Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания соматически ослабленных школьников.
1.1. Становление и развитие института воспитания в отечественной системе образовательных учреждений для соматически ослабленных детей 16
1.2. Состояние проблемы воспитания соматически ослабленных детей в психолого-педагогической литературе 38
1.3. Особенности личности и поведения соматически ослабленных детей 74
Выводы первой главы 99
Глава 2. Система воспитательной работы с соматически ослабленными детьми в лечебно-образовательном учреждении.
2.1. Модель, структура и содержание воспитательной работы с соматически ослабленными детьми в лечебно-образовательном учреждении 102
2.2. Характеристика педагогических условий эффективной организации воспитательной работы с соматически ослабленными детьми в лечебно-образовательном учреждении 124
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 146
Выводы второй главы 164
Заключение 168
Список литературы 174
Приложения 192
Актуальность исследования. Коренные изменения в жизни страны, реформирование российского общества, в значительной степени обострив социальные проблемы населения, сказались на физическом и психическом здоровье детей и подростков. Распространение алкоголизма, наркомании, ухудшение криминогенной ситуации, разрушение привычного уклада жизни семьи, экологические катастрофы, недостаточное финансирование спортивно-оздоровительной, внешкольной деятельности и медицинского обслуживания подрастающих поколений привели к росту заболеваемости в детской среде, усложнению характера протекания патологических процессов, увеличению количества и тяжести рецидивов.
Еще в 1995 году на Пироговском съезде врачей говорилось, что 70% населения страны живет в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, вызывающего рост депрессий, реактивных психозов, психосоматических расстройств, тяжелых неврозов, что не могло не сказаться на состоянии детского здоровья. Из общего числа детей, родившихся к началу XXI века, лишь 20% можно считать абсолютно здоровыми, более 35% родились больными и почти 45% составили группу риска. В последующие годы наблюдается снижение числа здоровых новорожденных - это общая ситуация как для России, так и для Костромской области. За последние два года лишь единицы родившихся в Костромской области детей вошли в 1-ю группу здоровья, подавляющее же большинство с момента рождения является носителем какой-либо патологии.
Сложившаяся в стране в последнее время негативная медико¬демографическая ситуация имеет тенденцию к ухудшению. Начиная с 1991 года, отмечается снижение уровня рождаемости, отрицательный естественный прирост населения из-за преобладания уровня смертности
4
над уровнем рождаемости. В Костромской области с 1990 года это находит выражение в таких показателях как спад с -0,7% до -11,2% в 2005 году. В 2003 году наблюдался наименьший прирост -12,2%. При этом уровень рождаемости детей с генетическими отклонениями достигает в стране 17%.
Школа, на сегодняшний день, также не является фактором, способствующим оздоровлению подрастающего поколения. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ из общего числа детей, поступающих в первый класс, относительно здоров только каждый пятый, а из числа выпускников - лишь каждый двадцатый. Установлено, что здоровье детей ухудшается с переходом из класса в класс. Медиков, педагогов, родителей волнует падение качества здоровья школьников, тот факт, что образовательные учреждения мало занимаются воспитанием у учащихся потребности в сохранении и поддержании здоровья, формировании здорового образа жизни, понимания у детей, подростков, молодежи его житейской ценности, продолжают наращивать объем и интенсивность информационных потоков, строя при этом учебно¬воспитательный процесс на формально-рассудочной, вербальной основе, и уходят от проблем самочувствия, психической и физической переносимости детьми предлагаемых нагрузок. Отсюда рост числа психических расстройств, болезней нервной системы в школьном возрасте.
Общая заболеваемость детей до 17 лет, зарегистрированная в 2002¬2005 годах в лечебно-профилактических учреждениях Костромской области, составила соответственно 1719,5, 1900,2, 1934,5 и 1984,7 на 1000 населения до 17 лет. Многие больные дети нуждаются в длительном стационарном лечении. Только в одном детском специализированном стационаре за 2005 год пролечено 7402 ребенка. Продолжительность пребывания больных детей в стационаре также увеличивается и в среднем занимает 21 койкодень. Следовательно, ребенок на этот период
5
оказывается оторванным от привычной социальной среды - семьи, школы, сверстников. Все это вместе взятое ставит социально-педагогическую теорию и практику перед необходимостью поиска воспитательных технологий в отношении детей с ослабленным здоровьем, создания системы воспитательной работы с ними в лечебно-образовательных учреждениях, обеспечивающей непрерывность процесса их социализации, выявления педагогических условий эффективности воспитательных воздействий на ребенка, его последующей реадаптации в школьном образовательном пространстве.
