Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Индивидуализация психолого-педагогического сопровождения старших дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза

Работа №81625

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы141
Год сдачи2020
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
319
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР ЦЕРЕБРАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКОГО ГЕНЕЗА 10
1.1 Понятие психолого-педагогического сопровождения в современной психолого-педагогической науке 10
1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза 18
1.3 Особенности организации психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 30
1.4 Нейропсихологический подход в индивидуализации сопровождения детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза 36
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 46
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР ЦЕРЕБРАЛЬНО¬ОРГАНИЧЕСКОГО ГЕНЕЗА 48
2.1 Организация и база нейропсихологического исследования
индивидуализации процесса психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза 48
2.2 Анализ результатов исследования особенностей психического развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза 52
2.3 Коррекционная работа по организации индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза 66
2.4 Эффективность индивидуализации психолого-педагогического
сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза 71
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 98
ПРИЛОЖЕНИЯ 104

Задержка психического развития (ЗПР) церебрально-органического генеза является самой многочисленным вариантом задержанного развития и проявляется не только наиболее выраженными отклонениями в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах, но и достаточно сложными продвижениями в развитии при организации коррекционно-педагогического воздействия.
Именно поэтому обучение и воспитание этой категории детей с ограниченными возможностями здоровья, поиск новых, эффективных форм и методов педагогического воздействия - одно из приоритетных направлений развития современной отечественной системы специального образования. Теория специальной педагогики и психологии, немногочисленная успешная практика качественного оказания образовательных услуг детей указанной категории показывают, что обязательным условием их эффективного обучения является обязательная реализация в работе педагога в этом случае индивидуализации.
То же отражено в ключевом документе, регулирующем образовательный процесс на современном этапе развития отечественной системы дошкольного образования - федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО), предписывающий в качестве одного из основных принципов реализации образования его построение на основе учета индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным участником в определении особенностей содержательного наполнения собственного образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).
Индивидуализация как направленность образовательного процесса на развитие активности и потенциальных возможностей индивида в образовательном процессе - основная смысловая интерпретация данного понятия в современной теории и практике общего и специального образования.
История смыслового раскрытия индивидуализации начиналась именно с индивидуально-ориентированного подхода. В данной работе это понятие используется с точки зрения индивидуального подхода, в парадигме «персонализация»: отправной точкой для построения эффективного
образовательного и воспитательного процессов; служит опорой на индивидуальные особенности, присущие конкретному ребенку потребности и неповторимые личностные качества как основу для организации процесса обучения.
Обозначенная проблема еще больше актуализируется, когда речь идет о детях с ЗПР церебрально-органического генеза, у которых структура дефекта всегда индивидуальна, и требует учета ее индивидуальных характеристик психики и личности для организации эффективного образовательного процесса.
Актуальность данного исследования обосновывается необходимостью применения и широкого распространения, отвечая на требования времени, в практической службе образования таких методов сопровождения, которые бы позволили обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку в как можно большей степени и, тем самым, повышать эффективность сопровождения. Развитие инклюзивной практики, смена парадигмы всей системы отечественного образования, наконец, повышение уровня правового сознания у современных родителей - все это требует смены подхода к детям с ЗПР при осуществлении коррекционно - образовательной деятельности.
Именно поэтому понятие «индивидуализация» в научной и нормативно-правовой литературе рассматривается чаще всего в ключе инклюзии. Сегодня образовательная сфера служит не только для получения знаний, социализации и воспитания личности, но и для развития индивидуальности в каждом ребенке, удовлетворение его потребностей (в т.ч. особенных), раскрытие его личностных качеств и поддержания субъектной активности.
Анализ тенденций развития современного психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза в процессе их обучения и воспитания свидетельствует о том, что данный процесс осуществляется эффективнее тогда, когда он строится с учетом понимания педагогом механизмов нарушенного развития на более глубоком уровне, нежели только психолого-педагогический, например, с точки зрения нейропсихологической науки.
Именно нейропсихологический подход, позволяющий уточнить причины нарушений высших психических функций (ВПФ) у детей с ЗПР, механизм развития нарушения, специфику формирования индивидуальной структуры дефекта, а, значит, и применять средства коррекции, направленные на механизм нарушений, а не на внешние симптомы.
