Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-акмеологические уровни деятельностной продуктивности воспитателей пенитенциарного учреждения

Работа №8168

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы234стр.
Год сдачи2006
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
783
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОДУКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1.1. Исторический анализ развития прикладной пенитенциарной психологии в отечественной и зарубежной науке 13
1.2. Профессиональная деятельность - психолого-акмеологический аспект 44
1.3. Психолого-акмеологический анализ особенностей профессиональной деятельности воспитателей пенитенциарных учреждений 57
1.4. Акмеологические факторы продуктивности профессиональной деятельности воспитателей пенитенциарных учреждений 68
1.5. Критерии и показатели продуктивности профессиональной деятельности воспитателей пенитенциарных учреждений 87
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЕЙ ПРОДУКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО УЧРЕЖДЕНИ
2.1. Процедура и методы исследования 106
2.2. Исследование уровней продуктивности профессиональной деятельности воспитателей пенитенциарных учреждений 108
2.3. Исследование факторов, влияющих на продуктивность профессиональной деятельности воспитателей пенитенциарных учреждений 116
Заключение 152
Выводы 162
Список литературы 164
Приложения 186


Актуальность исследования уровней продуктивности деятельности воспитателей пенитенциарного учреждения обусловливается тем, что на сегодняшний день первостепенной выступает задача повышения качества деятельности сотрудников уголовно - исполнительной системы.
Резкие политические и экономические изменения в обществе привели к трансформации системы ценностей, изменению социального поведения. Переход от плановой экономики к рыночной и связанные с этим политические реформы общества продиктовали необходимость изменения качеств личности и ценностей в сторону большей мобильности, динамичности, активности и целеустремленности, гибкости поведения, умения брать на себя ответственность за свою жизнь. Достаточно большая часть населения, не сумевшая приспособиться к новой рыночной ситуации, пополнила группы маргиналов, характеризующихся высоким уровнем криминальной активности. За последние десятилетия резко увеличилось количество уголовно-наказуемых преступлений, совершаемых в обществе. На фоне усиления наркомании и алкоголизации населения, зафиксировано увеличение насильственных преступлений против личности. На данный момент ежегодно совершается от 2 до 3 млн. преступлений. Велика рецидивная преступность. Следствием такого положения вещей является переполненность тюрем и колоний.
Несмотря на это, Российская пенитенциарная система отличается низкой эффективностью воспитательного воздействия, что противоречит главной ее цели - перевоспитанию преступников.
Профессиональная деятельность сотрудников уголовно - исполнительной системы представляет собой разновидность государственной службы с присущими этой деятельности специфическими особенностями. Основную тяжесть работы с заключенными несут на себе начальники отрядов - воспитатели.
2

Роль начальника отряда как воспитателя имеет исключительно большое значение. Он непосредственно работает с совершившими преступление лицами. От правильной организации воспитательной работы в отряде, во многом зависит продуктивность деятельности воспитателей, показателем которой является успешная социализация заключённых.
Начальник отряда должен обладать качествами педагога-воспитателя и сотрудника уголовно - исполнительной системы одновременно. Он должен знать основы законодательства Российской Федерации, педагогики, психологии, организации производства, акмеологии. Продуктивность деятельности начальника отряда зависит от множества факторов, по большей части объективных, связанных со спецификой контингента и особыми условиями деятельности и мало зависящих от собственных усилий воспитателя, что во многом затрудняет достижение ими профессионализма в работе.
Междисциплинарный характер и многоаспектность проблемы развития специалиста воспитательного звена пенитенциарной системы, её специфичность, трудность выбора критериев продуктивности деятельности, отсутствие однозначного подхода к его определению и развитию - всё это делает указанную проблему остро дискуссионной.
В результате складывается противоречие между насущными потребностями пенитенциарной системы в эффективном решении задач по перевоспитанию осуждённых и отсутствием необходимой для этого подготовки, условий и личностных возможностей начальников отрядов. Сложность психологических проявлений, связанных с овладением начальниками отряда профессиональными навыками, недостаточная эффективность их деятельности обусловливают необходимость более глубокого изучения условий, детерминирующих процесс профессионального становления воспитателя пенитенциарного учреждения.
Актуальность исследования, таким образом, определяется необходимостью выявления объективных и субъективных факторов,
3

