ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
1.1. Художественно-эстетическое воспитание детей младшего
школьного возраста на уроках хореографии: особенности, принципы и методы 9
1.2. Классический танец в художественно-эстетическом воспитании
детей младшего школьного возраста 18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПОРЕАЛИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1. Методы и организация исследования использования
классического танца как средства художественно-эстетического воспитания 29
2.2. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной
работы 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. Под художественно-эстетическим воспитанием детей младшего школьного возраста понимается формирование отношения к действительности, духовно-нравственного и интеллектуального воспитания, то есть как инструменту для формирования и развития всесторонне выработанной, духовно богатой личности детей.
В педагогической проблеме формирования данных качеств посредством хореографии является одним из главных вопросов использования в качестве основного предмета классического танца. Вопрос исследования принципов преподавания классического танца как ключевого средства в художественно-эстетическом воспитании младших школьников актуален на сегодняшний день в свете возросшего внимания к проблемным вопросам теории и практики художественно-эстетического воспитания младших школьников.
Самой важной задачей на сегодняшний день считается подготовка младших школьников к жизни, формирование и воспитание их личности. Каким он вырастет ребенок в будущем в большинстве случаев зависит от окружающей его художественно-эстетической среды.
Художественно-эстетическое воспитание детей посредством искусства, в частности, хореографии, неизменно остается актуальной проблемой в педагогике. Значимость его безмерно выросло в современных условиях развития современного сообщества, когда воспитательная система во многом находится в разрушенном состоянии, когда все еще остается некоторое обесценивание нравственных ценностей.
Художественно-эстетическое воспитание посредством искусства содействует формированию художественных и нравственных идеалов; делает наиболее душевно чутким к иным людям, непримиримым к любым проявлениям безнравственности или же безвкусицы; создает направленность интересов; формирует невосприимчивость к уродливым и неподобающим проявлениям действительности; вырабатывает способность творить по многим законам красоты; создает в личности высокие эстетические и нравственные требования; активизирует вероятные возможности любого, о которых зачастую и не подозревают. Очевидно, что очень большое влияние на эстетическую воспитанность школьников оказывает хореография, живопись, занятия художественной обработки фотографий, тканей, рисунков.
Современные исследования доказывают, что хореография способствует развитию воображения, творческих способностей детей, обучению танцевальной этике, а кроме того активизирует активное участие в формировании в искусстве, труде, в творчестве прекрасного по законам красоты.
Современные исследования данного вопроса позволяют утверждать, что художественно-эстетическое воспитание считается процессом направленного влияния определенными средствами искусства на личность, вследствие которого у воспитуемых образовываются начальные художественные эмоции и вкус, увлечение и любовь к искусству, способность воспринимать его, наслаждаться им и умение по способности творить в искусстве.
Хореография - это искусство, которое очень любимо детьми, в том числе и младшими школьниками. Способность чувствовать, воспринимать музыку и красиво двигаться является неотъемлемой частью общей культуры, к которой необходимо приобщаться с ранних лет (1, c.127).
В соответствии со сложившимися выделим то, что занятия хореографией, вследствие своей универсальности, весьма значимы для воспитания младших школьников, так как они совершенствуются духовно, физически и интеллектуально, делаясь более пластичнее, формируют навыки эстетики движений, развивают самоконтроль и ответственность. Что и определяет всю актуальность проводимого исследования.
Различным аспектам посвящены труды в области хореографии ученых В. Пасютинская, М.Ю. Смолина, Ю.В. Шанкина, К.А. Чеботарь, А.Г. Чурашова, Ж.А. Кузенбаева, Г.М. Маемерова, М.А. Клековкина и многих других.
Многочисленные эксперименты и теоретические выводы наглядно продемонстрировали, что разнообразные формы и виды искусства, такие, как живопись, скульптура, музыка, хореография, активизируя творческую энергию человека, имеют колоссальные возможности педагогической и психологической поддержки, инициируют рост самой личности, а также считаются неким источником физического, нравственного и художественно-эстетического развития младших школьников.