Методологическую основу данного исследования составили: классические и современные учения и научные подходы, отражающие этапы и сущностные основы изучения вопроса диагностики, коррекции и психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ЗПР, отраженные в исследованиях Лебединской К. С., Певзнер М. С., Власовой Т. А., Белопольской Н. Л., Битяновой М. Р., Блиновой Л. Н., Винник М. О., Боряковой Н. Ю., Ильиной Г. М., Шипицыной Л. М., на современном этапе - Бабкиной Н. В., Кузьмичесвой Т. В., Вильшанской А. Д., Ворониной Е. А., Горбовской И. М., Иванченко Т. П. и др.
Однако в условиях активной реализации отечественной системы образования ФГОС ДО, классические подходы нуждаются в пересмотре и новом осмыслении. Поэтому тема данного исследования: «Индивидуализация процесса психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза» - очень актуальна. В рамках данного исследования это «новое осмысление» реализуется через использование нейропсихологического подхода в диагностике и коррекции изучаемого варианта нарушенного развития.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать эффективность индивидуализации процесса психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально - органического генеза, основанной на нейрофизиологическом подходе.
Объект исследования: индивидуализация процесса психолого - педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития церебрально-органического генеза.
Предмет исследования: индивидуализация процесса психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития церебрально-органического генеза, основанная на использовании нейропсихологических методов диагностики и коррекции.
Задачи исследования:
1. Изучить общую психолого-педагогическую и специальную дефектологическую литературу по индивидуализации процесса психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза.
2. Используя методы нейропсихологической диагностики, выявить особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза.
3. Разработать и внедрить в практику образования детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения, основанные на нейропсихологическом подходе.
4. Оценить эффективность реализованных индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза, основанных на нейропсихологическом подходе.
Гипотеза исследования: психолого-педагогическое сопровождение образования детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития церебрально-органического генеза осуществляется эффективно, если оно основано на реализации индивидуальных программ, составленных с учетом нейропсихологического подхода.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована эффективность использования нейропсихологического подхода для реализации эффективного психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально - органического генеза; доказана необходимость более широкого использования нейропсихологического подхода в практике образования детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза.
Практическая значимость исследования: доказана эффективность использования нейропсихологического подхода для реализации в педагогической практике эффективного психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза; предложена структура и содержание индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза, основанная на использовании нейропсихологического подхода в диагностике и коррекции.
Методы исследования: анализ литературы; наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); математическая обработка результатов эксперимента нейропсихологические методы диагностики и коррекции.
Практическая база исследования: МБДОУ «ДС КВ № 89 г. Челябинска», старшая группа компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития. Экспериментальная группа состоит из двух детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза, испытывающих наибольшие трудности в освоении образовательной программы.
Структура диссертационного исследования: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность проведенного исследования обосновывается необходимостью применения и широкого распространения, отвечая на требования времени, в практической службе образования таких методов сопровождения, которые бы позволили обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку в как можно большей степени и, тем самым, повышать эффективность сопровождения.
Для решения обозначенной проблемы было организовано собственное теоретическое и практическое исследование. В ходе теоретической части исследования было конкретизировано понятие психолого-педагогического сопровождения, дана клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза, выявлены и охарактеризованы основные особенности организации психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и представлен современный взгляд на нейроподход к индивидуализации психолого-педагогического сопровождения.
Практическое исследование было организовано на базе МБДОУ «Детский сад №89 г. Челябинска», участие принимали 2 ребенка. Исследование было организовано в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В ходе констатирующего этапа практического исследования были выявлены и описаны особенности нейропсихологического статуса детей-участников эксперимента, качественный анализ которого показал, что у детей есть проблемы, которые в дальнейшем при отсутствии коррекции могут привести к углублению отставания в развитии и трудностям в освоении детьми образовательной программы. С целью предотвращения подобной отрицательной динамики был организован формирующий этап эксперимента, основу которого составил нейропсихологический метод. Для каждого ребенка составлена индивидуализированная программа, состоявшая из 24 занятий. После полной реализации программы был проведен контрольный этап эксперимента, который показал тенденцию к положительной динамике в различных аспектах психического функционирования детей, а значит, предложенную программу можно считать эффективной. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.