необходимых для продуктивного осуществления деятельности по перевоспитанию и социализации делинквентной личности; необходимостью повышения качества профессиональной подготовки начальников отрядов, инспекторов воспитательных отделов исправительных учреждений; потребностью в разработке целостной системы психолого-акмеологических технологий, направленных на увеличение продуктивности деятельности и достижение профессионализма сотрудниками исправительных учреждений.
Проблема становления профессиональной деятельности специалистов различных категорий нашла свое отражение в ряде психолого- акмеологических исследований отечественных психологов. Так, имеется значительное число работ, посвященных теоретической разработке проблемы профессионализма человека: его месту и роли в общем, развитии человека, обоснованию его сущности, содержания, социальным механизмам регулирования, данным процессом со стороны общества, а также разработке и обоснованию этапов и критериев профессионализма. К их числу относятся работы В.А. Бодрова, М.Д. Большаковой, А.А. Деркача, В.Г. Зазыкина, А.В. Зеера, Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, Н.В. Кузьминой, М.В. Кроза, А.К. Марковой, Ю.П. Поваренкова, А.Н. Реана, Е.С. Романовой, А.Т. Ростунова, Е.Э. Смирновой, С.В. Смирновой, С.С Седовой, В.Д. Шадрикова и других авторов.
Существует ряд работ, посвященных проблемам военной психологии, освоению профессиональной деятельности специалистами различных категорий (В.В. Дударов, А.Л.Елисеева, Л.Ф. Железняк, А.М. Захарова, П.А, Корчемный, В.Г. Михайловский, Ю.В. Полевой, В.П. Петров, С.И. Съедина,
B. C. Торохтия и др.).
В области юридической психологии, вопросы воспитательной работы с осужденными затрагивали Ю.М. Антонян, В.Л. Васильев, А.Д. Глоточкин,
А.И. Долгова, М.И. Еникеев, А.Ф. Кони, С.Я. Лебедев, В.А. Образцов, В.Ф. Пирожков, А.Р. Ратинов, В.В. Романов, Ю.В. Чуфаровский, В.Б. Шабанов, Г.Г Шиханцов., В.И. Ярочкин и др.
4

Вопросы психологического содержания процесса становления специалистов и условий, сопровождающих этот процесс, являлись предметом изучения Т.С. Бодня, О.Б. Дмитриевой, JI.B. Колушовой, М.А. Корочкиной,
B. C. Медведева, В.А. Мирошниченко, С.Е. Пиперова, В.Н. Тарасовой, T.JI. Ядрышниковой и др. Проблема адаптации специалистов рассматривалась в работах С.Л. Арефьева, А.И. Красило, А.П. Новгородцева и т.д. Исследования Н.А. Аминова, М.В. Молоканов, Д.В. Оборина, В.Д. Шадрикова и др. посвящены вопросам выявления и формирования профессионально значимых качеств.
Следует отметить, что в психолого-акмеологической литературе отсутствуют исследования, рассматривающие деятельность начальника отряда в пенитенциарной системе, нет чётко выработанной с позиций акмеологического подхода научно-обоснованной акмеологической концепции подготовки и переподготовки сотрудников воспитательного звена. Отсутствуют программы личностно-профессионального саморазвития и самосовершенствования воспитателей пенитенциарной системы, направленные на повышение продуктивности их деятельности и достижения ими уровня профессионализма.
Для успешного решения всех этих задач, прежде всего, необходимо всесторонне исследовать специфику профессиональной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы. Психолого-акмеологический анализ деятельности воспитателей пенитенциарных учреждений, выявление критериев и уровней продуктивности их деятельности, подробный анализ факторов, способствующих, высокому уровню продуктивности, достижению профессионализма, позволит решить задачу наиболее эффективной воспитательной работы с заключенными.
Недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость становления профессиональной деятельности воспитателя исправительного учреждения обусловили выбор темы и определили замысел исследования.
5

Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью повышения продуктивности деятельности воспитателей (начальников отрядов) исправительных учреждений и отсутствием психолого-акмеологических исследований, направленных на изучение факторов, критериев и уровней достижения воспитателями пенитенциарных учреждений профессионализма. Проведение такого исследования позволит повысить уровень профессиональной подготовки сотрудников исправительных учреждений, продуктивность деятельности, будет способствовать достижению ими высокого профессионального уровня в работе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Настоящее диссертационное исследование посвящено теоретическому и эмпирическому изучению уровней и факторов продуктивности профессиональной деятельности воспитателей пенитенциарных учреждений.
Актуальность исследования акмеологических факторов и уровней продуктивности профессиональной деятельности обусловливается потребностями практики, связанными с необходимостью решения задачи повышения качества деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы в современных условиях ее функционирования.
Важность изучения особенностей профессиональной деятельности воспитателей пенитенциарных учреждений неоспорима в силу высокой социальной значимости их труда. В то же время, в современной психолого- акмеологической литературе отсутствуют исследования, посвященные проблеме изучения уровней и факторов продуктивности деятельности воспитателей пенитенциарной системы.
Проведенный исторический анализ развития прикладной пенитенциарной психологии в отечественной и зарубежной науке свидетельствует о богатстве теоретических идей и практических достижений в зарубежной и отечественной прикладной пенитенциарной психологии прошлого, а также об активном поиске современными психологами продуктивных перспектив ее развития в области теории и методики изучения личности, групп осуждённых, наиболее эффективных методов воздействия на них, с целью дальнейшего перевоспитания. Результаты историко¬психологического анализа тенденций теоретического осмысления феномена наказания и реализации психологически обоснованных мер исправительного воздействия заключенных, имевших место в различных странах в конце XIX
- XX столетий, позволяют констатировать, что в разных странах, в зависимости от государственно-политического устройства, уровня развитости экономики и авторитетности науки в качестве доминирующей
152

утверждалась следующая из трех основных пенитенциарных моделей: "репрессивная", "юридической справедливости" и реинтеграционная модель "специального обращения". В настоящее время в России преобладает «репрессивная» пенитенциарная модель, однако существует тенденция к распространению реинтеграционной модели, что связано с введением должностей психологов в исправительную систему, распространением психологических методов и приемов работы с осужденными, направленными на осуществление индивидуального подхода в зависимости от личностных особенностей осужденного, с целью их коррекции и для последующей успешной социализации.
Для наиболее продуктивного осуществления воспитательной работы с осужденными в условиях современной ситуации в пенитенциарных учреждениях России, необходимо изучать особенности осуществления деятельности воспитателями с высоким уровнем продуктивности, что позволит обобщить их позитивный опыт работы с осужденными и внедрить этот опыт в практику подготовки сотрудников исправительной системы и собственно деятельность воспитателей пенитенциарных учреждений.
Использование психолого-акмеологического подхода при исследовании профессиональной деятельности воспитателей пенитенциарных учреждений позволяет рассмотреть динамику их профессионального развития, высшим этапом которого является этап профессиональной зрелости и соответствующий ему расцвет (акме) личности. Этот этап характеризуется достижением высокого уровня профессионального мастерства, продуктивности деятельности воспитателями исправительной системы.
Теоретический анализ современной психологической и акмеологической литературы показал, что профессиональная деятельность начальника отряда является малоизученной, а в психолого-акмеологическом аспекте продуктивность профессиональной деятельности воспитателей пенитенциарных учреждений не изучалась вообще.
153

