ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗВРАСТА 10
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
педагогического сопровождения формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста 10
1.2. Особенности исследовательской умений детей старшего
дошкольного возраста 15
1.3. Педагогические условия формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста 22
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗВРАСТА 35
2.1. Состояние проблемы формирования исследовательских умений у
детей старшего дошкольного возраста в практике дошкольного образовательного учреждения 35
2.2. Реализация условий педагогического сопровождения
формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста 44
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы, их
интерпретация 54
Выводы по второй главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 73
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗВРАСТА 10
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
педагогического сопровождения формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста 10
1.2. Особенности исследовательской умений детей старшего
дошкольного возраста 15
1.3. Педагогические условия формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста 22
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗВРАСТА 35
2.1. Состояние проблемы формирования исследовательских умений у
детей старшего дошкольного возраста в практике дошкольного образовательного учреждения 35
2.2. Реализация условий педагогического сопровождения
формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста 44
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы, их
интерпретация 54
Выводы по второй главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 73
Актуальность темы исследования. В контексте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее- ФГОС ДО) перед педагогами была поставлена задача - избежать упрощения образовательной деятельности, при этом обеспечить решение важнейшей задачи стандарта - разгрузить ребенка-дошкольника. Но сделать это не за счет примитивизации содержательной стороны образовательного процесса, а за счет совершенствования формы этого процесса. Учеными доказано, что в настоящее время необходима другая система организации познавательной деятельности детей, которая должна быть ориентированной на становление исследовательской позиции ребенка в образовательном процессе, на развитие его мотивационной направленности на самостоятельный поиск, на получение новых знаний путем активного взаимодействия с миром в познавательно-исследовательской и практической деятельности. Учеными доказано, что ребенок активно познает окружающий мир, очень восприимчив к образовательному влиянию. Именно в детские годы закладываются основы активного познавательного отношения к действительности. Ребенок совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость собственных возможностей. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н.Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В.Дыбина, О.Л.Князева).
Следует отметить, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления (А.Н.Поддьяков, И.С.Фрейдкин, О.М.Дьяченко). Становление познавательных интересов (Л.М.Маневцова, Н.К.Постникова, Е.В.Боякова, М.Л.Семенова). Развитие продуктивной (Т.С.Комарова, Н.П.Саккулина, Н.А.Ветлугина) и творческой деятельности (Д.Б.Богоявленская, A.M. Матюшкин, Н.Б.Шумакова). Расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром (Л.С. Римашевская, О.В.Афанасьева). Становление элементарного планирования и прогнозирования (Л.А.Регуш, Г.И.Вергелес). Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений дошкольника и совершенствования его познавательной активности, а также является основанием для современного педагога в освоении новой образовательной культуры.
Проблема педагогического сопровождения исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста одна из самых актуальных проблем в дошкольном образовании. Чтобы избежать развития у дошкольников интеллектуальной пассивности, необходимо развивать у них продуктивные формы мышления. Чем она разнообразнее и интенсивнее, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Исследовательские умения достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.
При этом, в соответствии с новыми требованиями в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, которыми в дошкольных образовательных организациях являются воспитанники, родители (законные представители) и педагогические работники. В свою очередь, и практика дошкольных образовательных организациях ориентирует педагогов на необходимость разработки условий педагогического сопровождения формирования исследовательских умений у детей в детском саду. Данные положения доказывают актуальность заявленной нами темы на социально-педагогическом уровне.
На научно-теоретическом уровне актуальность проблемы развития исследовательских умений у детей дошкольного возраста обусловлена теоретической разработанностью данной проблемы:
-теория деятельности, которая выступает ведущим фактором развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);
-отдельные аспекты детского экспериментирования и исследовательской деятельности ( Н.Н. Поддъяков, А.Н. Поддъяков, А.И.Савенков,Г.П.
Тугушева И.Э. Куликовская, А.Е. Чистякова, О.В. Афанасьева);
-возможности организации исследовательской деятельности в детском саду ( О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир);
-проблемы психолого-педагогического сопровождения дошкольников (Э.М. Александровская, Е.И. Казакова, С.А. Козлова, О.О. Монгуш, Н.Г. Осухова, С.В. Тарасов, Л.М. Шипицына).
На научно-методическом уровне актуальность проблемы отражены в работах Л.В. Поздняк, Р.Б. Стеркиной, Е.Г. Юдиной. Они признают содержание деятельности педагога ключевым фактором в дошкольном образовательном процессе.
Вместе с тем в практике работы дошкольных образовательных организациях возможности исследовательской деятельности используются недостаточно, не уделяется достаточно внимания разработке условий педагогического сопровождения исследовательской деятельности детей.
