Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Работа №81758

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
324
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения как психолого-педагогическая проблема 8
1.1. Понятие адаптации к условиям образовательного учреждения в
психолого-педагогической литературе 8
1.2. Особенности адаптации младших школьников к условиям
образовательного учреждения 13
1.3. Теоретическое обоснование модели психолого-педагогического
сопровождения адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения 19
Глава II. Организация и проведение исследования адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения 28
2.1. Этапы, методы и методики исследования адаптации младших
школьников к условиям образовательного учреждения 28
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
Глава III. Экспериментальная работа по психолого-педагогическому сопровождению адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения 41
3.1. Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации
младших школьников к условиям образовательного учреждения 41
3.2. Анализ эффективности экспериментальной работы 51
3.3. Рекомендации педагогу и родителям по адаптации младших
школьников к условиям образовательного учреждения 57
Заключение 63
Список литературы 65
Приложение


Актуальность исследования. Современное образование должно быть направлено на воспитание и обучение, интеллектуальное, духовно-нравственное и творческое развитие человека (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»). Для достижения данной цели должны быть созданы специальные условия, базирующие на принципе психолого-педагогического сопровождения.
Процесс психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в образовательной организации понимается как оказание многомерной помощи ребенку с позиций его личностного и социального развития, сохранения и укрепления здоровья, обеспечения безопасности (Е.А. Александрова, М.Р. Битянова, Е.В. Коротаева, М.И. Рожков, Л.В. Трубайчук и др.).
Одним из направлений психолого-педагогического сопровождения детей в процессе обучения является создание благоприятных условий для успешной адаптации к условиям образовательного учреждения. Особое значение имеет проблема адаптации детей на первом этапе обучения в школе - в младшем школьном возрасте, когда ребенок приходит из детского сада в школу.
Учебная деятельность младших школьников, особенно первоклассников, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил, является острой потребностью в установлении новых контактов, отношений, обязанностей, регламентированных новыми условиями жизни и деятельности школьника. Это очень напряженный период, когда школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, что приводит к увеличению удельного объема нагрузок, вызываемых длительной неподвижностью обучаемых.
Затруднения, с которыми сталкивается младший школьник, могут привести к дезадаптации. Под школьной дезадаптацией подразумевается совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях, невозможным. В исследованиях Ф.Р. Мавлеткуловой, Н.Г. Лускановой отмечается, что подобные затруднения испытывают от 15 % до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы.
Теоретические аспекты проблемы адаптации младших школьников нашли отражение в работах психологов (Л.С. Выготский, Р.В. Овчарова, Л.Д. Столяренко и др.), педагогов (Е.В. Бовдаревская, А.Н. Джуринский, Г.Ф. Кумарина, О.А. Матвеева, Т.Д. Молодцова, А.В. Мудрик и др.).
Анализ современного состояния процесса адаптации учащихся начальной школы обнаруживает противоречие между потребностью педагогических работников в проведении работы по психолого-педагогическому сопровождению адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения и недостаточной разработанностью данного вопроса в научной литературе.
Актуальность проблемы исследования и ее практическая значимость определили тему выпускной квалификационной работы «Психолого-педагогическое сопровождение адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения».
Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и реализация программы психолого-педагогического сопровождения адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.
Объект исследования - процесс адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.
Предмет исследования - психолого-педагогическое сопровождение адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.
Гипотеза исследования: уровень адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения повысится после проведения программы психолого-педагогического сопровождения.
В соответствии с целью, объектом и предметом определены задачи исследования:
1. Изучить понятие адаптации в психолого-педагогической
литературе.
2. Выявить особенности адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.
3. Разработать модель психолого-педагогического сопровождения адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.
4. Определить этапы, методы и методики исследования адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.
5. Провести анализ результатов констатирующего этапа исследования.
6. Разработать и апробировать программу психолого - педагогического сопровождения адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.
