Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Современные технологии обучения письменным речевым дискурсам на французском языке в средней общеобразовательной школе

Работа №81595

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

французский язык

Объем работы78
Год сдачи2016
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
308
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННЫМ РЕЧЕВЫМ
ДИСКУРСАМ В СОШ 7
1.1. Общая характеристика письменной речи 7
1.2. Виды письменных речевых дискурсов 16
I. 3.Особенности обучения речевым дискурсам 23
Выводы по I главе 28
II. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННЫМ
РЕЧЕВЫМ ДИСКУРСАМ В СОШ 30
П.1. Технологии обучения реферированию, написанию эссе и резюмированию 30
II. 2 Технология обучения аннотированию 37
II. 3. Описание опытного обучения 42
Выводы по II главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЯ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования определяется, прежде всего, тем, что главной целью изучения иностранного языка в школе является развитие у учащихся коммуникативной компетенции, умений использовать язык как средство в диалоге культур и цивилизаций в современном пространстве. Во- вторых, она обусловлена необходимостью социокультурного развития школьников с целью подготовить их к международному общению в различных сферах жизнедеятельности, а также важностью овладения иностранным языком на таком уровне, чтобы ученик мог грамотно и аргументированно выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
Названные выше факторы подтверждают социальную значимость избранной нами темы исследования.
Педагогическая актуальность исследования выражается в том, что долгое время обучению современной письменной речи иностранного языка уделялось недостаточно внимания даже в школах с углубленным изучением иностранных языков. Однако в овладении иноязычной письменной речью состоит одно из условий для международного общения, для получения образования или прохождения стажировок школьниками и студентами в высших учебных заведениях за рубежом.
Научная актуальность состоит в определении и анализе основных технологий обучения письменным речевым дискурсам. На сегодняшний день технологии обучения письменной иноязычной речи в средней общеобразовательной школе остается недостаточно разработанной. Поэтому в данной работе была подготовлена авторская технология обучения написанию аннотаций, как одному из требований, предъявляемых школьникам при сдаче ЕГЭ.
Таким образом, можно констатировать противоречие между объективной необходимостью повышения уровня владения школьниками письменной речью изучаемого иностранного языка и недостаточной разработанностью этого аспекта в теории и практике обучения.
Из этого вытекает проблема исследования: каковы основные современные технологии обучения письменным речевым дискурсам в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования - технологии обучения письменным речевым дискурсам, в частности, технологии написания аннотации на французском языке на старшей ступени обучения в средней образовательной школе (далее - СОШ).
Объект исследования - процесс обучения аннотированию на уроках французского языка в средней общеобразовательной школе.
Цель данного исследования состоит в разработке авторской технологии обучения аннотированию на французском языке.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1. Выявить тезаурус письменных речевых дискурсов на старшей ступени СОШ.
2. Обобщить существующие технологии обучения письменной речи.
3. Разработать технологию обучения аннотированию на старшей ступени обучения и апробировать их в процессе опытного обучения.
Методологическую базу исследования составили труды таких отечественных методистов, как Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Г.И. Назарова, в исследованиях которых раскрывается психологическая и лингвистическая характеристика письменной речи. Кроме того, мы базировались на анализе процессов чтения и письма как письменной формы реализации речевой деятельности, представленном в работах А.А. Леонтьева, Р.К. Миньяр- Белоручева. Нами также были использованы идеи, изложенные в трудах Фердинанда де Соссюра, Ван Дейка.
В процессе работы были использовали следующие методы исследования:
- метод критического анализа научной литературы по проблеме исследования;
- Общенаучные методы исследования (анализ, синтез, обобщение);
- метод педагогического наблюдения;
- метод опытной проверки теоретически полученных данных.
Этапы исследования:
1. Изучение научной литературы, постановка проблемы, цели и задач исследования.
2. Обобщение научных данных.
3. Реализация опытного обучения.
4. Написание выводов.
5. Оформление работы.
