Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая работа по развитию лексики у старших дошкольников с OHP III уровня в процессе дидактической игры

Работа №81691

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы73
Год сдачи2017
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
330
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня в процессе дидактической игры 9
1.1 Понятие «общее недоразвитие речи» в психолого-педагогических
исследованиях. Факторы риска нарушений речи старших дошкольников 9
1.2 Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
ОНР III уровня 17
1.3 Современное состояние проблемы развития лексики у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 26
1.4 Дидактические игры в практике логопедической помощи старшим
дошкольникам с общим недоразвитием речи III уровня 34
Выводы по 1 главе 43
Глава 2. Организация работы в рамках логопедической помощи старшим дошкольникам с общим недоразвитием речи III уровня 45
2.1 Организация исследования и анализ результатов 45
2.2 Организация и содержание логопедической работы по развитию
лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в процессе дидактической игры 50
2.3 Анализ полученных результатов логопедической работы по
развитию лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в процессе дидактической игры 60
Выводы по 2 главе 64
Заключение 66
Список литературы 69


Актуальность исследования. Настоящее исследование посвящено поиску путей совершенствования логопедической помощи детям старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня в процессе дидактической игры.
Продолжающаяся модернизация образования, в том числе и дошкольного уровня образования, которое является в настоящее время первой ступенью в системе непрерывного образования по «Закону об образовании в РФ», который вступил в силу с сентября 2013 года, предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания работы с детьми дошкольного возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) меняет отношение к дошкольному образованию, как к одному из основных уровней развития ребёнка. В условиях реализации Федерального Государственного Образовательного стандарта и требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования существенным отличием является исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утверждает основные принципы, одним из которых является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями». Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях.
Общее недоразвитие речи является многомодальным нарушением, проявляющимся на всех уровнях организации речи ребенка. При общем недоразвитии речи в структуре дефекта отмечается несформированность речевой деятельности и других психических функций. При ОНР отмечается неравномерный, замедленный процесс овладения языковыми средствами родного языка. Дети не овладевают самостоятельной правильной речью, и с возрастом это отставание становится все более заметными.
При подготовке к школе старших дошкольников с общим недоразвитием речи, развитие у них лексики приобретает особое значение, так как достаточный уровень сформированности лексики является важнейшим условием полноценного усвоения знаний, развития мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности. Кроме того, адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все это и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития лексики, которая должна быть сформирована в полной мере в дошкольном возрасте.
В связи с увеличением количества детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как общее недоразвитие речи, в детских садах реализуется специализированная программа по коррекции данных нарушений: Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей». Комплексный подход к проблеме преодоления общего недоразвития речи предполагает комплексное планирование и реализацию логопедической работы с этими детьми, направленную на устранение речевых дефектов, предупреждение возможных последствий речевых недостатков в условиях специальных коррекционных групп, в том числе и для детей с ОНР и характеризуются значительным увеличением количества занятий по коррекции речевого дефекта. Однако в условиях детского сада в процессе обучения и воспитания дошкольников уже имеется необходимое количество занятий, регламентированных общеобразовательной программой, поэтому увеличение коррекционных занятий невозможно в связи с соблюдением СанПина. На основе анализа информационных источников по проблеме исследования мы выявили следующее противоречие: между необходимостью оказания детям помощи в преодолении речевого дефекта и невозможностью увеличения числа коррекционных занятий. Следовательно, наша работа направлена на разработку и апробацию коррекционно-образовательных технологий, обновление содержания логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, в том числе с применением игровых образовательных технологий в дошкольных образовательных организациях.
Проблема исследования заключается в определении эффективности использования игровых образовательных технологий (дидактических игр) для развития лексики детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Резюмируя все вышесказанное, мы выбрали тему работы: «Развитие лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня в процессе дидактической игры».
Объект исследования: развитие лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Предмет исследования: организация и содержание логопедической работы по развитию лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня в процессе дидактической игры.
