ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
БАЛЬНЫМ ТАНЦЕМ 9
1.1. Цели и задачи эстетического воспитания 9
1.2. Использование физиологических особенностей младших
школьников при изучении бальных танцев 13
1.3. Художественно-эстетическое воспитание детей в учреждениях
культуры на занятиях бальными танцами 17
ГЛАВА 2. НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ БАЛЬНЫМ ТАНЦАМ 22
2.1. Проблемы обучения бальным танцам 22
2.2. Использование нетрадиционных методик в работе с детыми на
начальном этапе обучения бальными танцами 24
2.3. Результаты экспериментальной работы в хореографическом
коллективе 30
2.4. Дополнительная образовательная программа по спортивному
бальному танцу 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность работы. Включение бальных танцев в Олимпийскую программу является фактом, подтверждающим наличие этого интереса. И это не удивительно, ведь зрелищность бального танца, соединяя в себе красоту музыки и движения, во все времена привлекала к себе повышенное внимание. Какие родители после знакомства с бальной хореографией не мечтают, чтобы их ребенок научился красиво двигаться? Кроме того, большим плюсом бального танца является приобщение к музыке и театру, к искусству в целом.
Однако в последние годы бальный танец из жанра хореографического искусства, широко распространенного по всей стране, превратился скорее в вид элитного спорта. Изменились и цели бальной хореографии. Если раньше в качестве главной выдвигалась цель гармонического воспитания подрастающего поколения, то сейчас, в основном, идет погоня за спортивными результатами. Преподаванием этого вида танца занимаются, в основном, тренеры без педагогического образования, бывшие и настоящие спортсмены. У каждого из них своя методика и практика обучения, каждый из них, прежде всего, мечтает вырастить чемпиона, ведь от этого зависит престиж студии и тренера, и, в конце концов, материальный достаток.
Однако в настоящее время педагоги все чаще обращаются к тем методам и формам обучения танцу, с помощью которых возможно формирование не только внешнего, но и внутреннего облика человека. Нынешнему развивающемуся обществу сегодня нужны здоровые, образованные, предприимчивые люди, которые могут принимать ответственные решения, прогнозировать их последствия. В то же время современная молодежь должна быть толерантной к окружающему миру, способной к сотрудничеству, мобильности, обладать чувством ответственность за себя и судьбу страны.
Длинное, долгое, негармоничное развитие приводит к острому дефициту духовной культуры. Трезвый анализ убеждает, что перестраивать уже сложившиеся начала мучительно трудно, гораздо надежнее закладывать новые основы духовной культуры с детства. И начинать этот процесс надо с закладки эстетических ценностей, с приобщения детей к миру прекрасного, миру духовных ценностей, эстетической культуры.
Одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания является хореография, она обладает большой силой эмоционального воздействия и поэтому является важным средством формирования идейных убеждений, нравственных и эстетических идеалов.
Именно в младшем школьном возрасте закладываются навыки поведения в обществе, основы культуры общения, а также формируются художественный и эстетический вкус. Это лучшее время для изучения физических упражнений, а также благоприятное время для формирования волевых качеств учащихся - целенаправленности, решительности, смелости, настойчивости, выдержки, терпения, управления собой, самостоятельности, инициативности.
В разные исторические эпохи в различных системах общественного образования ганцу придавалось огромное значение в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Уже в античные времена было обнаружено эстетическое, воспитательное значение танца. Танец включался в воспитательно-образовательный процесс в авторских концепциях Витторино-да-Фельтре, III. Фурье, М. Монтессори, Г. Рида и др.
Целесообразность и реальность обучения ритмике и танцу во всех классах, на всех ступенях школьного образования убедительно подтверждена опытом работы ряда школ. В государственной программе основного и среднего образования предлагаются хорошие возможности для развития учащегося в эстетическом, этическом и социальном направлениях. Элементы танцевальной подготовки включены в программу по физическому воспитанию учащихся, во многих школах включен предмет «Ритмика и танец».
Однако на деле обучение танцу ведется поверхностно и сводится к подготовке концертных номеров для школьных мероприятий. Имеются существенные недостатки и со стороны педагогов: невнимание к формированию эстетической культуры воспитанников путём включения их в эстетическую деятельность; практическое отсутствие целенаправленной работы по изучению эстетических потребностей и интересов учащихся; недостаточное использование возможностей танца как средства формирования эстетической культуры и другие.
