Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе развития коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевой игры

Работа №81687

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы134
Год сдачи2020
Стоимость4855 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
690
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 11
1.1 Понятие «коммуникативные навыки» в психолого-педагогической
литературе 11
1.2 Развитие коммуникативных навыков у детей в онтогенезе 20
1.3 Роль сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативных навыков у
детей 33
Выводы по главе 1 44
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 47
2.1. Особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 47
2.2 Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных
навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 62
2.3 Модель и психолого-педагогические условия психолого -
педагогического сопровождения старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе развития коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевых игр 67
Выводы по главе 2 79
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 82
3.1. Изучение уровня сформированности коммуникативных навыков у
детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 82
3.2. Реализация модели развития коммуникативных навыков у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством сюжетно-ролевых игр 97
3.3. Анализ результатов экспериментальной работы 104
Выводы по главе 3 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 114
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 128
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 131


В современных условиях преобразования и модернизации общества особенно остро встает проблема своевременной психолого -педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ сказано, что каждый человек имеет право на получение качественного образования, в том числе лица с ограниченными возможностями здоровья. Для них должны быть созданы необходимые условия «для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц методов и способов общения» [73].
Современное образование призвано обеспечить условия, необходимые для своевременного коммуникативного развития личности. По данным исследователей (М.И. Лисиной, С.В. Проняевой, Т.А. Репиной и др.) начальным этапом развития коммуникативных навыков является период дошкольного детства. На этом этапе возрастного развития ребенок активно усваивает и реализует в коммуникативной практике разнообразные цели, средства и способы общения, приобретая и совершенствуя собственный социально-коммуникативный опыт и опыт продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, достигая значимые для него цели в различных видах детской деятельности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) выделена образовательная область «социально-коммуникативное развитие», где отражены задачи, которые направлены на развитие общения дошкольника, формирование эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности с взрослыми и сверстниками. Реализация задач данной образовательной области является обязанностью дошкольной образовательной организации, которая должна создать условия для социально-коммуникативного развития детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья [72].
Одной из самых распространенных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья являются дети с задержкой психического развития. При задержке психического развития наблюдается нарушение темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста (Т.А. Власова, Г.И. Жаренкова, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, У.В. Ульенкова и др.).
Исследователи, изучающие детей с задержкой психического развития, отмечают, что у них значительно ослаблены «социальные возможности личности», низкая потребность в общении, сочетающаяся с дезадаптивными формами взаимодействия - отчуждением, избеганием или конфликтом (В.В. Ковалев, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Л.М. Шипицина и др.). Своеобразие психического развития детей с ЗПР обусловливает трудности в освоении ими навыков общения. Более глубокое изучение задержки психического развития у ребенка, проникновение в структуру этого дефекта, необходимое для оказания адекватной помощи, требуют разностороннего исследования специфики общения и коммуникативных навыков таких детей.
На современном этапе развития системы образования осознана необходимость целенаправленного развития коммуникативной сферы детей с задержкой психического развития, обеспечения условий для продуктивного взаимодействия с окружающими как важного фактора успешной коррекции нарушений общения у дошкольников с задержкой психического развития.
Значительным потенциалом для развития коммуникативных навыков детей обладает игровая деятельность. В играх дети могут научиться понимать намерения другого ребенка, понимать его, быть готовым вступить в контакт, об эмоциональном настрое. В игровой деятельности у детей развиваются коммуникативные навыки, необходимые для общения друг с другом. Особыми возможностями в развитии у детей коммуникативных навыков обладают сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевая игра является основой творческого развития ребёнка, позволяет познавать систему человеческих отношений, позволяет решать важную коррекционную задачу - развитие коммуникативных навыков дошкольников с задержкой психического развития.
Проблемой развития коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста занимались А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, М.И. Лисина, М.М. Алексеева, Т.А. Ладыженской, Л.В. Чернецкая и др.
Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах Л.С. Выготского, Р.И. Жуковской, А.В. Запорожца, Д.В. Менджерицкой, Н.Я. Михайленко, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина и др.
