Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»

Работа №81747

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2019
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
399
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы реализации деловых игр на практических занятиях в профессиональных образовательных
организациях 7
1.1. История развития деловых игр в теории и практике профессионального
образования 7
1.2. Сущность и виды деловой игры 10
1.3. Методики проведения деловых игр в процессе преподавания
экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях 27
Выводы по 1 главе 33
Глава 2. Практическая работа по реализации деловых игр на практическом занятии по общепрофессиональной дисциплине (на
примере Государственного Бюджетного Профессионального
Образовательного Учреждения Южно-Уральский Многопрофильный колледж) «Экономика организации» 35
2.1. Анализ эффективности проведения деловых игр в процессе преподавания дисциплины «Экономика организации» в Государственном Бюджетном
Профессиональном Образовательном Учреждении Южно-Уральский Многопрофильный колледж 35
2.2. Рекомендации по реализации деловых игр на практическом занятии по
дисциплине «Экономика организации» 43
2.3. План-конспект практического занятия по теме «Планирование
финансовых результатов» с применением метода деловых игр 49
Выводы по 2 главе 61
Заключение 62
Список используемой литературы 65

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют


Актуальность темы исследования. Современный педагог, чтобы качественно и в полном объёме донести знания до своих студентов, должен идти в ногу со временем, использовать современные технологии, самообучаться, давать студенту на занятии больше свободы и самостоятельности, тем самым развивая в нём личность, подготавливая будущего специалиста к самостоятельной жизни в огромном мире различных технологий. Правильность выбора и применение педагогической технологии очень важна в образовательном процессе. Главными чертами выпускника- специалиста любого профессионального образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении специальных дисциплин и профессиональных модулей переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента.
Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. Одно из главных направлений совершенствования методов подготовки, обучающихся профессиональных образовательных организаций является использование в образовательном процессе активных методов обучения, которые опираются на творческое мышление студентов, в наибольшей степени активизируют их познавательную деятельность, делают их соавторами новых идей, приучают самостоятельно принимать оптимальные решения и способствовать их реализации. К таким активным методам обучения относятся ролевые и деловые игры, «мозговой штурм», игровое моделирование, дискуссия, «круглый стол» и многие другие. Одной из наиболее эффективных форм подготовки специалистов становятся деловые игры и занятия с конкретными деловыми ситуациями. Игра известна еще с древнейших времен как способ проверки знаний и умений применять их на практике. Использование деловых игр значительно укрепляет связь (обучающийся-преподаватель), раскрывает творческий потенциал каждого обучаемого. Опыт проведения деловой игры показал, что в ее процессе происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческому процессу.
Деловые игры, разработанные на конкретных ситуациях, вводят обучающихся в сферу производственной деятельности, вырабатывают способность к критической оценке действующего производства и умению находить решение по его совершенствованию, являются мощным стимулом активизации самостоятельной работы обучающихся по приобретению общих и профессиональных компетенций. Приобретаемые в процессе деловой игры профессиональные компетенции позволяют молодому специалисту избежать ошибок, которые возможны при переходе к самостоятельной трудовой деятельности.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что, во-первых, деловая игра выступает как средство, в котором наиболее успешно может осваиваться содержание новой деятельности, во-вторых, она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытывать себя на профессиональную пригодность, совершенствоваться в профессионализме.
Актуальность и проблема исследования обусловили выбор темы нашего исследования: «Реализация деловой игры на практических занятиях в профессиональной образовательной организации на примере дисциплины «Экономика организации».
Объект исследования: процесс реализации деловой игры на практических занятиях в профессиональной образовательной организации.
Предмет исследования: реализация деловой игры на практических занятиях в профессиональной образовательной организации на примере общепрофессиональной дисциплины «Экономика организации».
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка рекомендаций по реализации деловой игры на практических занятиях в профессиональной образовательной организации на примере общепрофессиональной дисциплины «Экономика организации»».
Исходя из поставленных целей, следует определить следующие задачи:
1) рассмотреть историю развития деловых игр в теории и практике профессионального образования;
2) изучить понятие, сущность и виды деловой игры в психолого-педагогической литературе;
3) рассмотреть методики проведения деловых игр в процессе преподавания общепрофессиональных дисциплин в профессиональных образовательных организациях;
4) провести анализ эффективности проведения деловых игр в процессе преподавания дисциплины «Экономика организации» в Государственном Бюджетном Профессиональном Образовательном Учреждении Южно-Уральский Многопрофильный колледж;
5) разработать рекомендации по реализации деловых игр на
практическом занятии по дисциплине «Экономика организации»;
6) разработать план-конспект практического занятия по теме «Планирование финансовых результатов» с применением метода деловых игр.
