Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-акмеологические условия развития стартовой готовности детей к обучению в школе в поливариативном дошкольном образовании

Работа №8170

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы259стр.
Год сдачи2006
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
854
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Концептуальный анализ психолого-акмеологических
условий развития стартовой готовности детей к обучению в школе
1.1. История и основные подходы к исследованию готовности детей к обучению в школе 14
1.2. Роль целенаправленного обучения в психическом
развитии ребенка 28
1.3. Системогенетический анализ готовности детей к обучению
в школе 49
Глава 2. Психолого-акмеологические основы поливариативного дошкольного образования
2.1. Психологическая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста 62
2.2. История и современное состояние отечественного и зарубежного дошкольного образования 71
2.3. Психологический анализ современных образовательных программ детских дошкольных учреждений («Развитие», «Детство», «Шаг за шагом») 95
Глава 3. Эмпирическое исследование психолого-акмеологических условий развития стартовой готовности детей к обучению в школе в дошкольных учреждениях с разными образовательными программами
3.1. Организация и методы исследования 132
3.2. Сравнительный анализ стартовой готовности детей к обучению в школе в поливариативном дошкольном образовании 135

3
3.3. Структурно-функциональный анализ готовности детей к обучению в школе (программы «Развитие» и «Детство»)... 142
3.4. Анализ динамики готовности детей к обучению в школе в поливариативном дошкольном образовании (программы «Развитие» и «Детство») 151
3.5. Психолого-акмеологическая программа развития готовности
к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста. 164
3.6. Эффективность психолого-акмеолотческой программы развития готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста 175
Заключение 181
Выводы 184
® Литература 186
Приложения 207




В условиях современного активно развивающегося образования особую актуальность приобретает изучение развития готовности детей к обучению в школе в дошкольном поливариативном образовании.
Психологическая готовность к систематическому обучению в школе (ГОШ) - итог всего предшествующего развития ребенка в дошкольном возрасте. Она формируется постепенно и зависит от целого ряда условий, прежде всего от организации и содержания дошкольного образования. Общий уровень индивидуально-психологического развития ребенка старшего дошкольного возраста определяет степень его готовности к началу систематического обучения (стартовую ГОШ). По своей сути это готовность к элементарной форме учебной деятельности. На основе стартовой готовности к обучению в процессе школьного обучения формируется готовность к усвоению чтения, письма, математики и т.д., как особых видов деятельности (вторичная ГОШ) (Н.В. Нижегородцева).
Уровень готовности ребенка к обучению школе в равной степени зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Самочувствие и состояние здоровья будущего ученика, его работоспособность, умение взаимодействовать со сверстниками и учителем, подчиняться общим правилам, успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о его психологической, социальной и физиологической готовности к обучению. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.
Необходимость изучения школьной готовности как целостного, системного, образования неоднократно отмечалась различными авторами:
А.В. Запорожцем, А.А. Люблинской, Л.А. Венгером, Ю.З. Гильбухом и другими, но осуществление такого исследования неизбежно сталкивается с трудностями методологического характера, так как предполагаетиспользование нетрадиционного для детской психологии системного подхода в исследовании психики.
Поступление в школу не готового к систематическому обучению ребенка имеет неблагоприятные последствия для дальнейшего его развития. При своевременном определении уровня готовности ребенка к школе можно помочь устранить причины подобных проявлений и выбрать для ребенка наиболее подходящую программу дошкольного и начального обучения.
Основная задача современного дошкольного образования — создание оптимальных психолого-акмеологических условий для всестороннего, гармоничного развития каждого ребенка, подготовки его к учебной деятельности и будущей жизни.
Эффективность решения этой задачи во многом обусловлена целями, содержанием, дидактическими средствами и исходными методологическими принципами образовательной программы дошкольного учреждения.
В истории дошкольного образования прослеживаются два дидактических подхода, создающие принципиально разные психолого-акмеологические условия для развития детей. Первый основан на методологическом принципе ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка. В основе второго подхода лежит принцип свободного воспитания.
Начало школьного обучения вносит в жизнь дошкольника большие изменения. Длительность и острота процесса адаптации к школе зависят от состояния здоровья и уровня стартовой готовности ребенка к систематическому обучению (Н.В. Нижегородцева). Интенсивная подготовка ребенка к школе, форсированное развитие могут привести к негативным последствиям. По данным института возрастной физиологии РАО отмечены факты переутомления и перегрузки дошкольников, которые влекут ухудшение в состоянии здоровья, появление неврозов.
Для того чтобы ребенок без особых трудностей приспособился к новым условиям и успешно справился с требованиями школы, необходима целенаправленная воспитательно-образовательная работа во взаимодействии

семьи и детского сада. Только целенаправленный и долговременный процесс воспитания приводит к всестороннему и гармоничному развитию ребенка и его оптимальной готовности к школе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обобщив основные теоретические подходы к проблеме психолого- акмеологических условий развития ГОШ, можно сделать заключение о том, что существующие подходы базируются на различных концептуальных основаниях. Существование различных подходов еще раз подчеркивает сложность и многогранность данной проблемы, а так же перспективность дальнейшей ее разработки.
Существует качественная специфика в развитии детей, проходящих подготовку по разным программам. Программы дошкольного образования «Развитие» и «Детство», основанные на методологическом принципе ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка, оказывают наиболее эффективное влияние на развитие УВК и подготовку детей к школе. Программа «Шаг за шагом», основанная на принципе свободного воспитания менее эффективна для подготовки детей к школьному обучению.
Психологическая структура готовности к обучению в школе у детей из ДОУ с образовательными программами («Развитие» и «Детство») имеет различия. Эмпирически установлено, что психологическая структура УВК по показателям развития (количество корреляционных связей, количество компонентов структуры, ИКС) в программе «Развитие» обладает более высоким уровнем развития, чем в программе «Детство». Следовательно, программа «Развитие» создает более благоприятные условия для развития готовности дошкольников к обучению в школе.
В процессе целенаправленного обучения и воспитания в психологической структуре готовности к обучению в школе (ДОУ1 и ДОУ2) протекают динамические процессы: увеличивается общее количество связей между компонентами структуры, происходит установление новых связей, усиливаются уже имеющиеся связи; увеличивается средний вес одного компонента (£Ср)> значительно возрастает уровень интегрированности структуры (ИКС). При этом