Гипотеза исследования: развитие лексики детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня будет эффективным при организации логопедической работы с использованием дидактических игр.
Цель исследования - теоретически изучить и практически доказать эффективность развития лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня посредством дидактической игры.
Для конкретизации поставленной цели и проверки гипотезы исследования нами были определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3. Разработать содержание логопедической работы по развитию лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием дидактических игр и определить эффективность его использования.
Для решения поставленных задач и опытно-экспериментальной проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
- теоретические: психолого-педагогический анализ научно¬
методической литературы, анализ и интерпретация теоретических и экспериментальных данных;
- эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, беседа, методы экспертной оценки, мониторинг, изучение и обобщение практического опыта деятельности педагогов дошкольной образовательной организации.
Теоретической и методологической основой исследования являются: положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследование закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.
Методологическими ориентирами исследования стали идеи о единстве, взаимоотношении биологических и социальных факторов в развитии ребенка, о сложной структуре нарушений развития, возникающих в результате первичного и вторичного дефектов, о единстве законов развития нормального и аномального ребенка (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Р.Е. Левина, С.Л. Рубинштейн), философские положения о ведущей роли деятельности и речи в развитии личности (Л. С. Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев).
Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в систематизации знаний о развитии лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и об особенностях логопедической работы с данной категорией детей.
Практическая значимость заключается в разработке содержания логопедической работы по развитию лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием дидактических игр и определении эффективности его использования. Результаты проведенного исследования могут быть рекомендованы в практическую деятельность логопеда дошкольной образовательной организации для осуществления работы по развитию лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены использованием комплекса методов, адекватного задачам исследования и характеру изучаемого явления; ведением исследования в единстве с практической деятельностью и с ориентацией на неё; количественном и качественном анализе экспериментальных данных.
Организация исследования.
Исследование осуществлялось в три этапа:
I - изучение и анализ развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР по данным психолого-педагогической литературы;
II - исследование уровня развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
III - проведение работы по совершенствованию логопедической работы по развитию лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе дидактической игры.
База исследования «МДОУ ДС КВ № 300», 6 детей старшего дошкольного возраста, 4 педагога, 12 родителей воспитанников.
Структура исследования: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Правильное понимание структуры ОНР, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные дошкольные организации и группы, выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.
Вопрос о развитии речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня - серьёзная научно-методическая проблема, которой уделяется большое внимание в психолого-педагогической литературе. Анализ работ отечественных и зарубежных специалистов, посвященных проблеме развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, показал, что в настоящее время проблема развития речевой деятельности этих детей, активный словарный запас и грамматический строй привлекает внимание многих специалистов.
Также многие авторы указывают на то, что игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта детей. Значение игры, как ведущего вида деятельности детей старшего дошкольного возраста позволяет широко использовать игровые приемы в логопедической работе. А также выводит игру на первый план среди разнообразных методов при коррекционном воздействии. Основной задачей логопеда является преодоление речевого недоразвития у ребенка, и значительным потенциалом, в этом направлении, обладает дидактическая игра, поскольку в игре ребенок не просто выполняет требования взрослого, но и активно действует.
Таким образом, работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов и отдельных игровых действий в большей степени, нежели обычных воспитательных мероприятий. А также подчеркивает особую роль дидактических игровых приемов. В то же время, как показывает анализ исследований, некоторые аспекты этой проблемы требуют дополнительного изучения; проблеме применения игры в логопедической работе посвящено немало работ ведущих специалистов. Ими разработано и предложено для применения достаточно много игровых приемов по преодолению нарушений в развитии лексики. Анализ работ специалистов, посвященных проблеме преодоления лексико-грамматического недоразвития у дошкольников, а также экспериментальное исследование подтвердили особую актуальность проблемы.
Считая возможным развитие речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в ходе применения дидактических игр, экспериментальное исследование было посвящено выявлению эффективности составленного нами комплекса дидактических игр.