Методология исследования: Понятие и виды деловой игры (А.М. Айламазьян, А. М., Бирштейн, Л.Н. Вавилова, Д.И. Галушко, Л.В. Ежова, М.М. Лебедева, Т.С. Панина, В.Я. Платов, А.Т. Ростунов, Г.К. Селевко); применение деловой игры в обучении (А.М. Айламазьян, А.А. Вербицкий, Е.М. Борисова, Т.С. Панина, А.П. Панфилова, П.И. Пидкастый, В.Я. Платов, С.А. Шаронова,); методики деловой игры (Е.М. Борисова, Ю.Г. Быченко, Е.В. Геронимус, И.А. Грабовская, Е.П. Ермолаева, Н. Кипнис, О.А. Кривошеина); технологии деловой игры (Д.И. Галушко, П.И. Пидкастый); содержание деловой игры (А.М. Айламазьян, В. Веденина, М.М. Лебедева, Г.К. Селевко).
Практическая значимость работы: осуществлено теоретическое обоснование проблемы реализации деловых игр на практических занятиях в профессиональных образовательных организациях, разработаны рекомендации по реализации деловой игры на практических занятиях в колледже в профессиональной образовательной организации на примере общепрофессиональной дисциплины «Экономика организации».
Методы исследования: анализ, синтез, методы сравнения, группировки, наблюдения и др.
База исследования: Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение Южно-Уральский Многопрофильный колледж
Структура работы: данная работа состоит из введения, первой главы, в которой мы рассматриваем историю развития деловых игр в теории и практике профессионального образования, а также сущность и виды деловой игры и методики проведения деловых игр в процессе преподавания общепрофессиональных дисциплин в профессиональных образовательных организациях; во второй главе мы проанализировали эффективность проведения деловых игр в процессе преподавания дисциплины «Экономика организации» в Государственном Бюджетном Профессиональном Образовательном Учреждении Южно-Уральский Многопрофильный колледжи и разработали рекомендации по реализации деловых игр на практическом занятии по дисциплине «Экономика организации», план- конспект практических занятий по теме «Планирование финансовых результатов» с применением метода деловых игр, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящей выпускной квалификационной работе проведено теоретическое обоснование и разработка рекомендаций по реализации деловой игры на практических занятиях в колледже в профессиональной образовательной организации на примере дисциплины «Экономика организации»». В результате проведенного исследования нами сделаны следующие выводы.
Развитие деловых игр началось около ста лет назад. Значимость их не утратилась, а, наоборот, с каждым годом разрабатываются новые формы, виды, типы деловых игр.
В образовательных организациях игра чаще всего используется как средство, помогающее сделать занятие более интересным, занимательным, помогающее проиллюстрировать материал. Освоение учебного материала в такой ситуации становится средством достижения игровой цели.
Деловая игра рассматривается в психолого-педагогической литературе как:
- как имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации;
- как эффективный метод взаимодействия, в которых приобретаются новые методические навыки и приемы;
- как форма совершенствования развития, восприятие лучшего опыта,
Необходимое условие эффективности деловой игры - добровольное и заинтересованное участие всех педагогов, открытость, искренность ответов, их полнота.
Деловая игра эффективна в том случае, если педагоги имеют достаточные знания по проблеме, которая отражается в игре. Она предполагает большую предварительную работу, в которой педагоги получают необходимые знания через различные формы, методы и средства: наглядную агитацию, тематические выставки, консультации, беседы,
обсуждения.
В педагогической литературе нет однозначно принятой классификации деловых игр, но по типу процессов (характеристики, времени проведения, формам и сферам моделирования, роли ведущего игры, степени заданности ролей, формам выработки решения участниками игры, системам оценивания по ходу игры) игры разделяют на три основные категории: деловые игры (игры-имитации); ролевые игры (игры-драматизации); организационно-деятельностные игры - ОДИ (их варианты: организационно-мыслительные, моделирующие и проектные игры).
В рамках нашего исследования была реализована методика проведения деловой игры на практическом занятии по дисциплине «Экономика организации».
Учебная дисциплина ОП.01. «Экономика организации» относится к профессиональному циклу дисциплин (П.00) общеобразовательная дисциплина и является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке специалистов среднего звена.
Цель дисциплины: формирование знаний, умений, навыков и компетенций у обучающихся в области экономики организации и использование их в профессиональной деятельности.
Анализируемая дисциплина содержит 6 разделов, взаимосвязанных по содержанию.
