ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста 9
1.1. Исследование проблемы формирования навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической
литературе 9
1.2. Особенности формирования навыков безопасного поведения у детей
старшего дошкольного возраста 15
1.3. Психолого-педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста основам безопасного поведения 32
Выводы по первой главе 41
Глава 2. Опытно-экспериментальная деятельность по формированию основ безопасного поведения на улице у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы 45
2.1. Определение уровня сформированности представлений о безопасном
поведении на улице у детей старшего дошкольного возраста 45
2.2. Реализация условий приобщения детей старшего дошкольного возраста
основам безопасного поведения 50
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию
навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста 65
Выводы по второй главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
Приложения
Актуальность исследования. В настоящее время в общественном сознании уже обозначился обобщенный образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный, творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема формирования безопасного поведения в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности - первостепенные задачи нашей страны. «Стратегический приоритет политики в сфере детства - это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни», - подчеркнуто Президентом РФ в послании Федеральному Собранию.
С 1 января 2014 года вступил в силу «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» приказ от 17.10.2013 года №1155 [1]. В соответствии с требованиями к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему изменились и подходы к развитию детей. Остро встает вопрос о необходимости поиска оптимальных путей формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Появляются новые источники опасности, накапливаются знания, обогащается культура. Поскольку культура и образование идут рядом, образование должно быть проводником в мир культуры, особенно - основ безопасного поведения через произведения художественной литературы.
Анализ исследований показывает, что в качестве специфического компонента образования, который направлен на подготовку человека к безопасному существованию в окружающей среде, должен выступать опыт безопасного поведения, как составляющая часть опыта личности (Э.Т. Антюхин, Л.С. Выготский, Е.Н. Ермакова, Н.В. Коломеец, Н.Ю. Марчук, С.В. Петерина, М.А. Фесенко, О.В. Черемшенцева и др.). Поэтому изучать правила поведения и меры безопасности в различных жизненных ситуациях целесообразно начинать еще в дошкольном возрасте.
Среди задач дошкольной образовательной организации в русле данной проблемы - организация образовательной деятельности, нацеленной на формирование у дошкольников культуры безопасности, рассматриваются образовательной областью социально-коммуникативное развитие в соответствии с ФГОС ДО.
По мнению исследователей (М.В. Матюхина, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, А.М. Столяренко и др.), дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей, нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном этапе.
Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей. Главная цель по формированию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них на примерах героев произведений художественной литературы. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
В связи с актуальностью исследования были определены противоречия:
- между имеющимися потенциальными возможностями в формировании навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью педагогических условий, необходимых для реализации этих возможностей;
- социальным заказом общества на выполнение образованием функций, связанных с воспитанием сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, безопасности окружающих и неполнотой педагогических знаний для осуществления этих функций.
Выявленные противоречия позволили выделить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста?
Тема исследования: «Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретическое обоснование и реализация педагогических условий формирования навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения.
Гипотеза исследования: формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста будет проходить более эффективно при реализации следующих условий:
- повышение компетентности педагогов по проблеме формирования безопасного поведения у дошкольников;
- создание предметно-пространственной развивающей среды, отвечающей современным требованиям и задачам формирования безопасного поведения детей, обеспечивающей эффективность образовательного процесса;
- совокупность форм, методов и средств, направленная на формирование безопасного поведения детей» обеспечивающая успешное решение задач образовательного процесса;
- взаимодействие дошкольного образовательного Учреждения и семьи, направленное на формирование безопасного поведения.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить педагогические условия формирования навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать методические рекомендации для педагогов ДОО по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения.
Методологической основой исследования является:
- теория об основах безопасности ребенка старшего дошкольного возраста, согласно которой безопасность жизни ребенка является ценностью личности, а его сбережение - целью образования (Н.Н. Авдеева, Э.Т. Антюхин, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Н. Сулла);
- теоретические концепции, позволяющие определить «основы безопасности» как часть образования дошкольника, сочетающий в себе знания, умения и навыки по основам безопасного поведения (В.Е. Анофрикова, С.А. Бобок, М.Н. Дудко, М.Д. Маханева).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- теоретические методы (анализ, сравнение, обобщение, систематизация);
- эмпирические методы (наблюдение, беседа, опрос, эксперимент).
