Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты формирования психологически безопасной развивающей среды в условиях дошкольного образовательного учреждения.
1.1 Понятие психологически комфортной и безопасной среды в
психолого-педагогической литературе 8
1.2 Возможные угрозы и риски к созданию психологически
безопасной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении 18
1.3 Теоретическое обоснование формирования психологически
безопасной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении 20
Глава 2. Организация опытно-экспериментального исследования психологически безопасной развивающей среды в условиях дошкольного образовательного учреждения.
2.1 Этапы, методы и методики исследования 33
2.2 Характеристика выборки, анализ констатирующего
эксперимент 36
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по организации и проведению исследования психологически безопасной развивающей среды в условиях дошкольного образовательного учреждения.
3.1 Программа формирования психологически безопасной развивающей среды в условиях дошкольного образовательного учреждения 48
3.2 Анализ формирования психологически безопасной развивающей среды в условиях дошкольного образовательного учреждения 68
3.3 Рекомендации по формированию психологически безопасной
развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении 73
3.4 Технологическая карта 76
Заключение 82
Библиографический список 85
Приложения 95
Актуальность. В современных условиях развития мирового сообщества здоровье человека рассматривается не только как важный индивидуальный и социальный ресурс, а также как ведущий показатель цивилизованности и прогресса общества, признак гармоничного развития и комфортной среды для личностного самовыражения граждан. Поэтому закономерно, что Индекс человеческого развития, принятый Организацией Объединенных Наций, определяет здоровье одним из своих компонентов.
В последние годы в законодательстве наблюдаются определенные изменения: в сфере образования были приняты современные государственные стандарты; сфере медицины законодательство приводится в максимальное соответствие с международными правовыми нормами, это становится основным направлением деятельности Всемирной организации здравоохранения. Общеизвестна зависимость состояния здоровья человека от множества факторов. Американский ученый Роббинс так классифицирует факторы, влияющие на здоровье: состояние окружающей среды (20-21%); образ жизни (51-52% влияния), объем и качество медицинской помощи (8¬9%) биологические факторы (19-20%) [27, с. 98]. Эти статистические данные свидетельствуют о приоритете общественных воздействий на здоровье и являются подтверждением мысли об ответственности государства и общества за здоровье, а также о наличии противоречия между идеальным и реальным правом человека на здоровье.
В педагогической науке установлено, что первое десятилетие жизни человека является фундаментом, который определяет дальнейшее состояние физической и психической сфер его жизнедеятельности[51,с.36]. Период пребывания учащихся в дошкольном образовательном учреждении (далее по тексту- ДОУ) является определяющим для формирования их здоровья, выявления творческого потенциала, интенсивного развития способностей. Исследованиями ученых обосновано, что существенно повышать состояние здоровья детей может развивающая среда.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить дидактические основы формирования психологически безопасной развивающей среды в условиях дошкольного образовательного учреждения
Объект исследования - развивающая среда дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования - формирование психологически безопасной развивающей среды в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Гипотеза исследования- реализация модели формирования психологически безопасной развивающей среды в условиях дошкольного образовательного учреждения способствует сохранению психического здоровья и развития личности ребенка.
Подтверждение выдвинутой гипотезы предполагает решение в рамках выпускной квалификационной работы следующих задач:
1. Изучить теоретические аспекты формирования психологически безопасной развивающей среды в условиях дошкольного образовательного учреждения.
1.1. Рассмотреть понятие психологически комфортной и безопасной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
1.2. Проанализировать возможные угрозы и риски к созданию
психологически безопасной развивающей среды образовательном учреждении.
1.3. Теоретически обосновать формирование психологически безопасной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
2.Организовать опытно-экспериментальное исследование
психологически безопасной развивающей среды в условиях дошкольного образовательного учреждения.
2.1.Определить этапы, методы и методики исследования.
2.2.Охарактеризовать выборки и проанализировать констатирующий эксперимент.