Для решения задач помощи детям с ослабленным здоровьем, как показывает историко-педагогический анализ отечественной литературы, создавались специализированные лечебно-образовательные учреждения, которые имели разные названия (санаторно-лесные школы, школы санаторного типа). Они организуются на базе лечебных учреждений и призваны обучать в рамках общеобразовательной школьной программы детей, находящихся на длительном стационарном лечении, воспитывать их в духе ценностей данного общества, что позволяет не «отстать» госпитализированным детям от своих одноклассников и, кроме того, приобрести новые умения, навыки, обогатить свой социальный опыт. Обучение в них осуществляется в рамках государственного образовательного стандарта, в соответствии с учебными планами для группового и индивидуального обучения учащихся, находящихся на лечении в больницах, строится по щадящему принципу в соответствие с состоянием здоровья ребенка. В тоже время накопленный опыт организации воспитательной работы в такого рода учреждениях требует детального осмысления.
Социально-педагогические и философские аспекты формирования здорового образа жизни у разных категорий детей и молодежи отражены в работах П.П. Блонского, В.П. Кащенко, П.Ф. Лесгафта,
6
В.А. Сухомлинского. В них охарактеризована роль школы в создании условий для воспитания в ребенке бодрости духа и его физического, психологического и социального здоровья.
Приобщение детей к здоровому образу жизни изучено в контексте физического (Л.П. Гуреев, В.М. Качашкин, А.П. Матвеев, С.Б. Мельников, Г.И. Погадаев и др.), гигиенического (Г.Н. Сердюковская, И.И. Соковня- Семенова, В.В. Стан и др.), нравственного воспитания (О.С. Богданова, И.А. Каиров, О.Д. Калинина, И.С. Марьенко, И.Ф. Харламов и др.).
В последние годы вопросы охраны здоровья человека рассматриваются в концепции воспитания экологической культуры личности в научных публикациях Н.С. Дежниковой, И.В. Цветковой и других, в контексте педагогической валеологии (Г.А. Апанасенко,
A. А. Бишаева, Г.К. Зайцев, M.JI. Лазарев, Л.Г. Татарникова, Б.Н. Чумаков и др.).
В связи с развитием коррекционной педагогики появляются исследования, посвященные воспитанию и обучению детей с задержками и нарушениями психического развития. Это - работы Л.О. Бадалян, Л.Н. Винокурова, В.В. Ковалева, В.В. Лебединского, А.Р. Маллер, Г.Е. Сухаревой и других, в которых рассматриваются различные аспекты воспитания данной категории детей.
В психологии анализу социально-психологических факторов личностных изменений под воздействием различных соматических заболеваний посвящены труды В.Ф. Басина, Б.В. Зейгарника,
B. В. Лебединского, А.Е. Личко, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищева, специфика развития временных лечебно-образовательных групп исследована Т.И. Мироновой, Н.П. Фетискиным, психорегуляция учебной деятельности младших подростков, страдающих соматическими заболеваниями, рассмотрена В.А. Штраус, психосоматическая детерминация
7
интеллектуально-личностного развития соматически ослабленных детей раскрыта М.Н. Ливановой.
Реформирование российского общества сказалось на всех сторонах жизни населения, обострило социальные проблемы, сказалось на физическом и психическом здоровье детей и подростков, привело к значительному росту количества соматически ослабленных детей.
«Соматически ослабленные дети» представляют некий континиум между абсолютным благополучием и выраженной патологией, характеризующийся быстрой утомляемостью, тревожностью, неуверенностью, нарушением биоритмов, вегетативными пароксизмами, снижением работоспособности, периодическими патоорганическими синдромами. В силу этого им присущи особые образовательные потребности и они нуждаются в создании особых условий для обучения и воспитания.