Индивидуализация процесса психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза в его диагностической части (констатирующий этап) показала неоднородность особенностей их психического развития. Один и тот же диагноз ПМПК «парциальное недоразвитие», сходство рекомендаций специалистов на практике не означают, что дети имеют одни и те же симптомы недоразвития и нуждаются в одних коррекционных мероприятиях. Применение нейропсихологического метода диагностики позволяет диагностировать у старших дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза неоднородность проявлений нарушенного психического развития, неоднородность мозговых (церебральных) факторов, лежащих в основе таких особенностей. Так, у обследуемых детей выявлены симптомы несформированности одних и тех же блоков головного мозга в одной части наравне с принципиально иными симптомами несформированности - в другой части. В практике обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза в ДОУ - базе эксперимента - индивидуализация сводится практически исключительно к индивидуальному нормированию практически одинаковых по содержанию, наполнению индивидуальных образовательных маршрутов.
Применение нейропсихологического метода коррекции также показало свою эффективность как способ, направленный на соотнесение имеющихся нарушений в психическом развитии, требующих коррекции, с их первопричиной. Кроме того, нейропсихологический анализ демонстрирует первичную и вторичную природу тех или иных нарушений в психическом развитии. Так, у 1 из обследованных детей диагностика показала нарушение в работе правого полушария как комплексный симптомокомплекс. У другого ребенка также имелись симптомы, связанные с работой правого полушария, но находились в зависимости от межполушарного взаимодействия. Наконец, диагностическая и коррекционная работа над одним из ядерных признаков ЗПР церебрально-органического генеза - вниманием и произвольностью - также показала различия у детей в природе, в степени выраженности явлений несформированности и дефицитарности подкорковых и передних структур головного мозга, непосредственно связанных с таким психическим процессом как внимание.



1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста [Текст]: уч.пособие / Л. С. Цветкова и др.; под ред. Л. С. Цветковой. — 2-е изд., испр. — Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2006. -296 с.
2. Астапов, В. М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии [Текст]: учеб. пособие Саратов: ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 176 с.
3. Астапов, В.М. Психодианостика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития [Текст]: хрестоматия/ Астапов В.М., Микадзе Ю.В. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 256 с.
4. Атаханов, Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р. Атаханов, В.И. Загвязинский. - 2-е изд., стер. - Москва: Академия. - 2005. - 208 с.
5. Байбородова, Л.В. Индивидуализация и сопровождение в образовательном процессе [Текст] / Л.В. Байбородова // Педагогические и психологические проблемы современного образования: материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского». Уфа: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. - 2015. - с. 72-81.
6. Баулина, М.Е. Образовательная траектория и нейропсихологическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации [Текст]/ М.Е. Баулина // Интеграция образования. - 2018. - Т. 22. - №4. - С.696-711.
7. Белозубова, Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях индивидуализации образования [Электронный ресурс] Н.В. Белозубова, Л.Е. Захарова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт- Петербург: ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования». - 2015. - С. 80-86. Режим доступа/https://elibrary.ru/item.asp?id=25701692
8. Белопольская, Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития [Текст] / Н. Л. Белопольская. - 2-е изд. - Москва: Когито-Центр. - 2019. - 252 с.
9. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст]: уч. пособие / М.Р. Битянова. - Москва: Совершенство. - 1998. - 298 с.
10. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР [Текст] : уч. пособие / Л. Н. Блинова. - Москва: НЦ ЭНАС. - 2001. - 136 с.
11. Бобкова, Д.С. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Д.С. Бобкова, И.А. Конева // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: Гуманитарно-пед. академия (филиал) ФГОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского». - 2018. - №58-2. - С. 294-297.
12. Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст]/ Наталья Борякова. - Москва: АСТ, 2008. - 222 с.
13. Вильшанская, А.Д. Дефектологическое сопровождение учащихся с ЗПР в условиях системы коррекционно-развивающего обучения [Текст] / А.Д. Вильшанская// Дефектология. - 2007. - №2. - С. 50-57.
14. Винник, М.О. ЗПР у детей [Текст] : методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / Марина Винник. - Ростов-на-Дону: Феникс. - 2007. - 160 с.
15. Воронина, Е.А. Теоретическое обоснование проблемы комплексного сопровождения детей с задержкой психического развития в детском саду комбинированного вида [Текст] / Е.А. Воронина // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2011. - Т.2. - №33. - С. 99-102.
16. Ворошнина, О.Р. Клинико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в условиях общего (инклюзивного и интегрированного) и специального образования [Текст]: учебник / О.Р Ворошнина, А.А Наумов., Т.Э Токаева. Пермь: ПГГПУ. - 2015. - 204 с.
17. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст]. В 6 т. Т. 5 Основы дефектологии / Лев Выготский - Москва: Педагогика, 1983. — 369 с.