Следовательно, приобщая младших школьников к богатейшему опыту человечества, возможно сформировать личность высоконравственного, высокообразованного, многогранно развитого современного человека. Следование всем выделенным принципам при организации детских занятий по хореографии дает возможность сделать данные занятия более действенным инструментом художественно-эстетического воспитания, формирования у них ряда возможностей активного эстетического восприятия, эмоционального волнения, образного мышления, а кроме того образование у них высоких духовно-нравственных потребностей.
Искать нужно новые методы и принципы развития процесса художественно-эстетического воспитания младших школьников на занятиях классического танца.
Интересным представляется использование в работе педагогов- хореографов взаимосвязи на занятиях хореографией с другими видами: игра-драматизация; придумывание сказок, веселых либо грустных историй; сочинение или чтение стихов; органичное включение музыки для восприятия характера представленного образа и методов его выражения.
Также важно в процессе проведения занятий, очевидно, предложить младшим школьникам добавить танцевальную комбинацию либо же самим сочинить ее, выполнить то или другое движение, которое не входит в программу обучения.
Очень важно, чтобы каждый ребенок мог применять полученные знания, а также свои желания в реализации задуманного. Требуется стимулировать творческую инициативу школьников, так как многие из них в дальнейшем, становясь старше, оказывают помощь педагогам в занятиях с младшими детьми.
Основой в разработке теории возможно считать труды известных авторов, которые были изданы в разное время, изучались проблемы теории и практики. На сегодня накоплен теоретический и методический опыт в организации методов художественно-эстетического воспитания посредством хореографии.
В отличие от большинства работ предположим, что в качестве основного инструмента в художественно-эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста наиболее эффективным будет преподавание классического танца, основываясь на современные методы и подходы преподавания. Это позволит наиболее эффективно достичь поставленных целей в формировании ключевых качеств формирующейся личности младших школьников.
В результате можно сделать вывод что исследование художественно-эстетического воспитания посредством хореографии, особенностей применения классического танца для этого и влияния на младших школьников актуально как теоретически, так и с точки зрения практического применения.
Цель исследования - изучение использования классического танца как средства художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста. В результате задачами исследования стало:
1) проанализировать и изучить художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста на уроках хореографии: особенности, принципы и современные методы;
2) раскрыть особенности классического танца в художественно-эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста;
3) определить методы и организация исследования использования классического танца как средства художественно-эстетического воспитания;
4) подобрать комплекс занятий, провести анализ и интерпретацию результатов проведенной опытно-экспериментальной работы по реализации художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования является художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования является классический танец как средство художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования - предполагается, что использование классического танца в программе обучения младших школьников может оказаться ключевым для реализации их художественно-эстетического воспитания.
Для достижения цели исследования, решения выделенных задач и проверки достижимости выделенной гипотезы применялся комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга различных методов:
- проведение анализа научных литературных источников по проблематике исследования;
- обобщение педагогического опыта;
- наблюдение, контроль и мониторинг состояния процесса реализации опытно-экспериментальной работы по использованию классического танца в преподавании для художественно-эстетического воспитания;
- естественный педагогический эксперимент при реализации комплекса разработанных занятий.
Теоретическая значимость исследования состоит в установлении психолого-педагогических закономерностей деятельности педагога- хореографа и ее положительного воздействия на процесс художественно-эстетического воспитания; уточнении понятий «классический танец» и «художественно-эстетическое воспитание»; в развитии методов преподавания классического танца в совершенствовании процесса художественно-эстетического воспитания.
Практическая значимость исследования состоит в:
- получении ключевых положений и выводов в исследовании, которые свидетельствуют о существенном повышении результативности процессов и, как следствие, эффективности функционирования педагогического процесса в преподавании классического танца в целом и в художественно-эстетическом воспитании, в частности;
- разработке и внедрении педагогических условий осуществления деятельности педагога-хореографа;
- разработке комплекса занятий по классическому танцу для младших школьников в школе искусств для формирования основ художественно-эстетического воспитания.