Историко-педагогический анализ научных публикаций, посвященных вопросам оказания помощи детям, имеющим разного рода отклонения и ограничения в физическом, психическом и социальном развитии, позволяет нам сделать вывод о том, что такого рода деятельность в России имеет давнюю историю, становление системы оздоровительно-образовательных учреждений проходит в несколько этапов: зарождения, создания специальных учреждений для отдельных категорий детей, на фоне развития отечественной педиатрии, зарождения системы образования для всех детей, нуждающихся в особых условиях. На каждом из них менялся взгляд на те задачи, которые призваны решать аналогичные лечебно-профилактические и образовательные заведения для детей и подростков, содержание реализуемых ими воспитательных и социализирующих функций.
К середине XX века уже сложилась четкая установка в теории, которая реализовывалась и на практике, что в отношении соматически
169
ослабленных и больных детей не следует ограничиваться только лечебно-профилактическими мероприятиями, должно сочетать лечение, обучение, воспитание, должно быть направлено на развитие, здоровьесбережение, реабилитацию (по показаниям).
Осуществленный нами историко-педагогический экскурс позволяет говорить об исторической обусловленности возникновения и содержания воспитательной деятельности оздоровительно-образовательных учреждений для детей и подростков, с одной стороны, и о многообразии тех теоретических (концептуальных) платформ, на базе которых строится в них учебно-воспитательный процесс (здоровьесберегающей, лечебно¬профилактической, медико-социально-реабилитирующей, адаптивной, социокультурной). Независимо от специфики взглядов сторонников каждого из подходов, общее, что их объединяет - понимание назначения такой школы, как одного из важнейших средств стимулирования и реализации сущностных сил ребенка, оптимизации его взаимоотношений с окружающей средой.
В то же время спецификой деятельности такого образовательного учреждения в условиях стационара, как свидетельствует проведенный нами анализ, является ограничение одновозрастного общения, избирательность социальных контактов, их связь с неприятными физическими, эмоциональными, социальными ощущениями и переживаниями.
В связи с особенностями эмоционального восприятия и рождаемого на его основе эмоционального отношения к своему состоянию у соматически ослабленных детей могут возникать три типа внутренней картины болезни: 1) гипонозогнозический - с эмоциональной недооценкой симптомов, игнорированием болезни, завышением ожидаемых результатов лечения; 2) гипернозогнозический - с избыточной эмоциональной напряженностью, связанных с болезнью переживаний, преувеличением ее
170
тяжести, неверием в успешность лечения; 3) прагматический - со стремлением к реальной оценке заболевания, его прогноза, хорошим контактом с медицинским персоналом и желанием выполнять все лечебные предписания. Следовательно, организация воспитательной работы с больными и ослабленными детьми должна быть направлена не только на вооружение их новыми знаниями о себе, болезни, способах реагирования на происходящее с ними; на их ориентирование в мире проблем, путей предупреждения рецидивов и преодоления естественных трудностей; развитие коммуникабельности, снятие напряжения, но и на создание временной благоприятной пространственно-развивающей среды, обеспечивающей личностное развитие данной категории детей, успешность их социализации через целенаправленную адаптацию к меняющимся условиям жизни и состояниям организма при использовании педагогических технологий, интегрирующих здоровьесбережение, целесообразное личностно ориентированное информирование, включение в познавательную, ценностно-ориентирующую, преобразующую, творческую и досуговую деятельность.
Модель организации воспитательной работы с детьми с ослабленным здоровьем, которая была апробирована нами на базе оздоровительного образовательного учреждения в детском стационаре, включает концептуальный, содержательный, технологический компоненты.
Концептуальная составляющая базируется на идеях гуманистической психологии и педагогики, на таких принципах как антропологизм, толерантность, индивидуализация, педагогическая поддержка и сотрудничество, интерактивность, вариативность, разновозрастность.
Содержательный компонент предполагает просветительское, реабилитационное, здоровьесберегающее направления.
171
Технологический компонент модели, представляет собой определенную систему действий и совокупность шагов, последовательность выполнения которых способствует решению поставленных коррекционно-развивающих и воспитательных задач.