Проблему задержки психического развития рассматривают Т.А. Власова, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер и др. В научной литературе описаны различные варианты задержки психического развития (Н.П. Вайзман, Т.А. Власова, К.С. Лебединская, И.Ф. Марковская, У.В. Ульенкова и др.), специфика игровой деятельности (Е.Б. Аксенова, Л.В. Кузнецова, Е.С. Слепович и др.).
Проблемы личностного развития детей с задержкой психического развития исследованы в меньшей степени (Е.Н. Васильева, Е.Е. Дмитриева, Г.И. Ефремова, Т.О. Журавлева, И.А. Коробейников, Е.А. Чернышова и др.). Недостаточно изучена проблема формирования коммуникативных навыков детей с задержкой психического развития посредством сюжетно-ролевых игр, в то время как развитие коммуникативной сферы является важнейшим фактором социализации ребенка.
В результате анализа психолого-педагогической литературы и изучения практики работы педагогов дошкольных образовательных организаций можно выявить противоречия между:
- социальным заказом современного общества на качественное образование детей с ограниченными возможностями с высоким уровнем коммуникативной компетентности и недостаточным уровнем сформированности коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития;
- необходимостью использования эффективных средств формирования коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития и недостаточной разработанностью, и обоснованностью использования данных средств в научной литературе;
- значительным потенциалом сюжетно-ролевых игр в развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью методики использования данных видов игр в развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Указанные противоречия определяют проблему нашего исследования: каковы психолого-педагогические условия развития
коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством сюжетно-ролевой игры?
Важность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством сюжетно-ролевой игры».
Цель исследования - теоретически изучить и практически доказать эффективность реализации модели сопровождения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования - психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе развития коммуникативных навыков.
Предмет исследования -особенности реализации модели психолого-педагогического сопровождения по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить особенности развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать модель психолого -педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе развития коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевой игры.
В соответствии с целью, объектом и предметом сформулирована следующая гипотеза исследования: развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством сюжетно-ролевой игры будет проходить эффективнее, если будет реализована модель психолого-педагогического сопровождения.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
- теоретические (анализ литературных источников по исследуемой проблеме, обобщение, классификация);
- эмпирические (педагогический эксперимент в три этапа - констатирующий, формирующий, контрольный; анкетирование, тестирование);
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Теоретико-методологической основой исследования являлись:
- теория о деятельности и общении как факторах социального развития личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.Р. Лурия и др.);
- концепции о роли общения в развитии детей дошкольного возраста (Т.А. Ладыженская, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Т.М Сорокина, Л.В. Чернецкая и др.);
- концепции о роли сюжетно-ролевой игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте (Л.С. Выготский, Р.И. Жуковский, А.В. Запорожец, Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.);
- теоретические позиции ведущих отечественных дефектологов и психологов по проблемам задержки психического развития (Е.А. Екжанова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская, М.С. Певзнер, Е.С. Слепович, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко и др.).
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа:
I этап: теоретический (сентябрь-декабрь 2018 г.): анализ теоретических источников по проблеме исследования, определение главных направлений решения проблемы, выбор объекта и предъема, формулировка аппарата исследования, подбор диагностических методик.
II этап: экспериментальный (январь-октябрь 2019 г.): определение уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, разработка комплекса сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
III этап: аналитико-обобщающий (ноябрь-декабрь 2019 г.): анализ полученных в ходе теоретического и экспериментального исследования результатов, их обобщение и систематизация.
Теоретическая значимость заключается в теоретическом обосновании психолого-педагогических условий развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством сюжетно-ролевой игры.
Практическая значимость заключается в:
- разработке комплекса сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- разработке рекомендация родителям по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 370 г. Челябинска», дети старшей группы с задержкой психического развития (10 детей в возрасте 5-6 лет).