Проанализировав содержание дисциплины «Экономика организации», представленное в рабочей программе, разделы дисциплины, виды учебной деятельности по дисциплине «Экономика организации», а также оценочные средства контроля формируемых компетенций, мы пришли к выводу, что рефераты, групповые творческие задания (презентация), индивидуальные задания, как методы обучения, на наш взгляд, не может в полной мере способствовать достижению целей и задач указанной дисциплины.
Для решения данной проблемы, во второй главе настоящего исследования осуществлена разработка рекомендаций по реализации деловых игр на практическом занятии по дисциплине «Экономика организации», а также предложен подробный план-конспект по одной из темы дисциплины.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.



1. Айламазьян, А. М., Лебедева М. М. Деловые игры и их использование в психическом исследовании [Текст] / А.М. Айламазьян, М.М. Лебедева. // Вопросы психологии. - 2012. - №2. - С. 143.
2. Айламазьян А.М. Движение и становление личности. // Национальный психологический журнал. - 2017. - № 2(26). - С. 73-84.
3. Баурова, Н.И. Проведение деловых игр по дисциплине «Техническая диагностика и контроль качества»: метод. указ. / Н.И. Баурова. - М.: МАДИ, 2016. - 44 с.
4. Бирштейн, М.М. Производственные игры. Первые шаги // ЭКО: журнал / Бирштейн. М.М. - 1978. - №6. - С. 169.
5. Борисова Е.М. О применении социально-психологических методик в изучении становления профессионала // Психодиагностика. Ее проблемы и методы: Сб. науч. трудов. - М.: Просвещение, 2012. - 332 с.
6. Быченко Ю.Г. Деловые игры в школе бизнеса. // Ю.Г. Быченко, О.Ю. Красильников. - Саратов: СГУ, 1992. - 155 с.
7. Веденина В. «Деловая игра и ее возможности». [Электронный ресурс] // Режим доступа: // http://www.ychitel.com.
8. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе:
контекстный подход [Текст] / А.А. Вербицкий. - М., 1991. - С. 140-143.
9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2012. - № 6. - С. 24-27.
10. Галушко Д.И. Деловые игры / Д.И. Галушко. - Киев: Урожай, 2003 - 208 с.
11. Гарбусевич, С.А. От деловой игры к профессиональному творчеству [Текст] / С.А. Гарбусевич, Г.А. Зорин. - Минск, 1983. - С. 14-21.
12. Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. // Ю.В. Геронимус. - М.: Знание,1989. - 59 с.
13. Гидрович С.Р. Игровое моделирование экономических
процессов. Деловые игры / С.Р. Гидрович, И.М. Сыроежин. - М.:
Экономика, 2016. - 120 с.
14. Гинзбург, Я.С. Социально-психологическое сопровождение деловых игр. Игровое моделирование: Методология и практика. / Я.С. Гинзбург, Н.М. Коряк. - Новосибирск: Наука, 2013 - 163 с.
15. Грабовская, И.А. Развитие стратегического мышления менеджера (методики деловых игр): Метод. рекомендации. // И.А. Грабовская. - К.: ВЗУУП, 1991 г. - 149 с.
16. Деловая игра как метод обучения [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://fgos-shkola14nv.narod.ru/310.html
17. Евдокимов, Ю.М. Живая наука: учебное пособие для студентов всех специальностей ФМХТД / Ю.М. Евдокимов. - М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2015. - 159 с.
18. Ермолаева, Е.П. Психология социальной реализации профессионала. - М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2008. - 347 с.
19. Жук, А.И. Деятельностный подход в повышении квалификации: активные методы обучения / А.И. Жук, Н.Н. Кашель. - М.: Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования, 2014. - 96 с.
20. Збаровская Н.В. Деловые игры для занятий библиотечных специалистов: сборник методических материалов / Н.В. Збаровская. - М.: Либерея, 2016. - 648 с.
21. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития. - М.:
Академия, 2011. - 240 с.
22. Иванова, Е.М. Психология профессиональной деятельности. / Е.М. Иванова - М.: ПЕР СЭ, 2012. - 382 с
23. Кипнис, Н. Исследование интерактивных методик в преподавании [Текст] / Н. Кипнис. - М.: Знание, 2001. - 98 с.
24. Кириллова, Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения / Под ред. Г.Д. Кирилловой. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
25. Колесник, Н.Е. Формирование профессионально важных качеств у учащихся С Н.Е Колесник - Уфа: Лето, 2011. - 93-96 с.
26. Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт
межпарадигмальной рефлексии: Курс лекций / И.А. Колесникова. - СПб.: Детство-Пресс, 2001.
