Оптимизация развития координационных способностей юных горнолыжников на этапе базовой подготовки
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВАХ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ГОРНОЛЫЖНОМ СПОРТЕ 8
1.1 Общая характеристика координационных способностей в горнолыжном спорте 8
1.2 Методы оценки и основные задачи координационных способностей в
физическом воспитании и горнолыжном спорте 16
1.3 Возрастные особенности координационных способностей юных
горнолыжников 10-12 лет 24
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА2 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И МЕТОДЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ГОРНОЛЫЖНИКОВ 31
2.1 Организация методов исследования координационных способностей
юных горнолыжников 10-12 лет 32
2.2 Методы тестирования двигательных способностей и методы статистической обработки результатов исследования 41
2.3 Обоснование эффективности совершенствования координационных
способностей юных горнолыжников 10-12 лет в условиях тренировочной
деятельности 50
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
Приложение
ГЛАВАХ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ГОРНОЛЫЖНОМ СПОРТЕ 8
1.1 Общая характеристика координационных способностей в горнолыжном спорте 8
1.2 Методы оценки и основные задачи координационных способностей в
физическом воспитании и горнолыжном спорте 16
1.3 Возрастные особенности координационных способностей юных
горнолыжников 10-12 лет 24
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА2 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И МЕТОДЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ГОРНОЛЫЖНИКОВ 31
2.1 Организация методов исследования координационных способностей
юных горнолыжников 10-12 лет 32
2.2 Методы тестирования двигательных способностей и методы статистической обработки результатов исследования 41
2.3 Обоснование эффективности совершенствования координационных
способностей юных горнолыжников 10-12 лет в условиях тренировочной
деятельности 50
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
Приложение
Актуальность исследования. Горные лыжи - один передовых зимних видов спорта, определяющих жизнь в сотне курортных областей и оказывающих огромную поддержку экономики многих стран Аргентины, Швейцарии, Германии, Франции, Италии, Австрии, России, Австралии.
Техническая подготовка в современных горных лыжах играет решающую роль. В горнолыжном спорте она в значительной степени осуществляется за счет развития скоростно-силовых качеств [35], совершенствования координации движений и повышения устойчивости технических действий к различным сбивающим факторам [41]. Спортсмены, которые по-настоящему технически сбалансированы, координированы могут добиваться успеха во всех дисциплинах горных лыж, фристайле, ски - кроссе и т.д. Умение ставить, корректировать и поддерживать технику одна из главных задач тренера-преподавателя в процессе планирования тренировочного процесса, сборов и соревнований. Особенно важно развивать координационные способности на уровне юниоров.
Вопросы методики развития скоростно-силовых качеств и повышения устойчивости технических действий к сбивающим факторам получили широкое отражение в современной научной литературе и в практике работы тренеров. Вместе с тем, методика спортивной подготовки в горнолыжном спорте, как сложно-координационном виде двигательной активности, нуждается в создании системы целенаправленного развития различных видов координационных способностей[36]. Поэтому изучение динамики показателей координационных способностей (КС) горнолыжников в процессе годового макроцикла спортивной подготовки является актуальным.
Актуальность выбранной темы определяет то, что выбор средств тренировки, направленной на развитие координационных способностей горнолыжников имеет особую специфику упражнений. [49],
Не менее значимым является то, что именно в возрасте 10-12 лет происходит активное становление двигательного анализатора. Поэтому изучение вопросов методики развития координационных способностей в этом возрастном диапазоне является актуальным.
Противоречие состоит в том, что низкие результаты в горнолыжном спорте связанны с недостаточной технико-тактической подготовкой юных спортсменов, в частности с уровнем развития ловкости и координационных способностей.
Изучение литературы научно-практического характера по избранной теме выявляет не соответствие между большой практической значимостью вопросов совершенствования координационных способностей, средств технической подготовки горнолыжников и недостаточной разработанностью методик ее развития и совершенствования.
Проблема заключается в том, что по характеру нагрузок горнолыжный спорт может быть отнесен к физическим упражнениям субмаксимальной интенсивности, поэтому горнолыжник должен иметь хорошо развитые физические качества: ловкости, быстроты, силы, выносливости, иметь отличную специальную и физическую подготовку [1]. Возраст 10-12 лет является благоприятным периодом для развития физических качеств. Наиболее адекватными для детей среднего школьного возраста являются кратковременные динамические нагрузки с небольшими интервалами, более моторные циклические упражнения невысокой мощности (анаэробного характера) или скоростно-силовые упражнения; также необходимо особое внимание уделять развитию респираторной функции [36], начинающей стремительно развиваться именно с этого возрастного периода, при этом нужно учитывать, что данный возраст сенситивен еще для развития координационных и скоростных физических качеств. Всё это определяет необходимость совершенствования методики развития физических качеств путём правильного подбора средств и методов тренировки с учетом возрастных особенностей юных спортсменов [7].
Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование совершенствования координации юных спортсменов 10-12 лет.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юных горнолыжников 10-12 лет.
Предмет исследования: показатели физической подготовленности юных спортсменов во время учебно-тренировочных занятий и специальной технической подготовленности на горнолыжном спуске.
Гипотеза: предполагается, что в результате включения в план учебно-тренировочных занятий экспериментальной группы дополнительного комплекса упражнений для развития координации:
- значительно улучшится уровень техники горнолыжного спуска;
- в результате педагогического эксперимента, под влиянием занятий горнолыжным спортом с применением методики совершенствования горнолыжного спуска у спортсменов 10-12 лет произойдут позитивные сдвиги в развитии основных и специальных физических качеств;
- что варианты данной тренировки окажут положительное влияние на общую физическую подготовленность, что в наибольшей мере проявляется в повышении уровня развития координированности и скоростно-силовых качеств юных горнолыжников 10-12 лет.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть теоретические и методические вопросы проблемы совершенствования координированности юных спортсменов 10-12 лет.
2) Оценить динамику совершенствования и развития общей и специальной технической подготовленности у юных горнолыжников 10-12 лет в годовом макроцикле подготовки.
3) Разработать методические рекомендации по совершенствованию координированности техники горнолыжного спуска у юных спортсменов 10 - 12 лет.
Для решения поставленных задач применялись методы исследования:
1 Анализ научно-методической литературы;
2 Тестирование общей физической и специальной подготовки;
3 Педагогическое наблюдение;
4 Методы математической статистики.
При проведении исследования были использованы следующие методы тестирования двигательных способностей:
1 Анализ научно-методической литературы;
2 Педагогическое тестирование.
Анализ научно-методической литературы проводился с целью изучения актуальности темы работы; изучения характеристик горнолыжного спорта как одного из популярных видов спорта.
Анализировалась научно-методическая литература по педагогике, психологии, теории и практике физической культуры, физиологии, теории спортивной тренировки и другим направлениям. Были проанализированы труды А.Ф. Лисовского, Н.И. Лисовской, Н.В. Петренко и многих других.
База исследования. Исследование проводилось в г. Куса на ЦАО «Евразия», в период с июня 2016 года по январь 2017 года. В исследовании приняли участие 20 человек, которые были сформированы в две группы горнолыжников по 10 человек, 10-12 лет, второго-пятого годов обучения и имеющие спортивную квалификацию от 3 юношеского до второго взрослого разряда. Все участники эксперимента регулярно посещали тренировочные занятия и полностью выполняли запланированный объем тренировочной работы. Все исследуемые относились к основной медицинской группе.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы, который насчитывает 57 наименований.
В исследовании, которое представлено в выпускной квалификационной работе, автор делает акцент на применении методических приемов, позволяющих сформировать координационные умения современной горнолыжной техники. Данные определения нашли свое отражение в постановке цели, предмета, объекта и задач исследования.
В первой главе приведены особенности развития спортсменов- горнолыжников в динамике и на современном этапе. В соответствии с этим во второй главе автор дает описание организации исследования, далее следует интерпретация полученных результатов. Выводы соответствуют поставленным задачам. В заключении автор приводит обобщающие суждения по результатам работы.
Техническая подготовка в современных горных лыжах играет решающую роль. В горнолыжном спорте она в значительной степени осуществляется за счет развития скоростно-силовых качеств [35], совершенствования координации движений и повышения устойчивости технических действий к различным сбивающим факторам [41]. Спортсмены, которые по-настоящему технически сбалансированы, координированы могут добиваться успеха во всех дисциплинах горных лыж, фристайле, ски - кроссе и т.д. Умение ставить, корректировать и поддерживать технику одна из главных задач тренера-преподавателя в процессе планирования тренировочного процесса, сборов и соревнований. Особенно важно развивать координационные способности на уровне юниоров.
Вопросы методики развития скоростно-силовых качеств и повышения устойчивости технических действий к сбивающим факторам получили широкое отражение в современной научной литературе и в практике работы тренеров. Вместе с тем, методика спортивной подготовки в горнолыжном спорте, как сложно-координационном виде двигательной активности, нуждается в создании системы целенаправленного развития различных видов координационных способностей[36]. Поэтому изучение динамики показателей координационных способностей (КС) горнолыжников в процессе годового макроцикла спортивной подготовки является актуальным.
Актуальность выбранной темы определяет то, что выбор средств тренировки, направленной на развитие координационных способностей горнолыжников имеет особую специфику упражнений. [49],
Не менее значимым является то, что именно в возрасте 10-12 лет происходит активное становление двигательного анализатора. Поэтому изучение вопросов методики развития координационных способностей в этом возрастном диапазоне является актуальным.
