РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
1.1 Понятие внимания, свойства внимания детей старшего дошкольного возраста
1.2 Возрастные особенности развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Специфики развития произвольного внимания у старших
дошкольников
Глава 2. Организация и проведение исследования уровня
произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Этапы, методы и методики исследования
2.2 Характеристика выборки и результатов констатирующего эксперимента
Глава 3. Экспериментальная работа по организации и проведению развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста
3.1 Программа психолого-педагогического развития
произвольного внимания
3.2 Анализ эффективности работы по развитию произвольного внимания
3.3 Рекомендации по развитию внимания у детей старшего
дошкольного возраста
Заключение
Библиографический список
Приложения
Глава 1. Теоретические основы развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
1.1 Понятие внимания, свойства внимания детей старшего дошкольного возраста
1.2 Возрастные особенности развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Специфики развития произвольного внимания у старших
дошкольников
Глава 2. Организация и проведение исследования уровня
произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Этапы, методы и методики исследования
2.2 Характеристика выборки и результатов констатирующего эксперимента
Глава 3. Экспериментальная работа по организации и проведению развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста
3.1 Программа психолого-педагогического развития
произвольного внимания
3.2 Анализ эффективности работы по развитию произвольного внимания
3.3 Рекомендации по развитию внимания у детей старшего
дошкольного возраста
Заключение
Библиографический список
Приложения
Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в дошкольном возрасте.
Выдающийся педагог-новатор В. А. Сухомлинский писал: «Внимание маленького ребенка - это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему.
Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или в клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка: если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник» [10].
Внимание среди познавательных процессов занимает особенное место, оно обслуживает другие психические процессы, поскольку не имеет собственного содержания. Внимание во многом определяет успешность их функционирования. От уровня развития свойств внимания (устойчивости, концентрации, объёма, распределения, переключения) и от уровня сформированности произвольного внимания, во многом зависит и успешность любой деятельности ребенка в целом [32].
Актуальность работы обусловлена тем, что внимание - это психическое состояние человека, от характеристики которого зависит успешность учебной деятельности дошкольника.
Основной особенностью дошкольников является то, что произвольное внимание неустойчиво, они легко отвлекаются на посторонние раздражители. Внимание в этом возрасте, зависит от чувств и эмоций ребенка, непроизвольное внимание может быть достаточно длительным и сосредоточенным. Способность управлять своим вниманием формируется у ребенка постепенно, с применением упражнений и волевых усилий. В процессе непосредственно образовательной деятельности, проводимой в детском саду, ребенок приучается к дисциплине, у него формируется усидчивость и способность контролировать свое поведение. С развитием произвольного внимания, ребенок может удерживать во внимании те предметы, которые могут быть для него не интересны. Но произвольное внимание начинает формироваться только в конце дошкольного возраста, и наиболее благоприятный для этого период - младший школьный возраст. Особое значение для дошкольников, в восприятии, понимании и усвоении изучаемого материала, занимает внимание и множественные проблемы в учебной деятельности ребенка, связаны с его недостатком.
Актуальность исследования заключается в том, что недостаток внимания и усидчивости у старших дошкольников очевиден и наблюдается со стороны родителей и педагогов на современном этапе.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения развивающей работы с детьми, имеющими нарушения внимания.
В связи с актуальностью данного вопроса была определена тема выпускной квалификационной работы: «Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: изучить особенности развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: можно предположить, что развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста будет более успешным при специально подобранной и реализованной программе.
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Подобрать методики диагностики и определить уровень произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать и апробировать программу по развитию
произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести повторную диагностику.
5. Оценить и интерпретировать результаты.
Теоретико-методологической основой исследования являются: теории развития внимания (К.Д. Ушинский, Л.И. Тикунова, В.А. Артемов, З.М. Истомина, П.П. Блонский и другие); психолого-педагогические исследования особенностей внимания (Б.М. Теплов, Р.С. Немов, Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынина, Т. Рибо, С.Я. Рубинштейна, П.Я. Гальперина и другие).
При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, эксперимент, наблюдение, диагностика, систематизация и обобщение материала, количественный и качественный анализ полученных данных, метод математической обработки данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 2 «Умка» г. Миасса. В исследовании приняли участие дети старшей группы, в количестве 25 человек (15 девочек и 10 мальчиков).
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в практике работы педагогов-психологов средних общеобразовательных учреждений.
Основные результаты исследования апробированы в рамках IX студенческой международной научно - практической конференции «Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования», по результатам опубликована статья «Изучение уровня развития внимания у детей дошкольного возраста», [32] размещенная в РИНЦ (http://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=893471&pubrole=100&show_refs=1).
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Выдающийся педагог-новатор В. А. Сухомлинский писал: «Внимание маленького ребенка - это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему.
Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или в клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка: если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник» [10].
