Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекта проблемы исследования 6
1.1. Понятие и структура когнитивно-коммуникативных умений 6
1.2. Специфика когнитивного и коммуникативного развития детей
младшего школьного возраста
Вывод по 1 главе 20
Глава 2. Практический аспект исследования 21
2.1. Задачи и содержание исследования. 21
2.2. Результаты исследования и их анализ. 25
2.3. Программа внеурочной деятельности. 30
Выводы по 2 главе 54
Заключение 55
Список литературы 57
Приложение
Когнитивно-коммуникативное развитие младших школьников — на сегодняшний день является достаточно актуальной проблемой, так как уровень развития когнитивно-коммуникативной сферы ребенка влияет в первую очередь на результативность обучения детей. А также на процесс социализации и развития личности ребёнка в целом. Практически все навыки формируются в деятельности, а когнитивно-коммуникативные навыки формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и непосредственно во внеурочной деятельности.
Актуальность проблемы когнитивно-коммуникативного развития младших школьников во внеурочной деятельности подтверждается рядом государственных документов, таких как ФГОС НОО, который ставит перед учительством задачу формирования «универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, это связанно с тем, что они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся» [1].
Интерес к изучению проблемы когнитивно-коммуникативного развития младших школьников проявляли многие учёные, психологи и педагоги, такие как Л.С. Выготский, Н.Ф. Букатов, К.Д. Ушинский, И.В. Баценко Е.А. Ганаева, А.В. Бурова, А.А. Зайченко, Л.В. Лелеп, Е.А. Мелёхина, В.Г. Шабаев. И.А. Шеиной и др.
Актуальность проблемы когнитивно-коммуникативного развития младших школьников во внеурочной деятельности позволила установить противоречие между значительным потенциалом когнитивно-коммуникативного развития детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью на сегодняшний день методического сопровождения данного процесса во внеурочной деятельности.
Анализ актуальности и противоречий определили проблему исследования: каким должно быть содержание программы внеурочной деятельности, направленной на когнитивно-коммуникативное развитие младших школьников.
Актуальность, значимость и недостаточная разработанность рассматриваемой проблемы определили выбор темы исследования: «Когнитивно-коммуникативное развитие младших школьников во внеурочной деятельности».
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать программу внеурочной деятельности, направленную на когнитивно-коммуникативное развитие у младших школьников.
Объект исследования - процесс когнитивно-коммуникативного развития у младших школьников.
Предмет исследования - внеурочная деятельность как средство когнитивно-комуникативного развития младших школьников.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать сущность когнитивно-комуникативных умений.
2. Выявить особенности когнитивно-коммуникативного развития у младших школьников.
3. Провести экспериментальное исследование уровня когнитивно-коммуникативного развития младших школьников и проанализировать его результаты.
4. Разработать программу внеурочной деятельности, направленную на когнитивно-коммуникативное развитие младших школьников.
Экспериментальная база исследования: МАОУ «СОШ №98 г. Челябинска». В эксперименте принимали участие учащиеся 2А класса в количестве 21 человек.
Практическая значимость исследования: разработанная нами программа внеурочной деятельности, направленная на когнитивно-коммуникативного развития младших школьников во внеурочной деятельности, может быть использована в практике работы учителя начальных классов.
Целью нашего исследования теоретически обосновать и разработать программу внеурочной деятельности, направленную на когнитивно-коммуникативное развитие у младших школьников.
Для достижения поставленной цели нам было необходимо решить ряд определенных задач.
В рамках решения первой задачи нами был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Так же мы проанализировать сущность когнитивно-комуникативных умений. За основу понятия мы приняли, понятие И.А. Шеиной, предлагающей трактовать их как совокупность: 1) умений, связанных с извлечением и сообщением
информации; 2) умений, связанных с анализом и оценкой информации; 3) коммуникативно-поведенческих стратегий как результата принятия определенных решений в ходе анализа и оценки получаемой информации.
В рамках решения второй задачи мы изучили и выявили особенности когнитивно-коммуникативного развития у младших школьников.
Особенности развития ощущений младших школьников. Ко времени обучения детей в школе анализаторы вполне сформировались, но их развитие продолжается и в школьном возрасте. Речевой слух особенно развивается в первые годы обучения в школе.
Особенности развития восприятия младших школьников. В младшем школьном возрасте наблюдения детей отличаются некоторой поверхностностью и недостатком целенаправленности.
Особенности развития внимания младших школьников. Преобладающим видом внимания младшего школьника в начале обучения является непроизвольное внимание.
Особенности развития памяти младших школьников. В младшем школьном возрасте память претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности.
Особенности развития речи младших школьников. Младший школьник начинает овладевать произвольной, активной, программированной, коммуникабельной и монологической речью.
Особенности развития мышления младших школьников. Мышление ребенка младшего школьного возраста переходит от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
Развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста. Высокая форма общения учеников между собой и с учителем, являться важнейшим фактором развития познавательной и коммуникативной активности учащихся.