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №3 «Светлячок» муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан. Юридический адрес: Республика Башкортостан, город Учалы, улица Маяковского, 100.
Этапы исследования:
На первом этапе (май-август 2018 года) - поисково-теоретическом - осуществлялись изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы, изучение теоретического и практического уровней разработанности данной проблемы. Полученный материал позволил сформулировать рабочую гипотезу, определить цель, задачи и предмет исследования.
На втором этапе (с сентября 2018 года по ноябрь 2018 года) проведен констатирующий эксперимент, позволивший выявить состояние знаний, умений и навыков детей по теме исследования и потенциальные возможности педагогических условий в дошкольном учреждении по формированию основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста; проведен формирующий педагогический эксперимент, во время которого апробировались условия формирования основ безопасного поведения в дошкольном учреждении; созданы методические рекомендации педагогических условий, обеспечивающие формирование основ безопасного поведения в образовательном пространстве дошкольного учреждения.
На третьем этапе (ноябрь 2018 года) - контрольном - осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление и анализ полученных результатов исследования и их эффективность, оформление разработанных в исследовании теоретико-методических положений, анализ результатов исследования, полученных на предыдущих этапах, систематизация и обработка материалов, оформление их в виде выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложены методические рекомендации по формированию навыков безопасного поведения у детей старшего возраста. Практический материал, предложенный в работе, может представлять интерес для работников дошкольных образовательных организаций, родителей, студентов педагогических ВУЗов.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.
Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.
Анализ исследований показывает, что в качестве специфического компонента образования, который направлен на подготовку человека к безопасному существованию в окружающей среде, должен выступать опыт безопасного поведения, как составляющая часть опыта личности (Э.Т. Антюхин, Л.С. Выготский, Е.Н. Ермакова, Н.В. Коломеец, Н.Ю. Марчук, С.В. Петерина, М.А. Фесенко, О.В. Черемшенцева и др.).
Считается необходимым создать психолого-педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей. Так, ряд педагогов и психологов считают, что вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста нуждаются в планомерной и систематической деятельности взрослых, направленных на воспитание безопасности жизнедеятельности детей, носит профилактический характер формирования адекватного поведения в экстремальных ситуациях и является важным условием подготовки ребёнка к безопасному существованию в окружающей среде (Н.Н. Авдеевой, К.Ю. Белой, З.С. Дмитренко, О.Л. Князевой, Н.Ю. Марчук, Р.Б. Стеркиной, М.А. Фисенко и др.).
Взаимодействие педагогов МАДОУ, родителей, сотрудников ГИБДД позволило внести существенный вклад в накопление опыта безопасного поведения детей. Необходимыми условиями для этого являются: мотивационная и методическая готовность воспитателя к такой работе, активная поддержка со стороны семьи, тесное сотрудничество педагогов и родителей по передаче ребёнку способов безопасного поведения, совпадение позиций и единство требований в семье и детском саду. Позиция взрослых в процессе обучения должна изменяться в зависимости от опыта и знаний ребенка. Эти изменения идут от обучающей позиции к позиции равного партнера, а затем к созданию условий для применения ребенком полученных знаний. Такая система обеспечивает активность ребенка, осознание им своих возможностей и возрастания его самостоятельности. Значит, она должна проводиться всегда, постоянно, а не время от времени. В результате исследования была подтверждена гипотеза: формирование навыков
безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста в МАДОУ Детский сад №3 «Светлячок» МР Учалинский район Республики Башкортостан при реализации следующих условий:
1. Повышение компетентности педагогов по проблеме формирования безопасного поведения у дошкольников.
5. Создание предметно-пространственной развивающей среды, отвечающей современным требованиям и задачам формирования безопасного поведения детей, обеспечивающей эффективность образовательного процесса.
6. Совокупность форм, методов и средств, направленная на формирование безопасного поведения детей»! обеспечивающая успешное решение задач образовательного процесса.
7. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи, направленное на формирование безопасного поведения.
