РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы реализации деловых игр на практических занятиях в профессиональных образовательных
организациях 7
1.1. История развития деловых игр в теории и практике профессионального
образования 7
1.2. Сущность и виды деловой игры 10
1.3. Методики проведения деловых игр в процессе преподавания
экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях 27
Выводы по 1 главе 33
Глава 2. Практическая работа по реализации деловых игр на практическом занятии по общепрофессиональной дисциплине (на
примере Государственного Бюджетного Профессионального
Образовательного Учреждения Южно-Уральский Многопрофильный колледж) «Экономика организации» 35
2.1. Анализ эффективности проведения деловых игр в процессе преподавания дисциплины «Экономика организации» в Государственном Бюджетном
Профессиональном Образовательном Учреждении Южно-Уральский Многопрофильный колледж 35
2.2. Рекомендации по реализации деловых игр на практическом занятии по
дисциплине «Экономика организации» 43
2.3. План-конспект практического занятия по теме «Планирование
финансовых результатов» с применением метода деловых игр 49
Выводы по 2 главе 61
Заключение 62
Список используемой литературы 65
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы реализации деловых игр на практических занятиях в профессиональных образовательных
организациях 7
1.1. История развития деловых игр в теории и практике профессионального
образования 7
1.2. Сущность и виды деловой игры 10
1.3. Методики проведения деловых игр в процессе преподавания
экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях 27
Выводы по 1 главе 33
Глава 2. Практическая работа по реализации деловых игр на практическом занятии по общепрофессиональной дисциплине (на
примере Государственного Бюджетного Профессионального
Образовательного Учреждения Южно-Уральский Многопрофильный колледж) «Экономика организации» 35
2.1. Анализ эффективности проведения деловых игр в процессе преподавания дисциплины «Экономика организации» в Государственном Бюджетном
Профессиональном Образовательном Учреждении Южно-Уральский Многопрофильный колледж 35
2.2. Рекомендации по реализации деловых игр на практическом занятии по
дисциплине «Экономика организации» 43
2.3. План-конспект практического занятия по теме «Планирование
финансовых результатов» с применением метода деловых игр 49
Выводы по 2 главе 61
Заключение 62
Список используемой литературы 65
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность темы исследования. Современный педагог, чтобы качественно и в полном объёме донести знания до своих студентов, должен идти в ногу со временем, использовать современные технологии, самообучаться, давать студенту на занятии больше свободы и самостоятельности, тем самым развивая в нём личность, подготавливая будущего специалиста к самостоятельной жизни в огромном мире различных технологий. Правильность выбора и применение педагогической технологии очень важна в образовательном процессе. Главными чертами выпускника- специалиста любого профессионального образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении специальных дисциплин и профессиональных модулей переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента.
Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. Одно из главных направлений совершенствования методов подготовки, обучающихся профессиональных образовательных организаций является использование в образовательном процессе активных методов обучения, которые опираются на творческое мышление студентов, в наибольшей степени активизируют их познавательную деятельность, делают их соавторами новых идей, приучают самостоятельно принимать оптимальные решения и способствовать их реализации. К таким активным методам обучения относятся ролевые и деловые игры, «мозговой штурм», игровое моделирование, дискуссия, «круглый стол» и многие другие. Одной из наиболее эффективных форм подготовки специалистов становятся деловые игры и занятия с конкретными деловыми ситуациями. Игра известна еще с древнейших времен как способ проверки знаний и умений применять их на практике. Использование деловых игр значительно укрепляет связь (обучающийся-преподаватель), раскрывает творческий потенциал каждого обучаемого. Опыт проведения деловой игры показал, что в ее процессе происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческому процессу.