Внимание среди познавательных процессов занимает особенное место, оно обслуживает другие психические процессы, поскольку не имеет собственного содержания. Внимание во многом определяет успешность их функционирования. От уровня развития свойств внимания (устойчивости, концентрации, объёма, распределения, переключения) и от уровня сформированности произвольного внимания, во многом зависит и успешность любой деятельности ребенка в целом [32].
Актуальность работы обусловлена тем, что внимание - это психическое состояние человека, от характеристики которого зависит успешность учебной деятельности дошкольника.
Основной особенностью дошкольников является то, что произвольное внимание неустойчиво, они легко отвлекаются на посторонние раздражители. Внимание в этом возрасте, зависит от чувств и эмоций ребенка, непроизвольное внимание может быть достаточно длительным и сосредоточенным. Способность управлять своим вниманием формируется у ребенка постепенно, с применением упражнений и волевых усилий. В процессе непосредственно образовательной деятельности, проводимой в детском саду, ребенок приучается к дисциплине, у него формируется усидчивость и способность контролировать свое поведение. С развитием произвольного внимания, ребенок может удерживать во внимании те предметы, которые могут быть для него не интересны. Но произвольное внимание начинает формироваться только в конце дошкольного возраста, и наиболее благоприятный для этого период - младший школьный возраст. Особое значение для дошкольников, в восприятии, понимании и усвоении изучаемого материала, занимает внимание и множественные проблемы в учебной деятельности ребенка, связаны с его недостатком.
Актуальность исследования заключается в том, что недостаток внимания и усидчивости у старших дошкольников очевиден и наблюдается со стороны родителей и педагогов на современном этапе.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения развивающей работы с детьми, имеющими нарушения внимания.
В связи с актуальностью данного вопроса была определена тема выпускной квалификационной работы: «Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: изучить особенности развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: можно предположить, что развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста будет более успешным при специально подобранной и реализованной программе.
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Подобрать методики диагностики и определить уровень произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать и апробировать программу по развитию
произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести повторную диагностику.
5. Оценить и интерпретировать результаты.
Теоретико-методологической основой исследования являются: теории развития внимания (К.Д. Ушинский, Л.И. Тикунова, В.А. Артемов, З.М. Истомина, П.П. Блонский и другие); психолого-педагогические исследования особенностей внимания (Б.М. Теплов, Р.С. Немов, Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынина, Т. Рибо, С.Я. Рубинштейна, П.Я. Гальперина и другие).
При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, эксперимент, наблюдение, диагностика, систематизация и обобщение материала, количественный и качественный анализ полученных данных, метод математической обработки данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 2 «Умка» г. Миасса. В исследовании приняли участие дети старшей группы, в количестве 25 человек (15 девочек и 10 мальчиков).
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в практике работы педагогов-психологов средних общеобразовательных учреждений.
Основные результаты исследования апробированы в рамках IX студенческой международной научно - практической конференции «Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования», по результатам опубликована статья «Изучение уровня развития внимания у детей дошкольного возраста», [32] размещенная в РИНЦ (http://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=893471&pubrole=100&show_refs=1).
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Проведённый нами теоретический и экспериментальный анализ проблемы формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста позволил сформулировать следующие выводы.
В дошкольном детстве высокой ступени развития достигает непроизвольное внимание. Появление новых интересов, участие в новых видах деятельности заставляют ребенка сосредоточиться на таких сторонах деятельности, которые раньше оставались им незамеченными. Если непроизвольное внимание у детей дошкольного возраста достигает высокого уровня развития, то произвольное внимание только начинает формироваться. Его развитие продолжается и в старшем дошкольном возрасте [50].
Внимание обладает определенными свойствами: объёмом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью, при нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
Часто встречается недостаточная произвольность внимания, при этом ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.
Подобные недостатки не могут быть устранены фрагментарно, при внесении упражнений на развитие внимания, в процессе занятий с ребенком. Данная коррекция требует специально организованной, развивающей работы для преодоления нарушений в развитии внимания. Чтобы психический процесс протекал целенаправленно и продуктивно, человек должен сосредоточит своё внимания на том, что воспринимает или делает. Характерной особенностью внимания ребенка раннего дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам
Внимание в дошкольном возрасте носит преимущественно непроизвольный характер. Формирование произвольного внимания тесно связано с развитием речи, c пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели, c освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия.
Применение методов и приёмов внимания для детей старшего дошкольного возраста эффективно влияет на формирование произвольного внимания, при условии его систематической тренировки, которая сможет повысить целенаправленность, концентрацию, объем и переключение внимания дошкольника
Эффективность формирования произвольного внимания будет видна, если в развивающем процессе принимают участие воспитатели и родители ребёнка. Для заинтересованности детей в занятиях, они должны быть построены в игровой форме.
Проведенное нами исследование состояло из трех этапов: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 2 «Умка» г. Миасса. В исследовании приняли участие дети старшей группы, в количестве 25 человек (15 девочек и 10 мальчиков). Возраст детей - 6 - 7 лет.
