Введение. 3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты управления здоровьесберегающей средой для младших школьников с нарушением осанки.
1.1. Проблемы управления здоровьесберегающей средой для
младших школьников 7
1.2. Анатомо-физиологические аспекты нарушения осанки младших школьников
1.3. Характеристика младших школьников с нарушением осанки.
Выводы по 1 главе
Глава 2. Организация исследовательской работы по формированию здоровьесберегающей среды для младших школьников с нарушением осанки.
2.1. Организация исследования
2.2. Методы исследования 41
2.3. Модель управления здоровьесберегающей средой для младших школьников с нарушением осанки.
Выводы по 2 главе. 60
Глава 3. Анализ эффективности здоровьесберегающей среды для младших школьников с нарушением осанки.
3.1. Анализ сомато-метрических и физио-метрических
показателей младших школьников с нарушением осанки. 61
3.2. Анализ показателей, характеризующий физическую ^6
подготовленность младших школьников с нарушением осанки.
Выводы по 3 главе. 69
Заключение. 70
Список литературы. уд
Приложение
По результатам исследований, ежегодно увеличивается число детей школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья и наиболее распространенными из них является нарушения формы осанки. Осанка человека оказывает прямое влияние на его здоровье. Её нарушение ведёт к снижению умственной и физической работоспособности, т.к. происходят изменения в функции дыхания и кровообращения, проявляются осложнения в деятельности кишечника и печени, снижаются окислительные процессы.
По мнению специалистов, проблема формирования и профилактики осанки является, во многом, проблемой педагогической и может более эффективно решаться в процессе физического воспитания. В процессе модернизации системы образования, школы сталкиваются с необходимостью решения различных проблем воспитания и развития подрастающего поколения, в том числе и с проблемами укрепления и сохранения здоровья. Ведь только при формировании правильной осанки гарантировано полноценное здоровье детей и их хорошее физическое развитие.
Исследователи (Земсков Е.А., 1997; Мацкеплишвили Т.Я., 1999; Потапчук А.А., Дидур М.Д., 2001) считают, что на формирование осанки оказывает влияние комплексное воздействие наследственных и социально-гигиенических факторов.
Так, у каждого третьего ребенка имеются различные формы нарушения осанки. Около 70% детей страдают проблемами в созревании и функционировании нервной системы. Очень часто дети имеют сочетанные нарушения осанки с нарушением речи (Т.П. Хризман, 1978; Г.В. Бармин, 1994; Л.С. Цветкова, 2000; А.Л. Сирактюк, 2003; И.А. Скворцов, Н.А. Ермоленко, 2003).
Фундаментальные основы в физическом развитии у школьников начинают формироваться еще на начальном периоде школьного обучения, но состояние физического воспитания в современных школах не обеспечивает этого на должном эффективном уровне. В связи с этим актуальной задачей является разработка и обоснование методик применения различных средств физического воспитания у детей с нарушением осанки в младших классах, а также внедрение профилактических мероприятий, направленных на формирование правильной осанки и способствующих развитию как физических, так и умственных способностей (Коршунова Л.С., Пружинин Б.И., 1979).
Исходя из выше сказанного, актуальной задачей в сфере образования остается управление здоровьесбережением школьников. Следовательно, предметом управления взаимодействия Главного управления образования и муниципальных органов управления образованием будет считаться укрепление физического, психического и социального здоровья подрастающего поколения.
Цель исследования: Теоретически обосновать и оценить эффективность управления здровьесберегающей средой для младших школьников с нарушением осанки.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс обучения в начальной школе.
Предмет исследования: здоровьесберегающая среда для детей младшего школьного возраста с нарушением осанки.
Гипотеза исследования: эффективное управление здоровьесберегающей средой, создание модели здоровьесберегающей среды позволит стабилизировать физиометрические показатели и развить физическую подготовленность младших школьников с нарушением осанки.
