Индивидуализация психолого-педагогического сопровождения старших дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР ЦЕРЕБРАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКОГО ГЕНЕЗА 10
1.1 Понятие психолого-педагогического сопровождения в современной психолого-педагогической науке 10
1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза 18
1.3 Особенности организации психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 30
1.4 Нейропсихологический подход в индивидуализации сопровождения детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза 36
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 46
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР ЦЕРЕБРАЛЬНО¬ОРГАНИЧЕСКОГО ГЕНЕЗА 48
2.1 Организация и база нейропсихологического исследования
индивидуализации процесса психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза 48
2.2 Анализ результатов исследования особенностей психического развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза 52
2.3 Коррекционная работа по организации индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза 66
2.4 Эффективность индивидуализации психолого-педагогического
сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза 71
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 98
ПРИЛОЖЕНИЯ 104
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР ЦЕРЕБРАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКОГО ГЕНЕЗА 10
1.1 Понятие психолого-педагогического сопровождения в современной психолого-педагогической науке 10
1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза 18
1.3 Особенности организации психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 30
1.4 Нейропсихологический подход в индивидуализации сопровождения детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза 36
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 46
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР ЦЕРЕБРАЛЬНО¬ОРГАНИЧЕСКОГО ГЕНЕЗА 48
2.1 Организация и база нейропсихологического исследования
индивидуализации процесса психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза 48
2.2 Анализ результатов исследования особенностей психического развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза 52
2.3 Коррекционная работа по организации индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза 66
2.4 Эффективность индивидуализации психолого-педагогического
сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза 71
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 98
ПРИЛОЖЕНИЯ 104
Задержка психического развития (ЗПР) церебрально-органического генеза является самой многочисленным вариантом задержанного развития и проявляется не только наиболее выраженными отклонениями в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах, но и достаточно сложными продвижениями в развитии при организации коррекционно-педагогического воздействия.
Именно поэтому обучение и воспитание этой категории детей с ограниченными возможностями здоровья, поиск новых, эффективных форм и методов педагогического воздействия - одно из приоритетных направлений развития современной отечественной системы специального образования. Теория специальной педагогики и психологии, немногочисленная успешная практика качественного оказания образовательных услуг детей указанной категории показывают, что обязательным условием их эффективного обучения является обязательная реализация в работе педагога в этом случае индивидуализации.
То же отражено в ключевом документе, регулирующем образовательный процесс на современном этапе развития отечественной системы дошкольного образования - федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО), предписывающий в качестве одного из основных принципов реализации образования его построение на основе учета индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным участником в определении особенностей содержательного наполнения собственного образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).
Индивидуализация как направленность образовательного процесса на развитие активности и потенциальных возможностей индивида в образовательном процессе - основная смысловая интерпретация данного понятия в современной теории и практике общего и специального образования.
История смыслового раскрытия индивидуализации начиналась именно с индивидуально-ориентированного подхода. В данной работе это понятие используется с точки зрения индивидуального подхода, в парадигме «персонализация»: отправной точкой для построения эффективного
образовательного и воспитательного процессов; служит опорой на индивидуальные особенности, присущие конкретному ребенку потребности и неповторимые личностные качества как основу для организации процесса обучения.
Обозначенная проблема еще больше актуализируется, когда речь идет о детях с ЗПР церебрально-органического генеза, у которых структура дефекта всегда индивидуальна, и требует учета ее индивидуальных характеристик психики и личности для организации эффективного образовательного процесса.
Актуальность данного исследования обосновывается необходимостью применения и широкого распространения, отвечая на требования времени, в практической службе образования таких методов сопровождения, которые бы позволили обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку в как можно большей степени и, тем самым, повышать эффективность сопровождения. Развитие инклюзивной практики, смена парадигмы всей системы отечественного образования, наконец, повышение уровня правового сознания у современных родителей - все это требует смены подхода к детям с ЗПР при осуществлении коррекционно - образовательной деятельности.
