ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
|
Введение 4
Глава I. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения как психолого-педагогическая проблема 8
1.1. Понятие адаптации к условиям образовательного учреждения в
психолого-педагогической литературе 8
1.2. Особенности адаптации младших школьников к условиям
образовательного учреждения 13
1.3. Теоретическое обоснование модели психолого-педагогического
сопровождения адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения 19
Глава II. Организация и проведение исследования адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения 28
2.1. Этапы, методы и методики исследования адаптации младших
школьников к условиям образовательного учреждения 28
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
Глава III. Экспериментальная работа по психолого-педагогическому сопровождению адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения 41
3.1. Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации
младших школьников к условиям образовательного учреждения 41
3.2. Анализ эффективности экспериментальной работы 51
3.3. Рекомендации педагогу и родителям по адаптации младших
школьников к условиям образовательного учреждения 57
Заключение 63
Список литературы 65
Приложение
Глава I. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения как психолого-педагогическая проблема 8
1.1. Понятие адаптации к условиям образовательного учреждения в
психолого-педагогической литературе 8
1.2. Особенности адаптации младших школьников к условиям
образовательного учреждения 13
1.3. Теоретическое обоснование модели психолого-педагогического
сопровождения адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения 19
Глава II. Организация и проведение исследования адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения 28
2.1. Этапы, методы и методики исследования адаптации младших
школьников к условиям образовательного учреждения 28
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
Глава III. Экспериментальная работа по психолого-педагогическому сопровождению адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения 41
3.1. Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации
младших школьников к условиям образовательного учреждения 41
3.2. Анализ эффективности экспериментальной работы 51
3.3. Рекомендации педагогу и родителям по адаптации младших
школьников к условиям образовательного учреждения 57
Заключение 63
Список литературы 65
Приложение
Актуальность исследования. Современное образование должно быть направлено на воспитание и обучение, интеллектуальное, духовно-нравственное и творческое развитие человека (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»). Для достижения данной цели должны быть созданы специальные условия, базирующие на принципе психолого-педагогического сопровождения.
Процесс психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в образовательной организации понимается как оказание многомерной помощи ребенку с позиций его личностного и социального развития, сохранения и укрепления здоровья, обеспечения безопасности (Е.А. Александрова, М.Р. Битянова, Е.В. Коротаева, М.И. Рожков, Л.В. Трубайчук и др.).
Одним из направлений психолого-педагогического сопровождения детей в процессе обучения является создание благоприятных условий для успешной адаптации к условиям образовательного учреждения. Особое значение имеет проблема адаптации детей на первом этапе обучения в школе - в младшем школьном возрасте, когда ребенок приходит из детского сада в школу.
Учебная деятельность младших школьников, особенно первоклассников, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил, является острой потребностью в установлении новых контактов, отношений, обязанностей, регламентированных новыми условиями жизни и деятельности школьника. Это очень напряженный период, когда школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, что приводит к увеличению удельного объема нагрузок, вызываемых длительной неподвижностью обучаемых.
Затруднения, с которыми сталкивается младший школьник, могут привести к дезадаптации. Под школьной дезадаптацией подразумевается совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях, невозможным. В исследованиях Ф.Р. Мавлеткуловой, Н.Г. Лускановой отмечается, что подобные затруднения испытывают от 15 % до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы.
Теоретические аспекты проблемы адаптации младших школьников нашли отражение в работах психологов (Л.С. Выготский, Р.В. Овчарова, Л.Д. Столяренко и др.), педагогов (Е.В. Бовдаревская, А.Н. Джуринский, Г.Ф. Кумарина, О.А. Матвеева, Т.Д. Молодцова, А.В. Мудрик и др.).
Анализ современного состояния процесса адаптации учащихся начальной школы обнаруживает противоречие между потребностью педагогических работников в проведении работы по психолого-педагогическому сопровождению адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения и недостаточной разработанностью данного вопроса в научной литературе.
Актуальность проблемы исследования и ее практическая значимость определили тему выпускной квалификационной работы «Психолого-педагогическое сопровождение адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения».
Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и реализация программы психолого-педагогического сопровождения адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.
Объект исследования - процесс адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.