Для реализации цели и проверки гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать современную психолог-педагогическую литературу по проблеме управления здоровьесберегающей средой для младших школьников с нарушением осанки;
2. Изучить особенности сомато - метрических и физио - метрических показателей младших школьников с нарушением осанки;
3. Описать модель управления здоровьесберегающей средой для младших школьников с нарушениями осанки, в которой отражается взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.
4. Оценить эффективность модели управления здоровьесберегающей средой для младших школьников с нарушением осанки, используя анализ показателей, характеризующий физическую подготовленность младших школьников с нарушением осанки.
Методологической основой работы стали концептуальные положения отечественной и зарубежной педагогики и психологии по разработке теоретико-методологических основ формирования здоровьесберегающей образовательной среды. В исследованиях ряда ученых (И.И Брехман, М.Я Виленский, В.А. Вишневский, Г.К Зайцев, В.Н Ирхин, Э.М Казин, Г.А Калачёв и др.) раскрываются теоретико-методологические основы педагогики здоровья. Современные подходы к проблеме формирования здоровьесберегающей образовательной среды нашли также свое отражение в работах Айзмана Р.И, Берсеневой Т.А., Бдиновой Н.Г., Ильюшенкова В.В., Кучма В.Р., Куинджи П.Н., Литвиновой Н.А, Чумакова Б.Н., Шорина Ю.П.
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 19 г. Челябинска». Проанализировав медицинские карты детей 7-8 лет, нами были сформированы контрольная (15 человек) и экспериментальная (15 человек) группы детей, имеющих нарушение осанки. Дети контрольной группы занимались по традиционной программе физической подготовки, а для обучающихся экспериментальной группы была предложена специально разработанная программа коррекции нарушений осанки, составленная на основании авторской программы Н.А. Белоусовой (2013) [14].
Этапы исследования:
• 1 этап (констатирующий) - медико-биологическое исследование
(сентябрь 2016 г. - 2017 г.) мы определили цель и задачи, сформулировали рабочую гипотезу. Целью данного этапа являлся анализ и обработка научно-методических источников по изучаемой нами проблеме.
• 2 этап исследования (2017 - 2018 гг.) - опираясь на анализ доступных научно-методических источников, нами было проведено исследование (первичное тестирование) показателей физического развития детей 7-9 лет с нарушениями осанки, их функционального состояния и физической подготовленности, на основе которых была подобрана и апробирована программа физического воспитания для детей с нарушением осанки. Цель второго - анализ здоровьесберегающей среды в школе и изучении проблем управления здоровьесберегающей средой, а так же уровень физического развития, функционального состояния детей младшего школьного возраста, исследование возможностей развития физических качеств детей посредствам подготовленной программы физического воспитания, включающей в
себя разделы, предусматривающие ходьбу, гимнастику, общеразвивающие и специальные упражнения.
• 3 этап исследования (2017-2018) - повторное изучение индивидуальных показателей физического развития детей 7-9 лет, их функционального состояния и физической подготовленности, проводилась цифровая обработка данных и результатов исследования методом математической статистики в соответствии с рекомендациями П.К. Петрова, Ю.Д. Железняк (2001), интерпретация и обобщение полученных данных исследования, оформление работы и формулирование выводов.
При написании работы нами были использованы следующие методы:
1. аналитический - теоретический анализ медико-биологической и психолого-педагогической литературы;
2. педагогический - наблюдение, беседа, опрос;
3. физиологический - изучение состояния сердечно-сосудистой (частоты сердечных сокращений, артериального давления), дыхательной системы (жизненная емкость легких, пробы Штанге и Генче), состояние здоровья обучающихся (уровень здоровья, PWC 130);
4. Тестирование физической подготовленности - наклон вперед, назад и в стороны из положения стоя; количеству переходов из положения лежа в положение сидя; сгибание и разгибание рук в упоре лежа и т.д.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении имеющихся данных об антропометрических, физеометрических, а так же особенностях возрастного развития младших школьников с нарушением осанки.
Практическая значимость заключается в том, что предложенную модель управления здоровьесберегающей средой можно применять в образовательных учреждениях.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, включающего 69 источников. Работа изложена на 79 страницах, содержит 9 таблиц и 4 рисунка.
