ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы управления конфликтами в педагогическом коллективе 9
1.1. Проблема управления конфликтами в теории педагогики и
менеджмента 9
1.2. Анализ конфликтов, виды и особенности конфликтов в педагогическом коллективе 21
1.3. Разработка программы «Профилактика конфликтных ситуаций в
педагогическом коллективе» 44
Выводы по первой главе 58
Глава 2. Исследование конфликтов в педагогическом коллективе и способов управления ими 62
2.1. Характеристика базы исследования 62
2.2. Эмпирическое исследование особенностей конфликтов в педагогическом коллективе 65
2.3. Реализация программы «Профилактика конфликтных ситуаций в
педагогическом коллективе» и анализ результатов 93
Выводы по второй главе 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
Библиографический список 104
Приложение 1 109
Приложение 2 113
Приложение 3 117
Приложение 4 120
Приложение 5 125
Проблема конфликтов, теоретическое осмысление ее сущности, рекомендации практической работы с конфликтами являются важными для руководителей любого образовательной организации. Характер и содержание переживаемых организацией противоречий, определяют его конструктивный или деструктивный характер деятельности, служат фундаментальной основой объяснительных моделей управления конфликтами.
Из числа всех наук, которые, раскрывают проблематику конфликтов, менеджмент занимает одно из ведущих мест. Тем не менее, в менеджменте сложилась определенная неравномерность в изучении различных видов конфликтов в организации.
Конфликты присутствуют во всех областях жизнедеятельности человека. Они являются неотъемлемой частью человеческий отношений и поэтому существуют столько, сколько существует человек. Современная наука рассматривает конфликты как неизбежное явление общественной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы.
Согласно современной конфликтологической концепции конфликт рассматривается как естественное состояние общества. Тем не менее, это не означает, что нужно всегда и везде, находится в конфликте, который оправдывает свою несдержанность "естественном состоянии". Это понятие позиции, основанной на знании особенностей характера человека. Действительно, личность имеет определенный потенциал противоречий. С одной стороны, это дает возможность развивать себя и общество, и другого создает сложные отношения между людьми и сообществами, таким образом, конфликт в обществе - это не только разрушение, но создание. Конечно, чтобы перевести конфликт в конструктивное состояние необходимо, чтобы члены общества имели необходимые навыки, были в состоянии отделить проблемы от человека.
Научный подход к проблеме конфликта позволяет утверждать, что они управляемы, регулируемы, разрешаемы. Для овладения конфликтологической компетентностью преподавателю необходимо сознательное изучение человека и условий его развития, что позволяет в определенных отношениях достигать опыт гуманистического взаимодействия с людьми.
В наше время - время научно-технического и социального прогресса - происходит усложнение деловых отношений между людьми в процессе работы. Вместе с этим очень возрастает и роль психологического фактора, человеческих взаимоотношений и общения между людьми в трудовых коллективах. Это проявляется в полной мере и в педагогических коллективах.
Гуманистическое направление в педагогике, в частности, заключается в том, чтобы избавиться от авторитарной формы в отношениях и искать путь к общению, основанном на сотрудничестве. Во время общения, которое происходит во время педагогического процесса часто не хватает взаимопонимания и в связи с этим возникают конфликты между всеми участниками педагогического процесса: учениками, педагоги, родителями и руководители.
Для педагогики изучение конфликта имеет особенно важное значение. Педагог должен создать благоприятную, доброжелательную атмосферу в группе, так как неблагоприятная среда затрудняет чувство удовлетворенности жизнь в образовательной организации. Атмосферу межличностных отношений создают сами люди. Но в силах педагога установить ее так, чтобы климат был благоприятным для личностного развития и равноценному существованию всего педагогического коллектива. До сих пор наука накопила значительный объем знаний, который позволяет изучить проблему конфликта в различных аспектах.
Профилактика конфликтов требует от человека напряжение собственных творческих сил, заставляет стать более внимательным, умным, находчивым и ответственным. Это личный путь и творчество, и возможность помочь кому-то, кто находится рядом. Механизм предотвращения конфликтов предполагает постоянство работы для совершенствования личности, улучшения взаимодействия в рабочих группах, поиск оптимального решения.