7. Проанализировать результаты формирующего этапа исследования
8. Составить психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей по адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические (анализ, обобщение литературы, целеполагание, моделирование);
- эмпирические (констатирующий и формирующий эксперимент, тестирование);
- методы математической статистики: Т-критерий Вилкоксона.
Методики исследования:
1. «Лесенка» (авторы Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн, адаптация В.Г. Щур).
2. «Графический диктант» Д.Б. Эльконина.
3. «Тест тревожности» (Р. Теммпл, В. Амен, М. Дорки).
4. «Рукавички» (Г.А. Цукерман).
Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №67 г. Челябинска. В исследовании приняли участие учащиеся первых классов - 1 класс (22 ученика).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате анализа психолого-педагогической литературы изучены основные понятия исследования, раскрыты особенности адаптации младших школьников.
Для исследования уровня адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения необходимо провести изучение уровня сформированности самооценки, познавательных интересов и уровня развития произвольности, тревожности, коммуникативных умений. Данный комплекс проявлений, по нашему мнению, будет характеризовать уровень адаптации детей младшего школьного возраста к условиям образовательного учреждения.
В контексте разработанной модели определены целевой, диагностический, коррекционный, аналитический и результативный блоки, отражающие основные направления психолого-педагогического сопровождения адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.
Исследования адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения проводилось на базе МАОУ СОШ № 67 г. Челябинска. В исследовании приняли участие учащиеся первых классов - 1 класс (22 ученика).
Анализ полученных данных позволил нам выявить уровни адаптации первоклассников. Такая диагностика дала возможность нам выявить не только уровни адаптации каждого ребенка, но и конкретные проявления, что в дальнейшем позволило осуществить работу с каждым младшим школьником.
Программа разработана с целью содействия благоприятной адаптации первоклассников к школьному обучению. Основной формой работы является групповое занятие. Основное содержание групповой работы составляют игры, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность.
В каждое занятие включены: приветствие, установка на предстоящее занятие, объяснение цели занятия (ритуал приветствия), разминка; игры и упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения), эмоционально - волевой сферы, коммуникативных навыков; подведение итогов, рефлексия (ритуал прощания).
Результаты исследования показали, что у детей младшего школьного возраста повысился уровень адаптации. Все это доказывает эффективность проведенной работы.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.



1. Абугалиева Г.С., Федорченко Л.А. Психологические особенности адаптации младших школьников к учебному процессу // Единая образовательная среда как фактор социализации обучающихся / под общ. ред. И.М. Ильковской. М., 2015. С. 22-28.
2. Агеева М.А. Преемственность детского сада и школы как фактор успешной адаптации младших школьников в условиях ФГОС // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 19. С. 91-95.
3. Алимова Н.А. Игротерапия как средство адаптации младших школьников при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-4. С. 8-15.
4. Андреева О.В. Изучение влияния семьи на успешность обучения младших школьников // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 5 (24). С. 189.
5. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М.: Школа-пресс, 2014. 112 с.
6. Богачева Т.А. К вопросу о самооценке как факторе формирования личности // Региональное образование: современные тенденции.
2012. № 1 (16). С. 88-94.
7. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Одаренность: природа и диагностика. М.: АНО «ЦНПРО», 2013. 208 с.
8. Булыко А.Н. Современный словарь иностранных слов. М.: Мартин, 2015. 848 с.
9. Быков Е.А. Социальная адаптация младших школьников к учебной деятельности // Социальная политика и социология. 2013. № 3-2 (95). С. 165-173.
10. Виноградова Н.В., Маралова Т.П. Нормативность поведения как фактор адаптации младших школьников к школе // Ученые записки Череповецкого государственного университета. 2015. № 1. С. 12-16.
11. Витушкина Э.В. Роль семейного воспитания в формировании адекватной самооценки младшего школьника // Начальная школа.
2013. № 1. С. 45-50.
12. ВыготскийЛ.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2016. 1008 с.
13. Гончаров В.С. Комплексная методика диагностики дезадаптации детей к организованной образовательной деятельности: методические рекомендации для педагогов. Курган, 2012. 68 с.
