Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Работа №81688

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы111
Год сдачи2019
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
232
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ 11
1.1 Психологические барьеры: структура и содержание 11
1.2 Теоретические аспекты самоактуализации личности 28
1.3 Влияние самоактуализации на преодоление психологических
барьеров в процессе профессиональной хореографической подготовки учащихся 44
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
САМОАКТУАЛИЗАЦИИ КАК ФАКТОРА ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ 61
2.1 Организация и методы исследования 61
2.2 Анализ и интерпретация эмпирического исследования
влияния самоактуализации на преодоление психологических барьеров в процессе профессиональной хореографической подготовки 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 93

Современное общество предъявляет высокие требования к формированию и становлению личности, которая способна раскрыть все свои способности и направить их на благо общества. Поэтому в настоящее время ставится задача развития активной и инициативной молодежи с высокими профессиональными качествами, которые способны изменять среду и приспосабливаться к изменившимся условиям, саморазвиваться и самоактуализироваться.
Юношеский возраст определяется возрастом 16-18 лет и считается одним из сложных периодов в жизни человека, так как на этот момент происходит формирование личности человека. В этот момент человек самостоятельно определяет для себя место в жизни, в обществе, выбирает себе будущую профессию, поступает в ВУЗ, приобретает новые знания и умения для гармоничной социализации.
В это время усиливается стремление мыслить логически, заниматься самоанализом, рассуждать и дискуссировать. Из-за быстрого роста сознания и самосознания расширяются знания о себе и окружающем мире, вследствие чего меняется иерархия ценностей, убеждений и взглядов, происходит смена одного вида деятельности на другой.
Молодежь является особой социальной группой, к которой всегда приковано внимание психологов и социологов, так как именно от этой группы во многом зависит, в каком направлении будет развиваться наше общество. Поэтому перед педагогами ВУЗов ставится большая задача - воспитать тот ценностный фундамент у молодого поколения, который приведет к прогрессу и постоянному развитию главных сфер жизни общества.
В условиях освоения будущей профессиональной деятельности зачастую студенты сталкиваются с проблемами, которые ведут к снижению успеваемости, низкому качеству знаний и как следствие студент теряет стремление учиться. Психологические барьеры принято считать одной из главных проблем современной молодежи. С каждым годом требования к обучению растут, хореография развивается быстрыми темпами, появляется все больше направлений, и студент в процессе хореографической подготовки должен следить за течениями в мире танца, а так же познавать и расширять свои возможности. Сейчас танцор должен быть универсальным, что создает большие трудности, заставляет ломать себя, и физически, и морально. Барьеры могут возникать из-за внутренних качеств человека - напряженность, застенчивость, неуверенность в себе, низкая самооценка, ригидность, или из-за внешних факторов - несовпадение целей студента и педагога, несовпадение темперамента, стилей мышления и тд.
Процесс преодоления психологических барьеров должен происходить при тесном взаимодействии и студентов, и преподавателей, объединенных едиными целями, направленными, с одной стороны, на развитие и совершенствование целостной индивидуальности студента, с другой - на активизацию учебного процесса, в ходе которого достигается решение учебных задач [9]. Преодолеть барьеры возможно и самостоятельным путем, когда студент прилагает определенные усилия, чтобы справиться с возникшим препятствием, используя все свои ресурсы. В дальнейшем эта модель преодоления барьеров закрепляется и человек использует ее, не прилагая лишних усилий, а лишь используя свой прошлый личный опыт.
Таким образом, при столкновении с барьером, человеку нужно сформировать адаптивную программу действий, которая приведет к успешному прохождению возникшего препятствия [26].
