Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты применения практических заданий в процессе обучения правовым дисциплинам в условиях СПО 9
1.1. Практические методы обучения в педагогике: понятие, система,
значение 9
1.2. Особенности применения практических заданий в процессе
преподавания правовых дисциплин в профессиональной образовательной организации 20
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Практическая деятельность по совершенствованию системы практических заданий по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» в ГБПОУ «Каслинский промышленно-гуманитарный техникум» 29
2.1. Анализ опыта использования дифференцированных практических заданий в процессе обучения правовой дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» в ГБПОУ «Каслинский промышленно-гуманитарный техникум» 29
2.2. Разработка дифференцированных практических заданий в процессе изучения дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» в ГБПОУ «Каслинский промышленно-гуманитарный техникум» 39
Выводы по второй главе 47
Заключение 48
Список литературы 52
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Современные тенденции в образовании требуют постоянных качественных изменений в подходе к процессу преподавания: применения новых педагогических технологий, преобразований в содержании и формах обучения, а также в системе контроля и оценки знаний.
Взаимодействие образования с различными сферами общественной жизни осуществляется напрямую через личность, вовлеченную в экономические, политические, духовные и другие социальные связи. Образование не только помогает нам в жизни, но еще дает возможность развиваться как личности, а также делать успехи в карьере. В наше время образование играет важную роль в жизни каждого человека. В итоге именно образование определяет место человека в обществе, его возможности, цели, которые он добивается в обществе и способы награды за труды.
Актуальность выбранной темы, обусловлена тем, что развивающемуся обществу нужны образованные, предприимчивые, квалифицированные специалисты, готовые к сотрудничеству, принятию конструктивных решений, и в то же время обладающие развитым чувством гражданственности и ответственности.
К сожалению, на сегодняшний день ситуация в России такова, что в массовом сознании право не является безусловной ценностью. Вот уже на протяжении многих лет происходит обновление законодательства и накопление соответствующей правоприменительной практики. И даже при всем этом все более явным становится разрыв между новым демократическим законодательством и низким уровнем правового сознания общества. Это является тревожным фактором, который ставит проблему формирования правового сознания и правовой культуры российских граждан в ранг приоритетных задач государственной политики.
Как у субъектов гражданских правоотношений у каждого гражданина Российской Федерации есть права и обязанности. Знание своих прав и обязанностей дает гражданам возможность пользоваться нормами гражданского права и защищать свои интересы. Процесс и результат изучения государственно-правовых норм и изучение основ правовых дисциплин составляют основу среднего профессионального образования. В нашем обществе необходимы грамотные специалисты, владеющие знаниями, умениями и навыками в области права.
Недостаточный уровень правовой культуры приводит к тому, что доверие к закону и государству в России неуклонно падает. Поэтому рядом с проблемами жизненно важного плана правовое воспитание и правовая культура приобретают эфемерный характер и для большинства людей приобретают второстепенное значение, постепенно утрачивая свою важность и актуальность. Российская правовая действительность такова, что наблюдается значительный разрыв между правом и законом. Именно по этой причине развитие правовой культуры — это одна из наиболее актуальных проблем российского общества. Именно поэтому значимость правового образования возросла многократно. Просто знать о праве уже недостаточно, следовательно, необходимы не только развернутые знания о юридических нормах, но и также о механизме защиты правовых интересов. И здесь большое значение имеет повышение правовой подготовки, правовой культуры всех граждан нашего общества, то есть государственных и муниципальных служащих, руководителей хозяйственных обществ, частных предпринимателей, менеджеров и других. Ведь именно ежедневно, так или иначе, решают правовые вопросы, не имея при этом никакой юридической подготовки.
