Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогическое обеспечение социального самоопределения сельских школьников в процессе предпрофильной подготовки

Работа №8176

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы271стр.
Год сдачи2007
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
961
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3-11
Глава I. Теоретические основы педагогического обеспечения социального самоопределения сельских школьников 12-81
1.1. Состояние проблемы социального самоопределения личности в гуманитарной науке 12-34
1.2. Предпрофильная подготовка сельских подростков как фактор их социального самоопределения 35-66
1.3. Роль и место педагогического обеспечения процесса социального самоопределения сельских подростков на этапе предпрофильной подготовки 67-79
Выводы по первой главе 80-81
Глава II. Реализация педагогического обеспечения процесса социально¬го самоопределения сельских школьников на этапе предпрофильной подготовки 82-158
2.1. Модель педагогического обеспечения социального самоопределения сельских подростков на этапе предпрофильной подготовки 82-114
2.2. Условия эффективности реализации педагогического обеспечения процесса социального самоопределения сельских подростков на этапе пред-профильной подготовки 115-133
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 134-157
Выводы по второй главе 158
Заключение 159-165
Список литературы 166-186
Приложения 187-269



Актуальность исследования обусловлена теми кардинальными социально-экономическими преобразованиями, которые происходили в стране на рубеже веков, были направлены на развитие рыночных отношений, потребовали от молодого поколения профессиональной и социальной мобильности, способности быстро адаптироваться к меняющимся условиям труда и жизни, осуществлять осознанный выбор при его многообразии, нести ответственность за принимаемые решения. Все это, как отмечается в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», сделало основной целью общего среднего образования подготовку компетентного выпускника, способного к активной социальной адаптации в обществе, самостоятельному жизненному выбору, к продолжению профессионального образования, к самосовершенствованию. Ее успешность во многом зависит от то-го, решены ли своевременно в процессе воспитания задачи формирования у учащихся готовности к самоопределению.
Сложные социально-демографические процессы, которые характерны для современного села, структурные изменения в экономике, сельскохозяйственном производстве обострили проблемы молодежи, сформировали социальный заказ школе - помочь сельским детям определиться со своим социальным и профессиональным выбором в условиях переходного периода. Это делает необходимым осмысление накопленного опыта социального самоопределения школьников, поиска путей его совершенствования.
Как показывает проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы, исследованиям в области самоопределения личности посвящено значительное количество научных работ (К.А.Абульханова-Славская, В.Г.Афанасьев, С.Я.Батышев, А.Н.Бобровская, М.Р.Гинзбург, И.Н.Иванова, Е.А.Климов, Д.А.Леонтьев, Л.М.Митина, А.А.Поспелова, Н.С.Пряжников, Е.К.Фоминых, Н.Н.Чистяков, С.Н.Чистякова, Е.В.Шелобанова и др.). В них

4
рассмотрены различные формы самоопределения: профессиональная, личностная, жизненная, семейная, ролевая, ценностная.
Конкретные аспекты социального самоопределения изучены В.И.Журавлевым, Э.В.Ильенковым, В. JI. Лебедевым, Т.В.Машаровой, Т.П.Никовым, М.И.Рожковым, О.С.Щербининой и др. Различные стороны формирования и развития социально значимых качеств сельских школьников отражены в исследованиях Л.В.Байбородовой, В.М.Басовой, С.Г.Броневщук, М.П.Гурьяновой и других. В то же время особенности данного процесса у сельских школьников на этапе предпрофильной подготовки не нашли достаточно полного освещения в педагогической литературе.
Указанное обстоятельство позволяет констатировать наличие противоречий между:
• признанием важности социального самоопределения в подростковом возрасте как неотъемлемой составляющей процесса социализации и не-достаточной разработанностью этой проблемы в социально-педагогической теории и практике;
• объективной потребностью в осмыслении особенностей протекания процесса социального самоопределения у сельских подростков и слабой изученностью данного вопроса;
• необходимостью в педагогическом обеспечении социального самоопределения учащихся сельских школ на этапе предпрофильного обучения и недостатком теоретического обоснования его содержания, методической подготовленностью педагогов к его реализации.
Актуальность темы, ее неразработанность в теории воспитания, а также выявленные противоречия способствовали формулировке проблемы исследования: при каком педагогическом обеспечении процесс социального само-определении сельских подростков на этапе предпрофильной подготовки будет протекать эффективно?