Акмеологический подход позволяет осуществить анализ условий, факторов и закономерностей достижения человеком профессионализма при наличии противоречий между способностями, качествами, мотивами личности и требованиями конкретной профессиональной деятельности.
Центральным понятием акмеологического подхода выступает понятие "профессиональная деятельность". В качестве основных структурных компонентов профессиональной деятельности выделяются операционный (уровень знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления данной профессиональной деятельности), мотивационный (профессиональная направленность личности), когнитивный (уровень развития психических процессов, необходимых для выполнения деятельности), коммуникативный (коммуникативные навыки индивида), эмоциональный (эмоциональная устойчивость и саморегуляция) и поведенческий компоненты.
Важнейшей характеристикой профессиональной деятельности с точки зрения акмеологического подхода является ее продуктивность, на основании которой профессионалов относят к трем основным группам - с высокой, средней и низкой продуктивностью деятельности.
Достижение высокого уровня профессионализма, характеризующегося продуктивностью осуществления профессиональной деятельности, обусловливается рядом взаимосвязанных объективных и субъективных факторов.
Профессиональная деятельность начальника отряда фактически не исследовалась в отечественной психолого-акмеологической науке. Поэтому необходимым является изучение особенностей профессиональной деятельности начальников отрядов исправительных учреждений, факторов, влияющих на продуктивность этой деятельности.
Профессиональная деятельность начальника отряда (воспитателя) относится к особым видам деятельности, характеризующимся высоким уровнем нормативности поведения, властным, обязательным характером профессиональных полномочий, экстремальным характером деятельности,
154

нервно-психическими перегрузками, творческим, нестандартным характером труда, что может приводить к развитию стойких состояний психической напряженности, эмоциональной нестабильности, фрустрированности, появлению невротических реакций, психосоматических, функциональных расстройств и различных заболеваний.
Теоретический анализ позволил выделить шесть основных структурных компонентов профессиональной деятельности воспитателей пенитенциарного учреждения: операционный, когнитивный, мотивационный, коммуникативный, эмоциональный и поведенческий, каждый из которых предъявляет специфические требования к личности воспитателя.
Так, операционная подструктура предполагает уровень разносторонних общих и глубоких профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления данной профессиональной деятельности.
Познавательная подструктура деятельности предполагает наличие определенных когнитивных качеств - высокий интеллект, аналитико-синтетический склад ума, способности к абстрагированию, рефлексии, глубина, оперативность, широта, самостоятельность, продуктивность, гибкость, критичность, прогностичность мышления, широкий кругозор, эрудированность, разносторонняя культура, развитое воображение, наблюдательность, проницательность, интуиция, емкая память, способность к быстрой актуализации необходимой информации, способности к сосредоточению, высокой концентрации внимания и его быстрому переключению с одного объекта на другой, точное восприятие, высокая умственная работоспособность.
Мотивационная подструктура предполагает профессиональную направленность личности - долговременные планы службы и работы в УИС, высокий уровень развития правосознания (как общего, так и профессионального), подлинный, глубокий интерес к поиску путей повышения эффективности в воспитательной работе, глубоко осознанную,
155

зрелую, активную профессиональную позицию, основанную на правильном понимании предназначения правопорядка и направленной воспитательной работы.



1. Абрамова С.Г. Психологические механизмы управления, и о том, как их использовать. - М.: Известия, 2002. - 312с.
2. Азаров Ю. П. Мастерство воспитателя. - М.: Просвещение, 1971 - 126с.
3. Айзенк Г.Дж. Сорок лет спустя: новый взгляд на проблемы эффективности в психотерапии// Вопросы психологии. 1994. N4.
4. Айзенк Г., Айзенк М. Исследования человеческой психики. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 480с.
5. Айзенк Г. Супертесты IQ.- М.: Издательство ЭКСМО - Пресс, 2002.-208с.
6. Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэк-Даунинг JI. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. - М.:, 1999 - 487с.
7. Акмеологический словарь. Под общ. Ред. А.А.Деркача. - М.: А-40 Изд-во РАГС, 2004. - 161с.
8. Акмеология. Учебное пособие /А. Деркач. В. Зазыкин. - СПб: Питер, 2003.
- 256с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»).
9. Акмеология: учебник. Под общ. Ред. А.А. Деркача: Рос. Акад. Гос. Службы при Президенте Российской Федерации, Междунар. Акмеол. ин-т. - М: Изд-во РАГС, 2004. - 681с.
Ю.Аллик Ю., Тульвисте П. Психология в Тартуском университете: история и современное состояние// Вопросы психологии. 1982. N6.
11 .Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. - (Руководство для врачей). - Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1997, - 576с.
12. Анастази А. Психологическое тестирование. ~ М.: Педагогика, 1982. - Кн. 1.-318с.; Кн. 2.-295с.
13. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л.: ЛГУ,1968 - 339с.
164

14. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2- т.-Т.2,- М.,1980- 484с.
15. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.-М., 1977. 380с.
16. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. - М.: АПН РСФСР, 1960.-486с.
17. Антология социальной работы. В 5 т. Т.1. История социальной помощи в России. Сост. М.В.Фирсов,- М.: Сварогъ - НВФ СПТ, 1994. - 288 с.
18. Андреев В.И.Пакет десяти тестов. - Казань, 1992.-69с.
19. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., Аспект Пресс, 1996.-376с.
20. Андреева Е.Л. Социально-психологические и социально¬профессиональные факторы адаптации молодого специалиста в трудовом коллективе,-М.,1991.- 126с.
21. Андреева Г.М. Социальная психология,- М.: МГУ, 1980. 415с.
22. Анисимов С.А., Гордеева Т.М., Деркач А.А. Методы акмеологических исследований. - Кострома: Упр. Образов., 1994. 102с.
23. Анцыферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования. Психологический журнал,- 1980, №2.
24. Бабушкина С.В. Федоров А.Ф. Некоторые предложения по модернизации профессионального образования в вузах страны Модернизация профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции: В 4 ч. Ч 1 Южно-Уральск. Гос. ун-т: Ин-т доп. Проф. Образ.пед. раб: Отв. Ред. Д.Ф. Ильясов. - Челябинск: Изд-во «Образование», 2003.-285с.
25. Балабанова Л.М. Судебная патопсихология (вопросы определения нормы и отклонений). - Д.: Стажер, 1998, - 432с
26. Батаршев А.В. Типология характера и личности: Практическое
165

руководство по психологической диагностике. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 112с.
27. Беличева С.А. Основы превентивной психологии,- М.Редакционно- издательский центр Консорциума «Социальное здоровье в России», 1993.¬199с.
28. Беляева Л.И. Становление и развитие исправительных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в России. М., 1995.
29. Бехтерев В.М. О деятельности Психоневрологического института, как высшего педагогического учреждения, и его роли в педагогическом строительстве// Вопросы изучения и воспитания личности. 1921. N3.
30. Биологическое и социальное в личности преступника и проблемы ее ресоциализации: Тезисы докладов межвузовской научной конференции. Уфа, 1994.
31. Бодалев А. А. Психология о личности. - М.: МГУ, 1988 -188с.
32. Бодалев А.А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. - М.: РАУ, 1993.-110с.
33. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во МГУ,1982.-199с.
34. Бодалев А.А. О предмете акмеологии // Психологический журнал.-1993,- №5.-С.73-79.
35. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения.- М. ,1998- 168с.
36. Бодалев А.А. Психология общения,- М. -Воронеж: МОДЭК, 1996,- 255с.
37. Бодалев А.А, , Ковалев Г.А. О познавательных процессах в общении // Когнитивная психология,- М. ,1986. -325с.
38. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика (учебное пособие для студентов старших курсов психологических факультетов и отделений университетов). - М.: Изд-во «Института психотерапии», 2000. - 368с.
166

39. Бранский В.П. Социальная синергетика и теория наций. Основы этиологической акмеологии. - СПб.: Издательство. Санкт Петербургской Акмеологической Академии. 2000г. - 106с.
40. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и Акмеология. - СПб.: Политехника, 2002. - 476с.
41. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и Акмеология. - СПб.: Политехника, 2001. - 159с.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