14. Горелова И.В. Адаптация младших школьников к обучению в школе // Симбирский научный вестник. 2014. № 3 (17). С. 98-99.
15. Гусова А.Д. Проблема психологической адаптации детей к обучению в школе // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 8. С. 229-233.
16. Даль В.И. Толковый словарь. Современное написание. В 4-х томах. Т.4. М.: Аст, 2014. 921 с.
17.. Денисевич Н.Н. Психологическая помощь младшему школьнику из замещающей семьи в период адаптации его к школе // Герценовские чтения. Начальное образование. 2013. Т. 4. № 1. С. 164-170.
18.Диагностика школьной дезадаптации / под ред. С.А. Беличевой, И.А. Коробейникова, Г.Ф. Кумариной. М.: Социальной здоровье России, 2015. 204 с.
19.. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе: монография. М.: Перо, 2015. 200 с.
20.Долгова В.И., Яковлева М.В. Психолого-педагогическая коррекция
самооценки первоклассников: кросскультурное исследование //
Вестник ЧГПУ. 2016. № 9.
21.. Долгова В.М. Социальная адаптация младшего школьника: аспект взаимодействия семьи и школы // Научные труды SWorld. 2012. Т. 10. № 2. С. 71-76.
22. Доровских И.С. Как помочь младшим школьникам в формировании коммуникативных умений? // Начальная школа. 2016. № 3. С. 29-32.
23. Жесткова Н.А. Развитие мотивационно-волевой сферы младших школьников в процессе обучения // Символ науки. 2016. № 6-2 (18). С. 254-258.
24. Зайцева К.П. Педагогические условия формирования
коммуникативных способностей младших школьников как основа их социальной адаптации // В мире научных открытий. 2013. № 11.8 (47). С. 200-206.
25.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии. СПб.: Речь, 2014. 220 с.
26. Иваненко М.А. Педагогическое сопровождение социально¬
личностного развития дошкольника // Успехи современного естествознания. 2012. № 8. С. 117-118.
27. Использование арт-терапевтических средств в работе с
дошкольниками: методическое пособие / сост. Т.Б. Паршина,
Т.П. Корнеева, Е.В. Лупанова. Пенза, 2014. 62 с.
28. Каирова Н.З. Формирование навыков самоконтроля и самооценки у младших школьников // Начальная школа. 2014. № 8. С. 42-43.
29. Калашникова Л.А. Особенности адаптации младших школьников // Научные труды SWorld. 2011. Т. 18. № 4. С. 81-82.
30. Касатикова А.А. К вопросу об адаптации младших школьников // Наука, образование и инновации: сборник статей международной научно-практической конференции. М., 2016. С. 179-182.
31. Кирейчева Е.В. Структура программы профилактики и коррекции школьной тревожности детей младшего школьного возраста с помощью сказкотерапии // Евразийский союз ученых. 2016. № 1¬4 (22). С. 137-139.
32. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.: Речь, 2016. 160 с.
33. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2014. 176 с.
34. Короткова Ю.А. Психолого-педагогическое сопровождение
младших школьников в период адаптации к школе // Молодой ученый. 2015. № 13 (93). С. 745-748.
35. Краткий психологический словарь. Ростов н/Д.: Феникс, 2015. 320 с.
36. Крыжановская Н.В., Буркова Е.В. Формирование мотивации к учебной деятельности как способ школьной адаптации среди младших школьников // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 7. С. 11-15.
37. Кумарина Г.Ф. Профилактика школьной дезадаптации: социально-педагогический подход // Социальная педагогика. 2013. № 5. С. 5-16.
38. Лаврух Н.А. Особенности формирования и коррекции самооценки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья // Современная педагогика. 2012. № 1. С. 12.
39. Лисина М.И. Общение ребенка со взрослым как деятельность. М.: Педагогика, 2015. 76 с.
40. Ломаковская И.С., Провоторова И.А. Адаптация младших
школьников к меняющимся условиям окружающей среды // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2012. № 2. С. 157-163.