эмпирически установлено, что в условиях программы «Развитие» уже в старшей группе УВК образуют относительно устойчивую структуру ГОШ. В программе «Детство» психологическая структура еще не сформирована, а значит говорить о наличии психологической структуры элементарной учебной деятельности еще преждевременно.
Разработанная и апробированная нами психолого-акмеологическая программа позволяет компенсировать недостатки образовательных программ ДОУ и является эффективной для развития ГОШ детей старшего дошкольного возраста в поливариативном дошкольном образовании, что доказано результатами формирующего эксперимента.




1. Агеева Р.С. Некоторые особенности графических действий правой и левой рукой у первоклассников // Физиологические и психологические критерии готовности к обучению в школе / Материалы симпозиума. - М., 1977.-С.4-5.
2. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. - М.: изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.- 208 с.
3. Акимова Е.Ю. Развитие мыслительной деятельности учащихся в разных системах начального обучения. Автореферат дис...канд.психол.наук; Изд-во ЯГПУ, 2002. -27 с.
4. Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. - М.: Изд-во инст-та практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-79 с.
5. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! / Предисловие А.В.Петровского. -М.: Просвещение, 1983.- 208 с.
6. Антропова М.В., Кольцова ММ. Морфологические критерии школьной зрелости // Здоровье и воспитание детей дошкольного возраста в СССР. - М., 1978. -С. 21-24.
7. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Учебно-воспитательная работа в первом классе школы и развитие детей / Известия АПН РСФСР. - М., 1955. - Вып.70. - С. 104-148.
8. Ананьев Б.Г. Формирование одаренности // Склонности и способности. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1962. - С.15-36.
9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- Л.: Изд-во Ленингр .ун-та, 1968. - 339 с.
10. Ананьев Б.Г., Сорокина А.И. Подготовительный период в первом классе и формирование готовности детей к обучению. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955.-47с.
11. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х кн. - М.: Педагогика, 1982. Кн. 1-320 с; Кн. 2.-336 с.
12. Анохин П.К. Теория функциональной системы // Успехи физиологических наук. 1970. Т.1.-С.19-54.
13. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории фундаментальных систем // Принципы системной организации функций. - М: Наука, 1973.-246 с.
14. Аристотель Метафизика. О душе // Соч. в 4-х т.: Т.1 / Ред. и авт. пред.

В.Ф. Асмус.- М.: Мысль, 1975. - 550 с.
15. Аристотель Политика//Соч. в 4-х т.: Т.4.-М.: Мысль, 1984.- С. 375 -645.
16. Афанасьев В.Г. О системном подходе в социальном познании //Вопросы философии. - 1973. -N6. - С. 98-111.
17. Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе. - М.: Знание, 1983-94 с.
18. Безруких ММ. Ефимова СП. Знаете ли вы своего ученика? - М.: Просвещение, 1991.-176 с.
19. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 1966. - 349 с.
20. Берцфаи Л.В. Захаров А.В. Особенности оценки школьниками процесса
и результатов решения задач // Вопросы психологии.-1975.-N6. - С.
59-68.
21. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности. В 2-х т. - СПб.: «Алтейя», 1999. Т.1. - 255 с; Т.2. - 281 с.
22. Беспалько В.П.Педагогика и прогрессивные технологии обучения. —М.: изд. ин-та проф. Обр. МО России, 1995. - 236 с.
23. Бине А. Измерение умственных способностей: Пер. с фр. / Изд. подг. Вал. А. Луковым, Вл.А. Луковым. - СПб.: Союз, 1998. - 432 с.
24. Бине А., Анри В. Индивидуальная психология. Пер. с фр. А.В .Савицкой// Бине, В.Анри, Куртье, Филипп. Введение в экспериментальную психологию /Под ред. А.И.Введенского. - СПб., 1903.- С. 133-215
25. Бине А., Симон Т. Развитие интеллекта у детей / С предисловием А.Н.Бернштейна пер. с фр. СИ. Зандер. -М., 1911. - 162 с.
26. Биологическое и социальное в развитии человека.-М.: Наука, 1977.
-225 с.
27. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. -М..Наука, 1973. - 270 с.
28. Блонский П.П. Педология / Под ред. В.А.Сластенина.- М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2000. - 287 с.
29. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.- Ростов н/Д: РГУ, 1983. - 176 с.
30. Божович Л.И Психологические вопросы готовности ребенка к

школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца. - М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. -С.122-131.
31. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. -464 с.
32. Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Известия АПН РСФСР. - М., 1951, вып. 36.-С.29 -
104.
33. Болтунов А.П. Умственное развитие и воспитание школьников. - Л.,
1940.-46 с.
34. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. Теория самоорганизации индивидуума и социума в свете концепции синергетического историзма. Изд. 2-е. испр. и дополн.- СПБ.: Политехника, 2002.-476 с.
35. Брунер Дж. Психология познания. Пер. с англ.- М.: «Прогресс», 1977.¬411с.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