Организация работы по развитию лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы организации работы 7
по развитию лексической стороны речи детей старшего дошкольного
возраста 7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития
лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Особенности организации процесса развития лексической стороны
речи детей старшего дошкольного возраста 9
1.3. Организационно-педагогические условия развития лексической
стороны речи детей старшего дошкольного возраста 14
Выводы по 1 главе 20
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста 22
2.1. Изучение особенностей организации работы по развитию лексической
стороны речи детей старшего дошкольного возраста 22
2.2. Реализация организационно-педагогических условий развития
лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста 28
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 36
Выводы по 2 главе 42
Заключение 43
Список литературы 46
Приложение 49
Глава 1. Теоретические основы проблемы организации работы 7
по развитию лексической стороны речи детей старшего дошкольного
возраста 7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития
лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Особенности организации процесса развития лексической стороны
речи детей старшего дошкольного возраста 9
1.3. Организационно-педагогические условия развития лексической
стороны речи детей старшего дошкольного возраста 14
Выводы по 1 главе 20
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста 22
2.1. Изучение особенностей организации работы по развитию лексической
стороны речи детей старшего дошкольного возраста 22
2.2. Реализация организационно-педагогических условий развития
лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста 28
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 36
Выводы по 2 главе 42
Заключение 43
Список литературы 46
Приложение 49
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Сложно переоценить значение развития ребенка именно в дошкольном возрасте. В отличие от других возрастных периодов, он благоприятен для всестороннего развития. Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС дошкольного образования) «Речевое развитие дошкольника включает: владение речью, как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [31].
Актуальность речевого развития детей дошкольного возраста подчеркивалась в исследованиях К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, А.М. Леушиной, А.М. Бородич, Ф.А. Сохина и других основоположников классической методики развития речи. Ученые отмечали, что речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка, при этом огромное значение в успешности общения имеет словарный запас ребенка.
Вопросами формирования лексической стороны речи у детей дошкольного возраста занимались многие исследователи - А.М. Богуш, А.М. Бородич, Л.С. Выготский, О.Е. Грибова, О.В. Красовская, Р.И. Лалаева, И.С. Лопухина, И.П. Подласый, В.М. Синев, Т.Б Филичева, Ж.М. Флерова, М.Ф.Фомичева и др. В практике работы дошкольных образовательных учреждений внимание в основном уделяется количественной стороне, т.е. расширению объема словаря, увеличению словарного запаса в связи с работой по ознакомлению детей с окружающим миром. Выделение собственно языковых задач в процессе обогащения словаря, разграничение познавательного (расширение и углубление знаний и представлений детей об окружающем мире) и языкового развития привело к необходимости включать в словарную работу анализ особенностей усвоения смысловой стороны слова. Воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, его семантике, уточнение значений слов, обогащение связей слов с другими словами развивают точность словоупотребления и положительно влияют на связность монологического высказывания.
Таким образом, развитие лексической стороны речи является важным направлением речевого развития детей. Актуальность темы обусловлена необходимостью создания специальных условий для развития лексической стороны речи у старших дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности организации процесса развития лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс организации работы по развитию лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия развития лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста.
В основу исследования нами была положена гипотеза: эффективность работы по развитию лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста обеспечивается реализацией следующих организационно- педагогических условий:
1. Повышение компетентности педагогов по проблеме развития лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста.
2. Использование приемов семантизации лексики в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
3. Привлечение родителей к развитию лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить особенности организации процесса развития лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия развития лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста.
Теоретической основой нашего исследования являются труды педагогов и психологов: С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца, К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеева, исследования проблемы организации взаимодействия педагогов ДОУ и семьи Е.П. Арнаутовой, Т.Н. Дороновой, Т.А. Марковой, Л.В. Виноградовой, А.В. Козловой, О.В. Солодянкиной.
Методы исследования: теоретические (анализ научно-методической литературы, анализ и интерпретация теоретических и экспериментальных данных), эмпирические (педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, беседа, изучение и обобщение практического опыта деятельности педагогов).
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №23 г. Челябинска» «Кенгу.ш».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС дошкольного образования) «Речевое развитие дошкольника включает: владение речью, как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [31].
Актуальность речевого развития детей дошкольного возраста подчеркивалась в исследованиях К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, А.М. Леушиной, А.М. Бородич, Ф.А. Сохина и других основоположников классической методики развития речи. Ученые отмечали, что речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка, при этом огромное значение в успешности общения имеет словарный запас ребенка.
Вопросами формирования лексической стороны речи у детей дошкольного возраста занимались многие исследователи - А.М. Богуш, А.М. Бородич, Л.С. Выготский, О.Е. Грибова, О.В. Красовская, Р.И. Лалаева, И.С. Лопухина, И.П. Подласый, В.М. Синев, Т.Б Филичева, Ж.М. Флерова, М.Ф.Фомичева и др. В практике работы дошкольных образовательных учреждений внимание в основном уделяется количественной стороне, т.е. расширению объема словаря, увеличению словарного запаса в связи с работой по ознакомлению детей с окружающим миром. Выделение собственно языковых задач в процессе обогащения словаря, разграничение познавательного (расширение и углубление знаний и представлений детей об окружающем мире) и языкового развития привело к необходимости включать в словарную работу анализ особенностей усвоения смысловой стороны слова. Воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, его семантике, уточнение значений слов, обогащение связей слов с другими словами развивают точность словоупотребления и положительно влияют на связность монологического высказывания.
Таким образом, развитие лексической стороны речи является важным направлением речевого развития детей. Актуальность темы обусловлена необходимостью создания специальных условий для развития лексической стороны речи у старших дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности организации процесса развития лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс организации работы по развитию лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия развития лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста.
