ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
АНАЛИЗА БЛОГА 8
1.1. Текст как объект лингвистических исследований 8
1.2. Категориальные свойства текста 13
1.3. Функциональные свойства текста 24
1.4. Жанровое разнообразие интернет-коммуникации 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 33
ГЛАВА II СПЕЦИФИКА БЛОГА КАК ТИПА МЕДИАТЕКСТА 34
2.1. Специфика современного медиатекста 34
2.2. Блог как жанр интеренет коммуникации 50
2.3. Ингерентные характеристики блога, как интеренет жанра 57
2.4. Функциональные характеристики блога 59
2.5 Категориальные характеристики блога 64
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 87
Важнейшей особенностью развития цивилизации XXI века является процесс все большей глобализации, обусловленный глобализацией инфосферы - мирового информационного пространства, стремительно превращающегося в результате развития и распространения средств информатики и новых информационных технологий. Сегодня осуществляется крупнейшая в истории цивилизации глобальная информационная революция, результатом которой становится переход на качественно новый уровень развития цивилизации - к глобальному информационному обществу [64].
С быстрым развитие техники и появлением различных технологий общество переходит на новую стадию развития, которая характеризует современное общество как информационно-коммуникативное, поскольку одной из первой сфер жизни человека, которая претерпевает изменения, - эта сфера общения и обмена информацией. Одной из ключевых сил, способствующих дальнейшему развитию и появлению беспрецедентных средств общения, является Интернет и те способы коммуникации, которые он может предложить.
Развитие новейших информационных технологий и рост значения интернет-коммуникации - феномена, который изменил представление о процессе общения как таковой, - фокусирует исследовательский интерес лингвистов, социологов, психологов, культурологов и т.д. на речевом общении в сети Интернет.
В процессе распространения Интернета и увеличения его возможностей в современном обществе «интернет-среда постепенно превращается в универсальное коммуникативное пространство, в котором запускаются механизмы виртуализации, социальности, где виртуальность - неизбежный социальный эффект новых коммуникационных технологий, и прежде всего, самой сети Интернет, что приводит к усилению плотности межличностных и межгрупповых коммуникаций, но что ещё более важно - создает возможность изменения потока этих коммуникаций и таким образом трансформирует социальную структуру общества. Опосредованная интернет- технологиями виртуализация социальной реальности, существенно трансформируя её, в конечном счете, превращает эту социальность в новую, не существующую ранее действительность» [24].
Лингвистами проанализированы различные аспекты интернет- коммуникации: накоплены сведения о речевых характеристиках интернет- текстов (А. А. Атабеков, А. М. Галичкина, О. В. Дедова, Л. Ю. Иванов, Д. Кристал, С. Херринг), раскрыты гендерные особенности интернет- коммуникации (Л. Адриансон, А. И. Горошко, Б. Данет, К. Кэмпбелл, С. Херринг), когнитивно-прагматическиеаспекты сетевой коммуникации (Л. Ф. Компанцева, А. Ю. Малая), жанровые проблемы интернет- коммуникации (Л. Ф. Компанцева, М. Л. Макаров,А. М. Саенко), особенности репрезентации языковой личности и идентификации в интернет-общении (М. Дж. Яффе, И. Э. Ли, Л. Х. Ошаган, Т. Н. Захарова, А. А. Леонтович), лингвокультурные особенности коммуникации в сети Интернет (Ф. А. Смирнов), социолингвистические особенности интернет-общения (А. И. Горошко, К. Серлоу). Однако комплексный разносторонний анализ такого жанра интернет-коммуникации как блога проведен не был.
Научная новизна исследования состоит в том, что в результате комплексного исследоваия было:
• Проанализирован генезис формирования блога как жанра интеренет коммуникации
• Выявлены ингерентные свойства блога
• Детально рассмотрены категориальные черты блогов, а также их функциональная специфика.
Научную новизну исследования можно обопщить в положениях, которые выносятся на защиту:
• Блог выступает как коммуникативная площадка, служащая для обьеденения и консолидации виртуального сообщества, и как новостной портал, представляющий самую оперативную информацию о событиях в окружающем нас мире.