3.Организовать экспериментальную работу по исследованию психологически безопасной развивающей среды в условиях дошкольного образовательного учреждения.
3.1. Разработать программу психологически безопасной развивающей среды в условиях дошкольного образовательного учреждения.
3.2. Сделать анализ психологически безопасной развивающей среды в условиях дошкольного образовательного учреждения.
3.3. Сформулировать рекомендации по формированию
психологически безопасной развивающей среды в условиях дошкольного образовательного учреждения.
3.4. Разработать технологическую карту экспериментальной
деятельности.
Для решения поставленных задач, использовались следующие методы и методики исследования:
Методы: анализ литературы, анкетирование, тестирование, опрос, беседа, наблюдения, метод математической статистики: Т-критерий Вилкоксона.
Методики исследования:
1. Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки).
2. Опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин).
З. Диагностика уровня эмоционального выгорания личности В.В.Бойко.
Основная база опытно-экспериментальной работы - Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 10 «Аленушка» с.Варны, Челябинской области.
В исследовании принимали участие 50 человек:
20детей (возраст с 6 до 7 лет) -10 мальчиков, 10 девочек, группа №12 «Звездочки , 15родителей - 10 матерей и 5 отцов,15 воспитателей.
Теоретическое значение проведенного нами исследования состоит в том, что полученные в нем результаты дают возможность найти решение проблемы формирования психологически безопасной развивающей среды на современном этапе развития дошкольного образования.
Практическое значение исследования определяется тем, что полученные результаты эксперимента могут быть использованы в организации деятельности современных дошкольных образовательных учреждениях.
Апробация результатов исследования. Результаты и основные положения исследования были представлены в публикациях научных статей:
1. научно-методический электронный журнал www. e-koncept. ru,
международная практическая конференция «Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса»( https://e-koncept.ru/22.04.2016г.,г. Челябинск).
2. научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта» (http://lesgaft-notes.spb.ru/ru/node/923326.06.2016г., г. Санкт- Петербург).
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявлено
недостаточное теоретическое обоснование и экспериментальная разработанность дидактических принципов формирования безопасной развивающей среды дошкольного образовательного учреждения и определило актуальность работы. Изучение проблемы формирования безопасной развивающей среды дошкольников свидетельствует о таком состоянии психического здоровья дошкольников, которое требует внимания со стороны образовательного учреждения и родителей. Установлено, что, несмотря на наличие в Государственном образовательном стандарте требований к формированию здоровья дошкольников, организация деятельности в этом направлении находится на недостаточном уровне. Необходимо использование в общеобразовательных учебных заведениях передового педагогического опыта.
2. Создавая психологически безопасную развивающую среду в дошкольном образовательном учреждении, мы обеспечиваем формирование условий для личностного развития ребенка, благоприятного эмоционального межличностного взаимодействия, открытых доверительных отношений, а также сохранение и укрепление психического здоровья субъектов образовательного процесса. В связи с этим, психологическую безопасность следует рассматривать как важнейший ресурс, способный направить вектор развивающей среды образовательного учреждения на дальнейшее развитие и обеспечить формирование состояния психологической защищенности субъектов учебно-воспитательного процесса, а также обеспечивать минимизацию неблагоприятного воздействия на детей факторов окружающей среды.
3. Психологическая безопасность развивающей среды современного дошкольного образовательного учреждения становится показателем качества образования. Показателем психологической безопасности маленького человека в природной и социальной среде рассматривается сегодня его приспособляемость к этой среде. Быстрыми темпами развития характеризуется ранний возраст, а это, в свою очередь, связано с его высокой чувствительностью ко многим воздействиям окружающей среды. В случае, если насущные потребности ребенка неправильно распознаны или неадекватно удовлетворены взрослыми, то среда, в которой живет ребенок, становится для его развития психологически небезопасной. В раннем возрасте очень важна для ребенка занимаемая взрослым позиция, от которой зависит, насколько будет благополучен в своём развитии малыш.