Экспериментальная работа проводилась в «МДОУ ДС КВ № 300» г. Челябинска. В экспериментальной работе принимали участие дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня старшей логопедической группы. Исследовательская работа состояла из нескольких этапов. Во-первых, тщательно было изучены и проанализированы методические разработки различных авторов по теме исследования. Во-вторых, была проведена первичная диагностика детей, которая выявила как общий, так и индивидуальный уровень развития их речевой деятельности. На этой основе составлены комплексы дидактических игр, охватывающие период обучения детей во время экспериментальной работы. На констатирующем этапе диагностического исследования дети показали различный уровень развития речевой деятельности. Низкий уровень был выявлен у 4 детей, что составляет 63% от общего числа воспитанников в исследуемой группе. Двое детей на среднем уровне, это 37% детей. Высокого уровня развития нет ни у одного ребенка.
Экспериментальная работа, длившаяся с октября 2016 года по июнь 2017 года, стала вторым этапом данной работы. Третий этап - это проведение контрольного эксперимента и анализ диагностических данных, после которого отмечаются заметные изменения: низкого уровня нет ни у одного ребенка, высокий уровень показал 1 ребенок, что составило 17%, а 5детей показали средний уровень, это 83%.
Данные, полученные на контрольном этапе, говорят о том, что уровень развития лексики группы детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня повысился. В результате повторного проведения диагностической методики, мы получили, что для полноценного развития и преодоления трудностей в формировании речи и развитии лексики детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, организация логопедической работы по развитию лексики у детей с использованием дидактических игр показала свою эффективность.
Таким образом, полученные данные подтверждают нашу гипотезу о том, что «использование игровых образовательных технологий (дидактических игр) для развития лексики детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня будет эффективным при организации логопедической работы по развитию лексики у детей».
Использование составленных нами комплексов дидактических игр, как метода логопедической работы, в процессе развития лексики у детей старшего дошкольного возраста, имеющими ОНР III уровня, прошли практическую проверку.



1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Просвещение, 1997. - 400 с.
2. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи. - М.: Просвещение, 2005. - 292 с.
3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988. - 334 с.
4. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи - М.: Астрель, 2006. - 161 с.
5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб: Союз, 1999. - 423 с.
6. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. - М.: Просвещение, 1983. - 281 с.
7. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 487 с.
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи.- М.: Высшая школа, 1994. - 194 с.
9. Глинка Г.А. Развитие мышления и речь. - Санкт-Петербург, 2000. - 379 с.
10. Глухов В.П. Исследование состояния монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1986. - № 6. - С. 31-36.
11. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М.: АРКТИ, 2002. - 312 с.
12. Голубева Г. Г. Механизмы фонетических нарушений у дошкольников с задержкой психического развития // Актуальные проблемы обучения, воспитания и социальной адаптации детей с проблемами в развитии. - СПб.: Питер, 1998. - 371 с.
13. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.
14. Егоров Т.Г. Психология овладения навыков чтения. - М.: Уч. пед. гиз., 1953. - 174 с.
15. Жаренкова Г.И. Выявление недостатков речи. // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. - М., 1965. - 178 с.
16. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. - М.: Просвещение, 1994. - 245 с.
17. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: КнигоМир, 2011. - 320 с.
18. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1999. - 324 с.
19. Ильякова Н.Е. Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 5-6 лет. От прилагательных к рассказам-описаниям. - М.: ГНОМ и Д, 2004. - 297 с.
20. Каше Г. А. Недостатки произношения звуков у учащихся массовой школы // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / под ред. Р. Е. Левиной.- М.: Просвещение, 1965. - 290с.
21. Козырева Л.А. Развитие речи. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2002. - 345 с.
22. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М.: Просвещение, 1982. - 277 с.
23. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся. - М.: Просвещение, 1975. - 129 с.
24. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды. - М.: Аркти, 2005. - 224 с.
25. Леонтьев А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному. - М.: Просвещение, 1970. - 144 с.
26. Лепская Н.И. Язык ребёнка. - М.: высшая школа, 1997. - 151 с.
27. Логопедия: Учебник для вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2003. - 418 с.