Деловые игры, разработанные на конкретных ситуациях, вводят обучающихся в сферу производственной деятельности, вырабатывают способность к критической оценке действующего производства и умению находить решение по его совершенствованию, являются мощным стимулом активизации самостоятельной работы обучающихся по приобретению общих и профессиональных компетенций. Приобретаемые в процессе деловой игры профессиональные компетенции позволяют молодому специалисту избежать ошибок, которые возможны при переходе к самостоятельной трудовой деятельности.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что, во-первых, деловая игра выступает как средство, в котором наиболее успешно может осваиваться содержание новой деятельности, во-вторых, она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытывать себя на профессиональную пригодность, совершенствоваться в профессионализме.
Актуальность и проблема исследования обусловили выбор темы нашего исследования: «Реализация деловой игры на практических занятиях в профессиональной образовательной организации на примере дисциплины «Экономика организации».
Объект исследования: процесс реализации деловой игры на практических занятиях в профессиональной образовательной организации.
Предмет исследования: реализация деловой игры на практических занятиях в профессиональной образовательной организации на примере общепрофессиональной дисциплины «Экономика организации».
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка рекомендаций по реализации деловой игры на практических занятиях в профессиональной образовательной организации на примере общепрофессиональной дисциплины «Экономика организации»».
Исходя из поставленных целей, следует определить следующие задачи:
1) рассмотреть историю развития деловых игр в теории и практике профессионального образования;
2) изучить понятие, сущность и виды деловой игры в психолого-педагогической литературе;
3) рассмотреть методики проведения деловых игр в процессе преподавания общепрофессиональных дисциплин в профессиональных образовательных организациях;
4) провести анализ эффективности проведения деловых игр в процессе преподавания дисциплины «Экономика организации» в Государственном Бюджетном Профессиональном Образовательном Учреждении Южно-Уральский Многопрофильный колледж;
5) разработать рекомендации по реализации деловых игр на
практическом занятии по дисциплине «Экономика организации»;
6) разработать план-конспект практического занятия по теме «Планирование финансовых результатов» с применением метода деловых игр.
Методология исследования: Понятие и виды деловой игры (А.М. Айламазьян, А. М., Бирштейн, Л.Н. Вавилова, Д.И. Галушко, Л.В. Ежова, М.М. Лебедева, Т.С. Панина, В.Я. Платов, А.Т. Ростунов, Г.К. Селевко); применение деловой игры в обучении (А.М. Айламазьян, А.А. Вербицкий, Е.М. Борисова, Т.С. Панина, А.П. Панфилова, П.И. Пидкастый, В.Я. Платов, С.А. Шаронова,); методики деловой игры (Е.М. Борисова, Ю.Г. Быченко, Е.В. Геронимус, И.А. Грабовская, Е.П. Ермолаева, Н. Кипнис, О.А. Кривошеина); технологии деловой игры (Д.И. Галушко, П.И. Пидкастый); содержание деловой игры (А.М. Айламазьян, В. Веденина, М.М. Лебедева, Г.К. Селевко).
Практическая значимость работы: осуществлено теоретическое обоснование проблемы реализации деловых игр на практических занятиях в профессиональных образовательных организациях, разработаны рекомендации по реализации деловой игры на практических занятиях в колледже в профессиональной образовательной организации на примере общепрофессиональной дисциплины «Экономика организации».
Методы исследования: анализ, синтез, методы сравнения, группировки, наблюдения и др.
База исследования: Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение Южно-Уральский Многопрофильный колледж
Структура работы: данная работа состоит из введения, первой главы, в которой мы рассматриваем историю развития деловых игр в теории и практике профессионального образования, а также сущность и виды деловой игры и методики проведения деловых игр в процессе преподавания общепрофессиональных дисциплин в профессиональных образовательных организациях; во второй главе мы проанализировали эффективность проведения деловых игр в процессе преподавания дисциплины «Экономика организации» в Государственном Бюджетном Профессиональном Образовательном Учреждении Южно-Уральский Многопрофильный колледжи и разработали рекомендации по реализации деловых игр на практическом занятии по дисциплине «Экономика организации», план- конспект практических занятий по теме «Планирование финансовых результатов» с применением метода деловых игр, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы.
Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. Одно из главных направлений совершенствования методов подготовки, обучающихся профессиональных образовательных организаций является использование в образовательном процессе активных методов обучения, которые опираются на творческое мышление студентов, в наибольшей степени активизируют их познавательную деятельность, делают их соавторами новых идей, приучают самостоятельно принимать оптимальные решения и способствовать их реализации. К таким активным методам обучения относятся ролевые и деловые игры, «мозговой штурм», игровое моделирование, дискуссия, «круглый стол» и многие другие. Одной из наиболее эффективных форм подготовки специалистов становятся деловые игры и занятия с конкретными деловыми ситуациями. Игра известна еще с древнейших времен как способ проверки знаний и умений применять их на практике. Использование деловых игр значительно укрепляет связь (обучающийся-преподаватель), раскрывает творческий потенциал каждого обучаемого. Опыт проведения деловой игры показал, что в ее процессе происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческому процессу.
Деловые игры, разработанные на конкретных ситуациях, вводят обучающихся в сферу производственной деятельности, вырабатывают способность к критической оценке действующего производства и умению находить решение по его совершенствованию, являются мощным стимулом активизации самостоятельной работы обучающихся по приобретению общих и профессиональных компетенций. Приобретаемые в процессе деловой игры профессиональные компетенции позволяют молодому специалисту избежать ошибок, которые возможны при переходе к самостоятельной трудовой деятельности.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что, во-первых, деловая игра выступает как средство, в котором наиболее успешно может осваиваться содержание новой деятельности, во-вторых, она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытывать себя на профессиональную пригодность, совершенствоваться в профессионализме.
Актуальность и проблема исследования обусловили выбор темы нашего исследования: «Реализация деловой игры на практических занятиях в профессиональной образовательной организации на примере дисциплины «Экономика организации».
Объект исследования: процесс реализации деловой игры на практических занятиях в профессиональной образовательной организации.
Предмет исследования: реализация деловой игры на практических занятиях в профессиональной образовательной организации на примере общепрофессиональной дисциплины «Экономика организации».
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка рекомендаций по реализации деловой игры на практических занятиях в профессиональной образовательной организации на примере общепрофессиональной дисциплины «Экономика организации»».
Исходя из поставленных целей, следует определить следующие задачи:
1) рассмотреть историю развития деловых игр в теории и практике профессионального образования;
2) изучить понятие, сущность и виды деловой игры в психолого-педагогической литературе;
3) рассмотреть методики проведения деловых игр в процессе преподавания общепрофессиональных дисциплин в профессиональных образовательных организациях;
4) провести анализ эффективности проведения деловых игр в процессе преподавания дисциплины «Экономика организации» в Государственном Бюджетном Профессиональном Образовательном Учреждении Южно-Уральский Многопрофильный колледж;
5) разработать рекомендации по реализации деловых игр на
практическом занятии по дисциплине «Экономика организации»;
6) разработать план-конспект практического занятия по теме «Планирование финансовых результатов» с применением метода деловых игр.
Методология исследования: Понятие и виды деловой игры (А.М. Айламазьян, А. М., Бирштейн, Л.Н. Вавилова, Д.И. Галушко, Л.В. Ежова, М.М. Лебедева, Т.С. Панина, В.Я. Платов, А.Т. Ростунов, Г.К. Селевко); применение деловой игры в обучении (А.М. Айламазьян, А.А. Вербицкий, Е.М. Борисова, Т.С. Панина, А.П. Панфилова, П.И. Пидкастый, В.Я. Платов, С.А. Шаронова,); методики деловой игры (Е.М. Борисова, Ю.Г. Быченко, Е.В. Геронимус, И.А. Грабовская, Е.П. Ермолаева, Н. Кипнис, О.А. Кривошеина); технологии деловой игры (Д.И. Галушко, П.И. Пидкастый); содержание деловой игры (А.М. Айламазьян, В. Веденина, М.М. Лебедева, Г.К. Селевко).