Для определения уровня развития внимания у дошкольников были подобраны следующие методики: «Проставь значки» для диагностики переключения и распределения внимания (Пьерон-Рузер), «Запомни и расставь точки» для диагностики уровня объема внимания (Немов Р.С.), тест «Переплетённые линии» для диагностики концентрации и устойчивости внимания (Андре Рей).
Среди испытуемых дошкольников было выявлено, что на констатирующем этапе 44% учащихся обладают средним уровнем внимания, 28% высоким, 28% имеют низкий уровень. На контрольном этапе показатели уровня произвольного внимания имеют положительную динамику: высокий уровень развития внимания выявлен у 40 % обследуемых дошкольников, средний - у 48%, низкий уровень развития внимания имеют 12% опрошенных.
На основе нашего исследования были составлены рекомендации для родителей и воспитателей по формированию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Для проверки результатов проведенного исследования мы воспользовались критерием математической статистики. В своем исследовании мы использовали t-критерий Стьюдента, который предназначен для установления различий, а именно использовали формулу для сравнения в рамках одной группы и для установления различий по принципу «до» и «после».
Таким образом, можно утверждать, что подобранная и апробированная нами программа, направленная на развитие внимания детей старшего дошкольного возраста эффективна.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в практике работы воспитателей и педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений.
На основании этого можно утверждать, что проведенная нами экспериментальная работа подтвердила выдвинутую гипотезу
В дошкольном детстве высокой ступени развития достигает непроизвольное внимание. Появление новых интересов, участие в новых видах деятельности заставляют ребенка сосредоточиться на таких сторонах деятельности, которые раньше оставались им незамеченными. Если непроизвольное внимание у детей дошкольного возраста достигает высокого уровня развития, то произвольное внимание только начинает формироваться. Его развитие продолжается и в старшем дошкольном возрасте [50].
Внимание обладает определенными свойствами: объёмом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью, при нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
Часто встречается недостаточная произвольность внимания, при этом ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.
Подобные недостатки не могут быть устранены фрагментарно, при внесении упражнений на развитие внимания, в процессе занятий с ребенком. Данная коррекция требует специально организованной, развивающей работы для преодоления нарушений в развитии внимания. Чтобы психический процесс протекал целенаправленно и продуктивно, человек должен сосредоточит своё внимания на том, что воспринимает или делает. Характерной особенностью внимания ребенка раннего дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам
Внимание в дошкольном возрасте носит преимущественно непроизвольный характер. Формирование произвольного внимания тесно связано с развитием речи, c пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели, c освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия.
Применение методов и приёмов внимания для детей старшего дошкольного возраста эффективно влияет на формирование произвольного внимания, при условии его систематической тренировки, которая сможет повысить целенаправленность, концентрацию, объем и переключение внимания дошкольника
Эффективность формирования произвольного внимания будет видна, если в развивающем процессе принимают участие воспитатели и родители ребёнка. Для заинтересованности детей в занятиях, они должны быть построены в игровой форме.
Проведенное нами исследование состояло из трех этапов: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 2 «Умка» г. Миасса. В исследовании приняли участие дети старшей группы, в количестве 25 человек (15 девочек и 10 мальчиков). Возраст детей - 6 - 7 лет.
Для определения уровня развития внимания у дошкольников были подобраны следующие методики: «Проставь значки» для диагностики переключения и распределения внимания (Пьерон-Рузер), «Запомни и расставь точки» для диагностики уровня объема внимания (Немов Р.С.), тест «Переплетённые линии» для диагностики концентрации и устойчивости внимания (Андре Рей).
Среди испытуемых дошкольников было выявлено, что на констатирующем этапе 44% учащихся обладают средним уровнем внимания, 28% высоким, 28% имеют низкий уровень. На контрольном этапе показатели уровня произвольного внимания имеют положительную динамику: высокий уровень развития внимания выявлен у 40 % обследуемых дошкольников, средний - у 48%, низкий уровень развития внимания имеют 12% опрошенных.
На основе нашего исследования были составлены рекомендации для родителей и воспитателей по формированию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Для проверки результатов проведенного исследования мы воспользовались критерием математической статистики. В своем исследовании мы использовали t-критерий Стьюдента, который предназначен для установления различий, а именно использовали формулу для сравнения в рамках одной группы и для установления различий по принципу «до» и «после».
Таким образом, можно утверждать, что подобранная и апробированная нами программа, направленная на развитие внимания детей старшего дошкольного возраста эффективна.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в практике работы воспитателей и педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений.
На основании этого можно утверждать, что проведенная нами экспериментальная работа подтвердила выдвинутую гипотезу
Подобные работы
- КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Особенности произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - Коррекционно-педагогическая работа по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Череповецкий государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста (Московский инновационный университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2019 - Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019 - Дидактическая игра как средство развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2021 - Дидактическая игра как средство развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2021 - Формирование произвольного внимания у детей старшего
дошкольного возраста
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017