Для того чтобы эффективно решать разногласия, которые появляются в педагогическом коллективе каждому его члену нужно уяснить необходимый уровень теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях, а также знания о причинах возникновения и способах урегулирования конфликтов. В настоящее время конфликт стал преобладающим звеном общественных взаимоотношений. Конфликт возникает и там, где есть взаимодействие и согласие. Он присутствует как в открытых, так и в закрытых формах. Основной вопрос, таким образом, состоит не в том, чтобы вернуться к бесконфликтному состоянию, а в том, чтобы научиться конструктивно справляться с конфликтом, отдавая себе отчет в том, что он стимулирует в тех случаях, когда он создается в определенных пределах, и, чтобы понять его деструктивный характер, когда он начинает перерастать эти пределы.
Конфликты продуктивны лишь в том случае, когда они приводят к созданию нового права или изменения в интересах инноваций. В организации, в которой преобладает система гибкого управления , можно получить выгоду от актуализации конфликта потенциала работников, так как любое поведение в этой ситуации способствует адаптации к новым стандартам организации в изменившихся условиях. С одной стороны, конфликт действует как стимул для создания новых правил, норм и институтов, а с другой - активизировать участие в общественной жизни, способствует пониманию норм и правил, которые регулируют противники, и их моральных принципов.
Без сомнения, есть и ценность конфликтов, которая заключается в том, что он позволяет образовательной организации развиваться, открывает путь инноваций, создает определенный уровень напряженности, которая всегда необходима для интеллектуальной деятельности. Таким образом, очень профессионально, если, управлению конфликтом процесс будет изначально положительная установка к конфликту.
Педагогические коллективы сегодня раздирают противоречия. В педагогическом коллективе конфликты происходят достаточно часто. В них иногда участвуют все члены образовательной организации: администрация, педагоги, родители, обучающиеся. Часто, в процессе конфликтов разрушаются доверительные отношения коллег.
В настоящее время, когда коллективные условия определяют успехи науки, техники, появляется необходимость в людях, которые владеют искусством создавать моральный дух команды. Однако, в педагогическом коллективе, каждый член может и должен влиять на социально-психологического климата. И коллектив становится средством формирования личности только тогда, когда он характеризуется высоким психологическим климатом.
Представители первых школ управления считали, что конфликт - это знак недейственной деятельности организации и некачественного управления коллективом [3]. В наше время, теоретики и практики управления все больше склонны к мнению, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших отношениях не только возможны, но и желательны. Важно лишь научиться управлять конфликтными ситуациями.
Чтобы преодолевать негативные последствия конфликтов, нужно научиться обходить их. И это возможно только при высоком уровне развития коллектива и благоприятного климата в нем.
Цель: на основе теоретического анализа литературы разработать и внедрить программу по профилактике конфликтов в педагогическом коллективе.
Объект исследования - социально-психологический климат в коллективе.
Предмет исследования - способы управления конфликтами в педагогическом коллективе.
Гипотеза исследования: если внедрить программу по профилактике конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе, состоящую из трех блоков: 1) диагностический; 2) теоретический; 3) тренинговые занятия, то можно изменить социально психологический климат в педагогическом коллективе.
Задачи:
1. Проанализировать проблемы управления конфликтами в педагогическом коллективе.
2. Сделать анализ конфликтов в педагогическом коллективе, их видов и особенностей.
3. Разработать программу «Профилактика конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе».
4. Исследовать конфликты в педагогическом коллективе и внедрить разработанную программу по профилактике конфликтов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды следующих ученых: А.Я. Анцупов, Ф.М. Бородкин, Р. Вердербер и К. Вердербер, А.В. Дмитриев, Ю.Г. Запрудский, А.Г. Здравомыслов, Д.П. Зеркин, Н.М. Коряк, Л. Коузер, М. Мескон, М.А. Робер, Дж.Г. Скотт, Ф. Тильман, Ф. Хедоури, Р.Х. Шакуров, В.Н. Шаленко и др.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования; методы изучения педагогического опыта: наблюдение, беседа, анкетирование; эксперимент (констатирующий).