Отсюда следует, что возрастающее значение имеет профессиональная компетентность. Однако это касается не только руководителей предприятий и учреждений, иных должностных лиц, но вообще работников всех специальностей и категорий. Ведь зачастую нераспорядительность, перекладывание решения вопросов на других лиц, а иногда и грубость, все то, что мы называем бюрократизмом, порождаются не злым умыслом, а именно профессиональной некомпетентностью. Все это приводит к многочисленным правонарушениям, которые происходят от незнания закона, глупости в том числе, игнорирование или ущемления прав и законных интересов граждан, а также причинение ущерба обществу и государству.
Именно поэтому целью правового воспитания и обучения, будущих специалистов является не только получение ими определенных сумм знаний о праве, но также формирование у них активной жизненной позиции в правовой сфере, в сфере экономики и в повседневной жизнедеятельности.
Обучение в области права - путь приобщения человека к знаниям, необходимым для качественного и эффективного осуществления профессиональной деятельности менеджера. Важная цель правового образования - воспитание высокого профессионального правосознания и правовой культуры студентов.
Фундаментом правового воспитания студентов можно определить их последовательное правовое просвещение, которое способствует правильной идентификации явлений, происходящих в обществе, и обуславливает планомерное развитие социальной активности молодых граждан России. Это позволяет обучающимся правильно ориентироваться в жизненных ситуациях, адекватно определять границу между допустимым и запретным, следовать законными путями в сложных обстоятельствах и применять законные средства для защиты своих личных прав и личных (также и общественных) интересов.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в профессиональных образовательных организациях важную роль играет достижение выпускниками общих и профессиональных компетенции, так как это является основой конкурентоспособности работника.
Дисциплина «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» - одна из правовых дисциплин федерального компонента общепрофессионального цикла, целью которой является усвоение теоретических знаний в области правового регулирования коммерческой деятельности, приобретение умений использовать федеральные законы и другие нормативные документы в условиях, моделирующих профессиональную деятельность, а также формирование компетенций. Предмет ее изучения: нормы гражданского, трудового и административного права, воплощенные в нормативно-правовые акты, их взаимодействие с общественными отношениями, практика их применения.
Сложность, многогранность и комплексность проблемы правового образования являются причиной того, что некоторые его аспекты разработаны не в достаточной мере. Сегодня существуют различные подходы к формированию правовой культуры через образование, разнообразные концепции правового и патриотического воспитания, системы демократического гражданского образования и т.д.
Методологической основой исследования явились труды ученых, раскрывающие фундаментальные проблемы профессионального образования: О.Н. Садиков, А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого, В.В. Пиляева, А.М. Гатин.
Вопросы правового регулирования часто являются предметом дискуссий среди ученых и законодателей, поэтому по выбранной теме имеется довольно обширный теоретический и практический материал. В частности, разработкой рассматриваемой проблемы занимались: М.И. Брагинский, С.Н. Братусь, В.А. Бублик, В.В. Витрянский, A. Ю. Кабалкин, Г.Ф. Шершеневича, М.Ю. Тихомирова, С.С. Занковского, B. Д. Карповича, О.С. Иоффе, О.В. Кислициной, М.М. Агарков и др.
Педагогическая наука и практика убедительно доказывают, что качество образовательного процесса существенно повышается, если его научно-методическое обеспечение осуществляется системно и на высоком уровне.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать дифференцированные практические задания по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», реализуемой в профессиональной образовательной организации.
Объектом исследования являются практические методы обучения.
Предмет исследования: дифференцированные практические задания по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» в профессиональной образовательной организации.
В процессе исследования решаются следующие задачи:
1. изучить понятие, систему и значение практических методов обучения в педагогике;
2. проанализировать особенности применения практических заданий в процессе преподавания правовых дисциплин в профессиональной образовательной организации;
3. исследовать опыт использования дифференцированных практических заданий в процессе обучения правовой дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» в ГБПОУ «Каслинский промышленно-гуманитарный техникум»;
4. разработать дифференцированные практические занятия по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» для целей ГБПОУ «Каслинский промышленно-гуманитарный техникум».