• Блог представляет собой сложнейшую форму поачи информации в сети. Тексты блогов характерезуются сосуществованием в рамках одного блока микротекстов с различными коммуникативными функциями и, как следствие - разным набором языковых средств.
• Блогу присущ ряд категорий: цельность, диаличность,
интертекстуальность, адресатность, которые могут быть представлены в каждом тексте блога полностью или фрагментарно.
• Блог как жанр интеренет коммуникации, равно как и текст выполняет ряд специфических функций.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что на фоне тенденции все большей популяризации интернет общения как в бытовой, так и институциональной коммуникации, возросла популярность интернет- сообществ, социальных сетей (платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в интернете) и блогов среди их пользователей, но также и среди исследователей лингвистов, которых интересуют особенности компьютерно-опосредованной коммуникации. Однако, несмотря на общий интерес к языку в интернет-среде, мало работ посвящено таким текстовым формам, как блог.
Блог - веб-сайт, основное содержимое, которого - регулярно добавляемые записи, включающие текст, изображения или объекты мультимедиа. Прародителем блога является традиционный дневник, с которым у него много общего: хронологический порядок сообщений, правдивость и неизменность записей. В блоге развились черты, абсолютно не свойственные традиционному жанру дневника: реакция или отклик читателей и повышенное внимание к языку и стилю сообщений. Соответственно, для того чтобы осуществить полноценный анализ нового типа текста «блог», необходимо использовать разнообразные критерии, позволяющие раскрыть сущность текстов.
Любая коммуникация, в том числе и виртуальная, имеет языковую основу. В рамках блога складывается свой, специфический язык, своя система знаков, символов, обозначений, совокупность которых по мере усвоения коммуникантами обеспечивает эффективность коммуникативного процесса.
Основной целью данной работы является исследование блога как типа текста. Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
• сформулировалось понятие текста и систематизировались
основные аспекты его изучения;
• определились особенности интернет-коммуникации и функционирования в ней отдельных жанров;
• сформулировалиь отличительные черты блогов и коммуникации в их рамках;
• проанализировались публикации в блогах и на основе данного анализа выявились их текстовые характеристики;
Объектом нашего исследования выступает жанр интернет- коммуникации - блог.
Предмет - те характеристики блога, которые являются признаками и критериями текста.
Материалом исследования служили блоги и микроблоги на юридическую, медицинскую и бытовую тематики, опубликованные за второе полугодие 2015 года и первое полугодие 2016 года. Выборка текстов составляла 200 постов, взятых методом сплошной выборки с таких сайтов как: Vivian does make up, Stanford medicine, Baking bites, The beauty look blog, Internal and external beauty, One life, The wall street journal blog.
В качестве методов исследования использовались общенаучные методы анализа и синтеза информации (для уточнения принципов классификации жанров интернет-коммуникации), методы контент-анализа (для организации выборки и выявление текстов блога как жанра интернет-коммуникации), методы лингвистического описания (для определения жанрового статуса блога, для выявления формально-структурных и лингвостилистичних особенностей исследуемых текстов), методы семантического анализа (для характеристики лингвистических и средств оформления блогов).
Теоретической основой данного исследования послужили труды: Ю.В. Балакина (2011), Н.С. Валгиной (2004), Е.И. Горошка (2011), И.Р. Гальперина (2006), Л. Ф. Компанцевой (2008), М. Л. Макарова (2003), О.М. Саенко (2006), Ф.О. Смирнова (2004), Л.Ю. Щипициной (2010), которые были посвящены темам блоггинга, компьютерно-опосредованной коммуникации, лингвистике текста и т.д.
Практическая ценность работы обусловлена возможностью использования ее результатов в преподавании курсов стилистики (разделы «Стилистика текста »), общего языкознания (раздел «Язык как общественное явление»), в спецкурсах по теории коммуникации, теории речевого воздействия, лингвистики текста, PR и теории межкультурной коммуникации, а также в научной работе студентов.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав с выводами, общих выводов, списка литературы из 64 научных работ и списка источников иллюстративного материала. Общий объем исследования - 96 страниц (объем основного текста - 86 страниц).