Структура исследования: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка из 80 источников, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы показал, что под коммуникативными умениями понимаются умения, связанные с правильным выстраиванием своего поведения в процессе общения, с правильным выбором средств общения, рациональных и эффективных коммуникативных действий и операций для решения коммуникативной задачи. Коммуникативные навыки - это автоматизированные компоненты коммуникативной деятельности, возникающие в результате упражнений, упрочившиеся способы коммуникативных действий и операций.
Формирование коммуникативных навыков происходит на всех этапах онтогенеза. На первом году жизни у детей формируются следующие коммуникативные навыки: в первом полугодии - крик, плач, гуканье, гуление как средство коммуникации с близкими, прежде всего, матерью, а также невербальные реакции («комплекс оживления»); во втором полугодии: лепет, первые слова, звукоподражания, а также невербальные реакции: позы, жесты, используемые для целей общения (приближение или удаление, вручение или протягивание предметов, изображение требуемых действий, бросание игрушек и пр.).
В раннем возрасте у детей формируются следующие коммуникативные навыки: в общении со взрослыми - стремление к сотрудничеству со взрослым (ранний возраст - это ситуативно-деловая форма общения), выстраивание совместных игр, предметных действий со взрослым; в общении со сверстниками - потребность к совместных игровых и предметных действиях, интерес к играм других детей, наблюдение за игрой других детей, стремление привлечь внимание, демонстрация перед другими детьми своих успехов, проявление эмоциональных реакций.
В младшем и среднем дошкольном возрасте формируются следующие коммуникативные навыки: навык взаимодействия со взрослым в процессе сотрудничества, совместной игры, в труде, в продуктивных видах деятельности, навык привлечь внимание сверстников, организовать совместную деятельность, прежде всего в форме сюжетно -ролевой игры, навыки согласовывать свои действия для достижения цели, навыки использования различных средств общения, в первую очередь, вербальных.
В старшем дошкольном возрасте формируются коммуникативные навыки, связанные с поддержанием и завершением общения, привлечением внимания собеседника; употреблением средств вербального и невербального общения, использованием слов и знаков вежливости; решением конфликтов адекватными способами; восприятием и адекватным реагированием на эмоциональное состояние партнера; проявлением чуткости, отзывчивости, сопереживания к партнерам.
Средством формирования коммуникативных навыков дошкольников является сюжетно-ролевая игра. В современной педагогике сюжетно-ролевая игра рассматривается как специфический вид человеческой деятельности, направленной на отражение окружающей действительности, в частности, трудовой деятельности взрослых, их жизни и общественных отношений. Основными структурными элементами сюжетно-ролевой игры являются: игровой замысел, сюжет или ее содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми.
В процессе сюжетно-ролевой игре формируются коммуникативные навыки, связанные с определением общей цели, выстраивания плана совместных действий по достижению цели. Игра позволяет проявить такие коммуникативные умения и навыки, как умение договариваться, вступать в процесс общения и ориентироваться в партнерах и ситуациях общения, умение использовать вербальные и невербальные средства общения, умение делиться своими чувствами, переживаниями настроением с товарищами, умение конструктивно разрешать конфликты в процессе общения и совместной игровой деятельности.
Структура коммуникативных навыков старших дошкольников включает компоненты: когнитивный (наличие представлений о вербальных и невербальных средствах общения, наличие знаний о нормах и правилах поведения в различных жизненных ситуациях); мотивационно - потребностный (наличие потребности использовать социально одобряемые формы общения, устанавливать эмоциональный контакт); деятельностный (использование коммуникативных умений и навыков в процессе общения; адекватность поведения в конфликтных ситуациях; владение вербальными и невербальными средствами коммуникации); оценочный (адекватная самооценка; адекватное восприятие действий партнера по общению).
Под задержкой психического развития понимается форма дизонтогенеза, при которой формирование психических функций происходит в замедленном темпе, с отставанием от нормативных значений. В старшем дошкольном возрасте у детей с ЗПР отмечаются следующие особенности формирования коммуникативных навыков: сниженная потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми, преобладание ситуативных, предметных мотивов общения, низкая эффективность общения детей во всех видах совместной деятельности, однообразие и бедность коммуникативных контактов, недостаточная инициативность и речевая активность, стремление к наблюдению игры со стороны, а не самостоятельной организации совместных игр, трудности в построении ролевого поведения, недостаточная эмоциональная отзывчивость, трудности формирования морально-этических правил поведения в процессе общения.