27. Комаров В.Ф. Управленческие имитационные игры. // В.Ф. Комаров. - Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 2016. - 272 с.
28. Красовский Ю.Д. Мир деловой игры: (Опыт обучения
хозяйственных руководителей). - М.: Экономика, 1989. - 175 с.
29. Кривошеина О.А. Деловая игра Тайм -менеджмент
[Электронный ресурс] // Режим доступа:
https: //nsportal .ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2018/12/10/delovaya-igra- taym-menedzhment
30. Кругликов, Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения / Г.И. Кругликов. - М.: Академия, 2012. - 271 с.
31. Кубрякова М.Г. Инновационные механизмы управления качеством образовательного процесса / М.Г. Кубрякова, Т.А. Султанова // Молодой ученый. - 2015. - №12 (92). - С. 762-765.
32. Лифшиц А.Л. Деловые игры в управлении / А.Л. Лифшиц. - М.: Лениздат, 2017. - 172 c.
33. Методика подготовки и проведения деловых игр [Электронный ресурс] // Режим доступа:https://lektsii.org/12-51662.html
34. Модератор или ведущий делового мероприятия [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://www.nbforums.ru/press/news_posts/3427/
35. Новиков, В.П. Организация учебного процесса на основе сквозной деловой игры // Межведомственная школа-семинар по активным методам обучения [Текст] / В.П. Новиков. - Рига, 1983. - С. 31-32.
36. Новые материалы / под ред. Ю.С. Карабасова. - М.: МИСИС, 2017. - 736 с.
37. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений // Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. - Издательский центр «Академия», 2014. - 290.
38. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала / А. П. Панфилова. - СПб.: ИВЭСЭП, «Знание», 2003. - 536 с.
39. Першина Э.С. Деловая Игра «Выбор Программного И Аппаратного Обеспечения Компьютерной Системы» / Э. С. Першина. - Москва: Наука, 2016. - 523 с.
40. Пидкастый, П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкастый, Ж.С. Хайдаров. - М.: Знание, 1996. - 143 с.
41. Пидкастый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. - М.: Педагогика, 1972. - 94 с.
42. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и
проведение: Учебник. - М.: Профиздат, 1991. - 156 с.
43. Пономарева З.М. Деловые игры в коммерческой деятельности. Темы «Аукцион», «Биржа». Практикум / З.М. Пономарева. - М.: Дашков и Ко, 2015. - 184 с.
44. Ростунов, А. Т. Формирование профессиональной пригодности. - М.: Высшая школа, 2011. - 174 с.
45. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1989. - 517 с.
46. Светлаков А.Г. Риск - менеджмент и экономическая безопасность: учебно-методический комплекс // А.Г. Светлаков. - Пермь.: «Российский государственный университет туризма и сервиса», 2017. - 70 с.
47. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
48. Селевко Г.К. Педагогические технологии как основа активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. / Г.К. Селевко - М.: НИИ школьные технологии, 2005. - 331 с.
49. Симонов В помощь преподавателю. Калейдоскоп учебно¬деловых игр в старших классах / Симонов. - М.: Учитель, 2017. - 184 с.
50. Слободина Н.Д. Деловые игры / Н.Д. Слободина. - М.: ИВЭСЭП, 2012. - 405 с.
51. Смирнов И.П. Экономическая функция профессионального образования. / И.П. Смирнов - М.: Агентство «Социальный проект», 2007. - 78 с.
52. Смолкин А.М. Методы активного обучения: Науч.-метод. Пособие. / А.М. Смолкин. - М.: Высш. шк., 2010. — 176 с.
53. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов. / Ю.Г. Татур. - М: Высшее образование сегодня, 2005. - 121 с
54. Туманова, Л. Методические рекомендации по организации проблемного обучения [Текст] / Л. Туманова, В. Харитошкин, Л. Михайлова. - М.: Просвещение, 1996. - 194 с.
55. Шаронова, С.А. Деловые игры: книга / Шаронова С.А. - М.: изд- во ЮНИТИ, 2004. - 169 с.
Нормативные акты.
56. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2016. 273-ФЗ.РФ
[Электронный ресурс]: URL: https: //fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz
(14.02.2019).
57. Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) от 28 июля 2014 г. № 832. [Электронный ресурс]. URL: http://www.suvc.ru/sites/
default/files/fgos 380201.pdf(дата обращения 19.01.2019г)
Дополнительная литература.
58. Анисовец Т.А. Экономика образования и образовательного учреждения: учебно-методическое пособие. // Т.А. Анисовец. - СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, 2012. - 180 с.
59. Муравьёва Т.В. «Экономика фирмы», Москва, 2012., электронный учебник.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