Основная цель педагогов дополнительного образования, в том числе и педагогов-хореографов - культивировать человеческую личность, дать ей опору, чтобы стала она уверенной в себе и счастливой.
Учреждения досуговой деятельности (Дома, Дворцы культуры, культурные центры, Дома детского творчества и т.д.) предоставляют возможность заниматься танцами и во внеурочное время.
Таким образом, в науке и педагогической практике к настоящему времени, с одной стороны, созданы предпосылки для решения проблемы художественно-эстетического воспитания; с другой, обозначился ряд противоречий:
- педагоги вынуждены обучать детей бальным танцам в учреждениях досуга по примерной программе;
- к бальному танцу остается отношение чаще всего, как спортивному виду деятельности;
- основной упор в работе коллективов бального танца делается на конкурсный, соревновательный характер, практикуется индивидуальная работа, что противоречит принципам художественной самодеятельности и учебно-воспитательной работе любительских коллективов.
Детские художественные коллективы смогут решить часть проблем, имеющихся в области художественной культуры и развития творческих способностей у подрастающего поколения. На наш взгляд, эта работа должна начинаться с поиска оптимальных сочетаний разных видов танцевальной подготовки младших школьников, где критериями эффективности явится влияние программ обучения бальным танцам на развитие не только специальных (двигательных, танцевальных) качеств детей, но и на их общее (психическое, личностное) развитие, включая раскрытие творческого потенциала учащихся. Именно такая попытка предпринята в данной работе.
Все это и определило тему работы «Бальный танец как средство художественно-эстетического формирования личности в системе учреждений досуговой деятельности».
При работе над данной темой ставились следующие задачи:
• изучить историю возникновения и развитие бальных танцев; рассмотреть детскую бальную хореографию в пространстве современного хореографического искусства;
• изучить физиологические особенности младших школьников и их применение на практических занятиях по бальным тайцам;
• выявить теоретические и практические предпосылки художественно-эстетического воспитания младших школьников;
• показать значимость бальных танцев, обосновать необходимость и определить возможности бального танца в художественно-эстетическом воспитании детей;
• провести анкетирование среди участников танцевального коллектива с целью определения уровня знаний по программе, выявление трудностей при ее изучении, решения проблемы межличностных отношений в паре, определения уровня заинтересованности родителей к творчеству детей.
Цель исследования - раскрыть социальное и педагогическое значение бальных танцев как средства художественно-эстетического формирования личности ребенка. Выяснить влияние различных программ танцевальной подготовки на развитие свойств личности младших школьников.
Предметом исследования являются процесс обучения бальным танцам в самодеятельности и закономерности его влияния на двигательную, психическую и личностную сферы младших школьников в аспекте художественно-эстетического воспитания.
Объект исследования - детский самодеятельный коллектив бального танца.
Гипотезой исследования является предположение о том, что художественно-эстетическое формирование личности ребенка в процессе занятий бальными танцами может быть эффективным в условиях, когда:
• учтены психолого-физиологические особенности личности ребенка;
• выявлены и обоснованы возможности бального танца в развитии эстетических чувств и эмоций, эстетической потребности, эстетических знаний и эстетической деятельности;
• музыкальные и пластические средства бального танца, взаимоотношения в паре обеспечивают включение детей в практико-ориентированную эстетическую деятельность;
• развитие нравственных, художественных и эстетических ценностей личности ребёнка строится как целостный технологический процесс на основе принципов гуманизма, эмоциональной насыщенности и симпатии;
• деятельность педагогов, руководителей хореографических коллективов целенаправленна на формирование художественно-эстетических ценностей личности ребенка.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов: историко-теоретический анализ
психологической, педагогической, культурологической литературы; обобщение психолого-педагогических взглядов и идей; анкетирование, индивидуальные беседы, наблюдения, изучение продуктов эстетической деятельности участников коллектива.
Практическая значимость: данная работа может служить учебно-методическим материалом для лекционных курсов и семинарских занятий, связанных с историей танцевального искусства; научно-методологическим пособием для начинающих тренеров и практиков, руководителей детских коллективов, занимающихся бальной хореографией.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
Современные бальные танцы очень много приобрели, но и очень много потеряли, став спортивными. Из формы общения, развлечения и воспитания личности они превратились в средство достижения сразу нескольких высот таких как: скорость движения, сила, экономичность энергетических затрат, четкая координация и скорость реакции, гибкость и пластичность, выносливость, максимальный КПД работы мускулатуры, правильное дыхание, красивое мускулистое тело. Но для того, чтобы танец оставался, кроме спорта и искусством, необходимо еще и присутствие духовности.