Проблема исследования психологических барьеров была и остается главной темой как отечественных, так и зарубежных ученых. Воздействие психологических барьеров на развитие личности было описано в трудах К.Левина, З. Фрейда, в отечественной литературе К.Д. Ушинским и Б.М. Кедровым.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показали, что большинство студентов сталкиваются с трудностями при переходе на новые формы обучения и требования к обучению в ВУЗах, а так же трудности вступления в новый коллектив. Исследователи отмечают, что труднее всего приходится первому курсу, затем второму. Именно по этой причине успеваемость студентов понижается и приводит к отчислению студентов на первых курсах обучения в ВУЗе. Можно сделать вывод, что проблема преодоления барьеров на первых этапах обучения является актуальной темой и требует большого внимания. Необходима разработка теоретических и практических методов и методик борьбы с возникающими барьерами, формирование программы действий и рекомендаций.
Исследование показывает, что преподаватели часто видят у студентов-первокурсников трудности в области изучения предмета, но не помогают им, так как ставят основной акцент на выполнение программы курса обучения. Преподавателям не хватает времени, профессионализма в этой области, а иногда и желания помогать студентам. Поэтому есть необходимость в специальных семинарах, которые направлены на повышение профессионального мастерства педагогов в области преодоления психологических барьеров у студентов.
Противоречие исследования заключается в том, что с одной стороны в современной практике образования возрастает количество учащихся, столкнувшихся с проблемой преодоления психологических барьеров в ВУЗе, которое приводит к ухудшению успеваемости студента, профессионализма и тормозит развитие личности в целом. С другой стороны наблюдается недостаточное внимание со стороны, как студентов, так и педагогов к факторам, которые приводят к психологическим барьерам.
Актуальность исследования заключается в том, что при большом количестве литературы на тему самоактуализации и психологических барьеров, имеется мало исследований, посвященных взаимосвязи этих компонентов и того, как эти компоненты соотносятся с процессом профессиональной хореографической подготовки студентов. Изучая проблему самоактуализации и психологических барьеров, можно будет повысить эффективность обучения, профессионализм учащихся ВУЗов, а так же предотвратить возникновение у студентов психологических барьеров в процессе обучения.
Объект исследования: процесс профессиональной хореографической подготовки студента.
Предмет исследования: самоактуализация как фактор преодоления психологических барьеров в процессе профессиональной хореографической подготовки студента.
Цель исследования: изучить особенности влияния самоактуализации личности на преодоление психологических барьеров в процессе профессиональной хореографической подготовки.
Гипотеза: мы предполагаем, если в процессе профессиональной хореографической подготовки уровень самоактуализации личности студента высокий, то возникновение психологических барьеров минимальное.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научной литературы, раскрыть сущность, структуру и содержание психологических барьеров.
2. Раскрыть сущностные характеристики самоактуализации личности, особенности ее формирования и развития в процессе профессиональной хореографической подготовки учащихся.
3. Организовать эмпирическое исследование на определение уровня самоактуализации и выявление психологических барьеров у личности студента в процессе профессиональной хореографической подготовки.
4. Эмпирическим путем определить влияние самоактуализации на преодоление психологических барьеров
5. Составить практические рекомендации для студентов, склонных к возникновению психологических барьеров в процессе профессиональной хореографической подготовки.
Методологической основой исследования являются:
1. Идеи личностно-деятельностного подхода в психологии (Абульханова-Славская К.А, Ананьев Б.Г., Выготский Л.С., Запорожец
A. В., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л. и др.);
2. Общепсихологический принцип детерминизма (Асеев В.Г., Асмолов А.Г., Орлов А.Б., Рубинштейн С.Л.), который понимается в психологии как закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов;
3. Принцип активности личности (Петровский А.В., Петровский B. А., Узнадзе Д.Н. и др.).
Теоретической основой исследования являются:
1. Теоретические положения о профессиональном образовании и профессиональной деятельности (Климов Е.А., Кузьмина Н.В., Маркова А.К.,Поваренков Ю.П., Пряжников Н.С., Шадриков В.Д. и др.);
2. Теоретические положения о психологических барьерах (Маркова А.К.,Сластенин В. А., Шакуров Р.Х.);
3. Концепция самоактуализации (Маслоу А., Роджерс К., Шостром Э.);
Методы и методики исследования:
— анализ научной литературы
— психодиагностический метод
— методики: «Самоактуализационный тест», адаптированный Э.