Основной целью нашей работы явилось желание показать, что, используя эффективную систему оздоровительной работы, можно значительно повысить эффективность оздоровительных мероприятий с детьми, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата. Поставленную цель мы достигли.
В ходе нашего исследования мы успешно решили поставленные задачи.
Проанализировав научно - методическую литературу по проблеме нарушений осанки у детей младшего школьного возраста, мы выделили ведущие факторы, пагубно влияющие на здоровье подростков, прямо и косвенно обусловливающих нарушение опорно-двигательного аппарата, это: генетический фактор; условия обучения в образовательных учреждениях; экологический фактор, природно-климатические условия; группа социально-гигиенических факторов.
Кроме того, мы выяснили, что нарушение осанки это не заболевание, оно не прогрессирует и обратимо при своевременной организации в системе оздоровительных мероприятиях. Но если мероприятия по предотвращению нарушений осанки не начать вовремя, это приведет к снижению подвижности грудной клетки и диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что, в свою очередь, негативно скажется на деятельности центральной нервной, сердечно - сосудистой и дыхательной систем.
Таким образом, изучение и анализ литературы позволил сделать вывод, что на развитие ребёнка в процессе обучения в образовательном учреждении комплексно и непрерывно действуют множество факторов, способствующих ухудшению его здоровья. А эффективное управление здоровьесберегающей средой в образовательных организациях оказывает благоприятное влияние на здоровье школьников и качество образования в целом.
Мы изучили уровень физической подготовленности детей с нарушением осанки младшего школьного возраста и рассмотрели их морфофункциональные особенности. Проведя исследование функционального состояния позвоночного столба у детей 7-9 лет до и после эксперимента с использование медицинских и педагогических методов, мы смогли оценить:
- симметричность осанки исследуемых детей (до начала педагогического эксперимента в обеих группах наблюдалось умеренное нарушение осанки справа и слева на расстоянии от 7-го шейного позвонка до углов лопаток);
- разницу расстояния от углов лопаток по горизонтали до средней линии позвоночника (до начала педагогического эксперимента в обеих группах наблюдалось умеренное нарушение осанки);
- разницу расстояния от яремной вырезки до передних верхних подвздошных костей (до начала педагогического эксперимента также в обеих группах наблюдалось умеренное нарушение осанки).
Подобранный нами комплекс физических упражнений, способствовал успешной коррекции имеющихся нарушений осанки. В результате проведенного исследования, нами было отмечено, что в обеих группах наблюдались улучшения результатов функционального состояния позвоночника, прослеживались умеренные снижения нарушения осанки, а также отмечались повышения данных соответствующих норме.
Занятия по предложенной нами программе физических упражнений способствовали повышению общей и специальной физической подготовленности детей 7-9 лет, а так же способствовали улучшению показателей физической подготовленности детей, характеризующие гибкость, подвижность позвоночного столба и выносливость мышц туловища и пояса верхних конечностей.
Представленная нами Модель управления здорьвесерегающей средой для младших школьников с нарушением осанки позволяет проследить многоуровневую структуру управления образовательной организации, как результат успешного опыта реализации системного и комплексного подхода к здоровьесбережению и содействия укрепления здоровья всех участников образовательного процесса.
Проанализировав эффективность модели управления здорвьесберегающей средой для младших школьников, мы пришли к выводу, что организация здоровьесберегающего образовательного процесса и среды в школе имеющая комплекс мероприятий по формированию знаний, установок и норм поведения обучающихся, будет способствовать успешному сохранению и укреплению физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, а так же способствовать познавательному и эмоциональному развитию ребенка и достижению им планируемых результатов освоения образовательной программы.
В ходе проведения исследования, мы пришли к выводу, что для эффективного построение здоровьесберегающего процесса воспитания и обучения детей с нарушением осанки, необходимо грамотное использование имеющихся ресурсов.
В итоге мы доказали гипотезу исследования, которая предполагала, что у детей 7-9 лет с нарушением осанки снижен уровень физической подготовленности, повысить который позволит внедрение подобранного нами комплекса физических упражнений и наличие эффективной модели управления здоровьесберегающей средой.