Специфичность интернет-коммуникации определяется технологическим фактором, который, проявляя системное воздействие, влияет и на языковую организацию интернет-коммуникации на всех уровнях языковой системы.
Благодаря развитию возможностей компьютерно-опосредованной коммуникации, росту популярности интернет-сообществ разного плана и увеличению количества постоянных посетителей подобных сообществ у исследователей появляется все больше материала для проведения лингвистического анализа. А с появлением новых технологий, платформ и систем также расширяется спектр вопросов и проблем, интересующих лингвистов.
Интернет-коммуникация является высоко динамичным явлением. Появление технологий веб 2.0, второго поколения веб-разработки, характеризующиеся облегчением коммуникации, сотрудничеством пользователей, совместным использованием информации, кардинально изменило формат интернет-коммуникации, которая требует адекватного лингвистического описания, а именно - уточнение и доработки существующих классификаций интернет-жанров, которые определенным образом устарели и не отвечают уровню коммуникации в сети.
В нашей работе мы рассматривали формат текста, который появился не так давно, но уже успел привлечь внимание некоторых ученых, - блог. Блог представляет собой сложнейшую форму подачи информации в сети. Тексты блогов характеризуются сосуществованием в рамках одного блока микротекстов с различными коммуникативными функциями и, как следствие, - разным набором языковых средств. Кроме того, тексты блогов включают в себя вербальное наполнение, гиперссылки. Все перечисленные составляющие текстов блогов имеют определенную смысловую нагрузку и должны анализироваться в комплексе.
В данном исследовании нас интересовал блог как текст с присущими тексту характеристиками и критериями, которые мы подробно рассматривали в Главе 2. Для этого мы также сформулировали отличительные черты блогов и их функциональные особенности. Так мы продемонстрировали, что блог является целостным образованием с различными типами связи. Стилистическое оформление блогов весьма специфично из-за того, что подобные публикации делаются для привлечения максимального количества посетителей сайтов, для чего используются различные стилистические приемы, которые могут обратить на себя внимание различных групп посетителей аккаунта.
Блог может выступать и как коммуникативная площадка, служащая для объединения и консолидации виртуального сообщества, и как новостной портал, предоставляющий самую оперативную информацию о событиях в окружающем нас мире.
Системообразующим элементом коммуникативной структуры блога является аппарат гиперссылок. Тексты блога имеют неоднородную природу и представлены двумя основными группами текстов: текстами постов и текстами комментариев. посты и комментарии англоязычных корпоративных блогов существенно отличаются по структурно-функциональными и коммуникативными характеристиками. Например, пост имеет гораздо больший объем, единую и четкую авторскую концепцию, по его языковое воплощение значительное влияние осуществляет деловой стиль.
По развитию различных блогов можно говорить о том, что наблюдается устойчивая тенденция на развитие имеющихся интеренет- сообществ и создание новых, не имеющих аналогов, форм коммуникации и передач и информации, доступной в сети Интернет.
Перспективными направлениями развития нашего исследования может стать подробный лингвистический анализ и описание структурных и функциональных особенностей текстов, принадлежащих к другим жанрам интернет коммуникации, сравнительный анализ традиционных текстов на бумажном носителе с электронными текстами корпоративной коммуникации и тому подобное.
1. Алефиренко Н. Ф. Современные проблемы науки о языке : [учебное пособие] / Алефиренко Н. Ф. - М. : Флинта; Наука, 2005. - 416 с.
2. Арнольд И. В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность / И. В. Арнольд ; [науч. ред. П. Е. Бухаркин]. - [изд. 2-е]. - М. : ЛИБРОКОМ, 2010. - 443 с.
3. Артемова Ю. А. Смеховое поведение: формы и функции (этнолого-психологический аспект) : автореф. дис. на соискание уч. степени канд. филол. наук : спец. 10.02.04 «Германские языки» / Ю.А. Артемова. - М., 2006. - 30 с.
4. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. - М. : Советская энциклопедия, 1966. - 608 с.
5. Балакина Ю. В. «Блоги - новое явление в текстовой лингвистике» / Балакина Ю. В. // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация
Выпуск № 1 / 2012. - С. 100-104.