Одним из эффективных средств формирования коммуникативных навыков детей с ЗПР является сюжетно-ролевая игра. Формирование игровой деятельности у детей с ЗПР подчиняется тем же закономерностям, что и у детей с нормой, но идет значительно медленнее и имеет ряд специфических особенностей: у ребенка с ЗПР к 6 годам сюжетно -ролевая игра находится на ранних этапах развития, которая отмечается и у младших дошкольников; игры дошкольников с ЗПР носят предметно- образный характер построения, крайне редко используют предметы заместители; игровое поведение недостаточно эмоциональное.
Формирование коммуникативных навыков детей с ЗПР в сюжетно - ролевой игре затруднено, так как у детей снижена потребность в общении, наблюдаются трудности в развитии речевых средств общения. Общение со взрослыми носит в основном практический, деловой характер, а личностное общение встречается значительно реже. Общей характеристикой коммуникативного развития детей является незрелость мотивационно-потребностной сферы. В этой связи возникает необходимость психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе развития коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевой игры.
Психолого-педагогическое сопровождение детей понимается как педагогический процесс, включающий в себя защиту, поддержку педагогом воспитанников, содействие им и взаимодействие с ними в различных видах деятельности, в результате которого создаются условия для развития детей.
Модель психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе развития коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевой игры понимается как совокупность определенных принципов, методов и форм работы с детьми и включает в себя этапы и структурные блоки.
В структуре модели мы выделили несколько структурных блоков (целевой, диагностический, коррекционный, аналитический, результативный). В качестве условий развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития мы выделили:
- организацию и проведение сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- создание развивающей предметно -пространственной среды для организации сюжетно-ролевых игр на развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- организацию сотрудничества с семьей с использованием различных форм взаимодействия с родителями для повышения педагогической компетентности по вопросам развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Экспериментальная работа проводилась с целью разработки и внедрения в образовательный процесс модели и психолого-педагогических условий психолого-педагогического сопровождения старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе развития коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевых игр.
Коррекционная работа состояла из трех этапов:
1) пропедевтический этап - индивидуальная работа с детьми, имеющими низкий уровень развития коммуникативных навыков. Для этих детей были разработаны индивидуальные игровые маршруты, проводились игры, направленные на формирование коммуникативных способностей. Игры проводились в малых подгруппах. Также на данном этапе проведена работа по подготовке предметно-развивающей среды;
2) планирование и организация сюжетно-ролевых игр. На данном этапе отдельные игровые сюжеты, отработанные на подготовительном этапе, были объединены в единый игровой сюжет. Работа проводилась в форме групповых игровых занятий;
3) этап обогащения игровых сюжетов. На этом этапе игра дошкольников обогащается сюжетами, содержание которых требует коммуникативной активности, построения диалогов. На данном этапе в коррекционную работу были включены родители детей.
Для того, чтобы оценить эффективность проведенной работы, мы провели диагностику коммуникативных навыков до и после коррекционного воздействия. На констатирующем этапе мы выяснили, что уровень развития коммуникативных навыков у детей с ЗПР - разный, так как он зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. ЗПР провоцирует неадекватное развитие неречевых и речевых средств общения, воздействуя на объем и качество общения, а также затрудняет ребенку вхождение в социальную среду, в которой он живет и формируется его коммуникативные навыки.
На этапе контрольного эксперимента мы выявили, что коммуникативные навыки (работа в коллективе) у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР значительно улучшились, количество детей с высоким уровнем увеличилось на 30%.
Таким образом, в ходе проведенного исследования была доказана эффективность разработанной модели и психолого -педагогических условий психолого-педагогического сопровождения старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе развития коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевых игр. Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза исследования подтвердилась.