Следовательно, мы реализовали цель исследования: изучили уровень физической подготовленности у детей 7-9 лет с нарушением осанки и сформулировали эффективную модель управления здоровьесберегающей средой для младших школьников.
1. Аболишин, А. Г. Физическая реабилитация детей среднего школьного возраста с нарушением осанки Текст. : дис. . канд. пед. наук / Аболишин А. Г. Малаховка, 2005. - 130 с.
2. Азизова, Ф. J1. Заболеваемость детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата Текст. / Ф. JL Азизова // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия : Биология, клиническая медицина. -2011. Т. 9, № 1. - С. 145-151.
3. Айдаркин, Е. К. Влияние функционального состояния на эффективность сенсомоторной интеграции Текст. / Е. К. Айдаркин, М. А. Павловская, А. Н. Старостин // Валеология. -2011. № 4. с. 75-87.
4. Анфиногенова, В. А. Психофизиологическая устойчивость человека к эмоциональному стрессу и ее повышение с использованием биологической обратной связи Текст. : автореф. дис. . канд. мед. наук / Анфиногенова В. А. -Волгоград, 2001. 22 с
5. Аршавский, И. А. Некоторые методологические и теоретические аспекты анализа закономерностей индивидуального развития организмов Текст. / Аршавский И. А. // Вопросы философии. 1986. - № 1 1 . - С. 95-104.
6. Балкарова, Е. О. О проблеме функционального состояния опорно-двигательного аппарата у детей и подростков Текст. / Е. О. Балкарова, Е.
Э. Блюм, Ю. Е. Блюм // Естественные и технические науки. 2009. - № 1.- С. 105-111.
7. Барладян, О. М. Гигиеническая оценка условий обучения в образовательных учреждениях для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Текст. : дис. . канд. мед. наук / Барладян О. М.; Ростов, гос. мед. ун-т. остов-на-Дону, 2003. - 190 с.
8. Баранов, А. А. Онтогенез нейрокогнитивного развития детей и подростков Текст. / А. А. Баранов, О. И. Маслова, Л. С. Намазова- Баранова // Вестник Российской академии медицинских наук. 2012. - № 8. - С. 26-33.
9. Баевский, Р. М. Адаптационные возможности организма и понятие физиологической нормы Текст. / Р. М. Баевский, А.П. Берсенева // XVIII съезд физиологического общества им. И.П.Павлова. Казань; Москва, 2001. - С. 304.
10. Безруких, М. М. Интеллектуальное развитие мальчиков и девочек 15-16 лет. Психофизиологическая структура Текст. / М. М. Безруких, Ю. Н. Комкова // Физиология человека. -2010. Т. 36, № 4. с. 57-64.
11. Безруких, М. М. Возрастные особенности организации и регуляции произвольных движений у детей и подростков Текст. / М. М. Безруких // Физиология развития ребенка. -2000. С. 239-257.
12. Бирченко, Н. С. Исследование функциональной межполушарной асимметрии мозга у здоровых детей и детей со сколиозом 7-11 лет Текст. : дис. . канд. биол. наук / Бирченко Н. С. Рязань, 2005. - 149 с.
13. Белоусова Н.А. Комплексная оценка состояния школьников с нарушением осанки. Монография. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH Co KG Dudweiler Landstr . 99, 66123 Saarbrucken, Germany. 2012.
14. Белоусова Н.А., Особенности психомоторных функций подростков с нарушением осанки/ Д.З. Шибкова// Альманах «Новые исследования» - М.:институт возрастной физиологии, 2013. № 2(35) - с.39-44.
15. Белоусова Н.А. Гендерные особенности психофизиологического состояния у подростков со сколиозом // Наука и бизнес: пути развития. - 2011. - №6. - С. 16-20.
16. Быков, Е. В. Влияние уровня двигательной активности на формирование функциональных систем Текст. / Е. В. Быков, А. П. Исаев, А. В. Ненашева // Теория и практика физической культуры. № 7. - 2003. - С. 51-54.