Методики исследования:
1. Методика «Стратегии поведения личности в конфликте».
2. Методика «Стратегии и модели преодолевающего поведения».
3. Анкета «Причины возникновения конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе».
4. Диагностический опросник социально-психологического климата группы.
База исследования: ГБПОУ «Челябинский профессиональный колледж».
Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что разработана программа «Профилактика конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе».
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные рекомендации и программа по профилактике конфликтов в педагогическом коллективе могут применяться в образовательной организации.
В настоящее время, как никогда, важно иметь в виду, что улучшение дисциплины невозможно достичь только лишь административными мерами. В период демократии обостряются требования к людям, однако меняются методы воздействия на них, способы воспитания. Теперь к успеху в работе приводят не столько указания, распоряжения, приказы работникам, сколько логика, убеждения, пример. А данное предъявляет высокие требования к интеллекту, эрудиции управляющего, к его психолого-педагогической подготовке. Появляются внутренние разногласия, потребность, несмотря на объективны трудности, постоянно работать над собой, совершенствовать свое профессиональное мастерство и умение работать с коллективом. Однако не все руководители и не сразу это понимают. Появляются столкновения между руководителями и подчиненными, которые могут перерастать в конфликт.
Однако - конфликт не трагедия, он может существование. Внутри каждой кооперации людей, так или иначе, возникает соперничество между ее членами. Наивно полагать, что в коллективе всегда может быть только взаимопонимание и уважение, при котором никто ни с кем не вступает в противоборство. Бесконфликтная жизнь - заблуждение. Различные виды борьбы провоцируют конфликтные ситуации, обостряющие противоречия, которые повышают эмоциональную возбудимость и психическую напряженность людей.
Обобщая вышеизложенное, нужно подчеркнуть еще раз, что способность управлять конфликтными ситуациями - важное профессиональное качество любого руководителя, в отсутствие которого невозможна эффективная реализация им своих функций.
После того, как было проведено эмпирическое исследование конфликтного взаимодействия в педагогическом коллективе, мы выявили, что основными стилями поведения педагогов в конфликтных ситуациях являются компромисс, избегание и уступка, администрация же напротив больше склонна к сотрудничеству и компромиссу. В проблеме преодоления профессиональных затруднений в коллективе в основном предпринимаются острожные действия. В то время, когда руководители образовательной организации хотят получать поддержку и активно вступают в социальный контакт, педагоги только ожидают оказания поддержки.
Изучение отличительных черт социально-психологического климата группы выявило, что среди педагогов недостаточно выражены когнитивный и поведенческий компоненты, а это означает, что педагоги не достаточно хорошо знают деловые и личностные качества членов коллектива, чтобы при необходимости оказать помощь друг другу или ожидать от них поддержки.
Определив отличия в восприятии конфликтов и конфликтного поведения педагогов и администрации образовательной организации можно говорить о следующем: педагоги с большой осторожностью относятся к конфликтам. Следовательно, педагогам необходимо предоставить возможность анонимного или авторского высказывания, отстаивания своего мнения на ту или иную проблему. В преподавательском коллективе преобладают такие конфликты, как педагог-педагог, педагог-ученик, что говорит о необходимости обучения педагогов культурным формам общения, бесконфликтному поведению с детьми.
Проведенный нами анализ в ходе работы дает возможность разработать рекомендации по улучшению процесса управления конфликтами в современном педагогическом коллективе. А именно: 1) педагогический коллектив нужно обучать активным формам борьбы за личные интересы; 2) педагогический коллектив необходимо обучать активным формам взаимодействия, создавать рабочие группы из педагогов разных предметов по подготовке к различным мероприятиям формальных и неформальных; 3) регулярно проводить рабочие совещания, которые будут посвящены проблемным вопросам; 4) администрации образовательной организации следует работать над вопросом объединения коллектива, проводить мероприятия, в которых деловые и личностные качества педагогов будут раскрываться в полной мере. Мероприятия должны быть направлены на выработку умения работать в команде, добиваться общих целей.
