РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ»
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы разработки методов оценивания знаний в профессиональной образовательной организации 8
1.1. Исторические аспекты оценивания знаний обучающихся в России и
за рубежом 8
1.2 Сущность и виды оценивания 16
1.3 Методы оценивания знаний обучающихся в профессиональных
образовательных организациях 25
Глава 2. Практические аспекты реализации системы методов оценивания знаний обучающихся в процессе преподавания дисциплины «Анализ финансового состояния предприятия» в ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум» 33
2.1. Анализ возможностей реализации системы методов оценивания знаний
обучающихся в* процессе преподавания дисциплины «Анализ финансового состояния предприятия» на тему «Анализ хозяйственной деятельности» 33
2.2. Рекомендации по реализации системы методов оценивания знаний
обучающихся в процессе преподавания дисциплины «Анализ хозяйственной деятельности» 42
2.3. План-конспект практического занятия по теме «Анализ трудовых
ресурсов» 54
Заключение 60
Список литературы 62
Актуальность исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования ориентирован на то, чтобы студент образовательной организации высшего образования, осознавал важность профессионального образования и самообразования для жизни и деятельности, умел применять полученные знания на практике.
В процессе изучения курса экономических дисциплин студенты должны научиться анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с экономическими проблемами, иметь навыки социально-экономического обращения с элементами экономической коньюктуры, которые являются неотъемлемой составляющей современного экономического пространства.
В настоящее время выпускник образовательной организации профессионального образования нередко испытывает затруднения, сталкиваясь с конкретными экономическими проблемами в профессиональной и повседневной жизни. По результатам исследований PISA в 2016 году российские студенты успешно выполняли задания на воспроизведение знаний в простых ситуациях и затруднялись применить их в ситуациях, близких к реальной жизни.
Оценка уровня экономической грамотности выпускников российских организации профессионального образования показала, что этот уровень значительно ниже средних международных показателей, т.е. российские студенты имеют проблемы в применении предметных знаний для решения бытовых проблем.
Система оценивания является основным элементом управления образовательным процессом в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и предназначена для регулярного оценивания качества его результатов.
Оценочная деятельность является одной из самых сложных в работе педагога. Любая деятельность включает в себя оценочный компонент, без которого невозможно её постоянное совершенствование, а значит, наличие оценки в процессе обучения не вызывает сомнений.
На сегодняшний день не существует в отечественном образовании единой общепринятой системы оценивания знаний обучающихся, как, впрочем, и в зарубежных университетах. Каждый колледж волен сам определять для себя наиболее эффективные, соответствующие его традициям образования и специфике колледжа.
Процесс оценивания предполагает демонстрацию и подтверждение того, что обучающиеся освоили требуемые компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности. Проверка знаний обучающихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности обучающихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей обучающихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях[9].
Изучением данной темы занимались и занимаются многие ученные в сфере психологии и педагогики. Ананьев Б.Г., Божович Л.И., Липкина А.И., Рыбак Л.А. и другие занимались исследованием воспитательных функции оценки, а также влияние ее на формирование самооценки обучающихся, интереса и отношения их к изучаемому предмету. Также изучению данной проблемы занимались ученные В. Сластенин, И.Исаев, Е.Шиянов в своей книге «Педагогика». В этой работе исследованы все формы, виды, методы оценивания учебной деятельности обучающихся.
Применение традиционной «отметочной» системы оценивания не позволяет всесторонне оценить работу обучающихся, так как она выполняет функцию только внешнего контроля успешности обучения обучающегося со стороны преподавателя и образовательной организации. Она малоинформативна. В силу своей скрытости критериев оценки отметка не позволяет определить реальный уровень знаний и, нельзя определить направление дальнейших усилий в учебной работе обучающегося. В традиционной системе оценивания происходит сравнение обучающихся друг с другом, что снижает активность и мотивацию.
Исходя из вышеперечисленной проблемы, требуются внедрения в учебный процесс, наряду с традиционной системой оценивания, дополнительных методов оценивания знаний обучающихся, уменьшающих представленные недочеты.
Более подробно в данной работе рассматривается метод развивающейся кооперации и стандартизированный тест.
Для метода развивающейся кооперации характерна постановка задач, которые трудно выполнить в индивидуальном порядке, и для которых нужна кооперация, объединение обучающихся с распределением внутренних ролей.
