Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация поликультурного взаимодействия курсантов в воспитательном пространстве военного вуза

Работа №8171

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы224стр.
Год сдачи2006
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
856
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВОЕННОГО ВУЗА.
1.1. Состояние проблемы поликультурного воспитания в гуманитарных науках 12
1.2. Поликультурное взаимодействие: структура и характеристика 41
1.3. Понятие «воспитательное пространство военного вуза» и его характеристика 69
Выводы по первой главе 91
ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУРСАНТОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВОЕННОГО ВУЗА.
2.1. Модель организации поликультурного взаимодействия в воспитательном пространстве военного вуза 94
2.2. Характеристика педагогических условий эффективности организации поликультурного взаимодействия курсантов в воспитательном пространстве военного вуза 118
2.3. Анализ процесса и результатов опытно-экспериментальной работы 138
Выводы по второй главе 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 166
ПРИЛОЖЕНИЯ 184


Актуальность исследования продиктована тем, что, во-первых, в силу разворачивающихся процессов глобализации мир к началу XXI века стал чрезвычайно мобильным и перед образованием выдвигаются в этой связи новые задачи подготовки молодежи в любом учебном заведении к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, формирования умений общаться и сотрудничать с представителями разных национальностей, рас, вероисповеданий, к пониманию своеобразия других этносов, воспитания в духе мира и уважения всех народов.
Во-вторых, проблема поликультурного воспитания приобретает особую актуальность и сложность в полиэтническом многонациональном российском обществе, в котором в период реформирования социально¬экономических отношений сложилась ситуация усиления этнизации, возрастания роли родного языка в обучении, развития двуязычия.
В-третьих, многонациональный состав воинских подразделений, переход на контрактные основы комплектования воинских частей, расширяющееся участие Вооруженных Сил страны в миротворческих акциях, в межкультурном взаимодействии с населением других государств делает необходимым учитывать эти моменты в подготовке будущих офицеров в стенах высших военных учебных заведений. В то же время, как показал анализ научных публикаций и исследований по военной педагогике и психологии, теории и методике обучения и воспитания в военном вузе, этому вопросу еще не уделяется должное внимание. Таким образом, можно выделить ряд противоречий:
- между ростом числа проблем поликультурного взаимодействия в российском обществе и недостаточной изученностью этого феномена в педагогической науке;
3

- между возросшей потребностью общества, армии в высоко-квалифицированных, ориентированных на межкультурное взаимодействие офицерах и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов их подготовки в военно-педагогической теории и практике;
- между необходимостью формирования у курсантов опыта поликультурного взаимодействия в воспитательном пространстве военного вуза и отсутствием научно-методического обеспечения данного процесса; неподготовленностью командного и профессорско-преподавательского составов к этому.
Актуальность темы, выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: при каких педагогических условиях организация поликультурного взаимодействия курсантов в воспитательном пространстве военного вуза будет эффективной.
Цель исследования: выявить и обосновать совокупность педагогических условий эффективной организации поликультурного взаимодействия курсантов в воспитательном пространстве военного вуза.
Объект исследования: процесс поликультурного взаимодействия курсантов в воспитательном пространстве военного вуза.
Предмет исследования: педагогические условия эффективной организации поликультурного взаимодействия курсантов в воспитательном пространстве военного вуза.
Гипотеза. Организация поликультурного взаимодействия курсантов в воспитательном пространстве военного вуза будет эффективна при совокупности следующих педагогических условий:
- практико-ориентированной направленности преподавания гуманитарных дисциплин и предметов языкового цикла, реализации поликультурного потенциала их содержания;
4