18. Глозман, Ж. М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте [Текст] / Ж.М. Глозман, А. Ю. Потанина, А.Е. Соболева. - 2-е изд. - СанктПетербург: Питер. - 2008. - 80 с.
19. Гончарова, В.Г.Комплексное медико-психолого-педагогическоесопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья вусловиях непрерывного инклюзивного образования [Текст электронный] / В.Г. Гончарова, В.Г. Подопригора, С.И. Гончарова. - Красноярск: Сиб. Федер. Ун.-т. - 2014. - 248 с. Режим доступа:http://www.iprbookshop.ru/84218.html
20. Горбовская, И.М. Нейропсихологический подход при подготовке детей с задержкой психического развития к школьному обучению [Электронный ресурс] / И.М. Горбовская, Е.В. Злобина. Режим доступа:
https ://urok. 1sept.ru/%D1%81%D 1%82%D0%B0%D1%82%D 1%8C%D0%B8/602741/
21. Детская патопсихология [Текст]: хрестоматия / Н. Л. Белопольская и др. - 5-е изд. - Москва: Когито-Центр, 2001. - 351 c.
22. Донецкова, М.А. Стратегия деятельности педагогов по индивидуализации образования ребенка с ЗПР в рамках консилиума
ДОУ [Текст] / М.А. Донецкова, Н.В. Широкородова // Коррекционная педагогика. - 2016. - №1. - С. 85-88.
23. Дружинина, Л.А. Дефектологические исследования как базис индивидуализации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения [Текст] / Л.А. Дружинина //Вестник ЧГПУ. №3. - 2012. - С. 81-95.
24. Дружинина, Л.А. Модель индивидуализации медико-психолого-педагогического сопровождения дошкольников с нарушениями зрения [Текст] : монография / Л. А. Дружинина. - Москва: Национальный книжный центр. - 2009. - 192 с.
25. Дружинина, Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования [Текст]: учеб.-методич. пособие / Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова, Л.И. Плаксина. - Челябинск: ЮУГГПУ, 2017. - 254 с.
26. Зеленская, Ю. Б. Организация работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении для детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / Ю. Б. Зеленская, Н. Г. Колесникова. - Санкт-Петербург: Институт специальной педагогики и психологии, 2008. - 48 с. // Режим доступа:http://www.iprbookshop.ru/29983.html. - для авторизир. пользователей.
27. Иванченко, Т.П. Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития [Текст] / Т.П. Иванченко // Вестник Башкирского государственного медицинского университета. - 2017. - № 5. - С. 270-280.
28. Ильина, Г. М. Психолого-педагогические технологии работы с детьми, имеющими задержку психического развития [Текст]: уч. -метод. пособие / Г. М. Ильина. - Санкт-Петербург: СПбГУ, 2011. - 135 с.
29. Ковалева Т.А. Индивидуализация образовательного процесса в инклюзивной практике дошкольной образовательной организации [Текст]: / Т.А. Ковалева, Л.А. Ремезова // Вестник ЧГПУ. - 2017. - №6. - С. 99-107.
30. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста [Текст]: мет. рекоменд. / Шипицына Л. М. и др. - Санкт-Петербург: Речь. - 2003. - 240 с.
31. Короткова, А.С. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в сопровождении детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / А.С. Короткова // СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА И XXI ВЕК: материалы ежегодной научно-практической конференции. - Йошкар-Ола:Марийский гос. Ун.-т. - №15 - 2017. - С. 299-301.
32. Кузьмичева, Т.В. Возможности индивидуализации психолого-педагогического сопровождения младших школьников с задержкой психического развития (зпр) [Текст] / Т.В. Кузьмичева //Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: Гуманитарно-пед. академия (филиал) ФГОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского». - 2018. - №58-2. - С. 143-146.
33. Лебединская, К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития [Электронный ресурс]: науч.-методич. журнал/ Альманах ИКП РАО. - Электрон. журн. - Москва, 1998. - Режим доступа к журн.https://alldef.ru/ru/articles/almanah-9/osnovnye-voprosy-kliniki-i-sistematiki.Загл. с экрана.
