Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психорегуляция учебной деятельности младших подростков, страдающих хроническими соматическими заболеваниями

Работа №8173

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы214стр.
Год сдачи2006
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
628
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1: Теоретико-методологический анализ проблемы психической регуляции учебной деятельности младших подростков, страдающих хроническими заболеваниями 14
1.1. Психологические особенности развития личности подростка в контексте психосоматического заболевания 14
1.2. Личностно-деятельностный подход к психической регуляции учебной деятельности младших подростков, страдающих хроническими соматическими заболеваниями 33
1.3. Методические процедуры и организация исследования 46
Глава 2: Исследование психической регуляции учебной деятельности младших подростков, страдающих хроническими соматическими заболеваниями 57
2.1. Изучение особенностей личности подростков, страдающих хроническими соматическими заболеваниями, и психическая регуляция учебной деятельности на объективно-психологическом уровне 58
2.2. Исследование качеств личности хронически больных подростков, обеспечивающих перспективу личностного развития 87
2.3. Изучение самооценки младших подростков, страдающих хроническими соматическими заболеваниями 93
2.4. Исследование целостного механизма психической регуляции учебной деятельности младших подростков, страдающих хроническими
заболеваниями 112
Глава 3: Формирование механизма психической регуляции учебной деятельности младших подростков, страдающих хроническими заболеваниями дыхательной системы 132
2

3.1. Обоснование комплекса психолого-акмеологических средств, направленных на формирование механизма психической регуляции учебной деятельности младших подростков с хроническими заболеваниями органов дыхания 132
3.2. Разработка и апробация психолого-акмеологических средств, ориентированных на формирование механизма психической регуляции учебной деятельности младших подростков, страдающих хроническими заболеваниями дыхательной системы 136
3.3. Результаты эксперимента по формированию механизма психической регуляции учебной деятельности младших подростков с хроническими
заболеваниями дыхательной системы 152
Заключение и выводы 155
Литература 161
Приложения 186
3



В настоящее время все больший интерес психологов вызывает проблема взаимосвязи здоровья и психики. Наиболее актуально рассмотрение данного вопроса в подростковом возрасте, так как психическое и соматическое развитие учащегося способствует активному формированию его личности.
По данным Всероссийской диспансеризации, проведенной в 2002-2003 учебном году, более 50% детей имеют функциональные нарушения, 16% детей страдают хроническими заболеваниями и менее 20% детей являются здоровыми. При этом ежегодно отмечается рост детской заболеваемости. По данным анализа заболеваемости за 2003 г. среди учащихся 5-6 классов средних школ г. Владимира, лишь 12 % детей являются здоровыми, 58 % школьников имеют функциональные нарушения и 30 % являются хронически больными. Как следствие, возникает проблема нахождения оптимальных путей развития и обучения соматически больных детей в образовательных учреждениях, так как именно хронические соматические заболевания создают условия для появления ряда нарушений в развитии личности ребенка, особенно в подростковом возрасте. Вероятно, это связано с ограничением возможности контакта больного ребенка с физически здоровыми сверстниками, которое может привести к снижению уровня мотивации, самооценки и «уходу в себя».
Все физиологические и психические функции организма человека представляют собой неразрывное целое, то есть любую психическую реакцию сопровождают более или менее выраженно физиологические реакции, и наоборот. Исследование качеств и особенностей личности подростков, страдающих хроническими соматическими заболеваниями, позволит выявить механизмы психической регуляции учебной деятельности и поведения учащихся, что обусловит создание оптимальных условий для обучения и развития подростков. И более, влияя на определенные структурные компоненты механизма психической регуляции учебной