1. Агафонова, И. Н. Уроки общения для детей 5-6 лет : программа «Я и Мы» [Текст] / И. Н. Агафонова. - Санкт-Петербург : СПбГУПМ, 2003. - 70 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие / Г. М. Андреева. - Москва : Аспект Пресс, 1999 - 375 с.
3. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда : ее роль в развитии личности [Текст] / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 4. - С. 30-32.
4. Бертынь, Г. П. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] / Г. П. Бертынь, З. М. Дунаева, К. С. Лебединская ; под ред. К. С. Лебединской. - Москва : Педагогика, 1982. - 127 с.
5. Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре [Текст] / О. А. Бизикова. - Москва : Скрипторий 2003, 2008. - 136 с.
6. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] / Л. Н. Блинова. - Москва : НЦ ЭНАС, 2003. - 136 с.
7. Божович, Л. И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка [Текст] / Л. И. Божович // Психология личности в трудах отечественных психологов : хрестоматия / под ред. Л. В. Куликова. - Санкт-Петербург : Питер, 2000. - С. 160-166.
8. Брудный, А. А. О проблеме коммуникации [Текст] /
А. А. Брудный // Методологические проблемы социальной психологии. - Москва : Педагогика, 1975. - С. 165-182.
9. Бушуева, Г. М. Коммуникативные задачи как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников [Текст] : дис канд. пед. наук / Г. М. Бушуева. - Калининград, 2003. - 206 с.
10. Выготский, Л. С. Основы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский. - Санкт-Петербург : Лань, 2003. - 656 с.
11. Газман, О. С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы [Текст] / О. С. Газман. - Москва : МИРОС, 2002. - 296 с.
12. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду [Текст] : программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Н. Ф. Губанова. - Москва : Мозаика-Синтез, 2006. - 121 с.
13. Давыдова, О. И. Работа с родителями в детском саду : этнопедагогический подход [Текст] / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер. - Москва : ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.
14. Дмитриева, Е. Е. Об особенностях общения со взрослыми 6¬летних детей с ЗПР [Текст] / Е. Е. Дмитриева // Дефектология. - 1988. - № 1. - С. 68-72.
15. Дмитриева, Е. Е. Особенности формирования коммуникативной деятельности у шестилетних детей с задержкой психического развития [Текст] / Е. Е. Дмитриева // Шестилетние дети: проблемы и исследования / под ред. У. В. Ульенковой, Н. А. Цыпиной, Е. Е. Дмитриевой. - Нижний Новгород, 1993. - С. 73-82.
16. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] / Т. Н. Доронова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. - С. 60-68.
17. Железнова, С. В. К вопросу об организации развивающей предметной среды в дошкольном учреждении [Текст]/ С. В. Железнова, Т. А. Фалькова. - Ульяновск, 2001. - 72 с.
18. Жуков, Ю. М. Коммуникативный тренинг [Текст] / Ю. М. Жуков. - Москва : Гардарики, 2004. - 223 с.
19. Запорожец, А. В. Психология [Текст] / А. В. Запорожец. - Москва : Сфера, 2001. - 228 с.
20. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст] : учебн. Пособие : хрестоматия / О. В. Защиринская. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. - 168 с.
21. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ [Текст] : методический аспект / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. - Москва : ТЦ Сфера, 2007. - 80 с.
22. Злоказова, М. В. Влияние социальных и наследственных
факторов на формирование задержки психического развития [Текст] / М. В. Злоказова // Российский психиатрический журнал. - 2004. - № 4. -
С. 49-52.
23. Иваненко, М. А. Педагогическое сопровождение социально - личностного развития дошкольника [Текст] / М. А. Иваненко // Успехи современного естествознания. - 2012. - № 8. - С. 117-118.
24. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка [Текст] / О. А. Карабанова. - Москва : Росс. пед. агентство, 1997. - 340 с.
25. Картаполова, О. В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников [Текст] / О. В. Картаполова // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 2. - С. 64-66.