Именно поэтому понятие «индивидуализация» в научной и нормативно-правовой литературе рассматривается чаще всего в ключе инклюзии. Сегодня образовательная сфера служит не только для получения знаний, социализации и воспитания личности, но и для развития индивидуальности в каждом ребенке, удовлетворение его потребностей (в т.ч. особенных), раскрытие его личностных качеств и поддержания субъектной активности.
Анализ тенденций развития современного психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза в процессе их обучения и воспитания свидетельствует о том, что данный процесс осуществляется эффективнее тогда, когда он строится с учетом понимания педагогом механизмов нарушенного развития на более глубоком уровне, нежели только психолого-педагогический, например, с точки зрения нейропсихологической науки.
Именно нейропсихологический подход, позволяющий уточнить причины нарушений высших психических функций (ВПФ) у детей с ЗПР, механизм развития нарушения, специфику формирования индивидуальной структуры дефекта, а, значит, и применять средства коррекции, направленные на механизм нарушений, а не на внешние симптомы.
Методологическую основу данного исследования составили: классические и современные учения и научные подходы, отражающие этапы и сущностные основы изучения вопроса диагностики, коррекции и психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ЗПР, отраженные в исследованиях Лебединской К. С., Певзнер М. С., Власовой Т. А., Белопольской Н. Л., Битяновой М. Р., Блиновой Л. Н., Винник М. О., Боряковой Н. Ю., Ильиной Г. М., Шипицыной Л. М., на современном этапе - Бабкиной Н. В., Кузьмичесвой Т. В., Вильшанской А. Д., Ворониной Е. А., Горбовской И. М., Иванченко Т. П. и др.
Однако в условиях активной реализации отечественной системы образования ФГОС ДО, классические подходы нуждаются в пересмотре и новом осмыслении. Поэтому тема данного исследования: «Индивидуализация процесса психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза» - очень актуальна. В рамках данного исследования это «новое осмысление» реализуется через использование нейропсихологического подхода в диагностике и коррекции изучаемого варианта нарушенного развития.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать эффективность индивидуализации процесса психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально - органического генеза, основанной на нейрофизиологическом подходе.
Объект исследования: индивидуализация процесса психолого - педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития церебрально-органического генеза.
Предмет исследования: индивидуализация процесса психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития церебрально-органического генеза, основанная на использовании нейропсихологических методов диагностики и коррекции.
Задачи исследования:
1. Изучить общую психолого-педагогическую и специальную дефектологическую литературу по индивидуализации процесса психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза.
2. Используя методы нейропсихологической диагностики, выявить особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза.
3. Разработать и внедрить в практику образования детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения, основанные на нейропсихологическом подходе.
4. Оценить эффективность реализованных индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза, основанных на нейропсихологическом подходе.
Гипотеза исследования: психолого-педагогическое сопровождение образования детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития церебрально-органического генеза осуществляется эффективно, если оно основано на реализации индивидуальных программ, составленных с учетом нейропсихологического подхода.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована эффективность использования нейропсихологического подхода для реализации эффективного психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально - органического генеза; доказана необходимость более широкого использования нейропсихологического подхода в практике образования детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза.
Практическая значимость исследования: доказана эффективность использования нейропсихологического подхода для реализации в педагогической практике эффективного психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза; предложена структура и содержание индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза, основанная на использовании нейропсихологического подхода в диагностике и коррекции.
Методы исследования: анализ литературы; наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); математическая обработка результатов эксперимента нейропсихологические методы диагностики и коррекции.
Практическая база исследования: МБДОУ «ДС КВ № 89 г. Челябинска», старшая группа компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития. Экспериментальная группа состоит из двух детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза, испытывающих наибольшие трудности в освоении образовательной программы.
Структура диссертационного исследования: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложения.