Шостром, «Методика определения доминирующего состояния» Л.В. Куликова;
— метод математической обработки данных (коэффициент линейной корреляции rsПирсона).
База исследования: КГУ Комплекс-колледж искусств - специализированная школа-интернат для одаренных детей музыкально-эстетического профиля г. Петропавловска. В исследовании приняли студенты 1-2 курсов (50 человек).
Научная новизна:
— установлено, что психологические барьеры, которые возникают у студентов в процессе профессиональной хореографической подготовки, есть результат расхождения понятий образа профессионального артиста-танцора и своих индивидуальных особенностей, то есть рассогласование образа «Я - реальное» с «Я - идеальное»;
— выявлено и обосновано, что основными психологическими барьерами у студентов в процессе профессиональной хореографической подготовки является высокий уровень тревожности, неустойчивость эмоционального фона, которая проявляется частой сменой настроения, неудовлетворенность и пассивное отношение к жизни;
— раскрыта сущность и выделены уровни процесса самоактуализации, обусловленные степенью развития гибкости поведения, самоуважения и принятия природы человека;
— теоретически доказано и эмпирически подтверждено влияние уровня самоактуализации на преодоление психологических барьеров у студентов.
Теоретическая значимость:
- проведя анализ научной литературы, раскрыто понятие и определены характеристики психологических барьеров, функции и механизмы их возникновения;
- осуществлен теоретический обзор проблемы самоактуализации у студентов хореографического направления, определены особенности проявления и развития.
Практическая значимость: анализ результатов эмпирического исследования позволил нам составить рекомендации по преодолению психологических барьеров для студентов 1 курса, которые могут быть использованы для более эффективной организации учебного и воспитательного процессов в вузе, в профессиональной диагностике абитуриентов, студентов и выпускников вуза, в системе послевузовского образования.
Надежность и достоверность результатов обеспечивалась репрезентативностью выборки, использованием надежных и валидных, адаптированных методик, адекватных цели и задачи исследования, а также применением соответствующих методов математической обработки (коэффициент линейной корреляции rsПирсона).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Психологический барьер - специфическое состояние личности, которое выступает как препятствие, в результате чего снижается активность и желание студента к познавательной деятельности, а так же в самореализации и самоактуализации. Психологические барьеры проявляются в тревожности перед задачами, которые ставятся системой образования и мировыми стандартами. В результате появляется пассивность и неудовлетворенность своей профессией и жизнью, проявляющаяся в негативном поведении и отстранении от окружающих. Психологические барьеры могут нести в себе и положительные функции. Индикаторная функция дает сигналы о диссонансе своего «Я». Стимулирующая функция активизирует творческую активность в деятельности.
2. Самоактуализация является одним из факторов, предотвращающих появление психологических барьеров. Студенты с низким уровнем самоактуализации больше подвержены появлению психологических барьеров, снижающих познавательную и творческую активность студентов хореографической направленности. Низкий уровень самоактуализации проявляется у студентов в тревожности, пассивности и неудовлетворенностью жизнью, в искажённом взгляде на природу человека. Чем выше уровень самоактуализации студентов, тем меньше возможность возникновения психологических барьеров.
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 50 источников, и 4 приложений. Текст иллюстрирован 9 таблицами и графиками, отражающими основные положения и результаты исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном обществе все больше возрастает интерес человека к самому себе, к своим психологическим особенностям, которые составляют сущность личности, которые движут человеком, заставляя его действовать определенным образом в различные жизненные моменты. Для государства на первый план ставится формирование психологически здоровой и зрелой личности, способной создать конкурентоспособную основу населения. Этот интерес отражается в научных исследованиях многих современных авторов, которые пытаются расширить знания «простого» человека о себе путем более понятного языка, но при этом сохраняя научность работы.
В нашей работе большую актуальность представляет собой такое свойство личности как самоактуализация. Мы предполагаем, что именно самоактуализация человека является фактором для преодоления психологических барьеров, которые возникают в процессе профессиональной подготовки студентов.