26. Ковалев, В. В. Психиатрия детского возраста [Текст] /
В. В. Ковалев. - Москва : Медицина, 1979. - 607 с.
27. Козлова, А. В. Работа ДОУ с семьей [Текст] / А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина. - Москва : Сфера, 2004. - 112 с.
28. Коломинский, Я. Л. Личность шестилетнего ребенка [Текст] / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько // Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. - Москва : Педагогика, 1988. - С. 97-114.
29. Лаврова, Г. Н. Методы диагностики и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Г. Н. Лаврова. - Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2005. - 90 с.
30. Лапшин, В. А. Основы дефектологии [Текст] / В. А. Лапшин. - Москва : Просвещение, 1991. - 143 с.
31. Лебедева, Е. Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е. Н. Лебедева. - Москва : Классикс Стиль, 2004. - 72 с.
32. Лебединская, К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития [Текст] / К. С. Лебединская // Дефектология. - 2006. - № 3. - С. 15-27.
33. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] / А. Н. Леонтьев // Избранные психологические труды. - Москва : Наука, 1983. - С. 303-323.
34. Липский, И. А. Педагогическое сопровождение развития личности [Текст] : теоретические основания [Текст] / И. А. Липский // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сборник научных трудов. - Волгоград : Перемена, 2004. - С. 280-287.
35. Лисина, М. И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника [Текст] / М.И. Лисина. - Москва : Академия, 2012. - 270 с.
36. Лисина, М. И. Общение ребенка со взрослым как деятельность [Текст] / М. И. Лисина // Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. - Москва : Просвещение, 1998. - 76 с.
37. Лобанова, Е. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учебно - методическое пособие / Е. А. Лобанова. - Балашов : Николаев, 2005. - 76 с.
38. Локтева, Е.В. Театрализовано -игровая деятельность в обучении детей с ЗПР [Текст] / Е.В. Локтева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - №4. - С. 22-26.
39. Ломов, Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида : психологические проблемы социальной регуляции поведения [Текст] / Б. Ф. Ломов. - Москва : Наука, 1976. - С. 130-147.
40. Лукина, Л. И. Работа с родителями в ДОУ [Текст] / Л. И. Лукина // Управление ДОУ. - 2004. - №5. - С. 44-48.
41. Марковская, И. Ф. Типы регуляторных нарушений при задержке психического развития [Текст] / И. Ф. Марковская // Дефектология. - 2006. - № 3. - С. 28-34.
42. Меджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре [Текст] : пособие для воспитателя детсада / Д. В. Меджерицкая ; под ред. Т. А Марковой. - Москва : Просвещение, 1982. - 159 с.
43. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду : пособие для воспитателя [Текст] / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - Москва : ГНОМ и Д, 2000. - 96 с.
44. Мудрик, А. В. Социальная педагогика [Текст] / А.В. Мудрик. - Москва : Академия, 2000. - 192 с.
45. Мухина, В. С. Детская психология [Текст] / В. С. Мухина. - Москва : ЭКСМО-Пресс, 2000. - 352 с.
46. Немов, Р. С. Психология: В 3 кн. Кн.1. Основы общей психологии [Текст] / Р. С. Немов. - Москва : Владос, 1999. - 688 с.
47. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития [Текст] / В. Б. Никишина. - Москва : ВЛАДОС, 2003. - 128 с.
48. Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда [Текст] : методические рекомендации / С. Л. Новоселова. - Москва : Просвещение, 2001. - 89 с.
49. Обухова, Л. Ф. Детская психология [Текст] : теории, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. - Москва : Тривола, 2006. - 203 с.
50. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе [Текст] / под ред. В. Ф. Мачихиной, Н. А. Цыпиной. - Москва : Просвещение, 1987. - 144 с.
51. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - Москва : Азбуковник, 2013. - 944 с.
52. Основы дошкольной педагогики [Текст] / под ред. А. В. Запорожца, Б. Д. Маркова. - Москва : Просвещение, 2004. - 156 с.