4. Исследование состояния физического здоровья проводили путем профилактических осмотров медицинскими работниками, а состояние психической, социальной и морально-духовной составляющей здоровья - путем тестирования по методике Филипса, опросникам. Родители руководствуются представлениями, что дети в основном должны доверять родителям, уважать их больше, чем других, считать родителей образцом мудрости, но без чрезмерной привязанности.
5. Отметим, что родители, которые принимали участие в нашем исследовании, заняты профессиональной деятельностью. В связи с этим, их достаточно оптимальные представления о семейной роли и отношение к детям можно объяснить тем, что в реальной жизни они много усилий тратят на профессиональное становление и пытаются более позитивно осветить свое отношение к семье и родительско-детским отношениям.
6. В ходе эксперимента становится ясно, что для формирования психологически безопасной образовательной среды необходима соответствующая учебно-методическая подготовка педагогов и сотрудников ДОУ в рамках повышения их квалификации по проблемам сохранения и укрепления психического здоровья дошкольников, ознакомление с современными образовательными технологиями и методиками формирования психологически безопасной развивающей среды. Требуется обновление содержания и форм работы с родителями воспитанников по созданию в ДОУ психологически безопасной развивающей среды (родительские конференции, собрания, круглые столы). Кроме того, в дошкольных образовательных учреждениях необходима установка нового оборудования, связанного с театральной деятельностью воспитанников, пополнение спортивной базы и обустройство территорий.
7. По результатам экспериментальной работы во время формирующего этапа исследования стало ясно, что показатели состояния физического, социального, психического и нравственно-духовного здоровья дошкольников имеют положительную динамику.
8. Организация театрализованной деятельности с дошкольниками позволила решить ряд поставленных задач, касающихся художественно-эстетического и интеллектуального развития, воспитания детей, формирования у них интонационной выразительности речи. Вовлеченные в театрализованную деятельность, дети становятся раскрепощенными, повышают свою творческую и познавательную активность. В результате у ребенка успешно формируются психические процессы и произвольность поведения.
1. Абсалямова А. Управление дошкольным образованием. //Дошкольное воспитание/. 2004. №4.
2. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья: учебное пособие. СПб.: Балтийская Педагогическая Академия, 1997.- 148 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. /Г.М. Андреева - М.: Аспект- Пресс, 2007. - 376 с.
4. Аромштам М. Управление дошкольным образованием. //Дошкольное образовани/. 2007. №20.
5. Баева И. А. Концепция психологической безопасности образовательной среды.М., 2007.- 48 с.
6. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Союз, 2002-. 271 с.
7. Баева И. А. Тренинги психологической безопасности в школе. СПб.: Речь. 2002.-251 с.
8. Баева И.А. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников: дис. доктора психол. наук: 19.00.07.СПб.,2002-.386с.
9. Баева И.А. Сопровождение психологической безопасности учащихся в образовательной среде // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 6.-141с.
10. Баева, И. А. Психологическая безопасность в образовании. / И. А. Баева. - СПб.: Союз, 2002. - 271 с.
11. Безопасность образовательной среды: Сб. статей / Отв. ред. Г. М. Коджаспирова. М.: Экон-Информ, 2008. -166 с.
12. Берн Э. Игры в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. /Берн Э - Минск: Прамеб, 2012. -154с.
13. Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. психол, тр./А.А. Бодалев - М.: Междунар. псих. акад, 2005. - 326 с.
14. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении./В.В. Бойко- СПб, 2009- с.278.
15. Величко, Е. В. Управление психологической безопасностью
образовательной среды колледжа: материалы междунар. науч. конф. / Е. В. Величко // Психология в России и за рубежом. - СПб.: Реноме, 2011. - 75с.
16. Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте. /Б.С. Волков, Н.В. Волкова - М, 2010. - 104 с.
17. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.А. Синдром выгорания, 2-е из:.-СПб, 2008г-71с.
18. Выготский Л.С. Собр. Соч.: В 6 т./ Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1982. - Т.2. - С. 6 - 361.
19. Галигузова Л.Н. Ступени общения, от года до семи лет. /Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова - М.: Просвещение, 2011. - 143 с
20. Гаязова, Л. А. Обеспечение комплексной безопасности
образовательной среды и ее психологическое сопровождение / Л. А. Гаязова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2011.- № 142. - 33с.
21. Гаязова, Л. А. Построение модели безопасности школьной среды в социально-психологических исследованиях / Л. А. Гаязова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2013. - № 158. -55с.
22. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. /Л.Я. Гозман - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007. - 175 с.
23. Грибанов А.Д., Калиненко В.К., Кларина Л.М. и др. Психология воспитания: пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов. 2-е изд. М.: Аспект Пресс, 1995.- 152 с.
24. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителя и родителей. /А.Б. Добрович - М.: Просвещение, 2007 - 205 с.
25. Долгова В. И., Солодянкина Е. Г. Анализ результатов психолого¬
педагогической коррекции страхов дошкольников методом сказкотерапии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 7. - С. 106-110. - URL: http://e-
koncept.ru/2016/56099. htm.
26. Долгова В. И., Аплеева И. А. Влияние психологически безопасной образовательной среды дошкольного учреждения на развитие ребенка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 7. - С. 81-85. - URL:http://e-koncept.ru/2016/56094.htm.
27. Долгова В.И., Аплеева И.А. Здоровьесберегающая психологически безопасная развивающая среда дошкольного образовательного учреждения. // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.-2016.-№6(136) URL:http://lesgaft- notes.spb.ru/ru/node/9233
28. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе/монография. - М.: Издательство Перо, 2015. - 200 с.
29. Долгова В. И., Капитанец Е. Г., Погорелова Н. Б. Модель психолого- педагогической коррекции страхов детей дошкольного возраста 5-6 лет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 7. . - URL:http://e-koncept.ru/2016/56108.htm.
30. Долгова В.И., Латюшин Я.В., Напримеров А.А. Формирование эмоциональной устойчивости личности: монография. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - 167 с
31. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье - М.: Издательство Перо, 2015. - 180 с.
32. Долгова В.И. Особенности взаимосвязей психологической культуры родителей дошкольников и стиля детско-родительских отношений. Всборнике: FUNCTIONS OF UPBRINGING AND EDUCATION IN CONDITIONS OF THE ACCELERATED SOCIALIZATION OF THE PERSONALITY IN THE MODERN SOCIETY Peer-reviewed materials digest (collective monograph) published following the results of the CIII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in Psychology and Educational sciences. 2015. С. 98-100.
33. Долгова, В.И. Инновационные технологи деятельности педагога- психолога: учеб. / В.И. Долгова, О.А. Шумакова. - М.: КДС, 2009. - 95 с.
34. Долгова, В.И. Коррекционно-психологическая работа специального педагога-психолога: учеб. пособие для вузов / В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец, О.А. Шумакова. - Челябинск: Изд-во АТОКСО, 2008. - 104 с.
35. Долгова, В.И. Коррекционно-развивающая деятельность специального педагога-психолога: современные психологические и педагогические технологии: учеб. пособие для вузов / В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец, О.А. Шумакова. - Челябинск: Изд-во АТОКСО, 2008. - 118 с.
36. Долгова, В.И., Шумакова, О.А. Учебно-исследовательская практика в учреждениях разного типа / В.И. Долгова, О.А. Шумакова. - Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2009. - 75 с.
37. Ерофеевой Т.И. Современные образовательные программы для ДУ. М.: Академия. 2003.
38.Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. - М.: Издательство МГУ. - 2012. - 128с.