- использовании во внеаудиторной деятельности форм воспитательной работы, построенных на личностно-ориентированных, коммуникативных и информационных технологиях;
- интеграции педагогических влияний различных поликультурных сообществ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Плюралистичность современного мира требует усиления практики организации поликультурного взаимодействия не только в образовательном процессе, но и воспитательном пространстве любого учебного заведения, в том числе и военного вуза.
На сегодняшний день трудно назвать общественную дисциплину, которая не касалась бы проблемы поликультурности прямо или косвенно. Особое место среди них занимают философия, история, этнография, социология, конфликтология, религия, политология, психология и все больше педагогика.
Существуют различные понятия, отражающие идею плюрализации в обществе и образовании. Наиболее употребительные из них: межкультурное, мультикультурное и поликультурное взаимодействие.
Анализ работ О.В. Аракелян, Т.Ф. Борисовой, О.В. Гукаленко, Г.Д. Дмитриева, В.А. Ершова, И.В. Колоколовой, З.А. Мальковой, Л.Л. Супруновой и других свидетельствует о том, что поликультурность является необходимым элементом любой образовательной системы и по- разному характеризуется авторами. Первые из них (О.В. Аракелян,
О.В. Гукаленко, В.А. Ершов, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова и др.), считая поликультурность исключительно образовательным компонентом, основной акцент предлагают делать на реализацию его в процессе обучения и воспитания через их содержательный компонент, что позволит сформировать у учащихся уважение к представителям другой национальной и этнической культуры, взаимопонимание, умение сотрудничать с ними. Другие ученые (Т.Ф. Борисова, Г.Д. Дмитриев, И.В. Колоколова и др.) связывают поликультурность в образовании с социальным аспектом (расслоением общества, многообразием субкультур); делают упор на социализирующие потенциалы поликультурной среды, под которой понимают конкретное, непосредственно данное социальное пространство с разным культурным опытом, с которым соприкасается каждый человек.
Е.В. Бондаревская, Н.В. Бордовская, С.В.Кульневич, А.А. Реан и другие сущность поликультурного воспитания раскрывают в контексте учета культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств. В соответствии с этим в его содержание они включают: адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур; организацию взаимодействия между людьми с разнsми традициями; отказ на культурно-образовательную монополию в отношении других наций и народов, ориентацию на диалог культур.



1. Браткин A.JL, Скоробогатова И.А. Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов. - М., 2004.
2. Васильева Н.Н. Личностно-ориентированная межкультурная коммуника¬тивная технология обучения студентов: Дис...канд.пед.наук. - Ростов-на- Дону, 2000.
3. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура // Русский язык.- М.,1990.
4. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: Дис...д-ра пед.наук,- Махачкала, 1998.
5. Гуревич А.М. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах. - СПб., 2004.
6. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. - М., 1999.
7. Дигина О.Л. Формирование межкультурной коммуникации студентов гума¬нитарных вузов (на примере изучения иностранного языка): Дис... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2005.
8. Комогоров П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношени¬ях студентов ВУЗов: Дис.. .канд.пед.наук. - Курган,2000.
9. Костомаров В.Г., Прохоров Ю.Е. Национально-культурная специфика рече¬вого общения и ее роль в диалоге культур // www. gramota. Ru / mag_arch.html?id.
Ю.Куницына B.H., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное обще¬ние. - СПб, 2002.
И.Кураков М.О. Культура межличностного общения // Педагогика. - 1992. - №7.
12. Кутьева В., Бондырева С. Культура межнационального общения // Педагогика. - 1991.- №3.
13. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. - СПб., 2004.
215

14. Сидорова Н.Е. Конструирование среды воспитания культуры межнацио¬нального общения школьников-подростков: Дис... канд. пед. наук. - Красно¬ярск, 2005.
15. Сусоколов А.А. Непосредственное межэтническое общение и установки на межличностные контакты // Советская этнография. - 1973. - №5.
16. Тройникова Е.Л. Формирование готовности студентов к межкультурному взаимодействию в образовательной деятельности: Дис... канд. пед. наук. - Ижевск, 2005.
17.Чанько А.Д. Чем тише вы говорите, тем дальше вас везут... // www. toler- ance.ru.
18.Чарикова Е.И. Культура межнационального общения и школа //Педагогика. - 1991. -№12.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