6. Барт Р Избранные работы. Семиотика. Поэзия / Барт Р - М. : Прогресс, 1989. - 616 с.
7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин.- М. : Искусство, 1979 (а). - 421 с.
8. Бехта 1.А. Прагманастанова художнього тексту i чинник адресата / 1.А. Бехта // Лшгвютика : зб. наук. праць. - Луганськ: Альма-матер, 2011. - №1 (22). - Ч.1. - С. 151-158
9. Бацевич Ф.С. Очерки по функциональной лексикологии / Ф.С. Бацевич, Т. А. Космеда. - Львiв : Свтт, 1997. - 391 с.
10. Бацевич Ф.С. Основи комушкативно! лшгвютики / Ф.С. Бацевич. - К. : ВЦ «Академiя», 2004. - 344 с.
11. Валгина Н.С. Теория текста : [уч. пособие] / Н.С. Валгина. - М. : Логос, 2003. - 250 с.
12. Гальперин И. Р Текст как объект лингвистического исследования / И. Р Гальперин. - [изд. 5-е, стереотип.]. - М. : КомКнига, 2007. - 144 с.
13. Галичкина Е.Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках / Галичкина Е.Н. - Астрахань, 2001. - 235 с.
14. Горошко Е. «Чирикающий» жанр 2.0 Твиттер, или Что нового появилось в виртуальном жанроведе-нии / Горошко Е.Н. // Вестн. Тверск. гос. ун-та. 2011. № 3. - С. 11-16.
15. Григорьева В.С. Дискурс как элемент коммуникативного процесса: прагмалингвистический и когнитивный аспекты / Григорьева В.С. - Тамбов : изд-во тамб. гос. техн. ун-та, 2007. - 288 с.
16. Данилевская, Н. В. Научный текст как динамика оценочных действий / Н. В. Данилевская // Вестник Пермского университета. - 2009. - Вып. 2. - С. 20-28.
17. Дмитревская И. В. Текст как система: понимание, сложность,
информативность / Дмитриевская И.В. - Иваново, - 1985. - С. 220-221
18. Дридзе Т. М. Социально-психологические аспекты порождения и интерпретации текстов в деятельности речевого общения / Т. М. Дридзе // Аспекты изучения текста : сб. науч. тр. - М. : Ун-т дружбы народов им. П. Лумумбы, 1981. - С. 129-136.
19. Дридзе, Т. М. Язык и социальная психология / Т. М. Дридзе. - М.: Высш. шк., 1980. - 224 с.
20. Землякова Е. А. Использование паралингвистических средств в комментариях англоязычных корпоративных блогов / Е. А. Землякова, В. В. Коляда // Мова i культура. - 2013. - Вип. 16, т. 2. - С. 106.
21. Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка / Г.
А. Золотова // Актуальные проблемы современной лингвистики : [учебное пособие]. - М. : Флинта, Наука, 2009. - C. 86-101.
22. Изюмская С.С. «Англицизм и категория текста» / Изюмская С.С. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение Выпуск № 4 / 2010. - С. 101-106.
23. Козловская А.Б. Прагматический аспект категории информативности англоязычных синоптических текстов газетно-публицистического стиля: Дис... канд. филол. наук: 10.02.04. - Сумы, 2002.
24. Колокольцева Т. Ю. Предисловие / Кольцова Т.Ю. //«Интернет- коммуникация как новая речевая формация», - М.: Флинта: Наука, 2015. - 323 с.
25. Колегаева И.М. Текстовая парадигма: микро-, макро-, мега-, гипер- и просто текст / Колегаева И.М. // Записки з романо-германсько! фглологп, Феникс, 2008. - Вип. 20, - С. 70-79.
26. Колшанский Г.В. «Коммуникативная функция и структура языка» / Колшанский Г.В. - М.: Издательство ЛКИ, 2007. - 176 с.
27. Костыгина К.А. Интертекстуальность в прессе (на материале немецкого языка): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. / Костыгина К.А. - СПб., 2003. - 20 с.
28. Кубрякова Е. С. Рецензия на кн.: Бондарко А.В. Функциональная граматика / Е. С. Кубрякова // Вопросы языкознания. - 1987. - № 2. - С. 137¬141.