39.Золотухина И.П. К вопросу о педагогическом моделировании здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения // Совет ректоров. 2013. № 6. -76с.
40. Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. / М.С. Каган - М.: Политиздат, 2008. - 319 с.
41. Карелина А.А.: Психологические тесты. - М.: 2003
42. Кирпиченков А.А. Компонентный состав здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении // Ученые записки уиверситета имени П.Ф. Лесгафта. № 1 (71). 2011. -54с.
43. Коджаспирова, Г. М. Психолого-педагогическая культура педагога как ведущий фактор безопасности образовательной среды / Г. М. Коджаспирова. - Безопасность образовательной среды: Сборник статей. - М.: Экон-Информ, 2008. - 20с.
44. Козырин А.Н. Современные проблемы систематизации
образовательного законодательства А.Н. Козырин // Ежегодник российского образовательного законодательства. - М.: ФГУ «ФЦОЗ» -2013.- 679 с.
45. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным
образовательным учреждением. В II ч. - М: «Учитель». - 2003.
46. Коломийченко Л.В. Развитие идей социального воспитания дошкольников в отечественной педагогике // Педагогика. 2014. № 9 - 59с.
47. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Мн., 2006-95с.
48. Комплекс мер по развитию дошкольного образования. //Дошкольное образование. 2007. №1.
49. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности- СПб.: Речь, 2011- с.198
50. Кудрявцев В. Дошкольное и начальное образование - единый развивающийся мир. // Дошкольное воспитание. 2001. № 8.
51. Кудрявцев В. Инновации дошкольного образования: опыт, проблемы и стратегия развития. // Дошкольное воспитание. 2000. № 1. -80с.
52. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. /А.А. Леонтьев - М.: Знание, 2009. - 48 с.
53. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. /М.И. Лисина - Москва; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. - 384 с.
54. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. / Б.Ф. Ломов - М.: Наука, 2004. -288с.
55. Маралов В.Г., Бучилова И.А., Клинцова Е.Ю. и др. Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми. М.: Парадигма, 2005.- 288 с.
56. Маркова Л.С. Программа развития ДОУ. М.:Академия, 2003.
57. Маханева М.Д. Перспективная модель организации деятельности дошкольного учреждения . О.Л. Князева - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: Юрист, 2012. - 164 с.
58. Математико-статистическая обработка и графическое представление результатов педагогических исследований с использованием информационных технологий.//Учебное пособие-Иж.2013г-с.120
59. Морозова Т.Ю., Лебеденко И.Ю. О современных подходах к обеспечению здоровьесберегающей среды в условиях детского сада // Дошкольная педагогика. 2009. № 5. С. 4-5.
60. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников, /А.В. Мудрик - М.: Педагогика, 2013 - 110 с.
61. Мусатенко Н. Психологический климат коллектива// Психолог. - 2008 - №19 - 20с.
62. Немов Р.В. Психодиагностика. - М.: Владос,2003. - 94с.
63. Новикова В.И. Методическое пособие по театрализованной деятельности ДОУ// Н-на-А, 2014г.
64.Оверчук Т. Дошкольное образование в XXIB.//Дошкольное воспитание. 2005. №5.
65.Огнева Н. Управление дошкольным образованием. //Дошкольное образование. 2007. №19.
66. Опросник родительского отношения (ОРО) (Варга А.Я.,Столин В.В.)// Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие-М.: Владос, 2000г.-с.529.
67. Педагогика безопасности - новое научное направление современной педагоыки : матер. всерос. науч. конф. / под общ. ред. В. В. Гафнера. - Грани педагогики безопасности.-ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». - Екатеринбург,2011.- 98с.
68. Перспективы развития системы ДО в РФ: сборник приказов и инструкций МО РФ. М.: Просвещение, 2008.-120с.
69. Петров, С. В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения практ. пос. / С. В. Петров. - М.: НЦ ЭНАС, 2006. - 248 с.