17. Галиахметова, Г. М. Физиологические изгибы позвоночника и функциональное состояние организма подростков 12-15 лет Текст. : дис. . канд. биол. наук / Галиахметова Г. М. -Казань, 2006. 152 с.
18. Государственный доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 ноября 2011г. "О положении детей в Российской Федерации".
19. Дегтев, С. Ю. Гигиеническая оценка влияния эргономических параметров ученической мебели на функциональное состояние ребенка Текст. : дис. . канд. биол. наук / Дегтев С. Ю. -Москва, 2008. 180 с.
20. Дворяковский, И. И. Изменения опорно-двигательного аппарата и их коррекция при нарушениях осанки у детей Текст. : автореф. дис. . канд. биол. наук / Дворяковский И. И. Москва, 1999. - 22 с.
21. Еникеев, А. Р. Факторы риска развития органных нарушений у детей со сколиозом Текст. / А. Р. Еникеев, 3. М. Еникеева, Э. Н. Ахмадеева // Медицинский вестник Башкортостана. 2006. - Т. 1, № 1. - С. 69-71.
22. Здоровый образ жизни - стиль жизни: методическое пособие для классных руководителей / составители: Л.А. Артюх и др.// Управление образования МО ГО «Сыктывкар», 2007.- №4.- 71с.
23. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг
эффективности: методические рекомендации для педагогов и
руководителей образовательных учреждений / автор-составитель Ю.В. Науменко. //Москва, издательство «Глобус», 2009. - 124с.
24. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе/ автор-составитель А.А. Цабыбин. //Волгоград, издательство «Учитель»,
2009. -172с.
25. Здоровьесберегающие технологии в современной школе/автор- составитель С.В.Агеева// Справочник классного руководителя, октябрь 2007. - №10. -с.48-51.
26. Иванова, Е М. Антропологические аспекты изучения осанки тела у детей и взрослых Текст.: дис. канд. биол. наук / Иванова Е. М. Москва, 2011. - 165 с.
27. Ильин, Е. П. Психофизиология состояний человека Текст. / Е. П. Ильин. Санкт-Петербург : Питер, 2005. - 412 с.
28. Ибрагимова, Г. Р. Психофизиологический мониторинг чувствительности подростков к химическим загрязнителям атмосферы : дис. . канд. биол. наук Текст. / Ибрагимова Г. Р. Стерлитамак, 2005. - 114 с.
29. Клестов. В. В. Формирование осанки: способы оценки, технологии коррекции нарушений Текст. : дис . канд. мед. наук / Клестов В. В. Москва, 2004. - 122 с.
30. Королева Е.В., Абдульманова Л.В. Управление процессами
здоровьесбережения как условие повышения эффективности
оздоровительной работы // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XLII междунар. науч.-практ. конф. № 2(39). - Новосибирск: СибАК, 2015.
31. Кузнецова, О. В. Спектральный анализ вариабельности ритмов сердца, артериального давления и дыхания у детей 81 1 лет в покое Текст. / О. В. Кузнецова, В. Д. Сонькин // Физиология человека. 2005. - Т. 31, № 1 . - С. 39-45.
32. Калб, Т. Л. Проблемы нарушения осанки и сколизов у детей. Причины возникновения, возможности диагностики и коррекции Текст. / Т. Л. Калб // Вестник новых медицинских технологий. 2001. - № 4. - С. 62 - 64.
33. Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации обучающихся и педагогов в образовательных учреждениях : методическое пособие / под ред. Э. М. Казина. Кемерово: Изд-во КРИПКРО, 2006. - 213 с.
34. Ларионова, И. Г.Особенности познавательной сферы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Текст. : автореф. дис. . канд. психол. наук / Ларионова И. Г.; Моск. пед. гос. ун-т. Москва, 2001. - 18 с.