29. Купер И.Р. Гипертекст как способ коммуникации электронный ресурс : [режим доступа] http://www.nir.ru/sj/sj/sj1-2-00kuper.html
30. Левицкий А.Э. Функциональный подход в современной лингвистике /
A. Э. Левицкий // Studia linguistica : зб. наук. пр. - К. : ВПЦ „Кшвський ушверситет”, 2010. - № IV- С. 31-38.
31. Лингвистический энциклопедический словарь (ЛЭС) / [под общей ред.
B. Н. Ярцевой]. - М. : Советская энциклопедия, 1990. - 688 с.
32. Лотман Ю. М. Семиосфера / Ю.М. Лотман. - С.-Петербург : Искусство - СПБ, 2000. - 704 с.
33. Макаров М.Л. Основы теории дискурса / М.Л. Макаров. - М. : ИТДГК «Гнозис», 2003. - 280 с.
34. Морослин П.В. Лингвокультурологические основы теории функционирования Рунета в пространстве межкультурной коммуникации
электронный ресурс : [режим доступа]
http://cheloveknauka.com/lingvokulturologicheskie-osnovy-teorii- funktsionirovaniya-runeta-v-prostranstve-mezhkulturnoy-kommunikatsii
35. Мурзин Л.Н. Текст и его восприятие / Мурзин Л.Н., Штерн А.С. - Свердловск: Изд-во УГУ, 1991. - 172 с.
36. Олизько Н.С. Семиотико-синергетическая интерпретация особенностей реализации категорий интертекстуальности и интердискурсивности в постмодернистском художественном дискурсе: автореф. дисс. на соиск. учен. степ. док. филол. наук. - Челябинск. 2009, - 35 с.
37. Палиенко А.М. Типология медиатоекстов / Палиенко А.М. электронный ресурс : [режим доступа] irbis-nbuv.gov.ua/.../cgiirbis_64.exe?...
38. Перебийтс В. I. Системн та функцюнальш характеристики мовних одиниць / В. I. Перебийтс // В1сник Харк1вського нацюнального утверситету 1мет В.Н. Каразта. - 2004. - № 635. - С. 138-141.
39. Поветьева Е. В. «Интертекстуальность в современном интернет- дискурсе на примере блога и микроблога» / Поветьева Е. В. // Филологические науки. Вопросы теории и практики, № 3-1 (21). - 2013. - С. 126-131
40. Попова Е.А. Интертекстуальность как средство воздействия в политическом дискурсе (на метериале англоязычных текстов о политической карьере А.Шварцнегера): автореф. дис. на соискание уч. степени канд. филол. наук: 10.02.04 / Попова Е.А. - Самара, 2007. - 20с.
41. Полюжин М. М. Функцюнальний i когштивний аспект англшського словотворення : [монографiя] / Полюжин М. М. - Ужгород : Закарпаття, 1999. - 240 с.
42. Руднев В. Морфология реальности: Исследование по "философии текста"/ Руднев В. - М., 1996. - 231 с.
43. Рудяков А. Н. Лингвистический функционализм и функциональная семантика / А. Н. Рудяков. - Симферополь, 1998. - С. 56-89.
44. Самохша В.О. Жарт у сучасному комушкативному простор! Велико! Британи та США: текстуальний та дискурсивний аспекти: дис. ... доктора ф1лол. наук : 10.02.04 / Самохша В1ктор1я Опанасхвна. - К., 2010. - 518 с.
45. Селиванова Е.А. Основы лингвистической теории текста и коммуникации : [монографическое учебное пособие] / Е.А. Селиванова. - К. : ЦУЛ, «Фитосоциоцентр», 2002. - 336 с.
46. Сергеева Е.В. Ключевые слова в творчестве И. Анненского / Сергеева Е.В. - М., 1995 - С. 22
47. Сидоров Е.В. Онтология дискурса / Е.В. Сидоров. - М. : ЛКИ, 2008. - 232 с.
48. Солганик Г.Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст» / Г.Я. Солганик // Вестник МГУ Серия 10. Журналистика. - 2005. - № 2.