Самоактуализация - это постоянный процесс развития своих возможностей и потенциалов. Так же мы рассматриваем самоактуализацию, как совокупность качеств и ценностей личности, составляющих внутренний потенциал, которые способны оказать отпор негативным психофизическим состояниям в профессиональной деятельности студентов. Анализ теоретических и эмпирических исследований позволил нам выявить основные характеристики, структуру и роль самоактуализации в личностном и учебно-профессиональном развитии человека.
Проблема психологических барьеров изучались как зарубежными, так и отечественными учеными. На сегодняшний день анализ литературных источников показал, что большинство ученых- исследователей склоняются к тому, что психологические барьеры - это психическое состояние, переживаемое как трудность, проявляющееся в неадекватном снижении активности человека. В ходе работы нами были выявлены основные причины возникновения психологических барьеров в процессе профессионально подготовки:
1) расхождение между «Я - реальным» и «Я - идеальным» образом будущего специалиста выбранной профессии;
2) конфликтные ситуации с педагогом и/или сокурсниками;
3) проблемы, связанные с психоэмоциональными состояниями личности (тревожность, зажатость, агрессивность и т.д.).
Так же нами были выделены основные функции психологических барьеров:
1) индикаторная функция - если в деятельности происходят нарушения, психологические барьеры посылают сигналы о этих нарушениях;
2) стимулирующая (психологические барьеры могут стать способом развития тех или иных качеств личности при условии, что личность осознает критичность переживаемой ситуации, и при этом мобилизует свои потенциальные возможности и способности для преодоления барьеров);
3) тормозящая (психологические барьеры могут препятствовать развитию личности, если личность не видит необходимости в их преодолении и подстраивается под сложившиеся условия).
В результате исследования мы предположили, что психологические барьеры несут в себе не только отрицательные, но и положительные функции. При определенных условия они могут способствовать развитию и закреплению качеств, приобретенных в процессе профессиональной деятельности.
Целью нашего эмпирического исследования являлось изучение особенности влияния самоактуализации личности на преодоление психологических барьеров в процессе профессиональной хореографической подготовки.
Мы предположили, если в процессе профессиональной хореографической подготовки уровень самоактуализации личности студента будет высокий, то возникновение психологических барьеров - минимальное.
По итогу проведенного нами эмпирического исследования у большинства студентов 1 курса хореографического направления были выявлены психологические барьеры обучающихся, снижающие учебную активность студентов и проявляющиеся в виде различных психических состояний. Анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что большинство первокурсников обладают низким уровнем гибкости поведения, контактности, сензетивностью (неспособность определять свои чувства и потребности), снижен уровень познавательных потребностей учащихся.
Исследование самоактуализации студентов - первокурсников показало, что среди испытуемых большинство студентов обладают низким уровнем самоактуализации.
Проведя корреляционный анализ, нам удалось выявить 4 статистических достоверных корреляционных связей, что позволило установить влияние самоактуализации на преодоление психологических барьеров в процессе профессиональной хореографической подготовки студентов 1 курса. Студенты с низким уровнем самоактуализации более подвержены возникновению и влиянию психологических барьеров, нежели студенты с высоким уровнем самоактуализации. У студентов с низким уровнем самоактуализации зачастую повышенная тревожность, пассивности, замкнутость. Они с большим трудом самостоятельно принимают решения. Для самовыражения студент должен преодолеть неуверенность в себе, страх, агрессивность. Высокий же уровень самоактуализации обуславливает эффективное преодоление психологических барьеров студентами, возникающих в процессе учебной деятельности. Для таких студентов психологические барьеры выступают как стимуляторы для развития своего «Я». Преодолевая барьеры, возникшие в процессе учебной деятельности, студент преодолевает свои страхи и неуверенность, тем самым добиваясь больших результатов в будущей профессии.
В результате проведенного исследования выявлено наличие связей между показателями психологических барьеров и показателями самоактуализации. Это подтверждает, что самоактуализация является фактором преодоления психологических барьеров. Выдвинутая нами гипотеза подтверждена: уровень самоактуализации личности определяет возникновение психологических барьеров в процессе профессиональной хореографической подготовки.