Апробация результатов выпускной квалификационной работы была осуществлена и проанализированы в условиях школы-искусств №2 - Клуба ЮНЕСКО хореографического отделения г. Караганды.
Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, содержит список литературы из 46 наименований, 9 приложений. Объем работы составляет 77 страниц. В выпускной квалификационной работе результаты исследования отображены в 15 диаграммах и схемах, 7 таблицах.
Целью исследования являлось изучение использования классического танца как средства художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста. В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
При решении задачи анализа и изучения художественно - эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста определены основные особенности, цели, задачи и принципы. При решении задачи выделения современных методов художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста выделена хореография.
При решении задачи раскрытия особенностей классического танца в художественно-эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста определены ключевые. Главные цели художественно-эстетического воспитания детей на уроках хореографии и, в частности, классического танца: развитие творческих мыслительных способностей; увеличение мотивации к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; помощь в выявлении и развитии художественно-эстетического воспитания самих учителей. За осуществлением эстетического воспитания стоит не только лишь формирование художественно-эстетических качеств у детей, но и их индивидуальных качеств в целом, художественно-эстетическое воспитание находится на самом важном месте во всей системе учебного процесса. Ключевой целью художественно-эстетического воспитания считается собственно формирование художественно-эстетической воспитанности. Под воздействием эстетических средств, форм и способов работы существенно обостряются познавательные процессы, увеличивающие качество восприятия, увеличивается круг суждений об окружающем, при данном в существенной степени внимание у ребенка делается более устойчивым и целенаправленным, происходит обогащение фантазии. Системность и комплексность художественно-эстетического образования на всех этапах устанавливается едиными для них главными принципами концепции.
При решении задачи определения методов и организации исследования использования классического танца как средства художественно-эстетического воспитания выделены методы и направления реализации:
1) вся работа нацелена на исследование значимости художественно-эстетического воспитания для младших школьников в становлении их личности за счет опытных занятий хореографией по классическому танцу;
2) проведение экспериментальной работы с педагогами;
3) проведение экспериментальной работы с педагогами классов.
Также составлена организационная схема проведения занятий.
Реализация опытно-экспериментальной работы по реализации художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста осуществлена в условиях Школы искусств №2 - Клуба ЮНЕСКО хореографического отделения г. Караганды. Комплекс занятий разработан для 1-2 классов художественного отделения школы, по предметам: классический танец; внеклассные мероприятия (классные часы, конкурсы и т.д.).
В опытно-экспериментальной работе приняли участие: преподаватели 1-2 классов хореографического отделения школы искусств №2; ученики 1-2 классов: контрольная группа (20 человек) и экспериментальная группа (20 человек). Во время проведенной опытно-экспериментальной работы на базе 1 -2 классов хореографического отделения школы-искусств №2 - Клуба ЮНЕСКО г. Караганды нами была проработана и опытным путем испытана ориентировочная система художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста посредством преподавания классического танца, в основание которой вложены ключевые принципы:
- принцип целостного подхода, утверждающий, что нет универсальных способов влияния на личностное развитие детей. Включающий комплекс способов, приемов, подходов, методик, обеспечивающих наилучшую совокупность игровых и неигровых методик воспитания в согласовании с возрастными требованиями детей младшего школьного возраста;
- принцип личностно-ориентированного подхода,
предусматривающий признание каждого ученика высшей ценностью, который гарантирует принятие автономности внутреннего мира ребенка, с правом на свободное демонстрирование индивидуального, уважение личности ребенка, не учитывая его успехи, особенности и социальный статус;
- принцип учета индивидуальных и возрастных специфик ученика, который содействует развитию личности в будущем;
- принцип последовательности в воспитании ребенка, который демонстрирует логическую взаимосвязь обучения с воспитанием, объясняет единство и беспрерывность в развитии личности;
- принцип развития посредством гуманного отношения к детям направляет педагогическую деятельность на формирование благоприятного климата в учебной группе;
- деятельностный принцип утверждения совокупности устройства внешней и внутренней деятельности, функциональное включение учеников в процесс воспитательной работы, образовательного процесса, осуществимость творческого усвоения деятельности, достижения успеха в ней с высокими результатами;
- принцип опоры на позитивное в ученике подразумевает умение самого педагога видеть в его развитии вероятные возможности и склонность быть лучшим, ведь только развивая и укрепляя положительные качества учеников, педагог может нейтрализовать любые отрицательные черты и их воздействие на развитие их личности.