Предмет исследования - психолого-педагогическое сопровождение адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.
Гипотеза исследования: уровень адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения повысится после проведения программы психолого-педагогического сопровождения.
В соответствии с целью, объектом и предметом определены задачи исследования:
1. Изучить понятие адаптации в психолого-педагогической
литературе.
2. Выявить особенности адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.
3. Разработать модель психолого-педагогического сопровождения адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.
4. Определить этапы, методы и методики исследования адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.
5. Провести анализ результатов констатирующего этапа исследования.
6. Разработать и апробировать программу психолого - педагогического сопровождения адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.
7. Проанализировать результаты формирующего этапа исследования
8. Составить психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей по адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические (анализ, обобщение литературы, целеполагание, моделирование);
- эмпирические (констатирующий и формирующий эксперимент, тестирование);
- методы математической статистики: Т-критерий Вилкоксона.
Методики исследования:
1. «Лесенка» (авторы Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн, адаптация В.Г. Щур).
2. «Графический диктант» Д.Б. Эльконина.
3. «Тест тревожности» (Р. Теммпл, В. Амен, М. Дорки).
4. «Рукавички» (Г.А. Цукерман).
Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №67 г. Челябинска. В исследовании приняли участие учащиеся первых классов - 1 класс (22 ученика).
Процесс психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в образовательной организации понимается как оказание многомерной помощи ребенку с позиций его личностного и социального развития, сохранения и укрепления здоровья, обеспечения безопасности (Е.А. Александрова, М.Р. Битянова, Е.В. Коротаева, М.И. Рожков, Л.В. Трубайчук и др.).
Одним из направлений психолого-педагогического сопровождения детей в процессе обучения является создание благоприятных условий для успешной адаптации к условиям образовательного учреждения. Особое значение имеет проблема адаптации детей на первом этапе обучения в школе - в младшем школьном возрасте, когда ребенок приходит из детского сада в школу.
Учебная деятельность младших школьников, особенно первоклассников, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил, является острой потребностью в установлении новых контактов, отношений, обязанностей, регламентированных новыми условиями жизни и деятельности школьника. Это очень напряженный период, когда школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, что приводит к увеличению удельного объема нагрузок, вызываемых длительной неподвижностью обучаемых.
Затруднения, с которыми сталкивается младший школьник, могут привести к дезадаптации. Под школьной дезадаптацией подразумевается совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях, невозможным. В исследованиях Ф.Р. Мавлеткуловой, Н.Г. Лускановой отмечается, что подобные затруднения испытывают от 15 % до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы.
Теоретические аспекты проблемы адаптации младших школьников нашли отражение в работах психологов (Л.С. Выготский, Р.В. Овчарова, Л.Д. Столяренко и др.), педагогов (Е.В. Бовдаревская, А.Н. Джуринский, Г.Ф. Кумарина, О.А. Матвеева, Т.Д. Молодцова, А.В. Мудрик и др.).
Анализ современного состояния процесса адаптации учащихся начальной школы обнаруживает противоречие между потребностью педагогических работников в проведении работы по психолого-педагогическому сопровождению адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения и недостаточной разработанностью данного вопроса в научной литературе.
Актуальность проблемы исследования и ее практическая значимость определили тему выпускной квалификационной работы «Психолого-педагогическое сопровождение адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения».
Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и реализация программы психолого-педагогического сопровождения адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.
Объект исследования - процесс адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.
Предмет исследования - психолого-педагогическое сопровождение адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.
Гипотеза исследования: уровень адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения повысится после проведения программы психолого-педагогического сопровождения.
В соответствии с целью, объектом и предметом определены задачи исследования:
1. Изучить понятие адаптации в психолого-педагогической
литературе.
2. Выявить особенности адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.
3. Разработать модель психолого-педагогического сопровождения адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.
4. Определить этапы, методы и методики исследования адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.
5. Провести анализ результатов констатирующего этапа исследования.
6. Разработать и апробировать программу психолого - педагогического сопровождения адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.