Таким образом, можно выделить явное противоречие между достаточно полной разработкой проблемы педагогического сопровождения развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в литературе и недостаточным вниманием в практике работы педагогов.
Поиск педагогически эффективных путей разрешения данного противоречия составляет проблему исследования, которая актуальна для практики дошкольного образования.
Актуальность проблемы исследования обусловила выбор его темы: «Педагогическое сопровождение исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста».
Выбор темы определил цель, объект, предмет и задачи исследования.
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и апробировать условия педагогического сопровождения процесса формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - условия педагогического сопровождения процесса формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.
В основу исследования положена гипотеза о том, что педагогическое сопровождение процесса формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста будет успешным при обеспечении следующих педагогических условий:
1. Включение детей в различные формы детского экспериментирования, направленные на формирование исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
2. Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей формированию исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с выдвинутой гипотезой определена необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме педагогического сопровождения процесса развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить особенности исследовательских умений детей старшего
дошкольного возраста.
3.Определить критерии педагогического сопровождения формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
-основные положения деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, и др.), которые предполагают насыщение образовательного процесса формами активности, организации разнообразных видов деятельности;
-положения личностно-ориентированного подхода (Н.Я. Михайленко, А.В. Запорожец, А.С. Белкин, Л.В. Трубайчук и др.), в основе которого лежит признание индивидуальности каждого ребенка, обладающего неповторимым личностным опытом;
-основы теории коммуникации (Р.О. Якобсон, М.А. Василик, А.П. Панфилова, И.А. Зимняя, М.С. Каган,); учения о коммуникативном образовании (О.Ю.Афанасьева, Е.Ю. Никитина, и др.); о диалогической речи дошкольника (Н.К. Усольцева, А.В. Чулкова, А.Г. Арушанова, Н.В. Дурова, А.Н. Соколова, Р.А. Иванкова и др.);
-теории развития личности ребенка дошкольного возраста (Т.И. Бабаева, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, P.M. Чумичева, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Т.С. Комарова, Д.Б. Эльконин, А.Г. Гогоберидзе, М.Б. Зацепина, Л.В. Трубайчук, и др.), объясняющие закономерности развития ребенка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: общетеоретический (анализ психолого-педагогической,
научно-методической, справочно-энциклопедической литературы и нормативных документов по проблеме исследования, проектирование процесса развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста); эмпирический (изучение, анализ, обобщение опыта, наблюдение, анкетирование).
База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад № 14 третьей категории г. Миасса». В экспериментальной части принимали участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 28 человек.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (январь 2018г) - изучение, обобщение и систематизация педагогической литературы по проблеме исследования, разработка исходных позиций исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, методика опытно- экспериментальной работы.
Второй этап (февраль - ноябрь 2018гг) - проведение опытно-экспериментальной работы, выявление уровня исследовательских умений у детей, разработка и апробация методики работы. Уточнение гипотезы, обработка полученных данных.
Третий этап (декабрь 2018г) - систематизация и обобщение результата, формулировались выводы и рекомендации, оформлялись результаты исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные педагогические условия формирования исследовательских умений у детей дошкольного возраста могут быть реализованы педагогами в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:
-осуществления экспериментальной деятельности в период с января по декабрь 2018 г.;
-заочного участия автора в конференциях различного уровня: XV международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования - 2017»;
-публикации статьи «Организация образовательных ситуаций в разных видах детской деятельности» в сборнике «Материалы XV международная научно-практической конференции (г.Челябинск,16-17 марта 2017г)»;
-выступления на ГМО для педагогов г.Миасса с докладом «Применение инновационных педагогических технологий в ДОО»;
- участия воспитанников ДОО в муниципальном конкурсе проектов (г.Миасс, 21 апреля 2018г., проект «Мир звуков»);
- участия в областном открытом конкурсе проектов и учебно-исследовательских работ « Изыскатель» (2016-2018гг.)
Структура и объем работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы, включающего 66 наименований. Текст работы иллюстрирован таблицами и рисунками, отражающими основные положения и результаты.
Следует отметить, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления (А.Н.Поддьяков, И.С.Фрейдкин, О.М.Дьяченко). Становление познавательных интересов (Л.М.Маневцова, Н.К.Постникова, Е.В.Боякова, М.Л.Семенова). Развитие продуктивной (Т.С.Комарова, Н.П.Саккулина, Н.А.Ветлугина) и творческой деятельности (Д.Б.Богоявленская, A.M. Матюшкин, Н.Б.Шумакова). Расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром (Л.С. Римашевская, О.В.Афанасьева). Становление элементарного планирования и прогнозирования (Л.А.Регуш, Г.И.Вергелес). Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений дошкольника и совершенствования его познавательной активности, а также является основанием для современного педагога в освоении новой образовательной культуры.