В ходе проведенной работы нами была достигнута выдвинутая цель.
Таким образом, теоретический анализ и эмпирические исследования работы подтвердили справедливость выдвинутой гипотезы о том, что если внедрить программу по профилактике конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе, состоящую из трех блоков: 1) диагностический; 2) теоретический; 3) тренинговые занятия, то можно изменить социально психологический климат в педагогическом коллективе.
В процессе выполнения работы нам удалось достичь всех поставленных задач: проанализировать проблемы управления конфликтами в педагогическом коллективе; сделать анализ конфликтов в педагогическом коллективе, их видов и особенностей; разработать программу «Профилактика конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе»; исследовать конфликты в педагогическом коллективе и внедрить разработанную программу по профилактике конфликтов.
1. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2009. - 288 с.
2. Бородкин, Ф.М., Коряк, Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск: Наука, 1989. - 189 с.
3. Блюм М.А. Управление конфликтами в коммерческой деятельности: учебное пособие / М.А. Блюм, Н.В. Молоткова. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. - 104 с.
4. Ворожейкин Е.И., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: учебник. - М.: ИНФА, 2004. - 240 с.
5. Волков Б. С. Конфликтология: [учеб. пособие для студ. вузов] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - Изд. 4-е, испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2010. - 412 с.
6. Вердербер Р. Психология общения: Пер. с англ. /Р. Вердербер, К. Вердербер. - 11-е изд. - СПб.: Нева, 2005. - 320с.
7. Гребенкин Е. В Профилактика агрессии и насилия в школе: учеб.-метод. комплекс / Е. В. Гребенкин. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 157 с.
8. Гришина Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с.
9. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. - М.: Ассоциация авторов издателей "Тандем". Издательство "ЭКМОС", 2001. - 320с.
10. Гнатышина Е.А., Гнатышина Е.В., Иванова О.Э., Корнеев Д.Н. Выпускная квалификационная работа: порядок разработки и требования ксодержанию / учебно-методическое пособие по направлению подготовки 38.03.02 - Менеджмент, профиль: Управление человеческими ресурсами / Челябинск, 2016. - 52 с.
11. Дмитриев А.В. Конфликтология: учебное пособие. - М.: Гардарики, 2002. - 320 с.
12. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - 3 изд., испр. и доп. - СПб.: Изд-во: Питер, 2009. - 84 с.
13. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М.:
Российское педагогическое агентство, 1995г. - 184с.
14. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. - М., 1988.
- 300с.
15. Запрудский Ю. Социальный конфликт. Политологический анализ. Ростов-на-Дону. Изд-во Ростовского университета, 1992. - 84с.
16. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии.: Курс лекций. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. - 480с.
17. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 317 с.
18. Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми. Учеб.
пособие - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж:
Издательство НПО "МОДЕК", 2001. - 192с.
19. Конфликтология: Учебник для вузов / В.П. Ратников, В.Ф. Голюбь, Г.С. Лушакова и др.; Под ред. Проф. В.П. Ратников, - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001.
- 240 с.
20. Коузер Л. Основы конфликтологии. - СПб.: Светлячок, 1999. - 162 с.
21. Любимова Г.Ю. Психология конфликта. Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 160с.
22. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. - М.: Флинта: Моск. псих.-соц. ин-т, 2001. - 192 с.
23. Мириманова М. С. Конфликтология: учебник для студ. образоват.
учрежд. сред. проф. образования, обуч. по спец. 0322 - Организация
воспитательной деятельности / М. С. Мириманова. - Изд. 2-е., испр. - М.: Академия, 2004. - 320 с.
24. Мелибруда Е. Я-ты-мы: Психологические возможности улучшения общения. - М.: Прогресс, 1986. - 256 с.