Практическая значимость исследования состоит в разработке практических заданий по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», которые можно использовать преподавателям дисциплин правового цикла профессиональной образовательной организации в процессе своей профессиональной деятельности.
В работе использованы методы исследования, включающие:
- теоретический анализ научно-методической литературы, материала и практического опыта;
- анализ нормативно-правовых документов;
- сравнительно-правовой, прием научного обобщения;
- диагностический метод (наблюдение, опрос).
База исследования: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Каслинский промышленно-гуманитарный техникум», расположенный по адресу 456835, Россия, Челябинская область, г. Касли, ул. 8 Марта, 50.
Структура исследования: данная исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений
Итак, для того чтобы студенты познавали не только теоретическую стороправовых дисциплин, но и их прикладной характер, необходимо использование наряду с традиционными формами и методами обучения (лекции, семинарские занятия, лабораторные работы), активные и интерактивные методы обучения, такие как ролевые и деловые игры, навыковые тренинги, проблемные ситуации.
Какие бы методы обучения ни применялись для повышения эффективности профессионального образования важно создать такие психолого-педагогические условия, в которых студент может занять активную личностную позицию и в полной мере проявить себя как субъект учебной деятельности. Дидактический принцип активности личности в обучении и профессиональном самоопределении обуславливает систему требовании к учебной деятельности студента и педагогической деятельности преподавателя в едином учебном процессе. В эту систему входят внешние и внутренние факторы, потребности и мотивы. Соотношение этих характеристик определяет выбор содержания воспитания, конкретных форм и методов обучения, условия организации всего процесса формирования активной творческой личности. Универсально эффективных или неэффективных методов не существует.
Особенностью методики преподавания правовых дисциплин является также широкое привлечение данных статистики, фактов и цифр, позволяющих раскрыть не только отдельные стороны процессов и явлений, но и выработать для обучающихся правила поведения в условиях правового государства. Представленные факты должны быть проверены, доказуемы, но при этом они могут вызвать сомнения у студентов, что позволит использовать проблемные методы обучения, такие как мозговой штурм, круглый стол, дискуссии.
Преподавание правовых дисциплин имеет ряд особенностей, которые заметно отличают их от естественнонаучных и других гуманитарных дисциплин. Занятия по правовым дисциплинам повышают уровень правовой грамотности и правовой культуры студентов; воспитывают уважение к закону правопорядку; способствуют обеспечению безопасности жизнедеятельности; расширяют их кругозор; формируют правосознание; порождают правомерное поведение. Задача преподавателя-правоведа при этом не только сообщить сведения по определенной юридически важной теме, но и объяснить их, сформировать определенное отношение к ним. Важной информацией, например, является: новое в законодательстве, состояние правопорядка в стране и в отдельных регионах, правотворческая инициатива граждан на местном, муниципальном уровне и другое.
Занятия по правовым дисциплинам характеризуются большей конкретностью, чем другие. В ней не должно быть преувеличений, вымышленных эпизодов, домыслов преподавателя. Характерными ее особенностями являются: глубина идейно-теоретического содержания и фактологическая точность; защита прав человека и гражданина; правдивость, т.е. полное соответствие объясняемых явлений объективной истине; доходчивость; логичность изложения.
Каждое занятие по правовым дисциплинам характеризуется целенаправленным учебно-воспитательным воздействием на студентов. Главным средством воздействия при этом является организация учебного материала, состоящая, в том числе из ряда нормативно-правовых актов и исследования юридических фактов, т.е. решения конкретных ситуаций.
Из этого следует, что методы обучения праву могут и должны рассматриваться как способы организации самостоятельной работы студентов, учебного материала и взаимодействия преподавателя и студента, направленные на решение образовательных и воспитательных задач с учетом приведенных особенностей.
Таким образом, методика преподавания права в России - результат исторического развития права и образования многих стран мира. В условиях глобализации и "болонизации" нашего высшего образования необходимо, отвечая лучшим мировым стандартам, сохранять и совершенствовать свои национальные достижения в преподавании права и образовательную культуру.