Проблема педагогического сопровождения исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста одна из самых актуальных проблем в дошкольном образовании. Чтобы избежать развития у дошкольников интеллектуальной пассивности, необходимо развивать у них продуктивные формы мышления. Чем она разнообразнее и интенсивнее, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Исследовательские умения достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.
При этом, в соответствии с новыми требованиями в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, которыми в дошкольных образовательных организациях являются воспитанники, родители (законные представители) и педагогические работники. В свою очередь, и практика дошкольных образовательных организациях ориентирует педагогов на необходимость разработки условий педагогического сопровождения формирования исследовательских умений у детей в детском саду. Данные положения доказывают актуальность заявленной нами темы на социально-педагогическом уровне.
На научно-теоретическом уровне актуальность проблемы развития исследовательских умений у детей дошкольного возраста обусловлена теоретической разработанностью данной проблемы:
-теория деятельности, которая выступает ведущим фактором развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);
-отдельные аспекты детского экспериментирования и исследовательской деятельности ( Н.Н. Поддъяков, А.Н. Поддъяков, А.И.Савенков,Г.П.
Тугушева И.Э. Куликовская, А.Е. Чистякова, О.В. Афанасьева);
-возможности организации исследовательской деятельности в детском саду ( О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир);
-проблемы психолого-педагогического сопровождения дошкольников (Э.М. Александровская, Е.И. Казакова, С.А. Козлова, О.О. Монгуш, Н.Г. Осухова, С.В. Тарасов, Л.М. Шипицына).
На научно-методическом уровне актуальность проблемы отражены в работах Л.В. Поздняк, Р.Б. Стеркиной, Е.Г. Юдиной. Они признают содержание деятельности педагога ключевым фактором в дошкольном образовательном процессе.
Вместе с тем в практике работы дошкольных образовательных организациях возможности исследовательской деятельности используются недостаточно, не уделяется достаточно внимания разработке условий педагогического сопровождения исследовательской деятельности детей.
Таким образом, можно выделить явное противоречие между достаточно полной разработкой проблемы педагогического сопровождения развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в литературе и недостаточным вниманием в практике работы педагогов.
Поиск педагогически эффективных путей разрешения данного противоречия составляет проблему исследования, которая актуальна для практики дошкольного образования.
Актуальность проблемы исследования обусловила выбор его темы: «Педагогическое сопровождение исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста».
Выбор темы определил цель, объект, предмет и задачи исследования.
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и апробировать условия педагогического сопровождения процесса формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - условия педагогического сопровождения процесса формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.
В основу исследования положена гипотеза о том, что педагогическое сопровождение процесса формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста будет успешным при обеспечении следующих педагогических условий:
1. Включение детей в различные формы детского экспериментирования, направленные на формирование исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
2. Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей формированию исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с выдвинутой гипотезой определена необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме педагогического сопровождения процесса развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить особенности исследовательских умений детей старшего
дошкольного возраста.
3.Определить критерии педагогического сопровождения формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
-основные положения деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, и др.), которые предполагают насыщение образовательного процесса формами активности, организации разнообразных видов деятельности;
-положения личностно-ориентированного подхода (Н.Я. Михайленко, А.В. Запорожец, А.С. Белкин, Л.В. Трубайчук и др.), в основе которого лежит признание индивидуальности каждого ребенка, обладающего неповторимым личностным опытом;
-основы теории коммуникации (Р.О. Якобсон, М.А. Василик, А.П. Панфилова, И.А. Зимняя, М.С. Каган,); учения о коммуникативном образовании (О.Ю.Афанасьева, Е.Ю. Никитина, и др.); о диалогической речи дошкольника (Н.К. Усольцева, А.В. Чулкова, А.Г. Арушанова, Н.В. Дурова, А.Н. Соколова, Р.А. Иванкова и др.);
-теории развития личности ребенка дошкольного возраста (Т.И. Бабаева, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, P.M. Чумичева, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Т.С. Комарова, Д.Б. Эльконин, А.Г. Гогоберидзе, М.Б. Зацепина, Л.В. Трубайчук, и др.), объясняющие закономерности развития ребенка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: общетеоретический (анализ психолого-педагогической,
научно-методической, справочно-энциклопедической литературы и нормативных документов по проблеме исследования, проектирование процесса развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста); эмпирический (изучение, анализ, обобщение опыта, наблюдение, анкетирование).
База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад № 14 третьей категории г. Миасса». В экспериментальной части принимали участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 28 человек.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (январь 2018г) - изучение, обобщение и систематизация педагогической литературы по проблеме исследования, разработка исходных позиций исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, методика опытно- экспериментальной работы.
Второй этап (февраль - ноябрь 2018гг) - проведение опытно-экспериментальной работы, выявление уровня исследовательских умений у детей, разработка и апробация методики работы. Уточнение гипотезы, обработка полученных данных.