Именно поэтому обучение и воспитание этой категории детей с ограниченными возможностями здоровья, поиск новых, эффективных форм и методов педагогического воздействия - одно из приоритетных направлений развития современной отечественной системы специального образования. Теория специальной педагогики и психологии, немногочисленная успешная практика качественного оказания образовательных услуг детей указанной категории показывают, что обязательным условием их эффективного обучения является обязательная реализация в работе педагога в этом случае индивидуализации.
То же отражено в ключевом документе, регулирующем образовательный процесс на современном этапе развития отечественной системы дошкольного образования - федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО), предписывающий в качестве одного из основных принципов реализации образования его построение на основе учета индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным участником в определении особенностей содержательного наполнения собственного образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).
Индивидуализация как направленность образовательного процесса на развитие активности и потенциальных возможностей индивида в образовательном процессе - основная смысловая интерпретация данного понятия в современной теории и практике общего и специального образования.
История смыслового раскрытия индивидуализации начиналась именно с индивидуально-ориентированного подхода. В данной работе это понятие используется с точки зрения индивидуального подхода, в парадигме «персонализация»: отправной точкой для построения эффективного
образовательного и воспитательного процессов; служит опорой на индивидуальные особенности, присущие конкретному ребенку потребности и неповторимые личностные качества как основу для организации процесса обучения.
Обозначенная проблема еще больше актуализируется, когда речь идет о детях с ЗПР церебрально-органического генеза, у которых структура дефекта всегда индивидуальна, и требует учета ее индивидуальных характеристик психики и личности для организации эффективного образовательного процесса.
Актуальность данного исследования обосновывается необходимостью применения и широкого распространения, отвечая на требования времени, в практической службе образования таких методов сопровождения, которые бы позволили обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку в как можно большей степени и, тем самым, повышать эффективность сопровождения. Развитие инклюзивной практики, смена парадигмы всей системы отечественного образования, наконец, повышение уровня правового сознания у современных родителей - все это требует смены подхода к детям с ЗПР при осуществлении коррекционно - образовательной деятельности.
Именно поэтому понятие «индивидуализация» в научной и нормативно-правовой литературе рассматривается чаще всего в ключе инклюзии. Сегодня образовательная сфера служит не только для получения знаний, социализации и воспитания личности, но и для развития индивидуальности в каждом ребенке, удовлетворение его потребностей (в т.ч. особенных), раскрытие его личностных качеств и поддержания субъектной активности.
Анализ тенденций развития современного психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза в процессе их обучения и воспитания свидетельствует о том, что данный процесс осуществляется эффективнее тогда, когда он строится с учетом понимания педагогом механизмов нарушенного развития на более глубоком уровне, нежели только психолого-педагогический, например, с точки зрения нейропсихологической науки.
Именно нейропсихологический подход, позволяющий уточнить причины нарушений высших психических функций (ВПФ) у детей с ЗПР, механизм развития нарушения, специфику формирования индивидуальной структуры дефекта, а, значит, и применять средства коррекции, направленные на механизм нарушений, а не на внешние симптомы.
Методологическую основу данного исследования составили: классические и современные учения и научные подходы, отражающие этапы и сущностные основы изучения вопроса диагностики, коррекции и психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ЗПР, отраженные в исследованиях Лебединской К. С., Певзнер М. С., Власовой Т. А., Белопольской Н. Л., Битяновой М. Р., Блиновой Л. Н., Винник М. О., Боряковой Н. Ю., Ильиной Г. М., Шипицыной Л. М., на современном этапе - Бабкиной Н. В., Кузьмичесвой Т. В., Вильшанской А. Д., Ворониной Е. А., Горбовской И. М., Иванченко Т. П. и др.
Однако в условиях активной реализации отечественной системы образования ФГОС ДО, классические подходы нуждаются в пересмотре и новом осмыслении. Поэтому тема данного исследования: «Индивидуализация процесса психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза» - очень актуальна. В рамках данного исследования это «новое осмысление» реализуется через использование нейропсихологического подхода в диагностике и коррекции изучаемого варианта нарушенного развития.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать эффективность индивидуализации процесса психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально - органического генеза, основанной на нейрофизиологическом подходе.