Опыт работы позволяет сделать выводы о том, что система планирования по основам безопасного поведения детей способствует формированию чувства безопасности у детей, осознанию ребёнком ценностей здоровья и жизни человека, формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, расширению и систематизации знаний детей о правильном поведении при контакте с незнакомыми людьми, закреплению у детей знаний о правилах поведения на улице, дороге, транспорте, развитию основ экологической культуры ребенка, и понятия о ценности природы, предупреждению детского травматизма, развитию самостоятельности и ответственности.
Раннее включение ребенка в ситуации осознанного проживания опасных ситуаций, вооружение необходимыми знаниями по распознанию опасности и умениями выйти из нее с наименьшим вредом для себя и своего здоровья и в конечном результате помогут сберечь жизнь и здоровье маленьких граждан России.
Анализ данных констатирующего и заключительного этапов эксперимента показал, что результаты обследования навыка безопасного поведения распределенного по уровням и рассчитанного в процентах средних показателей исследуемых групп для опытно-экспериментальной группы составил в конце эксперимента 64,4%, а в начале этот процент составлял всего 43,5%.
Для контрольной группы составил 56,6% в конце эксперимента, а вначале он был: 46,6%. Данные цифры позволяют утверждать, что планомерная и систематическая работа по формированию основ безопасного поведения позволит повысить знания, умения и навыки детей дошкольного возраста по формированию безопасного поведения.
1. Авдеева Н.Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.: Просвещение 2007. - 285 с.
2. Авдеева Н. Н., Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина - СПб.; «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. - 144с.
3. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа / Н.В. Алешина. Издательство УЦ «Перспектива». 2012. - 212 с.
4. Антюхин Э. Т. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности: Основы безопасности жизни / Э.Т. Антюхин, М.Н. Сулла //Дошкольное воспитание -2007, №5 - 34-37 с.
5. Безопасность жизнедеятельности / Под ред. В.Е. Анофрикова, С.А. Бобок, М.Н. Дудко. - М., 1999, с. 45.
6. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева. - М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2007. - 328 с.
7. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. / К.Ю. Белая. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2016. - 64 с.
8. Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. / К.Ю. Белая. - М.: Школьная пресса, 2010. - 48 с.
9. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. - М., 2000.
10. Боряева Л.Б. Азбука дорожного движения / Л.Б. Боряева, В.Л. Жевнеров, Е.В. Загребаева. - М.: Дрофа, 2007. - 77 с.
11. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников / Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.Н. Васильева, Н.В. Новотворцева. - Ярославль: Академия развития, 2011. - 204 с.
12. Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице: Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дороге и правилам дорожного движения / Л.А. Вдовиченко - СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2011. - 96 с.
13. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед. институтов / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др. - М.: Просвещение, 2002.
14. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства / Л. Волошина. // Дошкольное воспитание. - 2004. - №1.
15. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Кн. для воспитателя дет. сада / Н.А. Ветлугина, Р.С. Буре, Т.И. Осокина и др.; Под ред. Л.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 2007.
16. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте/ Л.С. Выготский// Умственное развитие детей в процессе обучения: Сборник статей. - М.-Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 2005. - 136 с.
17. Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. / Т.П. Ганышева. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
18. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга: книга для воспитателя детского сада / Под редакцией В.И. Логиновой/. - М., 2002.
19. Данилова Т.И. Программа «Светофор». / Т.И. Данилова Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. - СПб.: издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. - 208 с.
20. Денисов В.В., Денисова И.А. Безопасность жизнедеятельности. / В.В. Денисова, И.А. Денисова. - М., 2003, с. 533.
21. Деркунская В.А., Гусарова Т.Г., Новицкая В.А., Римашевская Л.С. Образовательная область «Безопасность». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / науч. ред.: А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
22. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. - СПб.: Питер, 2014. - 230 с.
23. Дмитриенко З. С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры / З.С. Дмитренко. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
24. Добрушин А.Д. Учебное пособие по изучению основ правил дорожного движения /А.Д. Добрушин - СПб.: Питер, 2009. - 330 с.
25. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир / О.В. Дыбина. Программа и методические рекомендации. - М., 2005.