Практическая значимость работы: осуществлено теоретическое обоснование проблемы реализации деловых игр на практических занятиях в профессиональных образовательных организациях, разработаны рекомендации по реализации деловой игры на практических занятиях в колледже в профессиональной образовательной организации на примере общепрофессиональной дисциплины «Экономика организации».
Методы исследования: анализ, синтез, методы сравнения, группировки, наблюдения и др.
База исследования: Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение Южно-Уральский Многопрофильный колледж
Структура работы: данная работа состоит из введения, первой главы, в которой мы рассматриваем историю развития деловых игр в теории и практике профессионального образования, а также сущность и виды деловой игры и методики проведения деловых игр в процессе преподавания общепрофессиональных дисциплин в профессиональных образовательных организациях; во второй главе мы проанализировали эффективность проведения деловых игр в процессе преподавания дисциплины «Экономика организации» в Государственном Бюджетном Профессиональном Образовательном Учреждении Южно-Уральский Многопрофильный колледжи и разработали рекомендации по реализации деловых игр на практическом занятии по дисциплине «Экономика организации», план- конспект практических занятий по теме «Планирование финансовых результатов» с применением метода деловых игр, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы.
В настоящей выпускной квалификационной работе проведено теоретическое обоснование и разработка рекомендаций по реализации деловой игры на практических занятиях в колледже в профессиональной образовательной организации на примере дисциплины «Экономика организации»». В результате проведенного исследования нами сделаны следующие выводы.
Развитие деловых игр началось около ста лет назад. Значимость их не утратилась, а, наоборот, с каждым годом разрабатываются новые формы, виды, типы деловых игр.
В образовательных организациях игра чаще всего используется как средство, помогающее сделать занятие более интересным, занимательным, помогающее проиллюстрировать материал. Освоение учебного материала в такой ситуации становится средством достижения игровой цели.
Деловая игра рассматривается в психолого-педагогической литературе как:
- как имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации;
- как эффективный метод взаимодействия, в которых приобретаются новые методические навыки и приемы;
- как форма совершенствования развития, восприятие лучшего опыта,
Необходимое условие эффективности деловой игры - добровольное и заинтересованное участие всех педагогов, открытость, искренность ответов, их полнота.
Деловая игра эффективна в том случае, если педагоги имеют достаточные знания по проблеме, которая отражается в игре. Она предполагает большую предварительную работу, в которой педагоги получают необходимые знания через различные формы, методы и средства: наглядную агитацию, тематические выставки, консультации, беседы,
обсуждения.
В педагогической литературе нет однозначно принятой классификации деловых игр, но по типу процессов (характеристики, времени проведения, формам и сферам моделирования, роли ведущего игры, степени заданности ролей, формам выработки решения участниками игры, системам оценивания по ходу игры) игры разделяют на три основные категории: деловые игры (игры-имитации); ролевые игры (игры-драматизации); организационно-деятельностные игры - ОДИ (их варианты: организационно-мыслительные, моделирующие и проектные игры).
В рамках нашего исследования была реализована методика проведения деловой игры на практическом занятии по дисциплине «Экономика организации».
Учебная дисциплина ОП.01. «Экономика организации» относится к профессиональному циклу дисциплин (П.00) общеобразовательная дисциплина и является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке специалистов среднего звена.
Цель дисциплины: формирование знаний, умений, навыков и компетенций у обучающихся в области экономики организации и использование их в профессиональной деятельности.
Анализируемая дисциплина содержит 6 разделов, взаимосвязанных по содержанию.
Проанализировав содержание дисциплины «Экономика организации», представленное в рабочей программе, разделы дисциплины, виды учебной деятельности по дисциплине «Экономика организации», а также оценочные средства контроля формируемых компетенций, мы пришли к выводу, что рефераты, групповые творческие задания (презентация), индивидуальные задания, как методы обучения, на наш взгляд, не может в полной мере способствовать достижению целей и задач указанной дисциплины.