Сегодня важно определить роль, место и значение танца в системе физического воспитания и признать, что эстетические параметры танца являются важнейшими, но не единственными характеристиками. Задачи физического, творческого, эстетического и духовного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста заставляют пересмотреть многообразие типов танца в социальном контексте развития личности.
Современная бальная педагогика должна ставить своей задачей не переделывание личности, не воспитание в традиционном смысле этого слова, как привнесение в ребенка каких-то черт и качеств. Задача педагога - помочь ребенку раскрыться, развиться, реализовать то, что в нем уже есть, а не покрыть его новыми табу и ограничениями, не закрепостить требованиями.
Психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста позволяют утверждать, что именно в этот период ребенок наиболее восприимчив к воздействию социально-культурной среды. Процесс развития нравственных ценностей более эффективен, если опирается на эстетическую потребность ребенка в занятиях хореографическим творчеством.
Работая над проблемой художественно-эстетического развития детей посредством бального танца, можно сделать следующие выводы:
Практические занятия бальными танцами учитывают интелектуальные и социальные нужды детей, а также их потребность в развитии. У детей формируется уважение к другим, отношения сотрудничества. Они проявляют при этом организованность. Бальные танцы увеличивают способности каждого ученика, позволяют наблюдать прогресс учеников друг с другом, с родителями.
Условием эффективности занятий бальными танцами является знания физиологических особенностей младших школьников. Практические занятия бальными танцами способствуют создание эмоциональной атмосферы, вовлекают в творческую деятельность детей, повышая их социальную активность, учатся строить свои отношения с одноклассниками, формируется самооценка, укрепляется связь с родителями.
Результатами уроков бального танца являются индивидуальное развитие каждого ученика в групповых занятиях и способность учащихся к продуктивному выполнению общекультурных, общечеловеческих функций и видов учебной деятельности.
Для реализации диапазона мотивов занятий бальными танцами выявлены наиболее важные условия, обеспечивающие эффективность бальных танцев, как средства художественно-эстетического воспитания детей в самодеятельном коллективе учреждения досуга: целенаправленный отбор содержания программы; обучение анализу танцевальных ситуаций и программирования танцевальных движений; формирование интереса к бальным танцам; расширение мотивов занятий бальными танцами; повторяемость направленного влияния на мотивы обучения; влияние личности педагога, как образца танцевальной деятельности.
Эффективность влияния занятий танцем на разностороннее развитие ребёнка может быть определена на основе комплекса критериев и показателей, подобранных и разработанных в процессе исследования.
Занятия хореографией будут вызывать интерес и эмоциональный подъём, если предлагаемый в программе материал не потребует наличия у учащихся специальных хореографических способностей.
Систематические занятия оказывают положительное влияние на формирование таких качеств личности ребёнка, которые недостаточно развиваются в другой деятельности: воображение, активное творческое мышление, музыкально-ритмическое, эмоциональное развитие, эстетический вкус, физическое духовное и нравственное развитие. Танец гармонизирует развитие ребенка, предоставляя возможность для взаимовлияния и взаимообогащения различных качеств личности подрастающего человека.
Также мы пришли к выводу, что основным в работе хореографа, можно считать воспитание полноценной творческой личности путём создания условий для развития и реализации творческого потенциала учащихся, используя разнообразные формы работы с ними, которые могут дать высокие результаты только в комплексном применении.
Жизнь приносит в танец новые хореографические измерения, новые пластические интонации и каждый хореограф, если он хочет быть современным, должен видеть и использовать все возможности современного хореографического мышления и современные технологии в обучении на благо будущего.
1. Аболина, Т.Г. Эстетическое воспитание /Т.Г. Аболина, Н.Е. Митропольская. - К.: Высшая школа, 2007. - 252 с.
2. Аркина, Н. Современный бальный танец. Пособие для ин-тов культуры, культ.-просвет. уч-щ и коллективов бального танца /Н. Аркина, С. Бахто, А. Борзов // Под ред. В.М. Стриганова и В.И. Уральской - М.: Просвещение, 1978. - 431 с.