Принципы взаимосвязаны, взаимообусловлены, формируют комплексную систему, деятельность которой считается логикой процесса воспитания и обучения младших школьников. Следственно, в исследовании построена такая комплексная система, которая: выстраивалась не как комплекс упражнений и тренировок единичных умений и навыков, а как целостная осознанная деятельность; соответствовала всем потребностям младшим школьникам, принимая во внимание их возрастные и личностные специфики, с охватом их ближайшего окружения и области их деятельности.
При решении задачи подбора комплекса занятий, проведения анализа и интерпретации результатов опытно-экспериментальной работы по реализации художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста выделено следующее. Предложен комплекс занятий по предмету «Классический танец» и внеклассным мероприятиям: «Развитие координации на занятии классического танца»; «Навыки выразительного движения»; «Основы классического танца»; «Танец - это весело»; «Путешествие в мир хореографии». Оценка результатов свидетельствует о том, что разработанные учебные и внеклассные мероприятия с использованием классического танца в художественно-эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста являются эффективными. В ходе целенаправленной работы по внедрению подобных занятий отмечается рост уровня развития художественного вкуса, творческого потенциала личности и эстетического вкуса, расширение и углубление познавательных интересов, желание заниматься тем или иным видом деятельности. Появилось внимание детей к своим собственным успехам, улучшилось их эмоциональное состояние.
Улучшению результатов способствовало внедрение выделенных методов в процесс учебной деятельности. У детей экспериментальной группы уровень развития художественного вкуса, творческого потенциала личности и эстетического вкуса стал выше чем у учеников контрольной
группы, поднялся уровень знаний. Основная цель опытно-экспериментальной работы состояла в обеспечивании педагогических условий и способов оптимизации художественно-эстетического воспитания младших школьников за счет проведения занятий по классическому танцу. По результатам работы были отмечены изменения воспитательных приоритетов педагогов и родителей. Состоялась переориентирование педагогов и родителей учеников на позитивное самовосприятие и восприятие детей, художественно-эстетическом воспитании, а также в оценке их результатов в освоении классического танца. Очень результативной стала работа с педагогами классов, что разъясняется их профессиональной компетенцией в задачах воспитания детей, стремлением к восприятию получаемого и передаваемого теоретического и практического материала. Но стоит отметить, что все исследования по этой теме не исчерпывают всех моментов проблематики. Последующего исследования требует разрабатывание педагогической диагностики типов развития художественно-эстетического воспитания детей, в том числе методами хореографии и классического танца и в иных возрастных и социальных группах. Перспективы выделенной проблемы сопряжены с концептуальным анализом вопроса художественно-эстетического воспитания детей; установкой характера взаимосвязи выделенных качеств с другими формами воспитания. Необходимо будущее исследование и должно стать предметом последующего научного поиска. Систематическое применение различных нововведений, методов использования новых технологий на занятиях хореографией дает хорошие результаты в процессе обучения и воспитания детей младшего школьного возраста, повышает выделенные показатели.
Таким образом, была доказана эффективность преподавания классического танца как средства художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста. По результатам анализа и интерпретации результатов опытно-экспериментальной работы доказана поставленная гипотеза в начале исследования об эффективности преподавания классического танца как средства художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста. Таким образом, в ходе опытно-экспериментальной работы удалось в достаточной степени реализовать поставленные цели и задачи выпускной квалификационной работы, и, следовательно, поставленная гипотеза исследования была доказана.