35. Леус, Э. В. Вегетативная регуляция ритма сердца у младших школьников Европейского Севера Текст. / Э. В. Леус // Здоровая образовательная среда здоровый ребенок материалы Всерос. конф. с междунар. участием. -Архангельск, 2003.- С. 190-192
36. Макаренко, Ю. А. Адаптивные возможности организма как показатель уровня здоровья Текст. / Ю. А. Макаренко // Педиатрия. 1989. - № 3. - С. 85-88.
37. Невзоров, А. В. Методика коррекции нарушений осанки младших школьников средствами физических упражнений и массажа Текст. : дис. . канд. пед. наук / Невзоров А. В. -Москва, 1999. 144 с.
38. Новикова, А. П. Мотивация достижения: психофизиологические корреляты и их динамика в ходе длительного обучения Текст. / А. П. Новикова, А. В. Котов // Нейрокомпьютеры: разработка, применение. 2011. - № 11. - С. 46-52.
39. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Челябинской области в 2015 году Текст.: гос. докл. / под ред. А. И. Семенова; Упр. Роспотребнадзора по Челябинской обл. и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в Челябинской обл.- Челябинск, 2015. 255 с.
40. Особенности осанки детей западной Сибири и Башкортостана Текст. / И. Т. Батршин, Т. С. Псянчин, Д. И. Юнусов, А. В. Фархшатов, А. А. Гумеров // Медицинский вестник Башкортостана. 2012. - Т. 7, № 4. - С. 5-9.
41. Проценко, В. Н. Вертеброневрология и нейроортопедия (авторская концепция) Текст. / В. Н. Проценко. Запорожье : Запорож. гос. инженер, акад., 2000. - 160 с.
42. Панкова, Н. Б. Патофизиологический анализ влияния факторов риска образовательной среды на функциональное состояние организма учащегося: донозологическое исследование Текст. : дис. . д-ра. биол. наук / Панкова Н. Б. Москва, 2009. - 225 с.
43. Потапова, Е. В. Психологическое сопровождение личности в особых условиях жизнедеятельности (на примере детей, больных сколиозом) Текст. : автореф. дис. . канд. псих, наук / Потапова Е. В. Новосибирск,
2010. - 22 с.
44. Потапчук А.А., Эмануэль Т.С., Эмануэль Ю.В. Саногенетический мониторинг состояния здоровья детей и подростков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. № 10 (92). С. 131—136.
45. Пуханова Н.А., Веневцева Ю.Л., Мельников А.Х. Эффективность лечения детей и подростков со сколиозом // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. 2006. - № 1 (16). - С.27-30.
46. Рапопорт И.К. Методика измерения результатов
здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения / И.К. Рапопорт // Директор школы. - № 10, 2008. - С. 86-94.
47. Результаты обследования школьников с нарушением осанки и сколиозом с помощью Зё-сканерометрии позвоночника Текст. / А. Б. Яворский, В. В. Косс, Е. Г. Сологубов, Н. А. Зоря // Вопросы практической педиатрии. 2009. - Т. 4, №3. С. 73-76.
48. Римашевская Н.М., Шабунова А.А. Здоровье школьников: тенденции и определяющие факторы // Народонаселение. 2011. № 4. С. 4—16.
49. Романова, Н. М. Изменение параметров невербального поведения при сообщении истинной и ложной информации Текст. / Н. М. Романова, М. А. Самохина // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2008. - Т. 1, № 13. - С. 18-27.
50. Рубанович, В. Б. Морфофункциональное развитие подростков в зависимости от полового созревания и календарного возраста Текст. / В. Б. Рубанович // Сибирский учитель. 2005. - № 4(40). - С. 11-15.
51. Саломова, Ф. И. Особенности физического развития школьников с нарушениями осанки Текст. / Ф. И. Саломова // Профилактическая и клиническая медицина. 2008. - № 4. - С. 48-50.
52. Садовая, Т. Н. Скрининг деформаций позвоночника у детей как компонент охраны здоровья населения Текст. / Т. Н. Садовая, И. А. Цыцорина // Политравма. 2011. - № 3. - С. 23-28.