25. Мескон М, Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2004. - 800 с.
26. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. - Прайм: Еврознак,2005. - 632 с.
27. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
28. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 2: Психология образования. - 608 с.
29. Сорокина, Е. Г. Конфликтология в социальной работе : учеб. пособие для студ. 2009. - 208 с.
вузов, обуч. по направл. и спец. "Социальная работа". - М.: Академия, 2009. - 208 с.
30. Светлов В.А. Управление конфликтом. Новые технологии принятия решений в конфликтных ситуациях. - М.: Росток, 2003. - 136 с.
31. Скотт Дж.Г. Способы разрешения конфликтов. - Киев: Верзинин и ЛПД, 1991. - 210 с.
32. Сперанский В.И. Управление и самоменеджмент в конфликтных ситуациях. - М.: 2001. - 239с.
33. Саламатов А.А. Проблемы профилактики конфликтов в теории менеджмента / А.А. Саламатов Д.Н. Корнеев // Инновационные проблемы профессионального образования: сб. науч. ст. - Вып. 4. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. унта, 2010. - С. 233 - 237.
34. Темина С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов»? (Введение в конфликтологию образования). М., 2002. - 190с.
35. Уварина Н.В. Тенденция развития профессиональной деятельности управленческих кадров учреждений общего образования / Н.В. Уварина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия:Образование. Педагогические науки. - Челябинск, изд-во Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет). - 2013. - Т. 5. - № 1. - С. 43-48.
36. Учадзе С. С. Теория и методология педагогического управления конфликтами в муниципальном образовательном учреждении: Монография. [Текст] / С.С. Учадзе - Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 2009. - 15,06 п.л.
37. Учадзе С. С. Педагогическое управление конфликтами в образовательном
учреждении: Монография. [Текст] / С.С. Учадзе - Ставрополь:
Ставропольское книжное издательство, 2010. - 24,0 п.л.
38. Учадзе С. С. Методологические аспекты педагогического управления конфликтами в образовательной среде [Текст] / С.С. Учадзе // Образование через науку: Тезисы докладов Международной конференции. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. - 0,2 п.л.
39. Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем". Издательство "ЭКМОС", 2000. - 272с.
40. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. - М.: Наука. 1992. - С. 22 - 25.
41. Хасан Б. И. Психология конфликта и переговоры: [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии] / Хасан Б. И., Сергоманов П. А. - 4-е изд.,стер. - М.: Академия, 2008. - 190 с.
42. Цветков В. Л. Конфликтология: учеб. пособие / В. Л. Цветков. - М.: Щит - М, 2004. - 176 с.
43. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. - СПб., 1997. - 276с.
44. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных ситуаций. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 186с.
45. Черняк Т.В. Конфликтология: Хрестоматия. Новосибирск, 2000. - 379с.
46. Шаленко В. Н. Социально-трудовые конфликты в России: анализ динамики и методы разрешения. // Социальный конфликт. 1999. - №3. - С.
11.
47. Шапарь В. Б., Тимченко А. В., Швыдченко В. Н. Практическая психология. Инструментарий. - Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. - 688 с.
48. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. - М., 1990. - 208 с.
49. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика (экспериментально - дидактический комплекс). - М., 1997. - 506с.
50. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Минск, 1997. - 421с.
51. Щербак В.Е. Конфликтные ситуации на предприятии // ЭКО. 1990, №11.
52. Конфликты в организации и основные пути их разрешения [электронный
ресурс] http://cheloveknauka.com/konflikty-v-organizatsii-i-osnovnye-puti-ih-
razresheniya(Дата обращения 13.05.2017).
53. Учитель и ученик: как построить бесконфликтное общение [электронный ресурс]http://gopsy.ru/otnoshenija/ssory/konflikty/konflikt-mezhdu-uchitelem-i-uchenikom.html(Дата обращения 31.05.2017).
54. Школьные конфликты [электронный ресурс] http://www.studfiles.ru/preview/5610648/(Дата обращения 01.06.2017).