Объект исследования: индивидуализация процесса психолого - педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития церебрально-органического генеза.
Предмет исследования: индивидуализация процесса психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития церебрально-органического генеза, основанная на использовании нейропсихологических методов диагностики и коррекции.
Задачи исследования:
1. Изучить общую психолого-педагогическую и специальную дефектологическую литературу по индивидуализации процесса психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза.
2. Используя методы нейропсихологической диагностики, выявить особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза.
3. Разработать и внедрить в практику образования детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения, основанные на нейропсихологическом подходе.
4. Оценить эффективность реализованных индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза, основанных на нейропсихологическом подходе.
Гипотеза исследования: психолого-педагогическое сопровождение образования детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития церебрально-органического генеза осуществляется эффективно, если оно основано на реализации индивидуальных программ, составленных с учетом нейропсихологического подхода.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована эффективность использования нейропсихологического подхода для реализации эффективного психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально - органического генеза; доказана необходимость более широкого использования нейропсихологического подхода в практике образования детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза.
Практическая значимость исследования: доказана эффективность использования нейропсихологического подхода для реализации в педагогической практике эффективного психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза; предложена структура и содержание индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза, основанная на использовании нейропсихологического подхода в диагностике и коррекции.
Методы исследования: анализ литературы; наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); математическая обработка результатов эксперимента нейропсихологические методы диагностики и коррекции.
Практическая база исследования: МБДОУ «ДС КВ № 89 г. Челябинска», старшая группа компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития. Экспериментальная группа состоит из двух детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза, испытывающих наибольшие трудности в освоении образовательной программы.
Структура диссертационного исследования: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложения.
Актуальность проведенного исследования обосновывается необходимостью применения и широкого распространения, отвечая на требования времени, в практической службе образования таких методов сопровождения, которые бы позволили обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку в как можно большей степени и, тем самым, повышать эффективность сопровождения.
Для решения обозначенной проблемы было организовано собственное теоретическое и практическое исследование. В ходе теоретической части исследования было конкретизировано понятие психолого-педагогического сопровождения, дана клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза, выявлены и охарактеризованы основные особенности организации психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и представлен современный взгляд на нейроподход к индивидуализации психолого-педагогического сопровождения.
Практическое исследование было организовано на базе МБДОУ «Детский сад №89 г. Челябинска», участие принимали 2 ребенка. Исследование было организовано в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В ходе констатирующего этапа практического исследования были выявлены и описаны особенности нейропсихологического статуса детей-участников эксперимента, качественный анализ которого показал, что у детей есть проблемы, которые в дальнейшем при отсутствии коррекции могут привести к углублению отставания в развитии и трудностям в освоении детьми образовательной программы. С целью предотвращения подобной отрицательной динамики был организован формирующий этап эксперимента, основу которого составил нейропсихологический метод. Для каждого ребенка составлена индивидуализированная программа, состоявшая из 24 занятий. После полной реализации программы был проведен контрольный этап эксперимента, который показал тенденцию к положительной динамике в различных аспектах психического функционирования детей, а значит, предложенную программу можно считать эффективной. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.
Индивидуализация процесса психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза в его диагностической части (констатирующий этап) показала неоднородность особенностей их психического развития. Один и тот же диагноз ПМПК «парциальное недоразвитие», сходство рекомендаций специалистов на практике не означают, что дети имеют одни и те же симптомы недоразвития и нуждаются в одних коррекционных мероприятиях. Применение нейропсихологического метода диагностики позволяет диагностировать у старших дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза неоднородность проявлений нарушенного психического развития, неоднородность мозговых (церебральных) факторов, лежащих в основе таких особенностей. Так, у обследуемых детей выявлены симптомы несформированности одних и тех же блоков головного мозга в одной части наравне с принципиально иными симптомами несформированности - в другой части. В практике обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза в ДОУ - базе эксперимента - индивидуализация сводится практически исключительно к индивидуальному нормированию практически одинаковых по содержанию, наполнению индивидуальных образовательных маршрутов.