53. Самигуллина, М.С. Здоровье школьника и методы его определения : методическое руководство по организации и проведению психофизиологических обследований учащихся / М.С. Самигуллина, Г.Х. Самигуллин. Набережные Челны. : КАМАЗ, 1997. - 100с.
54. Сарнадский, В. Н. Исследование половозрастных особенностей нарушений осанки в горизонтальной плоскости у детей и подростков по данным компьютерной оптической топографии Текст. / В. И. Сарнадский // Хирургия позвоночника. 2012. - № 3. - С. 38-48.
55. Солнцев, А. А. Диагностика, прогнозирование и профилактика отклонений в состоянии здоровья у детей при адаптации к дошкольным учреждениям и школе Текст. : автореф. д-ра мед. наук / Солнцев А. А. Москва, 1987. - 35 с.
56. Система работы «Школа здоровья»/ автор-составитель М.О.Марченко// Справочник руководителя образовательного учреждения, октябрь 2009.- №10. - с.67-79.
57. Сопровождение здоровья учащихся в образовательном учреждении: система работы, мониторинг/ составители М.А. Павлова, О.С. Гришанова, Е.В. Гусева // Волгоград, издательство «Учитель», 2010. - 248с.
58. Сергеева, Н. В. Функциональное состояние кардиореспираторной системы и уровней регуляции кровообращения у детей 8-14 лет под воздействием оздоровительного массажа Текст. : автореф. дис. . канд. биол. наук / Сергеева Н. В. Челябинск, 2007. - 165 с.
59. Сабирьянов, А. Р. Сравнительная оценка медленноволновых колебаний показателей центрального кровообращения у детей младшего и среднего школьного возраста Текст. / А. Р. Сабирьянов // Клиническая физиология кровообращения. 2006. - № 2. - С. 27-32.
60. Ушанова, А. А.Структуры личности подростков с разными уровнями проявления агрессивных реакций Текст. / А. А. Ушанова // Ярославский педагогический вестник. 2008. -№ 4. - С. 144-149.
61. Узунова, А. Н. Физическое развитие детей : учеб. пособие для студентов мед. вузов Текст. / Узунова А. Н., Лопатина О. В., Зайцева М. Л. Челябинск : Челяб. гос. мед. акад., 2002. - 160 с.
62. Фаттахова, JI. С. Комплексная диагностика и реабилитация детей школьного возраста с различными видами нарушений осанки Текст. : автореф дис. . канд. мед. наук / Фаттахова J1. С.; Самар. гос. мед. ун-т. Самара, 2003. - 25 с.
63. Физиологические и психологические особенности школьников с нарушениями осанки Текст. / С. М. Чечельницкая, А. Г. Румянцев, А. М. Волков, С. А. Орленко, А. А. Михеева // Вопросы практической педиатрии. 2008. -Т. 3, № 3. - С. 41-44.
64. Физическая реабилитация детей с нарушениями осанки и сколиозом : учебно-методическое пособие / Л.А. Скиндер [и др. ] ; - Брест. гос. ун-т имени А.С. Пушкина. - Брест : БрГУ, 2012. - 210 с
65. Федотова, Н. В. Психофизиологические характеристики подростков с различным уровнем локомоторной активности Текст. : автореф. дис. . канд. биол наук / Федотова Н. В.; Тюмен. гос. ун-т. Тюмень, 2004. - 22 с.
66. Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в условиях школы-интерната/ автор-составитель И.В.Пугачёва// Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2008.- №6.- с.53-55.
67. Формирование здоровьесберегающей среды/ автор-составитель
И.П.Борисова// Справочник руководителя образовательного
учреждения, ноябрь 2007.- №11.- с.63-72.
68. Шибкова, Д. 3. Организация здоровьесберегающей среды с
использованием автоматизированной программы «Мониторинг
здоровья» Текст. : моногр. / Д. 3. Шибкова, П. А. Байгужин. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2001. - 165 с.
69. Яхина, Ф. Ф. Интегративная модель психосоматических расстройств Текст. / Ф. Ф. Яхина // Вертеброневрология. -2004. Т. 11, № 1-2. - С. 75-78.