5
Цель исследования - выделить и обосновать содержание педагогического обеспечения процесса социального самоопределения сельских школьников на этапе предпрофильной подготовки.
Объект исследования: процесс социального самоопределения сельских подростков в период предпрофильной подготовки.
Предметом исследования является педагогическое обеспечение процесса социального самоопределения сельских школьников на этапе предпрофильной подготовки.
В качестве гипотезы исследования мы выдвинули предположение о том, что социальное самоопределение сельских школьников на этапе пред-профильной подготовки будет эффективным, если педагогическое обеспечение включает:
• совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элективных курсов, внеклассных воспитательных мероприятий, содержания социальной практики и профессиональных проб в образовательном пространстве школы, базирующихся на принципах дифференциации, индивидуализации, комплексной диагностики профессиональных интересов и социальных ценностей сельских подростков;
• программу повышения профессионального мастерства педагогов, классных руководителей, построенную на практико-ориентированном подходе;
• систему работы с родителями и систему социального партнерства в рамках населенного пункта, района, региона.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Кардинальные социально-экономическими преобразования, которые происходили в стране на рубеже веков и были направлены на развитие рыночных отношений, потребовали от молодого поколения профессиональной и социальной мобильности, способности быстро адаптироваться к меняющимся условиям труда и жизни, осуществлять осознанный выбор при его многообразии, нести ответственность за принимаемые решения. Все это, как отмечается в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», сделало основной целью общего среднего образования - подготовку компетентного выпускника, способного к активной социальной адаптации в обществе, самостоятельному жизненному выбору, к продолжению профессионального образования, к самосовершенствованию.
Сложные социально-демографические процессы, которые характерны для современного села, структурные изменения в сельскохозяйственном производстве обострили проблемы молодежи, сформировали социальный заказ школе - помочь сельским детям определиться со своим социальным и профессиональным выбором в условиях трансформации общественных отношений. Это делает необходимым осмысление накопленного опыта социального самоопределения, поиска путей его совершенствования.
Как показывает проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы, исследованиям в области самоопределения личности посвящено значительное количество научных работ (К.А.Абульханова-Славская, В.Г.Афанасьев, С.Я.Батышев, А.Н.Бобровская, М.Р.Гинзбург, И.Н.Иванова, Е.А.Климов, Д.А.Леонтьев, Л.М.Митина, А.А.Поспелова, Н.С.Пряжников, Е.К.Фоминых, Н.Н.Чистяков, С.Н.Чистякова, Е.В.Шелобанова и др.). В них рассмотрены различные формы самоопределения: профессиональное, личностное, жизненное, семейное, ролевое, ценностное.
Конкретные аспекты социального самоопределения изучены
В.И.Журавлевым, Э.В. Ильенковым, В.Л.Лебедевым, Т.В.Машаровой,

160
Т.П.Никовым, М.И.Рожковым, О.С.Щербининой и др. Различные стороны формирования и развития социально значимых качеств сельских школьников отражены в исследованиях Л.В.Байбородовой, В.М.Басовой, С.Г.Броневщук, М.П.Гурьяновой и других. В то же время особенности данного процесса у сельских школьников на этапе предпрофильной подготовки не нашли достаточно полного освещения, поэтому актуальной становится проблема: при каком педагогическом обеспечении процесс социального самоопределении сельских подростков на этапе предпрофильной подготовки будет протекать эффективно?
В ходе исследования мы пришли к выводу, что в многочисленных работах прошлых лет и в научных публикациях современных авторов проблема самоопределения освещена относительно разных возрастных этапов, видов и форм. Анализ источников позволяет говорить о том, что в гуманитарных науках рассматриваемая категория используется для обозначения процесса становления человека, его ценностной ориентации; для развития жизненной перспективы, формирования профессионального выбора в соответствии с определением им своего места и отношения к окружающему миру, обществу, где реализуется переход вероятности в действительность.
Истоками идей социального самоопределения являются концепции
А.Адлера, К. Гольдштейна, А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла, К. Хорни и других зарубежных авторов. В отечественной педагогике и психологии этот аспект находится в поле зрения М.Р. Гинзбурга, И.А. Винтина, И.С.Кона, Т.В. Машаровой, А.В. Мудрика. М.И. Рожкова, О.С. Щербининой и других. Работы данных исследователей позволяет нам говорить о том, что социальное самоопределение - это многоуровневый, противоречивый процесс осознания индивидом своих социальных потребностей и возможностей, их соотнесение с имеющимися требованиями и социальными установками общества; это интегральное понятие, содержательная сторона которого обуславливается уровнем развития общества в каждом конкретном историческом периоде (И.А. Винтин); это «продолжение себя в других людях», когда содеянное человеком является значительным вкладом в развитие культуры, возможностью его социального бессмертия (А.Г.Асмолов, Н.С. Пряжников); это выбор школьниками своей роли и позиции в общей системе социальных отношений, предполагающих их включенность в эту систему на основе сформированных интересов и потребностей (Т.В. Машарова. М.И. Рожков,
О.С. Щербинина).