26. Занятия по правилам дорожного движения / Под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. - М., 2009.
27. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3-7 лет. / Т.Ф. Саулина. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 112 с.
28. Иванов А. Как неразлучные друзья дорогу переходили. Азбука безопасности / А. Иванов - М.: АСТ-ПРЕСС, 1976. - 96 с.
29. Извекова Н.А. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова, А.Б. Федотова - М.: ТЦ Сфера 2005. - 64 с.
30. Калашникова О.В. Праздники в детских садах и школах. Путешествие в страну дорожных знаков / О.В. Калашникова - М.: Учитель 2006. - 70 с.
31. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С.А. Козлова //Дошкольное воспитание. 2001. № 9. С. 98-104.
32. Коломеец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры / Н.В. Коломеец. - Волгоград: Учитель, 2015.
33. Кудрявцев В.Т., Бузина М.В. СанПиН: документ и реалии жизни //
Дошкольное воспитание. 2007. №7. С. 6.
34. Курочкина И.В. О культуре поведения и этикете / И.В. Курочкина // Дошкольное воспитание. 2003. №11. С. 61-65.
35. Марчук Н.Ю., Пестова И.В., Дильмиева Т.Р. Методические материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей и подростков /. - Екатеринбург: ГБОУ СО ЦППРиК «Ладо», 2014. - 52 с.
36. Мошкин В. Цели воспитания культуры безопасности // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2004. №3. - с. 38.
37. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. / В.С.Мухина - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 456 с.
38. ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий в 2-х частях. Сост. Фисенко М.А.- Волгоград: ИТД «Корифей». 2007. - 80 с.
39. Основы безопасности для детей 5-8 лет. / Шорыгина Т.А. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 80 с.
40. Остафьева И.Е. Осторожно, дорога! / И.Е.Остафьева // Растем вместе. 2004. №9. С. 12.
41. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников / Л.Ф. Островская. - М., 2007. - с. 143.
42. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников / Л.Ф. Островская. - М., 2000.
43. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М .: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
44. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада / С.В. Петерина. - М.: Просвещение, 2006. - 96 с.
45. Пидручная С.И. Детям о безопасности дорожного движения / С.И. Пидручная // Дошкольное воспитание. 2007. №7. С. 122.
46. Полынова В.К., Дмитриенко З.С. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры». СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012 г.
47. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. М., 2006. С. 465-471.
48. Сантеева Т.А. Безопасность детей и взрослых // Управление дошкольным образованием. - 2004. - №3. - с.44.
49. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора: / Т.Ф. Саулина. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. - М., 2008.
50. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. - М., 1999, с.170.
51. Телегина Т.С. КВН «Моя безопасность» / Т.С. Телегина Дошкольное воспитание. 2005. №10. С. 65.
52. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга: Книга для воспитателя детского сада: Из опыта работы / В.А. Добрякова, Н.В. Борисова и др.; Составитель Т.Ф. Саулина. - М., 2009.
53. Черемшенцева О.В. «Основы безопасного поведения дошкольников», Волгоград: Издательство «Учитель», 2012 г.
54. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам
/ С.Н.Черепанова. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. - 84 с.
55. Черныш И.В. Энциклопедия выживания. - М., 2002.
56. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет / Т.А. Шорыгина - М., ТЦ Сфера, 2014. - 80 с.
57. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей. - М., 2003.
58. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности / Т.А.Шорыгина. - М., 2009.
59. Энциклопедия юридической психологии. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. / Под общей редакцией профессора А.М. Столяренко. 2003.
60. Юдина О.О. «Уроки вежливости». / О.О.Юдина // Д/в №4 - 2008.
61. Якупов А.М. О философии опасности /А.М. Якупов / Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: Межвузовский сборник научных и учебно-методических трудов /Под. ред. А.А. Михайлова. - ШУЯ: ГОУ ВПО «ШГПИ», 2005. - 30 с. - С. 26-28.
Интернет-ресурсы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования приказ от 17.10.2013 года №1155 [Электронный ресурс], - Режим доступа:http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobmauki-rossii-ot-17102013-П-1155/
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция), статья № 44, - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/