В юриспруденции, как и во многих других науках, знание теории и практические навыки тесно переплетены. Если у студента не сформировано умение применить теорию на практике, тогда первая остается невостребованной. Соединение теоретического курса с практической деятельностью позволяет дополнить традиционное обучение и уже на студенческой скамье дать обучающемуся возможность ознакомиться с наиболее важными профессиональными навыками и обучиться им. Таким образом, представляется необходимым, сформировать у студентов навыки юридического анализа ситуации, поиска правовой информации и умения работать со справочно-поисковыми системами, а так же умения составлять различные виды договоров. Процесс формирования навыков является сложной системой последовательных и взаимосвязанных действий.
В преподавании правовых дисциплин, более чем где бы то ни было, необходимо использовать применение практических заданий, разумно сочетая их с классическим чтением лекционного материала и проведением семинарских занятий.
Не умаляя необходимости модернизации образования, внедрения в учебный процесс подготовки инноваций, способных существенно повысить качество как процесса обучения, так и его конечного результата — профессионального образования выпускника, следует настаивать на сохранении традиционных базовых методик получения знаний. Именно классические лекция и семинар, с их традициями проблемного изложения материала и дискуссионным характером способны научить мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, спорить и доказывать свою точку зрения. Только с помощью этой методики будет осуществляться целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Задачи современной методики обучения праву:
- отбор учебного правового материала и формирование специальных правовых курсов для системы обучения;
- создание специальных правовых обучающих программ, учебников и методических пособий;
- постоянное совершенствование методов и технологий обучения праву с учетом результативности применения уже существующих.
В процессе обучения необходимо выделить следующие цели:
- интенсификация процесса обучения, в том числе посредством
- интерактивности и использования инновационных методов обучения;
- индивидуализация процесса обучения;
- интеграция знания;
- инфраструктура образовательного процесса: техническое обеспечение,
- кадры, мотивация кадров (материальная заинтересованность, карьерный рост).
Итак, применение практических заданий в процессе обучения правовым дисциплинам позволяют создавать учебную среду, в которой теория и практика усваиваются одновременно, а это дает возможность обучающимся развивать юридическое мировоззрение, логическое мышление, грамотную речь; формировать критическое мышление; выявлять и реализовать индивидуальные возможности. При этом учебно-воспитательный процесс организуется так, что обучающиеся ищут связь между новыми и уже полученными знаниями, принимают альтернативные решения, формируют свои собственные идеи и мысли с помощью различных средств, учатся сотрудничеству.
В заключение хотелось бы сказать следующее: чтобы быть успешными и не растерять студентов в конкурентной борьбе, колледжи и ВУЗы должны давать не только знания, но и формировать навыки, умения использования этих знаний, применение теории на практике. Использование интерактивных и инновационных методов в обучении позволит оптимизировать образовательный процесс, поможет сделать его более интересным и насыщенным.
1. Аджимусаев С. А. Понятие и юридическая природа договора как
источника права / С.А. Аджимусаев // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия:
Общественные и гуманитарные науки. - 2008. - № 93. - С. 7
2. Аргунова, Т. Г. Комплексное учебно-методическое обеспечение предмета / Т. Г. Аргунова. - М.: НПЦ «Профессионал», 2010.
3. Багдасарьян И. С. Формирование профессиональной компетентности современного менеджера / И.С. Багдасарян, Г.Ф. Каячев, Г.В. Дудкина // Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. - 216 с.
4. Базавлуцкая Л. М. Система формирования современного менеджера в образовательном пространстве / Л.М. Базавлуцкая // Монография. - Челябинск: Цицеро, 2017. - 180 с. - ISBN 978-5-91283-899-6.