Третий этап (декабрь 2018г) - систематизация и обобщение результата, формулировались выводы и рекомендации, оформлялись результаты исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные педагогические условия формирования исследовательских умений у детей дошкольного возраста могут быть реализованы педагогами в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:
-осуществления экспериментальной деятельности в период с января по декабрь 2018 г.;
-заочного участия автора в конференциях различного уровня: XV международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования - 2017»;
-публикации статьи «Организация образовательных ситуаций в разных видах детской деятельности» в сборнике «Материалы XV международная научно-практической конференции (г.Челябинск,16-17 марта 2017г)»;
-выступления на ГМО для педагогов г.Миасса с докладом «Применение инновационных педагогических технологий в ДОО»;
- участия воспитанников ДОО в муниципальном конкурсе проектов (г.Миасс, 21 апреля 2018г., проект «Мир звуков»);
- участия в областном открытом конкурсе проектов и учебно-исследовательских работ « Изыскатель» (2016-2018гг.)
Структура и объем работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы, включающего 66 наименований. Текст работы иллюстрирован таблицами и рисунками, отражающими основные положения и результаты.
В ходе выполненного исследования нами была проведена теоретическая и экспериментальная работа по развитию исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста. В рамках исследования решался ряд задач.
Решая первую задачу, проанализировав психолого-педагогическую литературу, в рамках данного исследования мы придерживаем того, что исследовательские умения ребенка рассматривается нами как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
Решая вторую задачу, мы рассмотрели особенности исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста охватывают когнитивную, эмоциональную, поведенческую сферы и обеспечивают возможность развития устойчивой исследовательской активности. Своевременное и адекватное стимулирование исследовательской активности, развитие процессов познавательной деятельности детей выступают первейшим условием формирования исследовательских умений. Любознательность - ценное состояние личности, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии развития интересов детям свойственны достаточно сильные эмоции удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью.
Решая третью задачу, мы определили в качестве условий педагогического сопровождения формирования исследовательских умений следующие положения:
1. Включение детей в различные формы детского экспериментирования, направленные на формирование исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
2. Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей формированию исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
Полученные данные контрольного эксперимента показали динамику проведенного исследования. К концу опытно - экспериментальной работы в экспериментальной группе увеличилось количество детей высокого и среднего уровней соответственно на 14,4 % и 14,2 %, количество испытуемых с низким уровнем уменьшилось на 28,6 %. Сравнение результатов в экспериментальной и контрольной группах на этапах констатирующего и контрольного этапов эксперимента показывает расхождение результатов этих групп на вышеназванных этапах: на этапе констатирующего эксперимента расхождение незначительное: высокий уровень - результаты одинаковые, средний уровень - на 7,2%, низкий уровень - на 7,2%. На этапе контрольного эксперимента расхождение в результатах увеличилось: высокий - на 7,2%, средний - на 7%, низкий - на 14,2%.
Анализ полученных количественных и качественных результатов экспериментальной работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи решены, цель исследования достигнута.
Решая первую задачу, проанализировав психолого-педагогическую литературу, в рамках данного исследования мы придерживаем того, что исследовательские умения ребенка рассматривается нами как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
Решая вторую задачу, мы рассмотрели особенности исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста охватывают когнитивную, эмоциональную, поведенческую сферы и обеспечивают возможность развития устойчивой исследовательской активности. Своевременное и адекватное стимулирование исследовательской активности, развитие процессов познавательной деятельности детей выступают первейшим условием формирования исследовательских умений. Любознательность - ценное состояние личности, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии развития интересов детям свойственны достаточно сильные эмоции удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью.
Решая третью задачу, мы определили в качестве условий педагогического сопровождения формирования исследовательских умений следующие положения:
1. Включение детей в различные формы детского экспериментирования, направленные на формирование исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
2. Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей формированию исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
Полученные данные контрольного эксперимента показали динамику проведенного исследования. К концу опытно - экспериментальной работы в экспериментальной группе увеличилось количество детей высокого и среднего уровней соответственно на 14,4 % и 14,2 %, количество испытуемых с низким уровнем уменьшилось на 28,6 %. Сравнение результатов в экспериментальной и контрольной группах на этапах констатирующего и контрольного этапов эксперимента показывает расхождение результатов этих групп на вышеназванных этапах: на этапе констатирующего эксперимента расхождение незначительное: высокий уровень - результаты одинаковые, средний уровень - на 7,2%, низкий уровень - на 7,2%. На этапе контрольного эксперимента расхождение в результатах увеличилось: высокий - на 7,2%, средний - на 7%, низкий - на 14,2%.
Анализ полученных количественных и качественных результатов экспериментальной работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи решены, цель исследования достигнута.