Для подведения итогов используется стандартизированный тест, который позволяет отслеживать прогресс в результатах обучающихся во времени, сопоставить данные с нормой, сравнивать между собой разные группы обучающихся. А также, благодаря стандартизированной процедуре проведения и оценки результатов, позволяют минимизировать влияние преподавателя, проводящего тест, на результаты обучающихся.
В связи с этим актуальной представляется тема выпускной квалификационной работы: «Разработка системы использования методов оценивания знаний на практических занятиях в профессиональной образовательной организации на примере дисциплины: «Анализ финансового состояния предприятия».
Объект исследования: процесс применения методов оценивания знаний студентов в профессиональной образовательной организации.
Предмет исследования: применение методов оценивания на различных этапах занятия по дисциплине «Анализ финансового состояния предприятия».
Целью написания выпускной квалификационной работы является: разработка методики проведения практического занятия с использованием методов оценивания знаний.
В соответствии с целями ставились следующие задачи:
1. Изучить историю развития методов оценивания знаний обучающихся.
2. Определить сущность и виды оценивания.
3. Проанализировать методы оценивания знаний обучающихся на занятиях.
4. Рассмотреть применение методов оценивания знаний в процессе изучения дисциплины «Анализ финансового состояния предприятия».
5. Разработать методику проведения практического занятия по теме «Анализ финансового состояния предприятия» с применением методов оценивания знаний обучающихся.
6. Составить методические рекомендации по применению методов оценивания знаний обучающихся на занятиях в профессиональной образовательной организации.
Методология исследования: Методика проектирования системы оценивания (Агафонов В.Г., Ждановских М.И., Усова Т.И., Шавалиев А.Н., Шакирова Е.Б., Шинявская С.И.); финансы и анализ финансового состояния (В.В. Иванов, В.В. Ковалёв, Крейнина М.Н., Бочаров В.В., Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В.), профессиональная педагогика и психология (П. И. Пидкасистый, Ю. К. Бабанский, Г. Д. Бухарова, Л. Н. Мазаева, М. В. Полякова, Кубрушко, П. Ф. Харламов, И. Ф., Беспалько, В. П.Коджаспирова, Г. М, Сластенин, В. А., В.В. Краевский, А.Ф. Меняев, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов), методические рекомендации по проектированию оценочных средств (В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун, О.П. Мелехова, С.Е. Родионова, В.А. Тарлыков, А.А. Шехонин), основы профессионально-педагогической деятельности (Н.Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов, Селевко, Г. К.,), теория и практика конструирования педагогических тестов (Челышкова М. Б., Майоров А.Н.), оценивание и психология педагогической оценки (Ананьев Б.Г., Амонашвили Ш.А., Айнштейн В.Г., Гольцова И.Г., Звонников В.И., Челышкова М.Б., Данилов Д.Д., Серова Ж.И., Солдатов Г., Диканская Н.Н., Герасименко Е.В.,
Практическая значимость работы: осуществлен анализ применения методов оценивания в процессе преподавания дисциплины «Анализ финансового состояния предприятия» в Южноуральском энергетическом техникуме «ЮЭТ», разработаны рекомендации по применению методов оценивания знаний по дисциплине «Анализ финансового состояния предприятия», а также разработан план-конспект практического занятия по теме «Анализ финансового состояния предприятия» с применением методов оценивания знаний студентов в профессиональной образовательной организации.
Методы исследования: анализ, синтез, методы сравнения, группировки, наблюдения и др.
База исследования: ГБПОУ Южноуральский энергетический техникум «ЮЭТ»
Структура работы: данная работа состоит из введения, первой главы, в которой мы рассматриваем исторические аспекты оценивания знаний обучающихся в России и за рубежом, сущность, функции и виды оценивания, а так же различные методы оценивания знаний обучающихся, в процессе преподавания в профессиональных образовательных организациях, более углублённо изучили метод развивающейся кооперации и стандартизированный тест.
Во второй главе мы проанализировали применение метода развивающейся кооперации в процессе преподавания дисциплины «Анализ финансового состояния предприятия» и разработали план конспект занятия; выводов по главам, заключения, списка используемой литературы
Путь обновления системы образования в нашей стране обусловлен стремлением внедрить в учебный процесс эффективную систему оценивания, которая гарантирует достижение качественного результата. Оценивание деятельности является важным стимулом в образовании для всех заинтересованных сторон (педагога, обучающегося). Оно фиксирует фактический уровень достижений обучающихся, позволяет определить направления и объёмы дальнейшей работы, непосредственно регулирует учебную деятельность обучающихся.