70. Пилипенко, В. Ф. Обеспечение комплексной безопасности в
образовательном учреждении. Теория и практика : практ. пос. / В. Ф. Пилипенко, Н. В. Ерков, А. А. Парфенов. - М.: Айрис-Пресс, 2006. - 192 с.
71. Поздняк Л.В. Теоретические основы управления современным
дошкольным учреждением / Л.В. Поздняк // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2006. - №3. - 80с.
72. Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральном агентстве по образованию» от 17.06. 2013 // Российская газета. - 2013. - 21 июня.
73. Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.
74. Просецкий П.А. Психологические основы формирования коллектива: Автореф.докт.дис. - Воронеж, 2011.
75. Психология развития: учебник для студентов высш. пед. и психол. учеб. заведений / Г.М. Марютина, Т. Стефаненко, К.Н. Поливанова [и др.], Под ред. Т.Д. Марцинковский. - М .: Издательский центр «Академия», 2001. - 352 с.
76. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка
дошкольного возраста в образовательном процессе: коллективная монография /под ред. Л.В.Трубайчук. Челябинск: изд-во ЧИПКРО,
2014. 204 с.
77. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностка. Методики и тесты. - С. Бахрах-М. 2002. - 76с.
78. Реализация Конвенции о правах ребенка в ДОУ. /Авт.сост. Соловей С.А. М.: Педагогическое общество России. 2004.
79. Региональные подходы к обновлению дошкольного образования на современном этапе. Сборник (под ред. Тищенко П.Н., Зенковой Т.Г., Нужа В.В.). - Ростов на Дону, 1998.
80. Российская Федерация. Законы. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». [от 2 июля 2013 г. №185-ФЗ г.] // ФЗ. - 2013. - 185с.
81. Российская Федерация. Законы. «Об образовании в Российской Федерации»: [от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 23.07.2013)] // РФ. - 2013. - №273.
82. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [принята 12 декабря 1993г.] // Российская газета. - Статья 43.
83. Российская Федерация. Об основных гарантиях прав ребенка в РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ (ред. от 25.11.2013)] //HA/ . - 2013. - 124 с.
84. Рухайло Н. Психологический климат коллектива. Формирование коллективных взаимоотношений. // Психолог. - 2006 - №17 -110с.
85. Смирнов С.В., Мурашова Е.П. Организационное поведение управление поведением человека в организации. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. - 154с.
86. Соколова И. Реализация теоретических аспектов педагогического менеджмента в системе дошкольного образования. // Дошкольное воспитание. 1999. № 2.
87. Соловьева С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика
[Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2012. - N 6 (17). - URL: http://medpsy.ru
88. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении / О.В. Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2009. - 172 с.
89. Туева Т.А. Потешники// методическое пособие по организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста,2015г.
90. Третьяков П. И., Белая К. Ю. Дошкольное образовательное
учреждение: управление по результатам. - М, 2003.-140с.
91. Управление дошкольным образованием. : Рабочая программа/Авт.сост. Махаева Г.М. - Махачкала: ДГПУ, 2007.-50с.
92. Ушакова, О.А. Инновационный потенциал в дошкольном учебном заведении / О.А. Ушакова // Журнал «Справочник руководителя
дошкольного учреждения». - 2010. - №35. - 11 с.
93.Чесноков, Н. А. Место и роль педагогической безопасности
образовательных систем государства/Н. А. Чесноков // Социология образования. - 2007. - № 11. -210с.
94.Чмелева Е.В. Дошкольное образование в России. //Педагогика. 2002. №3.-170с.
95.Чумичева P.M. Управление качеством дошкольного образования. Ростов на Дону, 2002-135с.
96. Щукина С.Е. Социально-психологический климат коллектива. // Социальная робота: науч.-попул.-журн. - 2007 - №6 - 140с.
97. Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. 2-изд; г.Москва-2001.-365с.