В основу исследования нами была положена гипотеза: эффективность работы по развитию лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста обеспечивается реализацией следующих организационно- педагогических условий:
1. Повышение компетентности педагогов по проблеме развития лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста.
2. Использование приемов семантизации лексики в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
3. Привлечение родителей к развитию лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить особенности организации процесса развития лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия развития лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста.
Теоретической основой нашего исследования являются труды педагогов и психологов: С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца, К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеева, исследования проблемы организации взаимодействия педагогов ДОУ и семьи Е.П. Арнаутовой, Т.Н. Дороновой, Т.А. Марковой, Л.В. Виноградовой, А.В. Козловой, О.В. Солодянкиной.
Методы исследования: теоретические (анализ научно-методической литературы, анализ и интерпретация теоретических и экспериментальных данных), эмпирические (педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, беседа, изучение и обобщение практического опыта деятельности педагогов).
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №23 г. Челябинска» «Кенгу.ш».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Для полноценного развития ребенка необходимо целенаправленное развитие детской речи. Это одно из условий успешного развития маленького ребенка. Для того чтобы речь была насыщенной и понимаемой не только взрослыми и сверстниками, но и самим ребенком необходимо проводить работу по развитию лексической стороны речи, то есть развивать словарь. Для этого необходимо взаимодействие взрослых - педагогов и родителей, непосредственных участников образовательного процессе. Цель взрослых - объединить усилия для обеспечения успешного развития словаря ребенка.
Развитие лексической стороны речи детей дошкольного возраста предусматривает освоение смысловой стороны речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов. Все эти задачи решаются в рамках словарной работ. В свою очередь, словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей.
Эффективность работы по развитию лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста обеспечивается реализацией следующих организационно-педагогических условий:
1. Повышение компетентности педагогов по проблеме развития лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста.
2. Использование приемов семантизации лексики в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
3. Привлечение родителей к развитию лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста.
На основании этого нами была проведена работа по реализации всех трех условий.
Проведение анкетирования среди педагогов позволило выявить исходный уровень профессиональной компетентности в вопросах развития лексической стороны речи детей. Исходя из этого, был составлен и реализован перспективный план, благодаря которому решена данная проблема и улучшены знания педагогов в данной отрасли.
Также нами было проведено анкетирование среди родителей и выявлена необходимость организации взаимодействия ДОУ с семьей по вопросам формирования словаря детей старшего дошкольного возраста. Для этого нами был разработан перспективный план работы по данной проблеме. Проведено повторное анкетирование на контрольном этапе, которое показало, что работа по просвещению родителей в данном вопросе была проделана не зря и дала положительные результаты. Родители заинтересованы в развитии словаря детей и принимали участие в различных мероприятиях, которые были запланированы в ДОУ.
Также было проведено исследование, которое помогло определить уровень развития словаря детей старшего дошкольного возраста. На констатирующем этапе детей с высоким уровнем развития словаря не наблюдалось. В работу по развитию словаря были включены дидактические игры и упражнения на семантизацию детской лексики. Результаты повторного изучения уровня развития словаря говорят о том, что уровень развития словаря детей старшего дошкольного возраста значительно вырос.
Дети стали лучше классифицировать понятия, подбирать соответствующие картинки какому-либо понятию. Также слова близкие по значению дети стали говорить больше, пополнился запас слов, расширился подбор определений.
Высоким уровнем развития словаря обладало 15% детей. Количество детей со средним уровнем развития значительно возросло - 60%, что доказывает эффективность всего комплекса мероприятий, которые были проведены в рамках данного исследования.
Развитие лексической стороны речи детей дошкольного возраста предусматривает освоение смысловой стороны речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов. Все эти задачи решаются в рамках словарной работ. В свою очередь, словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей.
Эффективность работы по развитию лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста обеспечивается реализацией следующих организационно-педагогических условий:
1. Повышение компетентности педагогов по проблеме развития лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста.
2. Использование приемов семантизации лексики в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
3. Привлечение родителей к развитию лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста.
На основании этого нами была проведена работа по реализации всех трех условий.
Проведение анкетирования среди педагогов позволило выявить исходный уровень профессиональной компетентности в вопросах развития лексической стороны речи детей. Исходя из этого, был составлен и реализован перспективный план, благодаря которому решена данная проблема и улучшены знания педагогов в данной отрасли.
Также нами было проведено анкетирование среди родителей и выявлена необходимость организации взаимодействия ДОУ с семьей по вопросам формирования словаря детей старшего дошкольного возраста. Для этого нами был разработан перспективный план работы по данной проблеме. Проведено повторное анкетирование на контрольном этапе, которое показало, что работа по просвещению родителей в данном вопросе была проделана не зря и дала положительные результаты. Родители заинтересованы в развитии словаря детей и принимали участие в различных мероприятиях, которые были запланированы в ДОУ.
Также было проведено исследование, которое помогло определить уровень развития словаря детей старшего дошкольного возраста. На констатирующем этапе детей с высоким уровнем развития словаря не наблюдалось. В работу по развитию словаря были включены дидактические игры и упражнения на семантизацию детской лексики. Результаты повторного изучения уровня развития словаря говорят о том, что уровень развития словаря детей старшего дошкольного возраста значительно вырос.
Дети стали лучше классифицировать понятия, подбирать соответствующие картинки какому-либо понятию. Также слова близкие по значению дети стали говорить больше, пополнился запас слов, расширился подбор определений.
Высоким уровнем развития словаря обладало 15% детей. Количество детей со средним уровнем развития значительно возросло - 60%, что доказывает эффективность всего комплекса мероприятий, которые были проведены в рамках данного исследования.