1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980.-335 с.
2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М., 1991. - 299 с.
3. Аглямова Г.Р. Духовные факторы развития социального потенциала села (на материалах РТ): Автореф дис канд. социол. наук. - Казань, 1999. - 25 с.
4. Аистов И.П. Проблемы сельской школы // Вечерняя сельская школа. - 1995.-с. 9-10.
5. Акимов В.В. Педагогические условия организации производительного труда сельских школьников: Автореф. дис канд. пед. наук. - Якутск, 1998. - 17с.
6. Акулова О.В. Современная школа: опыт модернизации. - СПб., 2005. - 290с.
7. Александер П. А., Мёрфи П.К. Различия учащихся по знаниям, интересам и стратегическим когнитивным процессам: построение профилей // Психология обучения. - 1999. - №1. - С. 5.
8. Алжанбеков М. Г. Подготовка сельских школьников к труду в аропро- мышленном бизнесе Республики Дагестан: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - Махачкала, 2000. - 17с.
9. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. - М.,- 1980.-232 с.
10. Антонова М.О. Воспитание социальной активности старшеклассников в малочисленной сельской школе: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - Кострома, 2004.-23 с.
11. Антонова Т.Р. Школьные традиции как фактор личностно значимого развития подростков сельских образовательных учреждений: Автореф. дис.
... канд. пед. наук. - Белгород, 1997. -18 с.
12. Аронов А.А. Горизонты развития личности // Социальная политика соци-ального государства. - Н. Новгород, 2002. - С. 81-84.
13. Арсеньев А.С. Глобальный кризис и личность // Мир психологии и психо¬логия в мире - 1994. - С. 4 - 26.

167
14. Артёмова JI.К. Профильное обучение // Школьные технологии. - 2003. - № 4. - С. 22-31.
15. Артюхова И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе // Педагогика. - 2004. - № 2. - С. 28-34.
16. Арутюнова Г.З. Психолого-педагогическая поддержка в профессиональ¬ном самоопределении учащегося: Дис. ... канд. пед. наук. - Биробиджан, 2001.-186 с.
17. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990. - 183 с.
18. Байбородова Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. - Ярославль, 1991. - 324 с.
19. Байбородова Л.В. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся. Дис.... д-ра пед. наук. - Казань, 1994. - 338 с.
20. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. - Ярославль, 1998. - 425 с.
21. Байбородова Л.В. Воспитание и обучение в сельской малочисленной школе. - Ярославль, 2004. - 357с.
22. Байбородова Л.В. Условия организации педагогического процесса в мало-численной сельской школе // Воспитанине и развитие. - М., 1997. - С. 25-28.
23. Байбородова Л.В., Паладьев С. Л., Степанов Е.Н. Изучение эффективно¬сти воспитательной системы школы. - Псков, 1994. - 94 с.
24. Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н. Особенности технологической подготовки учащихся в сельской школе // Вестник КГУ им. Н.А.Некрасова -
2003. - № 3. - С. 107-112.
25. Байбородова Л.В., Чернявская А.П. Воспитание сельского школьника. - М., 2002.-176 с.
26. Башкова С.А. Представления о будущем у старшеклассников больших и малых городов // Вестник Московского университета. Сер. 14. - Психология. -
1999. -№3.- С.84-88.
27. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать.- М., 1991. - 176 с.