Противоречие состоит в том, что низкие результаты в горнолыжном спорте связанны с недостаточной технико-тактической подготовкой юных спортсменов, в частности с уровнем развития ловкости и координационных способностей.
Изучение литературы научно-практического характера по избранной теме выявляет не соответствие между большой практической значимостью вопросов совершенствования координационных способностей, средств технической подготовки горнолыжников и недостаточной разработанностью методик ее развития и совершенствования.
Проблема заключается в том, что по характеру нагрузок горнолыжный спорт может быть отнесен к физическим упражнениям субмаксимальной интенсивности, поэтому горнолыжник должен иметь хорошо развитые физические качества: ловкости, быстроты, силы, выносливости, иметь отличную специальную и физическую подготовку [1]. Возраст 10-12 лет является благоприятным периодом для развития физических качеств. Наиболее адекватными для детей среднего школьного возраста являются кратковременные динамические нагрузки с небольшими интервалами, более моторные циклические упражнения невысокой мощности (анаэробного характера) или скоростно-силовые упражнения; также необходимо особое внимание уделять развитию респираторной функции [36], начинающей стремительно развиваться именно с этого возрастного периода, при этом нужно учитывать, что данный возраст сенситивен еще для развития координационных и скоростных физических качеств. Всё это определяет необходимость совершенствования методики развития физических качеств путём правильного подбора средств и методов тренировки с учетом возрастных особенностей юных спортсменов [7].
Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование совершенствования координации юных спортсменов 10-12 лет.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юных горнолыжников 10-12 лет.
Предмет исследования: показатели физической подготовленности юных спортсменов во время учебно-тренировочных занятий и специальной технической подготовленности на горнолыжном спуске.
Гипотеза: предполагается, что в результате включения в план учебно-тренировочных занятий экспериментальной группы дополнительного комплекса упражнений для развития координации:
- значительно улучшится уровень техники горнолыжного спуска;
- в результате педагогического эксперимента, под влиянием занятий горнолыжным спортом с применением методики совершенствования горнолыжного спуска у спортсменов 10-12 лет произойдут позитивные сдвиги в развитии основных и специальных физических качеств;
- что варианты данной тренировки окажут положительное влияние на общую физическую подготовленность, что в наибольшей мере проявляется в повышении уровня развития координированности и скоростно-силовых качеств юных горнолыжников 10-12 лет.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть теоретические и методические вопросы проблемы совершенствования координированности юных спортсменов 10-12 лет.
2) Оценить динамику совершенствования и развития общей и специальной технической подготовленности у юных горнолыжников 10-12 лет в годовом макроцикле подготовки.
3) Разработать методические рекомендации по совершенствованию координированности техники горнолыжного спуска у юных спортсменов 10 - 12 лет.
Для решения поставленных задач применялись методы исследования:
1 Анализ научно-методической литературы;
2 Тестирование общей физической и специальной подготовки;
3 Педагогическое наблюдение;
4 Методы математической статистики.
При проведении исследования были использованы следующие методы тестирования двигательных способностей:
1 Анализ научно-методической литературы;
2 Педагогическое тестирование.
Анализ научно-методической литературы проводился с целью изучения актуальности темы работы; изучения характеристик горнолыжного спорта как одного из популярных видов спорта.
Анализировалась научно-методическая литература по педагогике, психологии, теории и практике физической культуры, физиологии, теории спортивной тренировки и другим направлениям. Были проанализированы труды А.Ф. Лисовского, Н.И. Лисовской, Н.В. Петренко и многих других.
База исследования. Исследование проводилось в г. Куса на ЦАО «Евразия», в период с июня 2016 года по январь 2017 года. В исследовании приняли участие 20 человек, которые были сформированы в две группы горнолыжников по 10 человек, 10-12 лет, второго-пятого годов обучения и имеющие спортивную квалификацию от 3 юношеского до второго взрослого разряда. Все участники эксперимента регулярно посещали тренировочные занятия и полностью выполняли запланированный объем тренировочной работы. Все исследуемые относились к основной медицинской группе.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы, который насчитывает 57 наименований.
В исследовании, которое представлено в выпускной квалификационной работе, автор делает акцент на применении методических приемов, позволяющих сформировать координационные умения современной горнолыжной техники. Данные определения нашли свое отражение в постановке цели, предмета, объекта и задач исследования.
В первой главе приведены особенности развития спортсменов- горнолыжников в динамике и на современном этапе. В соответствии с этим во второй главе автор дает описание организации исследования, далее следует интерпретация полученных результатов. Выводы соответствуют поставленным задачам. В заключении автор приводит обобщающие суждения по результатам работы.