Применение нейропсихологического метода коррекции также показало свою эффективность как способ, направленный на соотнесение имеющихся нарушений в психическом развитии, требующих коррекции, с их первопричиной. Кроме того, нейропсихологический анализ демонстрирует первичную и вторичную природу тех или иных нарушений в психическом развитии. Так, у 1 из обследованных детей диагностика показала нарушение в работе правого полушария как комплексный симптомокомплекс. У другого ребенка также имелись симптомы, связанные с работой правого полушария, но находились в зависимости от межполушарного взаимодействия. Наконец, диагностическая и коррекционная работа над одним из ядерных признаков ЗПР церебрально-органического генеза - вниманием и произвольностью - также показала различия у детей в природе, в степени выраженности явлений несформированности и дефицитарности подкорковых и передних структур головного мозга, непосредственно связанных с таким психическим процессом как внимание.
Для решения обозначенной проблемы было организовано собственное теоретическое и практическое исследование. В ходе теоретической части исследования было конкретизировано понятие психолого-педагогического сопровождения, дана клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза, выявлены и охарактеризованы основные особенности организации психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и представлен современный взгляд на нейроподход к индивидуализации психолого-педагогического сопровождения.
Практическое исследование было организовано на базе МБДОУ «Детский сад №89 г. Челябинска», участие принимали 2 ребенка. Исследование было организовано в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В ходе констатирующего этапа практического исследования были выявлены и описаны особенности нейропсихологического статуса детей-участников эксперимента, качественный анализ которого показал, что у детей есть проблемы, которые в дальнейшем при отсутствии коррекции могут привести к углублению отставания в развитии и трудностям в освоении детьми образовательной программы. С целью предотвращения подобной отрицательной динамики был организован формирующий этап эксперимента, основу которого составил нейропсихологический метод. Для каждого ребенка составлена индивидуализированная программа, состоявшая из 24 занятий. После полной реализации программы был проведен контрольный этап эксперимента, который показал тенденцию к положительной динамике в различных аспектах психического функционирования детей, а значит, предложенную программу можно считать эффективной. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.
Индивидуализация процесса психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза в его диагностической части (констатирующий этап) показала неоднородность особенностей их психического развития. Один и тот же диагноз ПМПК «парциальное недоразвитие», сходство рекомендаций специалистов на практике не означают, что дети имеют одни и те же симптомы недоразвития и нуждаются в одних коррекционных мероприятиях. Применение нейропсихологического метода диагностики позволяет диагностировать у старших дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза неоднородность проявлений нарушенного психического развития, неоднородность мозговых (церебральных) факторов, лежащих в основе таких особенностей. Так, у обследуемых детей выявлены симптомы несформированности одних и тех же блоков головного мозга в одной части наравне с принципиально иными симптомами несформированности - в другой части. В практике обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза в ДОУ - базе эксперимента - индивидуализация сводится практически исключительно к индивидуальному нормированию практически одинаковых по содержанию, наполнению индивидуальных образовательных маршрутов.
Применение нейропсихологического метода коррекции также показало свою эффективность как способ, направленный на соотнесение имеющихся нарушений в психическом развитии, требующих коррекции, с их первопричиной. Кроме того, нейропсихологический анализ демонстрирует первичную и вторичную природу тех или иных нарушений в психическом развитии. Так, у 1 из обследованных детей диагностика показала нарушение в работе правого полушария как комплексный симптомокомплекс. У другого ребенка также имелись симптомы, связанные с работой правого полушария, но находились в зависимости от межполушарного взаимодействия. Наконец, диагностическая и коррекционная работа над одним из ядерных признаков ЗПР церебрально-органического генеза - вниманием и произвольностью - также показала различия у детей в природе, в степени выраженности явлений несформированности и дефицитарности подкорковых и передних структур головного мозга, непосредственно связанных с таким психическим процессом как внимание.
Подобные работы
- Дети с особенностями развития.
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2014