49. Сорокин Ю. С. «Текст: целостность, связность, эмотивность» / Сорокин Ю.С. - М, 1982. - С. 174
50. Сметанина С. И. Медиа-текст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХ века): [научное издание] /
С. И. Сметанина. - СПб. : Из-во Михайлова В. А., 2002. - 383 с.
51. Сургай Ю.В. Интердискурсивность кинотекста в кросскультурном аспекте): автореф. дис. на соискание уч. степени канд. филол. наук: 10.02.19 / Сургай Ю.В. - Тверь, 2008. - 20с.
52. Туманов С. О. «Психологические последствия использования микроблога как специфической формы массовой коммуникации», электронный ресурс : [режим доступа ] http://mic.org.ru/index.php/mass- media/1 -mm/24-tumanov-1
53. Тураева З. Я. Лингвистика текста (текст: структура и семантика) / З. Я. Тураева. - М. : Просвещение, 1986. - 126 с.
54. Тряпицына Е.В. Категория точности художественного текста: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.филол.н.: Спец. 10.02.19; [Волгогр. гос. пед. ун-т] / Тряпицына Елена Валериевна. - Волгоград: 2000. - 22 с.
55. Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности / А.В. Федоров. - Таганрог : Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. - 64 с.
56. Фокина М. А. «Жанровые и языковые особенности блогов политиков»
электронный ресурс : [режим доступа ]
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/zhanrovye-i-yazykovye-osobennosti-blogov- politikov
57. Фролова I.C. СтратеНя конфронтацп в англомовному дискурс) : [монограф1я] / I.C. Фролова. - Харк1в : ХНУ 1меш В.Н. Каразша, 2009. - 344 с.
58. Харламова ТВ. Текстообразующие средства в устной речи (на материале русского и английского языков) ): автореф. дис. на соискание уч. степени канд. филол. наук: 10.02.19 / Харламова ТВ. - Саратов, 2000. - 20с.
59. Храпченко М. Б. Художественное творчество, действительность, человек : монограф1я / М. Б. Храпченко. - Москва : Советский писатель, 1976. - 368 с
60. Чередниченко, А. И. Иноязычное влияние как фактор территориальной вариативности языка [Текст] / А. И. Чередниченко // Варианты полинациональных языков. - К. : Наукова думка, 1981. - С. 246-260.
61. Чернявская В. Е. Лингвистика текста: Поликодовость,
интертекстуальность, интедискурсивность. [Учебное пособие] / Чернявская В. Е. -М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 248 с.
62.Чичерина Ю.В. Текст как основа коммуникативной деятельности на иностранном языке / Ю.В. Чичерина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена 2009. - № 112. - С. 211-214.
63. Шевченко 1.С. Когштивно-прагматичш дослщження дискурсу /
1. С. Шевченко // Дискурс як когштивно-комушкативний феномен : [кол. монограф1я] / [тд загальн. ред. 1.С. Шевченко]. - Харк1в : Константа, 2005(б). - С. 105-117.
64. Щипицина Л. Ю. «Стилистико-языковой и жанровый подходы к изучению компьютерно-опосредованной коммуникации» / Л. Ю. Щипицина // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 5 (143).
Филология. Искусствоведение. Вып. 29. - С. 155-161.
65. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / [под общей ред. В. Н. Ярцевой]. - [2-e изд.]. - М. : Большая Российская Энциклопедия, 1998. - 685 с.
66. Herman D. Routledge Encyclopedia of Narrative Theory / Herman D. Abingdon: Routledge, 2005. - P. 45
67. Wolfram B. Coherence in Spoken and Written Discourse: How to Create it and how to Describe it : Selected Papers from the International Workshop on Coherence / Wolfram B. - Augsburg, 24-27 April 1997.- John Benjamins Publishing, 1999. - 300 p.
68. MerriamWebster электронный ресурс : [режим доступа ] электронный ресурс : [режим доступа ]
69. http://oaji.net/articles/2014/1391-1415708848.pdf
70. Twitter.com - Traffic Details from Alexa. Alexa Internet http: //www.alexa.com/siteinfo/twitter.com