Проведя анализ научно-методической литературы, мы выявили, что уровень развития физической подготовленности у юных горнолыжников в значительной степени определяет уровень их технического мастерства и спортивных результатов. Для совершенствования технической подготовленности в практике горнолыжного спорта применяются: метод стандартно-повторного упражнения при разучивании новых двигательных действий; метод вариативного упражнения связанного с необычной поставкой задач; игровой метод - для самостоятельного решения двигательных задач, возникающих по ходу игры и соревновательный метод, который направлен на выявление уровня развития технико-тактической подготовленности.
Выдвинутая нами гипотеза о том, что в результате включения в план учебно-тренировочных занятий экспериментальной группы юных горнолыжников 12-13 лет дополнительного комплекса упражнений, значительно улучшится уровень техники горнолыжного спуска, в целом была подтверждена полученными эмпирическими данными.
Результаты, выполненной нами оценки уровня развития физической подготовленности юных горнолыжников в середине подготовительного периода показывают отсутствие достоверных различий показателей тестирования общих физических способностей. Вероятно, это связано с тем, что уровень развития общих физических способностей у спортсменов контрольной и экспериментальной групп был примерно одинаков.
Во время соревновательного периода у спортсменов экспериментальной группы по данным проводимых тестов были установлены достоверные изменения двигательных качеств по сравнению со спортсменами контрольной группы. Также достоверные результаты были получены при проведении теста - спуск по трассе специального слалома. Это может означать, что разработанная и используемая нами методика совершенствования техники горнолыжного спуска оказалась действенной.
У спортсменов обеих групп исследуемые показатели физической и технической подготовленности существенно улучшались в соревновательном периоде, оказывая положительное влияние на общую физическую подготовку и проявляясь в повышении уровня развития координированности.
К основным методическим рекомендациям по совершенствования координации юных спортсменов можно отнести:
а) заниматься необходимо в хорошем психофизическом состоянии;
б) нагрузки не должны вызывать значительного утомления, так как при утомлении (как физическом, так и психическом) сильно снижается четкость мышечных ощущений, а в этом состоянии координационные способности совершенствуются плохо;
в) упражнения на развитие координационных способностей желательно планировать в начале основной части тренировочного занятия;
г) интервалы между повторениями отдельных упражнений должны быть достаточными для восстановления работоспособности;
д) воспитание различных видов координационных способностей должно происходить в тесной связи с развитием других двигательных способностей .
е) использование упражнений на развитие координационных функций совместно со специальными упражнениями горнолыжников;
ж) сохранение оптимального соотношения упражнений направленных на развитие общих и специальных физических качеств;
з) повторение комплексов упражнений на совершенствование координационной, технической подготовленности [30].
Выдвинутая нами гипотеза о том, что в результате включения в план учебно-тренировочных занятий экспериментальной группы юных горнолыжников 12-13 лет дополнительного комплекса упражнений, значительно улучшится уровень техники горнолыжного спуска, в целом была подтверждена полученными эмпирическими данными.
Результаты, выполненной нами оценки уровня развития физической подготовленности юных горнолыжников в середине подготовительного периода показывают отсутствие достоверных различий показателей тестирования общих физических способностей. Вероятно, это связано с тем, что уровень развития общих физических способностей у спортсменов контрольной и экспериментальной групп был примерно одинаков.
Во время соревновательного периода у спортсменов экспериментальной группы по данным проводимых тестов были установлены достоверные изменения двигательных качеств по сравнению со спортсменами контрольной группы. Также достоверные результаты были получены при проведении теста - спуск по трассе специального слалома. Это может означать, что разработанная и используемая нами методика совершенствования техники горнолыжного спуска оказалась действенной.
У спортсменов обеих групп исследуемые показатели физической и технической подготовленности существенно улучшались в соревновательном периоде, оказывая положительное влияние на общую физическую подготовку и проявляясь в повышении уровня развития координированности.
К основным методическим рекомендациям по совершенствования координации юных спортсменов можно отнести:
а) заниматься необходимо в хорошем психофизическом состоянии;
б) нагрузки не должны вызывать значительного утомления, так как при утомлении (как физическом, так и психическом) сильно снижается четкость мышечных ощущений, а в этом состоянии координационные способности совершенствуются плохо;
в) упражнения на развитие координационных способностей желательно планировать в начале основной части тренировочного занятия;
г) интервалы между повторениями отдельных упражнений должны быть достаточными для восстановления работоспособности;
д) воспитание различных видов координационных способностей должно происходить в тесной связи с развитием других двигательных способностей .
е) использование упражнений на развитие координационных функций совместно со специальными упражнениями горнолыжников;
ж) сохранение оптимального соотношения упражнений направленных на развитие общих и специальных физических качеств;
з) повторение комплексов упражнений на совершенствование координационной, технической подготовленности [30].
Подобные работы
- Повышение уровня технической подготовленности прыгунов на лыжах с трамплина на этапе углубленной спортивной специализации
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2023