Для решения данной проблемы, во второй главе настоящего исследования осуществлена разработка рекомендаций по реализации деловых игр на практическом занятии по дисциплине «Экономика организации», а также предложен подробный план-конспект по одной из темы дисциплины.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Развитие деловых игр началось около ста лет назад. Значимость их не утратилась, а, наоборот, с каждым годом разрабатываются новые формы, виды, типы деловых игр.
В образовательных организациях игра чаще всего используется как средство, помогающее сделать занятие более интересным, занимательным, помогающее проиллюстрировать материал. Освоение учебного материала в такой ситуации становится средством достижения игровой цели.
Деловая игра рассматривается в психолого-педагогической литературе как:
- как имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации;
- как эффективный метод взаимодействия, в которых приобретаются новые методические навыки и приемы;
- как форма совершенствования развития, восприятие лучшего опыта,
Необходимое условие эффективности деловой игры - добровольное и заинтересованное участие всех педагогов, открытость, искренность ответов, их полнота.
Деловая игра эффективна в том случае, если педагоги имеют достаточные знания по проблеме, которая отражается в игре. Она предполагает большую предварительную работу, в которой педагоги получают необходимые знания через различные формы, методы и средства: наглядную агитацию, тематические выставки, консультации, беседы,
обсуждения.
В педагогической литературе нет однозначно принятой классификации деловых игр, но по типу процессов (характеристики, времени проведения, формам и сферам моделирования, роли ведущего игры, степени заданности ролей, формам выработки решения участниками игры, системам оценивания по ходу игры) игры разделяют на три основные категории: деловые игры (игры-имитации); ролевые игры (игры-драматизации); организационно-деятельностные игры - ОДИ (их варианты: организационно-мыслительные, моделирующие и проектные игры).
В рамках нашего исследования была реализована методика проведения деловой игры на практическом занятии по дисциплине «Экономика организации».
Учебная дисциплина ОП.01. «Экономика организации» относится к профессиональному циклу дисциплин (П.00) общеобразовательная дисциплина и является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке специалистов среднего звена.
Цель дисциплины: формирование знаний, умений, навыков и компетенций у обучающихся в области экономики организации и использование их в профессиональной деятельности.
Анализируемая дисциплина содержит 6 разделов, взаимосвязанных по содержанию.
Проанализировав содержание дисциплины «Экономика организации», представленное в рабочей программе, разделы дисциплины, виды учебной деятельности по дисциплине «Экономика организации», а также оценочные средства контроля формируемых компетенций, мы пришли к выводу, что рефераты, групповые творческие задания (презентация), индивидуальные задания, как методы обучения, на наш взгляд, не может в полной мере способствовать достижению целей и задач указанной дисциплины.
Для решения данной проблемы, во второй главе настоящего исследования осуществлена разработка рекомендаций по реализации деловых игр на практическом занятии по дисциплине «Экономика организации», а также предложен подробный план-конспект по одной из темы дисциплины.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Подобные работы
- РАЗРАБОТКА ЭЛЕМЕНТОВ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРЕНИНГА НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - РЕАЛИЗАЦИЯ ОПЕРАЦИОННОЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2019 - Разработка технологии реализации дискуссионных методов при изучении экономических дисциплин
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019 - Использование активных методов обучения на занятиях по разделу «Экономические ресурсы предприятия» дисциплины «Экономика организации» для обучающихся колледжа
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ПКФ АСТЕРИАС», Г. ЛЕНИНСК-КУЗНЕЦКИЙ)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - Активизация познавательной деятельности студентов профессиональной образовательной организации в процессе изучения дисциплин профессионального цикла
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2020 - Организация проектной деятельности при реализации экономических дисциплин в профессиональной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2019 - Разработка и проведение ролевых игр в процессе изучения экономических дисциплин в профессиональной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019