Результаты эмпирического исследования могут использоваться педагогами и педагогами-психологами образовательных учреждений для дальнейшего психологического сопровождения студентов с низким уровнем самоактуализации и возникающими при этом психологическими барьерами в процессе профессиональной хореографической подготовки. (Приложение Г).



1. Азбука танцев [Текст] / Авт.сост. Е.В. Диниц, Д. А. Ермаков, О.В. Иванникова.- М.: АСТ,2005. - 286с.
2. Ассаджоли, Р. Психосинтез: теория и практика [Электронный ресурс] / сост. и пер. В. Данченко // PSYLIB. Самопознание и саморазвитие: психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры).
3. Адлер, А. Понять природу человека [Текст] / А. Адлер. СПб.: Академический проект. 2000. 134 с.
4. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и
физиологии активности [Текст]. - М.: Медицина, 1966. - 349 с.
5. Болдырева, Т.А., Манина, В.А. Неконструктивные копинг - стратегии как предикт невротических расстройств у спортсменов [Текст] // Проблема индивидуальности в современной психологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции 19 ноября 2009. Владивосток: Мор. Гос. Ун-т, 2009. 180 с.
6. Бакланова, Н.К. Психологическое здоровье как профессионально значимое качество специалиста культуры [Текст] // Вестник московского государственного университета культуры и искусств. - 2015. №6(68), с.196.
7. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций [Текст] // Собрание сочинений: в 6 т. / отв. ред. А.В. Запорожец. М., 1983. Т. 3. С. 528.
8. Возрастная психология [Текст] /Под ред. В.Е. Клочко. - М., 2003. - 575с.
9. Вербицкая, Т.И. Педагогические условия преодоления психологических барьеров у студентов в процессе обучения иностранному языку [Текст] : Автореф. дис. канд. пед. наук. Калининград. 2003. - 18с.
10. Грановская, P.M., Крижанская, Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов [Текст]. СПб.: OMS, 1994. - 192 с.
11. Горячева, Е. И. Концепция самореализации как основной гуманистической педагогики [Текст] / Е. И. Горячева // Проблемы проектирования образования в работах аспирантов ИПИ РАО за 1994 г. - М.,1995. - С. 149-153.
12. Дранков, В.Л. Психология художественного творчества.
[Текст]. Л., 1991.
13. Дубенцов, М. И. Особенности учебно-профессиональной деятельности студентов в состоянии профессиональной неопределенности личности [Текст] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2011. - № 3. - С. 7.
14. Ермолаева, Е.П. Предпринимательство: самодиагностика и преодоление психологических барьеров [Текст]. - М.: Академия, ИП - РАН, 1996. - С.40.
15. Еганов, А.В., Быков, В.С. Психолого-педагогическая проблема направленности воздействия на сохранение и укрепление психического здоровья студентов в процессе занятий физической культурой и спортом [Текст] // Вестник ЮУрГУ. - 2012. - № 8. - С. 16.
16. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов [Текст]. Учебник / О.Ю. Ермолаев. - 3-е изд., испр. - М.: Московский психолого-социальный институт: «Флинта», 2004. - С.87.
17. Забелина, А.В. Проблема самоактуализации личности [Текст] // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2013. №3 (7). - С. 26¬30.
18. Забелина, А.В. Самоактуализация личности студентов как условие психологического здоровья [Текст] // Концепт. - 2013. - № 9. - С.3.
19. Зись, А.Я. Философское мышление и художественное творчество [Текст]. - М., 1987.
20. Захаров, Р.В. Записки балетмейстера. [Текст]. - М., 1976. - С. 9.
21. Ильина, Е.В.,. Пытина, А.А. Самоактуализация как необходимое условие полноценного развития и социализации личности [Текст] // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2009. - №3. - С. 353.
22. Кухаренко, Е.В. Психологические барьеры в процессе профессиональной хореографической подготовки [Текст] // Фундаментальная и прикладная наука 2017. - №2 (6). - С.42-44.