Применение традиционной «отметочной» системы оценивания не позволяет всесторонне оценить работу студентов, так как она выполняет функцию только внешнего контроля успешности обучения обучающегося со стороны преподавателя и образовательной организации. Она малоинформативна. В силу своей формализованности и скрытости критериев оценки отметка не позволяет определить реальный уровень знаний и, что самое главное, нельзя определить направление дальнейших усилий в учебной работе обучающегося. В традиционной системе оценивания происходит сравнение обучающихся друг с другом, что снижает активность и мотивацию.
В* связи с этим, требуется внедрение в учебный процесс, наряду с традиционной системой оценивания, дополнительных методов оценивания знаний обучающихся, уменьшающих названные недочеты. Тем более, что методов оценивания знаний на сегодняшний день достаточно много: начиная тестированиями и заканчивая решением кейсов, составлением портфолио, и др.
Для реализации системы методов оценивания знаний обучающихся в процессе преподавания дисциплины «Анализ финансового состояния предприятия» на базе Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Южноуральский энергетический техникум» были проанализированы Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) 38.02.06 Финансы, учебный план и рабочая программа дисциплины «Анализ хозяйственной деятельности». Анализ документов показал, что уровень подготовки обучающихся должно оцениваться разнообразными методами, применимыми как на практических, так и на теоретических занятиях.
В качестве примера нами было разработано практическое занятие по теме: «Анализ трудовых ресурсов», для которого были подобраны такие методы оценивания, как стандартизированный тест и метод развивающейся кооперации. В системе эти методы позволяют оценить не только уровень знаний на уровне понятий, но и способность применять эти знания на практике.
Подводя итоги следует отметить, что проблема оценочной деятельности - одна из актуальнейших проблем как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Существующая сегодня система оценивания формировалась в рамках знаниевой парадигмы образования и поэтому отражает результат усвоения знаний, а не процесс их усвоения, что не соответствует в полной мере современным требованиям компетентностного подхода. Вместе с тем понимание этой проблемы ведет к разработке новых методов оценивания знаний.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены.
1. Федеральный закон «Об образовании в* Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
2. Приказ министерства образования и* науки РФ № 1085 от 01.10.2015 года об утверждении федерального государственного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.04. Профессиональное обучение по отраслям (уровень бакалавриата).
Литература
3. Григорьев В.В. Исторический очерк русской школы. М.: Тво Тип. А.И. Мамонтова, 1900 (репринтная копия).
4. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Труды Института по изучению мозга им. В.М. Бехтерева, IV. Л., 1935.
5. Гребнев Л.С. Общество, учебные заведения, академические свободы (образование в* России: грань тысячелетий) // Образование в России. Федеральный справочник. М. 2003.
6. Министерство образования и* науки Кыргызской Республики, Всемирный Банк, проект «Сельское образование. Формативое оценивание и методы личностно-центрированного преподавания и* познания: Руководство для учителей. - Бишкек, 2007. (стр 21)
7. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько. - М.: Изд-во ИРПО,2013. - 336
8. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ СПО при компетентностном подходе/В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун, О.П. Мелехова, С.Е. Родионова, В.А.Тарлыков, А.А. Шехонин. -М.: Изд-во МГУ, 2007
9. Изучение мотивации поведения подростков/ Под. ред. Л.И. Божович и*Л.В. Благонадежиной. М.: Педагогика,1972. 352 с*
10. Век Х. Оценки и* отметки. - М., 1984.
11. Архив К. Д. Ушинского : [в 4 т.] / сост. и* подгот. к* печати В. Я. Струминский; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т* теории и* истории педагогики. — М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959 — 1962
12. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
13. Компетентностный подход. Инновационные методы и* технологии обучения: учебно-методическое пособие/сост. Н.В.Соловова, С.В. Николаева. - Самара: «Универс групп», 2009.
14. Диканская н.н., Герасименко е.В. Оценочная деятельность как основа управления качеством образования // Мониторинг образовательного процесса. 14. 2003.
15. Солдатов Г. Оценки и отметки // начальная школа. 1 2. 1998.
16. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь русского языка / Д. Н. Ушаков .¬М. : Альт - Принт, 2005 .- 263 с.
17. Данилов Д.Д., Серова ж.И. Экспериментальные методы оценивания в* Образовательной системе «Школа 2100» // Плюс до и*после. Ц. 2004.
18. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2008. 224 с.