3. Аршавский, И.А. Физиологические механизмы индивидуального развития.
- М.: Наука, 1982. - С. 270.
4. Базарова, Н. Азбука классического танца / Н. Базанова, В. Мэй. - Л.: Искусство, 2013.
5. Базэла, Д.Д. Истоки и периодизация истории бального танца как искусствоведческая проблема / Д.Д. Базэла // Вестник. - К., 2010. - Вып. 11. - С. 410.
6. Белкина, Е. Воспитание искусством / Е. Белкина // Искусство и образование. - 2011. - №2. - С.368.
7. Бузруких М.М., Киселев М.Ф, Комаров Г.Д. и др. Возрастные особенности организации двигательной активности детей 6-16 лет Физиология человека. 2000.
8. Вельский, Д.Н. Методические указания в помощь руководителям кружков и школ бальных танцев. - Л.: ВПШ, 1964.
9. Боголюбская, М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. - М., 1986.
10. Богомолова, Л.В. Основы танцевальной культуры. - М., 1993.
11. Браиловская, Л.В. Самоучитель по танцам: вальс, танго, самба, джайв/серия «Стильные штучки». - Ростов н/Д: Феникс, 2003.
12. Ерохина, Е.В. Школа танцев для детей / Серия «Мир вашего ребенка». - Ростов н/д: Феникс, 2013 - 203с.
13. Ерошенков, И.Н. Культурно-воспитательная деятельность с детьми и подростками: Учеб. пособие; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М.: МГУКИ, 2001.
14. Жукенова, С.Б. Эстетическое воспитание учащихся средствами хореографии. - Тамбов, 1991.
15. Захаров, Г.В. Режиссура танца / Г.В. Захаров. - М.: Искусство, 2013.
16. Касьянова, Е. Пути развития бальной хореографии (Исторический анализ): автореф. дис. канд. искусства. / Е. Касьянова / ГИТИС. - М., 2012. - 196 с.
17. Кремнев, А.Л. Сочинение танца / Р. Захаров. - Москва, 2003. - 96с.
18. Кукушкин, B.C. Современные педагогические технологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003.
19. Лесгафт, П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания. - Воронеж: МОДЭС, 1998. - 410 с.
20. Лихачев, Б.Т. Эстетика воспитания. - М., 1972. - 159 с.
21. Лопатин, А.Р. Теория и технология создания успеха в учебно-воспитательном процессе. - Пенза: ПГ'ПУ им. В.Г. Белинского, 2004.
22. Новерр, Ж. Письмо о танце и балетах. - Л.-М.: Искусство, 1965.
23. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебн, пособие для ВУЗов- 3-е изд, - М.: Пед.о-во России, 2000.
24. Павлюк, Т.С. Закономерности и механизмы эволюции бального танца как одного из видов хореографии / Т.С. Павлюк // Вестник ХДАДМ. - 2012. - №
12. - С. 109.
25. Пуртова Т.В. Учите детей танцевать. /Т.В. Прутова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная// - М.: Владос, 2003. - 254 с.
26. Секрет танца. Сост. Г.К. Васильева. - СПб.: Диамант. Золотой век, 1997.
27. Смирнов, И.В. Искусство балетмейстера / И.В. Смирнов. - Москва, 2011. - 325с.
28. Спортивные танцы. Справочник [Текст] / Под ред. А.Н. Кокаулина. - М.: Здоровье. Культура. Спорт, 2011. - 220 с.
29. Сухомлинский, В.А. Избранные произведения: в 5 т. /В.А. Сухомлинский.
- К.: Советская школа, 2007.
30. Ткаченко, Т.С. Работа с хореографическим коллективом. - М.: Искусство, 1958.
31. Уколова, Л.И. Формирование духовной культуры молодого поколения [Текст] / Л.И. Уколова // Искусство и образование. - 2011. - № 2. - С. 362
32. Ушинский К. Избранные педагогические произведения / К.Д. Ушинский.
- К.: Советов. школа, 2009. - 416 с.
33. Хореографическое искусство: Теория, история, методика обучения Сост.: Ю.И. Громов к.иск., проф. и др. - СПб.: СПбГУП, 2004.
34. Шацкая, В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. - М.: Советская педагогика, 1976. - 344 с.
35. Шереметьевская, Н. Танец на эстраде / Н. Шереметьевская. - М.: Искусство, 2012. - 416 с.