Нами было организованно изучение когнитивно-коммуникативного развития дети младшего школьного возраста, для этого был проведён эксперимент на базе МАОУ «СОШ №98 г.Челябинска». В исследовании приняли участие учащиеся 2 «А класса» в количестве 20 человек в возрасте 8 - 9 лет. Анализ методик помог сделать вывод о том, что когнитивно-коммуникативное развитие дети младшего школьного возраста в основном находится на среднем уровне.
На основе данных выводов нами была разработана программа внеурочной деятельности. Данная программа рассчитана на когнитивно-коммуникативное развитие дети младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]: федеральный закон. - М: Проспект, 2015 - 160 с.
2. Авдулова, Т.П. Диагностика и развитие моральной компетентности личности младшего школьника. Учебное пособие / Т.П. Авдулова, О.В. Гребенникова. - М.: Владос, 2014. - 160 с.
3. Арефьева, О. М. Технология формирования коммуникативных универсальных учебных умений у учащихся / О.М. Арефьева // Мир образования - образование в мире. - 2011. - № 1. - 116-123с.
4. Болотова, А.К. Психология развития / А.К. Болотова. - М.: ЧеРо, 2013. - 524 с.
5. Блонский, П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский.- Воронеж: Феникс, 2013. - 186 с.
6. Бурова, А.В. Основы общей психологии [Текст]: курс лекций для
студентов, обучающихся по специальностям: 031000 Педагогика и
психология, 030301 Психология / А. В. Бурова; М-во образования и науки РФ, Астраханский гос. ун-т. - Астрахань: Астраханский ун-т, 2013. - 216 с.
7. Бакулина, Г. А. Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка / Г.А. Бакулина, Е.А. Обухова, Н.В. Дембицкая. - М.: Владос, 2006. - 216 с.
8. Дереклеева, Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе./ Н.И. Дереклеева. -М.: Москва, 2015 г, с.196.
9. Зак, А.З. Интеллектика. Систематический курс формирования универсальных учебных действий в 1-4 классах. / А.З. Зак. - М.: Интеллект- Центр, 2013. - 768 с.
10. Ивашкина, Л.А. Диагностика развития универсальных учебных действий младших школьников на предметном материале: математика. ФГОС / Л.А. Ивашкина. - М.: Планета, 2015. - 654 с.
11. Казначеева, С.А. Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников: описание опыта, конспекты уроков. 1-6 классы / С.А. Казначеева. - М.: Учитель, 2009. - 564 с.
12. Клюева, Н.В. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.В. Клюева. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010. - 400 с.
13. Кузнецова, Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л.В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 1988. - 224 с.
14. Лалаева, Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. - М.: Союз, 2003. - 224 с.
15. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. / А.А. Люблинская. - М.: Изд-во «Просвещение», 2011. - с. 114-121
16. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. / А.Г. Маклаков. - СПб.: 2014. - 592 с.
17. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М.: Академа, 2012. - 426 с.
18. Мякишева, Н.М. Личностные особенности развития интеллектуально одаренных младших школьников / Н.М. Мякишева. - М.: Прометей, 2011. - 852 с.
19. Петровский, М.П. Общая психология: учебн. пособие. - 2-е изд., доп. и перераб. / М.П. Петровский. - М.: Просвещение, 1977. - 170 с.
20. Поляков, И.В., Ходаковский, Л.С. К вопросу о переключаемости внимания. / И.В. Поляков, Л.С. Ходаковский. - М.: Изд-во «Просвещение», 2013 - 381 с.
21. Романов, В.Я., Дормашев, Ю.Б. Психология внимания. / В.Я.
22. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн
- СПб.: Изд-во «Питер» , 2013. - 712 с.
23. Солсо, Р.Л. Когнитивная психология / Р.Л. Солсо. - М.: Тривола, 2002. - 199 c
24. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2014. - 671 с.
25. Чиндилова, О.В. Разноуровневые задания по освоению младшими школьниками коммуникативных универсальных учебных действий/ О.В. Чиндилова// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 2.
- 3-6с.
26. Шабаев, В.Г. Английская глагольная номинация: эврисемия. Когнитивность. Типология. /В.Г. Шабаев.Palmarium Academic Publishing,2013. - 360с.
27. Шегаев, И.С. Способы формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС (начальная школа) /И.С Шагаев, А.В Шагаева / -М.: Молодой ученый. - 2013. - №10. - 550-552с.
28. Шипицына, Л.М. Азбука общения: развитие личности ребенка,
навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицына. - М.:
«Детство-Пресс», 2010. - 384 с.
29. Шкуричева, Н.А. Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетентности/ Н.А. Шкуричева// Начальная школа. - 2011. - № 11. - 4-10с.
30. Юрченко, И.В. Метафора как средство развития творческих способностей младших школьников / И.В. Юрченко. - М.: Нобель Пресс, 2012. - 314 c.