деятельности, возможно изменение отношения больного ребенка к болезни и дальнейшее выздоровление.
В основе психосоматического заболевания лежит реакция на эмоциональное переживание, сопровождающееся функциональными изменениями и, как правило, патологическими нарушениями в определенных органах. Соответствующая предрасположенность может влиять на выбор поражаемого органа или системы. Наиболее четко прослеживается связь между эмоциональными процессами и функционированием сердечно¬сосудистой и дыхательной систем.
Факторами возникновения соматических заболеваний является наличие соответствующих изменений во внутренних органах, адаптивные возможности которых резко снижены, что сопровождается ростом психического напряжения. При длительной психической нагрузке происходит постепенное истощение нервной системы, а вместе с тем и снижение активности личности, которое отражается на степени ее включенности в деятельность. Следствием этого является снижение продуктивности человека. Все это может привести к снижению мотивации и формированию неадекватной самооценки. В результате встает вопрос, связанный с выяснением влияния ситуации болезни на психическое развитие ребенка и формирование его личности.
По мнению ряда исследователей (Ф. Александер, Ф. Данбар, К,Ясперс и др.), для всех психосоматических личностей в той или иной степени характерно общее: ущемленность, обостренность чувства достоинства, эгоцентричность, сужение интересов, ограниченность и искажение иерархии ценностей, целей и потребностей, что проявляется в неадекватности притязаний, снижении уровня мотивации и активности деятельности индивида.
Соматически больные дети вследствие ситуации болезни отличаются от здоровых сверстников особенностями физического и психического развития. При этом развитие соматически больного ребенка не замедлено, а является

качественно иным. По мнению ряда исследователей (Братусь Б.С., Зейгарник Б.В., Николаева В.В.), субъективно тяжелое соматическое заболевание качественно меняет социальную ситуацию развития ребенка: меняется объективное место, занимаемое им в жизни (в силу изменения его возможностей и ограничения контактов с другими людьми), внутренняя позиция по отношению к себе и окружающей действительности, что влечет за собой изменение личности. У соматически больных детей заметно меняется отношение к окружающему миру, наблюдаются изменения в развитии самосознания, в динамике познавательной деятельности. Подобные изменения в развитии отражаются на уровне осознания ребенком состояния здоровья и развитии уверенности в себе. Данные изменения наблюдаются в большей мере в подростковом периоде.
Анализ научной и научно-практической литературы обнаружил недостаточное количество данных об индивидуально-психологических особенностях личности подростков в условиях различной соматической патологии, в частности, об особенностях психической регуляции учебной деятельности. В работах К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Быкова,
О.В.Дашкевича, В.А. Зобкова, В.А. Иванникова, О.А. Конопкина, А.К. Осницкого, В.Э. Чудновского, Т.И. Шульга и др. раскрываются вопросы психорегуляции учебной деятельности учащихся. При этом не исследован механизм психорегуляции учебной деятельности хронически больного подростка. Это обусловило выбор темы исследования: «Психорегуляция учебной деятельности младших подростков, страдающих хроническими соматическими заболеваниями». Таким образом, перед нами стояла задача проведения комплексного исследования, направленного на выявление качеств и особенностей личности и деятельности подростков, страдающих хроническими соматическими заболеваниями, на определение структуры механизма психорегуляции учебной деятельности таких подростков, на основании чего возможна разработка психолого-педагогической программы

по коррекции личности и деятельности учащихся, а также отношение к себе и болезни.
Объект исследования: учебная деятельность подростков, страдающих хроническими соматическими заболеваниями.
Предмет исследования: качества и особенности личности подростков, страдающих хроническими соматическими заболеваниями, участвующие в психической регуляции учебной деятельности: мотивация, самооценка, система качеств личности, характеризующих эмоциональную, волевую, коммуникативную, интеллектуальную сферу.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретическое изучение качеств и особенностей личности младших подростков, страдающих хроническими соматическими заболеваниями, позволяет говорить об определенной специфике не только их физического, но и психического развития. Необходимо отметить, что хронические заболевания в подростковом возрасте сопровождаются качественно иным формированием личности, так как именно в этот период происходит основное становление ребенка как личности, а движущей силой этого развития является собственная деятельность ребенка по овладению действительностью, опосредованная его отношениями с взрослыми. Несоответствие психических и физических возможностей ребенка школьным требованиям влечет за собой его болезненное отношение к окружающим, возникновение внутреннего психологического конфликта, потерю учебной мотивации, снижение познавательной активности. Серьезное и длительное соматическое нарушение приводит к общим стойким изменениям внутреннего мира ребенка и всего его психического облика и является одной из причин школьной дезадаптации. В связи с этим проблема изучения механизма психической регуляции учебной деятельности младших подростков, страдающих хроническими соматическими заболеваниями, приобретает особую практическую значимость, которая обусловлена возможностью оптимизировать процесс учебной деятельности таких детей. Требуемый результат в работе с данным контингентом учащихся может быть достигнут в результате внедрения специальных методов коррекции, которые позволят изменить отношение подростков к себе, к деятельности, к болезни, и будут способствовать их выздоровлению.
В ходе проведенного теоретического и практического исследования был изучен механизм психической регуляции учебной деятельности младших подростков, страдающих хроническими соматическими заболеваниями, и выявлено качественное своеобразие индивидуально¬типических особенностей их личности.