Учитывая, что все поставленные задачи решены, можно обоснованно утверждать, что главная цель исследования - достигнута.
1. Смолина М.Ю. Хореография как средство эстетического воспитания младших школьников //Редакционная коллегия. - М., 2014. - С. 127-129.
2. Овчинникова Е.В. Личностно-ориентированный подход в преподавании классического танца у детей младших классов хореографических училищ //Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - Т., 2013. - № 4. - С. 521-528.
3. Карпенко А.В., Филатова В.В. Возрастные особенности формирования художественно-эстетических ценностей младших школьников // Педагогика. - У., 2016. - № 5. - С. 203-205.
4. Михалевская В.А. Развитие личностных качеств младших школьников средствами хореографии //Духовно-нравственные ценности и профессиональные компетенции рабочей и учащейся молодежи. - М.,
2014. - С. 211-220.
5. Соколова А.В. Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в образовательной организации. - М., 2017. - 230 с.
6. Прищепа А.А. Комплексное художественно-эстетическое образование в системе учреждений дополнительного образования детей //Культура. Наука. Интеграция. - М., 2018. - № 1. - С. 62-68.
7. Волчегорская Е.Ю. Художественно-эстетическое воспитание в начальной школе: лекция. - М., 2014. - 420 с.
8. Собкин В.С., Левин В.А. Художественное образование и эстетическое воспитание //Вопросы психологии. - М., 2017. - №1. - С. 24¬31.
9. Александрова К.Д., Чурашов А.Г. Эстетическое воспитание детей средствами хореографического искусства. - М., 2018. - 186 с.
10. Чеботарь К.А., Чурашов А.Г. Эстетическое воспитание детей средствами хореографического искусства (7-10 лет). - М., 2018. - 234 с.
11. Ханова Т.Г., Потанина П.Ю. Организация методической работы по художественно-эстетическому воспитанию детей //Развитие современного образования: теория, методика и практика. - М., 2016. - № 4. - С. 89-92.
12. Любимова Ю.С. Концептуальные основы организации эстетического воспитания младших школьников //Воспитание младших школьников: история и современность: сб. науч. ст./редкол. ВВ Буткевич (и др.). - М., 2016. - С. 103-111.
13. Волчегорская Е.Ю. Личностно-ориентированное эстетическое воспитание в начальной школе. - М., 2014. - 340 с.
14. Ильинская И.П. Критерии оценки уровня сформированности эстетической культуры младшего школьника //О системе российского общего образования. - М., 2016. - 210 с.
15. Бутенко Н.В., Никитина Е.Ю. Педагогические принципы художественно-эстетического развития детей в период детства, отражающие идеи школьного образования //Мир науки, культуры, образования. - М., 2013. - № 2. - С. 15-19.
16. Зозуля Е.В. Хореография как средство эстетического воспитания младших школьников //Педагогический журнал. - М., 2014. - № 1-2. - С. 73-82.
17. Ильинская И.П., Исаев И.Ф. Принципы формирования эстетической культуры младших школьников в полиэтнической образовательной среде. - М., 2014. - 182 с.
18. Горобец Е.Е. Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей. - М., 2016. - 210 с.
19. Антонова Е.С. Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в учреждении дополнительного образования. - М., 2017. - 245 с.
20. Чалкина-Крупко В. А. Специфика работы педагога-хореографа с детьми младшего школьного возраста. // Научные преобразования в эпоху глобализации. - У., 2017. - Ч. 2. - С. 281-286.
21. Кузенбаева Ж.А., Клыкова Л.А. Классический танец как средство художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста. - А., 2018. - 220 с.
22. Овчинникова Е.В. Личностно-ориентированный подход в преподавании классического танца у детей младших классов хореографических училищ //Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - Т., 2013. - № 4. - С.67-72.