23. Кухаренко, Е.В. Самоактуализация в процессе
профессиональной хореографической подготовки [Текст] // Социальные и культурные практики в современном российском обществе: материалы научно-методического форума г. Новосибирск. 2018. - №6. - С. 79.
24. Кринчик, Е.П. Некоторые проблемы профессионального становления студентов на факультете психологии МГУ [Текст] / Е.П. Кринчик // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 1. Психология. - 2006. - № 1. - С. 82 - 89.
25. Красило, А.И. Психология обучения художественному творчеству [Текст] / А.И. Красило. - М., 1998.
26. Манина, В.А. Психолого-педагогические условия преодоления психологических барьеров у студентов [Текст] // Вестник ОГУ. 2013. - №12. - С. 46-51.
27. Мудрик, А.В. Педагогам о психологии [Текст] / А.В. Мудрик // Педагогика. - 1998. - №2. - С. 106-107.
28. Манина, В.А. Понятие психологического барьера в зарубежной психологии [Текст] // Самарский научный вестник. 2013. - № 4(5). - С. 108.
29. Никитин, В.Ю. Профессионально-педагогическая подготовка балетмейстера в учебных заведениях культуры и искусства. [Текст]: дис. д- ра пед. наук. М., 2007. - С. 3.
30. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов [Текст] / В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.; Под ред.
проф. В.Н. Лавриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ,1997.
31. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика [Текст]. - М., 1976.
32. Петровская, М. А. Самоактуализация и становление высших потребностей личности [Текст] // Омский научный вестник. 2007. - №2 (54). - С. 183-187.
33. Психология личности в трудах отечественных психологов [Текст] / сост. Л.В. Куликов - СПб.: Питер, 2000.
34. Редькина, Л. В. Психологические барьеры: структура и содержание [Текст] // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2010г. - № 10. - С.102.
35. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]. Спб.: Питер, 2000. 720с.
36. Смирнов, И.В. Искусство балетмейстера [Текст]. - М., 1986. С.
56.
37. Соловых, О.В. О теоретических аспектах самоактуализации личности [Текст] // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. - №6. - С. 25-31.
38. Столин, В.В. Самосознание личности [Текст]. - М.: МГУ, 1983, 180с.
39. Уварина, Н.В. К вопросу о проявлении феномена творчества в процессе самоактуализации личности [Текст] // Вестник ЮУрГУ «Человек. Спорт. Медицина». 2006. - №16. - С. 160-169.
40. Ушинский, К.Д. [Текст]. 1953, С.421.
41. Фрустрация, конфликт, защита [Текст] // Вопросы психологии. 1991. - №6. - С. 69-83.
42. Философский словарь [Текст]. с.304-305.
43. Хорни, К. Собрание сочинений. В З т. Т 3. Наши внутренние конфликты; невроз и развитие личности. [Текст].
44. Энциклопедия психологических тестов [Текст] / Под ред. А. Карелина. М., Издательство АСТ, 1997. - 299 с.
45. Юрьева, М.Н. Содержание и направленность
профессиональной подготовки студентов-хореографов в вузах культуры и искусств [Текст] // Психолого-педагогический журнал Гуадеамус. 2005. - № 1 (25). - С. 95.
46. Homey Karen. Our Inner Conflicts. [Текст] New York: Norton, 1945.
47. Samaal E.V. Self - actualization of an individual in the process of studing at the university: An Abstract of Thesis Research of Candidate of Psychological Science. - Yaroslavl, 2008.
48. Влияние уровня притязаний на характер самоактуализации
личности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //mirznanii. com/a/200923-10/vliyanie-urovnya-prityazaniy-na-kharakter-samoaktualizatsii-lichnosti-10 . (дата обращения 15.03.2015).
49. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://psychology pedagogy.academic.ru/
50. Самоуважение в психологии и педагогике. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://vseopsycho.ru/samouvazhenie/ (дата
обращения 23.10.2014).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