5. Базавлуцкая Л.М. Формирование кадрового потенциала в образовательном пространстве / Л.М. Базавлуцкая, Е.А. Гнатышина, Д.Н. Корнеев, Н.Ю Корнеева // Монография. - Челябинск: Библиотека
А. Миллера, 2019. - 312 с. - ISBN 978-5-93162-165-4
6. Беляков Д. А. Инновационные методы преподавания правовых дисциплин на примере проблемы изучения сделки о продаже Аляски. / Д. А. Беляков, Н. И. Биюшкина // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - 7 (2), - 102-105.
7. Бургат В. В. Деловая игра как метод активного обучения / В.В. Бургат // СТЭЖ. - 2014. - № 1 (19).
8. Бурнашев Г. А. Проблемы правового воспитания на современном этапе / Г.А. Бурнашев // Молодой ученый. - 2018. - №48. - С. 117-120.
9. Бурнашев Г. А. Формирование правовой культуры в Российской Федерации / Г.А. Бурнашев // Молодой ученый. - 2018. - № 48.
10. Василькова Н. А. Методика профессионального обучения. Часть 1 / Н.А. Василькова // Конспект лекций для обучающихся направлению -
Профессиональное обучение (ИиВТ). - Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ,
2017. - 107 с.
11. Василькова Н. А. Методика профессионального обучения. Часть 2 / Н.А. Василькова // Конспект лекций для обучающихся направлению - Профессиональное обучение (ИиВТ). - Часть II - Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. - 80 с.
12. Василькова Н. А. Учебно-методическое обеспечение преподавания раздела «Анализ и проектирование целей в процессе теоретического и производственного обучения». / Н.А. Василькова // Учебно-методическое пособие. - Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2018. - 22 с.
13. Василькова Н. А. Учебно-методическое обеспечение преподавания раздела «Методика осуществления контроля процесса и результатов обучения» / Н.А. Василькова // Учебно-методическое пособие - Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2018. - 39 с.
14. Воробьева С. В. Организационно-методологический аспект модернизации правового образования / С.В. Воробьева // Вестник ТГУ.
- 2012. - №3.
15. Втюрина Г. В. Организационно-методическое обеспечение подготовки специалистов новых квалификаций в колледже. / Г.В. Втюрина, Т.М. Резер // Учебное пособие - Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ), 2005. - 216 с.
- ISBN-5-8050-1193-4.
16. Ганаева Е. Э. Правовое воспитание подростков как средство коррекции девиантного поведения / Е.Э. Ганаева // Молодой ученый. — 2014. — № 20. — С. 467-469.
17. Герасимов С. А. Общая и профессиональная педагогика / С.А. Герасимов И.З., Сковородкина // Учебник. — Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2014. - 553 с. - ISBN 978-5-261-00925-2.
18. Гончарова Е. В. Теория и методика педагогического исследования / Е.В. Гончарова, И.С. Телегина // Учебное пособие. — Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2016. - 220 с.
19. Гуревич Ю. Г. Оптимизация познавательной деятельности студентов на учебных занятиях / Ю.Г. Гуревич // Монография. - Изд. 2-е испр. и доп. - Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2014. - 142 с.
20. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4х томах. Т. 1. / В.И. Даль. // - M.: Русский язык - Медиа, 2005.
21. Евплова Е. В. Методика преподавания правовых дисциплин. / Е.В. Евплова, Е.В. Гнатышина // учебно-методическое пособие. Челябинск: - 2015. - с. 44
22. Евплова Е. В. Дидактика профессионального образования: специфика преподавания юридических дисциплин в системе СПО / Е.В. Евплова,
В.Р. Якупов // Челябинск: - 2018. — 87 с.
23. Егоров В. Е. Правовое образование в неюридическом вузе / В.Е. Егоров // Монография. - Псков: Изд-во АНО «Логос», 2009. - 260 с.
24. Ермакова Т. И. Проведение занятий с применением интерактивных форм и методов обучения / Т.И. Ермакова, Е.Г. Ивашкин // Учебное пособие. - Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева. - Нижний Новгород: - 2013. - 158 с.