23. Быков В.С., Рычкова Л.С. Индивидуализация как главный дидактический принцип художественно-эстетического воспитания младших школьников //Современные проблемы науки и образования. - М., 2014. - № 6. - С. 332-338.
24. Карапыш И.Г. Методы и приёмы преподавания классического танца у детей младшего школьного возраста в ДШИ //Культура-искусство- образование: XXXVII науч.-практ. конф. - М., 2016. - С. 206-208.
25. Филиппова И.В. Преподавание классического танца в младших классах хореографических школ и школ искусств. - М., 2017. - 410 с.
26. Цахилова Е.Р., Киргуева Ф.Х. Формирование эстетической культуры младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды //Международный журнал экономики и образования. - М., 2016. - Т. 2. - № 2. - С. 101-108.
27. Куркенова Г.О., Клыкова Л.А. Методика обучения классическому танцу в младших классах хореографической школы. - М., 2017. - 345 с.
28. Черников Н.В. Формирование эстетической культуры младших школьников средствами хореографического искусства. - М.: Репозиторий БГПУ, 2017. - С. 45-48.
29. Фетисова Н.Е. Классический танец в учебно-воспитательном процессе учреждений системы дополнительного образования детей // Дополнительное образование: проблемы и перспективы. - Н., 2014. - С. 77-83.
30. Чурашов А.Г. Партисипативный подход к художественно- эстетическому развитию детей младшего школьного возраста средствами хореографии //Мир науки, культуры, образования. - М., 2016. - № 3. - С. 33-35.
31. Уварова Л.Н., Ишмухаметова А.Р. Хореография как средство эстетического воспитания школьников //Инструменты современной научной деятельности. - М., 2015. - №45. - С. 145-153.
32. Овчинникова Е.В. Современная программа и методология преподавания классического танца на начальном уровне хореографического образования //Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - Т., 2016. - № 4. - С.43-56.
33. Шанкин Ю.В. Художественно-эстетическое воспитание личности средствами бального танца //Социально-экономические явления и процессы. - М., 2012. - № 1. - С.90-95.
34. Иващенко В.Д., Чурашов А.Г. Эстетическое воспитание детей средствами хореографического искусства. - М., 2017. - 189 с.
35. Черепанова Н.И. Развитие эстетического вкуса у младших школьников в танцевальной деятельности. - М., 2017. - 342 с.
36. Официальный сайт Школы искусств №2 - Клуба ЮНЕСКО г. Караганды. (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://www.shi2.kz.
37. Маемерова Г.М., Чурашов А.Г. Художественно-эстетическое воспитание детей средствами хореографического искусства. - М., 2017. - 450 с.
38. Кудрявцева С.М. Методика музыкально-эстетического воспитания школьников средствами интегративного подхода в обучении. - М., 2014. - 210 с.
39. Бутенко Н.В. Концептуальная модель художественно¬эстетического развития детей школьного возраста //Сибирский педагогический журнал. - Н., 2015. - № 1. - С. 78-89.
40. Сулейменова А.М., Юнусова Е.Б. Специфика работы педагога- хореографа с детьми младшего школьного возраста на уроках ритмики и танца. - М., 2018. - 156 с.
41. Нилов В.Н. Художественно-творческое развитие школьников хореографическим искусством в условиях взаимодействия основного и дополнительного образования //Педагогика искусства. - М., 2017. - № 2. - С. 128-134.
42. Пагута Т.И. Система эстетического воспитания младших школьников в современных условиях //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - Т., 2016. - № 2 (13). - С. 89-98.
43. Киященко Н.И. и др. (ред.). Современные концепции эстетического воспитания. (Теория и практика). - М.: Directmedia, 2016. - 430 с.
44. Щупова Е.Н. Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования. -М., 2017. - 134 с.
45. Зырянова С.М. Педагогическая технология формирования представлений о художественном образе у детей 6-7 лет //Концепт. - М.,
2015.- № 17. - С. 56-67.
46. Чурашов А.Г. Художественно-эстетическое развитие детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании средствами хореографии. - М., 2014. - 120 с.