7. Проанализировать результаты формирующего этапа исследования
8. Составить психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей по адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические (анализ, обобщение литературы, целеполагание, моделирование);
- эмпирические (констатирующий и формирующий эксперимент, тестирование);
- методы математической статистики: Т-критерий Вилкоксона.
Методики исследования:
1. «Лесенка» (авторы Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн, адаптация В.Г. Щур).
2. «Графический диктант» Д.Б. Эльконина.
3. «Тест тревожности» (Р. Теммпл, В. Амен, М. Дорки).
4. «Рукавички» (Г.А. Цукерман).
Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №67 г. Челябинска. В исследовании приняли участие учащиеся первых классов - 1 класс (22 ученика).
В результате анализа психолого-педагогической литературы изучены основные понятия исследования, раскрыты особенности адаптации младших школьников.
Для исследования уровня адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения необходимо провести изучение уровня сформированности самооценки, познавательных интересов и уровня развития произвольности, тревожности, коммуникативных умений. Данный комплекс проявлений, по нашему мнению, будет характеризовать уровень адаптации детей младшего школьного возраста к условиям образовательного учреждения.
В контексте разработанной модели определены целевой, диагностический, коррекционный, аналитический и результативный блоки, отражающие основные направления психолого-педагогического сопровождения адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.
Исследования адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения проводилось на базе МАОУ СОШ № 67 г. Челябинска. В исследовании приняли участие учащиеся первых классов - 1 класс (22 ученика).
Анализ полученных данных позволил нам выявить уровни адаптации первоклассников. Такая диагностика дала возможность нам выявить не только уровни адаптации каждого ребенка, но и конкретные проявления, что в дальнейшем позволило осуществить работу с каждым младшим школьником.
Программа разработана с целью содействия благоприятной адаптации первоклассников к школьному обучению. Основной формой работы является групповое занятие. Основное содержание групповой работы составляют игры, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность.
В каждое занятие включены: приветствие, установка на предстоящее занятие, объяснение цели занятия (ритуал приветствия), разминка; игры и упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения), эмоционально - волевой сферы, коммуникативных навыков; подведение итогов, рефлексия (ритуал прощания).
Результаты исследования показали, что у детей младшего школьного возраста повысился уровень адаптации. Все это доказывает эффективность проведенной работы.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
Для исследования уровня адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения необходимо провести изучение уровня сформированности самооценки, познавательных интересов и уровня развития произвольности, тревожности, коммуникативных умений. Данный комплекс проявлений, по нашему мнению, будет характеризовать уровень адаптации детей младшего школьного возраста к условиям образовательного учреждения.
В контексте разработанной модели определены целевой, диагностический, коррекционный, аналитический и результативный блоки, отражающие основные направления психолого-педагогического сопровождения адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.
Исследования адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения проводилось на базе МАОУ СОШ № 67 г. Челябинска. В исследовании приняли участие учащиеся первых классов - 1 класс (22 ученика).
Анализ полученных данных позволил нам выявить уровни адаптации первоклассников. Такая диагностика дала возможность нам выявить не только уровни адаптации каждого ребенка, но и конкретные проявления, что в дальнейшем позволило осуществить работу с каждым младшим школьником.
Программа разработана с целью содействия благоприятной адаптации первоклассников к школьному обучению. Основной формой работы является групповое занятие. Основное содержание групповой работы составляют игры, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность.
В каждое занятие включены: приветствие, установка на предстоящее занятие, объяснение цели занятия (ритуал приветствия), разминка; игры и упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения), эмоционально - волевой сферы, коммуникативных навыков; подведение итогов, рефлексия (ритуал прощания).
Результаты исследования показали, что у детей младшего школьного возраста повысился уровень адаптации. Все это доказывает эффективность проведенной работы.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
Подобные работы
- Оптимизация механизмов адаптации у детей младшего школьного
возраста с общим недоразвитием речи в процессе психолого-
педагогического сопровождения их образования
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Оптимизация механизмов адаптации у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогическое сопровождение семьи младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Взаимодействие семьи и школы в системе педагогического сопровождения адаптации первоклассников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2024 - Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников с задержкой психического развития
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Психолого - педагогическое сопровождение адаптации к условиям образовательной организации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Современные подходы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2019 - Современные подходы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019