53. Основы специальной педагогики и психологии [Текст] / Н. М. Трофимова, С. П. Дуванова, Н. Б. Трофимова, Т. Ф. Пушкина. - Санкт-Петербург : Питер, 2006. - 304 с.
54. Певзнер, М. С. Об отборе детей с временной задержкой темпа психического развития и стойкими церебрастеническими состояниями в специальные классы или школы [Текст] / М. С. Певзнер // Дефектология. - 2003. - № 6. - С.3-12.
55. Переслени, Л. И. Задержка психического развития: вопросы дифференциации и диагностики [Текст] / Л. И. Переслени, Е. М. Мастюкова // Вопросы психологии. - 1989. - № 1. - С. 55-62.
56. Петровская, Л. A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг [Текст] / Л. А. Петровская. - Москва : Изд-во МГУ, 1989. - 216 с.
57. Петровский, В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В. А. Петровскиий, Л. М. Кларина, Л. А Смывина, Л. П. Стрелкова. - Москва : Просвещение, 1993. - 102 с.
58. Попкова, Т. Г. Консультация для воспитателей «Наглядные формы работы с родителями» [Текст] / Т. Г. Попкова // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 4. - С. 52-54.
59. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации [Текст] / сост. Н. В. Нищева. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2006. - 195 с.
60. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция [Текст] / под ред. У. В. Ульенковой. - Санкт-Петербург : Питер, 2007. - 304 с.
61. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка
дошкольного возраста в образовательном процессе [Текст] : коллективная монография / под ред. Л.В. Трубайчук. - Челябинск: ЧИПКРО, 2014. -
204 с.
62. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] /
С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Питер, 2012. - 720 с.
63. Рыжова, Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст] / Н. А. Рыжова. - Москва : Линка-Пресс, 2004. - 174 с.
64. Семейный и родительский клубы в детском саду [Текст] : методические рекомендации / под ред. Н. В. Микляевой. - Москва : Творческий центр Сфера, 2012. - 127 с.
65. Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей [Текст] : практическое пособие / О. В. Солодянкина. - Москва : АРКТИ, 2006. - 80 с.
66. Специальная дошкольная педагогика [Текст] : учебн. пособие / под ред. Е. А. Стребелевой. - Москва : Академия, 2001. - 312 с.
67. Специальная психология [Текст] / под ред. В.И. Лубовского. - Москва : Академия, 2006. - 464 с.
68. Тригер, Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития [Текст] / Р. Д. Тригер. - Санкт- Петербург : Питер, 2008. - 192 с.
69. Ульенкова, У. В. Дети с ЗПР [Текст] / У. В. Ульенкова. - Нижний Новгород, 1994. - 230 с.
70. Ульенкова, У. В. Л. С. Выготский и концептуальная модель
коррекционно-педагогической помощи детям с ЗПР [Текст] /
У. В. Ульенкова // Дефектология. - 1997. - № 4. - С. 26-33.
71. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] /
Г. А. Урунтаева. - Москва : Академия, 2001. - 336 с.
72. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2014. -
№ 2. - С. 4-18.
73. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации : от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [Текст]. - Москва : Эксмо, 2019. - 787 с.
74. Чернышева, Е. А. Проведение занятий по формированию коммуникативной компетентности дошкольников с ЗПР [Текст] / Е. А. Чернышева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002. - №4. - С.31-32.
75. Шамарина, Е. В. Формирование познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития : уроки русского языка [Текст] / Е.В. Шамарина // Начальная школа. - 2003. - № 8. - С. 67¬72.
76. Шевченко, О. В. Нетрадиционные формы работы с родителями [Текст] / О. В. Шевченко, И. А. Рунева // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 1. - С. 54-57.
77. Шевченко, С. В. Обучение детей с задержкой психического развития [Текст] / С. В. Шевченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - №1. - С.3-9.
78. Шипицына, Л. M. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет) [Текст] / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова. - Санкт-Петербург : Речь, 1998. - 384 с.
79. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. - Москва : Академия, 2008. - 390 с.
80. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. - Москва : Владос, 2007. - 360 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