41. Макарова Ю.В. Процесс адаптации как показатель психологической готовности младших школьников к новым социальным условиям // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 2-2 (64). С. 113¬116.
42. Медведева И.А. Особенности коммуникативной деятельности
младших школьников с признаками застенчивости на этапе адаптации к школе // Сборники конференций НИЦ Социосфера.
2014. № 42. С. 38-44.
43. Мухина С.А. Развитие коммуникативных умений младших
школьников // Научный поиск. 2012. № 4.1 (4.1). С. 50-51.
44. Носырева С.Н. Особенности формирования самооценки у детей // Воспитание школьников. 2013. № 2. С. 53-56.
45. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник. М.: Юрайт; МГ1П1У, 2011. 460 с.
46. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: Сфера,
2015. 480 с.
47. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. М.: Азбуковник, 2013. 944 с.
48. Петров А.А. Исследование тревожности у детей младшего школьного возраста // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 10. С. 266-270.
49. Петухова М.И. Музыкальная терапия как метод социально-психологической адаптации младшего школьника // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки.
2013. № 3-2. С. 254-263.
50. Пилипко Н.В., Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками. М.: УЦ «Перспектива»,
2014. 64 с.
51. Поляшова Н.В. Формирование навыков адаптации младших
школьников как личностного результата образования // Герценовские чтения. Начальное образование. 2014. Т. 5. № 3. С. 69¬72.
52. Профилактика и преодоление школьной дезадаптации
первоклассников (методические рекомендации для учителей начальных классов) / автор-сост. Н.П. Бадьина. Курган, 2015. 59 с.
53. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка
дошкольного возраста в образовательном процессе: коллективная монография / под ред. Л.В. Трубайчук. Челябинск: ЧИПКРО, 2014. 204 с.
54. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.М. Афанасьева, Н.Л. Васильева. М.: Педагогика, 2014. 341 с.
55. Ратанова Т.А., Лихачева Э.В. Школьная тревожность как фактор когнитивных особенностей младших школьников // Человеческий капитал. 2016. № 1 (85). С. 50-58.
56. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Владос, 2012. 486 с.
57. Рыбакова Е.А. Педагогическое сопровождение ребенка дошкольного возраста в творческой деятельности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 3. С.74-81.
58. Рябухина Д.А. Психологические особенности младших школьников с трудностями школьной адаптации // Символ науки. 2016. № 11¬4 (23). С. 183-185.
59. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Педагогика, 2015. 512 с.
60. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. М.: Высшая школа, 2016. 512 с.
61. Сокинина А.А. Изучение особенностей развития произвольности младших школьников // Деятельностная теория учения: современное состояние и перспективы: материалы Международной научной конференции / ред.: Ю.П. Зинченко, О.А. Карабанова, А.И. Подольский, Г.А. Глотова. М., 2014. С. 225-227.
62. Сухоницкая Т.А., Маракушина И.Г. Проблема адаптации младших школьников к обучению: психолого-педагогический аспект // Студенческая наука XXI века. 2015. № 3. С. 54-56.
63. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ: по состоянию на 2014 год: с комментариями юристов компании «Гарант» / сост.: А.А. Кельцева. М.: Эксмо, 2014. 787 с.
64. Феоктистова С.В., Васильева Н.Н. Диагностика адаптации младших школьников к обучению в школе. М.: Адамант, 2014. 100 с.
65. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школе. М.: Генезис, 2014. 128 с.
66. Цыганова М.А. Тревожность младшего школьника как предмет психолого-педагогической коррекции // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-6. С. 414-421.
67. Шарапановская Е.В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков. М.: Сфера, 2012. 320 с.
68. Шустова Н.А. Своевременность как предиктор социальной
адаптации личности // Гуманизация образования. 2015. № 1. С. 44-47.
69.ЭльконинД.Б. Детская психология. М.: Академия, 2016. 390 с.
70.Яковлева М.В. Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 10. С. 151-155.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