34. Лебединская, К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития [Электронный ресурс] / К.С. Лебединская // Альманах ИКП РАО. - Электрон. журн. - Москва. - 1998. Режим доступа: https://web.archive.org/web/20140423225923/http://almanah.ikprao.ru/articl es/almanah-9/osnovnye-voprosy-kliniki-i-sistematiki?action=rsrtme&part=2
35. Мамайчук, И.И. Помощь психолога ребенку с ЗПР [Текст] : уч. пособие
/ Ильина М. Н., Мамайчук И. И., Миланич Ю. М - Санкт-Петербург:
Речь. - 2006. - 352 с.
36. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст]: науч.-практич. пособие / И.И. Мамайчук. - Санкт-Петербург: Речь. - 2006. - 400 с.
37. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика [Текст] / И.Ф. Марковская. - Москва: Компенс-центр. - 1993. - 198 с.
38. Микадзе, Ю.В. Нейропсихология детского возраста [Текст]: уч. пособие / Ю.В. Микадзе. - Санкт-Петербург: Питер. - 2008. - 288 с.
39. Моцовкина, Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с инвалидностью и ОВЗ [Текст]/ Е.В. Моцовкина // Сборник статей по материалам III Международной научно - практической конференции. Гуманитарно-педагогическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И.
Вернадского», Симферополь: Ариал. - 2019. - с. 47-50.
40.Основы специальной психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова и др. - Москва: Академия, 2002. - 480 с.
41. Покровская, С.В. Кому и зачем нужна нейропсихологическая помощь в детском возрасте? [Электронный ресурс] / С.В. Покровская //
Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке. 2018. - Т.20. - №1. - С. 32-38. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32603339,для авторизованных пользователей.
42. Примерная АООП дошкольного образования детей с ЗПР [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2017/12/PrAOOP-ZPR.pdf
43. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка [Текст]: пособие для учителя-дефектолога / Л.М. Шипицына и др. - Москва: ВЛАДОС. - 2003. - 528 с.
44. Пузанов, Б.П. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Борис Пузанов - Москва: Академия. -1998. - 144с.
45. Семаго, Н. Я. Типология отклоняющегося развития. Недостаточное развитие [Текст]: уч. изд. / Н. Я. Семаго, О. Ю. Чиркова. - Москва: Генезис. - 2016. — 288 c.
46. Семенович, А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза [Текст]: уч. пособие / А.В. Семенович. - Москва: Генезис. - 2007. - 474 c.
47. Сиротюк, А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения [Текст] / А.Л. Сиротюк. - Москва: Сфера. - 2003. - 288 с.
48. Слепович, Е.С. Специальная психология [Текст] : учеб. пособие для вузов / Т.И. Гаврилко, А.М. Поляков, Е.С. Слепович. - Минск: Вышэйшая школа, 2012. - 511 с.
49. Сопровождение ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного и инклюзивного образования: уч. изд. [Текст] / О.Р. Ворошнина и др. - Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет. - 2013. - 303 с.
50. Специальная дошкольная педагогика [Текст]: уч. пособие / Стребелева Е.А и др. - Москва: Академия . - 2001. - 312 с.
51. Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика Введение в специальность: уч. пособие для студентов ср. и высших пед. уч. завед. / В. И. Селиверстов и др. Москва: Академический проект. - 2015. - 319 с.
52. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Назарова и др. - 10-е изд., стер. - Москва: Академия, 2010. - 400 с.
53. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский и др.; Под ред. В. И. Лубовского. - 2-е изд., испр. - Москва: Академия. - 2005. - 464 с.
54. Ульенкова, У. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии [Текст]: уч. пособие / О.В. Лебедева, У.В. Ульенкова. - Москва: Академия. - 2002. - 176 с.
55. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://pravobraz.ru/ federalnyj - gosudarstvennyj -obrazovatelnyj -standart-doshkolnogo-obrazovaniya/
56. Частная электронная библиотека «Наука. Искусство. Величие» [Электронный ресурс]. Режим доступа:_http://niv.ru/doc/dictionary/pedagogical-encyclopedia/articles/45/individualizaciya-obucheniya.html
57. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе.
Социализация детей с нарушением интеллекта. [Электронный ресурс] - 2-е изд. перераб. и дополн. - Санкт-Петербург: Речь. - 2005. - 477 с.
Режим доступаhttps://infourok.ru/shipicinalm-neobuchaemiy-rebenok-v-seme-i-obschestve- 1301906.html
58. Шумская, Н.А. Структурно-уровневые характеристики интеллекта дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза [Текст] / Н.А. Шумская // Вестник Санкт- Петербургского университета: журнал; серия 12. Психология. Социология. Педагогика. - 2011. - №4. - С.274-280.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