Анализ процесса реализации разработанной нами модели организации воспитательной работы с соматически ослабленными детьми в период их нахождения в стационаре, полученные диагностические материалы позволили выделить те педагогические условия, при которых она способствует достижению поставленной цели - сохранению их здоровья, укреплению взаимоотношений с окружающими людьми, не мешает обогащению их социального опыта в соответствии с возрастными задачами, их социальной адаптации и самореализации. Это:
• наличие воспитательной стратегии такого учреждения, ориентированной на превентивно-профилактический подход к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
• дифференцированный подход к отбору средств, видов деятельности в зависимости от характера заболевания и меры ограниченности возможностей ребенка;
• активизация жизненного потенциала и субъектной позиции личности ребенка при отборе и реализации воспитательных программ, построенных на сочетании конкретности (отражение единичных черт воспитательного процесса при данных обстоятельствах) и непрерывности (связи с опытом воспитания конкретного ребенка в семье, школе или дошкольном учреждении, в другом стационаре, изменениями в состоянии его здоровья в данный момент).
1. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / Под ред. А.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. - М., 1982. - 182 с.
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М., 1985. - 238 с.
3. Акимова М.Н., Козлова В.Т. Обучаемость и здоровье школьника //Школаздоровья. - 1997. -№2.-С.21 -31.
4. Актуальные проблемы современного детства. / Под общ. ред. Е.М. Рыбинского. Вып. 3. - М., 1994. - 121 с.
5. Алексеев С.В. и др. Здоровье детей и состояние учебно¬педагогической и внешкольной деятельности в Санкт-Петербурге
// Проблемы и перспективы формирования здоровья детей и учащейся молодежи. - Мурманск, 1997. - С.50 - 52.
6. Альманах «Исцеление». Для врачей, педагогов и родителей детей с неврологической инвалидностью / Под ред. И.А. Скворцова. - М., 1993.-282 с.
7. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - Кемерово, 1980. - 176 с.
8. Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Л.М. и др. Оздоровительное значение дифференцированного обучения // Школа здоровья. - 1996.
- №3. - С.32 - 39.
9. Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровья человека. - СПб., 1992. - С.31 - 33.
10. Баевский P.M. Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения теории адаптации // Вестник АМН. - 1989. - №8. - С.73 - 78.
П.Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.,
1988. -207 с.
12. Баранова Н.А. Социально-педагогическая реабилитация детей в условиях воспитательной системы лечебно-профилактического учреждения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2000. - 24 с.
175
13. Бартенев В.А. Педагогические условия фасилитации социальной адаптации старшеклассников средствами физической культуры: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 1997. - 19 с.
14. Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н. История социальной педагогики. - М., 2005. - 256 с.
15. Безрукова B.C. Педагогика. - Екатеринбург, 1994. - 338 с.
16. Безруких М.М., Ефимова С.П. Как помочь ребенку с ослабленным здоровьем преодолеть школьные трудности. - М., 1994. - 99 с.
17. Бехтерев В. Личность и условия ее развития и здоровья. - СПб., 1905.-43 с.
18. Бильгельдиева Т.Ю. Воспитание личности младшего школьника как создание условий для ее самореализации: Дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 1998. - 225 с.
19. Большая медицинская энциклопедия / Под ред. А.Н. Бакулева. - М., 1960. -Т.15. - 1216 с.
20. Большая медицинская энциклопедия / Под ред. Б.В. Петровского. В 30-ти т. - М., 1976. - Т.З. - 584 с.
21. Большая советская энциклопедия / Под ред. А.М. Прохорова. В 30- ти т.-М., 1970.-Т.З.-640 с.
22. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - М., 1980. - 167 с.
23. Быков А.В., Шульга Т.И. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки детей и подростков. - М., 2001.- 100 с.
24. Быков С.В. Образование и здоровье // СОЦИС. - 2000. - №1. - С.125
- 129.
25. Быкова В.П. Организация учебно-воспитательного и оздоровительного процессов в общеобразовательной санаторной школе-интернате: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Новосибирск, 1995.-20 с.