168
28. Бернс Р. Развитие «Я» - концепции и воспитание. - М., 1986. - 315 с.
29. БобковаН.Д. Профессиональное самоопределение подростков при изу¬чении естественных наук в общеобразовательной школе: Дис. ... канд. пед. наук. - Курган, 2000. - 156 с.
30. Бобровская А.Н. Профессиональное самоопределение старшеклассников в проектной деятельности: Автореф.дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2006.-24 с.
31. Божович Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.-464 с.
32. Большой философский энциклопедический словарь / Под ред.С.С. Аве-ринцева, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичева и др. - 2-е изд. - М., 1989. - 815 с.
33. Бондаревская Е.В.,Пивненко П.П. Ценностно - смысловые ориентиры и стратегические направления развития сельской школы // Педагогика - 2002 - №5-С. 52-64.
34. Борисова Л.Г. Сельская школа. Проблемы и перспективы. - М., 1978. - 48 с.
35. Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования лично¬сти школьника: Дис.... д-ра пед. наук. - М., 1991. - 254 с.
36. БочкинаН.В. Теоретические основы формирования самостоятельности школьника: Автореф. дис д-ра пед. наук. - СПб., 1991. - 42 с.
37. Броневщук С.Г. Профильная дифференциация обучения в сельской школе. - М., 2000.-136 с.
38. Васильев Ю.В. Деревня на распутье. К возрождению села: Формирование условий жизнедеятельности и культуры быта. - М., 1992. - 146 с.
39. Верхова А.П. Дидактические и организационные условия развития жизнен-ного самоопределения старшеклассников гимназии: Дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2003. - 235 с.
40. Весна Е.Б. Развитие взаимоотношений с миром взрослых как опреде¬ляющее условие личностного становления подростка: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1991. - 26 с.

169
41. Винтин И.А., Кадакин В.В. Социальное самоопределение старше¬классников в новых культурных и общественно-экономических условиях. - Саранск, 2003. - 140 с.
42. Вифлеемский А. Профилизация сельской школы: сетевые модели, эконо-мические и правовые проблемы // Директор школы. - 2004. - № 1. - С. 85-91.
43. Вифлеемский А. Сетевые модели профильного обучения: кооперация ресурсов // Школьные технологии . - 2004 . - № 4 . - С. 53-60.
44. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек: Энциклопедический словарь. - М., 1999.-520 с.
45. Ворожнищева Н.Н. Педагогические условия ценностного самоопределения старших школьников в образовательном процессе: Дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2001,-192 с.
46. Воронина Г. Проблемы функционирования профильных классов // Учи¬тель. - 2005 . - № 2. - С. 81-83
47. Воспитание в сельской школе: Материалы Всероссийского семинара. -
Ч. 1. - Кострома, 2002. - 146 с.
48. Воспитание сельских школьников / Под ред. JT.K. Балясной. - М., 1978. -128 с.
49. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. - М., 1995. - 112 с.
50. Вульфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. - М., 1981.-95 с.
51. Выгодная сеть. Об опыте работы организации образовательной сети для профильного обучения на уровне города // Управление школой. - 2005. - №15.-С. 2-3.
52. Гаджиев Г.М. Проектно - учебная деятельность учащихся как средство формирования готовности к преобразованию окружающей действительности: Дис.... д-ра пед. наук. - Белгород, 2003. - 352 с.
53. Гаргай В., Метёлкин Д. Профильное обучение: варианты решения // Народное образование . - 2004. - № 9. - С. 109-115.
54. Гейжан Н.Ф. Индивидуальный подход к формированию профессиональных планов старших подростков: Автореф. дис... .канд. пед. наук. - JL, 1984. - 17 с.

170
55. ГеранинаСХГ. Профориентационные игры как средство профессионального самоопределения учащихся 1-7 классов: Дис канд. пед. наук. - М., 1996. -174 с.
56. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая про¬блема // Вопросы психологии. - 1988. - №2. - С. 17-19.
57. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопреде¬ления // Вопросы психологии. - 1994. - №3. - С. 43-54.
58. Глассер У. Школы без неудачников. - М., 1991. - 184 с.
59. Гладкая И.В., Ильина С.П., Ривкина С.В. Профильное обучение и пред-профильная подготовка. - СПб., 2005. - 115с.
60. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. - СПб., 2004. - 272 с.
61. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопреде¬ление. - Киев, 1988. - 144 с.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