25. Жданко Т. А. Вариативность разноуровневого образования: стратегии реализации / Т.А. Жданко // Иркутск: ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2014 - 171 c. - ISBN 978-5-88267-392-4
26. Железовская Г. И., Традиции и инновации в преподавании
юридических дисциплин / Г.И. Железовская, В.С. Хижняк // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. -2018 - № 1.
27. Жукова Г. С. Технологии профессионально-ориентированного
обучения / Г.С. Жукова, Н.И. Никитина, Е.В. Комарова // М.: РГСУ, 2012. - 165 с.
28. Жураев И. У. Содержание и методика преподавания предмета «Трудовое право» / И.У. Жураев // Научные исследования. - 2016. - №2 (3).
29. Костина К. А. Правовая культура в сфере правового регулирования: понятие и сущность / К.А. Костина // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. — 2012. — №2 9. — С. 388-392.
30. Котова С. С. Самостоятельная работа студентов: проектный подход /
С.С. Котова, И.И. Хасанова // Екатеринбург: Российский
государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ), 2018. - 194 с. - ISBN 978-5-8050-0652-5.
31. Кравченко И. А. Правовая культура участников финансовых
правоотношений / И.А. Кравченко, А. В. Бастен // Вопросы
российского и международного права. — 2016. — № 9. — С. 127-136.
32. Кропанева Е. М. Теория и методика обучения праву / Е.М. Кропанева // Учебное пособие. - Екатеринбург: РГППУ, 2012. - 188 с.
33. Кручай Е. В. Менеджмент качества в системе профессионального образования / Е.В. Кручай, О.Б. Нестеренко // Хабаровск: Дальневосточный государственный гуманитарный университет (ДВГГУ), 2014. - 110 с.
34. Магомедов А. Ш. Правовое обеспечение профессиональной
деятельности / А.Ш. Магомедов // Курс лекций. - Махачкала: ДГУНХ, 2017. - 124 с.
35. Махотин Д. А. Метод анализа конкретных ситуаций (кейсов) как педагогическая технология / Д.А. Махотин // Вестник РМАТ. - 2014. - № 1.
36. Напалкова М. В. Деловая игра как активный метод обучения / М.В. Напалкова // ИТС. - 2012. - № 2
37. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под. ред. П. И. Пидкасистого. - М., 2011. - 640 с.
38. Петрова Е. В. К вопросу о методике преподавания юридических дисциплин / Е.В. Петрова // Вестник науки и образования. - 2015. - № 3 (5).
39. Разуваева И. С. Роль курса «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» в формировании компетенций специалиста в сфере технологии продуктов общественного питания / И.С. Разуваева, Н.В. Молоткова // Научные исследования в образовании. - 2006. - № 5.
40. Ронжина Н. В. Основы профессиональной педагогики / Н.В. Ронжина, С.В. Васильев // Учебное пособие. - Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2017.
- 83 с. - ISBN 978-5-8050-0616-7
41. Сидорова Ю. В. Формирование общих и профессиональных компетенций студентов в учреждении среднего профессионального образования / Ю.В. Сидорова // Педагогическое образование в России.
- 2012. - № 6
42. Тащиян И. Н. Использование кейс-метода в практике
профессионального обучения / И.Н. Тащиян // Образование. Карьера. Общество. - 2014. - №2 (41)
43. Тащиян И. Н. Роль правовых дисциплин в формировании патриотических чувств и гражданского сознания / И.Н. Тащиян // Образование. Карьера. Общество. - 2015. - №4 (47).
44. Филипьева С. В. Установление уровней сформированности общих и профессиональных компетенций обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствии с ФГОС нового поколения / С.В. Филипьева, Л. А. Богданова, Н. Г. Пастор // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2013. - № 1 (9).
45.Чугина Ю. С. Тренинговые технологии в обучении специалистов сферы общественного питания / Ю.С. Чугина // Профессиональное образование и рынок труда. - 2015. - № 9-10.