19. Майоров А.Н. Теория и* практика создания тестов для системы образования. - М., «Интеллект центр», 2001.-296 с.
20. Сластенин В.А. и* др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с*
21. Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. - М., 2001.
22. Педагогика: Учебник для студентов педагогических учебных заведений / В.В. Краевский, А.ф. Меняев, П.И. Пидкасистый. Под ред. П.И. Пидкасистого. - П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2004 г. - 608 с.
23. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения [Текст]: учебное пособие для вузов/Н.Е. Эрганова.-М.:Академия, 2007.-160с.
24. Российская библиотечная ассоциация URL: http://www/rba/ru
25. Амонашвили Ш.А. Обучение.Оценка.Отметка.-М.:Знание,1980.- 150с.
26. Айнштейн В.Г., Гольцова И.Г. Об адекватности экзаменационных оценок//Высшее образование в России. №3, 1993. С. 40-42.
27. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и* образовательная функции оценки обучения: Экспериментальное педагогическое исследование. - М.: Педагогика, 1984. - 296 с.
28. Коджаспирова, Г. М. Педагогика[Текст]: учебник. - М.: Гардари-ки,
2014. - 528 с.
29. Системный подход к* проблеме совершенствования высшего об-разования [Текст]/ Ю. Ф. Тимофеева. - М.: Высшее образование России, 2014. - №2. - 48с.
30. Бутова, В. Н. Создание учебно-методического комплекса [Текст] // Среднее профессиональное образование, 2013.-№1.
31. Гомола, А. И. Учебно-методический комплекс студентов как средство повышения эффективности процесса обучения[Текст] // Среднее профессиональное образование, 2013. - № 2.
32. Ерецкий, М. И. Совершенствование обучения в технику-ме[Текст]: учеб.метод. пособие. - М.: Высш.шк., 2013.
33. Кубрушко, П. Ф. Содержание профессионально-педагогического образования [Текст]. - М.: Выспынк., 2013. - 236 с.
34. Никитина, Н. Н. Основы профессионально-педагогической дея- тельности[Текст]: учеб.пособие для студ. учреждений средн. проф. образова-ния / Н.Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. - М.: Мастерство,
2015. - 224 с.
35. Общая и профессиональная педагогика[Текст]: учеб.пособие / Г. Д. Бухарова, Л. Н. Мазаева, М. В. Полякова. - Екатеринбург: Изд-во Урал, гос проф.-пед.ун-та, 2014. - 298.
36. Педагогика[Текст]: учеб.пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под. ред. П. И. Пидкасистого. - М., 2013. - 640 с.
37. Педагогика[Текст]: учеб.пособие / Под. ред. Ю. К. Бабанского. - М.: Просвещение, 2014. - 608 с.
38. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст]: учеб.пособие. - М.: Народное образование, 2013.-256 с.
39. Сластенин, В. А. Психология и>педагогика[Текст]: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, В. П. Киширин. - М.: Из-дательский центр «Академия», 2014. - 480 с.
40. Харламов, И. Ф. Педагогика[Текст]: учеб.пособие. - 4-е изд., пе- рераб. и доп. - М.: Гардарики, 2013. - 519 с.
41. Бочаров В.В* Финансовый анализ. - СПб.: Питер, 2008. - 204 с.
42. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. - М.: ИКЦ. «ДИС», 2002. -224 с.
43. Финансы под ред. В.В. Иванова, В.В. Ковалёва. М.: - Проспект 2009.
44. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. М.: - Инфра - М, 2007, 208 с.
45. Григорьев В.В. Исторический очерк русской школы. М.: Т-во Тип. А.И. Мамонтова, 1900 (репринтная копия).
46. Гребнев Л.С. Общество, учебные заведения, академические свободы (образование в России: грань тысячелетий) // Образование в России. Федеральный справочник. М. 2003.
47. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Труды Института по изучению мозга им. В.М. Бехтерева, IV. Л., 1935.
48. Методика проектирования системы оценивания индивидуальных образовательных достижений обучающихся: Методическое пособие/ Сост. Агафонов В.Г., Ждановских М.И., Усова Т.И., Шавалиев А.Н., Шакирова Е.Б., Шинявская С.И. - Екатеринбург: РРЦ РПО, 2008. - 64 С.
49. Реализация основных образовательных программ среднего профессионального образования [Текст]: сборник нормативных правовых документов / Под.ред. П. Ф. Анисимова. - М.: ИПР СПО, 2013. - 410 с.