28. Лурия А.Р. Письмо и речь. - М.: Академия, 2002. - 319 с.
29. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. - М.: Просвещение, 1974. - 363 с.
30. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. - М.: Просвещение, 1992. - 341 с.
31. Медведева Т.В. Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию связной речи детей с третьим уровнем речевого развития // Дефектология. - 2001. - № 6. - С. 37-39.
32. Нечаев А.П. Очерки психологии для воспитателей и учителей. Ч. 2. - СПб: Питер, 1996. - 417 с.
33. Нищева, Н.В. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. - СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2004. - 120 с.
34. Организация коррекционно-логопедической работы в диагностических группах с детьми дошкольного возраста / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. - М.: Российский ун-т дружбы народов, 2007. - 129 с.
35. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1968. - 250 с.
36. Павлова, Ю. Ю. Адаптационно-коррекционное воздействие
арттерапевтических психокоррекционных технологий в работе с детьми с нарушениями речи [Текст] : [дет. сад] / Ю. Ю. Павлова // Актуальные вопросы специального образования / Мурманский гос. пед. ун-т. - Мурманск: МГПУ, 2008. - Вып. 4. - С. 59-62 .
37. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.: Высшая школа, 1969.
- 581 с.
38. Правдина О.В. Логопедия. - М.: Просвещение, 2001. - 243 с.
39. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.
- М.: Просвещение, 2000. - 448 с.
40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2000. - 380 с.
41. Рубинштейн С.Л. Пути и принципы развития психологии. - М.:
Медицина, 1995. - 421 с.
42. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1995. - 255 с.
43. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи
- М.: АКАДЕМА, 2003. - 144 с.
44. Селиверстов В.И., Шаховская, С.Н. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями развития. // Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Академия, 2001. - С. 26 - 67.
45. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольника. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2002. - 224 с.
46. Спирова Л.Ф. Недостатки чтения и пути их преодоления//Недостатки речи у детей. - М.: Просвещение, 1965. - 498 с.
47. Текучев А.А. Методика русского языка в средней школе. - М.:
Просвещение, 1986. - 139 с.
48. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. - М.: ГНОМ и Д, 2001. - 112 с.
49. Токарева О. А. Функциональные дислалии // Расстройства речи у детей и подростком / Под ред. С. С. Ляпидевского - М.: Наука, 1969. - С. 100-128.
50. Трауготт Н.Н. К вопросу об организации и методике речевой работы с моторнымиалаликами // Хрестоматия по логопедии, том II / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Высшая школа, 1997. - 534 с.
51. Трефилова Т.Н. Изучение онтогенеза речи в Российской психологии // Вопросы психологии. - 2005. - Т. 2. - С. 112 - 116.
52. Трошин О.В., Жулина, Е.В. Логопсихология: Учебное пособие / О.В.Трошина, Е.В.Жулина. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 256 с.
53. Туманова Т.В., Филичева Т.Б. Учись говорить правильно. - М.: Проспект, 1993. - 161 с.
54. Ушакова О.С., Струнина Е.М., Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2004. - 243 с.
55. Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного
возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. - М.: Школьная
пресса, 2002. - 680 с.
56. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.: Просвещение, 1997. - 357 с.
57. Цветкова Л.С. Методика Диагностического нейропсихического обследования детей. - М.: Просвещение, 1990. - 123 с.
58. Шахнарович А.М., Негневицкая Е.И. Язык и дети. - М.: Просвещение, 1992.
59. Чевелёва Н.А. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушением речи // Дефектология. - 1986. - № 5. - С. 35-37.
60. Четвертушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. - М.: Гном и Д, 2001. - 228 с.
61. Эльконин Д.Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. - М.: Педагогика, 1998. - 357 с.
62. Яблокова Л.В., Ахутина Т.В., Полонская Н.Н. Нейропсихологический анализ индивидуальных различий у детей: параметры оценки. В кн.: Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий. / Под ред. Е.Д. Хомской и В.А. Москвина. - М., Оренбург, 2000. - 310 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