Использование экспертных оценок и анализ литературы позволили выявить и оценить объективные проявления учебной деятельности хронически больных подростков. Для получения более полной картины психорегуляционного механизма были использованы психодиагностические методики, направленные на всестороннее изучение личности младших подростков, страдающих хроническими соматическими заболеваниями.
Изучение объективных и субъективных компонентов психической регуляции учебной деятельности таких учащихся и их взаимосвязей позволило выявить психологические особенности детей с различной патологией: младшие подростки, страдающие хроническими заболеваниями дыхательной системы; младшие подростки, страдающие хроническими заболеваниями, не сопровождающимися нарушением дыхания; младшие подростки, предрасположенные к развитию хронических заболеваний дыхательной системы.
Информация о структуре психической регуляции учебной деятельности младших подростков, страдающих хроническими соматическими заболеваниями, была получена с помощью корреляционного и факторного анализа.
Результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента были использованы при разработке комплекса психолого-акмеологических средств, направленного на формирование оптимального механизма психической регуляции учебной деятельности младших подростков, страдающих хроническими заболеваниями дыхательной системы. Для обеспечения высокой результативности формирующего эксперимента были созданы экспериментальная и контрольная группы. Для работы экспериментальной группы были обеспечены определенные условия: психологические, социальные и организационные. В ходе эксперимента использовались релаксационные техники, дыхательные упражнения, комплекс упражнений в условиях водной среды, тренинговые упражнения, направленные на гармонизацию и обогащение эмоциональной сферы

подростка, групповые занятия по формированию коммуникативных способностей, работа с родителями учащихся.
Сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп позволило сделать вывод, что разработанный нами комплекс по развитию личности и деятельности младших подростков, страдающих хроническими заболеваниями дыхательной системы, эффективна. На данный факт указывает улучшение объективных показателей учебной деятельности у учащихся экспериментальной группы по сравнению с контрольной, где изменения были не значительны.
В дальнейшем нашем исследовании будет обращено внимание на проблему взаимосвязи социальной ситуации развития, семейного воспитания, психосоматического заболевания и психической регуляции учебной деятельности младших школьников и учащейся молодежи.
Ниже приведены выводы, сформулированные по итогам исследования, подтверждающие гипотезу нашего исследования:
1. Особенности личности младших подростков, страдающих хроническими соматическими заболеваниями, представлены следующими основными характеристиками: снижение уровня мотивации и активности деятельности, формирование неадекватной самооценки, неуверенность в себе, повышенная тревожность.
К основным личностным чертам детей с хроническими заболеваниями органов дыхания относятся: несформированная или заниженная самооценка, повышенная тревожность, блокирование эмоций, несформированность собственной системы ценностей, зависимость от лиц значимого окружения, от мнения окружающих.
Для учащихся с хроническими заболеваниями без нарушения дыхания свойственны такие личностные качества как высокая эмоциональная чувствительность, напряженность, эмоциональная неустойчивость, неуверенность, тревожность, сниженная целеустремленность, безынициативность.

Подростки, предрасположенные к развитию хронических заболеваний дыхательной системы, имеют следующие личностные особенности: эмоциональная устойчивость, уверенность в себе. При этом такие дети готовы к успешному выполнению деятельности, но в процессе ее выполнения они неактивны и неторопливы, что оказывает негативное влияние на конечный результат.
Наличие указанных характеристик личности таких детей, на наш взгляд, снижает их социальную активность и успешность в различных видах деятельности.



