А.С. Залужный, В.Н. Мясищев, А.И. Аржанова, Н.С. Пантина, Е.Д. Белова, А.Н. Белкина, В.П. Иванова, Т.Н. Счастная, Г.П. Щедровицкий, Р.Г. Надежина, Х.Г. Даве, К. Хорни и другие. Проанализировав работы данных авторов, можно сделать вывод, что неблагополучие отношений ребенка со сверстниками, его глубокий
конфликт с ними порождаются недостаточной сформированностью ведущей деятельности ребенка. Выделяют недостаточную сформированность операций игры и искажения в ее мотивах в качестве главной причины внутренних конфликтов у дошкольников. В соответствии с причинами дифференцированы два типа таких конфликтов: конфликт при несформированности операциональной стороны игровой деятельности и конфликт при искажении мотивационной основы деятельности.
Немаловажным аспектом предупреждения конфликтов являются возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста. В данный период у ребенка возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. В этом возрасте на ведущую позицию выходит сотрудничество. Оно предполагает собой распределение ролей и функций в игровой деятельности, а также учет действий, оказываемых воздействие на партнера. Для среднего дошкольного возраста характерно большое число конфликтных ситуаций именно из-за распределения ролей в сюжетно-ролевой игре. Также происходит сложная качественная перестройка отношения ребенка к сверстнику. Ее суть заключается в том, что дошкольник начинает относиться к самому себе через другого ребенка. В этом отношении другой ребенок становится предметом постоянного сравнения с собой. Это сравнение направлено не на обнаружение общности, а на противопоставление себя и другого, что отражает, прежде всего, изменения в самосознании ребенка. Все это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, демонстративность, конкурентность и прочее.
Исходя из выдвинутой гипотезы, мы реализовали обоснованные нами психолого-педагогические условия, способствующие предупреждению детских конфликтов, и проверили их эффективность. Теоретический анализ литературы позволил отобрать ряд методик для диагностики уровня конфликтного поведения в процессе игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста. На констатирующем этапе проводилась диагностика детей и педагогов, использовались методики «Капитан корабля» (Романов А.А.), «Картинки» (Смирнова Е.О.) и анкетирование воспитателей. Обобщив результаты методик, мы сделали вывод, что на этом этапе работы для детей среднего дошкольного возраста характерен средний уровень конфликтного поведения в сюжетно-ролевой игре: контрольная группа - 34%, экспериментальная - 42%. Анализ результатов анкетирования воспитателей показал, что педагоги хорошо ориентируются в вопросах детских конфликтов, знают частые причины их возникновения, но работа по предупреждению конфликтных ситуаций проводится не систематически, а спонтанно и не часто.
Содержанием работы на формирующем этапе была реализация психолого-педагогических условий: организация и проведение сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование сплоченности и сотрудничества у детей, и работа с педагогами. Предупредить детские конфликты можно с помощью сюжетно-ролевых игр, которые являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер. Мы проводили с детьми сюжетно-ролевые игры с целью формирования конструктивного поведения и предупреждения конфликтного поведения у дошкольников. В ходе проведенных нами игр дети имели возможность получить положительные впечатления, приобрести социальный опыт и общаться друг с другом с наименьшим количеством конфликтов. В процессе сюжетно-ролевых игр создавались условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулировала развитие организованности и ответственности каждого ребенка . Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирали партнеров, сами устанавливали игровые правила, следили за их выполнением, регулировали взаимоотношения. В игре ребенок чувствует себя членом коллектива, справедливо оценивает действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Сюжетно-ролевая игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В ней формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
При работе с педагогами акцент делался на повышении теоретических знаний о проблеме предупреждения детских конфликтов, поэтому проводились конференции, консультации. Также проводили работу с воспитателями для того, чтобы они смогли увидеть конфликт на стадии зарождения и принять меры по его предупреждению. Для эффективной профилактики детских конфликтов в группе детского сада нужно сформировать, обеспечивать и поддерживать здоровый нравственно-психологический климат, уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, организацию продуктивной деятельности, высокий авторитет воспитателя. Воспитатель должен заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путем, используя совместные игры и занятия. Важен личный пример воспитателя, который избегает суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка.
Задача воспитателя в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми.
На итоговом этапе проводилась повторная диагностика детей среднего дошкольного возраста и воспитателей ДОО. Также были использованы методики «Картинки», «Капитан корабля» и анкетирование. После анализа полученных данных мы сделали вывод, что уровень конфликтного поведения детей снизился. Проигрывание сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование сплоченности и сотрудничества, и вовлечение педагогов в процесс предупреждения конфликтов позволили найти детям новые способы решения возникающих проблем в процессе игры. А проведенная работа с воспитателями позволила повысить уровень компетенции педагогов для эффективного предупреждения и разрешения конфликтов детей дошкольного возраста.
Таким образом, нам удалось подтвердить гипотезу исследования, что предупреждение детских конфликтов будет эффективным при реализации психолого-педагогических условий: использование в работе с детьми сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование сплоченности и сотрудничества, и вовлечение педагогов в процесс предупреждения конфликтов детей среднего дошкольного возраста.



1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: учеб. пособие / В.В. Абраменкова. - М.: ПЕР СЭ, 2008. - 431 с.
2. Авдулова, Т.П. Психология игры: современный подход: учеб.
пособие для вузов / Т.П. Авдулова. - М.: Академия, 2009. - 205 с.
3. Алексеева, Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного
возраста. Как помочь ребенку?: учебно-методическое пособие /
Е.Е. Алексеева. - 2-е изд. - СПб.: Речь, 2008. - 283 с.
4. Алексеева, Е.Е. У ребенка конфликты со сверстниками. Практические советы родителям и педагогам / Е.Е. Алексеева. - СПб.: Литера, 2014. - 48 с.
5. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: Юнити, 2000. - 545 с.
6. Березенкова, Т.В. Моделирование игрового опыта детей на основе сюжетно-ролевых игр / Т.В. Березенкова. - Волгоград.: Учитель, 2016. - 69 с.
7. Вайнер, М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников / М.Э. Вайнер. - М.: Пед. О-во России, 2004. - 95 с.
8. Виноградова, Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. - М.: Айрис-пресс, 2009. - 128 с.
9. Волков, Б.С. Учим общаться детей 3-7 лет. Методическое пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Сфера, 2014. - 128 с.
10. Гиппенрейтер, Ю.Б. Чувства и конфликты / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: АСТ, 2014. - 48 с.
11. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с.
12. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации / Н.Ф. Губанова. - М: Мозаика-синтез, 2008. - 128 с.
13. Егидес, А.П. Психология конфликта: учебное пособие / А.П. Егидес. - М.: Московский финансово-промышленный университет, 2011. - 320 с.
14. Зедгенидзе, В.Я. В мире детских эмоций / В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. - 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 148 с.
15. Зедгенидзе, В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у
дошкольников: пособие для практических работников ДОУ /
В.Я Зедгенидзе. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с.
16. Кашапов, М.М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций / М.М. Кашапов. - М.: Ремдер, 2003. - 183 с.
17. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2004. - 315 с.
18. Коломинский, Я.Л. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности / Я.Л. Коломинский, Б.П. Жизневский // Вопросы психологии. - 1990. - №2. - 35-42 с.
19. Комарова, Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду / Н.Ф. Комарова. - М.: Скрипторий 2003, 2010. - 157 с.
20. Конфликтология / под ред. А.С. Кармина. - СПб.: Лань, 1999. - 448с.
21. Конфликты и взаимодействия / авт.-сост. А.В. Комарова, О.М. Ольшевская. - Минск: Красико-Принт, 2008. - 125 с.
22. Краснощекова, Н.В. Новые сюжетно-ролевые игры для младших
дошкольников: целевые прогулки, беседы, занятия, изготовление
атрибутов к играм / Н.В. Краснощекова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 205 с.
23. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. - 3-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 251 с.
24. Лисецкий, М.С. Психология межличностного конфликта в старшем дошкольном возрасте / М.С. Лисецкий. - М.: Самара. 2006. - 315 с.
25. Лисина, М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное / М.И. Лисина. - М.: Воронеж, 2005. - 156 с.
26. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / под ред.
A. Г. Рузская. - М.: Институт практической психологии. - 1997. - 384 с.
27. Лозоцева, В.Н. Роль педагога в преодолении конфликтов /
B. Н. Лозоцева // Вопросы психологии. - 2001. - №1. - 79-87 с.
28. Маврина, И.В. Развитие взаимодействия младших дошкольников со сверстниками в условиях образовательного процесса / И.В. Маврина // Психологическая наука и образование. - 2005. - №2 . - 94-99 с.
29. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология: учебник для пед. вузов / Т.Д. Марцинковская, Е.И. Изотова, Т.Н. Счастная. - М.: Гардарики, 2004. - 253 с.
30. Матусик, А.И. Воспитание детей в игре: пособие для педагога / сост.
А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.:
Просвещение, 2003. - 210 с.
31. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / под ред. Е.О. Смирновой. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. - 240 с.
32. Михайленко, Н.Я. Как играть с ребенком / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - 3-е изд., дораб. - М.: Обруч, 2012. - 169 с.
33. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - 2-е изд., испр. - М.: ГНОМ и Д, 2000. - 96с.
34. Мухина, В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. - М: Гардарики, 2000. - 239 с.
35. Нифонтова, О.В. Учим детей разрешать конфликт / О.В. Нифонтова.
- М.: Сфера, 2011. - 128 с.
36. Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов.
- М.: ВЛАДОС, 1990. - 192 с.
37. Общение детей в детском саду и семье / под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. - М.: Педагогика, 1990. - 150 с.
38. Панфилова, М.Ф. Игротерапия общения / М.Ф. Панфилова - М.: ТОО «ИнтелТех», 2005. - 89 с.
39. Практическая психология: учебник / под ред. М.К. Тутушкиной. - 4-е изд., перераб., доп. - СПб.: Дидактика Плюс, 2001. - 368 с.
40. Рояк, А.А. Психологический конфликт и особенности
индивидуального развития личности ребенка / А.А. Рояк. - М.:
Педагогика, 1988. - 120 с.
41. Смирнова, Е.О. Конфликтные дети / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: Эксмо, 2009. - 176 с.
42. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: Владос, 2003. - 160 с.
43. Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей: диагност. критерии, коррекцион. работа, психолог. методики / Т.П. Смирнова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 154 с.
44. Снегирева, Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: методические рекомендации / Л.И. Снегирева. - М.: Минск, 2005. - 123 с.
45. Солдатова, В.С. Нарушения отношений со сверстниками у дошкольников. Игровые методы диагностики и коррекции / В.С. Солдатова. - М.: Академия, 2001. - 67 с.
46. Сухомлинский, В.А. / Методика воспитания коллектива. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
47. Терещук, Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников / Р.К. Терещук. - Кишинев: Штиинца, 1989. - 99 с.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).
49. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
50. Харчевникова, А.Н. Сюжетно-ролевые игры для социализации детей 4-5 лет. Методическое пособие / В.А. Деркунская, А.Н. Харчевникова. - М.: АРКТИ , 2014. - 64 с.
51. Шумилин, А.П. Межличностные конфликты в дошкольном возрасте / под ред. А.П. Шумилин. - М.: МГУ, 2006. - 121 с.
52. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин.
- М.: Педагогика, 1989. - 560 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