176
26. Бычкова Т.И. Организация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе на основе здоровьесберегающих технологий: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Чебоксары, 2005. - 18 с.
27. Вавилова В.П., Перевощикова Н.К. Образовательная программа для педиатров и врачей общей практики «Реабилитация часто болеющих детей». - М., 2004 - 24 с.
28. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. - М., 2001. - 325 с.
29. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М., 2001.- 160 с.
30. Васина Л.Г. Реабилитация через образование: Опыт Московской городской средней профессиональной школы для подростков и лиц с нарушением слуха // Дефектология. - 1998. - №5. - С.З - 5.
31. Вейс Й.Т. Как помочь ребенку (опыт лечебной педагогики в Кэмпхилл-общинах). - М., 1992. - 56 с.
32. Веселов Н.Т. Социальная педиатрия: актуальные проблемы. - Уфа, 1992.-68 с.
33. Виноградова А.Г. Межличностное восприятие в изолированной малой группе: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1998. -
22 с.
34. ВОЗ: Задачи по достижению здоровья для всех. - Копенгаген, 1985. -230 с.
35. Волгунов В. А. Педагогические условия формирования воспитательной среды детского оздоровительного лагеря: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Пенза, 2004. - 25 с.
36. Волкова В.К. Интеграция образовательной и лечебно¬оздоровительной деятельности в условиях детского реабилитационного центра. - Тюмень, 1997. - 24 с.
177
37. Воспитание детей в игре / Под ред. Д.В. Менджерицкой. - М., 1979. -175 с.
38. Всемирная организация здравоохранения. Сборник резолюций и решений всемирной ассамблеи здравоохранения и исполнительного комитета. - Женева, 1993. - 199 с.
39. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1996. - 533 с.
40. Галигузова JI.H. Проблема социальной изоляции детей // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. - С.101 - 116.
41. Ганзина Н.В. Система рекреативно-восстановительных мероприятий инвалидов с последствиями детского церебрального паралича: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1997. - 27 с.
42. Гиндис Б .Я. Формирование взаимоотношений в кратковременном детском коллективе: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1976. -23 с.
43. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности. - М., 2002. - 283 с.
44. Голубев В.В., Голубев С.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М., 1998. - 320 с.
45. Гордеева А.В. Концепция педагогической реабилитации в условиях общеобразовательной школы. - М., 2001. - 28 с.
46. Гордеева А.В. Реабилитационная педагогика в общеобразовательном контексте. - М., 2002. - 62 с.
47. Горячев В. Здоровье - категория педагогическая. О здравоохранительных технологиях доктора В.Ф. Базарного
// Народное образование. - 1999. - №9. - С.74 - 78.
48. Гурин В.Е. Взаимосвязь нравственного воспитания и развития школьников с лечебной педагогикой // Совершенствование деятельности школы, вуза, ФПП в условиях непрерывного образования. - Краснодар, 1990. - С.28 - 36.
178
49. Гущина А.В. Региональная модель помощи детям с ограниченными возможностями: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2001. - 17 с.
50. Дегтерев Е.А. Психолого-педагогическая диагностика как компонент воспитания и лечения учащихся // Использование идей и принципов лечебной педагогики в работе общеобразовательных школ Анапского района Краснодарского края. - Анапа. 1989. - С.9 - 14.
51. Дегтерев Е.А. Пути совершенствования учебно-воспитательной и оздоровительной работы в теории и практике современной школы
// Вторая научно-практическая конференция «Совершенствование учебно-воспитательного процесса и оздоровительной работы с учащимися...». - Анапа - Краснодар, 1988. - С.28 - 36.
52. Денега С.Н. Социально-педагогическая реабилитация детей в муниципальном дошкольном центре восстановительного лечения и образования: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2000. - 168 с.
53. Дефективные дети и школа / Под ред. В.П. Кащенко. - М., 1912. - 282 с.
54. Димов В.М. Новая концепция здоровья: системный подход
// Социально-гуманитарные знания. - 1999. - №4. - С.185 - 192.
55. Дробинская А.О. Пути формирования активного отношения к обучению младших школьников с церебростенией // Дефектология.