1. Аболин Л.М. Методики изучения эмоций в спорте. - Казань: КГУ, 1985. - С.28-34.
2. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - 240с.
3. Абрамова Г. С., Юдиц Ю. А. Психология в медицине. — М.: Кафедра¬М., 1998.- 178с.
4. Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности // Психологический журнал. - 1983. - Т.4. -№1. - С. 14-29.
5. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М., 1991. - 299с.
6. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности // Психологический журнал. - 1985. - Т.6. - №5. - С.3-18.
7. Абульханова-Славская К.А., Александров Ю.И., Брушлинский А.В. Комплексное изучение человека // Вестник гуманитарного научного фонда - М., 1996. - №8.
8. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. - 335с.
9. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности: (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избр. психол. труды / К.А. Абульханова. - М., 1999. - 216с.
10. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. -М., 1981.-385с.
11. Адаптированный модифицированный вариант личностного вопросника Р. Кеттелла // Методические рекомендации. - М., 1985. - 33с.
12. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение. — М.: Эксмо, 2002. - 489с.
13. Аммон Г. Психосоматическая терапия. — СПб.: Речь 2000. - 560с.
14. Ананьев Б.Г. Введение в психологию здоровья. - СПб., 1998. - 232с.

15. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Избранные психологические труды. В 2-х т. - М.: Педагогика, 1980. - Т.2. - С.103-128.
16. Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера // Избранные психологические труды: В 2 т. - М.: Педагогика, 1980. - Т.2. - С.52-82.
17. Ананьев Б.Г. Становление системы человекознания // Избранные психологические труды: В 2 т. - М.: Педагогика, 1980. - Т.1. - С. 17-55.
18. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977. -215с.
19. Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика//Вопросы психологии. - 1968. - №4. - С.56-78.
20. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - JL: Изд. Ленингр. ун-та, 1969.-340 с.
21. Анастази Л. Дифференциальная психология. - М., 2001. - 752с.
22. Анастази Л. Психологическое тестирование: В 2 кн.: Кн.1. - М.: Педагогика, 1982. - 320с.; Кн.2. - М.: педагогика, 1982. - 336с.
23. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональных систем: Избр. тр. - М., 1978.
24. Антропов Ю.Ф. Психосоматические расстройства у детей и подростков. - М.: Речь, 1997. - 241с.
25. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. - СПб.: Речь, 2002. - 560с.
26. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков,- М.: Изд-во Института психотерапии, Изд-во НГМА, 2000. - 320с.
27. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. - М., 1981. - С.3-19.
28. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. - 1995. - № 1. - С. 3-19.
162

29. Анцыферова Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности // Вопросы психологии. - 1978. - №1. - С.37-50.
30. Анцыферова Л.И. Системный подход к изучению формирования и развития личности / Отв. ред. Е.В. Шорохова. - М.: Наука, 1982. - С.140-147.
31. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: 1976.- 158с.
32. Асеев В.Г. О диалектике детерминации психологического развития //Принцип развития в психологии. - М., 1979. - С.21-38.
33. Асеев В.Г. Проблемы мотивации и личность // Теоретические проблемы психологии личности. - М., 1974. - С.122-145.
34. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М., 1984.- 104с.
35. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. - М., 1986. - 342с.
36. Бабаева О. Д. Проблема психологического анализа проблемы постановки задачи. — В кн.: «Искусственный интеллект» и психология». — М., 1976. — С.95-113
37. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990. - 367с.
38. Байкова И.А. Психосоматические расстройства (классификация, клиника, диагностика, лечение). - Минск, 1999. - 290с.
39. Бассин Ф.В., Прангишвили А.С., Шерозия А.Е. Роль неосознаваемой психической деятельности в развитии и течении соматических клинических симптомов //Бессознательное: природа, функции, методы исследования. — Тбилиси, 1978. - Т. 2. - С. 195—215.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