Научная новизна исследования заключается в разработке технологии обучения аннотированию, как одному из видов письменного речевого дискурса на старшей ступени обучения в средней общеобразовательной школе.
Теоретическая значимость состоит в обобщении научного знания по проблеме исследования, в уточнении имеющихся теоретических представлениях о значимости изучения данной темы в рамках обучения иностранному языку, а также в расширении представления о современных технологиях обучения письменным видам деятельности, а также в разработке технологии обучения аннотированию.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных упражнений и технологий в процессе обучения французскому языку в средней общеобразовательной школе .
Апробация исследования. Результаты исследования были представлены на Республиканской студенческой научно-практической конференции (Казань: КФУ, 2016г).
Цели и задачи обусловили структуру дипломной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
После каждой главы приводятся выводы.
В главе I представлены теоретические основы обучения письменной речи на старшей ступени СОШ.
В главе II рассматриваются современные технологии обучения письменным речевым дискурсам, и изложена авторская технология обучения аннотированию.
В заключении подводятся общие итоги исследования по данной теме в соответствии с поставленными задачами.
В приложениях содержатся презентация «Учимся аннотированию», тексты для аннотирования «La France et les Frangais», «La Protection de I’environnement», «La capitale de la France», «Poisson D’Avril», «Les problemes de la jeunesse» а также аннотация к каждому их предложенных текстов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе мы, прежде всего, определили, что главной целью изучения иностранного языка в школе является развитие у учащихся коммуникативной компетенции, умений использовать язык как средство общения и познания. Кроме того, выявили, что людям для общения на иностранном языке необходимо овладеть как устной речью, так и письменными речевыми дискурсами. И изучать это необходимо еще в школе. Предметом исследования в данной работе стали современные технологии обучения письменным речевым дискурсам.
В 1 главе данной работы приведена теоретическая часть - рассмотрены и определены понятия - «письмо», «письменная речь», «письменный речевой дискурс», детально рассмотрены некоторые виды письменных речевых дискурсов, а также отличительные особенности основных видов дискурсов. В этой главе мы обобщили научные знания по письменным речевым дискурсам.
2 глава данной работы посвящена современным технологиям обучения. Мы уточнили и систематизировали имеющиеся современные технологии обучения письменным видам речевой деятельности, базируясь на разработках отечественных (Островая О.С. и Голованова И.С.), а также французских (Мануэль Мало) преподавателей. А именно, мы подробно рассмотрели технологии обучения написания эссе, реферированию и составления резюме (CV).
После тщательного анализа литературы и научных работ, посвященных обучению письменным речевым дискурсам, мы определили, что наиболее малоизученной сферой обучения речевого дискурса в СОШ является аннотирование. Возможно, это обусловлено тем, что данный вид речевого дискурса не является основным требованием единого государственного экзамена. Но так как все совершенствуется, изучение иностранных языков в школе углубляется с каждым годом, мы решили немного восполнить данный пробел и разработали технологию обучения аннотированию на французском языке на старшей ступени обучения в средней образовательной школе, которую апробировали на уроках французского языка в средней общеобразовательной школе. При помощи метода педагогического наблюдения и метода опытной проверки теоретически полученных данных мы выявили эффективность и полезность разработанной технологии. Таким образом, мы действительно можем рекомендовать разработанную нами методику обучения аннотированию для использования в процессе обучения французскому языку в средней общеобразовательной школе.



1. Александровская, Е.Б. Пособие по обучению реферированию на французском языке / Е.Б. Александровская, Н.В. Лосева. - М.: Высшая школа, 2004. - 248 с.
2. Алешина, Т.Н. Обучение реферированию и аннотированию текстов по специальности: учеб.-метод. пособие / Алешина Т.Н., Дмитриченко В.В., Дьяченко С.В., Самойлова С.В. - М.: Академия, 2011. - 56 с.
3. Барышников, Н.В. Обучение французскому языку в средней школе: вопросы и ответы / Н.В. Барышников. - М.: Просвещение, 1992. - 128с.
4. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация / Т.А. Ван Дейк. - М.: Прогресс, 1989. - 310 с.
5. Васильева В.Н. Эволюция методов познавательно-практической деятельности в парадигме коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам / В.Н. Васильева, Г.И. Назарова, Л.Р. Низамиева, О.Ф. Остроумова // Монография. - Казань: Вестфалика, 2012. - 212 с.
6. Вторушина, Н.Ю. Письмо и письменная речь в обучении иностранному языку / Н.Ю. Вторушина. Тамбов: Грамота, 2010. № 1. - 129¬132 с.
7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
8. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. - М.: Ком Книга, 2007. - 144 с.
9. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Академия, 2006. - 336с.
10. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов. - М.: Высшая школа, 1982. - 373 с.
11. Голованова И.С. [Электронный ресурс] - режим доступа:
http://irgol.ru/comment-dire-kak-skazat-po-frantsuzski/rekomendatsn-po- napisaniyu-esse-na-fra/ , свободный
12. Дронова Н.А. Технология обучения компрессии научно-технической литературы в процессе преподавания иностранного языка / Н.А. Дронова. Журнал «Среднее профессиональное образование», 2013. - № 10. - С. 24-27.
13. Закриева, З.Л. Текст и дискурс: Проблема разграничения и взаимодействия в педагогической лингвистике / З.Л. Закриева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. - 2015. - № 2. - С. 55-58.
14. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик // Монография. - Волгоград: Перемена, 2002. - 477 с.
15. Ковшиков, В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В.А. Ковшиков, В.П. Глухов. - М.: Астрель, 2007. - 224 с.
16. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку: учебное пособие / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Еналиева. - М.: Академия, 2001. - 264 с.
17. Куклина, С.С. Дискурс и текст ка продукты письменной речевой деятельности / С.С. Куклина, Р.А. Черемисинова // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 2. - С. 351-355.
18. Курганская, Л.А. Реферирование текстов на французском языке: учеб. пособие / Л.А. Курганская. Московский государственный институт международных отношений, 2001. - 158 с.
19. Лаврова, Н.А. О разграничении понятий «текст», «дискурс», «языковая система» / Н.А. Лаврова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2010. - № 6. - С. 164-167.
20. Левина, Р.Е. Нарушения устной и письменной речи как причина неуспеваемости учащихся / Р.Е. Левина // Советская педагогика, 1974. - № 1.- С. 51-58.
21. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики: учебник для студ. высш. учеб. заведений / А.А. Леонтьев. - М.: Академия, 1999. - 386 с.
22. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 320 с.
23. Макаров, М.Л. Основы теории дискурса / М.Л. Макаров. М.: Гнозис, 2003. - 280 с.
24. Миньяр-Белоручев, Р.К. Методика обучения французскому языку / Р.К. Миньяр-Белоручев. - М.: Просвещение, 1990. - 224с.
25. Назарова Г.И. Форум как жанр интернет-дискурса и его лингвистические особенности. Французский язык и методика его преподавания: проблемы и перспективы: Сб.науч.трудов. - Вып.9. - Казань: Изд-во «Хэтер», 2014. - С.133-137.
26. Николаева, И.В. К вопросу о реферировании текстов на французском языке / И.В. Николаева. Тамбов: Грамота, 2010. - №2. - 113-115с.
27. Опойкова, О.Н. Обучение написанию аргументированного эссе на английском языке / О.Н. Опойкова // Иностранные языки в школе. - 2009. -№
6. - С. 30-32.
28. Островая, Ю.С. К вопросу реферирования французских текстов на примере текстов и мультимедийных сообщений / Ю.С. Островая // Наука и образование в современной конкурентной среде. - 2016. - № 1. - С. 118-120.
29. Проворотов, В.И. Аннотирование и реферирование как методические приемы в обучении работе над специальными текстами / В.И. Проворотов. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2006. - № 2. - 129-135 с.
30. Программы общеобразовательных учреждений: французский язык / сост. Е.Я. Григорьева, В.Г. Владимирова. - М.: Просвещение, 2001. - 65 с.
31. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Спб.: Питер, 2000. - 720 с.
32. Соссюр, Фердинанд де. Курс общей лингвистики / Екатеринбург.: Издательство Уральского университета, 1999. - 360 с.
33. Темнова Е.В. Современные подходы к изучению дискурса // Сб.статей / отв.ред. В.В. Красных, А.И. Изотова. М.: МАКС Пресс, 2004. № 26. - С. 24-32.
34. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности / М. Фуко. - М.: Касталь, 1996. - 448 с.
35. Ханкова, С.М. Формирование умений и навыков письменной речи на занятиях по французскому языку / С.М. Ханкова. Пятигорский государственный лингвистический университет, 2011. - 10с.
36. Шабельникова, А.С. Реферирование как средство управления качеством обучения иностранному языку / А.С. Шабельникова. Сборник научных статей и воспоминаний «Памяти В.А. Фукина посвящается», 2014. - 159-163 с.
37. Юмаева, Н.Р. Французский язык: Обучение письменной речи / Н.Р. Юмаева. Ульяновский государственный педагогический университет им. Ульянова, 2008. - 217-220 с.
38. Christian, Abbadie. L’expression frangaise ecrite et orale / Abbadie Christian, Bernadette Chovelon // Presse universitaire de Grenoble, 2015. - 244 p.
39. Goffard, Serge. Entrer dans I’ecrit: les genres de discours / Serge Goffard. Le Perreux: CRDP de I’Academie de Creteil, 1997. -243 p.
40. L’apprentissage de la langue ecrite: approche cognitive / sous la direction de Nathalie Marec-Breton. - Rennes: Presse universitaire de Rennes, 2009. - 315 p.
41. Карасик В.И. О категориях дискурса. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://homepages.tversu.ru/~ips/JubKaras.html , свободный.
42. Кодификатор ЕГЭ по французскому языку. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory , свободный.
43. Реферирование научного текста. Методические рекомендации по курсу «Русский язык и культура речи». [Электронный ресурс] - режим доступа: http://old.kpfu.ru/f10/publications/2005/R1.pdf , свободный.
44. Сусов И.П. Деятельность, сознание, дискурс и языковая система.
[Электронный ресурс] - режим доступа: http://homepages
tversu.ru/~ips/IPS1988a.html, свободный.
45. Текст: La France et les Frangais. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://french-online.ru/la-france-et-les-francais, свободный.
46. Текст: La protection de I’environnement. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://french-films.my1.ru/publ/teksty na francuzskom jazyke/ teksty na francuzskom jazyke/la protection de l environnement okhrana okruz hajushhej sredy/17-1 -0-216, свободный.
47. Текст: Les problemes de la jeunesse. [Электронный ресурс] - режим доступа: http: //french-films .my1.ru/publ/teksty na francuzskom j azyke/teksty
na francuzskom jazyke s perevodom na russkij dlja ehkzamenov/les problem es de la jeunesse problemy molodezhi/9-1-0-89, свободный.
48. Текст: Paris, la capitale de la France. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.languages-study.com/francais-topic-14.html , свободный.
49. Текст: Poisson d’Avril. [Электронный ресурс] - режим доступа: http: //french-films .my1. ru/publ/teksty na francuzskom j azyke/teksty na francuzskom jazyke/poisson d avril den durakov/17-1 -0-704 , свободный.
50. Толковый словарь русского языка Дмитриева Д.В. [Электронный
ресурс] - режим доступа: http: //dic.academic.ru/contents. nsf/dmitriev/,
свободный.
51. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 кл.). [Электронный ресурс] - режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/543, свободный.
52. Comment faire des annotations. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://fr.wikihow.com/faire-des-annotations, свободный.
53. CV etudiant: 6 conseils pour rediger un CV plus operationnel. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://etudiant.aujourdhui.fr/
etudiant/info/cv-etudiant-6-conseils-pour-rediger-un-cv-plus-operationnel.html, свободный.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